Суббота, 21.12.2024, 19:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Герой России - Шарпатов Владимир Ильич
[/size][/color=green][/b][size=17]Цель: [l]узнать как больше, рассказать о подвиге Владимира Ильича
[b][size=17][color=green]Задачи:
1) Найти и изучить биографию Владимира Шарпатова.
2) Организовать интервью.
3) проанализировать собранный материал.
[b][color=green][size=17][/i]Биография:
[size=14]Шарпатов Владимир Ильич, родился 21 марта 1940 года в Красногорском Звениговском районе Марийской республики в семье шофёра. После школы поступил в лётное училище, но не прошел. Работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт на дневное отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации.В 1971 году поступил в Университет гражданской авиации. В 1976 году закончил по специальности инженер-пилот.
3 августа 1995 года самолёт Ил-76, был принудительно посажен на аэродром вьблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Экипаж самолёта попал в плен.
Это тот самый Ил-76, который в августе 1995 года захватили талибы. Самолет перевозил боеприпасы из Албании в Афганистан, но в пункт назначения так и не прибыл — лайнер принудительно посадили в Кандагаре. Экипаж вместе с командиром Шарпатовым провел в плену 378 это один год и 13 дней. Все это время летчики жили в заброшенном доме.
Тогда вся страна следила за судьбой кандагарских пленников, простых тюменских летчиков, захваченных в таинственном Афганистане.
Но за годы память успела стереться, и подробности той чрезвычайной истории так бы и остались неизвестны широкой публике, если бы их не воссоздали в российском фильме 2010 года «Кандагар» в роли Шарпатова снялся Александр Балуев

[size=17][color=green] Итервью:
[size=14]Владимир Ильич, что вас привело в тревожное небо над Афганом?

Владимир Шарпатов: О том, что небо там тревожное, мы и не знали, пока не заночевали в Баграме и не попали под бомбежку.
В момент, когда мы прилетели в Афганистан, там уже больше половины территории было захвачено талибами. Но мы ничего этого не знали.
В конце нашей командировки наш самолет направили в Албанию.
Там загрузили ящики. В них были патроны калибра 7,62мм

Скажите пожалуйста как произошел захват? Как все это произходило?

Владимир Шарпатов: Идем в небе над Кандагаром. Выходит на связь диспетчер: "Борт 76842, вам посадка в Кандагаре!" - "Причина?" - задаю вопрос. - "Досмотр груза". Мы отвечаем: "Садиться не будем, у нас другой пункт назначения". И тут на связь выходит летчик-истребитель: "МиГ-21" справа, сзади в 200 метрах. Видишь? Выполняй заход, это приказ!"
И тут 2 летчик объявляет, что у МиГа топлива на сорок минут. Намек понятен. Отвечаем: "Садиться не можем: посадочный вес не позволяет. Надо вырабатывать топливо".
Думаем, пока мы кружим - топливо у МиГа закончится и он пойдет на посадку. Но афганцы оказались не глупее. Первый круг делаем, смотрим - готовят второй истребитель. Второй круг - он уже на взлетке стоит. Мы уже курсом на Кабул пошли, от диспетчера приказ: "Заходите на посадку, последнее предупреждение, открываем огонь".
Мы совершаем посадку.

Как Вам удалось сбежать?
Владимир Шарпатов: У нас к тому времени было разработано несколько планов побега. Самый экстремальный: набираем высоту, надеваем кислородные маски, я разгерметизирую самолет - все, кто без масок, погибают... Талибы стали предлагать принять их веру. Мы отказывались. Нас заманивали: выучите пару молитв - отпустим. Предлагали учить их летчиков. Тоже отказались. Допуск к самолету мы получили другим способом. Объясняли талибам, что если он нужен им в исправном состоянии, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание. В условиях 50-градусной жары масло в двигателях загустеет, двигатели выйдут из строя.И вот наступил день 16 августа.
Нас снова повели на аэродром. Мы уже все решили, но не торопились, чтобы у стражей не возникло никаких подозрений. Каждый из нас, как обычно, занимался своей работой. Начали менять пресловутое колесо. Разделил обязанности: один наблюдает за зенитками, другой за истребителями, третий за перроном. Заготовили веревки вязать охрану, тяжелые предметы, молотки. Договорились первым делом отстегнуть рожок автомата, чтобы обезвредить его. И тут мне доложили, что в конце перрона сидит зенитчик. Ни разу никуда не отлучался ни на обед, ни на молитву, ни даже в туалет. Он же нас в упор расстреляет. На наше счастье, тут проезжает талиб на велосипеде. Второй пилот попросил покататься, доехал до середины перрона. Вернулся, подтвердил: зенитчик сидит. Потом кататься сел я. Набрался нахальства, докатался почти до самой зенитки. А там на сиденье зенитчика брезентовый чехол лежит, издалека словно человеческий силуэт. Все ясно, зенитка неопасна.
Нам скомандовали ехать в тюрьму. Мы стали настаивать, что надо еще прогонку двигателя сделать. Талибы без особой охоты согласились. А мы решили, все, будем взлетать. Собьют так собьют. Даже самые "решительные"дали,согласие.
Аэродром Кандагар находится в условиях 50 градусов жары и на высоте 1200 метров над уровнем моря. Кислорода не хватает, воздух разреженный. Подключаем приборы. Запускаем пускач , но тут срабатывает автоматика, отключается подача топлива. Объясняем талибам, что нужно минут 40 - 50подождать, пока двигатель остынет.
Я решил выруливать на взлетную полосу по грунту. Тут выбегает инженер Бутузов: талибы ушли молиться, на борту оставили лишь трех автоматчиков. Бортинженер запускает ВСУ, я заскакиваю в самолет через рампу (задний люк), Бутузов включает гидронасосы, и под нагрузкой ВСУ опять вырубается, но бортинженер успел один двигатель запустить. Затем другой. Радист связывается с вышкой, чтобы разрешили порулить. Вышка молчит. Охранник, наверное, тоже молиться пошел. «Вы молитесь, мы поехали.»
Начал выруливать к центральной рулежке на магистральную, на ходу запускаем третий и четвертый двигатель, все приборы, выпускаем механизацию. Только разворачиваюсь на скоростную рулежку, от вышки несутся автобус с автоматчиками и "Урал" . Делать нечего, начинаю взлет. Выруливаем на взлетную полосу, скорость 120, а взлетный вес 120 тонн. Так как колеса за год подспустили, была опасность, что они сомнутся, а шасси сломается от боковых нагрузок. Но самолет все выдержал.
Продолжаю разбег, наперерез слева несутся две машины. В момент, когда пересекали траверз центральной рулежки, они были уже у меня под крылом. Опередил буквально на полсекунды.
Полоса заканчивается. Впереди колючая проволока, за которой противотанковое минное поле, перерытое рвами, и разбитые самолеты. Для взлета нужна скорость 280, а у меня на спидометре 220.
Хорошо, что я в своих первых полетах летал с грунтовых полос. Вспоминаю, что надо выпустить полностью закрылки, они как парашют тормозят и одновременно увеличивают подъемную силу. Но на 230 км в час уже можно самолет оторвать от земли.
Штурман диктует скорость: 220, 225, 230. Можно попробовать. И буквально с последней плиты на 230 подрываю самолет, перескакиваю проволоку. 240. Шасси убрали. Я иду с набором высоты. Летели около часа над пустыней. Высота 50 метров. В пустыне резвилось несколько смерчей. Пыль летит навстречу. И мы не можем ее облететь, уйти в верхний эшелон: там нас засекут локаторы. Нас трясет: зацепил смерч.
Идем вдоль границы. На юг и восток - территория Пакистана. Лететь сразу к России - слишком большое расстояние. И горы, которые на малой высоте не пройдешь. На запад правее - пустыня, выступ границы, иранская территория впадает в территорию Афганистана.
На сто километров короче путь. К этому выступу и пошел. Затем вдоль границы набираю высоту. Прилетели в Шарджу. Нас уже встречали министр МЧС Сергей Шойгу выслал Ил-62 с делегацией.
Через 4 дня президент страны подписал указ о награждении Золотой Звездой Героя России меня и второго пилота Газинура Хайруллина. Остальные ребята получили ордена Мужества.
После побега еще полтора года проработал в Казани, потом вернулся в Тюмень, по
распоряжению губернатора. Вновь сел за штурвал самолета. До 2002 года летал
командиром экипажа Ил-76 "Тюменских авиалиний". Только в 62 года ушел на пенсию.

Сейчас он летает и будет летать очень долго. Его именем назвали самолет.
Звание Героя России присвоено указом президента России от 22 августа 1996 года. Звезду Героя России В. И. Шарпатову вручил в Кремле премьер-министр В. С. Черномырдин.
После возвращения из плена В. И. Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года в возрасте 58 лет был уволен «по сокращению штатов».
Уехал в город Тюмень, где по распоряжению губернатора Тюмени Лётчик вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании «Тюменьавиа». В возрасте 62-х лет ушёл с летной работы.
В городе Тюмень, есть стена почетных людей, героев России на нем так же есть и Владимир Шарпатов
Когда я узнал что он Герой России, мне сразу захотелось рассказать о нем всем, и решил написать эту работу.
В августе 2016 и 2017 годов, я приезжал к нему на его 2 день рождение, это так он называет дату побега. Поговорив с ним он оказался очень хорошим человеком, он прочитал мне свои строки стихотворений, шутил, разговаривал со мной о будущем.Я ему привез Башкирский мёд.
Я очень горжусь им!

Героями не рождаются, ими становятся!

Рекомендуемый фильм для просмотра: «Кандагар» 2010 года, Андрея Кавуна.
Категория: Свободные статьи | Добавил: Roux (13.02.2018) | Автор: Антон Андриянов E W
Просмотров: 1401 | Теги: Шарпатов, Герой России, биография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024