Автор: Штриккер Артур Олегович, 14 лет
Место учёбы: МАОУ Сорокинская СОШ N 1
Руководитель: Королюк Елена Анатольевна, директор АНО "Информационно-издательского центра "Знамя труда"
Герои нашего времени: в небе – профессионалы
План
1. Введение
2. Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История развития профессии
1.2. Что мы знаем о подвигах лётчиков и пилотов в мирное время?
3. Глава 2. Практическая часть
4. Заключение
5. Литература
Введение
С самого детства я мечтаю связать свою жизнь с самолетами, хочу стать пилотом. Мне очень интересно узнать все о самолетах, а также изучить и в будущем овладеть профессией пилота. Было время, когда все мальчишки и даже девчонки мечтали стать покорителями неба и буквально грезили авиацией. Герои-летчики становились настоящими кумирами для целых поколений. Увлечение авиацией охватывало многих. Сегодня у современной молодёжи другие кумиры и мечты.
Моё же детское увлечение остаётся со мной. Сегодня я поднимаюсь в небо и учусь управлять самолётами в онлайн-играх. Это игры, там у тебя в запасе несколько жизней, а в реальности в случае непредвиденной ситуации, места для ошибок нет. Порой нужно за секунды принять верное решение, от которого зависит твоя жизнь и жизни тех, кто доверился тебе.
Подвиги лётчиков... Что мы знаем о них сегодня? О героях рассказывают книги о Великой Отечественной войне и газеты советских времён. У меня мама - журналист и работает директором издательского центра, а в этой организации уже более тридцати лет. Я часто бывал у неё на работе, видел и листал подшивки газет. В советское время много информации уделялось людям труда. Всей стране были известны имена лётчиков и лётчиц, ставивших рекорды в далёких советских годах. Сегодня о героях рассказывают с экранов ТВ, во всемирной паутине. Я считаю, в любые времена остаются те, кто готов пожертвовать самым дорогим во имя Родины, людей и до конца исполнить свой долг. В своей работе я попытаюсь узнать больше фактов о жизненном и профессиональном пути пилотов-геров.
Не случайно для своей работы я выбрал эту тему. Она касается лично меня, так как мечтаю овладеть этой профессией. Знания о героях помогают по-другому смотреть на мир, на взаимоотношения людей. Молодёжь часто стремится подражать героям и это должны быть настоящие герои. Знания о совершённых подвигах помогают ощутить себя частицей сильного, мужественного народа; готовить себя к тому, чтобы в нужный момент суметь помочь людям, находящимся в беде.
Актуальность проекта: Тема проекта является актуальной, так как в современных условиях авиация, профессия пилота является неотъемлемой частью человеческой жизни. А в жизни случается разное. И сегодня с экранов телевизоров, со страниц газет, пабликах в интернете, сайтах нам рассказывают о подвигах наших современных пилотов. Мы должны знать своих героев в лицо. Кто они такие и почему нам необходимо помнить о них, я и проведу свою исследовательскую работу.
Цель проекта: изучить исторические факты об истории воздухоплавания, совершения подвигов нашими пилотами и лётчиками, познакомиться с их судьбами. Собрать всю необходимую информацию, выступить перед одноклассниками со своим проектом на уроке "Разговоры о важном" с целью воспитания у молодёжи патриотизма и чувства гордости за свою страну и соотечественников на примере подвигов лётчиков в мирное время, побудить подростков самостоятельно искать исторические факты и больше читать, провести анкетирование в школе.
Задачи: Изучить историю воздухоплавания, узнать, кто стоял у её истоков. Познакомиться с биографиями пилотов-героев, их подвигами. Найти и посмотреть видео и фотоматериалы об этих людях, проанализировать полученную информацию и сделать выводы, записать и систематизировать все материалы, собранные в ходе исследовательской работы; популяризировать увлечение авиацией среди молодёжи, заинтересовать их профессией лётчика на примере жизненного пути пилотов и летчиков.
Объект исследования: История воздухоплавания, биографии летчиков-пилотов.
Предметы исследования: статьи, архивные документы, интервью.
Гипотеза: Я предполагаю, что жизненный путь моих героев - это пример для современной молодежи, учащихся нашей школы, которые очень мало знают о подвигах летчиков-героев в мирное время; всего населения для воспитания у молодёжи, в обществе чувства патриотизма и любви к своей Родине.
План исследования: Сбор материала, систематизация полученных данных, оформление информации.
Методы исследования: Поисковый (Сбор, изучение и анализ информации по теме исследования), интервьюирование героя событий. Практическая работа ( изучение информации, видео и фотодокументов, фотографий, анкетирование школьников, проведение опроса участников официальных групп редакции газеты "Знамя труда" в Контакте и Одноклассниках: Сорокинский район LIVE, Сорока/Соокинский район).
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1. История развития профессии
У профессии богатая и интересная история. Я считаю, без знаний истоков, человек, мечтающий о небе и полётах, не можем состояться в профессии. Мы должны знать, кому обязаны её появлению и становлению.
Люди всегда мечтали летать. Несколько тысячелетий они с восхищением следили за птицами и, подобно пернатым, стремились подняться к облакам. Мечты о полете одно поколение передавало другому как эстафету, как пылающий факел.
Мечтал дать людям крылья великан науки и искусства Леонардо да Винчи (1452—1515). Гениальный ученый открыл закон сжимаемости и расширяемости воздуха, заложил фундамент науки, получившей название аэродинамики, предсказал успех летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Величайший ученый и мыслитель XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765), изучив теорию полета, сконструировал первую модель вертолета, который приводился в движение пружинным заводом.
Во Франции в 1783 году братья МОНГОЛЬФЬЕ совершили запуск воздушного шара, наполненного горячим дымом. Пассажирами в его корзине были овца, петух и утка. Полёт длился 8 минут. Все пассажиры остались живы.
В России в 19 веке над проблемой создания летательного аппарата тяжелее воздуха и полетов человека работал морской офицер Александр Можайский. В 1882 году он закончил сборку самолета с широкими, прямоугольными крыльями.
Братья Райт первыми изобрели самолёт, который не был просто красивой «махиной», которую невозможно поднять в небо. Изучению системы управления самолётом братья посвятили не один десяток лет. Поэтому, не удивительно, что основателями профессии лётчика можно считать именно этих изобретателей-авиаконструкторов.
1.2. Что мы знаем о подвигах лётчиков и пилотов в мирное время?
С давних времён мы интересуемся героическими поступками. Во все времена рассказы о героях поднимали боевой дух воинов перед битвой, мотивировали ещё маленьких мальчишек стать такими же храбрыми и доблестными. В советское время, по рассказам мамы, молодое поколение воспитывалось на таких же примерах, они были октябрятами, пионерами, комсомольцами.
Пропаганда и идеология играли огромную роль в воспитании советской молодежи. На протяжении всего детства и юности и взросления человек воспитывался в нормах морали, патриотизма. В обществе считалось, что настоящие патриоты — это те, кто своими делами и трудом стремился возвеличить Родину, советский народ.
Эти качества были присущи и лётчикам. Первыми лётчиками стали сами изобретатели, энтузиасты своего дела. Но по мере того, как стало развиваться воздухоплавание, появились люди, профессионально занимающиеся этим делом. Появились первые лётчики. Сегодня лётчик – одна из самых романтичных и нужных профессий. Она более, чем ответственная и одна из наиболее технически сложных, когда при возникновении непредвиденных ситуаций, лётчик не имеет права на ошибку.
Исторически сложилось так, что в России в военной авиации используется термин лётчик, а в гражданской авиации — пилот.
Итак, получали свою профессию и те, о ком я сегодня буду рассказывать. Не каждый из нас сможет пожертвовать своей жизнью ради других, но именно это свойство отличает моих героев.
Борис Капустин и Юрий Янов: огромное небо — одно на двоих
6 апреля 1966 года русские капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов спасли Берлин. После этого трагического события появилась советская песня «Огромное небо», сюжет которой был взят из жизни.
В тот день летчики, служившие в 668-м авиационном полку 132-й бомбардировочной авиадивизии 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии, получили приказ перегнать бомбардировщик Як-28 с аэродрома в городе Финов (ГДР) на другой. Капустин был за штурвалом самолета, Янов исполнял обязанности штурмана. Когда летчики пролетали над Берлином, неожиданно отказали оба двигателя. Самолет должен был упасть на жилые кварталы. В конце концов Капустину и Янову все же удалось «оттянуть» машину за черту города. Они решили совершить посадку в ближайшем лесу, но выяснилось, что это не лес, а кладбище, на котором в пасхальный день собралось множество людей. Хотя экипаж получил команду катапультироваться, Капустин и Янов отказались покидать самолет и стали искать новое место для посадки. Им пришло в голову посадить самолет на озере Штессензее. Но тут впереди возникла дамба с оживленным шоссе. Невероятным усилием Капустину удалось приподнять машину и перенести через дамбу. Но к тому времени самолет стал уже совершенно неуправляемым. Он не сел на воду, а резко упал, зарывшись в толстый слой ила. Оба пилота погибли.1
10 мая 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитана Бориса Владиславовича Капустина и старшего лейтенанта Юрия Николаевича Янова за мужество и отвагу, проявленные при исполнения воинского долга, посмертно наградили орденами Красного Знамени.
https://news.rambler.ru/other/41470905-kakoy-podvig-sovershili-sovetskie-letchiki-v-nebe-nad-berlinom-v-1966-godu/?ysclid=lqklp5pwkb4994838541
Ту-104 Гарольда Кузнецова
Гаро́льд Дми́триевич Кузнецо́в - советский лётчик, командир экипажа Ту-104А, потерпевшего катастрофу 17 октября 1958 года.
17 октября 1958 года Ту-104 с бортовым номером CCCP-42362, управляемый экипажем Гарольда Кузнецова, выполнял рейс Пекин-Омск-Москва. В салоне находились в основном иностранные граждане - делегация китайских и северокорейских партийных функционеров.
При посадке в городе Свердловске (вынуждены были уйти на запасной аэродром из-за погоды), во время разворота на высоте 10000 метров самолет вероятнее всего попал в зону сильной турбуленции и произошел «подхват» - самопроизвольное неконтролируемое экипажем увеличение угла тангажа. Самолет как бы «встал на дыбы», ушел с эшелона вверх, набрав дополнительно до двух километров высоты, потерял скорость, свалился на крыло и вошел в штопор. Экипаж не понимал, что происходит. Однако времени на догадки не было.
Как установила позже государственная комиссия, падение длилось две минуты. Но уже с высоты тринадцати километров Кузнецов начал передавать на землю то, что происходило с машиной. Передавал сам: на штурвале ТУ-104 была специальная кнопка, соединенная с микрофоном. Радист Александр Федоров дублировал эти сообщения. Связь продолжалась практически до самого столкновения с землей. Последние слова командира были: «Прощайте, родные. Погибаем». Самолет упал в Вурнарском районе Чувашии. Погибли 71 пассажир и 9 членов экипажа. Переданная с терпящего бедствие борта информация оказалась поистине бесценной. Горький опыт помог создать иные аэродинамические формы, успешно противостоящие воздушным потокам.
Виктор Мостовой и Василий Чеченев - спасение над Невой
Посадка на воду — крайне редкое событие для пассажирского самолета со счастливым концом. Однако такое редко, но встречается. В их числе — посадка Ту-124 на Неву. Это случилось 21 августа 1963 года. Новый самолет компании «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Таллин — Москва. Нештатная ситуация возникла уже при взлете — заклинило шасси. Из-за тумана диспетчеры не разрешили посадку в Таллине, пилоты стали готовиться сажать самолет в Санкт-Петербурге. Но и здесь всё шло не по плану из-за отказа второго двигателя. В итоге самолёт было принято сажать на Неву. И, благодаря мастерству пилотов, сделать это удалось.
Этот случай до сих пор остается эталонным примером приводнения воздушных судов. Опыт посадки на Неву изучается летчиками по всему миру. Его учитывали и пилоты аэробуса A320 компании US Airways, совершившие аварийную посадку на реку Гудзон в 2009 году.
В списке героев ещё многие фамилии - Константин Парикожа (взял на себя ответственность за судьбы почти 400 человек); Елена Разумова, Евгений Новоселов, Андрей Ломанов (чудо в тайге); Николай Виноградов, Николай Дмитриев, Юлия Фомина, Андрей Гусельников (угнанный самолет); Владимир Бадоевич Гасоян (вел ответный огонь по террористам) и многие другие.
Спас десятки жизней, пожертвовав своей - подвиг 20-летнего одессита Павла Шклярука
6 июня 1966 года состоялся полёт курсанта. После взлёта у самолёта отказывает двигатель. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды.
Военные лётчики - особая каста профессионалов
В особом строе представлены Герои Российской Федерации военные лётчики, лётчики-испытатели. Их фамилии представлены на сайте Министерства обороны Российской Федерации Воздушно-космических сил. В списке двадцать фамилий, трём из них звание Героя присвоено посмертно.>
20 марта 1992 года в России как преемнице Советского Союза было установлено звание Герой Российской Федерации и учрежден знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда». В современной России эта награда и высокое звание присваиваются за заслуги перед государством и народом.
Первым в истории Героем России стал начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания лётного состава, военный летчик 1-го класса, генерал-майор авиации Суламбек Осканов. Он посмертно был удостоен этого высокого звания. Звание Героя Российской Федерации было посмертно присвоено генерал-майору авиации Суламбеку Осканову указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 года. Летчик удостоен награды за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга. 6 декабря 2013 года в Зале Славы Музея Победы президент Республики Ингушетия Герой Российской Федерации Юнус-Бек Евкуров в торжественной обстановке передал в дар музею бюст Суламбека Осканова. Скульптура заняла почётное место в составе экспозиции «Традициям подвига верны». Труд военных лётчиков в мирное время сопряжен с огромными физическими и психологическими перегрузками при выполнении учебно-боевых задач. Так случилось и 18 сентября 2003 года.
Экипаж гвардии подполковника Дейнеко Юрия Михайловича выполнял облет после замены двигателя на стратегическом бомбардировщике Ту-160 «Михаил Громов». Программа облета была выполнена в полном объеме. При выполнении снижения с высоты 11600 метров до высоты 1200 метров произошло разрушение элементов конструкции самолета с отделением фрагментов внешней обшивки, топливных баков, входных устройств силовых установок, возник пожар первого и второго двигателей. Аварийная ситуация возникла внезапно без видимых предварительных признаков, развивалась лавинообразно, с нарастанием в течение ограниченного времени – 12 секунд.
За мгновение, оценив показания приборов, экипаж принял меры по тушению пожара и восстановлению управления самолетом. После оценки ситуации было принято решение отвернуть самолет от находящегося по курсу полета крупнейшего в Европе газохранилища и поселка Степное.
Командир предупредил экипаж о готовности к аварийному покиданию самолета, помощник командира привел в действие систему принудительного катапультирования экипажа.
Система катапультирования сработала штатно, но малая высота и большая вертикальная скорость снижения с наложением очередного взрыва на борту самолета не позволили членам экипажа сохранить жизни.2
http://old.redstar.ru/2003/12/20_12/1_01.html2
Указом Президента РФ № 1374 от 22 ноября гвардии подполковник Дейнеко, командир воздушного корабля Ту-160, потерпевшего катастрофу под Саратовом, посмертно удостоен звания Героя России. Члены экипажа награждены орденом Мужества.
Кукурузное поле Дамира Юсупова, моё заочное знакомство с героем
Два года назад я писал и защищал исследовательскую работу в школе «Дорога в небо»: профессия мечты», с которой стал победителем на муниципальном уровне. Для этого пересмотрел много информации в интернете, энциклопедиях, документальных и художественных фильмов. Знакомился с историей воздухоплавания, становления этой отрасли и развития, учебными заведениями, где получают эту профессию. Уже тогда на всю страну прогремела история об успешном приземлении самолета на кукурузное поле, а Дамир Юсупов, командир экипажа и сам экипаж стали героями. Мне посчастливилось заочно познакомиться с Дамиром и задать ему вопросы. С мамой мы нашли страницу в соцсетях командира и познакомились с ним. Когда Дамир узнал, по какому поводу мы его беспокоим, он охотно ответил на наши вопросы. Чему мы были бесконечно счастливы. Так появилась моя статья в проекте под названием «Интервью с пилотом: «Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова» и в журнале, который я подготовил и выпустил в двух экземплярах.
Все помнят историю, которая произошла 15 августа 2019 года. В этот день Дамир, управляя Авиалайнером Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнял плановый рейс U6 178 по маршруту Москва—Симферополь. Но вскоре после вылета из аэропорта Жуковский самолёт столкнулся со стаей чаек, и у него отказали оба двигателя. Экипаж сумел благополучно посадить самолёт на кукурузное поле. Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, 74 человека получили травмы различной степени.
А на мой вопрос, что бы он пожелал мальчишкам, мечтающим о небе, сказал: «Кто не любит авиацию, в эту профессию не приходит — здесь не бывает случайных людей. Поэтому все просто. Хорошо учиться в школе, заниматься спортом, беречь здоровье. При поступлении в летное училище — быть настойчивым. Если не получилось поступить с первого раза — не сдаваться и повторить попытку позже». Я хочу быть похожим на него! Пожелал Дамир успехов мне и в олимпиаде имени Можайского. У меня мечта - встретиться с героем очно и сфотографироваться с Дамиром.
Время бесстрашных
Сегодня мы живём в непростое время. Выполняя на Украине поставленные задачи по защите мирного населения Донбасса и по обеспечению безопасности своей родной страны, российские солдаты и офицеры действуют самоотверженно и мужественно. Это настоящие герои. Они стоят на страже Закона – Закона безопасности Родины.
Настало время бесстрашных. Их у нас, как и во все времена, много. И я об этом писал выше. Российские летчики успешно выполняют задачи в зоне проведения военной спецоперации. Высочайший профессионализм позволяют нашим летчикам успешно выполнять поставленные перед ними задачи. Министр обороны России теперь каждый день цитирует строки из наградных документов. Подвиги наших героев описаны скупо, но и это даёт возможность понять, какой ценой российским солдатам даётся демилитаризация и денацификация Украины. Российские лётчики во время СВО повторяют подвиг пилотов Великой Отечественной войны. За время проведения СВО 11 летчиков армейской авиации стали Героями России. Вот некоторые из них.
Пётр Вячеславович Каштанов - с 2014 года Пётр Вячеславович служил в Вооружённых силах Российской Федерации, курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова. После окончания училища стал служить в бомбардировочном авиационном полку, освоив сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34.С 24 февраля 2022 года в составе своего подразделения принимал участие в специальной военной операции по защите Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
В сентябре 2022 года экипаж бомбардировщика Су-34 в составе командира старшего лейтенанта П. В. Каштанова и штурмана эскадрильи Д. Н. Коптилова совершал полёт на выполнение боевой задачи в так называемой «серой» зоне под городом Купянском (Харьковская область Украины). Выйдя на цель в заданном месте, он нанёс авиационный удар по скоплению вражеской техники. Для исключения противодействия ПВО противника бомбардировщик выполнял активное маневрирование на предельно малых высотах с применением всего комплекса радиоэлектронной борьбы. После выхода из атаки на боевом курсе противником был произведён пуск двух ракет из ПЗРК. Одна из них попала в правую полуплоскость Су-34. Самолёт, шедший на высоте 50 метров, начал вращаться и потерял управление. В течение нескольких секунд экипаж принял решение покинуть машину. Приземление было жёстким. Лётчики получили серьёзные травмы. Через 13 часов воины смогли выйти к деревне, которая находилась под контролем российских войск. Экипаж под командованием старшего лейтенанта Каштанова успешно выполнил поставленную перед ним задачу, а командир своими мужественными и самоотверженными действиями спас жизнь своему боевому товарищу. Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от ноября 2022 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, старшему лейтенанту Каштанову Петру Вячеславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда»3
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=33155&ysclid=lqkl8kjwln2643254803
Константин Криволапов - награждён посмертно
Я живу в Сорокинском районе Тюменской области, и на нашей земле есть свои герои. Так Орденом Мужества посмертно награжден летчик Константин Криволапов.
Родился Костя 1 декабря 1984 года в селе Покровка Сорокинского района Тюменской области. В 2002 году окончил Покровскую среднюю школу Сорокинского района. Затем поступил в Челябинский Краснознамённый военный авиационный институт штурманов. После окончания института в 2007 году был распределён на службу в ПГТ Джида, республика Бурятия. В 2010 году распределён в г.Челябинск на аэродром Шагал, здесь и проходил дальнейшую службу. В 2015 году Константин принимал участие в боевых действиях в Сирии, службу проходил в звании майора, командиром полка, штурманом авиации.
5 марта 2022 года погиб при выполнении боевого задания в СВО на Украине. Награждён посмертно орденом мужества. Он был любимым сыном, мужем, отцом троих детей. Как отметил глава Сорокинского района Александр Агеев, Константин навсегда останется примером стойкости характера, служения своей Родине и верности воинской присяге. В родном селе Покровка 3 октября 2023 года открыли мемориальную доску земляку - герою.
ГЛАВА 2. Практическая часть
Своё исследование в работе я провёл путем анкетирования - опроса учащихся нашей школы и опроса участников официальных групп АНО "ИИЦ "Знамя труда" в Контакте и Одноклассниках. В нашей школе в анкетировании проучаствовали 95 ребят. В группах - более 80-ти.
В анкете для учащихся я обозначил тему: "Знаете ли вы о подвигах лётчиков-пилотов в наше время?"
Прописал вопросы:
- Знаете (напишите имя, фамилию, подвиг, кратко);
- Не знаете;
- Хотели бы получить профессию пилота?
Что у меня получилось, я представил в диаграмме.
Изучая анкеты учащихся нашей школы, пришёл к выводу, что абсолютное большинство опрашиваемых не знают о лётчиках-героях. Знают кое-что - пять человек. Но что особо порадовало, что есть такие ребята кто бы хотел, чтобы в школе провели такой урок или лекцию на эту тему.
Встретились ответы о том, что 13 учащихся хотели бы получить профессию лётчика. Приведу наиболее интересные из них.
- Я бы хотел стать пилотом, потому что мне нравится небо, и я готов побороть свой страх высоты ради мечты.
- Конечно, хотел бы. Это моя заветная мечта. Я с детства люблю самолёты.
- Хотел бы, потому что это очень захватывающая профессия. Разве не интересно бороздить воздушное пространство на "Железной птице"?
В группах в опросах обозначил три вопроса:
1. Знаете ли вы о подвигах летчиков-пилотов в мирное время?
2. Какие нравственные качества героя могут служить образцом для подражания?
3. Патриотизм - это?
Подведя результат, составил пиктограммы, которые представил вашему вниманию.
Заключение
Тема патриотизма - ведущая тема в моей работе. Считаю, что сегодня воспитание патриотизма у молодого поколения, в обществе - актуальная задача, стоящая перед нами. Воспитание патриотизма у молодого поколения должна начинаться с семьи, детского сада, школы. А принцип патриотизма, я считаю, заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.
Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, жизненный путь моих героев - это пример для современной молодежи, для учащихся нашей школы, в частности, которые очень мало знают о подвигах летчиков-героев в наше время. Но, как показал опрос, есть ребята, которые бы хотели об этом узнать.
Каждая историческая эпоха рождает своих героев. В наше сложное, насыщенное событиями время в русских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений, непреклонная воля к победе, отвага и мужество. Считаю, что моя работа послужит общей цели по изучению и сохранению нашей истории, истории страны в лицах. Надеюсь, что мой труд в рамках этого исследования станет кому-то полезным и принесёт новые знания.
Уверен, судьбы и подвиги Героев Отечества служат важнейшим моральным ориентиром для большинства граждан нашей огромной страны, вдохновляют на то, чтобы всегда достигать большего, идти вперед, созидать на благо людей, всем вместе делать нашу страну сильнее и успешнее, сказал Владимир Путин.4
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/70051. Владимир Путин. Выступление4
И я согласен с президентом!
Спасибо за внимание!
Список литературы
Интернет:
- https://aeroplan2010.mirtesen.ru/blog/43517066865/19-sentyabrya-1783-goda-bratya-ZHozef-i-Eten-Mongolfe-sovershili?ysclid=lqgck08fs877781374
- https://rodinananeve.ru/kak-mihail-lomonosov-izobryol-pervyj-v-mire-vertolyot/?ysclid=lqgcnveo1d260841023
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Самолёт_Можайского
- https://aif.ru/society/history/12_sekund_neba_kak_bratya_rayt_nauchili_lyudey_letat?ysclid=lqgcs7xan6372514165
- https://kulturologia.ru/blogs/260423/56051/?ysclid=lqgcu5mk0821924577
- https://novate.ru/blogs/050123/65173/?ysclid=lqgcw0qm9z912504855l
- https://yarodom.livejournal.com/583844.html?ysclid=lqgcxvaudz625550362
- https://vk.com/wall-48144384_340129?ysclid=lqgd0e79sl694984836
- https://dzen.ru/a/YVAQxe9jfTNmxJua
- http://old.redstar.ru/2003/12/20_12/1_01.html
- https://tengrinews.kz/russia/chudo-kukuruznom-pole-pilot-damir-yusupov-spas-233-jizni-376623/?ysclid=lqgd5ucg1m105727950
- https://www.kp.ru/daily/27481/4689284/?ysclid=lqgd7otai5645442095
- https://www.youtube.com/watch?v=lgSl7D_vtEE
- http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/70051
- https://structure.mil.ru/structure/forces/vks.htm?ysclid=lqkkvm9pvs738536668
- https://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon/syuzhety/est-takaya-professiya-rodinu-zashishat-chelovek-i-zakon-fragment-vypuska-ot-09-12-2022?ysclid=lqkl2xjydx229563698
- Документальный фильм «Доучиться до небес»
|