Ф.И.О. Кузьминова Анастасия Олеговна
Возраст: 16 лет
Место учёбы: г. Вологда, МОУ «Гимназия №2»
Город: Вологда
Руководитель: Кузьминов Олег Александрович
Историко-исследовательская работа по теме:
Аэростаты в военных действиях: от прошлого к будущему
План:
1. Введение
2. Цели и задачи работы
3. История применения привязных аэростатов военных действиях
3. 1. Первые опыты боевого применения.
3. 2. Привязные аэростаты в Русско-японской войне.
3. 3. Использование аэростатов в 1-й Мировой войне.
3. 4. Привязные аэростаты во 2-й Мировой войне.
3. 5. Общий вывод на основе анализа истории.
4. Применение аэростатов для решения боевых задач на современном этапе
4.1. Научно-технические достижения, определившие возможность боевого применения аэростатов в современных условиях
4. 2. Современные боевые привязные аэростаты
5. Возможные перспективы военного применения аэростатов в будущем
6. Заключение и выводы
7. Источники информации
1. Введение
История освоения человеком «воздушного океана» полна интересных и разнообразных открытий и достижений. Одним из первых масштабных открытий стало появление воздушного шара (аэростата). Понятие «аэростат» возникло в результате слияния двух слов «aer» - воздух и «statos» - стоящий, неподвижный.
Аэростат – летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа (водород, гелий, тёплый воздух), имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. Аэростаты подразделяются на свободные, привязные, управляемые (дирижабли). Свободные аэростаты перемещаются в горизонтальном направлении в зависимости от воздушных течений. Они могут иметь устройства для регулирования высоты подъема, скорости взлёта и спуска. Разновидностью свободных аэростатов являются стратостаты, предназначенные для полетов в стратосферу. Привязные аэростаты удерживаются закрепленными на земле тросами, которые позволяют регулировать высоту их подъема. Дирижабль отличается от других наличием одного или нескольких двигателей, создающих тягу для горизонтального полета. Как правило, понятие «аэростат» используется применительно к свободным и привязным аэростатам.
После первых полетов уже в 18 веке аэростаты начали применяться в научных и военных целях. А в 19 веке во многих военных действиях аэростаты достаточно активно применялись для разведки, корректировки огня артиллерии, бомбардировки, связи и агитации. Максимальное военное использование аэростатов было достигнуто в 20 веке. После 2-ой Мировой войны основное внимание было уделено развитию и боевому применению авиации и ракетной техники, поэтому интерес к военным аэростатам практически исчез. Только в конце 20 – начале 21 века новые технологии и изменения характера военных угроз стимулировали новые взгляды и подходы к использованию аэростатов в современных и будущих военных действиях. В ряде ведущих стран ведутся работы по созданию аэростатических систем и комплексов, способных эффективно решать военные задачи. Некоторые из них уже активно применяются на практике.
Из всех типов аэростатов самую богатую историю и, возможно, наиболее широкие перспективы боевого применения имеют привязные. Это обстоятельство определило направление исследовательской работы.
2. Цель и задачи работы
Цель:
Дать ответ на вопрос «Есть ли будущее у военного применения аэростатов?».
Задачи:
- анализ истории применения привязных аэростатов в военных действиях;
- изучение научно-технических достижений в области создания аэростатов;
- обзор состояния разработок современных военных комплексов;
- определение перспективных возможных задач, решаемых аэростатами в будущем.
3. История применения привязных аэростатов военных действиях
3.1. Первые опыты боевого применения
Всего через 10 лет после первого полета человека на воздушном шаре, 4 июля 1793 г. на заседании Национального конвента в Париже учёные предложили применять воздушные шары в военном деле. Конвент одобрил идею, назначив главным «аэростьером» 45-летнего Жана Кутеля. Дебют на поле боя привязного воздушного шара, с которого Ж.Кутель вел разведку, состоялся в 1793 г. у Валенсии. Год спустя в битвах с австрийцами при Мобеже и Флерюсе французы применили для разведки мест сосредоточения противника и корректировки огня артиллерии привязные монгольфьеры с «аэростьерами», поднятые на высоту 350 - 400 м.
Первое военное применение привязного воздушного шара в битве при Флерюсе (1794).
С современной гравюры
Французский генерал Журдан писал, что без них «было бы весьма трудно заметить передвижение австрийцев из-за сильно пересеченной местности. Битвы были выиграны из корзины воздушного шара...».
В ХIХ веке привязные аэростаты и широко применялись для разведки и корректировки огня артиллерии в 1870-1871 г.г. Германией при осаде городов Париж и Мец, а также 1862 г. северянами во время гражданской войны в США при осаде г. Ричмонд. Причем в этом случае при помощи двух привязных шаров была также организована телеграфная связь с войсками. Привязные шары применялись в период военных действий в Китае в 1884 г. и Абиссинии в 1887 г.
Успеху военного применения привязных аэростатов способствовала их неуязвимость для противника и возможность наблюдения с них больших площадей.
Интересно отметить, что делались также попытки использовать аэростаты другой, нежели привязные, конструкции для бомбардировки позиций противника. Так, в 1812 г. в России немецким механиком Леппихом по указанию Александра I предпринята попытка создать управляемый пилотируемый военный аэростат.
Леппих обещал изготовить 50 таких аэростатов, с которых на войска Наполеона должны были сбрасываться ящики с порохом. В августе 1812 г. М.И.Кутузов запрашивал: «Можно ли им <аэростатом> будет воспользоваться…, и как его употребить удобнее». Но, истратив огромную по тем временам сумму свыше 150 000 рублей, Леппих потерпел полное фиаско и был выдворен из России. Первое массированное применение воздушных шаров для бомбометания было предпринято австрийцами в 1849 г. при осаде Венеции. В сторону города запускались свободно летящие монгольфьеры с подвешенной бомбой.
Налет австрийских воздушных шаров на Венецию
Сбрасывание бомбы производилось после сгорания шнура, удерживающего подвеску бомбы, в момент предполагаемого нахождения шара над городом.
Несмотря на применение большого количества шаров, такое бомбометания оказались малоэффективными из-за полной зависимости движения шаров от ветра, неточности времени сброса бомб и их малой мощности. Поэтому военное применение свободно летящих аэростатов ограничилось разбрасыванием листовок над территорией противника.
Нужно отметить, что во второй половине XIX века было много сделано в области совершенствования организации и технического оснащения военного воздухоплавания. Например, 1869 г. в Военном министерстве России образуется «Комиссия по применению аэростатов для военных целей», способствовавшая закупке, вооружению и боевому применению аэростатов. А в 1885 г. в С.-Петербурге создается отдельная специальная воинская часть под названием «Кадр военных воздухоплавателей» под командованием поручика А.М. Кованько, переформированная в 1890 г. в Учебный воздухоплавательный парк.
Важным техническим достижением явилось создание в Англии 1885 г. профессором Д. Арчибальдом первого типа«змейкового» аэростата. В его устройстве использовался принцип поддержания устойчивого положения в воздухе, как у воздушного змея, за счет взаимодействия скоростного напора воздуха с оболочкой. В 1893 г. в Германии капитан А. Парсеваль разработал более совершенную конструкцию такого аэростата с удлиненным корпусом, позволявшим вести наблюдения при скоростях ветра до 15-17 м/с на высоте до 1 км. В 1896 г. змейковые аэростаты были приняты на вооружение Германской армии, а впоследствии и армий других стран.
Существенное ускорение и упрощение наполнения оболочки аэростатов, что важно в боевых условиях, стало возможным благодаря использованию с конца XIX века стальных баллонов для хранения и перевозки водорода под давлением 120 атмосфер.
Выводы по разделу
Анализируя военное применение привязных аэростатов в период 18-19 веков, можно сделать следующие выводы:
1) Практически сразу после появления привязных аэростатов они стали использоваться в военных действиях.
2) Аэростаты в боевых условиях подтвердили свою эффективность при наблюдении и корректировке огня артиллерии на поле боя.
3) Созданы первые воздухоплавательные части и специальные органы в составе военных министерств разных стран, призванные руководить военным применением аэростатов.
4) Были сделаны важные изобретения, которые способствовали повышению эффективности использования аэростатов.
5) Налажена организация светотелеграфной связи между войсками с помощью аэростатов.
3.2. Привязные аэростаты в Русско-японской войне
Русско-японская война 1904-1905 г.г. была первым крупным военным конфликтом, в котором привязные аэростаты широко применялись в полевых условиях, при защите крепости и на море.
22 марта 1904 г. Император Николай II «… повелел для Маньчжурской армии сформировать Сибирскую воздухоплавательную роту в составе 5 офицеров, 193 нижних чинов, 138 лошадей с имуществом…». 12 июля 1904 г. в районе деревни Гуцзяцы состоялся первый в истории русского военного воздухоплавания боевой подъем привязного аэростата на фронте.
Прибытие воздушного шара на позиции у Гуцзяцы
В октябре 1904 г. рота была развернута в 1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон под командованием А.М.Кованько.
Полковник А.М. Кованько , (1904 г.)
Он вел воздушное наблюдение, в том числе и ночью, корректировку огня своих батарей, а также уточнение крайне неверно составленных топографических карт районов боевых действий. По оценке командования, его деятельность «понравилась настолько, что <…> не только штабы всех 3-х армий, но и штабы корпусов умоляют о присылке им шаров». Для расширения боевого применения аэростатов были сформированы еще два Восточно-Сибирских полевых воздухоплавательных батальона, оснащенных змейковыми аэростатами. Применялись привязные аэростаты русскими военными моряками и при осаде японцами крепости Порт-Артур.
Русский аэростат в сражении за Порт-Артур
(обложка журнала Le Petit Parisien, 1904 г.)
Японцы также применяли аэростаты, в том числе при осаде Порт-Артура, обеспечив успех артиллерийского обстрела русского броненосца "Ретвизан" в 1904 г.
Японский шар под Порт-Артуром
В 1905 г. впервые в мире аэростаты были применены на флоте в боевой обстановке при походе крейсеров «Громобой» и «Россия», На борту «России» было 4 змейковых аэростата. Аэростаты должны были помочь в своевременном обнаружении коммерческих судов для их перехвата и боевых кораблей противника.
В ходе похода с помощью аэростатов было обнаружено несколько японских шхун, которые были захвачены и отправлены на дно. Кроме этого, аэростаты использовались для ориентации в тумане.
Крейсер «Россия» (1905г.)
На основании боевого опыта в июле 1905 г. в войска направлены первые «правила для наиболее успешной работы воздушных шаров».
Боевое применение привязных аэростатов в Маньчжурии в Русско-японскую войну 1904–1905 г.г. оказала большое позитивное влияние на дальнейшее развитие военного воздухоплавания в России.
Уже в 1906 г. были проведены большие работы по формированию новых воздухоплавательных частей, их техническому оснащению, в том числе обеспечению змейковыми аэростатами русского производства. На это была израсходована огромная по тем временам сумма - около 1.27 млн рублей (т.е. примерно 1.5 млрд рублей в ценах 2016 г.).
Выводы по разделу
В Русско-японской войне:
1) Осуществлено первое масштабное применение привязных аэростатов в военных действиях.
2) Впервые достаточно широко применялись аэростаты нового поколения – «змейковые».
3) Сформированы подготовленные и технически оснащенные специальные регулярные воздухоплавательные части, вошедшие в состав сухопутной армии и флота.
4) Подтверждена эффективность применения аэростатов для решения различных боевых задач в полевых условиях и при осаде крепостей, в том числе: уточнения топографических карт районов боевых действий, корректировки огня артиллерии, разведки позиций войск противника.
5) Установлена возможность использования аэростатов для ночного наблюдения и разведки.
6) Установлена возможность применения аэростатов на военных кораблях в открытом море для наблюдения и поиска судов противника, а также для ориентировки в сложных метеоусловиях.
7) Впервые создана методика военного применения аэростатов.
3.3. Использование аэростатов в 1-й Мировой войне
Перед началом 1-й Мировой войны 1914-1918 г.г. практически все воющие стороны обладали военными воздухоплавательными частями и имели на вооружении привязные аэростаты нового поколения – змейковые в качестве основного средства воздушного наблюдения. Например, русская армия имела 11 воздухоплавательных рот и одно отделение, в составе которых было 15 дирижаблей и 46 привязных аэростатов.
Мобильные воздухоплавательные подразделения были оснащены устройствами для получения водорода в полевых условиях или баллонами со сжатым водородом для наполнения аэростатов, подъем и спуск аэростатов со скоростью до 6 м/с производился лебедками при высоте подъема до 2500 м.
Наземное воздухоплавательное оборудование русских войск
Главными задачами применения привязных аэростатов в 1-й Мировой войне являлись разведка позиций и перемещений войск противника при совместной работе с артиллерией на расстоянии 7-9 км от батарей противника. Например, на Восточном фронте в октябре 1915 г. во время боев в Галиции русские войска одержали не одну победу, используя аэростаты для разведки и корректировки огня артиллерии. В 1916 г. активизировалась работа воздухоплавательных частей с привязными аэростатами. Так, под Барановичами в течение двух дней русскими артиллеристами при коррекции огня с аэростатов было подавлено 18 батарей противника.
Стали выставлять для разведки и корректировки свои змейковые аэростаты и немцы, которые до того использовали их только на Западном фронте. Часто происходили артиллерийские дуэли с участием привязных аэростатов с обеих сторон.
Фотоаппарат на немецком аэростате
Оказалось, что боевую работу привязного аэростата не мог заменить самолет. Аэростат, подолгу держась в воздухе, позволял, в отличие от самолета, более или менее непрерывно наблюдать за полем сражения. Наконец, немаловажное значение имела постоянная телефонная связь из корзины аэростата с артиллерийским командованием, чего в силу несовершенства радиосвязи не имел самолет.
Успешное применение аэростатов стимулировало рост их числа. Например, в русской армии количество воздухоплавательных отрядов в 1916-1917 гг. было доведено с 11 до 90, а парк аэростатов вырос до 200 штук.
Находящиеся в воздухе аэростаты практически невозможно было сбить с земли артиллерийским или пулеметным огнем. Но у них появился новый враг – боевые самолеты. Лишенный возможности маневрировать, наполненный легко воспламеняемым водородом привязной аэростат мог стать их добычей. Аэростаты несли потери от пулеметного огня самолетов и от сброса на них с самолетов жидкого фосфора.
Уничтожение аэростата самолетом
Например, в 1916 г. немецкая авиация уничтожила 6 русских аэростатов, а в 1917 г. – уже 41.
Отбиться от атаки самолетов у воздухоплавателей практически не было возможностей, хотя делались попытки борьбы с самолетами с помощью стрелкового оружия, которым оснащались воздухоплаватели.
Для спасения воздухоплавателей к кормовой части оболочки аэростата стали подвешивать полностью вытянутые парашюты. Нужно было бросаться вниз из корзины, оборвав своим весом шнур, привязывающий парашют к оболочке аэростата.
Использование авиации и дирижаблей для бомбардировок с воздуха сделало актуальной задачу противовоздушной обороны. В 1916 г. русский военный инженер Н. В. Фомин предложил использовать привязные аэростаты в качестве средства противовоздушной обороны. Но в то время это предложение не было принято царским военным ведомством.
В западных воюющих армиях для этой цели аэростатами поднимали металлические сети из проволоки. В немецких сетях заграждения, поднятых на высоту 2000 м, в 1917 г. погибло пять французских самолетов.
Французы создали вокруг Парижа своеобразное кольцо из 150 постов для подъема при помощи аэростатов защитных сетей, сбив несколько немецких самолетов. Не имела успеха и попытка атаки французскую столицу при помощи дирижаблей.
При защите Венеции аэростаты заграждения поднимались всего через 20 минут после объявления воздушной тревоги. Именно поэтому с ноября 1917 г. налеты австрийских самолетов на город были прекращены.
Выводы по разделу
Анализируя военное применение аэростатов в период 1-й Мировой войны, можно сделать следующие выводы:
1) Впервые аэростаты стали использоваться для защиты городов от бомбардировочной авиации.
2) Наиболее активно использовались аэростаты нового поколения, которые показали высокую эффективность работы.
3) Было доказано, что привязные аэростаты позволяют решать многие задачи для наблюдения, разведки и корректировки огня артиллерии более эффективно, чем самолеты.
4) В мобильных воздухоплавательных частях появились автомобильные лебедки.
5) Наряду с получением водорода в полевых условиях использовались и баллоны со сжатым водородом для наполнения аэростатов.
6) Основные потери аэростаты несли от военной авиации.
7) Для спасения воздухоплавателей начали использоваться парашюты, прикрепляющиеся к кормовой части оболочки аэростата.
8) В связи с эффективным применением парк аэростатов вырос больше, чем в два раза в армии России.
3.4. Привязные аэростаты во 2-ой Мировой войне
2-ая Мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений, и существенно продвинула применение аэростатов в военном деле. Основным и самым массовым направлением стало использование аэростатов заграждения в системах ПВО для защиты крупных городов, военных баз, исторических объектов, боевых кораблей. Как пример, для защиты Москвы были сформированы 3 дивизии аэростатных войск. На аэростаты заграждения возлагалась защита центральной части Москвы в радиусе около 8 км, а также подступов к ней. При налетах противника поднимались в воздух до 1000 аэростатов одновременно. Всего за годы войны части аэростаты заграждения Московской ПВО произвели около 217 тысяч подъёмов аэростатов.
Аэростаты заграждения использовались для защиты Москвы, Ленинграда и 25 крупных советских городов. Аэростаты эффективно применялись в системе ПВО Лондона не только против немецких самолетов, но и самолетов-снарядов (крылатых ракет) ФАУ-1.
ФАУ-1, сбитый аэростатом заграждения при защите Лондона
Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества.
Для увеличения площади защиты городов и объектов, аэростаты использовали эшелонами. При этом 2 км тросов держал один аэростат, остальные два – другой. Таким образом, аэростаты заграждения поднимали до 4 км, а на дополнительные тросы вывешивали мины. Такая система являлась эффективной защитой системы ПВО.
Наличие аэростатов заграждения в системе ПВО вынуждало самолёты противника летать на больших высотах, что снижало точность бомбардировки. Такие аэростаты применяло большинство воюющих стран, т.к. это являлось эффективной защитой воздушного пространства.
Вторым направлением явилось применение аэростатов наблюдения, на которых поднимались воздухоплаватели. Например, всего за время войны в Красной Армии произведено 19.985 подъемов общей продолжительностью 20.126 часов. При этом обнаружены:
Артиллерийские батареи
|
4.617
|
Танковые колонны
|
155
|
Подразделения пехоты
|
506
|
Такие аэростаты использовались на всех фронтах и доказали свою эффективность и необходимость, в том числе и на самом последнем этапе войне – во время боев за Берлин. При этом было потеряно всего 110 аэростатов наблюдения.
Маршал Г.К.Жуков сообщал в Ставку: «…Чтобы зря не сыпать снаряды и мины, фронту необходимо срочно придать воздухоплавательный аэростатный отряд…». На аэростатах поднимались даже высшие командующие Красной Армии для оценки результатов боевых действий.
Маршал К.К. Рокоссовский перед подъемом на аэростате (1945 г.)
Третьим направлением применения привязных аэростатов стала подготовка личного состава воздушно-десантных войск. Прыжки с парашютом с аэростатов позволили упростить и ускорить процесс подготовки по сравнению с прыжками с самолетов.
О массовом использовании аэростатов в Красной Армии свидетельствуют следующие данные. За годы войны в составе Красной Армии было сформировано 3 дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ. В общей сложности насчитывалось около 3 тыс. аэростатных постов и более 50 тыс. человек личного состава, промышленностью Советского Союза было выпущено около 10.000 единиц различных типов привязных аэростатов.
Интересно, что во время 2-ой Мировой войны второй раз за 100 лет и столь же безуспешно были применены свободные аэростаты как средства бомбардировки. В 1944 г. в Японии был налажен выпуск наполняемых водородом аэростатов из бумаги диаметром 10 м с бомбой 15 кг. В сторону США до конца войны было запущено по воздушным течениям около 9000 аэростатов, большинство их пропало. На территорию США упало только 285 бомб, погибло 5 человек и возникло несколько небольших лесных пожаров.
Выводы по разделу
Относительно использования привязных аэростатов во 2-ой Мировой войне можно сделать следующие выводы.
1) Использование аэростатов заграждения в системах ПВО показали высокую эффективность защиты воздушного пространства на малых высотах. При этом впервые была продемонстрирована возможность использования таких аэростатов против крылатых ракет.
2) Несмотря на широкое использование разведывательной авиации, аэростаты наблюдения явились незаменимыми для наблюдения прифронтовой территории.
3) Применение аэростатов для тренировочных прыжков позволило ускорить и упростить подготовку десантных войск.
4) Разрозненные воздухоплавательные роты выросли в отдельный род войск, способный решать многие боевые задачи.
5) Применение свободных аэростатов, как средств бомбардировки, подтвердило полную бесполезность такого способа.
3.5. Общий вывод на основе анализа истории
На основании анализа развития военного применения привязных аэростатов в период 1793 по 1945 г.г. можно сделать следующие выводы:
1) Практически сразу после появления привязных аэростатов они стали использоваться в военных действиях
2) В течение более 100 лет привязные аэростаты являлись единственным средством воздушного наблюдения
3) Во всех крупных военных действиях применялось значительное число привязных аэростатов различного назначения, достигавшее нескольких тысяч единиц.
4) В конце 19го – начале 20го века были достигнуты основные успехи в области создания аэростатов военного назначения, на длительное время определившие эффективность их применения.
5) За весь период исследования аэростаты показали высокую результативность применения в следующих основных направлениях:
* разведка и наблюдение,
* корректировка огня артиллерии,
* защита крупных городов и объектов в составе системы ПВО.
6) Несмотря на противодействие со стороны авиации потери привязных аэростатов наблюдения были незначительными.
7) Аэростаты наблюдения могут эффективно дополнять работу разведывательной авиации.
8) Аэростаты заграждения являются средством защиты не только от авиации, но и от нового вида оружия - маловысотных крылатых ракет.
9) Успеху боевого применения аэростатов способствовало создание специальных воздухоплавательных частей.
4. Применение аэростатов для решения боевых задач на современном этапе
После 2-ой Мировой войны практически все внимание было уделено развитию и применению авиационных, космических и ракетных средств разведки и противовоздушной обороны. Воздухоплавательные части в большинстве стран были расформированы. Последней военной операцией, в которой массово использовались аэростаты заграждения, являлось аэростатное прикрытие Асуанской плотины в Египте во время египетско-израильского противостояния 1968-1970 г.г. в рамках операции Советского Союза по усилению ПВО Египта.
Однако в конце ХХ века привязным аэростатам стало уделяться возрастающее внимание. Этому во многом способствовали достижения в области создания аэростатов с новыми боевыми возможностями.
4.1. Научно-технические достижения, определившие возможность применения аэростатов в современных условиях
К основным научно-техническим достижениям в области создания современных привязных аэростатов относятся:
- разработка новых, более прочных и радиопрозрачных синтетических материалов для оболочек, что позволяет создавать аэростаты больших размеров, малозаметные для радаров противника;
- использование автоматических систем поддержания избыточного давления в оболочках аэростатов, обеспечивающих существенное увеличения диапазона рабочих высот, температур и предельных скоростей ветра для привязных аэростатов;
- создание комбинированных привязных тросов, которые включают силовые электрокабели для электропитания оборудования аэростата, а также кабели для бортовых систем управления и передачи данных;
- разработка высокоэффективных бортовых радиоэлектронных, оптических систем и устройств передачи данных, позволяющих повысить боевые возможности аэростатов;
- использование нейтрального негорючего газа гелия для наполнения оболочек.
4.2. Современные боевые привязные аэростаты
К настоящему времени достигнуты определенные успехи в области создания и применения боевых привязных аэростатов, предназначенных для решения различных задач в современных условиях военных действий. К числу первоочередных задач относятся разведка и наблюдение районов боевых действий, функционирование в составе систем противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО), обеспечение связи. Успехи в этих направлениях достигнуты в ряде стран.
Например, в Израиле созданы аэростаты "Статус", способные работать на высоте до 6 тыс. м и пригодные для использования в качестве носителей аппаратуры ПРО. Они поступают в ВВС-ПВО с середины 1990- х гг. и развернуты у северных и южных границ страны.
В США еще в 1996 г. Пентагон создал объединенное управление по аэростатам, в которое вошли представители армии, ВМС и ВВС. По контракту с этим управлением компания Raytheon разработала высотную аэростатную систему JLENS для обнаружения и защиты от крылатых ракет, состоящей из двух 74-метровых привязных, заправленных гелием аэростатов DT-1, управляемых и контролируемых с наземных мобильных платформ.
Высотная аэростатная система JLENS
Они оснащены радиолокационными станциями, имеющими обзор 360 градусов. Аэростаты работают на высоте 3000-5000 м, и могут находиться до 30 суток в воздухе. Радар, размещенный отдельно под аэростатом, предназначен для обнаружения целей на расстоянии от 550 км. Второй аэростат служит для наведения средств поражения. Аэростаты имеют связь с другими системами наблюдения и управления. Также они оснащены высокоточными навигационными системами, работающими совместно со спутниками. В настоящее время успешно произведены испытания аэростатной системы совместно с армейским зенитно-ракетным комплексом Patriot, с корабельным ЗРК большой дальности SM-6 и с истребителем F-15E. Также проходят испытания аэростатов в составе военно-морских кораблей.
Система постоянного обнаружения угроз PTDS, созданная компанией Lockheed Martin, имеет на своем счету более чем миллион рабочих часов. Она поддерживала войска в Ираке и Афганистане с 2007 года, помогая войскам отслеживать противника. Изготовлено 66 систем, состоящих из аэростатов, сенсоров и наземных станций. Аэростат может неделями висеть в воздухе, имеет длину 35 метров, может поднять груз массой 500 кг на рабочую высоту 1500 метров. Он связан с подвижным причалом тросом, который также включает оптоволоконный кабель и силовой кабель.
Бортовое оборудование аэростата системы PTDS
В России основные работы в области воздухоплавательной техники, в том числе военного назначения, ведутся в Долгопрудненском КБ автоматики (ДКБА) и в НПО «Авгур». Так, в ДКБА разработан и проходит государственные испытания многоцелевой аэростатический комплекс «Пересвет», в котором применен привязной аэростат объемом 3 тыс. куб. м на кабель-тросе, способный подниматься на высоту 3,5 км, и способный нести полезную нагрузку 3 т. Мощность оборудования может составлять до 5 кВт.
Современный российский привязной аэростат "Пересвет"
В НПО «Авгур» созданы привязные аэростатные комплексы (ПАК) «Ягуар» и «Пума». Например, аэростат «Ягуар» имеет следующие характеристики: объем составляет 8900 куб. м, грузоподъемность – 1,7 т, высота подъема до 5 км, длительность полета до 30 суток. Аэростат может выдерживать ураганные ветра и использоваться в любой климатической зоне.
Аэростат "Ягуар"
ПАК «Ягуар» предназначен для решения следующих задач: - эффективного контроля территории радиусом до 240 км; - обнаружения, распознавания и сопровождения наземных, морских и воздушных целей; - передачи и ретрансляции сигналов; - электронной разведки, радиоэлектронной борьбы; - охраны границ и военных/гражданских объектов большой площади.
Аэростат комплекса способен нести в качестве полезной нагрузки широкий спектр оборудования, в том числе радары, гиростабилизированные оптико-электронные системы, средства связи, средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.
В настоящее время привязные аэростаты находят практическое применение в ВКС России. Например, в Сирии они осуществляли охрану и оборону авиационной базы Хмеймим. Информация оперативно поступала с аэростата непосредственно в Центр Национальной Обороны в г. Москва. По данным СМИ, аэростаты применялись в Пальмире также для блокировки радиоуправляемых боеприпасов.
Эксплуатация и испытания показали, что аэростатные комплексы по сравнению с аналогичными комплексами на самолетах экономичнее в 5-7 раз.
5.Возможные перспективы военного применения аэростатов в будущем
Опыт создания и применения современных привязных аэростатов военного назначения, тенденции развития их бортовых средств и систем показывают соответствие потенциальных возможностей таких аэростатов характеру будущих боевых действий в условиях новых угроз.
Задачи, которые могут быть решены перспективными военными аэростатами:
- дальнее радиолокационное обнаружение (ДРЛО) в системах противовоздушной и противоракетной обороны, в том числе в целях борьбы с низколетящими крылатыми ракетами;
- мониторинг воздушного пространства и территорий;
- обеспечение коммуникации и связи;
- охрана сухопутных и морских границ;
- разведывательное обеспечение;
- размещение различных видов вооружения.
Например, аэростатные комплексы ДРЛО имеют следующие преимущества по сравнению с самолетами аналогичного назначения:
- способность многодневного нахождения в воздухе в заданной точке воздушного пространства, что позволяет обеспечить постоянный контроль наземных и воздушных объектов;
- более дешевая эксплуатация;
- мобильность в использовании;
- не требуется дорогостоящая наземная инфраструктура;
- высокая помехоустойчивость передачи информации с помощью кабельных линий;
- малозаметность.
Для России перспективным является использование таких комплексов в суровых условиях Арктики, где их разворачивание гораздо проще, быстрее и дешевле по сравнению с наземными стационарными комплексами.
Другая перспективная область – оперативное обеспечение передачи и ретрансляции сигналов в интересах различных военных структур и объектов. Ведь, например, находящийся на высоте 4 км аэростат может обеспечить связь на территории нескольких тысяч квадратных километров. Учитывая ремонтопригодность аэростатных комплексов, обсуждаются возможность их использования в определенных условиях как альтернативы спутникам связи, особенно в приполярных районах.
Одним из перспективных средств, обеспечивающих длительное функционирование полезной нагрузки на определенной высоте, являются крупные привязные аэростатные комплексы (ПАК), аналогичные рассмотренным выше современным аэростатам.
Их достоинства:
- большая грузоподъемность;
- устойчивость к повреждениям;
- большая дальность обнаружения целей.
- способность размещения на борту большого комплекса радиоэлектронных и лазерных средств вооружения.
Другим перспективным типом ПАК считаются малогабаритные мобильные комплексы, которые могут быстро перемещаться и развертываться для решения тактических боевых задач, в основном разведывательного характера.
Аэростат Skystar-180
Одним из прототипов такого комплекса является израильский малый разведывательный аэростат SkyStar 180. Он может поднять до 6,5 кг на высоту около 300 метров. Он готовится к запуску с небольшого прицепа в течение 15 минут группой из двух человек и может работать в течение трех дней.
По данным СМИ, в России ДКБА ведет разработку малогабаритного аэростатного комплекса модульного типа на базе аэростата ЭМАК.
Аэростат ЭМАК
В состав комплекса, исходя из поставленной задачи, может быть включен аэростат тактической группы с объемом оболочки от 60 до 200 куб.м. В качестве полезной нагрузки, в частности, могут устанавливаться портативные видеокамеры, радиолокационные, лазерные, радиационные, тепловизионные и электронно-оптические приборы, другое специальное оборудование.
Важным показателем перспективности военных аэростатных комплексов различных типов и назначения является принятие Министерством обороны РФ концепции развития воздухоплавательной техники: дирижаблей, аэростатов и воздушных шаров до 2025 года. Под эту задачу в Воздушно-космических силах будет возрожден отдел «воздухоплавания» (газета «Известия», июнь 2016г.).
6. Заключение и выводы
Проведенное в работе исследование показало, что на протяжении всего многолетнего периода своего использования в военных конфликтах различного масштаба, привязные аэростаты доказали свою эффективность при решении задач разведки, наблюдения, а также противовоздушной обороны. Научно-технические достижения второй половины ХХ века и ХХI века способствуют созданию привязных аэростатов с новыми функциональными и эксплуатационными возможностями, соответствующими характеру настоящих и будущих военных угроз. Исследовательские и конструкторские работы в этом направлении ведутся во многих странах и их масштабы увеличиваются. А военные ведомства уделяют все большее внимание вопросам боевого применения привязных аэростатов.
Таким образом, проведенное исследование дает основание дать положительный ответ на вопрос «Есть ли будущее у военного применения аэростатов?».
7. Источники информации
В списке фигурируют лишь основные источники в связи с ограничением объема работы.
1) Аэростаты заграждения на защите московского неба. Вечерняя Москва. Портал городских новостей. http://www.nauka-tehnika.com.ua/nt/article/boevye-aerostaty-chast-1, (дата обращения: 17.10.2016);
2) Аэростаты заграждения против крылатых ракет V-1. http://airships.narod.ru/v_1/v_1.html, (дата обращения: 09.12.2016);
3) Аэростаты над Ленинградом. Химия и жизнь. Научно-популярный журнал Академии Наук СССР. http://vivovoco.astronet.ru/VV/MISC/2/AERO.HTM, (дата обращения: 14.09.2016);
4) Аэростатные системы сегодня. Военные материалы. http://warfiles.ru/show-39881-aerostatnye-sistemy-segodnya.html, (дата обращения: 5.09.2016);
5) Аэростаты СССР. Всё о Второй Мировой войне. http://vseovtoroymirovoy.com/аэростаты-ссср/, (дата обращения: 09.09.2016);
6) Боевая работа воздухоплавателей до 1917 г. , глава из книги, 1989 г. Библиотека. Энциклопедия Долгопрудного. http://www.dolgoprud.org/doc/?book=14&page=464, (дата обращения: 26.10.2016);
7) Воздушное заграждение. Live journal. http://scharapow-w.livejournal.com/30648.html, (дата обращения: 17.11.2016);
8) Воздухоплавательные отряды русских крепостей в Первой Мировой войне. Воздухоплаватель. Издание Федерации воздухоплавания России. http://ballooning-magazine.ru/468, (дата обращения: 17.11.2016);
9) Воздухоплавательные части в Русско-Японской войне. Авиару.ru. http://авиару.рф/aviamuseum/airplanes/rossijskaya-imperiya/aerostaty-nablyudeniya/vozduhoplavatelnye-chasti-v-russko-yaponskoj-vojne/, (дата обращения: 17.10.2016);
10) Минобороны начнет активнее применять аэростаты и дирижабли. Гео-политика. http://geo-politica.info/minoborony-nachnet-aktivnee-primenyat-dirizhabli-i-aerostaty.html, (дата обращения: 23.09.2016);
11) Надувные смертники. Аэростаты заграждения. Мир фантастики. http://old.mirf.ru/Articles/art4754.htm, (дата обращения: 20.11.2016);Недремлющее небесное око. Национальная оборона. http://www.oborona.ru/includes/periodics/armament/2013/1015/151011878/detail.shtml, (дата обращения: 12.12.2016);
12) Немецкий след в истории отечественной авиации. FantasyRead. Соболев Д.А. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Ffanread.ru%2Fbook%2F11500049%2F%3Fpage%3D1, (дата обращения: 01.10.2016);
13) Парящие над планетой. Красная звезда. http://old.redstar.ru/2007/07/18_07/2_03.html#top, (дата обращения: 17.11.2016);
14) Первая Мировая в небе. S.B. Поисково-исторический форум. http://smolbattle.ru/threads/первая-мировая-в-небе-29956/, (дата обращения: 07.10.2016);
15) Первая в мире бомбардировка с летательных аппаратов. Альтернативная история. http://alternathistory.com/pervaya-v-mire-bombardirovka-s-letatelnykh-apparatov, (дата обращения: 17.10.2016);
16) «Пересвет» в конце туннеля. Газета.ru. https://www.gazeta.ru/army/2016/07/07/8377487.shtml#, (дата обращения: 3.09.2016);
17) Привязные аэростаты и их применение. Pentagonus. http://pentagonus.ru/publ/privjaznye_aehrostaty_i_ikh_primenenie/18-1-0-1313, (дата обращения: 01.10.2016);
18) Применение аэростатов в интересах обеспечения военной связи. Military article. http://militaryarticle.ru/nauka-i-voennaya-bezopasnost/2006/11961-primenenie-ajerostatov-v-interesah-obespechenija, (дата обращения: 15.12.2016);
19) Разведывательные аэростаты на вооружения армии США. Военные пенсионеры. За России и ее воздушные силы. http://militariorgucoz.ru/index.php?newsid=16041, (дата обращения: 17.10.2016);
20) Система ПРО взлетит на воздух. Новости ВПК. http://vpk.name/news/158493_teni_nad_tomagavkami.html, (дата обращения: 03.09.2016);
21) Советские военные аэростаты. Ануб.ru. http://anub.ru/09.05.2009/v_zaklyuchenie/, (дата обращения: 27.11.2016);
22) С точки зрения дирижабля. Военное обозрение. https://topwar.ru/68033-s-tochki-zreniya-dirizhablya.html, (дата обращения: 5.09.2016);
23) Страх и ужас. Боевые аэростаты Часть 1. Техника и технологии. Избранные материалы. http://www.nauka-tehnika.com.ua/nt/article/boevye-aerostaty-chast-1, (дата обращения: 27.11.2016);
24) Чтение книги Авиация и космонавтика 2000 01. Электронная библиотека. OwnLib.ru. http://www.ownlib.ru/read-84926/no-author/aviatsiia-i-kosmonavtika-2000-01/page-5.html, (дата обращения: 22.10.2016);
25) Ю.О. Дружинин, Ю.А. Емелин, М.И. Павлушенко, Д.А. Соболев. Страницы истории отечественного воздухоплавания. Москва, Русавиа, 2013.
|