Четверг, 28.03.2024, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

"Воздушные болезни" авиапассажиров.
Работа Каппо Доминики, 9"А" класс, ДЮАКЦ «Буран», МОУ СОШ № 15,
Руководители: Лияскин В.Н., Быкова Е.В.

План работы:

1. Введение.
2. Болезнь движения - кинетоз
а) общая характеристика
б) симптомы
в) встречаемость и факторы заболевания
г) причины
д) лечение и способы предотвращения
2. Синдром экономического класса - тромбоз глубоких вен нижних конечностей
а) общая характеристика
б) симптомы
в) лечение и способы предотвращения
3. Аэрофобия - боязнь самолетов
4. Горная болезнь
5. Закладывание ушей. Зубная боль.
а) закладывание ушей - причины, способы борьбы
б) зубная боль при полете
6. Переносимость авиаперелетов при различных заболеваниях
а) заболевания верхних дыхательных путей
б) сердечно-сосудистые заболевания
в) сахарный диабет
г) иные заболевания
7. Нарушения биоритмов организма.
8.Заключение.

В наше время уже, наверное, невозможно представить жизнь без такого средства передвижения, как самолёт. Действительно, что удобнее: несколько дней или даже недель ехать на поезде или же за несколько часов долететь до требуемого пункта назначения? Особенно сейчас, в те времена, когда скорость передвижения играет очень важную роль. Нередки случаи, когда человеку необходимо в течение нескольких дней побывать в разных частях планеты. Осуществить подобные планы при помощи поездов и т.п. нереально. Поэтому сейчас самолеты прочно обосновались в нашей жизни.

Но при этом нельзя не упомянуть о возможных опасностях этого способа передвижения. Я не буду рассказывать об опасностях, связанных непосредственно с техникой и т.п., к тому же результаты многих исследований говорят о том, что самолет – одно из самых безопасных транспортных средств с этой точки зрения. Мне бы хотелось сосредоточиться на теме здоровья человека на фоне авиаперелетов, т.к. поддержание нормального состояния здоровья человека - одна из важнейших задач на Земле. В данной работе я постараюсь представить вашему вниманию перечень основных «воздушных» заболеваний у пассажиров авиалайнеров.

Болезнь движения - кинетоз («укачивание», «морская/воздушная болезнь»).

С этим коварным явлением приходилось сталкиваться очень многим из нас. Это те самые головокружение, общая слабость, сухость во рту, тошнота, бледность, находящие на человека во время его передвижения на самолете, автомобиле, корабле и т.д.

Согласно исследованиям, всего лишь 6-8% людей абсолютно не подвержены болезни движения, остальные же в меньшей или большей степени испытывают на себе последствия кинетоза. Кто-то, взойдя в первый раз на палубу, почувствует лишь легкий кратковременный дискомфорт, кто-то же все время поездки будет страдать от проявлений болезни движения. 

Английский исследователь Бенсон, изучавший болезнь движения, писал: "…является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности". При этом термин "болезнь" не несет какого-либо патологического смысла, а используется только для характеристики развивающегося при болезни движения синдрома вестибуловегетативных и вестибулосенсорных нарушений, вызванных различными видами движения.

Симптомы.


Ведущим симптомом является тошнота. Основные признаки болезни движения - бледность, потоотделение и рвота (иногда многократная). Последний симптом относят к патогномоничному, т.е. встречающемуся только при данном заболевании, признаку болезни движения. В начале заболевания тошнота может сопровождаться чувством жара, усиленным слюноотделением. К возможным симптомам можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением "пьянящей легкости" в голове или нарушениями ориентации в пространстве. К числу других важных симптомов следует отнести сонливость.
Полеты на самолетах нередко сопровождаются иллюзорными ощущениями. При обычных произвольных движениях головы и туловища вестибулярный аппарат обеспечивает ЦНС весьма точной информацией о скорости поворота головы относительно Земли. При некоторых неестественных пассивных движениях (когда человек находится в движущемся объекте) эта информация может привести к странным ощущениям. Если прекращается вращение самолета вокруг продольной оси, у пассажира возникает ясное ощущение вращения тела и самолета в противоположном направлении. Эта иллюзия связана с реакцией вестибулярного аппарата на непривычный раздражитель - большое угловое ускорение, но не ясно, каким образом информация от вестибулярных и других рецепторов обрабатывается в ЦНС для того, чтобы человек ощущал подлинное или иллюзорное движение. Сложные иллюзорные ощущения и вегетативные расстройства наблюдаются при воздействии даже небольших величин прецессионных (кориолисовых) ускорений, которые возникают при движениях человеком головой во время вращения тела.

Встречаемость и факторы заболевания.


Чаще и сильнее страдают от болезни движения люди при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, при остеохондрозе шейного отдела позвоночника, при нарушениях обмена веществ.
Необходимо отметить, что в возрасте до 2 лет кинетоз встречается редко, затем устойчивость снижается примерно до возраста 12 лет. В дальнейшем устойчивость к нему возрастает. Женщины обладают меньшей устойчивостью, чем мужчины того же возраста.
Воздушная болезнь наблюдается у 12-13% пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3% пассажиров на самолетах с газотурбинными двигателями. Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи воздушной болезни на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах сельскохозяйственной авиации и частных самолетах. На последних пассажиры испытывают более длительные воздействия порывов ветра и турбулентных воздушных потоков, и частота кинетоза у них достигает 8%.
Индивидуальная устойчивость к болезни движения колеблется в широких пределах. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям. Среди психологических факторов, влияющих на устойчивость к кинетозу, важное значение имеет тип нервной деятельности (экстраверты более устойчивы к нему, чем интроверты), мотивация и активация внимания, страх, тревога. К другим факторам, имеющим значение для формирования уровня предрасположенности к болезни движения, можно отнести характер пищи, различные запахи, наблюдение икоты, позывов на рвоту и рвоту у других пострадавших и т.п.

Причины.


Ближе всего к пониманию причины данной болезни подошла теория сенсорной перестройки, которая основана на том, что это состояние следует трактовать не как одно вестибулярное раздражение, а как ответную реакцию организма на противоречивые сигналы о движении. Согласно этой теории, основным этиологическим фактором кинетоза является противоречивая сенсорная информация, прежде всего от органов зрения, вестибулярного аппарата и других рецепторов при их стимуляции, которая поступает в головной мозг и не совпадает с теми сигналами, которые центральная нервная система ожидает получить.
В обычных условиях ЦНС может точно определять, какие сенсорные сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. В соответствии с теорией сенсорного конфликта, в ЦНС существует своеобразный банк информации, или блок нервной модели раздражителя, который связан с блоком сравнения информации. В последнем сопоставляются сигналы, поступающие от органов чувств и из блока нервной модели. Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то вырабатывается сигнал рассогласования. Под его действием перестраивается внутренняя нервная модель и одновременно запускается ряд нейровегетативных реакций, признаки которого были описаны выше.
При полетах в самолете данная болезнь развивается при "болтанке", когда самолет перемещается вверх и вниз, при "рыскании", когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха ("воздушные ямы").

Лечение и способы предотвращения.


Каким образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы? Прежде всего, необходимо до минимума ограничить движения головой, т.к. роль двигательной активности головы при болезни движения очень велика. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше, если голова будет опираться на соответствующую опору. Важно учитывать ориентацию головы относительно вектора действующего ускорения (например, на борту испытывающего качку судна морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси).
Могут оказаться полезными советы, позволяющие пассажирам во время перелета уменьшить зрительно-вестибулярное рассогласование. При первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта или видимой Земле.

Синдром экономического класса - тромбоз глубоких вен нижних конечностей.



Во время долгих перелетов, когда пассажиры много часов проводят без движения в неудобной позе,  в пережатых венах нижних конечностей могут образовываться тромбы. Если такой тромб оторвется и попадет в легочную артерию, это приведет к рефлекторной остановке сердца и неминуемой гибели в течение суток. Такой тромбоз может случиться и у пассажиров бизнес- и первого класса, но с меньшей вероятностью, поскольку они летают в значительно в значительно более комфортабельных условиях.

Симптомы.


Тромбоз глубоких вен редко сопровождается болью и покраснением кожи, обычно эти симптомы выражены минимально. У примерно половины людей тромбоз глубоких вен протекает бессимптомно. Зачастую у этих пациентов первым симптомом заболевания может быть боль в грудной клетке, что является первым признаком развития такого грозного осложнения тромбоза глубоких вен, как тромбоэмболии легочной артерии. При нарушании венозного оттока в результате тромбоза глубоких вен развивается боль и отек в нижней конечности, на ощупь конечность становится горячей. В зависимости от локализации венозного тромбоза может отекать лодыжка, голень или все бедро. Иногда тромбы могут способствовать повреждению клапанного аппарата вены. В свою очередь нарушение функции венозных клапанов приводит к нарушению венозного оттока и развитию отека нижних конечностей.

Лечение и способы предотвращения.


Чтобы предотвратить образование тромбов, врачи рекомендуют всем пассажирам каждый час или два вставать, по возможности пройтись по салону или сделать специальные упражнения на месте. Ручную кладь лучше ставить не под кресло, а наверх, чтобы не ограничивать пространство для ног. Кроме того, следует пить больше жидкости (исключение составляют алкоголь и кофе).
Пассажирам групп риска (в частности, это относится к беременным женщинам или людям, которые страдают повышенной свертываемостью крови) врачи рекомендуют перед полетом запастись специальными компрессионными гольфами. Кроме того, им следует проконсультироваться с врачом, при необходимости им могут назначить специальные препараты, уменьшающие свертываемость крови. Самое популярное средство, разжижающее кровь, – это обычный аспирин. Врачи рекомендуют принимать его за день и сразу перед полетом.

Еще одна малоприятная авиационная особенность – при разгоне или торможении сверхзвукового лайнера у человека происходит смешение крови. И если он находится в горизонтальном положении, кровь приливает либо к голове, либо к ногам, что недопустимо для людей со слабым сердцем или повышенным давлением. Именно по этой причине во время взлета и посадки стюардессы заставляют пассажиров сесть прямо, приведя спинки кресел в вертикальное положение.

Аэрофобия (боязнь самолетов).



У многих из нас есть свои страхи – т.н. фобии. Нередки случаи боязни полетов на самолете. При этом большинство страдающих этой фобией — мужчины.

Однако 98% людей, испытывающих трепет перед полётами, могут избавиться от этого страха.
Если нет возможности разобрать все вопросы с психологом, а лететь надо и страх слишком силён, необходимо предупреждать экипаж об этой проблеме. Не рекомендуется употреблять спиртное перед полетом – при низких шансах на решение проблемы есть большая вероятность только усугубить ситуацию. Нервным пассажирам советуют не стараться уйти в себя , не прислушиваться к звукам и шумам, издаваемым самолётом, в надежде убедиться, что всё идёт нормально. Страх таким образом имеет способность лишь возрастать.
Лучший способ избавиться от страхов — это проговорить их, рассказать о проблеме и выговориться.
В особо тяжёлых случаях аэрофобии следует все же избегать полётов и выбирать другие средства передвижения.

Горная болезнь.

В герметически закрытом салоне самолета кислорода достаточно. Здоровый человек может спокойно летать на высоте до 3000 м, компенсируя недостаток кислорода более частым и глубоким дыханием.

Но на высоте более 3000 метров у некоторых людей может появиться горная болезнь. Ее симптомы таковы: сердцебиение, одышка, бледность, потение. Лечение горной болезни заключается в прекращении дальнейшего набора высоты, а при ухудшении состояния — в спуске. Дополнительно могут применяться кислородотерапия, лекарственные препараты и другие лечебные мероприятия.  

Однако в современном самолете с герметическим салоном подобная болезнь может возникнуть только в чрезвычайной ситуации. 

Закладывание ушей. Зубная боль.



Герметические салоны самолетов довольно хорошо оснащены системами искусственного климата, позволяющими регулировать температуру, влажность и движение воздуха. Однако при взлете давление падает, а при приземлении повышается, что не может не отразиться на людях: пассажир чувствует шум, у него может заложить уши, иногда даже на 1—2 дня. 
 
Объясняется это разностью давления воздуха в среднем ухе и салоне самолета. Давление в наружном ухе при взлете понижается, при посадке – повышается, в среднем же ухе эти процессы происходят медленнее, и, как следствие, чувствуется дискомфорт. Эти неприятные ощущения можно предотвратить зевотой или глотанием. При этом воздух начинает проходить через евстахиеву трубу, что улучшает так называемую вентиляцию среднего уха. При этом воздушная волна, проходя через рот и евстахиеву трубу в среднее ухо, уравновешивает давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри и избавляет от неприятного ощущения в ушах.

Также иногда в полете на значительной высоте может появиться внезапная и очень сильная зубная боль. Как правило, боль появляется в плохо запломбированном зубе, который на земле не болит. Происходит это потому, что под пломбой или под коронкой имеется небольшой пузырек воздуха. Этот пузырек, незаметный на земле, расширяясь при понижении окружающего давления, начинает давить на нервные окончания зубной мякоти и вызывает порой нестерпимые боли. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием своих зубов.

Переносимость авиаперелетов при различных заболеваниях.

Заболевания верхних дыхательных путей.


При воспалениях верхних дыхательных путей (насморк, катар верхних дыхательных путей) не рекомендуется пользоваться самолетом. При невозможности отменить полет следует запастись необходимыми лекарствами. Однако и в этом случае путешествие чревато неприятностями: поступающий при изменении давления из носоглотки в среднее ухо воздушный поток может прихватить с собой микробы и вызвать воспаление среднего уха. Еще один принципиальный момент – качество воздуха в салонах авиалайнеров. Интенсивность воздухообмена на борту в среднем раз в 20 ниже, чем на земле. Воздух здесь в четыре раза суше – влажность в самолетах не превышает 10%, что создает идеальные условия для распространения воздушно-капельных инфекций, особенно опасных для тех, кто страдает заболеваниями дыхательных путей. И даже если пассажир не слишком подвержен передающимся по воздуху болезням, назвать стерильными условия его пребывания на борту лайнера невозможно.

Сердечно-сосудистые заболевания.


Давление в салонах самолетов гражданской авиации несколько разряжено: если нормальное давление составляет 760 мм ртутного столба, то в лайнере оно около 600 мм. Считается, что давление ниже атмосферного на 150-200 мм человек переносит без ущерба для здоровья. Но чем ниже внешнее давление, тем меньше процентное содержание кислорода в крови. Если пассажир страдает сердечно-сосудистыми расстройствами, то для него это весьма ощутимо. Появляется опасность кислородного голодания, начинается одышка, нарушается сердечный ритм. Особенно это касается пожилых людей, у которых насыщение крови кислородом меньше, чем у молодых.
В целом же при сердечно-сосудистых заболеваниях полеты не противопоказаныне, за исключением состояния декомпенсации сердечно-сосудистой деятельности. При ишемической болезни сердца, а также после инфаркта следует посоветоваться с врачом.

Сахарный диабет.


Больным сахарным диабетом авиаперелеты разрешаются, однако прежде всего необходимо ввести инсулин, принять лекарство и соблюдать диету. При дальнем путешествии с запада на восток или с востока на запад следует также учитывать изменения суточного ритма и следить за тем, чтобы они не привели к нарушению режима питания и лечения.

Иные заболевания.


Существуют определенные ограничения к полетам при гипертонической болезни, почечной недостаточности, анемии и т.д. При болезнях органов дыхания (хронический бронхит и хроническое воспаление легких, туберкулез) можно летать, за исключением тяжелых случаев и обострений. Не рекомендуется авиаперелет при грыже, обострении язвенной болезни или гастрита, а также сразу после операции в брюшной полости (например, удаление аппендицита), так как при понижении давления газы в кишечнике увеличиваются в объеме и вызывают различные недомогания. Для уменьшения этих расстройств можно надеть бандаж, употреблять продукты, не вызывающие вздутия живота, и принять активированный уголь(карболен), адсорбирующий кишечные газы.


Нарушения биоритмов организма.


Напоследок стоит сказать о том, что люди, преодолевшие большое расстояние на самолете, часто страдают нарушением внутренних биологических ритмов организма. Последствиями быстрой смены часовых поясов могут стать бессонница, хроническая усталость, депрессии. Для быстрой адаптации в этой ситуации врачи советуют как можно быстрей переходить на местное время: утром бодрствовать, вечером ложиться спать, при необходимости приняв легкое снотворное. Многие уверяют, что перестраиваться на новом месте гораздо легче при полетах с востока на запад, чем с запада на восток. На самом же деле, как считают медики, человеку проще не поспать, чем уснуть, когда по его биологическим часам наступило утро.

Заключение.


В заключение необходимо сказать, что авиаперелёты в большинстве случаев в целом не представляют никакой особенной угрозы человеку. Все, что необходимо в данном случае – это принять некоторые меры перед началом полета, если у человека имеются какие-либо свои заболевания и особенности.

Будьте всегда здоровы! Удачного полёта!


Источники:


Платонов К. К. "Человек в полете": М.: Воениздат, 1957. — 288 с. Издание второе, переработанное и дополненное.
Мацнев Э.И. "Болезнь движения": Фармацевтический вестник. 2002. № 19. С. 15–20.
"Руководство по медицине п/р Р. Беркоу". М., 1997. Т. 2. С. 675–676.
"Малая медицинская энциклопедия": В 6 т. М.: Медицина, 1991–1996.
"Воздушное путешествие" - http://knigitut.net/8/119.htm
"Болезни высоты" - http://www.cepms.ru/interview
"Аэрофобия" - http://www.aerofobia.ru/
"Тромбоз глубоких вен" - http://ztema.ru/illness/123/
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (29.12.2010) | Автор: Каппо Доминика W
Просмотров: 9371 | Комментарии: 2 | Теги: Воздушные болезни авиапассажиров, Олимпиада по истории авиации | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 2
2 hso  
Спасибо)

1 @нтон  
Классная работа. Здорово придумано - вставить картинку из "Ну, погоди"!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1766)
Егор Андреевич Попов (1349)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (488)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (344)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024