Четверг, 28.03.2024, 22:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Герой России - Шарпатов Владимир Ильич
[/size][/color=green][/b][size=17]Цель: [l]узнать как больше, рассказать о подвиге Владимира Ильича
[b][size=17][color=green]Задачи:
1) Найти и изучить биографию Владимира Шарпатова.
2) Организовать интервью.
3) проанализировать собранный материал.
[b][color=green][size=17][/i]Биография:
[size=14]Шарпатов Владимир Ильич, родился 21 марта 1940 года в Красногорском Звениговском районе Марийской республики в семье шофёра. После школы поступил в лётное училище, но не прошел. Работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт на дневное отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации.В 1971 году поступил в Университет гражданской авиации. В 1976 году закончил по специальности инженер-пилот.
3 августа 1995 года самолёт Ил-76, был принудительно посажен на аэродром вьблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Экипаж самолёта попал в плен.
Это тот самый Ил-76, который в августе 1995 года захватили талибы. Самолет перевозил боеприпасы из Албании в Афганистан, но в пункт назначения так и не прибыл — лайнер принудительно посадили в Кандагаре. Экипаж вместе с командиром Шарпатовым провел в плену 378 это один год и 13 дней. Все это время летчики жили в заброшенном доме.
Тогда вся страна следила за судьбой кандагарских пленников, простых тюменских летчиков, захваченных в таинственном Афганистане.
Но за годы память успела стереться, и подробности той чрезвычайной истории так бы и остались неизвестны широкой публике, если бы их не воссоздали в российском фильме 2010 года «Кандагар» в роли Шарпатова снялся Александр Балуев

[size=17][color=green] Итервью:
[size=14]Владимир Ильич, что вас привело в тревожное небо над Афганом?

Владимир Шарпатов: О том, что небо там тревожное, мы и не знали, пока не заночевали в Баграме и не попали под бомбежку.
В момент, когда мы прилетели в Афганистан, там уже больше половины территории было захвачено талибами. Но мы ничего этого не знали.
В конце нашей командировки наш самолет направили в Албанию.
Там загрузили ящики. В них были патроны калибра 7,62мм

Скажите пожалуйста как произошел захват? Как все это произходило?

Владимир Шарпатов: Идем в небе над Кандагаром. Выходит на связь диспетчер: "Борт 76842, вам посадка в Кандагаре!" - "Причина?" - задаю вопрос. - "Досмотр груза". Мы отвечаем: "Садиться не будем, у нас другой пункт назначения". И тут на связь выходит летчик-истребитель: "МиГ-21" справа, сзади в 200 метрах. Видишь? Выполняй заход, это приказ!"
И тут 2 летчик объявляет, что у МиГа топлива на сорок минут. Намек понятен. Отвечаем: "Садиться не можем: посадочный вес не позволяет. Надо вырабатывать топливо".
Думаем, пока мы кружим - топливо у МиГа закончится и он пойдет на посадку. Но афганцы оказались не глупее. Первый круг делаем, смотрим - готовят второй истребитель. Второй круг - он уже на взлетке стоит. Мы уже курсом на Кабул пошли, от диспетчера приказ: "Заходите на посадку, последнее предупреждение, открываем огонь".
Мы совершаем посадку.

Как Вам удалось сбежать?
Владимир Шарпатов: У нас к тому времени было разработано несколько планов побега. Самый экстремальный: набираем высоту, надеваем кислородные маски, я разгерметизирую самолет - все, кто без масок, погибают... Талибы стали предлагать принять их веру. Мы отказывались. Нас заманивали: выучите пару молитв - отпустим. Предлагали учить их летчиков. Тоже отказались. Допуск к самолету мы получили другим способом. Объясняли талибам, что если он нужен им в исправном состоянии, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание. В условиях 50-градусной жары масло в двигателях загустеет, двигатели выйдут из строя.И вот наступил день 16 августа.
Нас снова повели на аэродром. Мы уже все решили, но не торопились, чтобы у стражей не возникло никаких подозрений. Каждый из нас, как обычно, занимался своей работой. Начали менять пресловутое колесо. Разделил обязанности: один наблюдает за зенитками, другой за истребителями, третий за перроном. Заготовили веревки вязать охрану, тяжелые предметы, молотки. Договорились первым делом отстегнуть рожок автомата, чтобы обезвредить его. И тут мне доложили, что в конце перрона сидит зенитчик. Ни разу никуда не отлучался ни на обед, ни на молитву, ни даже в туалет. Он же нас в упор расстреляет. На наше счастье, тут проезжает талиб на велосипеде. Второй пилот попросил покататься, доехал до середины перрона. Вернулся, подтвердил: зенитчик сидит. Потом кататься сел я. Набрался нахальства, докатался почти до самой зенитки. А там на сиденье зенитчика брезентовый чехол лежит, издалека словно человеческий силуэт. Все ясно, зенитка неопасна.
Нам скомандовали ехать в тюрьму. Мы стали настаивать, что надо еще прогонку двигателя сделать. Талибы без особой охоты согласились. А мы решили, все, будем взлетать. Собьют так собьют. Даже самые "решительные"дали,согласие.
Аэродром Кандагар находится в условиях 50 градусов жары и на высоте 1200 метров над уровнем моря. Кислорода не хватает, воздух разреженный. Подключаем приборы. Запускаем пускач , но тут срабатывает автоматика, отключается подача топлива. Объясняем талибам, что нужно минут 40 - 50подождать, пока двигатель остынет.
Я решил выруливать на взлетную полосу по грунту. Тут выбегает инженер Бутузов: талибы ушли молиться, на борту оставили лишь трех автоматчиков. Бортинженер запускает ВСУ, я заскакиваю в самолет через рампу (задний люк), Бутузов включает гидронасосы, и под нагрузкой ВСУ опять вырубается, но бортинженер успел один двигатель запустить. Затем другой. Радист связывается с вышкой, чтобы разрешили порулить. Вышка молчит. Охранник, наверное, тоже молиться пошел. «Вы молитесь, мы поехали.»
Начал выруливать к центральной рулежке на магистральную, на ходу запускаем третий и четвертый двигатель, все приборы, выпускаем механизацию. Только разворачиваюсь на скоростную рулежку, от вышки несутся автобус с автоматчиками и "Урал" . Делать нечего, начинаю взлет. Выруливаем на взлетную полосу, скорость 120, а взлетный вес 120 тонн. Так как колеса за год подспустили, была опасность, что они сомнутся, а шасси сломается от боковых нагрузок. Но самолет все выдержал.
Продолжаю разбег, наперерез слева несутся две машины. В момент, когда пересекали траверз центральной рулежки, они были уже у меня под крылом. Опередил буквально на полсекунды.
Полоса заканчивается. Впереди колючая проволока, за которой противотанковое минное поле, перерытое рвами, и разбитые самолеты. Для взлета нужна скорость 280, а у меня на спидометре 220.
Хорошо, что я в своих первых полетах летал с грунтовых полос. Вспоминаю, что надо выпустить полностью закрылки, они как парашют тормозят и одновременно увеличивают подъемную силу. Но на 230 км в час уже можно самолет оторвать от земли.
Штурман диктует скорость: 220, 225, 230. Можно попробовать. И буквально с последней плиты на 230 подрываю самолет, перескакиваю проволоку. 240. Шасси убрали. Я иду с набором высоты. Летели около часа над пустыней. Высота 50 метров. В пустыне резвилось несколько смерчей. Пыль летит навстречу. И мы не можем ее облететь, уйти в верхний эшелон: там нас засекут локаторы. Нас трясет: зацепил смерч.
Идем вдоль границы. На юг и восток - территория Пакистана. Лететь сразу к России - слишком большое расстояние. И горы, которые на малой высоте не пройдешь. На запад правее - пустыня, выступ границы, иранская территория впадает в территорию Афганистана.
На сто километров короче путь. К этому выступу и пошел. Затем вдоль границы набираю высоту. Прилетели в Шарджу. Нас уже встречали министр МЧС Сергей Шойгу выслал Ил-62 с делегацией.
Через 4 дня президент страны подписал указ о награждении Золотой Звездой Героя России меня и второго пилота Газинура Хайруллина. Остальные ребята получили ордена Мужества.
После побега еще полтора года проработал в Казани, потом вернулся в Тюмень, по
распоряжению губернатора. Вновь сел за штурвал самолета. До 2002 года летал
командиром экипажа Ил-76 "Тюменских авиалиний". Только в 62 года ушел на пенсию.

Сейчас он летает и будет летать очень долго. Его именем назвали самолет.
Звание Героя России присвоено указом президента России от 22 августа 1996 года. Звезду Героя России В. И. Шарпатову вручил в Кремле премьер-министр В. С. Черномырдин.
После возвращения из плена В. И. Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года в возрасте 58 лет был уволен «по сокращению штатов».
Уехал в город Тюмень, где по распоряжению губернатора Тюмени Лётчик вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании «Тюменьавиа». В возрасте 62-х лет ушёл с летной работы.
В городе Тюмень, есть стена почетных людей, героев России на нем так же есть и Владимир Шарпатов
Когда я узнал что он Герой России, мне сразу захотелось рассказать о нем всем, и решил написать эту работу.
В августе 2016 и 2017 годов, я приезжал к нему на его 2 день рождение, это так он называет дату побега. Поговорив с ним он оказался очень хорошим человеком, он прочитал мне свои строки стихотворений, шутил, разговаривал со мной о будущем.Я ему привез Башкирский мёд.
Я очень горжусь им!

Героями не рождаются, ими становятся!

Рекомендуемый фильм для просмотра: «Кандагар» 2010 года, Андрея Кавуна.
Категория: Свободные статьи | Добавил: Roux (13.02.2018) | Автор: Антон Андриянов E W
Просмотров: 1258 | Теги: Шарпатов, Герой России, биография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1766)
Егор Андреевич Попов (1349)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (488)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (344)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024