Понедельник, 23.10.2017, 18:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Уроженка Мордовии Нина Литюшкина - единственная летчица в России, награжденная медалью Нестерова
В нашей рубрике мы рассказываем о земляках, прославивших республику и весь мордовский народ. Перед Международным женским днем «Известия Мордовии» пишет о замечательной женщине, единственной мордовской пилотессе, общий налет которой составляет 23480 часов, или 2,5 года жизни (это уникальный показатель даже для пилотов-мужчин)! Нина Васильевна Литюшкина - пилот первого класса, она пролетала столько, что занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В авиации Нина Васильевна проработала 45 лет. 45 лет безупречной, безаварийной работы! За это время Нина Васильевна освоила самолеты Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154, подготовила к самостоятельным полетам 5 командиров Ил-18. О своей старшей сестре нам рассказал член Совета Федерации РФ Владимир Васильевич Литюшкин. 

Нина Литюшкина родилась 2 ноября 1942 года в селе Чукалы Ардатовского района. Девочку воспитывала бабушка Татьяна Павловна Литюшкина. Нина росла бойкой, активной и очень упорной девочкой. Упорство передалось ей, как и всем братьям и сестрам, от отца - Василия Григорьевича Литюшкина. 

- Нас с детства приучали к труду, большим авторитетом для всех детей был отец, на которого мы, дети, похожи и внешне, и характерами, - рассказывает Владимир Васильевич.
Нина с детства была влюблена в небо, собирала картинки с изображением облаков, самолетов. Часто говорила: «Все равно полечу!» Она твердо решила связать свое будущее с авиацией. Для выполнения своей мечты она пошла против воли отца, которого очень любила и уважала. 

Закончив среднюю школу, Нина некоторое время работала в Саранске на приборостроительном заводе, но затем поехала в Куйбышев. Там в аэроклубе она прошла первоначальную подготовку инструктора-планериста, совмещая ее с работой приемосдатчицы речного порта. Но девушка стремилась отнюдь не к профессии инструктора, Нина хотела летать сама, управлять большими грузовыми и пассажирскими самолетами, а не спортивными планерами и легкомоторными самолетами, как говорит Владимир Васильевич: «Она мечтала летать высоко». 

В 50-е годы в Саранске на базе аэроклуба им. П.Ф.Федосеенко открывается Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР, основателем и вдохновителем которой являлся прославленный летчик, генерал Н.П. Каманин. Нина приезжает в Саранск, чтобы поступить в эту школу. Но тогда, да и сейчас, все считают, что место женщины на земле, а за штурвалом самолета должен сидеть мужчина. Поступить в летную школу женщине было практически невозможно. Нина обращается за помощью к отцу. Василий Григорьевич, который смирился с упорством дочери и гордился ее настойчивостью и верностью своей мечте, обратился к Николаю Петровичу Каманину, и Нина была зачислена! Когда отделение летного объединения в Саранске было закрыто, Нина поехала доучиваться в Калужскую область. Упорная девушка все время стремилась к своей цели, для нее не были важны расстояния, переезды, годы учебы, у нее был один-единственный курс - небо! 

21 декабря 1964 г. Нина Литюшкина вошла в личный состав Гражданского воздушного флота СССР. Она переучивается на Ан-2. Начала летать вторым пилотом на Ан-2 в 68-й отдельной авиаэскадрильи города Саранска – перевозила грузы и пассажиров. 

А когда налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, в 1968 году ее, женщину(!), утвердили командиром самолета Ан-2. Через несколько лет в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24. 

Справка «ИМ» 

Меда́ль Не́стерова - государственная награда Российской Федерации. Медаль названа в честь Петра Николаевича Нестерова — российского военного лётчика, основоположника высшего пилотажа (1887—1914; погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран). Медаль Нестерова - один из самых почетных знаков отличия в Российской авиации. По Указу Президента Российской Федерации этой медалью награждают «За личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и маневрах; за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолетовождения; за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке». 

В 50-е годы в Саранске на базе аэроклуба им. П.Ф.Федосеенко открывается Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР, основателем и вдохновителем которой являлся прославленный летчик, генерал Н.П. Каманин. Нина приезжает в Саранск, чтобы поступить в эту школу. Но тогда, да и сейчас, все считают, что место женщины на земле, а за штурвалом самолета должен сидеть мужчина. Поступить в летную школу женщине было практически невозможно. Нина обращается за помощью к отцу. Василий Григорьевич, который смирился с упорством дочери и гордился ее настойчивостью и верностью своей мечте, обратился к Николаю Петровичу Каманину, и Нина была зачислена! Когда отделение летного объединения в Саранске было закрыто, Нина поехала доучиваться в Калужскую область. Упорная девушка все время стремилась к своей цели, для нее не были важны расстояния, переезды, годы учебы, у нее был один-единственный курс - небо! 

21 декабря 1964 г. Нина Литюшкина вошла в личный состав Гражданского воздушного флота СССР. Она переучивается на Ан-2. Начала летать вторым пилотом на Ан-2 в 68-й отдельной авиаэскадрильи города Саранска – перевозила грузы и пассажиров. 

А когда налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, в 1968 году ее, женщину(!), утвердили командиром самолета Ан-2. Через несколько лет в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24. 

Мечта привела Нину Литюшкину в Сибирь, где ей предложили работу второго пилота Ил-14 на Красноярском авиапредприятии. На Ил-14 Нина Васильевна налетала 1774 часа. Через несколько лет Нина вновь проходит курсы в Ульяновске, на которых переобучается на вождение корабля Ил-18, после чего становится командиром экипажа. 

Когда в середине 70-х годов в гражданской авиации появились турбореактивные самолеты, Нина Васильевна переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. Аттестационная комиссия утверждает ее на должность второго пилота самого сложного в технике пилотирования нашего лайнера Ту-154. Как говорит сама Нина Васильевна: «Из женщин России, я одна летала на "Тушке". Общий налет Литюшкиной на Ту-154 составляет 13580 часов 37 минут. 

Во время работы Нина Васильевна имела допуск к контрольно-испытательным полетам, полетам с перевозкой VIP-персон, выполняла полеты по второй категории ИКАО (международной организации гражданской авиации), то есть применяя визуальный заход на посадку, летала в сокращенном составе, без штурмана, при этом освоила полеты с использованием спутниковых навигационных систем. 

В газете «Красноярский рабочий» за 2003 год рассказывается о знакомстве Нины Литюшкиной с генералом Александром Лебедем. 

Генерал вошел к пилотам в кабину и гневно воскликнул: 

- До-жи-ли! За штурвалом летчики в серьгах! 

Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Красноярского края Лебедю и улыбнулась. 

Александр Иванович увидел обаятельную женщину в летном мундире, а вскоре узнал, что недавно Нину Васильевну Литюшкину поздравляли друзья и коллеги с 35-летием летной работы и безаварийным налетом 20 тысяч часов. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины самолета. Через несколько минут вернулся и преподнес нарядную коробку конфет Нине Васильевне. 

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 14 июля 2007 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: «За заслуги в освоении современной авиационной техники, высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу» Нина Васильевна была награждена медалью Нестерова, которая была учреждена 2 марта 1994 года. За все годы медалью Нестерова были награждены 146 человек. Когда я готовила этот материал, познакомилась с этим списком – Нина Литюшкина оказалась единственной женщиной, удостоенной этой высокой награды! 

- Я горжусь своей сестрой, - говорит Владимир Васильевич, - она упорно шла к намеченной цели и заняла достойное место в жизни. Наш отец гордился бы ею… 

Нина Васильевна ушла на заслуженный отдых 2 февраля 2009 года. 

Когда я созвонилась с Ниной Васильевной, она рассказала, что постоянно следит за успехами родной республики и гордится своими мордовскими корнями. В Саранск к своим родным Нина Васильевна приезжает каждый год. И, как признался Владимир Васильевич, сестра мечтает переехать из далекого Красноярска домой, в Мордовию.


Источник: http://izvmor.ru/article_15526.html
Категория: Свободные статьи | Добавил: sveta (19.12.2012) | Автор: Александрова Светлана W
Просмотров: 1125 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (34899)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (19860)
Щур Илья Андреевич (18602)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17456)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (16660)
Перемота Алексей Юрьевич (14053)
Комлев Фёдор Михайлович (12870)
Миргазетдинова Розалия (12753)
Щур Илья Андреевич (12729)
Киселёв Андрей Валерьевич (12712)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017