Автор: Синцов Александр Александрович
Возраст: 15 лет
Место учебы: ученик 9А класса, МБОУ СОШ № 25 им. Лаара И.И.
Город, регион: г.Крымск, Краснодарского края
Руководитель: Скудов Юрий Алексеевич. (Руководитель кружка «Авиастарт» МБОУ ДО ЦРТДЮ г.Крымска Краснодарского края).
Высший пилотаж боевое искусство или спорт?
План исследовательской работы
Введение
Виды пилотажа
История возникновения и становления высшего пилотажа в нашей стране на примере аэродрома Кубинка и военных частей на нем базирующихся
Заключение
Источники информации
Введение
Высший пилотаж- маневрирование летательного аппарата(ЛА) с целью выполнения комплекса фигур пилотажа или отдельных фигур сложного пилотажа группой ЛА или выполнение одиночным ЛА замедленной бочки, полуторной или многократной восходящей (нисходящей) бочки с углами наклона траектории к горизонту более 45°, двойного восходящего разворота, вертикальной восьмёрки, двойной полупетли, "колокола" или маневрирование в перевёрнутом полёте.
Основоположником высшего пилотажа в мировой истории с полным правом можно назвать Петра Николаевича Нестерова. В те времена у руководства авиашкол и войсковых частей преобладало мнение, что наиболее безопасными были полеты, когда самолет летел строго параллельно земле. За любой наклон самолета в воздухе летчику делался выговор и очень неохотно давало разрешение на сложные маневры в воздухе. Однако были и противники это метода полетов, они утверждали, что падения можно избежать, если пилот научится правильно маневрировать самолетом. Одним из них был Петр Николаевич «Посмотри на птиц, — говорил он своим коллегам-летчикам. — Они как летают? Когда птица делает поворот, она наклоняется, опускает одну сторону ближе к земле: одно крыло поднимается, а другое идет вниз».
Петр Николаевич разработал и внедрил в практику полетов глубокие крены.
В те времена пилоты, и конструкторы не могли даже подумать о том чтобы сделать мертвую петлю, которой Нестеров был просто одержим. Эта идея казалась им фантастикой, но 9 сентября(27 августа по юлианскому календарю)1913 года на Сырецком аэродроме в г. Киеве, никого не предупредив о своих намерениях, Нестеров поднялся в небо на своем "Ньюпоре" и выполнил впервые в мире «Мертвую петлю» в последствии названную «Петлей Нестерова». Через год 8 сентября 1914года Петр Николаевич на легком быстроходном "Моране" в первые в мире произвёл маневр названный «воздушный таран», самолета системы «Альбатрос» австрийского аса барона Розенталя . Ни кто из летчиков не спасся. Легендарному русскому летчику было всего 27 лет.
Я уверен, что фигуры высшего пилотажа являются прежде всего боевым искусством, а уж потом спортом.
Виды пилотажа
Существует несколько видов пилотажа:
Простой пилотаж:
а – вираж; б – горизонтальная восьмёрка; в – боевой разворот; г – спираль; д – пикирование; е – горка
- Спираль
- Вираж
- Боевой разворот
- Горка
- Горизонтальная восьмерка
- Пикирование
- Круговой разворот
Круговой разворот-фигура пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат ложится на крыло и описывает круг 360°, при этом на протяжении разворота левое или правое крыло обращено в направлении земли, конец крыла направлен в воображаемую точку на земле, являющуюся геометрическим центром круга, образуя таким образом своеобразный «столб». Фигура применялась во время авиационных состязаний, а также для беспосадочной адресной доставки почты. Позже, оценив её потенциал ее стали применять для обстрела наземных целей.
Сложный пилотаж
а – бочка; б – переворот; в – петля Нестерова; г – штопор;
д – полупетля (иммельман); е – поворот на горке (ранверсман)
- Переворот
- Мертвая петля(петля Нестерова)
- Переворот Иммельмана(полупетля)
- Полубочка
- Штопор
- Ранверсман
- Бочка(Кадушка)
Использование «Бочки» на примере маневра «Хайджи бэррэл рол»
Использование «Косой петли» на примере маневра «Ракушка»
Высший пилотаж
а – «кобра Пугачёва»; б, в – колокол; г – хук; д – чакра Фролова
При выполнении «кобры» самолёт резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 — 110°, для Су-37 — до 180° (то есть Су-37 может летать хвостом вперёд). Затем самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты. Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в возможности экстренного сброса скорости , что позволяет «стряхнуть с хвоста» истребитель противника в ближнем бою и «обмануть» радиолокационные станции(РЛС) с селекцией движущихся целей.
- Колокол
- Чакра Фролова
- Хук
Фигура высшего пилотажа, представляющая собой поворот на горке, и позволяющая быстро переменить направление полёта, что очень важно во время воздушного боя. Самолет круто задирает нос до потери скорости, затем головная, тяжёлая часть самолета перетягивает и самолёт начинает скользить на крыло с переходом на планирование в направлении полёта, противоположном первоначальному[1]. Таким образом происходит быстрый поворот самолёта на 180° без потери высоты, без поворота вокруг продольной оси и пикирования в направлении, обратном направлению горки.
История возникновения и становления высшего пилотажа в нашей стране на примере аэродрома Кубинка и военных частей на нем базирующихся.
Аэродром Кубинка является военным аэродромом получившим известность не только в России, но и в мире. Свою известность он приобрел благодаря базирующимся на нем двум всемирно известным пилотажным группам: «Стрижи» и «Русские витязи» . Показывающим мастерство пилотирования боевых самолетов, строевыми летчиками достигшими высоких показателей в летном деле и продолжающими оттачивать его. С этого аэродрома в годы ВОВ взлетали самолеты участвовавшие в обороне Москвы. В послевоенное время на аэродроме базировались разные боевые авиационные части, несшие боевое дежурство в небе над Москвой. Из-за удобства своего расположения вблизи столицы, эти части на постоянной основе участвовали во множестве авиационных парадов.
С 1940 года на аэродроме Кубинка базировался штаб 324-й истребительной авиационной дивизии с входящими в ее состав 29-м , а с лета 1948 года – и 196-м истребительными авиационными полками(ГИАП).
В феврале 1949 года 29-й ГИАП, первым в ВВС получил новые самолеты-истребители МиГ-15 и приступил к их освоению и войсковыми испытаниям. 1 мая 1949 года впервые летчиками 29-й ГИАП были продемонстрированы над Москвой 45 новейших истребителей МиГ-15. В это же время 196-й ГИАП осваивает и проводит испытания истребителя Ла-15 с возможностью в последствии принимать участие в Первомайском параде. Однако из-за нескольких аварий и катастроф(за короткий промежуток времени) было принято решение передать Ла-15 в систему ПВО. К октябрю 1949 года полк переучился на МиГ-15, на которых принимал участие воздушных парадах.
В первых числах февраля 1950 весь летно-технический состав 29-й ГИАП был срочно направлен «в правительственную командировку» в КНР . Самолеты МиГ-15 были оставлены в Кубинке. На его место был переведен 32-й Виленский ГИАП вошедший в состав 324-й дивизии. Летчики полка в кратчайшие сроки переучились на МиГ-15 и впервые принял участие в воздушном параде над Москвой 1 мая 1950 года.
В ноябре 1950 года в «правительственную командировку» убывала 324 ИАД в составе двух полков – 176 ГИАП и 196 ИАП. 32 ГИАП, лишь недавно передислоцированный под Москву, оставался в Кубинке.
Летчики 324-й дивизии в апреле 1951 года вступили в бой с американскими пилотами в небе северной Кореи. По результативности боевой работы полки 324-й дивизии (с апреля 1951 по январь 1952 года) оказались одними из лучших среди советских истребительных полков, воевавших в Корее.
Из-за передислокации 324 ИАД возникла необходимость в формировании новой ИАД и 30 ноября 1950 года была создана 9-я ИАД , штаб располагался на аэродроме Кубинка. В ее состав входили:
- 32-й гвардейский истребительный авиационный полк ;
- 234-й истребительный авиационный полк, известный как «пилотажный» полк ;
- 274-й истребительный авиационный полк сформированный из оставшегося после передислокации 324-й ИАД летно-технического состава, с 1960 года – 274-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков . Помимо повседневной учебно-боевой подготовки полки9-й АИД стали постоянными участниками воздушных парадов. В таком составе дивизия просуществовала до 1989г.
Много раз за эти годы летчикам 9-й дивизии приходилось первыми осваивать и испытывать новую авиационную технику. Среди них были истребители МиГ-19, МиГ-21Ф-13, истребитель-бомбардировщик Су-7Б. В июле 1983 года 234 ГИАП первым в советских ВВС получил на вооружение новые истребители 4-го поколения МиГ-29.
15 января 1989 года 234-й ГИА был переименован в 234-й гвардейский смешанный авиационный полк (ГСАП). А 13 февраля 1992 года 234-й ГСАП был переименован в 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники.
К началу 90-х годов в стране назрела необходимость создания профессиональных пилотажных групп, для представления нашей страны на мировом уровне. Выбор пал на 324-й ГСАП, у летчиков которой был большой опыт слетанности в парах и звеньях.
5 апреля 1991 на базе первой эскадрильи 324 ГСАП , была создана пилотажная группа «Русские витязи». Группа выступает на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. До 2012г. «Русские витязи» были единственной в мире пилотажной группой выступавшей на самолетах класса «тяжелый истребитель». На данный момент группа располагает тремя типами самолётов - Су-27, Су-30СМ и Су-35С.
А уже через месяц 6 мая 1991г. на базе 2 эскадрильи 324 ГСАП, была создана пилотажная группа «Стрижи» в нее вошли лучшие летчики. Группа с самого начала и до наших дней выступает на самолетах МиГ-29.
Обе пилотажные группы выступают на строевых серийных машинах. Часто Стрижи и Витязи выступают на самолетах других авиационных частей и точно также «крутят» свою программу.
В пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» набираются летчики из боевых частей. Ниже приведены слова командира авиагруппы «Стрижи» , заслуженного военного летчика – полковника Сергея Осяйкина «Мы заинтересованы, чтобы к нам приходили. Это должны быть пилоты, имеющие квалификационный налет не ниже летчика второго класса, практически в полном объеме прошедшие курс боевой подготовки. К нам в авиацентр приходят молодые пилоты, из которых мы готовим воздушных бойцов. Мы с ними летаем и на воздушные бои, и на перехваты, и на боевое применение по различным целям. А уже потом к ним присматриваемся и пробуем на пилотаж. Все это идет параллельно».
Заключение
Все виды пилотажа, имеют свои практический смысл. Каждая фигура, выполняемая в небе пилотом, предназначена для ухода от противника.
Цель атакующего – занять выгодное положение для атаки самолета противника.
Цель атакуемого – уйти из-под атаки, увернуться от ракеты и выйти в наиболее выгодное положение относительно цели.
Имеется практический смысл и в отстреле ложных тепловых целей (тепловых ловушек), снопа ярких огней, которые выпускают самолеты при пролете группой или в одиночку. В реальном бою этот "салют" применяется при выполнении противоракетного маневра.
Изучив все вышеизложенное, я делаю вывод, что возникновение всех фигур пилотажа непосредственно идет от боевого искусства. Спорт – второстепенное практическое применение, вытекающее из созерцательного восприятия прекрасного в нашей мирной жизни.
Источники информации
|