Автор: Акопов Эдуард Артурович
Возраст: 13 лет
Место учебы: МБУ ДО ЦТТ г. Таганрога
Город, регион: Ростовская область, г. Таганрог
Руководитель: Колесников Александр Петрович пед. доп. обр.
История разработки
амфибии вертикального взлёта и посадки
ВВА-14
План
1.Введение
2.История создания ВВА-14
2.1 Главный конструктор
2.2 Начало проектирования
2.3 Конструирование
2.4 Создание
2.5 Лётные испытания
2.6 Создание и испытание конструкции ПВПУ
3.Переоборудование ВВА-14 в экранолёт 14М1П
4.Разработка исследовательского оборудования
5.Кто создавал ВВА-14
6.Причины по которым прекратили дальнейшую разработку ВВА-14
7.Заключение
8.Литература
Самолёт величайшее творение разума и рук человеческих.
Он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц уважающих лётные законы.
Н.Е.Жуковский
1. Введение
В период 50-60 годах холодной войны , бурное развитие получил подводный флот. Появились первые атомные подводные лодки (АПЛ).Это было грозное оружие. Находясь длительное время под водой они в любой момент могли нанести смертельный удар из подводного положения.</p> <p style=" text-align:="">Подводный флот США имел большое превосходство. С 1958 проходили испытания двухступенчатой твердотопливной ракеты Polaris. И в 1960 году с АПЛ USS George Washington впервые её запустили в подводном положении.
У этой субмарины было 16 пусковых шахт, из которых ракеты могли уйти к целям на расстоянии до 2200 км у А1. Учитывая эти факторы, а именно безраздельное господство ВМС США и объединенного флота НАТО на просторах Мирового океана в 1950-ых – первую половину 1970-ых гг., высокую боевую устойчивость и мобильность ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), руководство США решило отдать приоритет в развитии своих стратегических ядерных сил, значительно увеличить число развернутых ПЛАРБ, которые смогли бы успешно заменить ракеты средней дальности. Началось массовое строительство ПЛАРБ.
Строительство ПЛАРБ США в 1959-1967 гг., единиц в год
Советский Союз оказался практически беззащитным. Такие субмарины могли в подводном положении подойти к советскому побережью и нанести удар сильной разрушительной силы.
Появление этой опасности потребовало немедленного и эффективного ответа. В развитии отечественного ВМФ возникло «большое противолодочное направление». Основные меры по борьбе с угрозой из океанских глубин были определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1180-510 от 30 декабря 1961 г. В этой связи резко повышается роль и значение авиации ПЛО, способной осуществлять эффективную борьбу с подводными лодками противника. Так были начаты опытно-конструкторские работы по чрезвычайно необычному летательному аппарату – амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14.
ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы «Буревестник», противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Комплекс предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200-1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ.
2. История создания ВВА-14
2.1. Главный конструктор
«Не понятое вами остерегайтесь называть несуществующим».
Роберт Бартини
Роберт Орос ди Бартини известен всему миру как гениальный авиаконструктор и учёный. Он создал около 60 проектов самолётов. У него было множество идей, которыми он делился с другими авиаконструкторами. Нереализованные проекты Р. Бартини получили воплощение в самолётах различных конструкторских бюро . Хотелось бы привести некоторые высказывания наших авиаконструкторов.
Мы все обязаны Бартини очень и очень многим С.П. Королёв.
"Я могу назвать Бартини своим учителем, учителем в понимании невероятного". С. П. Королев.
"Судьба Бартини позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта". С.В. Ильюшин.
"Его идеи будут служить авиации всего мира ещё десятки лет". С. В. Ильюшин.
"Мы все в долгу у него…" О. К. Антонов.
Один из его проектов уцелел и хранится в музее Монино. Это ВВА-14 о котором я и хочу рассказать.
2.2. Начало проектирования
В 1962 году Р.Л. Бартини предложил создать вертикально взлетающий самолет-амфибию противолодочной обороны МВА-62 весом 38 тонн.
Исследуя возможности гидросамолёта, он предложил вертикальный взлёт и посадку. Для того чтобы использовать такую машину в океане, была использована катамаранная схема, которая позволяла бы держаться на плаву при волнах в 5 баллов.
После представления этого проекта на верху. В замечаниях значилось: увеличить вес и плавучесть. Так появилась ВВА-14. Разработка которой началась в соответствии с ноябрьским 1965 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР N"935-320 «О создании новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками», в котором велась речь о начале полномасштабной разработки ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия с 14 двигателями). Затем последовали приказ МАП №371 от 26 ноября 1965 г., а также тактико-технические требования на амфибию ВВА-14 с двумя маршевыми двигателями Д-30М и двенадцатью подъемными РД36-35ПР. утвержденные 7 июня 1966 г. Главкомами ВВС и ВМФ. Предстояло создать не просто летательный аппарат, а авиационный противолодочный комплекс.
2.3. Конструирование ВВА-14
Своего опытного производства КБ Бартини не имело, поэтому постройку ВВА-14 планировалось вести на опытном заводе №938 ОКБ Н.И. Камова. Но поскольку камовцы не располагали специалистами, знакомыми со спецификой тяжелого самолетостроения, в 1968 г. Р.Л. Бартини становится главным конструктором по теме ВВА-14 вновь создаваемого ОКБ при таганрогском заводе № 86. Заместителем Бартини назначается В.И. Бирюлин. Одновременно вышло решение комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам №305 от 20 ноября 1968 г. и приказ МАП №422 от 25 декабря 1968 г. о разработке технического проекта самолета ВВА-14 на Таганрогском машиностроительном заводе. Поставленная задача оказалась слишком сложна для нового ОКБ и в 1970 г. принимается решение при помощи ОКБ А.К. Константинова разработать конструкторскую документацию и создать опытные образцы вертикально взлетающих аппаратов.
Р.Л. Бартини стал Главным конструктором по теме ВВА-14, ведущим конструктором по амфибии стал Н.Д. Леонов, по оборудованию Ю.А. Бондарев.
2.4. Создание ВВА-14
Планировали постройку трех аппаратов. Начали строить два опытных экземпляра:
- «1М»- для изучения лётных характеристик, изучение устойчивости и управляемости, проверки маршевой силовой установки и самолётных систем;
- «2М»-отработка режимов вертикального взлёта и посадки, струйного управления и др.
Изготовлялись самолеты в кооперации между опытным производством ТМЗ (директор А. Самоделков) и заводом им. Г. Димитрова (директор С. Головин). На серийном предприятии изготавливали фюзеляж, консоли крыла и оперение, а окончательную сборку самолета, установку контрольно-записывающей аппаратуры осуществили на опытном производстве.
2.5. Лётные испытания
К лету 1972 г. основные работы по сборке «1М» были закончены и машину передали ЛИСу для окончательной доводки перед летными испытаниями. Ведущим инженером по испытаниям стал И.К. Винокуров, летчиком-испытателем – Ю.М. Куприянов, штурманом-испытателем – Л.Ф. Кузнецов.
С 12 по 14 июля 1972 г. прошли первые рулежки и пробежки самолета по грунтовой ВПП заводского аэродрома 4 сентября 1972 г. Куприянов и Кузнецов впервые подняли ВВА-14 в воздух. Полет продолжался почти час и показал, что устойчивость и управляемость машины находятся в пределах нормы, и ничуть не хуже, чем у традиционных самолетов.
Летные испытания первого этапа завершились к лету 1973 г. Их результаты подтвердили, что оригинальная аэродинамическая схема с крылом-центропланом вполне жизнеспособна, а маршевая силовая установка и основные системы работают надежно и обеспечивают выполнение испытательных полетов.
2.6. Создание и испытание конструкции ПВПУ
Конструкция поплавков была разработана в процессе проектирования МВА-62. Основной идеей комплекса являлись амортизирование самолета наполненными сжатым воздухом выпущенными поплавками при вертикальной посадке, их уборка по средством вакууммирования и выпуск наполнением сжатым воздухом.
Комплект отсеков поплавков ПВПУ для самолета был получен в Таган-роге в мае 1974 года, на 3,5 года позднее директивного срока.
Монтаж поплавков со сборкой отсеков осуществлялся непосредственно на самолете. Коллектив таганрогского ОКБ и завода успешно справились с поставленной задачей. Более тридцати авторских свидетельств было получено по этой работе.
Испытания на воде начались.
В результате были получены данные по маневренности на воде, а также по поведению самолета при увеличении скорости, включенном в программу испытаний по указанию Бартини. При пробежках была достигнута скорость около 35 километров в час.
В целом ПВПУ показало хорошие результаты. Благодаря эластичности и малой осадке, обеспечило практически неощутимые перегрузки на самолет от ударов волн…
Первый испытательный полет ВВА-14 с выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11 июня 1975 года, когда уже более полугода как не было в живых Роберта Людовиговича Бартини, ушедшего из жизни в декабре 1974г.
3. Переоборудование ВВА-14 в экранолёт 14М1П
Из-за невозможности поставки подъёмных двигателей было принято решение доработать «1М» в экспериментальный экранолёт. Работы были закончены в 1976.Прошли лётные испытания.
Полученного уникального экспериментального материала было вполне достаточно для создания летающего варианта 14М1П, но это требовало кардинальных переделок конструкции. И эта тема была прекращена.
4. Разработка исследовательского оборудования
При проектировании ВВА-14 необходимо было проверить и испытать множество технических решений. Для экспериментальных работ были созданы оригинальные стенды:
Исследование воздействия струи газов ТРД
на водную поверхность на стенде СП-1
Пилотажный стенд ВВА-14 с подвижной кабиной
Ведущим конструктором по этим работам был Г. С. Панатов, сумевший обеспечить творческий союз таганрогских специалистов с учеными ЦАГИ.
Стенд для отработки выпуска-уборки поплавка пневматического взлетно-посадочного устройства.
5. Кто создавал ВВА-14
Сборка самолёта и установка оборудования;
Изготовление фюзеляжа, консолей крыла, оперения и др.;
Малый понтонный стенд, который был оснащен двигателями ТС-12М, , также создали плавучий газодинамический стенд-аналог 1410, предназначенный для изучения взлета-посадки ВВА-14 на различные поверхности и позволявший проводить испытания модели самолета в масштабе 1:4, оборудованной шестью ТС-12М, которые имитировали работу всех подъемных двигателей.
- ЦАГИ
- Предприятие Г.Ю. Сиверина – проработка и фрагментальные стендовые испытания по отделяемой кабине экипажа
- Конструкция поплавков для ВВА-14 разрабатывалась по техзаданию одновременно в двух ОКБ (в Долгопрудном и в Куйбышеве) разработка автоматики;
- Изготовление поплавков на Ярославском заводе «Резинотехника» потребовало настоящего творчества, многочисленных испытаний.
6. Причины по которым прекратили дальнейшую разработку ВВА-14
- Не были поставлены подъёмные двигатели;
- Работы по созданию ПД были поручены КБ Колесова П.А. . Проектирование затянулось. Для испытаний их понадобилось около 30 штук. Это было невозможным для опытного завода . Об этом предупреждал изготовитель крупного завода П. А. Соловьев.
- Смерть Р.Л.Бартини;
- Производство ТАНТК Ту-142МР и А-50
- 1974г было достигнуто равновесие в АПЛ
- Были созданы Ил-38 и Ту-142 для борьбы с АПЛ
|
ВВА-14
|
ИЛ-38
|
Ту-142 М3
|
Boeing P-8
|
Lockheed P-3
|
Макс. скорость
|
760 км\ч.
|
650 км\ч.
|
855 км\ч.
|
907 км\ч
|
746 км\ч
|
Боевой радиус
|
2450 км.
|
2200 км.
|
5200 км.
|
3 700 км.
|
2371 км.
|
Макс.Взлет.вес
|
52 000 кг.
|
68 000 кг.
|
185 000 кг.
|
85 820 кг.
|
64 410 кг.
|
Потолок
|
10 000 м.
|
8000 м.
|
13 500 м.
|
12 500 м.
|
7315 м.
|
Экипаж
|
3 чел.
|
7 чел.
|
10 чел.
|
9 чел.
|
11 чел.
|
Разбег по ВВП
|
Взлетает вертикально
|
1700 м.
|
2300 м.
|
От 1200 до 3300 м.
|
1420 м.
|
7. Заключение
По моему мнению ВВА-14, является яркой страницей отечественного авиастроения и гениальной конструкторской мысли. Опыт конструкторских, производственных работ, лётных испытаний послужил дальнейшему развитию последующих самолётов ТАНТК им. Г.М. Бериева:
- Пилотажный стенд постоянно усовершенствовался, что позволило его использовать при дальнейших испытаниях новых разработок;
- Расположение двигателей;
- Элементы системы пневмопривода;
- Элементы системы гидропривода;
- А также большой опыт проектно-конструкторских и производственных работ и др.
На определённом этапе работы были приостановлены, ввиду того , что военная угроза со стороны США была ликвидирована . Интерес как к военному объекту снизился. Переоборудование в МП-14М1П было кратковременным.
Для нашей планеты, имеющей суши 21% и 79% воды, такой аппарат это дело будущего. Этот проект намного опередил своё время. И я думаю, что в скором времени он получит новое развитие. ВВА-14 вполне может стать прототипом самолёта 21 века.
А сейчас этот экспериментальный аппарат демонстрируется в Монино в виде обломков.
Хочу закончить свою работу словами великого авиаконструктора А.Н.Туполева: "Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших.
8. Литература
- Ведерников Ю.В. Сравнительный анализ создания и развития морских стратегических ядерных сил СССР и США. Владивосток 2005, 60с
- Фортинов Л.Г. Самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14
- Главного конструктора Роберта Людовиговича Бартини.Таганрог: ИП Ашихмина О.С., 2017.
- Фортинов Л.Г. Маэстро Бартини. М.: Авико Пресс. - 2011, 40 с.
- Удалов К.Г., Панатов Г.С., Фортинов Л.Г.Самолет ВВА-14.М.: Авико Пресс. - 1994, 60 с.
- Заблотский А.Н., Сальников А.И.Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева. 1945-1968 / Под редакцией Панатова Г.С. М.: Рестарт+, 2001
- Заблотский А.Н., Сальников А.И.70 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева.М.: Рестарт, 2004
- Погорелов Н.А.«Невостребованное наследство». М.:издание Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, 2011 г..
- Труды периодических (раз в каждые 2 года) научно-технических конференций по гидроавиации «Гидроавиасалон – 1996…2016 г.г.» в г. Геленджике, издания ЦАГИ им. проф. Н. Е.Жуковского.
- Фильм ВВА 14 Р.Л. Бартини https://www.youtube.com/watch?v=xbOn6giCCoo&ab_channel=ANUBYSVIDEO
- Фильм Вертикально взлетающая амфибия ВВА-14 https://www.youtube.com/watch?v=8o0zHepCsNI&ab_channel=Uconcinema
|