Пятница, 22.11.2024, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

История разработки амфибии вертикального взлёта и посадки ВВА-14

Автор: Акопов Эдуард Артурович                 
Возраст: 13 лет
Место учебы: МБУ ДО ЦТТ г. Таганрога
Город, регион: Ростовская область, г. Таганрог
Руководитель: Колесников Александр Петрович пед. доп. обр.

История разработки
амфибии вертикального взлёта и посадки
ВВА-14

План

1.Введение
2.История создания ВВА-14
     2.1 Главный конструктор
     2.2 Начало проектирования
     2.3 Конструирование
     2.4 Создание
     2.5 Лётные испытания
     2.6 Создание и испытание конструкции ПВПУ
3.Переоборудование ВВА-14 в экранолёт 14М1П
4.Разработка исследовательского оборудования
5.Кто создавал ВВА-14
6.Причины по которым прекратили дальнейшую разработку ВВА-14
7.Заключение
8.Литература

Самолёт величайшее творение разума и рук человеческих.
Он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц уважающих лётные законы.
Н.Е.Жуковский

1. Введение

В период 50-60 годах холодной войны , бурное развитие получил подводный флот. Появились первые атомные подводные лодки (АПЛ).Это было грозное оружие. Находясь длительное время под водой они в любой момент могли нанести смертельный удар из подводного положения.</p> <p style=" text-align:="">Подводный флот США имел большое превосходство. С 1958 проходили испытания двухступенчатой твердотопливной ракеты Polaris. И в 1960 году с АПЛ USS George Washington впервые её запустили в подводном положении.

У этой субмарины было 16 пусковых шахт, из которых ракеты могли уйти к целям на расстоянии до 2200 км у А1. Учитывая эти факторы, а именно безраздельное господство ВМС США и объединенного флота НАТО на просторах Мирового океана в 1950-ых – первую половину 1970-ых гг., высокую боевую устойчивость и мобильность ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), руководство США решило отдать приоритет в развитии своих стратегических ядерных сил, значительно увеличить число развернутых ПЛАРБ, которые смогли бы успешно заменить ракеты средней дальности. Началось массовое строительство ПЛАРБ.

Строительство ПЛАРБ США в 1959-1967 гг., единиц в год

Советский Союз оказался практически беззащитным. Такие субмарины могли в подводном положении подойти к советскому побережью и нанести удар сильной разрушительной силы.

Появление этой опасности потребовало немедленного и эффективного ответа. В развитии отечественного ВМФ возникло «большое противолодочное направление». Основные меры по борьбе с угрозой из океанских глубин были определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1180-510 от 30 декабря 1961 г. В этой связи резко повышается роль и значение авиации ПЛО, способной осуществлять эффективную борьбу с подводными лодками противника. Так были начаты опытно-конструкторские работы по чрезвычайно необычному летательному аппарату – амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14.

ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы «Буревестник», противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Комплекс предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200-1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ.

2. История создания ВВА-14

2.1. Главный конструктор

         «Не понятое вами остерегайтесь называть несуществующим».
Роберт Бартини

Роберт Орос ди Бартини известен всему миру как гениальный авиаконструктор и учёный. Он создал около 60 проектов самолётов. У него было множество идей, которыми он делился с другими авиаконструкторами. Нереализованные проекты Р. Бартини  получили воплощение  в самолётах различных конструкторских бюро . Хотелось бы привести некоторые высказывания наших авиаконструкторов.

Мы все обязаны Бартини очень и очень многим С.П. Королёв.

"Я могу назвать Бартини своим учителем, учителем в понимании невероятного". С. П. Королев.

"Судьба Бартини позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта". С.В. Ильюшин.

"Его идеи будут служить авиации всего мира ещё десятки лет".   С. В. Ильюшин.
"Мы все в долгу у него…" О. К. Антонов.

Один из его проектов уцелел и хранится в музее  Монино. Это ВВА-14 о котором я и хочу рассказать.

2.2. Начало проектирования

В 1962 году Р.Л. Бартини предложил создать вертикально взлетающий самолет-амфибию противолодочной обороны МВА-62 весом 38 тонн.

Исследуя возможности гидросамолёта, он предложил вертикальный взлёт и посадку. Для того чтобы использовать такую машину в океане, была использована катамаранная схема, которая позволяла бы держаться на плаву при волнах в 5 баллов.

После представления этого проекта на верху. В замечаниях значилось: увеличить вес и плавучесть. Так появилась ВВА-14. Разработка которой началась в соответствии с ноябрьским 1965 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР N"935-320 «О создании новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками», в котором велась речь о начале полномасштабной разработки ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия с 14 двигателями). Затем последовали приказ МАП №371 от 26 ноября 1965 г., а также тактико-технические требования на амфибию ВВА-14 с двумя маршевыми двигателями Д-30М и двенадцатью подъемными РД36-35ПР. утвержденные 7 июня 1966 г. Главкомами ВВС и ВМФ. Предстояло создать не просто летательный аппарат, а авиационный противолодочный комплекс.

2.3. Конструирование ВВА-14

Своего опытного производства КБ Бартини не имело, поэтому постройку ВВА-14 планировалось вести на опытном заводе №938 ОКБ Н.И. Камова. Но поскольку камовцы не располагали специалистами, знакомыми со спецификой тяжелого самолетостроения, в 1968 г. Р.Л. Бартини становится главным конструктором по теме ВВА-14 вновь создаваемого ОКБ при таганрогском заводе № 86. Заместителем Бартини назначается В.И. Бирюлин. Одновременно вышло решение комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам №305 от 20 ноября 1968 г. и приказ МАП №422 от 25 декабря 1968 г. о разработке технического проекта самолета ВВА-14 на Таганрогском машиностроительном заводе. Поставленная задача оказалась слишком сложна для нового ОКБ и в 1970 г. принимается решение при помощи ОКБ А.К. Константинова разработать конструкторскую документацию и создать опытные образцы вертикально взлетающих аппаратов.

 Р.Л. Бартини стал Главным конструктором по теме ВВА-14, ведущим конструктором по амфибии стал Н.Д. Леонов, по оборудованию Ю.А. Бондарев.

2.4. Создание ВВА-14

Планировали постройку трех аппаратов. Начали строить два опытных экземпляра:

  • «1М»- для изучения лётных характеристик, изучение устойчивости и управляемости, проверки маршевой силовой установки и самолётных систем;
  • «2М»-отработка режимов вертикального взлёта и посадки, струйного управления и др.

Изготовлялись самолеты в кооперации между опытным производством ТМЗ (директор А. Самоделков) и заводом им. Г. Димитрова (директор С. Головин). На серийном предприятии изготавливали фюзеляж, консоли крыла и оперение, а окончательную сборку самолета, установку контрольно-записывающей аппаратуры осуществили на опытном производстве.

2.5. Лётные испытания

К лету 1972 г. основные работы по сборке «1М» были закончены и машину передали ЛИСу для окончательной доводки перед летными испытаниями. Ведущим инженером по испытаниям стал И.К. Винокуров, летчиком-испытателем – Ю.М. Куприянов, штурманом-испытателем – Л.Ф. Кузнецов.

С 12 по 14 июля 1972 г. прошли первые рулежки и пробежки самолета по грунтовой ВПП заводского аэродрома 4 сентября 1972 г. Куприянов и Кузнецов впервые подняли ВВА-14 в воздух. Полет продолжался почти час и показал, что устойчивость и управляемость машины находятся в пределах нормы, и ничуть не хуже, чем у традиционных самолетов.

Летные испытания первого этапа завершились к лету 1973 г. Их результаты подтвердили, что оригинальная аэродинамическая схема с крылом-центропланом вполне жизнеспособна, а маршевая силовая установка и основные системы работают надежно и обеспечивают выполнение испытательных полетов.

2.6. Создание и испытание конструкции ПВПУ

Конструкция поплавков была разработана в процессе проектирования МВА-62. Основной идеей комплекса являлись амортизирование самолета наполненными сжатым воздухом выпущенными поплавками при вертикальной посадке, их уборка по средством вакууммирования и выпуск наполнением сжатым воздухом.

Комплект отсеков поплавков ПВПУ для самолета был получен в Таган-роге в мае 1974 года, на 3,5 года позднее директивного срока.

Монтаж поплавков со сборкой отсеков осуществлялся непосредственно на самолете. Коллектив таганрогского ОКБ и завода успешно справились с поставленной задачей. Более тридцати авторских свидетельств было получено по этой работе.

Испытания на воде начались.

В результате были получены данные по маневренности на воде, а также по поведению самолета при увеличении скорости, включенном в программу испытаний по указанию Бартини. При пробежках была достигнута скорость около 35 километров в час.

В  целом  ПВПУ  показало хорошие результаты. Благодаря эластичности и малой осадке, обеспечило практически неощутимые перегрузки на самолет от ударов волн…

Первый испытательный полет ВВА-14 с выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11 июня 1975 года, когда уже более полугода как не было в живых Роберта Людовиговича Бартини, ушедшего из жизни в декабре 1974г.

3. Переоборудование ВВА-14 в экранолёт 14М1П

Из-за невозможности поставки подъёмных двигателей было принято решение доработать «1М» в экспериментальный экранолёт. Работы были закончены в 1976.Прошли лётные испытания.

Полученного уникального экспериментального материала было вполне достаточно для создания летающего варианта 14М1П, но это требовало кардинальных переделок конструкции. И эта тема была прекращена.

4. Разработка исследовательского оборудования

При проектировании ВВА-14 необходимо было проверить и испытать множество технических решений. Для экспериментальных работ были созданы оригинальные стенды:

Исследование воздействия струи газов ТРД
на водную поверхность на стенде СП-1

Пилотажный стенд ВВА-14 с подвижной кабиной

Ведущим конструктором по этим работам был Г. С. Панатов, сумевший обеспечить творческий союз таганрогских специалистов с учеными ЦАГИ.

Стенд для отработки выпуска-уборки поплавка пневматического взлетно-посадочного устройства.

5. Кто создавал ВВА-14

  • ТМЗ (ТНТК Бериева)

          Сборка самолёта и установка оборудования;

  • Заводом им. Г. Димитрова

          Изготовление фюзеляжа, консолей крыла, оперения и др.;

  • ОКБ Камова

 Малый понтонный стенд, который был оснащен двигателями ТС-12М, , также создали плавучий газодинамический стенд-аналог      1410, предназначенный для изучения взлета-посадки ВВА-14 на различные поверхности и позволявший проводить испытания модели самолета в масштабе 1:4, оборудованной шестью ТС-12М, которые имитировали работу всех подъемных двигателей.

  • ЦАГИ
  • Предприятие Г.Ю. Сиверина – проработка  и фрагментальные стендовые испытания по отделяемой кабине экипажа
  • Конструкция  поплавков  для  ВВА-14  разрабатывалась  по  техзаданию одновременно в двух ОКБ (в Долгопрудном и в Куйбышеве) разработка автоматики;
  • Изготовление поплавков на Ярославском заводе «Резинотехника» потребовало настоящего творчества, многочисленных испытаний.

6. Причины по которым прекратили дальнейшую разработку ВВА-14

  • Не были поставлены подъёмные двигатели;
  • Работы по созданию ПД были поручены КБ Колесова П.А. . Проектирование затянулось. Для        испытаний их понадобилось около 30 штук. Это было невозможным для опытного завода . Об этом предупреждал изготовитель крупного завода П. А. Соловьев.
  • Смерть Р.Л.Бартини;
  • Производство ТАНТК Ту-142МР и А-50
  • 1974г было достигнуто равновесие в АПЛ
  •  Были созданы Ил-38 и Ту-142 для борьбы с АПЛ

 

ВВА-14

ИЛ-38

Ту-142 М3

Boeing  P-8

Lockheed P-3

Макс. скорость

760 км\ч.

650 км\ч.

855 км\ч.

907 км\ч

746 км\ч

Боевой радиус

2450 км.

2200 км.

5200 км.

3 700 км.

2371 км.

Макс.Взлет.вес

52 000 кг.

68 000 кг.

185 000 кг.

85 820 кг.

64 410 кг.

Потолок

10 000 м.

8000 м.

13  500 м.

12 500 м.

7315 м.

Экипаж

3 чел.

7 чел.

10 чел.

9 чел.

11 чел.

Разбег по ВВП

Взлетает вертикально

1700 м.

2300 м.

От 1200 до 3300 м.

1420 м.

7. Заключение

По моему мнению ВВА-14, является яркой страницей отечественного авиастроения и гениальной конструкторской мысли. Опыт конструкторских, производственных работ, лётных испытаний послужил дальнейшему развитию последующих самолётов ТАНТК  им. Г.М. Бериева:

  • Пилотажный стенд постоянно усовершенствовался, что позволило  его использовать при дальнейших испытаниях новых разработок;   
  • Расположение двигателей;
  • Элементы системы пневмопривода;
  • Элементы системы гидропривода;
  • А также большой опыт проектно-конструкторских и производственных работ и др.

На определённом этапе работы были приостановлены, ввиду  того , что военная угроза со стороны США была ликвидирована . Интерес как к военному объекту снизился. Переоборудование в МП-14М1П было кратковременным.

Для нашей планеты, имеющей суши 21% и 79% воды, такой аппарат это дело будущего. Этот проект намного опередил своё время. И я думаю, что в скором времени он получит новое развитие. ВВА-14 вполне может стать прототипом самолёта 21 века.

А сейчас этот экспериментальный аппарат демонстрируется в Монино в виде обломков.

Хочу закончить свою работу словами великого авиаконструктора А.Н.Туполева: "Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших.

8. Литература

  1. Ведерников Ю.В. Сравнительный анализ создания и развития морских стратегических ядерных сил СССР и США. Владивосток 2005, 60с
  2. Фортинов Л.Г. Самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14
  3. Главного конструктора Роберта Людовиговича Бартини.Таганрог: ИП Ашихмина О.С., 2017.
  4. Фортинов Л.Г. Маэстро Бартини. М.: Авико Пресс. - 2011, 40 с.
  5. Удалов К.Г., Панатов Г.С., Фортинов Л.Г.Самолет ВВА-14.М.: Авико Пресс. - 1994, 60 с.
  6. Заблотский А.Н., Сальников А.И.Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева. 1945-1968 / Под редакцией Панатова Г.С. М.: Рестарт+, 2001
  7. Заблотский А.Н., Сальников А.И.70 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева.М.: Рестарт, 2004
  8. Погорелов Н.А.«Невостребованное наследство». М.:издание Харьковского  государственного  авиационного  производственного  предприятия, 2011 г..
  9. Труды периодических (раз в каждые 2 года) научно-технических конференций по гидроавиации «Гидроавиасалон – 1996…2016 г.г.» в г. Геленджике, издания ЦАГИ им. проф. Н. Е.Жуковского.
  10. Фильм ВВА 14 Р.Л. Бартини  https://www.youtube.com/watch?v=xbOn6giCCoo&ab_channel=ANUBYSVIDEO
  11. Фильм Вертикально взлетающая амфибия ВВА-14 https://www.youtube.com/watch?v=8o0zHepCsNI&ab_channel=Uconcinema
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (03.01.2022) | Автор: Акопов Эдуард W
Просмотров: 1483 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024