... |
|
|
Рекомендации по подготовке презентаций
(подготовлены Владимиром Николаевичем Шауровым, многолетним членом Жюри олимпиады)
Уважаемые финалисты Молодёжного симпозиума Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф.Можайского!
Вы сумели преодолеть непростые препятствия и попасть в заключительный тур Олимпиады. Вы получили право выступить перед жюри, гостями и многочисленной аудиторией в Интернете. И от того, как вы представите свою работу, во многом зависит ваш успех.
Ваше сообщение должно состоять из двух компонентов – текста, излагаемого устно, и иллюстративного материала (изображение, звук), который обычно именуют «презентацией». В дальнейшем изложении этот термин и будет использоваться.
Как показывает практика многих олимпиад, нередко достоинства хорошего устного изложения текстового материала «сводятся на нет» невысоким качеством презентации. Также случается, что неудачное распределение информации между текстом и иллюстрациями не позволяет наиболее эффективно использовать отведенное для доклада весьма ограниченное время (на симпозиуме вам предоставят 10 минут).
Вот рекомендации, которые помогут вам в подготовке выступления:
- При подготовке сообщения всегда исходите из того, что текст, произносимый вами устно, звук и иллюстрации презентации существуют не сами по себе, а составляют единое целое и в совокупности должны соответствовать основному содержанию и результатам выполненного вами исследования. Поэтому уже при создании текста сразу старайтесь наилучшим образом распределить информацию между текстом и презентацией, избегайте дублирования информации. При написании черновика текста полезно вставлять в него короткие комментарии, описывающие будущие иллюстрации на демонстрируемом во время произношения текста слайде. Например, «Общий вид самолета и его характеристики», «Таблица сравнительных данных» и тому подобное.
- Принимайте во внимание то обстоятельство, что визуальная информация гораздо информативнее, чем устная. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому иллюстрация (слайд презентации) может заменить достаточно большой излагаемый устно текст, что важно в условиях ограниченности времени выступления. Однако такая иллюстрация должна отвечать ряду требований. Важнейшее из них – оптимальный объем информации. Дело в том, что возможности человека по восприятию любой информации, в том числе визуальной, ограничены. Про это часто забывают, и на слайдах презентации помещаются, например, таблицы, состоящие из множества ячеек с числами и текстами, картинки самолётов с перечислением большого числа характеристик и тому подобная слишком объёмная информация. Такая информация сложно воспринимается и членами жюри, и гостями симпозиума. Тем более в короткое (что очень важно!) время демонстрации слайда на экране. В результате значимость таких слайдов практически сводится к нулю.
- Стремитесь к лаконичности текстовой и числовой информации на слайде. Например, следует ограничиться не более чем 7-ю (а лучше 5-ю) характеристиками самолёта или другого объекта (на этот счёт есть рекомендации психологов). Для этого требуется проанализировать, какие из множества характеристик наиболее важны применительно к содержанию вашего сообщения. В одном случае это могут быть геометрические размеры, а в другом – лётные данные, свойственные описываемому типу самолёта, например. При этом нужно избегать второстепенных характеристик. Например, высота киля самолёта не является важной информацией в сообщении об истории испытаний этого самолёта. Если есть необходимость показать сравнительные характеристики объектов, скажем, скорости нескольких марок самолётов, то это нагляднее сделать не в табличной форме, а в графической, например, в форме столбчатой диаграммы. Относительные различия покажет высота столбиков, а абсолютные числовые данные можно указать сверху каждого из них.
- При компоновке слайда желательно размещать наиболее важный объект в его середине. Если нужно выделить его на фоне другой информации, отделить от других объектов, полезно поместить его в рамку. Кстати, такой приём используется при размещении наиболее важных пилотажных приборов самолета, в том числе авиагоризонта, высотомера, указателя курса – это позволяет быстро найти эти приборы среди других.
- Содержание текста и надписей на слайдах должно быть кратким и точным, в них не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Следует избегать надписей на иностранном языке (по отношению к русскому языку – рабочему языку олимпиады), кроме самых необходимых: марок зарубежных летательных аппаратов или других объектов, наименований фирм. Не стоит перегружать информацией слайд перечислением использованной литературы. Приведите не более 7-8 наиболее важнейших источников, как из Интернета, так и печатных. Структурируйте источники, например, отдельно печатные, отдельно из Интернета.
- Относитесь с осторожностью к поиску иллюстраций на неизвестных вам ресурсах интернета, которым трудно верить. Старайтесь использовать официальные вэб-ресурсы крупных авиакомпаний, фирм-производителей, а также авторитетные тематические сайты. Полезно при сомнениях сверить данные нескольких ресурсов. Выбирайте не просто красивые картинки, а те иллюстрации, где облик объекта отображается наиболее полно. Если вы заимствуете иллюстрацию с большим числом выносок-указателей на отдельные элементы изображённого объекта, то следует определить, какие из них нужны применительно к вашему сообщению, остальные удалить. Это же относится и к другой размещённой на иллюстрации ненужной информации.
- Внимательно подумайте о световом и цветовом оформлении слайда. Глаз человека воспринимает объект только при условии достаточного контраста (или попросту различия) между этим объектом и фоном. Например, чёрная буква на белом фоне лучше воспринимается, чем серая. При различном цветовом сочетании объекта и фона визуальное восприятие объекта меняется. В связи с этим при всей заманчивости использования уникальных фотографий и фильмов начала прошлого века нужно иметь в виду, что многие из них в силу некачественной съёмки малоконтрастны (проще говоря, «серые») и без обработки их информативность сомнительна.
- Проанализируйте размер размещаемых на слайд объектов, в том числе букв и цифр. Следует учитывать, что слайды будут рассматриваться с расстояния нескольких метров, поэтому:
- не используйте громоздкие таблицы с большим количеством данных, набранных мелким малоконтрастным шрифтом;
- если необходимо привести пример журнальной или газетной публикации, то вместо скана страницы (скорее всего её никто не сможет прочитать) поместите на слайде достаточно крупным шрифтом наиболее важную, но короткую цитату из публикации, имя автора, наименование и дату выхода издания.
Общее представление о качестве презентации в значительной мере зависит и от выполнения презентации в едином стиле. Единство стиля подразумевает такие факторы, как:
- использование одинаковых шрифтов для одинаковых по назначению текстовых элементов на слайдах (например, один и тот же шрифт для заголовков, один и тот же шрифт для подписей к рисункам и т.д.);
- единое цветовое решение слайдов, в том числе фон, вид и цвет рамок, цвет выносок, «плашек» и т.д.
Достаточно подробные и полезные рекомендации по подбору цветов и шрифтов для слайдов содержатся здесь.
- Старайтесь использовать видеоролики продолжительностью не более 20 секунд, за это время внимание большинства зрителей не рассеется. Полезно поэкспериментировать с длительностью видео и выбрать наилучший вариант. Нужно с осторожностью подходить к звуковому сопровождению видео, редко стоит использовать музыку. Информативное видео даже без звука должно быть понятным людям, при необходимости можно дополнить его краткими субтитрами. Избегайте использования в презентации видео с продолжительным монологом знаменитого и заслуженного человека относительно того или иного аспекта вашего сообщения. Во-первых, всех интересуют главным образом ваши собственные соображения, а не точка зрения другого человека. Во-вторых, при демонстрации такого монолога докладчик вынужден молча стоять, ожидая его завершения, что выглядит не лучшим образом. Если есть желание представить мнение авторитета по тому или иному вопросу, то лучше поместить на слайде короткую цитату из его высказывания и фотографию автора с указанием основных званий и наград.
- За время подготовки презентации неизбежно возникает привыкание к ней, в результате всякие мелкие, но, тем не менее, недопустимые ошибки, в том числе орфографические, и недочёты часто пропускаются. Поэтому, закончив подготовку презентации, целесообразно через 2-3 дня снова внимательно просмотреть все слайды «свежим взглядом». Попытайтесь при этом представить себя «человеком со стороны». Полезно также показать презентацию нескольким «экспертам» для независимой оценки общего впечатления от неё. Обычно всё это позволяет выявить допущенные погрешности.
- Закончив работу над текстом и презентацией, необходимо их окончательно синхронизировать, чтобы начало демонстрации каждого слайда было «привязано» к началу изложения того фрагмента вашего сообщения, который этот слайд иллюстрирует. Если вы планируете читать ваш тест по «шпаргалке» (изначально плохой вариант), то укажите в тексте цифрами номера соответствующих слайдов.
- И ещё одна рекомендация, относящаяся уже к подготовке текста сообщения. Чтобы уложиться в отведенное время, проделайте следующее: размеренно, не частя, прочтите вслух в течение девяти минут фрагмент текста из своей историко-исследовательской работы, опубликованной вами в первом туре. Определить число знаков в прочитанном фрагменте и на это число ориентируйтесь при написании текста выступления. Готовый текст выступления прочитать вслух и при длительности чтения более 9 минут внести необходимые коррективы. Почему 9, а не 10? Потому что 1 минута отводится на листание слайдов презентации, возможное волнение и прочие заминки.
- Помните, что опубликованная вами в первом туре работа внимательно прочтена членами жюри. Не пытайтесь полностью пересказывать её содержание в процессе своего выступления. Вы попросту не сможете уложиться в отведённое время! Говорите о самом главном, ссылаясь на опубликованную работу, как на источник.
Помните: Ваше сообщение будет демонстрироваться в сети интернет! Использование объектов авторских прав (музыка, видеофрагменты и пр.), права на использование которых вы не согласовали с владельцами, может остановить видеотрансляцию симпозиума!
|
... |
|
ВНИМАНИЕ! | ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 22-й ОЛИМИПИАДЕ ОТКРЫТ! ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО! ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ! |
Наш логотип |
|
QR-код сайта |
|
Организатор |
|
|