Выполнил: Мифтахов Булат, ученик 9Б класса МОАУ «Лицей №1»
ГО город Нефтекамск
Руководитель: Музафарова Ф.Г, учитель физики МОАУ «Лицей №1»
Уфа 2018-2019 учебный год
Самолеты необычного стратегического назначения
Иллюстрации не закачаны на сайт, их демонстрация не гарантируется (Прим.модератора)
Введение
Для того чтобы начать свою историко-исследовательскую работу нужно определить какие самолеты являются <необычными>. В этот список я включил самолеты имеющие необычные, задачи, или возможности, я не стал включать самолеты имеющие большие размеры, или странную конструкцию так как нас интересует именно их назначение.
На протяжении всего своего существования человечество пыталось расширить свои возможности в той или иной сфере, и авиация не стала исключением. Оно не стало останавливаться на грузовых и пассажирских авиаперевозках, оно пошло дальше и создало самолеты самых разных задач.
Но для чего и почему стали появляется самолеты необычного назначения?
Давайте обратимся к истории.
Самолеты прошлого и настоящего
История происхождения и представители
Многие самолеты Первой мировой войны были обычными разведчиками, на которые позже начали устанавливать неподвижное вооружение, это создало новые класс военной авиации - истребители и перехватчики. Но в то время пока истребительная и штурмовая авиация только зарождались, свою ношу на поле боя вносил новый класс крылатых машин – корректировщики. В задачу этих самолетов входило корректирование огня артиллерийских батарей путем указания цели сигнальными ракетами, фотографированием позиций противника или передача точных координат. Данный класс обычно превосходил скоростными и манёвренными возможностями своих собратьев, так как не имел вооружения на борту, это позволило им безнаказанно пролетать над позициями противника, избегая огня ПВО.
Яркими представителями были: Albatros B.I, Bleriot XI, Avro 504
- были первые самолеты необычного стратегического назначения в истории, далее значимость корректировщиков лишь вырастет, но к тому моменту авиапарк самолетов пополниться и новые модели позволят выполнять задачи намного сложнее.
Развитие авиации шло полным ходом пока авиаконструкторы не столкнулись с проблемой дальности полета. Большая дальность полета требовала большего объёма топливного бака, а он в свою очередь требовал, больше места в самолете из-за чего масса самолета вырастала, и ему требовались двигатели повышенной мощности, которые требовали больше топлива. Этот замкнутый круг поставил авиаторов в тупик, пока решение не было придумано российским авиаконструктором Александром Прокофьевым – Северским. Он предложил проводить дозаправку самолета в воздухе, не теряя время на посадку. Так появился новый класс самолетов – самолеты танкеры. Как правило, они не являются новыми самолетами, обычно это грузовые или пассажирские тяжеловесы. В их задачу входит барражирование над определенной целью, ожидая союзный самолет. Благодаря подобным дозаправкам, дальность полета многих самолетов сильно возросла. В наши дни дозаправка производится путем системы <шланг – конус>, а в начале XX века дозаправку производили буквально <с крыла на крыло>.
Яркие представители конца XX века: Ил-78, KB-50J
Также проблему малой дальности полета пытались решить в С.С.С.Р. путем создания нового класса самолета – Авиаматки. Авиаматки имели под крыльями вместо бомб самолеты с малой дальностью полета, несмотря на большую массу, эти самолеты взлетали и доставляли своих <пассажиров> к воздушной битве или цели для бомбардировки, находящихся в глубоком тылу, отцепляли их там и возвращались. Подобная схема успешно применялась в <звене Вахмистрова>. В дальнейшем схема была переделана, и ее начали использовать и в освоении космоса, для чего стали использовать самолеты - ракетоносители.
Ярким и единственным представителем XX века является: ТБ-3
Во Вторую мировую войну не было снарядов подобных современным сверхточным ракетам типа <Tomahawk> , которые позволяли бы попадать на огромные расстояния, и поэтому для точечного уничтожения были созданы самые не гуманные воздушные аппараты – самолеты камикадзе. Идея, рождённая в Японии, самолет – снаряд, рассчитанный лишь на один полет. В самолет загружался фугасный снаряд, двигатель, простейшие навигационные устройства и пилот – смертник. Какими бы безумными японцы не были, эскадрильи камикадзе показали свою эффективность и уничтожили большое количество кораблей.
Яркие представители самолетов – бомб: Yokosuka MXY7 Ohka, Zero
Но не только Японцы были готовы жертвовать своими пилотами, в Америке в 1945 году был создан самолет, который не имел вооружение, а его основным орудием был его корпус, которым он должен был <разрубать> самолеты противника. Эта версия не получила распространения, так как первый же боевой вылет закончился, из-за возгорания на 15 минуте полета.
Единственный представитель: Northrop XP-79B
За период XX века человечество создало много необычных машин, но это не значит, что подобных разработок нет в современном мире.
Современные образцы
Многие самолеты необычного назначения продолжали развиваться, некоторые классы исчезли из-за ненужности, некоторые наоборот стали более востребованы. Так, например концепт, разработанный в годы войны, самолета ведущего огонь из подвижных орудий, установленных на борту, эволюционировал в проект самолета специального назначения – <Ганшип>. На борту самолета установлены орудия самых разных калибров, способных вести огонь по наземным целям. Данный проект эффективен, так как обладает большей огневой мощью, способен вести огонь с большей высоты, мобильнее и быстрее винтокрылых машин, предназначенных для подобных задач, и имеет большее бронирование.
Представители XX века: B-25 Mitchel, YB-40 Flying Fortress
Представители XXI века: AC-130 Spectre, AC-119G Shadow
Также во время холодной войны был создан уникальный проект – самолет Судного дня, предназначенный для президента, министра обороны и других высших членов военного руководства США на случай начала ядерной войны. Всего существует 4 таких самолета, 1 всегда готов к взлёту. Данный самолет способен держаться в воздухе 1 неделю в условиях дозаправки, а все находящееся на борту защищено от радиации.
Один представитель: Boeing E-4
Несмотря на современное многообразие самолетов большинство из них это просто сильно модернизированные версии истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков или разведчиков, и самолетов созданных для необычных задач мало.
Вывод
Однажды Николай Егорович Жуковский сказал «Самолет - величайшее творение разума и рук человеческих, он неподвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы» он говорил это, смотря на самолеты Первой мировой войны и даже не догадываясь о том, что его слова будут истиной даже спустя сотни лет. Самолет все еще капризная и требовательная машина, часто не прощающая ошибок, но своего пилота за его терпение и труд она способна наградить самым редким даром в нашем мире, о котором человек мечтал все свое существование – даром полета.
- один самолет прошло или будущего не был и не будет создан просто так, у каждого будут свои задачи, некоторые для нас привычны, некоторые совершенно новые, но ни смотря, ни на что самолеты специального военного или гражданского назначения всегда будут существовать. Необходимость в них всегда была, новую войну не выиграть используя только старые способы, это нам доказала история, и докажет еще много раз. Но как заключение в своем выводе я отвечу на вопрос заданный в начале, самолеты необычного назначения начали появляться из-за того что некоторые задачи требует к себе не привычного для нас подхода и многие авиаконструкторы это понимали, поэтому и начали создавать такие самолеты.
Приложение
Разведовательно-коректировачная версия «Альбатроса»
Avro 504 который также использовался как корректировщик
Ил – 78 на воздушной дозаправке
КВ- 50J дозаправка над Атлантикой
ТБ- 3 с «грузом» на борту
Самолет – бомба японцев с фугасным снарядом в носу. Подготовка к взлету
Northrop XP-79B, по форме видно, что «разрезать» врага он должен был крылом
AC – 130 отлично видно основное воаружение на левом борту
Основную информацию я брал из этих источников
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздушный_старт
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ганшип
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Дозаправка_в_воздухе
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-78
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект_«Звено»
- https://army-news.ru/2014/09/dozapravka-v-polete-istoriya-i-sovremennost/
- https://decem.info/10-strannyh-samolyotov-vremyon-vtoroj-mirovoj-vojny.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Yokosuka_MXY7_Ohka
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_E-4
- https://topwar.ru/38265-polet-v-odin-konec-razrushitelnaya-mosch-kamikadze.html
|