Автор: Хамматова Гузель Фагимовна
Возраст: 17 лет
Место учебы: МАОУ Школа №159
Город, регион: Уфа, Республика Башкортостан
Руководитель: Переверзев С.С, Гатауллина Ф.М.
«Мёртвая петля»: какова история этого термина и история этой фигуры высшего пилотажа.
Не мир я жажду удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас мне нужно убедить,
Что в воздухе везде опора.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя,
Чтобы «мертвая петля»
Была бы в воздухе «живая».
П.Н. Нестеров
Цель: исследовать историю возникновения и развития понятия фигуры высшего пилотажа «мёртвая петля».
Задачи:
- Изучить литературу, посвящённую истории авиации, авиастроения, биографии П.Н. Нестерова, понятию «мёртвая петля»;
- Раскрыть историю возникновения термина «мёртвая петля»;
- Осуществить историческую ретроспективу данной фигуры, выявить причины выполнения;
- Показать значимость выполнения элемента для дальнейшего развития авиации.
- Экспериментально убедиться в правильности гипотезы Нестерова.
- Обобщить полученные знания и сделать вывод.
План:
Введение.
- Почему петля называется «мёртвой»?
- Историческая ретроспектива фигуры высшего пилотажа «Мёртвая петля» (петля Нестерова).
- От Нестерова до современности.
- Исследовательская часть.
Заключение.
Список используемой литературы и источников.
Введение.
Мечты о покорении «пятого океана» будоражили сознание человека практически с момента его возникновения. Это отражено в мифах, сказаниях, эпосах, преданиях всех народов мира. История авиации началась с изобретения воздушных змеев и планеров, прежде чем выйти к многомиллионному авиастроению современной эпохи. За современными достижениями в авиации и мнимой лёгкостью прорезающего воздушную гладь самолёта, стоят сотни людей, шаг за шагом прокладывающие лестницу человечества вверх: от романтиков, философов и теоретиков, до практиков, конструкторов и людей, которые впервые на свой страх и риск совершали и совершают эксперименты в воздушном пространстве - пилотов. Иногда ценой собственной жизни. Дело не только в стремлении людей летать так же свободно, как птицы. Например, маневрирование в воздухе было необходимо военным лётчикам для выживания в бою, а гражданским — для предотвращения катастроф в сложных метеоусловиях.
Даже простое маневрирование самолетом в воздухе требует от лётчика незаурядных способностей в его управлении. Я всегда восхищалась мужеством и отвагой пилотов, а элементы высшего пилотажа приводили меня в неописуемый восторг. Особенно сильно мое внимание привлек элемент «мёртвая петля». И судьба, качества человека, осмелившегося впервые воплотить в жизнь эту фигуру в воздухе – П.Н. Нестеров.
Свои первые шаги в исследовании, я начала с общих вопросов истории авиации и авиастроения, это помогло мне погрузиться в тему моей работы. МаркушаА.М.«Вам - взлет!», книга от летчика обращённая к детям, рассказывающая о профессии лётчика на доступном языке. Свои исследования общим вопросам истории развития отечественной авиации посвятили Друзь П.Д. «История воздухоплавания и авиации в России», автор на основе большого архивного и литературного материала изложил в хронологическом порядке развитие воздухоплавания и авиации в России (до 1914 г.), приведены сведения о спроектированных и построенных в то время в России аэростатах и самолетах; освещены работы многих русских ученых, конструкторов и изобретателей летательных аппаратов различных типов.Соболев Д.А. «История самолетов. Начальный период», автор посвятил исследование истории начального этапа развития самолетов мира, начиная с момента зарождения самой идеи вплоть до окончания мировой войны. Большое количество фотоматериала, документов, не только отечественных, но и зарубежных.Л.И. Карпова, автор учебного пособия «История авиации и космонавтики», автор излагает развитие от XVIII до начала XXIвека.
Судьбе П.Н. Нестерова свои труды посвятили Бобров Н. «Сокол. Повесть о русском летчике П. Н. Нестерове», Вейгелин К. «Путь летчика Нестерова», Трунов К.И. «Пётр Нестеров», Бурче Е.Ф. «Пётр Николаевич Нестеров».
Огромное количество статей, посвящённых данной теме выдаёт интернет поисковик, это лишь подчёркивает интерес общественности к истории пилотирования и судьбе П.Н. Нестерова. Я считаю, что каждый гражданин России должен знать эту фамилию и понимать значимость его вклада в развитие авиации.
I. Почему петля называется «мёртвой»?
Проводя анализ по поиску значения понятия «мёртвая петля», я первоначально обратилась к известным толковым словарям. В «Толковом словаре живого великорусского языка»В. И. Даля, данного словосочетания я не встретила, даётся только трактовка понятия «петля». Можно сделать, вывод, что данное словосочетание не имело широкого распространения, либо отсутствовало вовсе в XIX веке. Обращаясь к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, я обнаружила данное понятие и две его трактовки:
- «посредством Кругообразное движение летательного аппарата, круг, при описывании которого в определенный момент летчик, ведущий аппарат, оказывается вниз головой (авиац.)»;
- «у акробатов: прыжок вниз головой с возвращением на то же место (спорт.)».
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, так же даёт трактовку понятия «мёртвая петля»:
- «фигура высшего пилотажа - полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости».
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова:
- «кругообразное движение летательного аппарата, при котором в определенный момент летчик, ведущий аппарат, оказывается вниз головой».
В энциклопедии циркового и эстрадного искусства, так же имеется понятие «мёртвая петля», под ним понимается:
- в дореволюционном цирке - рекламное название различных номеров на допинг де попе;
- аттракцион, исполняемый в воздухе на велосипеде (автомобиле, санях); артист делает сальто вместе с машиной, стремительно съезжающей из-под купола по специальным желобам-скатам.
-
Зафиксированы факты так же использования данного термина в парках аттракционов. На американских горках (в некоторых странах Европы их называют «русские горки») была предоставлена искателям острых ощущений «мёртвая петля». Но если говорить откровенно, аттракцион был больше похож на дорогу для вагонеток, да и сами вагончики ничем от вагонеток не отличались, и, как вы догадываетесь, не были оснащены даже ремнями безопасности. Официально зафиксировано, что первая «мёртвая петля» появилась в развлекательном парке в Атлантик-Сити, на её счету больше 100 переломанных шей и соответственно смертей. В связи с этим, предположительно, петля получила название «мёртвая».
Употребление данного понятия прослеживается и в фигурном катании:
- Партнёрша вокруг партнёра описывает спираль. Фигура называется "по - научному" - Тодес.
Проведённый анализ позволяет констатировать, что понятие довольно широко используется не только в авиации, но и в цирковом искусстве, конструировании развлекательных аттракционов, фигурном катании, даже во дворе катаясь в детстве на качелях дети неосознанно пробуют совершать именно «мёртвую петлю», называя её «солнышком». Самое неожиданное для меня было, обнаружить использование понятия в процессе вязания крючком.
Первоначально данное понятие употреблялось, скорее всего, в цирковом искусстве, откуда перекочевало в остальные области. По воспоминаниям очевидцев и современников, Пётр Николаевич и сам увидел этот элемент именно в цирке: «В цирке он видел номер, называвшийся «мёртвой петлей». Артист стремительно съезжал на велосипеде по наклонной дорожке. Затем она круто шла вверх, сворачиваласьв огромную спираль. Артист мчался по спирали. В какой-то момент он оказывался внизголовой, но не падал. При быстром движении возникала сила, которая удерживала его отпадения».
Почему же петля называется «мёртвой», прямых трактовок я к сожалению, не нашла. Если представить выполнение этих фигур в цирке, а тем более в воздухе, то складывается впечатление, что пойти осознанно на выполнение этих элементом могут, действительно, только самоубийцы. Так их выполнение при недостаточном профессионализме, может угрожать жизни.
Но косвенные подтверждения своим рассуждениям, я всё-таки отыскала в энциклопедии Авиации. По степени сложности современный пилотаж делится на простой, сложный и высший. К фигурам простого пилотажа относятся: вираж, горизонтальная восьмерка, змейка, боковой разворот, спираль, скольжение, пикирование и горка с углами до 45° к горизонту. Сложным пилотажем считается маневрирование летательным аппаратом с целью выполнения фигур простого пилотажа группой ЛА или выполнение одиночным ЛА пикирования и горки с углами более 45° к горизонту, петли Нестерова, косой петли, полупетли, поворота на горке, переворота на горке и штопора. И, наконец, в соответствии с принятой классификацией, высшим пилотажем называется маневрирование ЛА с целью выполнения комплекса фигур пилотажа или выполнение одиночным ЛА замедленной бочки с углами наклона к горизонту более 45°, двойного восходящего разворота, вертикальной восьмерки, двойной полупетли, «колокола» или маневрирования в перевернутом положении. (Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. М.: ЦАГИ, 1994.)
Ещё одно из косвенных предположений, происхождения понятия «мёртвая петля» состоит в том, что автор первоначально «воздушной петли» Н.Е. Жуковский известный российский ученый, экстраординарный профессор Московского университета по кафедре прикладной механики. Объяснив, каким образом птицы могут парить в воздухе с неподвижно распростертыми крыльями, и создав теорию такого движения, учёный установил метод расчета криволинейного движения самолета. Но из-за того, что долгое время петля находилась на бумаге – в расчетах Жуковского, а исполнить ее никто не решался, петля и получила такую нелицеприятную метафору - «мёртвая».
Если абстрагироваться от современности и достижений научно-технического прогресса, и вспомнить, что данную фигуру пилотажа П.Н. Нестеров выполнял в 1913 году на «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» мощностью 70 лошадиных сил. Безусловно, то что выполнил Пётр Николаевич в своё время – это высший пилотаж. Сегодня понятия «мёртвая петля» и «Петля Нестерова», в авиации равнозначны. Так зародилась традиция, по которой фигурам высшего пилотажа стали присваиваться имена лётчиков, первыми исполнивших их.
II. Историческая ретроспектива фигуры высшего пилотажа
«Мёртвая петля» (петля Нестерова)
Мысль о возможности осуществления «воздушной петли» не покидает пилотов на протяжении долгого пути становления авиации. В 1910 году в США была предпринята первая попытка её исполнения. Американский лётчик Арчибальд Хоксей известный также тем фактом, что он управлял летательным аппаратом, на борту которого находился президент Теодор Рузвельт. Рис.1.
Рис.1. Первый полет президента.
Это на тот момент беспрецедентный перелёт первого лица государства. Касательно же «воздушной петли», к сожалению, всё завершилось трагически, при попытке исполнения её в воздухе пилот погиб.
При подобных обстоятельствах погибла целая плеяда французских и американских пилотов. Сегодня можно констатировать факт, что это происходило вследствие не совершенства летательных аппаратов, в частности небольшой мощности мотора.
Удачный эксперимент по совершенствованию летательного аппарата был предприняты во Франции, авиаконструктором Луи Блерио.Рис.2.
Рис.2. Луи Блерио.
На сконструированном моноплане «Блерио-11»пилоту Адольфу Пегу(рис.3)1 сентября 1913 года на аэродроме Жювизи и Бюк, под Парижем, удалось реализовать управляемый полёт колёсами вверх, нарисовав в воздухе фигуру в виде латинской буквы «S». Этот полёт являлся прообразом «мёртвой петли». Через неделю, в Российской империи на аэроплане «НьюпорIV», под управлением Петра Николаевича Нестерова фигура «мёртвая петля» была покорена.
Рис.3. Адольф Пегу.
Петр Николаевич(рис.4) родился в семье офицера, воспитателяНижегородского кадетского корпуса в 1887 году. Отец умер рано, и по его стопам Нестеров отправился в кадетский корпус, который окончил с отличием, затем окончил и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Но его увлекало не только военное дело, интересы были разнообразны: музыка, рисование, черчение, физика, математика, а так же — книги.
Рис. 4.Петр Николаевич Нестеров.
Выпускник училища мог построить хорошую карьеру в европейской части России, однако, он отправился на Дальний Восток, чтобы получить возможность жениться на Надежде Рафаиловне Галицкой, которая стала ему поистине надежным тылом. Нестеров разительно отличался от офицеров Владивостока, да и, наверно, царской России: ценил уважение к нему, а не страх перед чином.
Ненадолго он был прикомандирован к Владивостокской воздухоплавательной роте, после чего переведен во Владикавказ по состоянию здоровья. Сам Нестеров вспоминал: «Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... Меня не приводили в восторг происходившие в России и за границей полеты, ибо я считал их до крайности несовершенными и не чувствовал в них победы гордого духа над косной материей. Наоборот, в этих полетах меня не удовлетворяла рабская зависимость пилота от капризов стихии... Поэтому я поставил себе задачей построить такой аэроплан, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и который всецело подчинялся бы воле пилота... Только тогда авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества...». Однако проект Нестерова был отклонен главным инженерным управлением.
В 1911-м, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Петр Николаевич вместе с Петром Соколовым, учеником Жуковского, построили планер, который успешно запустили с помощью лошади. Тогда жебыл разработан проект второго самолета с новой системой управления,его постигла участь предыдущего.
Чтобы доказать возможность воплощения своих «выдумок»в реальность, конструктор стал летчиком.В октябре 1911 года Нестеров поступил в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, где за 11 месяцев достиг многого.Его идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о «мертвой петле», считали сумасбродством. Но любому прорыву летчика экспериментатора предшествовала долгая работа и точный расчет: «Прежде чем яне изучу машину, летать не буду».
Изучить машину он требовал и солдат авиационного отряда в Киеве, куда в мае 1913-го Нестеров был назначен. Нестеров отмечал особую необходимость развития авиации для военных целей, в частности полеты в группе и полеты на дальние расстояния. Один из таких перелетов был рекордным — за один день от Киева до Гатчины (18 часов, из которых 8 — в воздухе).
Нестеров считал, что «фигурные полеты — это основа мастерства». Только освоив их, летчик сможет не опасаться непредвиденных ситуаций.
Петр Николаевич доказал возможность вертикального переворота сначала теоретически, и уже потом проверил эту гипотезу на практике. Все лето Нестеров тренировался в совершенствовании пилотирования, отрабатывал крутые виражи, готовясь осуществить вертикальный полет замкнутым кругом – так называемую «мертвую петлю». В исторический день – 9 сентября 1913 года, в 18 часов 10 минут, над Сырецким военным аэродромом Киевапоручик Нестеров на новеньком самолете «Ньюпор-ІV»(рис.5) производства московского завода «Дукс» (в 1941 году завод эвакуирован в Самару по приказу№ 705с от 17.07.1941 г. ), с двигателем мощностью 70 лошадиных сил, поднялся над Сырецким военным аэродромом и на глазах многочисленных зрителей впервые в мире выполнил знаменитую «мёртвую петлю», которая со временем стала называться «петлей Нестерова».
Рис.5. П.Н. Нестеров рядом с самолётом.
Что интересно Нестерова за «мёртвую петлю» чуть было не посадили под арест «...за риск казенным имуществом». А командование запретило лётчикам применять тактическую новинку ни в показательных выступлениях, ни в учебном процессе. Даже в поздравительной телеграмме Нестерову рекомендовали не повторять «мертвую петлю».
Данное событие широко освещалось в российской и зарубежной прессе. «Сегодня в 6 часов вечера военный лётчик 3-й авиационной роты Нестеров в присутствии других лётчиков, врача ипосторонней публики сделал на «Ньюпоре» на высоте 600 м «мёртвую петлю», – говорилось в официальной телеграмме в газету «Вечернее время» 27 августа 1913 г.
А через два дня газета «Киевлянин» писала: «27 августа на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный лётчик поручик Нестеров на «Ньюпоре», постройки русского з-да «Дукс», сделал «мёртвую петлю».
«4 сентября 1913 года Нестеров сделал описание полёта с выполнением «мёртвой петли» в парижской газете «Manit».
Мнение профессионалов по поводу выполнения данной фигуры разделились. Одни считали это безрассудством, другие открытием в авиации.
За выполнение данной фигуры П.Н. Нестеров был удостоен золотой медали за «Первое в мире удачное решение с риском для жизни вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах».
Фактически исполнение мёртвой петли явилось основой для возникновения высшего пилотажа.
Долгое время в обществе шли дискуссии по поводу «пальмы первенства» в высшем пилотаже французу А.Пегу или П. Нестерову. Но 31 марта 1914 года русский пилот окончательно развеивает все сомнения, и повторяет петлю, увеличив радиус, при котором бы сохранялась центробежная сила, и самолет оставался бы управляемым. Великий летчик и конструктор считал, что его петля должна быть включена в обязательную программу обучения. «Мертвая петля» стала живой, как и мечтал герой, и теперь носит его имя.
Нестеров практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде «ласточкина хвоста», мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолетов. Но в июне 1914 года началась Великая война… Нестеров мечтал уйти в отставку, а пришлось лететь на фронт — сначала в Радзивилов, а вскоре — в Жолкву.
Он стал одним из первых, кто произвел бомбардировку артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.В начале войны самолеты применялись в основном для разведки и не были оснащены пулеметами. Пилоты либо стреляли друг в друга из револьверов, либо поднимались выше и сбрасывали бомбы. “Вороны, а не ястребы!” – так отзывался Нестеров о российских боевых самолетах.
Над нашей армией появлялись австрийские аэропланы. 25-го августа появились три таких аэроплана, при чем с одного была брошена фитильная бомба. Вдогонку полетел Нестеров, но его мотор давал перебой, и австрийцы улетели. 26-го августа неприятельские аэропланы вновь появились. Нестерову приказали готовиться. Заработал пропеллер. Герой-летчик взвился на высоту 2000 метров. Стоявшие внизу вскоре увидели, что Нестеров пронесся высоко над австрийским аэропланом. Поравнявшись с ним, Нестеров с большой высоты обрушился на аппарат неприятеля, направив свой аэроплан вертикально носом вниз(рис.6).
Рис.6. Схема тарана Нестерова.
Наблюдавшие с замиранием сердца ожидали результата столкновения. Нестеров мастерски пронесся и при помощи шасси своего самолета подсек австрийский «Альбатрос». Последний опрокинулся и стремительно стал падать на землю. «Моран»(рис.7). Нестерова пронесся дальше. Затем спиралью он стал опускаться к земле. Вырвался вздох облегчения - значит, Нестеров жив, но в тот же момент аппарат Нестерова резко качнуло, и он стал стремительно падать вниз, обгоняя по быстроте падения неприятельский аэроплан. На лету из аппарата Нестерова выпала человеческая фигура. Все перемешалось, ударилось о землю. Рис.8.
Рис.7. Самолет «Моран-G».
Рис.8. Место крушения самолёта «Альбатрос».
Подбежавшим представилась такая картина: мотор аппарата Нестерова, сорвавшись с петель, глубоко врезался в землю. Повозка и крылья отброшены в другую сторону, в средине же лежал мертвый русский герой.
Толчок от столкновения был столь силен, что Нестерова качнуло. Он страшно ударился спиной о сиденье своего аппарата и переломил позвонок. Смерть наступила мгновенно. Самолет же механически продолжал совершать данное ему направление спуска. При падении труп Нестерова получил лишь незначительное повреждение. Место падения—болотистое, с зыбкой почвой.
Через 7 месяцев после гибели Нестерова его идею осуществил российский летчик Козаков: применив воздушный таран, он поразил противника и благополучно вернулся на аэродром. А во
время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 успешных таранов.
За свой подвиг штабс-капитан Нестеров был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4 степени. Городок Жолква, под которым был совершен первый авиационный таран, до 1992 года носил имя Нестерова.
Имя Нестерова золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.
В 1961 году именем лётчика названа улица в Москве (улица Пилота Нестерова). Также его именем были названы улицы и переулки в разных городах: Санкт-Петербурге, Гатчине, Минске и Нижнем Новгороде.
В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок имени П. Н. Нестерова.
Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года № 442 в системе государственных наград России учреждена медаль Нестерова.
Установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде, бюст в Казани.
Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.
В честь столетия исполнения Нестеровым “мертвой петли” национальным банком Украины выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен.
Память о П. Н. Нестерове хранят и в тех краях, где он совершил свой последний подвиг. Вскоре на месте последнего боя Петра Николаевича близ города Жолква Львовской области был сооружен монумент, а сам городок переименован в Нестеров. В 1980 году тут построили Мемориальный музей Нестерова, а на родине, в Нижнем Новгороде, воздвигли памятник. Увы, в годы становления независимости Украины местные ультраправые политики вернули районному центру, более полувека носившему имя Нестерова, прежнее название. Правнук авиатора Алексей Петров согласен с таким решением. Он считает, что называть именем одного человека целый, пусть даже маленький город - несправедливо. Сейчас - это сплошные руины, позорная страница новейшей украинской истории.
III.От Нестерова до современности.
История человечества измеряется эпохами, эрами, веками. Но вот когда они рождаются, в какое мгновение, определить бывает непросто, а то и вовсе невозможно. Эре высшего пилотажа повезло: известен не только день ее начала – 9 сентября 1913 года, но и время рождения – менее десяти секунд.
Несмотря на то, что высший пилотаж в России набирает популярность, военное командование не считает возможным его применение в военных целях. Но вопреки их мнению высший пилотаж стал предметом исследования российских летчиков-спортсменов. Получив в Европе (преимущественно во Франции) его первичные азы, они выступили активными проводниками воздушной акробатики в небе России. Первыми виртуозами пилотажа стали авиаторы: A.M. Габер-Влынский, Т.Н. Ефимов, Х.Н. Славороссов, Е.Р. Шпицберг, А.Е. Раевский и др.
Весной 1914 г. первым в нашей стране весь комплекс высшего пилотажа продемонстрировал вернувшийся из Парижа A.M. Габер-Влынский. Он вторым после Нестерова выполнил третью по счету в России «мёртвую петлю». 21 апреля, находясь в Харькове, отважный лётчик на высоте 300 м сделал подряд в воздухе 3 «мёртвые петли». Через несколько дней на Ходынском поле в Москве Габер-Влынский в два приема совершил 15 петель.
«Мёртвая петля» буквально завораживала российское общество, и у нее появилось много почитателей. 16 мая в Москве свою петлю показал летчик А.А. Васильев. После первой же петли, следующую он сделал уже спассажиркой С.Г. Поповой. Рис.9.
$IMAGE9$
Рис.9. А.А. Васильев исполняет элемент с пассажиркой.
|
Вместе с тем всё чаще стали раздаваться голоса о необходимости ограничения воздушной акробатики, так как она стремительно превращалась в орудие желаний толпы зрителей, настойчиво требующей от лётчиков всё новых безумных фигур, сопряженных часто со смертельным риском.
Вскоре мастера пилотирования переориентировались на решение военных задач(продолжительность перелёта, разведка, приближение к противнику и так далее), где приоритет отдавался уже искусству ведения воздушного боя.
«Мёртвая петля» создала базу для многих фигур высшего пилотажа.
Петля Нестерова выполняется не только на самолётах, но и на вертолётах. Первым вертолётом, на котором выполнили этот маневр, был Ка-50. Конструкция машины позволяет выполнять полную петлю на 360 градусов. Однако такой маневр является достаточно рискованным ввиду того, что несущие лопасти аппарата могут схлестнуться. Поэтому на авиашоу выполняется так называемая «косая петля». В этом случае траектория движения вертолета лежит не в вертикальной плоскости, а немного наклоненной по отношению к горизонту. Рис.10
Рис.10. Петля Нестерова на вертолёте.
Кубинская восьмёрка . Основу этого маневра составляют «мертвая» петля и бочка. Рис.11.
Рис.11. Элемент высшего пилотажа кубинская восьмёрка.
Косая петля - это то же, что и «мёртвая» петля», только под углом к вертикали. Рис.12.
Рис.12. Элемент высшего пилотажа косая петля.
Существует еще одна фигура высшего пилотажа, похожая на петлю Нестерова. Этот элемент носит название Чакра Фролова.Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.
Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.Рис.13
Рис.13. Элемент высшего пилотажа Чакра Фролова.
|
Также принцип «мёртвой петли» применяется не только в авиации, но и в спорте. Петля Корбут- один из сложнейших элементов в гимнастике. Назван в честь Ольги Корбут, исполнившей данный элемент. В настоящее время запрещен на официальных соревнованиях из-за определенных изменений в правилах исполнения элементов и большого риска травмоопасности. Рис.14.
Рис.14. Фрагмент из выступления на Олимпийская играх в 1972г.
Петля Нестерова может выполняться не только в воздухе, но и на земле. Так, для того чтобы автомобиль выполнил оборот на 360 градусов в вертикальной плоскости необходимо построить специальный трек. При достаточной скорости машина легко проходит наивысшую точку кольца. То же касается и мотоциклов. Такие трюки достаточно часто встречаются в различных цирковых и развлекательных мотошоу. Рис.15
Рис.15. Наземная «мёртвая петля».
«Мёртвая петля» с реактивным ранцем.
Швейцарец Ив Росси, больше известный как Человек-ракета, совершил очередной подвиг. Используя новую модификацию своего монокрыла, он выполнил две «мёртвые петли».Он прыгнул с управляемого воздушного шара, находящегося на высоте 2 тыс. 400 м, и в течение 18 минут показывал чудеса пилотажа, после чего приземлился, применив парашют.
- Исследовательская часть
Гипотеза эксперимента: в наивысшей точке петли опора не требуется.
Ход работы:
- Изучение движения шарика по целой конструкции.
- Изучение движения шарика по конструкции, с недостающими полозьями верхней части петли.
Вывод: в верхней точке петли опора не требуется, так как центробежная сила равна силе тяжести.
Заключение.
Изучив историю возникновения и развития «мёртвой петли» и проведя эксперименты, я выполнила поставленные в работе задачи. Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются отечественной авиацией. Данную историко-исследовательскую работу можно использовать как наглядное пособие на уроках истории и физики. Результаты исследования заставили меня задуматься о многогранном применении «мёртвой петли» в разных сферах деятельности. В дальнейшем я планирую продолжить исследование и глубже изучить теорию.
|