Автор: Гаджиев Максим
Возраст: 12 лет
Место учебы: МОУДО Детско-юношеский центр Кольского района Мурманской области
Город, регион: п. Мурмаши, Кольского района, Мурманской области
Руководитель: Крендюкова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования
Что такое микросамолет
и какие задачи сверхлегкая авиация может решать
в условиях Кольского района Мурманской области
План
Введение
I. Сверхлегкая авиация
I. 1. Сверхлегкая авиация и микросамолеты. Что это? I. 2. Из истории
I. 3. СЛА в России
II. Сверхлегкие летательные аппараты в Мурманской области
I I.1. Задачи, которые решают СЛА в Кольском районе
I I.2. Технические характеристики
I I.3. Условия, необходимые для использования СЛА
Заключение Информационные источники
Введение
Я живу на самом краю Земли – на Кольском полуострове в Кольском районе, который расположен в северо-западной части Мурманской области. На юго-западе района проходит граница с Финляндией, с севера территория омывается водами Баренцева моря. Территория района 27,6 тыс. км² (га), что составляет 19% от всей Мурманской области и может сравниться с такими государствами как Израиль и Бельгия, где широко используется сверхмалая авиация. Она очень популярна в современном мире, является отличной альтернативой наземному транспорту, актуальна и может быть очень перспективна в таких районах, как наш.
Цель исследования: выявить перспективность использования сверхлегких летательных аппаратов в условиях Кольского района.
Для этого надо решить ряд задач:
1. Изучить что такое сверхлегкие летательные аппараты.
2. Изучить технические характеристики и условия, при которым могут быть использованы СЛА.
3. Определить задачи, которые могут решать СЛА в условиях Кольского района.
Практические задачи:
1. Выяснить, используются ли СЛА в Мурманской области.
2. Подготовить информационные материалы по теме исследования и выступить с сообщением на занятиях в кружке «Авиа-ракетомоделирование».
Гипотеза: в условиях Кольского района использование СЛА востребовано и целесообразно.
Объект исследования: сверхлегкие летательные аппараты.
Предмет исследования: использование сверхлегких летательных аппаратов.
Методы исследования: изучение информационных источников, опрос.
Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кого интересует данная тема.
Глава I. Сверхлегкая авиация
I.1. Сверхлегкая авиация и микросамолет. Что это?
Сверхлёгкая авиация (сокращённо СЛА) — это «категория пилотируемых летательных аппаратов, максимальная взлетная масса и скорость сваливания у которых не превышает определённых значений, устанавливаемых местными авиационными властями. Количество пассажиров не больше одного или двух».
В некоторых источниках «СЛА» - это Сверхлёгкий Летательный Аппарат. Аббревиатура встречается в обоих смыслах.
Сверхлегкая авиация разделяется на безмоторные (дельтаплан, параплан, планер) и моторные (дельталет, мотодельтаплан, мотопараплан, автожир, микросамолёт и т. п.).
Мѝкросамолёт - пилотируемый одним человеком лёгкий малогабаритный летательный аппарат, т.е. самолет небольших размеров.
I.2. Из истории
Новое направление в развитии авиационной техники — СЛА появилось в конце шестидесятых годов в США, странах Западной Европы, а в семидесятых—и в СССР.
Международная авиационная федерация (ФАИ) в 1981 г. определила, что к легким летательным аппаратам относятся одно - и двухместные самолеты с массой пустого не более 150 кг.
Подобные самолеты строились и раньше, начиная еще с двадцатых годов. Это были одиночные образцы, выполненные конструкторами-любителями. Например, АНТ-1 (1923 г.), ВОП-1 (1923 г.), РАФ-1 (1925 г.), С-4 (1926 г.).
В начале 70- х появилось первое поколение современных сверхлёгких самолётов с небольшими двигателями, закреплёнными на них. Второе поколение - в середине 70-х. Это обычно самолёты, у которых крыло с одной поверхностью, 2-х осевая система управления и, как правило, они не имели элеронов. Третье поколение появилось в ранние 80-е годы, имело отсоединяемое цельное крыло и структуры планера. Почти все они использовали 3-х осевую систему управления.
Правила, регулирующие безопасность и используемые для допуска к полётам СЛА, везде сильно отличаются. Несогласованность в правилах является препятствием как для торговли и связи.
В наиболее богатых странах подобные самолеты составляют значительную часть гражданского воздушного флота.
I.3. СЛА в России
В соответствии с Федеральными авиационными правилами сверхлёгким в России называется летательные аппараты имеющие:
- максимальную взлетную массу не более, чем 495 кг;
- максимальная калиброванная скорость сваливания у него не более, чем 65 км/ч.
Микросамолеты в основном существуют как одиночные образцы, выполненные конструкторами-любителями, многие из которых всю жизнь посвящают себя авиации. Один из таких авиамоделистов - Виктор Дмитриев, водитель автохозяйства Киргизского государственного университета в г. Фрунзе. Все самолеты В. П. Дмитриева относятся к разряду микросамолетов — самолетов с минимальными размерами, но с большой нагрузкой на несущую поверхность (30— 70 кг/м2).
На сегодняшний день он построил более 30 самолетов, самая последняя серия Х -14. Эта модель еще несколько лет назад вызывала повышенный интерес как у любителей авиации, так и у профессионалов, привлекая своей оригинальностью. Она выставлялась даже на международных авиасалонах.
Особенностями таких летательных аппаратов являются их малые размеры, легкость, разборность, а также простота в управлении.
Всеми перечисленными достоинствами в полной мере и обладает двухместный самолет «Птенец-2», построенный энтузиастами микроавиации из г. Кумертау, что на юге Башкирии. Он предназначен для учебно-тренировочных, спортивных и патрульных полетов.
II. Сверхлегкие летательные аппараты в Мурманской области
По информации Мурманского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигации СЕВ-ЗАП» в Мурманской области сверхлегкие летательные аппараты используются Мурманским авиазвеном ПО «Авиалесоохрана». В обязательном порядке полетный план заранее согласуется через центральное управление аэронавигации.
По информации начальника Мурманского авиазвена ПО «Авиалесоохрана» ежегодно заключается договор аренды СЛА «Cessna 172» на период пожароопасного сезона с мая по сентябрь. Самолет принадлежит НП «Нефть аэроклуб», Санкт- Петербург и базируется на взлетно-посадочной площадке с. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области.
II.1. Задачи, которые могут решать СЛА в Кольском районе
Кольский район объединяет нескольких поселений, связанных общей территорией. Административный центр района г. Кола. В состав района входит 11 муниципальных образований (6 городских и 5 сельских поселений), в том числе 32 населённых пункта. Многие их них далеко расположены друг от друга, поэтому добираться приходится не один час до районного центра или другого населенного пункта. В экстренных случаях, когда необходимо доставить срочный груз или транспортировать человека, нуждающегося в срочной медицинской помощи, проблему может решить только воздушный транспорт.
Природные и климатические особенности нашего края также являются источником многих проблем. В зимний период, который может длится с октября до мая, дороги периодически переметает, и люди становятся, в буквальном смысле отрезанными от мира.
В летне-осенний период любители охоты, рыбалки, сборщики грибов и ягод часто сбиваются с дороги, и их приходится искать, а особенности рельефа местности значительно затрудняют поиски.
Наличие производственных объектов на территории Кольского района являются источниками загрязнения и возникновения экологических проблем. Эти же проблемы связаны и с жизнедеятельностью населенных пунктов, производящих большой объем бытовых отходов.
Кольский район в последнее время очень популярен как туристический маршрут, в том числе и для иностранных граждан, которым было бы интересно посмотреть на северный край с высоты птичьего полета. Использование СЛА в коммерческих целях смогло бы окупить часть затрат на содержание и эксплуатацию.
Учитывая указанные проблемы и условия, в которых мы живет, собственно микросамолеты могут решать следующие задачи:
- Мониторинг состояния дорог, леса, несанкционированных свалок.
- Поисковые спасательные работы.
- Забор воздуха при проведении экологической экспертизы.
Другие модели сверхлегкой авиации, обладающие большей грузоподъемностью, могут справиться с более широким спектром задач (хотя микросамолеты частично тоже могут с ними справиться):
- Доставка срочных малогабаритных грузов и почтовых отправлений.
- Коммерческое использование в туристических целях.
- Транспортировка людей, в т.ч. требующих медицинской помощи.
II .2. Технические характеристики
Сверхлегкие самолеты сначала были нечто вроде «летающей одежды» — открытые, с растяжками и креплениями, и не всегда безопасные, они редко использовались и могли летать только над определенным небольшим пространством.
Однако, они быстро трансформировались в высокопроизводительные самолеты, имеющие весьма приличную скорость и дальность. В настоящее время можно выбирать и по стоимости, и по возможностям.
По мнению участников интернет-форумов, при выборе самолета стоит ответить на несколько вопросов о том, какой он должен быть:
- На сколько человек самолет должен быть рассчитан?
Как показывает практика не менее 2-х человек.
- Выбирать бывший в эксплуатации или новый?
Совсем новые самолеты стоят дороже, но более высокая стоимость при приобретении оправдывает себя, кроме того современные самолеты лучше оснащены. Старые самолеты, хотя и более дешевые, всегда обходятся дороже в содержании из-за большого износа.
- Для каких целей будет предназначен?
Самолет может выбираться для решения одной или комплекса задач. Исходя из задач, технических характеристик модели и имеющихся финансовых ресурсов следует определиться с окончательным выбором.
Популярные марки одномоторных самолетов малой авиации в настоящее время
II.3. Условия, необходимые для использования микросамолетов
Воздушные транспортные средства требуют определенных условий при использовании:
1) Оптимальные условия хранения и обслуживания летательных аппаратов.
Самолеты должны храниться в хорошо вентилируемом ангаре с широким пролетом. Помещение должно быть утеплено, поскольку такая техника не должна подвергаться негативным воздействиям погодных факторов, в противном случае поломки неизбежны. Для проведения технического обслуживания должны быть квалифицированные специалисты.
В поселке Мурмаши Кольского района находится аэропорт «Мурманск» и аэропорт РО ДОССАФ, где имеются специализированные ангары и высококвалифицированные специалисты.
2) Наличие взлетно-посадочной полосы или площадки.
В п. Мурмаши имеется хорошо оборудованная посадочная полоса в аэропорту «Мурманск» и площадка на аэродроме РО ДОСААФ.
Кроме того, во многих населенных пунктах, также возможно обустройство посадочных площадок, которые должны соответствовать Приказу Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», а именно:
- Неровность по рейке длиной 3 метра не более 0,1 метр. Поверхность летного поля должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку .
- Ширина посадочного поля при длине 800м – 18м, при длине 800-1200м – 23м, при длине 1200-1800м – 30м
- Если ВПП не имеет искусственного покрытия, допускается установка в начале и в конце 3 флажков с шагом 2 метра на линии перпендикулярной оси ВПП .
- По сторонам ВПП следует установить пограничные знаки, такие как конус или призмы через каждые 100 метров, либо старые покрышки и флажки через каждые 50м. Знаки устанавливаются на расстоянии 1м. за боковыми границами ВПП. Покрышки и флажки могут быть красного, белого и черного цвета, главное, чтобы был контраст с фоном местности (рис.3)
- Посадочная площадка должна оборудоваться ветроуказателем.
Заключение
Микросамолеты во всем мире активно используются и являются альтернативой наземному транспорту, они малогабаритны, легки, надежны и просты в управлении.
В Кольской районе сверхлегкая авиация могли бы получить широкое распространение, так как, во-первых, имеется социальный заказ на их использования для решения различных задач, как коммерческих, так и социально значимых:
- Мониторинг состояния дорог, леса, несанкционированных свалок.
- Поисковые спасательные работы.
- Забор воздуха при проведении экологической экспертизы.
- Доставка срочных малогабаритных грузов и почтовых отправлений.
- Коммерческое использование в туристических целях.
- Транспортировка людей, в т.ч. требующих медицинской помощи.
Во-вторых, имеются необходимые условия содержания, эксплуатации, условия для оборудования дополнительных посадочных площадок.
Использования сверхлегкой авиации в Кольском районе Мурманской области является актуальным, целесообразным и перспективным. В настоящее время основным препятствием для организации работы СЛА является дефицит районного бюджета, поэтому данный проект может реализоваться только при привлечении инвестиций.
Информационные источники:
- http://www.vonovke.ru/s/sverhlegkaya_aviatsiya_-_buduschee Вся авиация
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сверхлегкая авиация
- https://ru.wiktionary.org/wiki/микросамолет Свободная энциклопедия «Викисловарь»
- http://pandia.ru/text/78/448/57860.php Сверхлегкие летательные аппараты – развитие авиационной техники
- http://1aviaclub.ru/plane-select/pokupka-samoleta.html AviaKlub.ru
- http://base.garant.ru/12184816/#ixzz53nY1RTm1 Система ГАРАНТ
- http://alternathistory.com/u-sovetskikh-sobstvennaya-gordost-nanosamolet-kh-14-viktora-dmitrieva Альтернативная история
- http://aeroclub.com.ua/?module=articles&c=La&b=3&a=10 Летательные аппараты
|