Автор: Абуталипова Аделия Ураловна
Возраст: 16 лет
Место учебы: МБОУ Школа №116
Город, регион: Уфа, Республика Башкортостан
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Абуталипов Урал Маратович,
ООО «БашНИПИнефть»
Можно ли спасти пассажиров авиалайнера
при его аварии в воздухе
Цель:
Изучение факторов возникновения авиакатастроф и путей их предотвращения.
Задачи:
- Проанализировать данные по авиационным инцидентам с учетом фазы полета.
- Рассмотреть причины возникновения авиакатастроф.
- Обозначить возможные способы предотвращения причин возникновения авиакатастроф.
План:
- Введение.
- Статистика по авиационным инцидентам.
- Распределение доли авиакатастроф от общего числа по видам их причин.
- Мероприятия, позволяющие повысить вероятность выживания.
- Заключение.
Введение
В век, когда авиационные сообщения стали неотъемлемой частью современной динамичной жизни и бизнеса, все более актуальными становятся вопросы повышения авиационной безопасности. Авиастроительные компании, авиаконструкторы и энтузиасты постоянно предлагают усовершенствования в системах управления и организации безопасности полетов.
В настоящей работе рассмотрена статистика по авиационным инцидентам пассажирских линий с 1960 по 2015 гг. Приведено распределение аварийности по фазам полета и рассмотрены аспекты повышения вероятности выживания при катастрофе во время полета, то есть в фазах набора высоты, крейсерского полета и снижения.
Статистика по авиационным инцидентам
За 50 лет с 1967 по 2016 годы по данным сети безопасности полетов [1] произошло 2453 авиационных инцидента, в которых погибло 57 887 человек.
Рисунок 1 - Распределение количества катастроф и количества погибших по десятилетиям
Рассмотрим фазы полета и выделим наиболее опасные, с точки зрения количества жертв при катастрофе.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что наибольшее количество жертв характерно для фазы полета на эшелоне, что связано с очевидными причинами: падение с наибольшей высоты оставляет меньше шансов на выживание, а разгерметизация салона наиболее опасна, так как степень разряжения напрямую зависит от высоты.
Объединим фазы набора высоты, полета на эшелоне и снижения в условную фазу нахождения в воздухе, и получим, что при катастрофе в воздухе погибло наибольшее количество людей - 50069 человек.
К авиакатастрофам приводят разные причины, которые можно условно разбить на 5 групп. В таблицах 1 и 2 использовалась информация из базы данных PlaneCrashInfo.com [2], что составило 1104 случая с 01.01.1960 по 31.12.2015, для которых была известна определенная причина. Аварийные самолеты перевозили 10 и более пассажиров. Военные, частные самолеты и вертолеты были исключены. В случаях, где выделены несколько причин, использовалась наиболее значимая.
Таблица 1 - Распределение долей причин катастроф 1960-2015 гг
Причина |
Процент аварий |
Ошибка пилота |
58% |
Техническая неисправность |
17% |
Погодные условия |
6% |
Саботаж |
9% |
Другое |
10% |
Таблица 2 - Распределение долей причин катастроф по десятилетиям
Причина |
1960-1969 |
1970-1979 |
1980-1989 |
1990-1999 |
2000-2015 |
Ошибка пилота |
60% |
55% |
54% |
60% |
60% |
Техническая неисправность |
21% |
16% |
18% |
15% |
18% |
Погодные условия |
6% |
5% |
6% |
6% |
7% |
Саботаж |
5% |
11% |
11% |
8% |
9% |
Другое |
8% |
13% |
11% |
11% |
6% |
К категории «Ошибки пилота» относятся:
- неверный порядок действий;
- полет по правилам визуального полета (ПВП) в условиях необходимости использования правил полета по приборам (ППП);
- столкновение с землей в управляемом полете;
- недопустимое снижение высоты;
- пространственная дезориентация;
- преждевременный спуск;
- чрезмерная скорость посадки;
- нехватка топлива;
- ошибка навигации;
- неправильный взлет/посадка;
а так же те несчастные случаи, когда техническая неисправность или погодные условия стали существенным фактором для совершения ошибки.
К категории «Техническая неисправность» относятся:
- •отказ двигателя;
- сбой оборудования;
- ошибка конструкции;
- ошибка дизайна;
- ошибка обслуживания;
К категории «Погодные условия» относятся;
- высокая турбулентность;
- плохая видимость;
- тяжелый дождь;
- сильный ветер;
- обледенение;
- гроза;
- удар молнии.
К категории «Саботаж» относятся:
- угон самолета;
- снижение;
- взрывчатое устройство на борту;
К категории «Другие» относятся:
- ошибка АТС;
- ошибка наземного персонала;
- перегруз;
- неверная погрузка;
- столкновение с птицей;
- загрязнение топлива;
- потеря трудоспособности пилота;
- препятствие на ВПП;
- столкновение с другим самолетом;
- пожар/дым в полете.
Рассмотрим мероприятия, позволяющие снизить вероятность катастрофы в воздухе.
Общие действия
Совершенствование подготовки авиационного персонала.
Практическое снижение влияния человеческого фактора на безопасность полетов возможно за счет реализации современных международных стандартов подготовки летного экипажа.
Повышение качества информированности экипажа и наземных служб.
Техническое совершенствование систем метеорологического мониторинга позволит использовать более точную информацию, как основу корректных действий экипажа в условиях чрезвычайной ситуации.
Усиление контроля состояния самолетов.
Ужесточение мер позволит сократить риск допуска неисправной техники к полету.
Действия пассажиров
Пассажир может повысить вероятность безопасного полета выбором авиакомпании, типа самолета и места посадки.
Архив авиационных происшествий [3] ведет учет данных по количеству погибших в зависимости от авиакомпании.
Ниже представлены 10 авиакомпаний с наибольшим количеством погибших пассажиров. Используя эти и другие данные, пассажир может выбрать авиакомпанию с меньшим количеством жертв на рейсах.
Наименование компании |
Кол-во
погибших |
1.Аэрофлот - российские международные авиалинии |
10928 |
2. ВВС США - ВВС США (с 1947 года) |
8211 |
3.Королевские ВВС - RAF |
7066 |
4.ВВС США - USAAF (1941-1947) |
6816 |
5. ВМС США -USN |
4011 |
6. Французские авиалинии |
1754 |
7.Pan American World Airways - PAA |
1655 |
8.Частный американский |
1449 |
9. Американские авиалинии |
1442 |
10. Советские ВВС - Военно-Воздушные Силы СССР |
1313 |
Издание BusinessWeek [4] составило рейтинг самых опасных гражданских самолетов мира, используя данные лондонского страхового консультанта Ascend. В рейтинг были включены модели самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 единиц. Список был составлен на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом по данным на конец 2008 года, при этом экспертами не учитывались катастрофы, связанные с террористическими актами.
- Boeing 737 JT8D - одна авиакатастрофа на 507 500 летных часов.
- Ил-76 - одна авиакатастрофа на 549 900 летных часов.
- Ту -154 - одна авиакатастрофа на 1 041 000 летных часов.
- Airbus A310. - одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.
- McDonnell-Douglas DC-9 - одна авиакатастрофа на 1 068 700 летных часов.
- Ту-134 - одна авиакатастрофа на 1 087 600 летных часов.
- Boeing 727 - одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов.
- McDonnell-Douglas MD-80 - одна авиакатастрофа на 2 332 300 летных часов.
- McDonnell-Douglas DС-10 - одна авиакатастрофа на 2 908 800 летных часов.
- McDonnell-Douglas MD-11 - одна авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов.
- Boeing 737 CFMI (Classic) - одна авиакатастрофа на 4 836 900 летных часов.
- Boeing 757 - одна авиакатастрофа на 13 744 400 летных часов.
- Airbus A320 - одна авиакатастрофа на 14 050 200 летных часов.
- Boeing 767. - одна авиакатастрофа на 14 895 100 летных часов.
- Boeing 737 NG. - одна авиакатастрофа на 16 047 900 летных часов.
- Boeing 747. - одна авиакатастрофа на 17 358 500 летных часов.
- Airbus A340. - нет авиакатастроф на 13 млн летных часов.
- Boeing 777 - нет авиакатастроф на более чем 19 млн летных часов.
Выбор пассажиром модели самолета так же может понизить риск попадания в авиакатастрофу.
По результатам исследования журнала Popular Mechanics [5], выживаемость пассажиров составляет:
- в хвостовой части самолета – 69%;
- в районе крыльев – 56%;
- в районе кабины пилота – 49%.
Выбор места в хвостовой части существенно повысит шансы на спасение в случае авиакатастрофы.
Заключение
Спасти пассажиров авиалайнера при его аварии в воздухе можно с применением новых организационных и технических решений, с внедрением новых конструкций самолетов.
Пассажир так же может повлиять на повышение собственной безопасности путем выбора компании-перевозчика, модели самолета и места посадки.
Источники информации
[1] - https://aviation-safety.net
[2] - http://www.planecrashinfo.com
[3] - http://www.baaa-acro.com
[4] - https://www.bloomberg.com/businessweek
[5] - http://www.popularmechanics.com
|