Пятница, 24.11.2017, 06:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Капитан Елисеев - подвиг в мирное время.

Пихотина Татьяна
Капитан Елисеев - подвиг в мирное время.

 

21 ноября 2011г. Широкая авиационная общественность России и стран Ближнего зарубежья торжественно отметит 101-ю годовщину прославленного Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. В этом году приказом министра обороны РФ это имя возвращено из небытия и присвоено бывшему Краснодарскому высшему военному авиационному училищу летчиков. Славная авиационная традиция продолжается.

Училище было создано 21 ноября 1910г. Как Севастопольская офицерская школа авиации. В 1922г. В Севастопольскую авиашколу влились летная школа авиации №1 из г. Зарайска Московской области и бывшая Гатчинская авиашкола, созданная в 1914г. Под Санкт-Петербургом. Так Качинское училище впитало традиции двух старейших летных школ России.

В Качинском училище было аккумулировано всё то лучшее, чем располагала авиация России с первых лет своего существования.

С волнением вспоминаю и свои годы учебы в училище. Солнечным сентябрьским днем 1974г. Я, как и 250 курсантов, успешно сдавших экзамен, был зачислен на первый курс Качи. Год напряженной учебы, и уже в мае 1975-го на аэродроме близ станицы Тацинской мы приступили к полетам. С благодарностью вспоминаю своих первых летчиков-инструкторов: командира 2 авиаэскадрильи Морозовского полка подполковника Собакина, штурмана 2АЭ капитана Голубева, командира 1-го звена ст. Лейтенанта Сычёва и своего летчика-инструктора лейтенанта Алмаева. Уже тогда из уст в уста мы передавали информацию о подвиге нашего земляка, волгоградца, военного летчика капитана Елисеева, совершившего таран в мирное время.

И только через многие годы одна из центральных газет так описала подвиг нашего земляка. «Ни в одном боевом уставе не найти такого приема ведения воздушного боя – таран. Иной раз приходится слышать, что это акт отчаяния, что в горячке боя у людей теряется инстинкт самосохранения. Возможно, бывало и так. Но капитан Геннадий Елисеев в последние секунды своей жизни еще раз доказал, что таран – это прежде всего высокий акт самопожертвования».

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-азербайджанской границы плавно уходит на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинившийся на территорию Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х гг. Настоящей находкой.

К тому времени и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970г. На военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант – из Норвегии через Кольский полуостров – тоже был заблокирован мощной системой ПВО. Прочно стоял кавказский рубеж.

И лишь воздушные ворота со стороны Ирана были приоткрыты. Самолеты-разведчики НАТО часто пересекали границу Союза в северной части выступа, «засвечивали» радиолокационные станции, ловили в эфире переговоры дежурных сил авиации и, выяснив степень их готовности, уходили в сторону моря. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973г. Системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. На командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО, куда поступил тревожный сигнал, в то время находился начальник политотдела корпуса генерал-майор Александр Останин. Вот что он рассказал корреспонденту «Труда».

– В 1973 году американцы «посадили» в Иране эскадрилью истребителей F-104. И граница сразу стала беспокойной. Поэтому в тот день ни у кого не было сомнений, что цель реальная. Ее продвижение сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. Почему-то врезалась в память фамилия начальника станции – капитан Тёмный.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения. Командир корпуса отдает капитану Тёмному приказ уничтожить самолет противника

В это время в воздухе уже находились два истребителя нашего корпуса и еще один, взлетевший, как позже выяснилось, с аэродрома Вазиани в Грузии. Там дислоцировались части 34-й Воздушной армии Закавказского военного округа. За штурвалом миг-21 – борта 240 – капитан Геннадий Елисеев. Пункт наведения тут же просчитал, что ближе всех к цели находится именно Елисеев. Ему капитан Тёмный и передал приказ: «Цель уничтожить!».

Помню, какая гнетущая тишина стояла в помещении. Истребитель Елисеева пошел на сближение. Счет – на секунды.

– Пуск первый! – доложил Елисеев. И дальше – молчок. Спустя какое-то время опять доклад: «Пуск второй!». И снова молчок.

Никто на КПП не проронил ни звука. Все понимали, что произошло. Ракета класса «воздух-воздух» взрывается, если проходит ближе 30 метров от цели. Значит – промах.

Из динамика опять раздался голос Елисеева: «Самолет летит». Капитан Тёмный дает ему команду идти на таран, и мы слышим в ответ хладнокровное «Есть на таран!».

Сегодняшним сверстникам Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком изменился мир, в котором мы все живем. И как ни крути, доверия в нем стало больше. А тогда по обе стороны «железного занавеса» царила обстановка военного психоза, и сотни дежурных расчетов стратегических сил готовы были одним движением пальцев обрушить цивилизацию в ядерный апокалипсис. Елисеева так учили: пропустишь нарушителя – война станет ближе. Его учили: враг хитер и коварен, он только и ждет момента для удара по социалистической Родине. Рассуждать на сверхзвуковых скоростях о цене собственной жизни было некогда. И Елисеев ударил...

Тёмный еще успел подсказать: бей плоскостью крыла. Елисеев отвечает: «Вас понял!». Это были его последние слова.

Отметки самолетов на экране локатора пропали. Скорее всего, Елисеев ударил самолет противника не крылом, а как торпеда, всем корпусом. Миг-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться капитану не удалось. А вот американские летчики уцелели. Они приземлились недалеко от границы, и их задержала тревожная группа с ближайшей заставы.

Я спросил Александра Васильевича, почему летчик не воспользовался 23-мм пушкой, которую к тому времени уже начали устанавливать на мигах этого типа. В некоторых источниках сообщалось, что после первой же очереди пушка у Елисеева отказала, а авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно. Останин ответил, что ничего об этом не слышал.

Тайну могла бы приоткрыть пленка с записью переговоров «земли» с бортом 240. Долгое время она хранилась в ленинской комнате радиотехнического батальона. Потом – в музее 15-го корпуса ПВО. Но после его расформирования пленка куда-то исчезла.

Звание Героя Советского Союза капитану Геннадию Елисееву было присвоено по тем временам очень быстро – 10 декабря 1973г., спустя всего двенадцать дней после его гибели.

Елисеев Геннадий Николаевич родился 26 декабря 1937г. В городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961г. После окончания средней школы в 1955г. Поступил в Батайское военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1959г. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973г. Нес свое очередное боевое дежурство на аэродроме Вазиани. Последний день своей жизни волгоградец провел достойно, совершив подвиг во имя Родины. Наш земляк, военный летчик капитан Елисеев был торжественно похоронен в Волгограде на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район). В Волгограде именем капитана Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска. На его могиле в 1975г. Появился памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображен портрет Геннадия Елисеева и надпись: 1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза. Семья военного летчика капитана Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия).

Судьбы курсантов КВВАУЛ выпуска 1978г. Сложились по-разному. Некоторые мои однокашники переучились на новый самолет, штурмовик Су-25 и участвовали в боевых действиях в Афганистане в начале 1980-х гг. Моя 4-я летная группа, 1-го звена, 2АЭ имела также свою судьбу. В 1975г. Списали с летной работы курсанта Александра Антонова. Сергей Есенин, прослужив более 10 лет в ВВС, перевелся в МИД советником посольства по авиации. Роман Урба прослужил в ВВС до развала СССР и из Иркутской области вернулся в Вильнюс, в независимую Литву. Из всех наших выпускников 1978г., летавших в 2АЭ, до сих пор летает на штурмовике Су-25 в ВВС Белоруссии только полковник Дубовик. Я изредка прихожу к наземной экспозиции панорамы «Сталинградская битва», чтобы лишний раз взглянуть в лицо своей молодости: на площадке замерли в едином строю самолеты Л-29 и миг-21. Они давно уже не летают. Но я в это не верю…

По планам Министерства обороны РФ для летных училищ ВВС, авиабаз и центров переучивания летного состава до 2020г. Планируется закупить 130 учебных самолетов 4-го поколения Як-130. До 2015г. Все учебные самолеты Л-39, находящиеся в летных училищах ВВС РФ и центрах переподготовки летчиков, должны быть списаны. В 2010г. В Липецкий центр переучивания летного состава поступили первые 6 серийных учебных самолетов Як-130. А в этом году первые 4 серийных самолета Як-130 перелетели с авиазавода на авиабазу Качинского авиационного училища летчиков близ Борисоглебска.

По-доброму завидую летчикам и курсантам КВВАУЛ, севшим в этом году в кабину нового самолета Як-130. Эта летающая парта откроет современным курсантам перспективу к освоению истребителя 5-го поколения, который и поступит к окончанию их учебы в боевые соединения ВВС России. В добрый путь, коллеги!



Источник: http://ru.wikipedia.org
Категория: Свободные статьи | Добавил: Service (10.11.2013) | Автор: Пихотина Татьяна E W
Просмотров: 1455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35060)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20186)
Щур Илья Андреевич (18927)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17714)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17130)
Перемота Алексей Юрьевич (14238)
Миргазетдинова Розалия (13172)
Комлев Фёдор Михайлович (13009)
Щур Илья Андреевич (12864)
Киселёв Андрей Валерьевич (12831)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017