Пятница, 26.04.2024, 18:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Роль женщин в истории авиации и воздухоплавания
Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г.Ишимбае



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ АВИАЦИИ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
на тему:
«Роль женщин в истории авиации и воздухоплавания»



Выполнил:
студент группы ЭД-103
Гафарова Диана Рустамовна
Дата рождения студента: 07.09.1995

Ишимбай-2013
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Первые русские авиатриссы
1.1. Первая русская женщина авиатор 4
1.2. Авиатрисса №1 Царской России 5
1.3. Авиатрисса №2 Царской России 6
Глава 2. Валентина Степановна Гризодубова 8
Глава 3.В небе «Ночные ведьмы»
3.1. «Ночные ведьмы» 11
3.2. За Родину 13
Глава 4. Летчица из Башкортостана 15
Глава 5. Наши современницы
5.1. Нина Васильевна Литюшкина 17
5.2. Русские авиатриссы наших дней 18
Заключение 20
Библиографический список 22

Введение

Прошедший ХХ век можно назвать по-разному: атомным, космическим, компьютерным. Но это также и век авиации. Освоение неба всегда было недосягаемой мечтой человека, но только в начале прошлого века этой мечте суждено было сбыться! Конечно же, первыми пилотами стали мужчины, и эта профессия считалась исключительно мужской. Правда, очень недолго.
Женщины начали интересоваться авиацией почти сразу же, как только она появилась. Пытливый женский ум, желание летать и целеустремленность некоторых дам начала XX века, сделали из них первых авиатрисс.
Авиация развивалась во многих странах мира, а потому первые женщины-пилоты, появились не только за рубежом, но и в Царской России.
Все истории прихода женщин в авиацию уникальны и интересны, каждая из девушек прокладывала свой путь к заветной мечте.
Цель данной научной работы – изучить роль женщин в истории авиации и воздухоплавания.
Отдельная часть исследования посвящена особой странице истории Родины – участию женщин-авиатрисс в Великой Отечественной Войне. Также, немалую роль сыграли документы о летчицах из Башкортастана. Это легендарные «ночные ведьмы» - летчицы 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков – Магуба Сыртланова. Актуальностью исследования является необходимость собрать, систематизировать и сохранить материал о женщинах-летчицах.

Глава 1. Женские судьбы. Первые русские авиатриссы

Авиатриссы - так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало - храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами. Увы, сегодня имена многих из них практически забыты. С приходом большевиков происхождение и биографии многих, особенно женщин-пилотов царской России - первых авиатрисс России, - совершенно не отвечали пропагандистским требованиям новой власти. Кем же были эти замечательные женщины?

1.1. Первая русская женщина авиатор
Первая русская женщина авиатор - Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник.
Жена инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875–1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором.
Домникия Иларионовна целиком разделяла увлечение мужа авиацией: принимала участие в подготовке его лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов. К сожалению, знания по пилотированию оставались для Домникии Иларионовны только теоретическими. В распоряжении супругов был лишь одноместный аппарат, что лишало инженера Кузнецова обучить жену лётной практике. И всё-таки в мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге Домникия Иларионовна попыталась самостоятельно подняться в воздух на их «Блерио-ХI».
Но Домникия Иларионовна не смогла удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан и, перевернувшись, он рухнул на землю. К счастью, сама Кузнецова серьёзно не пострадала, но больше желания летать у неё не возникало. И тем не менее, петербургский журнал «Вестник воздухоплавания» (№9 за 1911 г.) назовёт Домникию Иларионовну Кузнецову-Новолейник "первой русской женщиной-авиатором".

1.2. Авиатрисса № 1 Царской России
Зверева Лидия Виссарионовна (1890 год – 15.05.1916 год).
Дочь боевого генерал-майора, героя Балканской войны 1877-1878 годов Виссариона Лебедева, жена лётчика Владимира Викторовича Слюсаренко.
Лидия Зверева - выпускница Белостокского института благородных девиц. 25 июня 1911 года она поступает в только что открывшуюся авиационную школу "Гамаюн" Первого российского товарищества воздухоплавания в числе трёх первых учеников (двое других были мужчинами).
Из дневников Зверевой: «Школу пилотов я окончила для того, чтобы полностью посвятить себя авиации. Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полётов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду, обязательно строить и испытывать аэропланы».
10 (23 августа по новому стилю) 1911 года получила диплом авиатора № 31, став первой русской женщиной-авиатором.
Лидия Виссарионовна много выступала с показательными полётами. Зверева была пилотом, как говорится, от Бога. Она, первой из женщин, выполнила мёртвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. И хотя несколько раз попадала в серьезные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. Её бесстрашием восхищались мужчины-авиаторы. Известный летчик Константин Арцеулов, учившийся вместе с ней в авиашколе, впоследствии вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все рисковали подниматься на большую высоту».
В 1913 году сбывается её мечта об инструкторской работе: вместе с мужем в апреле 1913 года она открывает в Риге авиашколу и авиационные мастерские. В эти же годы Лидия Зверева начинает свою работу, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе, и скоростных истребителей. С началом 1-й Мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод - «Авиационная фабрика Слюсаренко». До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин — «Фарманов», «Ньюпоров» и «Моранов», в модели которых было внесено много технических новшеств. Лидия Виссарионовна Зверева скоропостижно скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от брюшного тифа в возрасте 26 лет. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.
История стремительной смерти авиатриссы вызвала подозрение у её мужа, Владимира Викторовича Слюсаренко. Тем более что после смерти Лидии Зверевой бесследно исчезли чертежи новых самолётов, над которыми работала его жена. Слюсаренко был убежден, что Лидия была убита агентами германской разведки, хотевшими, во что бы то ни стало уничтожить талантливую молодую женщину-авиаконструктора. Но власти не придали значения ряду странных обстоятельств смерти Лидии Виссарионовны Зверевой и признали её смерть естественной.

1.3. Авиатрисса № 2 Царской России
Княгиня Шаховская Евгения Михайловна(1889-1920)-первая в мире женщина - военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II.
Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа - по новому стилю) 1912 года в Германии. Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. Во время одного из полётов в апреле 1913 года в паре со знаменитым русским авиатором Всеволодом Михайловичем Абрамовичем произошла авиакатастрофа, в которой Абрамович погиб, а Шаховская выжила. Многие вину за гибель Всеволода Михайловича возлагали на княгиню Шаховскую.
С началом 1-й Мировой войны княгиня Шаховская подала прошение царю Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы.
Прошение было удовлетворено, и с ноября 1914 года Евгения Шаховская служила в 1-м армейском авиаотряде Северо-Западного фронта. Правда чуть более месяца, так как была арестована по обвинению в шпионаже. И только благодаря личному вмешательству царя избежала смертной казни. Ее заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 годах работала следователем в Киевской ЧК.
Убита во время случайной перестрелки в 1920 году. Замужем не была, детей не было.

Глава 2. Валентина Степановна Гризодубова (1910-1993)

«Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. К тому же, она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести». Так отзываются о Валентине Степановне друзья и коллеги. За несколькими строками характеристики стоит сложный, наполненный драматическими моментами жизненный путь этой удивительной женщины.
Выросшая в семье авиаконструктора, изобретателя и летчика, Валентина Степановна уже в два с половиной года узнала, что такое полеты. Привязанная к отцу за его спиной ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.
В Харькове, Валентина окончила среднюю школу и поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно она закончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. Мечта о небе не оставляла ее, хотя попасть женщине в летную школу очень сложно. Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г., будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба.
Окончив аэроклуб за три месяца и оставив занятия в институте, она поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 г. в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 г. подготовила 36 летчиков.
Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах.
Беспосадочный перелет происходил в сложной метеорологической обстановке. Летчицам пришлось преодолевать грозовые фронты и туманы, лететь ночью на большой высоте. Через 26 часов 29 минут самолет "Родина", пройдя по прямой 5908 километров, совершил посадку на Дальнем Востоке в районе Кэрби, на берегу реки Аргунь.
Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой, летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович, прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один.
За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза.
Началась Великая Отечественная война. В 1942 году Гризодубовой поручили комплектование 101-го авиационного бомбардировочного полка дальнего действия из летного состава Гражданского воздушного флота и ВВС. В отличие от своего бывшего штурмана Марины Расковой, которая формировала женский полк, под началом Валентины Степановны служили только летчики-мужчины.
Маршал Савицкий на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма.
Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы.
После войны Валентину Степановну назначили заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по летной части. Ее подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и гражданской авиации. С 1963 года по личной инициативе Гризодубовой создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), которым она и начала руководить. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения.
Валентина Степановна всегда была необычайно чутким и отзывчивым человеком, бесстрашной заступницей за всех несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она вступилась за С.П. Королева, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. После ее совместных с М.М. Громовым хлопот Королева направили в ЦКБ-29 НКВД, в бригаду Туполева, затем в Казань на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а в июле 1944 года он был досрочно освобожден.

Глава 3. В небе «Ночные ведьмы»

3.1. «Ночные ведьмы»
Вклад советских женщин в общий успех победы в Великой Отечественной войне огромен. Они трудились в тылу и сражались на фронте. Девушки проявили себя даже в воздухе. Немцы боялись наших девушек-лётчиц и называли их ведьмами. Пленный немецкий офицер рассказывал, как ночные русские ведьмы на допотопных самолётах По-2 изматывали фашистских солдат, не давая им покоя даже ночью!
Инициатором создания женских лётных полков в СССР стала Марина Михайловна Раскова. Она родилась в 1912 году в Москве. Училась в консерватории и работала лаборанткой на гражданском заводе. А в 1932 году устроилась трудиться лаборанткой в Военно-воздушную академию имени Жуковского. В сентябре 1938 года Раскова на самолёте АНТ-37 «Родина» (в группе с лётчицами В. Гризодубовой и П. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на расстояние 6450 км.
Экипаж был вынужден совершить аварийную посадку в тайге, а Раскова прыгнула с парашютом и была обнаружена только через 10 суток (её нашли босую, унты слетели во время прыжка). В ходе перелёта женщины установили мировой рекорд по дальности полёта. За это достижение и совершение рекордного полёта всему экипажу и Марине Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
А когда началась война, Расковой было всего 29 лет, но она считалась уже опытной лётчицей. И воспользовавшись личным знакомством и расположением Сталина, она смогла добиться создания в городе Энгельс авиагруппы сразу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го и 588-го ночного бомбардировочного (он же позднее переименован в 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный полк).
Последний полк летал на знаменитых кукурузниках По-2. Красавиц из данного полка тевтонские рыцари и назвали «Ночными ведьмами». В регулярной армии это прекрасное формирование шутливо называли «Дунькин полк», так как первым и единственным его командиром стала Евдокия Бершанская.
Очень точное название, ибо в полку не было места мужчинам, на всех без исключения должностях (механики, лётчики, санитарки, наземный состав, ремонтные бригады и т.д.) находились только девушки. Кстати, средний возраст «летающих ведьм» составлял всего 22 года. Им бы всем ещё в куклы играть да лекции в университетах посещать, а они рвались добровольцами в действующую армию – врага громить.
Самолёт По-2 ещё в 1927 году задумывался как машина для обучения курсантов, но во время войны, во многом благодаря женщинам, его стали хитроумно применять как ночной бомбардировщик. Лёгкий, почти бесшумный и манёвренный, он с лёгкостью выполнял необходимые задачи, переправляясь в ночное время через линию фронта и нанося противнику ощутимый урон.
В начале войны (осенью 1941 года) их в полку насчитывалось всего 20 машин, затем число увеличилось до 45 самолётов. В последний день войны в полку их осталось 36 штук. Эта боевая машина развивала скорость всего 120 км/час, что делало По-2 уязвимым даже для пистолетного выстрела. Тем более что самолет был лишен всякой защиты.
Он работал только в ночное время суток на высотах от 400 до 1000 метров. Получалось так, что из вооружения у девушек был только пистолет ТТ. Самолёт брал на борт около 300 кг бомб, многие девушки отказывались брать с собой парашюты, предпочитая пару лишних бомб. Некоторые машины сопровождения оснащались пулемётом, но лётчицы снимали их, дабы дополнительно взять на борт бомбы.
Но и этого им казалось мало, а потому девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18 вылетов. Многих после такой ночи уносили прямо из кабин в казарму на руках, так как у хрупких девушек не оставалось сил ни на что. К тому же кабины были открытыми, а в небе стоял такой мороз, что руки и ноги переставали слушаться своих хозяек.
Механики и технический персонал тоже не бездействовали. Каждое попадание пули оставляло на корпусе и крыльях фанерного аппарата такие зияющие дыры, что приходилось их латать, словно старую одёжку. В результате летательные аппараты приобретали вид древнего дервиша, всю жизнь скитавшегося по пустыням. Но и на таких залатанных «тарахтелках» девицы летали, наводя ужас на врага.
Девушки устраивали в кабинах пилота уютные гнёздышки, любовно называя свои самолёты ласточками. Кабины украшались цветами, лентами, фотографиями любимых актёров.

3.2. За родину
Младший лейтенант Евдокия Носаль начала войну в звании рядового пилота. Затем отважную лётчицу назначили командиром звена, дальше – заместителем командира эскадрильи. Только за 20 бессонных ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз Носаль устраивала в тылу врага пожары, 18 раз поражала противника точными взрывами бомб, разбомбила мост-переправу и уничтожила массу живой силы противника. Евдокию наградили орденом Красной Звезды. Всего за годы войны она совершила 354 боевых вылета. А 23 апреля 1943 года девушка погибла при выполнении боевого задания под Новороссийском.
Иногда случались казусы, превращающиеся в трагедии. Однажды ночью, когда девушки в очередной раз совершали бесчисленное количество вылетов (вылетали, бомбили, возвращались, дозаправлялись, брали бомбы на борт и вновь улетали на бомбардировку в тыл врага) из-за кромешной тьмы на аэродроме один экипаж приземлился прямо на самолёт однополчан, который собирался взлетать. В результате этой трагической случайности погибли сразу четыре наших лётчицы. Лётчицы 46-го Гвардейского Таманского полка лёгких ночных бомбардировщиков произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью. Полк уничтожил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием.
Далеко не всем удалось дожить до победы. Многие красавицы заживо сгорели в своих промасленных машинах на глазах у своих подруг. Вечная память нашим героиням!

Глава 4. Летчица из Башкортостана

Среди славных сынов Башкирии, Героев Советского Союза, есть единственная женщина-летчица из Башкортостана.
Магуба Гусейновна Сыртланова родилась 15 июля 1912 года г.Белебей БАССР. Окончила семилетнюю татаро-башкирскую школу. 1928 году вместе с подругами уезжает в Узбекистан. Работала телеграфисткой, мотальщицей на шелкомотальной фабрике.
После окончания курсов по подготовке техников-изыскателей начинает работать в Среднеазиатском управлении воздушных линий. Следуя юношеской мечте об авиации, добивается направления в летное училище в г.Балашове Саратовской области. Через год учебы по приказу «всех женщин отчислить» была вынуждена покинуть школу и по собственной инициативе переехала в Тбилиси. С 1933 года начала работать авиамотористом в Управлении гражданского воздушного флота г.Тбилиси. Одновременно учится летать. Через два года стала пилотом-инструктором планерной школе.
С началом войны 1941 года начинает добиваться отправки на фронт. Ей удается быть зачисленной в список 46-го авиационного женского полка, базировавшегося на Северном Кавказе.
М.Г. Сыртланова является участницей боев на Северном Кавказе, Крыму, в Белоруссии, Польше, в Восточной Пруссии и самой Германии.
С сентября 1942 года заместитель командира 46-го женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Совершила 782 боевых вылетов, с боевым налетом 2340 часов, сбросила 140 тонн бомбового груза, нанося противнику урон в живой силе и технике.
Звание Героя Советского Союза М.Г. Сыртлановой присвоено 15 мая 1946 года.
После войны старший лейтенант М.Г. Сыртланова – в запасе и до 1.10 1971 года проживала в г.Казань.
Награждена орденом Ленина (1946), Боевого Красного Знамени (1943, 1945), Отечественной войны 2-й степени (1944) и Красной Звезды (1944).

Глава 5. Наши современницы

5.1. Нина Васильевна Литюшкина
Над женщинами-водителями мужчины любят подшучивать. Но вряд ли кто-то сможет бросить колкость в сторону этого рулевого. Нина Литюшкина управляет не машиной, а самолётом! Она пилот первого класса, много лет была командиром Ил-18, сейчас — пилот самолёта Ту-154. Общий налёт — около 24 тысяч часов! Это уникальный показатель даже для мужчин-пилотов. Литюшкина — единственная женщина-пилот в России и бывшем СССР, кто имеет столько безаварийных часов налёта.
Она училась и оттачивала своё летное мастерство в небе родной Мордовии. На своей «Аннушке» Нина Васильевна перевозила пассажиров и грузы во все уголки Приволжского округа. Доставляла врачей в труднодоступные районы, вывозила больных. С 1971 года она оказалась в небе Красноярского края, потом и вовсе расширила горизонты, стала летать в различные уголки нашей страны и ближнего зарубежья.
Нина Васильевна отлично владеет техникой пилотирования Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. Имеет допуск к контрольно-испытательным полётам, может перевозить VIP.ов, летает в сокращённом составе — без штурмана, освоила полёты с использованием спутниковых навигационных систем. Кстати, в августе 2007 года пилотесса получила медаль Нестерова. Это самый почётный знак отличия в российской авиации. В авиакомпании, где работает Нина Васильевна, такая награда пока в единственном экземпляре.

5.2.Русские авиатриссы наших дней
Сегодня в мире летают на всех типах самолётов, включая боевые машины-истребители, тысячи женщин,около десятка в США являются командирами огромных «Боингов».Число женщин, пилотов - любителей, планеристок и парашютисток трудно даже назвать.
В современной России, к сожалению, уже многое утеряно из огромного отечественного авиационного наследия.
Дело первых русских авиатрисс-пилотов Лидии Зверевой, Евдокии Анатры, Любови Галанчиковой , Евгении Шаховской и других, достойно продолжили в советское время Зинаида Кокорина, а также Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова - Герои Советского Союза , лётчики-спортсменки Екатерина Грюнауэр, Маргарита Раценская, Ольга Клепикова, - тысячи советских женщин, многие их которых,доблестно служили в авиации во время Великой Отечественной войны. После войны стали известными имена пилотов ГВФ, лётчиц-рекордсменов на реактивных самолётах: О.Ямщиковой, Н. И.Вертипраховой, И.Смагиной, Л.Улановой, Г.Корчугановой, Л.Зайцевой, Е.Мартовой, И.Копец, С.Савицкой и многих других. Благодаря ходатайству В.Гризодубовой были осуществлены два набора (70 женщин) в Кременчугское авиационное училище.
В наши дни - всё, с таким трудом завоеванное женщинами в небе, государством не поддерживается.
Но несмотря на драматичную ситуацию в наши дни, женщины продолжают штурмовать высоту!
На воздушном празднике отмечались: вертолётчица авиации МЧС Екатерина Орешникова, пилоты Ту -154 Наталья Винокурова и Ольга Кирсанова, пилот Ту -134 Надежда Кужельная, командиры воздушных судов, налетавших тысячи часов в советский период,-Валентина Котляр и Лилия Золотарёва, а также имена девушек, обучающихся ныне в авиационном училище.
Непревзойденным мастерством, - отметил знаменитый тренер сборной СССР К.Г Нажмутдинов,- обладает сегодня единственная женщина в авиации - обладательница шести титулов Абсолютной чемпионки мира Светлана Копанина, находящаяся в прекрасной лётной форме, но, увы, не имеющая и трети возможностей для тренировки, которыми обладают её зарубежные соперницы. Президент, вручая ей награду, обещал поддержку и "дал указания", которые, как и ведётся у нас, никто выполнять не собирается. А ведь достижения наших женщин это наше национальное достояние!

Заключение

В работе мы пытались рассмотреть и понять роль женщин в истории авиации, исследовать их вклад в историю своей страны и мира. Так какие же все-таки возможности открываются перед девушками в авиации современности?
Во многих странах есть девушки, которые уже давно управляют различными боингами, авиалайнерами и даже боевыми самолетами. И конечно же, такие девушки есть в нашей России, но их ,к сожалению, не так уж и много. Сложность освоения летной профессии в России, в первую очередь, начинается с получения образования. В нашей стране на данный момент существует только три учебных заведения, которые готовят пилотов военной и гражданской авиации - Курганский пограничный институт, Сасовское летное училище гражданской авиации и Санкт-Петербургская академия гражданской авиации.
Но сложность состоит не только в том,что таких заведений очень мало, но и в том,что пробиться туда,в буквальном смысле слова,практически невозможно. Уж слишком невелик шанс поступления девушки на курс вместе с 270 парнями. Также, немалую роль играет и характер девушки. Девушка должна быть мужественной, иметь очень огромную силу воли.
За границей, число женщин, управляющих самолетами, намного больше, чем в России. Путь в профессию заключается в преодолении стереотипов, которыми пропитано общество. До 2011 в России была только одна женщина-командир "Боинга" - Татьяна Рыманова из "S7 Airlines". В конце 2011 года авиакомпания «Россия» впервые приняла на должность командира воздушного судна - Татьяну Казачкову, свидетельство пилота она получила в США, после окончания обучения в Санкт-Петербургской Академии Гражданской Авиации. Ещё женщина - КВС Ольга Грачёва есть в ОАО "Аэрофлот", а всего в российской гражданской авиации 15 женщин-пилотов. На сегодняшний день в Сасовском летном училище учатся две девушки-курсантки, с одной из которых заключила контракт компания "Трансаэро". Есть надежда, что в ближайшие годы в гражданской авиации России появление женщины командира воздушного судна уже не будет экзотической новостью.
Сегодня существуют организации, готовые поддержать летчиц. 20 лет действует Межрегиональная общественная организация Союз женщин летных специальностей «Авиатрисса», ее членами стали 450 женщин, их число постоянно растет, но масштабы довоенных времен, когда насчитывались тысячи женщин, пока недосягаемы. Союз активно сотрудничает с другими летными и авиационными организациями России и зарубежья, проводит конференции и форумы, где женщины летных профессий могут встретиться, поддержать друг друга и, самое главное, пробудить у молодого поколения интерес к авиации.

Библиографический список

Для книг:
1. Чечнева, М.П.: Боевые подруги мои».[текст]/М.П.Чечнева.-М.:ДОСААФ,1975.-122с.
2. Ракипов,Ш. Звездные ночи. [Текст]/Ш.Ракипов.-Казань,1983.-210с
3. Ракобольская И.В. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков.[Текст]/И.В.Ракобольская, Н.М.Кравцова.-М: Изд-во МГУ,2005.153с

Для интернет-ресурсов:
1. «Женщины авиаторы на фронтах Второй Мировой войны».[Электронный ресурс].
Режим доступа: http://jets.ru/reviews/2012/03/18/women_ww2
2. И. Дрягина «Некоторые заметки о роли женщин в развитии авиации». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-381246.html?page=13
3. А.Дзюба «Женщины пилот – это звучит гордо». Часть 1: на заре авиации.[Электронный ресурс].
Режим доступа: http://senturia.ru/daily/zhenshhina-pilot-eto-zvuchit-gordo-chast-1-na-zare-aviacii/
4. «История авиации и воздухоплавания». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit37.html
5. «Любителям гражданской авиации». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://dream-air.ru/forum/7-129-1
6. Женские судьбы. Первые русские авиатриссы. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://clubs.ya.ru/4611686018427457955/replies.xml?item_no=1822

Для статей:
1. Статья из газеты "Аргументы и Факты": «Наша современница Нина Васильевна Литюшкина». -2005.-3сентября
Категория: Свободные статьи | Добавил: neudachini (24.12.2013) | Автор: Диана
Просмотров: 3536 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2654)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1985)
Егор Андреевич Попов (1717)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (685)
Медведкин Иван (622)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (496)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024