Вторник, 24.12.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Седьмая олимпиада (2009/10 уч.год)

Женщины и дети на авиационных предприятиях страны в период войны

Выполнил: Котряхов Артём Андреевич, 11А класс МОУ СОШ №56, г. Киров

Ты знаешь это,
Ты видал                            
Цеха бессонные,
в которых

Из гнева плавился металл.
И слезы превращались в порох.
                                                                                                                                                 
                                      В.Иванов

1.Введение                  
 
       65 лет Великой Победы…Все дальше уходят в прошлое незабываемые победоносные майские дни 1945-го. Но с каждым годом, отдаляющим нас от той прекрасной весны, ценность и значимость Победы все больше возрастает. Эта знаменательная дата навсегда стала немеркнущим символом героизма и самоотверженности, несгибаемого мужества и беззаветной любви к Родине. Благодарные потомки всегда будут склонять головы перед памятью тех, кто победил в этой кровопролитной войне, кто ценой собственной жизни отстоял свободу и независимость нашей родины, принес избавление от кровавого фашизма.
       В этот день мы вспоминаем и трудовой подвиг тех, кто в тылу отдал все свои силы для Победы, беспрерывно обеспечивая фронт военной техникой, боеприпасами, горючим, снаряжением, обмундированием и продовольствием. Женщины и дети день и ночь трудились в цехах, на полях, обеспечивая фронт всем необходимым. Беззаветным мужеством, великим трудолюбием и терпением воинов и тружеников тыла была обеспечена победа над сильным и коварным врагом.
       Великая Отечественная война от первого дня и до майских дней 1945- го была одной непосильной работой на пределе всех мыслимых и немыслимых человеческих возможностей. Работой ради, во имя и для Победы!
 
2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны

2.1. Киров -  трудовой фронт
 
       Слова «Все для фронта, все для победы!» были в годы войны законом жизни каждого трудового коллектива. Наши соотечественники трудились, что называется, на износ не из-за материальных вознаграждений. Трудовой героизм и самоотверженность определялись высоким патриотизмом, любовью к Родине, желанием сделать все возможное для победы над ненавистным врагом.
       Наш город Киров был тыловым городом. Здесь полем боя стали заводы и фабрики. С первых месяцев войны промышленность города начала выпускать военную продукцию.
       Когда пришла война, в рабочую семью влились тысячи юношей и девушек, только что начавших свою трудовую жизнь. Некоторые из них ещё стояли у станков на ящиках.
       Наш город стал кузницей оружия и боеприпасов. Из кировских заводов можно выделить
1. Завод «Кировский металлист» выпускавший 50-миллимитровые миномёты и мины;
2. Машиностроительный им. 1 Мая - 120-мм миномёты и снаряды для самого грозного оружия войны – «катюш»;
3. Агрегатный №461 – корпуса для гранат Ф-1;
4. «Физприбор» №2 – ручные гранаты РГД-33 и противотанковые РПГ-40.
       Более 1500 крупных предприятий страны были перебазированы в короткие сроки на восток - Урал, Сибирь.
«Не вам ли памятны года,
Когда по этой магистрали
Во тьме оттуда и туда
Составы без огней бежали.
Когда тянулись в глубь страны
По этой насыпи и рельсам
Заводы - беженцы войны
И с ними люди - погорельцы».
А. Т. Твардовский очень точно описал то время в своей поэме «За далью - даль». Эвакуация была одной из важнейших задач военного вре мени. Перебазировать с запада и из центральной части страны предстояло многие заводы, имевшие военное назначение.
       Люди ехали в незнакомые суровые края, чтобы давать продукцию фронту. Эвакуированные предприятия уже через 1-3 месяца со дня основания на новом месте начали выпускать военную продукцию. В Киров в начале войны были эвакуированы предприятия из Москвы, Ленинграда, Коломны и других городов
·        Завод №537 (теперь «Маяк»), эвакуированный из Москвы, выпускали ленты к авиационным пулемётам;
·        Государственная союзная мастерская №608 (ныне механический завод) производила сборку и снаряжение ручных гранат Ф-1;
·        Коломенский паровозостроительный завод делал танки, самоходные установки и гвардейские миномёты – «катюши»;
·         Завод №32 (теперь «Авитек»), эвакуированный из Москвы, был ведущим предприятием в стране по производству вооружения для самолётов Ил-2, Ил-4, Ла-5, ЛАГГ -3, ПЕ-2, ПО-2, ЕР-2;
·        Завод №266 имени «Лепсе», эвакуированный из Москвы, выпускал разнообразную оборонную продукцию, основу которой составляло электрооборудование для пикирующих бомбардировщиков Пе-2;
·        Завод«Красный инструментальщик», эвакуированный из Ленинграда,  выпускал инструменты для танков и другой боевой техники;
·        Завод №2 – оптические приборы для артиллерии;
·         Завод №41 – аэросани, полуглиссёры, охотники за подводными лодками и торпедные катера.
       В годы войны построен завод №324 Наркомата боеприпасов (теперь завод «Сельмаш»),  который выпускал 122-миллиметровые осколочно-фугасные снаряды для стрельбы из гаубиц и 100-миллимитровые снаряды.
       Производство военной продукции обеспечивалось в первую очередь самоотверженным трудом людей. Тыловой труд – будничный, незаметный, в нём не кровь лилась, но пот.
      Он требовал преодоления себя, чтобы день за днём, ночь за ночью, отдавая последние силы, вооружать и снабжать Красную Армию, верить в неё, что победит она немецких захватчиков, отомстит им за все страдания советских людей.
      Моя исследовательская работа посвящена работникам завода по выпуску агрегатов авиационного вооружения № 32 (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»), в том числе женщинам и детям, внесшим огромный вклад в дело приближения Великой Победы. Это долг памяти моим прабабушке и прадеду и всем тем, кто за пределами театра военных действий днем и ночью вели битву, ковали оружие Победы, давали все необходимое для борьбы с врагом.

 2.2. Исторические страницы завода «АВИТЕК»

      История нашего завода начинается в конце XIX столетия. В 1893 году, обрусевший немец инженер Ю. А. Мил лер арендовал на окраине Москвы механические мастерские и организо вал в них велосипедное производство, создав на его базе акционерное об щество "Дукс". На стыке XIX и ХХ веков наметился будущий профиль "Дукса" авиационный завод.
     После революции 28 июня 1918 го да завод "Дукс" стал собственнос тью республики, а в декабре этого же года его национализировали.


     Самолет-разведчик "Вуазен" изготовлен на "Дуксе" в 1912 году. На этом самолете красные военные летчики выполнили в годы гражданской войны немало боевых полетов. После войны "Вуазены" незначи тельное время использовали для обучения летчиков.
       
     В 1920 году "Дукс" получил новое название - Государственный авиацион ный завод №1, а сокращенно - ГАЗ № 1. На этом заводе был построен первый серийный цельнометаллический самолет А. Н. Туполева АНТ -3, состоящий только из отечественных материалов и узлов. В 1929 году завод выпустил один из лучших самолетов Н. Поликарпова - разведчик Р-5. Высокие летные качества позволили ему занять первое место на Международ ном конкурсе самолетов-разведчи ков, в котором участвовали лучшие авиастроительные фирмы Европы. Отлично показал себя Р-5 и при спа сении челюскинцев, прославив со ветскую авиацию.
      Завод "Дукс" - ГАЗ № 1 положил начало не только российской авиа ции, но и всему самому прогрессивному в нашем производстве.
     В октябре 1931 года Государственное Всесоюзное объединение авиаци онной промышленности ВСНХ СССР приняло решение выделить из соста ва ГАЗ-1 имени Авиахима специализированное производство по выпуску аг регатов вооружения для самолетов и организовать самостоятельное пред приятие - завод № 32, закрепив за ним территорию, на которой распо лагался завод № 1. Вот почему ВМП "АВИТЕК" имеет прямое отношение к истории завода "Дукс" - ГАЗ № 1. Наш завод № 32 до войны был первыми единственным в стране заводом, оснащающим отечественную авиацию первоклассным стрелковым и бомбардировочным вооружением.
      В 1940 году завод № 32 за освоение и внедрение в короткие сроки новых образцов вооружения получил первую правитель ственную награду - орден Красной Звезды.
      В мае 1939 года СНК СССР принял  постановление о строительстве в городе Кирове завода-дублера по выпуску агрегатов авиационного вооруже ния. Для выбора площадки под строительство было обследовано 15 районов области. Наиболее удачной оказалась местность в северной части Кирова, именуемая по названию расположенной там деревни Филейкой. Место для стройки было удобно во всех отношениях - рядом небольшой аэродром (сейчас уже бывший), близость к судоходной Вятке и к сплаву по ней леса, возможность задействовать коммуникации в общегородскую сеть, близость источников тепла и электроэнергии (уже работала ТЭЦ), наличие железнодорожной ветки, которую можно было продлить до строительной площадки. Завод, которому присвоили номер 315, планировалось пустить в октябре 1941 года. Но в августе 1941 года вышел приказ № 23 Главного Управления, параграф первый которого гласил: "Создать в г. Кирове на заводе № 315 дублер завода № 32, передав ему производство части агрегатов вооружения...". Так стройплощадка завода № 315 стала военным производством. А 9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление "эвакуировать завод № 32 на площадь завода № 315 в две очереди в течение полуторамесячного срока".
    Более 1523 предприятий, в большей части военного назначе ния, было эвакуировано из Москвы на восток в невиданно короткие сроки. Приказ наркома авиацион ной промышленности от 28 октяб ря 1941 года объединил заводы № 32 и №315, разместив их в горо де Кирове. Эта дата и стала нача лом второго рождения нашего завода, но уже на вятской земле.

 2.3.Самоотверженный труд в эвакуации
 
      Всего из Москвы было отправлено 16 эшелонов, в составе которых было 357 вагонов с оборудованием и 235 вагонов с рабочими, служащими и членами их семей. Последний состав был отправлен 12 ноября. 


Телеграмма тех военных лет
      
       В Киров первые эшелоны стали прибывать уже 17 октября. В те далекие годы, из Москвы,  в одном из этих эшелонов, приехали на Вятскую землю и мои прабабушка и прадедушка Ранневы Иван Федорович и Ольга Степановна со своей четырехлетней дочкой. Расстояние 962 километра было преодолено за 6 суток, и это считалось по тем временам быст рым.        
      Военные эшелоны с людьми, оружием пропускались в первую очередь. Основная часть эвакуированных прибыла в ноябре, но отдельные вагоны с материалами шли до января 1942 года. Для приемки прибывших в Кирове было организовано не сколько эвакопунктов для размещения прибывших были ис пользованы все возможности - заселены здания, в том числе и неприспособленные под жилье: бывшая церковь, постройки бывшего монастыря, сохранившиеся от сельскохозяйственной выставки павильоны, землянки, конюшни и другие помеще ния 7500 человек рабочих и членов их семей прибыли за то короткое время в Киров.
       Вокруг завода в первые годы были леса и болота. И жили люди в бараках да двух больших землянках. В землянках до 1943 года жило более 1000 человек. В одной комнате было  человек 70. Спали на двухэтажных нарах. Бараки и землянки располагались недалеко от завода те, кто жил в городе, приходилось намного тяжелее. Многие и ночевали прямо в цехе.  Потом появился маленький, очень тесный автобус на базе полуторки.
       Бедственным было положение подростков, эвакуированных без родителей. Это воспитанники ремесленного училища и школы ФЗО. Ремесленные училища были образованы в ок тябре 1940 года. Мыслилось, что это будут кузницы рабочих кадров высокой квалификации. Отбор в училище был строгий.
      Один из бывших ремесленников, заслуженный ветеран объединения В. И. Золотарев вспоминает о тех днях:
       «В октябре 1940 года был объявлен призыв молодежи в ремеслен ное училище трудрезервов. Из колхоза нас направили троих сначала в Белгород, а в ноябре отправили в Москву. Но 22 июня 1941 года наша мирная учеба была нарушена. В училище все изменилось. Учителя уходили на фронт, а мы стали работать для фронта. Москву бомбили почти ежедневно, обычно с 8 часов вечера. Дежурили на крышах, тушили зажигалки. Когда вышел приказ об эвакуации, нам дали сухой паек, сообщили направление. Добирались трудно, до Горь кого пешком, одни. Сначала шли большой группой, но потом группа уменьшилась... Некоторые ремесленники так и не дошли до места. Они гибли дорогой от усталости, холода, плохого питания. Были случаи, когда ребята садились отдохнуть и не вставали. В Киров мы прибыли в конце ноября, нас поселили в барак. Я работал в первом цехе у мас тера Петра Васильевича Смирнова. Нас в группе было 20 человек. В группе образовалась фронтовая бригада, в которой состоял и я. Все мы были гвардейцами трудового фронта. Нормы выполняли на 200 и больше про центов. Были случаи, когда неделями не выходили из цеха».
        Война уготовила для 15-16-летних тяжелые испытания. Их добралось до Кирова только 800 человек. В первые дни, когда только обустраивались, ре бята на какой-то период, оставаясь без внимания, были вы нуждены заботиться сами о себе. В одном из актов обследования говорилось: «В бараке № 25 живет 270 мальчиков на двухэтажных нарах. Табуреток не хватает, в бочках нет воды, отсутствует камера хранения, по углам грязная одежда, сыро, холодно, грязно. Со складов дрова но сят на себе и хранят их в комнате под кроватями. Здесь идет и колка дров. Нет полотенец, постельного белья. За неимени ем второй пары белья ребята не ходят в баню, прачечную. Есть вшивость».
         Работали по 12-14 часов без выход ных. Отдыхали, когда выключали электроэнергию. Дисциплина стро гая, отходить от станка было нельзя. Поднимали флажок и тогда приносили, что надо. За опоздания срезали норму хлеба. От такой нагруз ки  многие умирали.
        И у девушек, привезенных из сельских районов области в порядке мобилизации и через школы ФЗО, было неблагопо лучно. Но они кто как приспосабливались хотя бы стирать. Некоторые отдавали часть хлеба за стирку, ведь мыла дава ли по 20 граммов, а если работа грязная, да она в большинстве таковой и была, то, что значили эти 20 граммов мыла. 
        Случаи брюшного тифа были не редкостью.
        Не случайно наи большая смертность была среди подростков. Как рассказывал бывший сотрудник охраны А. С. Сафин: «В 1942 году были случаи, когда за ночь с завода увозили по 20 умер ших. Наибольшая смертность от дистрофии падает на про живающих в землянках. В 1942 году там было одновременно 400 опухших от голода. 
        Кабинщицы проходной и табельщицы цехов постоянно подавали нам сведения, сколько человек не вышло в этот день на работу. Однажды, помню, на завод не пришло около 17 человек. Шестерых мы обнаружили мёртвыми в землянках, двоих - в бараках. Других, кто ещё был жив, отправили в больницу. Не раз присутствовал я при захоронении умерших рабочих. Первое время хоронили в гробах. Всё честь по чести: брали лошадь из конного парка, собирали предцехкомов, представителей парторганизаций... Зимой же дороги на кладбище не было. Покойников свозили в деревянный сарай возле поликлиники. Весной их отвозили на кладбище. Безымянная братская могила на Филейском кладбище дала им последний приют. Я могилам кланялся, давал обещание - поставим мы вам памятник…Сейчас часовня на Филейском кладбище как памятник умершим и погибшим в годы войны заводчанам. Особенно много было среди них эвакуированных».
    Несмотря на тяжелое положение, люди старались помогать друг другу,  поддерживать. Так много лет спустя, моя бабушка узнала историю, которую рассказал ей Сергей Кириллович Белоус, один их бывших ремесленников, тех ребят, эвакуированных в наш город без родителей. О том, как он стоял у станка, замерзая в дырявых валенках, а проходивший мимо мужчина заменил эти валенки, подшил войлоком, отремонтировал. Этот мальчик, став в будущем руководителем отдела труда и заработной платы завода, не забыл о том случае. Со слезами на глазах он вспоминал, что это возможно спасло ему жизнь. Что благодаря таким людям, которые не могли пройти мимо замерзших, голодных и уставших детей, были спасены многие детские жизни. А этим человеком, подшившим валенки был мой прадед, Раннев Иван Федорович.
       Несмотря на огромные трудности коллектив жил и трудился. Две основные задачи решались в тот период одновременно. Первая - выпуск вооружения, вторая - строительство завода, его промышленной части и жилья. Пуск завода был на значен на 5 декабря 1941 года, и срок этот был выдержан. Приказ наркома от 2 декабря 1941 года обязывал обеспечить изготовление в декабре 50000 винтовочных противотанковых гранат (ВПГ). И это было сделано.
       Многие самолетные заводы ждали вооружение для ус тановки его и отправки на фронт. Турели, лафеты, кассеты, замки, лебедки и другие виды стрелкового и бомбардировоч ного снаряжения, приборов и агрегатов управления, средств подъема и транспортирования грузов исчислялись тысячами. Небывалые для завода количества!  
      Кроме турельных установок изготавливались держатели для крепления реактивных снарядов РО-82  под крыльями самолетов. Держатели получили название «флейта» за конфигурацию, чем-то схожую с этим музыкальным инструментом. Производственный жаргон был понятен как конструктору, так и рабочему: «флейта», «боч ка» и другие слова нередко заменяли название детали.
       Продукцию завод давал качественную. В феврале 1942 го да из 691 авиационного полка ближних бомбардировщиков пришло большое письмо с благодарностью за хорошее каче ство бомбодержателей на самолеты У-2, которые заводская бригада установила непосредственно в этой части. Вместе с пожеланиями технического характера там были такие стро ки: «Летаем только ночью. Бомбим населенные пункты, в которых на ночлег располагаются войска противника. Не даем врагу покоя ни днем, ни ночью. Бомбим артиллерийские по зиции. Как правило, батареи замолкают после наших нале тов. Возим грузы и боеприпасы, выполняем спецзадания. Просим особо отблагодарить бригаду рабочих, которые собирали эти держатели, монтировали их на самолеты. Большое спа сибо. Желаем успехов в работе. Больше давайте вооружения, от этого зависит успешная боевая работа частей ВВС на фронте». Письмо подписали батальонный комиссар Голенко,  коман дир полка Передистов, начальник штаба Кузьбека.
       О работе людей в войну сохранилось много свидетельств. Это, в первую очередь, многотиражная газета «Заводской большевик», заводские приказы, протоколы собраний и засе даний как партийных, так и общественных организаций, вос поминания очевидцев. Главное, что они отражают, это геро ический, самоотверженный труд сотен и тысяч людей ради Победы. 


Фронтовая бригада 1944 год.

       Движение гвардейцев трудового фронта и фронтовых бригад родилось в дополнение к стахановскому, в котором участвовало 96% рабочих. В 153 бригадах было 685 человек, 170 человек носили звание гвардейцев, из них 54 человека стабильно выполняли нормы на 300% и более. В их числе бы ли женщины и дети.


 
«Дорогие отцы, сыновья и мужья!
Мы в коротком письме вам расскажем о многом.
Пусть летит наше слово в чужие края,
Где шагаете вы по военным дорогам.
 …Нам за долгие годы большого труда
Не придётся, родные, краснеть перед вами,
Мы работаем так, боевые друзья,
Чтоб могли вы скорее дойти до Берлина.
Мы даём по две нормы: одну за себя,
А другую за мужа, за брата, за сына».
 
       Произвести как можно больше продукции с каждого станка считали своим долгом работавшие даже на таком оборудова нии, как револьверные автоматы, где все было рассчитано и учтено. Даже нормировщики говорили, что станок-автомат  такой механизм, где «от себя» ничего не внесешь. Обратное доказали гвардейцы трудового фронта установщики С. Со рокин и Н. Рыжихин. Изменив режим резания, они увеличи ли производительность труда в 2,5 раза (250%) и перешли  на обслуживание восьми станков каждый.
      В январе 1943 года было проведено отчисление 10-дневно го и месячного заработка для постройки самолетов. Более миллиона рублей передано в фонд обороны страны.
       В начале войны так же были мобилизованы сотни юношей и девушек из деревень. После скоростного обучения их ставили к станкам и верстакам. Они, не видевшие города, станков, боялись всего: непривычного шума механических цехов, грохота штам повочного и кузнечного, огненных печей литейного. И если мальчики быстрее преодолевали этот психологический барь ер от смены обстановки, то девушкам это давалось труднее. Сколько слез было пролито, сколько печальных писем напи сано мамам. Девчатам приходилось тяжко в цехе и не лучше в общежитии - по 50-70 человек в комнате.


Инструктаж прибывших из деревни

     Труд подростков был поистине героическим. Так, 14-лет няя К. Садакова освоила 3 специальности. Фрезеровщица Л. Алцыбеева работала и зуборезчицей; слесарь А. Дуняшев работал кузнецом и молотобойцем. На 150-200%  выполняли взрослые нормы несовершенно летние.
     Номенклатура изделий была очень большой, и счет каж дого вида шел на сотни и тысячи. Когда сопоставляешь эти цифры с сегодняшними, то видишь, какие героические уси лия приложил коллектив. Многие типы самолетов оснаща лись вооружением завода. При этом на каждый боевой само лет ставились установки в комплексе под стрелковое, пушечное и бомбовое вооружение. В их числе несколько видов люковых, носовых, средних, нижних, хвостовых, турельных уста новок на самолеты СБ, ДБ-13Ф, ПЕ-2, ЕР-2, ПЕ-3, крыльевых и синхронных лафетов на самолеты СУ-2, МИГ-3, Ил-2, ЛАГГ-3, ЯК-7, а также турельные головки, мосты, держатели трубчатые и профильные, спаренные и кассетные, замки, за щелки, лебедки, различные кронштейны, ухваты, выравнива тели пулеметной ленты, аварийные сбрасыватели пилота (АСП-340) и штурмана (АСШ-340), пиротехнические сред ства. 








Продукция, выпускаемая в период войны.

      36000 самолетов Ил-2 в период 1941-1945 г.г. было пере дано фронту и на многих стояло вооружение, сделанное за водом № 32. «Великими тружениками войны» называли само леты Ил-2. И вооружение для них делали героические тру женики тыла – заводчане в большинстве своем женщины и дети. На самолеты ЯК-3, ЯК-1, И-26 также ставилось вооружение, изготовленное в цехах завода. Эти истребители по своим качествам превосходили немецкие «мессершмиты». Ha ниx летали французские летчики полка «Нормандия-Неман».
    Разнообразие выпускаемой техники рождало множество технологических процессов, создавало свои трудности. Про должая довоенные традиции - организацию производства по поточному принципу, руководство завода и технические служ бы сумели в короткие сроки поставить на поток многие из делия, выпускаемые большими сериями. В 1944 году было 17 поточных линий. И здесь в основном работали женщины.


Поточная линия
  
        Работали с большим напряжением. Об этом говорит приказ директора завода Ребенко С. Л. от 7 мая 1942 года:
«В связи с напряженным положением с выполнением про изводственной программы и специального правительственно го задания приказываю:
    1. Запретить всем начальникам цехов и отделов уходить с работы без моего разрешения.
    2. Начальникам цехов № 1, 4, 5, 7, 9, 23 дежурить в це хах через сутки.
    3. Начальникам цехов обязать мастеров, начальников бригад уходить домой только после выполнения сменного за дания, доложив об этом начальнику.
    4. Начальникам цехов обеспечить круглосуточную работу».

           Так и работали все военные годы: сутками, без выходных, с максимальной физической и умственной нагрузкой.
       Всю войну у входа на завод висела крупная карта Совет ского Союза и Западной Европы, где отмечалось положение на фронтах. Возле карты обменивались мнениями, радова лись, огорчались. Иногда возникали стихийные митинги. В цехах были окна сводок Совинформбюро.
       Успехи на фронте воодушевляли. Гвардейцы трудового фронта слесари сборочного цеха Копысов и Хромов в честь наступающей Красной Армии дали обязательство ежедневно выполнять задание на 500%. Они перекрыли его, выполняя план на 600 и 650%.

 3. Память

3.1.Годы войны, люди войны

       Заводской музей - это история предприятия. Все его победы и достижения, герои и простые труженики. Почетное место в его экспозиции занимают военные годы. Память о  судьбах тех, кто ковал великую победу.
      Есть там книга, переступившая уже рубеж веков – Книга Почета Всесоюзного Социалистического Соревнования. В этой книге те люди, чьим ударным трудом приближалась победа. Среди них есть три женщины. Вот эти слова вписаны золотыми буквами в Книгу Почета:


       Козулина Фаина Ивановна – формовщица литейного цеха 18, 1924 года рождения. Работает на заводе с 1942 года. За успехи достигнутые в социалистическом соревновании занесена в Книгу Почета 20.09.1946. За последние 6 месяцев тов. Козулина  достигла выполнения норм выработки в следующем размере: январь-112%, февраль-242%, март-204%, апрель-176%, май-167%, июнь-225%


       Былякова Просковья Ивановна – формовщица литейного цеха 18, 1921 года рождения. Работает на заводе с 1943 года. За успехи достигнутые в социалистическом соревновании занесена в Книгу Почета 20.09.1946. За последние 6 месяцев тов. Былякова  достигла выполнения норм выработки в следующем размере: январь-154%, февраль-183%, март-214%, апрель-256%, май-157%, июнь-107%.


       Кузнецова Елизавета Васильевна – арматурщица механического цеха 9, 1917 года рождения. Работает на заводе с 1937 года. За успехи достигнутые в социалистическом соревновании занесена в Книгу Почета 20.11.1946. За последние 6 месяцев тов. Кузнецова  достигла выполнения норм выработки в следующем размере: январь-210%, февраль-230%, март-125%, апрель-325%, май-163%, июнь-170%.

        Много трудностей, испытаний легло на плечи женщин и детей.
  

     Матанцевой Анне Егоровне исполнилось 14 лет, когда началась война. По окончании ФЗО работала токарем-револьверщиком. Те трудные годы она вспоминала:  «Работали полуголодные, получали всего по 700 грамм хлеба. Работали в фуфайках,  руки примерзали к металлу, эмульсия сосульками висела на станках. Жили общими заботами 17 человек в комнате в бараке. Спали на двух ярусных нарах по два человека. Порой от усталости засыпали прямо в одежде. Не было воды, мыло стоило очень дорого. С девчонками из комнаты по очереди ходили получать по карточкам хлеб. Старались не заснуть пока не принесут, каждый мечтал получить корочку, которая казалась толще.   Но ни смотря ни на что верили в победу. 9 мая работала в ночную смену и о победе узнала в 7 часов утра. Накануне  выпал снег, и все выбежали на улицу  и начали кидаться снегом. Было какое-то общее неудержимое ликование. Люди смеялись и плакали».


          Домрачева Любовь Ильинична на завод пришла в 1943 году.  «Тогда мне было 14 лет», - вспоминала она. «Работу начинала в 7 цехе кладовщиком, но в то время очень нужны были станочники и мне пришлось перейти в 9 цех. Трудно приходилось. Работали по 12 часов на три смены. Было холодно и работали в телогрейках и в валенках. Работать заканчивали строго по гудку. Хлеба приходилось по  700 грамм на день. И из этого пайка приходилось экономить для младших братьев и сестер…Мы все работали и ждали, и верили в победу. И она пришла».


         Солодянкина Лидия Егоровна. В город приехала в 1943 году. В июле поступила учиться в ФЗО на токаря, а в октябре она уже встала к  станку. Работала сначала на большом станке марки ЗИП-300, а затем перешла на токарно- револьверный  типа ЛОРХ.

 
       

Сунгурова Татьяна Ионовна  работала арматурщицей, ей в то время было 16 лет.

       А вот выдержки из журнала по подготовке кадров:


       Тов. Рылов А.Г. 1928 года рождения пришел на завод в 1943 году, окончил обучение на револьверщика 3 разряда норму выработки выполняет на 130-150%.Обучение продолжил на установщика  Выполняет нормы на 115%


             Тов. Головизнина - стерженщик 4 разряда норму выполняет на 200%.


       Тов. Тимшина лучшая стахановка гальванического цеха, окончила курсы мастеров, работает бригадиром.


     Слесарь В.Я. Матанцев (1927 года рождения). Не имел ни одного случая брака.


Стахановка Скрябина А.Г., сварщица цеха 23.

     Самоотверженный труд коллектива каждый месяц отме чался в приказах наркома. По итогам соревнований коллек тив завода неоднократно занимал 1, 2, 3 места. Но 1944 год был памятен многим тем, что заводу было присуждено пере ходящее Красное Знамя Государственного Комитета Оборо ны по итогам Всесоюзного социалистического соревнования, оно было вручено на торжественном митинге 23 декабря 1944 года.   Тысячи рабочих, ИТР, служащих присутствовали при его вручении. Было много поздравительных теле грамм в адрес коллектива.

 3.2. Победа
 
        Наступил 1945-й год. Люди, уставшие от бесконечного напряжения, чувствовали приближение дня Победы. Все ча ще Москва салютовала в честь освобожденных городов. И коллектив трудился все интенсивнее.
 4 марта 1945 года газета «Кировская правда» писала о заводе: «В последние дни февраля стахановцы завода установили новые производственные рекорды. Более 30 групп ежеднев но перевыполняют задания, дают сверхплановую продукцию».
       К 1945 году завод сформировался в полном объеме. Отстро ена промышленная часть, все цехи, кроме типографии, раз местились на одной площадке. Очень представительным стал коллек тив. Москвичи и кировчане, ленинградцы и одесситы, харь ковчане и сибиряки, люди 21 национальности - все они бы ли объединены одной целью - работать для победы.
      Многие из тех женщин и детей, кто пришел работать на завод в суровые годы войны, составили костяк коллектива и остались верны ему навсегда. Они внесли трудовой вклад не только в победу, но и в становление нового завода, его развитие и совершен ствование.
         Все они ждали и верили в победу. И он настал, тот день - 9 мая 1945 года. В Кирове было прохладно, шел дождь со снегом. Но любая непогода не могла испортить небывалую радость. Воедино слились улыбки и слезы. Даже не представляя своей мирной жизни, не зная, как сложится судьба каждого, люди были счастливы.  Выходной день, а главное - всеобщий. После почти четырех лет дни и ночи непрерывно работавших станков и слившихся с ними под ростков, женщин, мужчин, неумолкающего гула производст ва странно было видеть «присмиревшее» оборудование, не обычно пустующие цехи.
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года коллектив награжден вторым орденом - Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны в дни Великой Отечественной войны.
       Идут годы, меняются поколения, на завод приходит молодежь, и все меньше остается людей, вынесших на своих плечах тя жесть военных лет. К 25-летию Победы в заводском сквере установлен камень в память о тех, кто воевал и трудился на заводе. Позднее на этом месте поставили титановую трехгранную стелу высотой 14 метров с надписью у подножия «Труду и мужеству ковавших победу!» Она получилась ве личественной и стройной. Стелла напоминает хрупкую трос тинку, олицетворяющую жизнь и мир, которые неотделимы друг от друга и нуждаются в том, чтобы их берегли. Подножие стелы обли цовано гранитом и мрамором. Дополнительно установлены две боковые стелы, обли цованные гранитом, с надписями и образцами оружия, кото рое ставилось на изделия завода в войну. В 1985 году здесь запылал Вечный огонь, как священная память о подвиге тех, кто создавал завод, кто трудился выбиваясь из сил,  кто воевал, кто не вернулся.
 

  «Труду и мужеству ковавших победу!»

 4. Заключение
 
       Узнав так много о подвиге заводчан, которые день и ночь трудились в цехах, обеспечивая фронт всем необходимым, мы, молодежь, должны гордиться их беззаветным мужеством, великим трудолюбием и терпением. Эти люди смогли выстоять и победить. Пока они живут в наших сердцах, пока память хранит великий подвиг народа, мы непобедимы.


Источники информации:

1. Минервин В.В.,  Балезина З.М. «Помнить», ОАО «ВМП «АВИТЕК»  2005
2. Санников Л.И. «Этапы жизни», Архангельск, 2007
3. Балезина З.М. «Трудом поколений», Киров «Волго-Вятское книжное издательство», 
    1991
4. Балезина З.М.

<
Категория: Седьмая олимпиада (2009/10 уч.год) | Добавил: sveta (13.07.2010) | Автор: Котряхов Артем Андреевич E
Просмотров: 5532 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
Большое спасибо за такую подробную, важную информацию, которую ты, Артем, представил в работе. В тылу трудились женщины и дети. И они тоже своим героическим трудом приближали Победу.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024