Автор: Каиргалиулы Алиби (17 лет)
Место учебы: Школа-гимназия №17
Регион: Казахстан, г. Актобе
Руководитель: Нурмухамедов Мухтар Кайратович (Преподаватель Школы юных летчиков им. В.И.Пацаева)
Станет ли авиация полностью беспилотной?
Оглавление
1. Введение
2. Цели и задачи
3. Основная часть
3.1. Что такое БПЛА и их классификация
3.2. БПЛА военного назначения
3.3. БПЛА гражданского назначения
3.4. Преимущества БПЛА
3.5. Перспективы использования БПЛА
4. Вывод
Список использованных источников
1.Введение
Сегодня, когда в сфере робототехники и автоматизации различных процессов происходят глобальные изменения, получает развитие такая наука, как искусственный интеллект, разработка и внедрение беспилотных летательных аппаратов актуальны как никогда. Научно-технический прогресс, особенно в области компьютерных технологий, обеспечивает быстрое развитие техники и расширение ее возможностей. Однако большинство современных технических систем остаются ориентированными на человека, как ключевое звено в управлении этими системами. А как быть, если он выполняет функцию управления в экстремальных условиях, на пределе своих физических возможностей? Например, в авиации. Выход - применение системы, в которых негативное влияние человека сведено к минимуму. Это позволит решать различные задачи в условиях, где использование пилотируемой авиации малоэффективно. Я говорю о БПЛА. Благодаря своей относительно низкой стоимости, простоте и доступности технологии они приобретают все большую популярность.
Созданием беспилотников сегодня занимаются во всем мире. Их преимущество в том, что они дешевле пилотируемых самолетов, а возможностей у них больше. Особенно выгодны БПЛА в боевых действиях. В гражданских целях БПЛА незаменимы при охране государственных границ, в разведывательных, спасательных операциях, проведении научных исследований. Они нужны для поиска судов, аэрофотосъемки, разведки полезных ископаемых. Сейчас беспилотники начали использовать для доставки грузов и товаров. Разработка БПЛА стало одним из востребованных направлений в авиастроении. Если в 2014 году глобальный рынок беспилотных летательных аппаратов составил $6762 млн, к 2020 году ожидается рост до $10 573 млн. То есть потребность в БПЛА растет из года в год.
Если вспомнить историю, впервые беспилотную технику в виде воздушных шаров для доставки бомб в осажденную Венецию в 1849 году использовали австрийские войска. Через полвека после этого изобретатель, инженер-физик Никола Тесла сконструировал радиоуправляемый кораблик. Это дало толчок развитию сферы управляемых объектов.
Первый радиоуправляемый кораблик Н. Теслы
В 1910 году военный инженер-изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат, управляемый не человеком, а часовым механизмом. В определенное время он сбрасывал свои крылья и падал на врага. С помощью финансирования из армии США Кеттеринг создал несколько рабочих моделей такого летательного аппарата. Это стало началом создания беспилотных летательных аппаратов. Сегодня они отличаются по типу, назначению, размерам и массе. Я не буду рассказывать обо всех видах БПЛА - их очень много, остановлюсь на ударных и гражданских, они являются самыми востребованными, кроме того наиболее прогрессивные разработки ведутся именно этих видов БПЛА.
2. Цели и задачи
Изучить историю развития беспилотных летательных аппаратов, рассмотреть ситуацию с их разработками в России и других странах, узнать перспективы таких ЛА и найти свой ответ на вопрос: может ли авиация стать полностью беспилотной?
3.Основная часть
3.1. Что такое БПЛА и их классификация
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, американский термин Unmanned aerial vehicle – UAV) – летательный аппарат, реализующий свое функциональное предназначение без непосредственного размещения человека на борту с целью управления.
Комплекс БПЛА – целевая авиационная система, включающая летательный аппарат без экипажа, средства наземного обеспечения, подготовки и применения в соответствии с назначением ЛА.
В разных источниках приводятся разные классификации БПЛА. Изучив их, я составил свою схему по классификации БПЛА.
Комплексы БПЛА порождены стремлением обезопасить летчика. Летчик – наиболее трудно восполнимый элемент пилотируемого комплекса. Речь идет прежде всего о временных и ресурсных затратах на подготовку такого специалиста.
Работы по созданию беспилотных летательных аппаратов начались еще в годы Первой мировой войны. В 30-е годы появились первые дистанционно-пилотируемые воздушные мишени и беспилотные самолеты, которые служили ударными средствами дальности.
Классический пример первого беспилотного самолета-снаряда в современном понимании – немецкий самолет-снаряд «Фау-1». Вторым можно назвать испытанный, но не прошедший в серийное производство беспилотный ударный самолет снаряд «С-121» (Ту-121, впоследствии «Ястреб») с ядерной частью (1957..1959 гг.). В дальнейшем ударные самолеты-снаряды стали относить к крылатым ракетам.
Начиная с середины 60-х годов, существенное развитие получили разведывательные БПЛА. В числе известных - детища КБ Туполева (оно внесло неоценимый вклад в разработку БПЛА в СССР) - Ту-143 «Рейс» и ТУ-141 «Стриж», основное назначение которых фото и телевизионная разведка на расстоянии от нескольких десятков до нескольких сотен километров от места запуска. Беспилотный разведывательный комплекс «Рейс» стал наиболее массовым БПЛА, который в то время состоял на вооружении во всем мире. В 70-х годах шли научно-исследовательские разработки в области боевых (ударных) БПЛА. Но в разгар холодной войны гиганты авиастроения – США и СССР были загружены заказами по большой авиации и беспилотники отошли на второй план. Сейчас на БПЛА возлагается все больше задач, ранее выполнявшихся пилотируемыми ЛА.
3.2. БПЛА военного назначения
Ударные БПЛА - специализированные беспилотники, созданные для поиска и поражения целей на земле, в воздухе и в воде. В любом военном конфликте стороны хотят победить с наименьшими человеческими потерями и материальными затратами. Самая подходящая для этого машина – ударный беспилотник. Американцы впервые применили такой ЛА в 1944 году. Это был БПЛА Interstate TDR-1, который использовали в Тихом океане. Флоту требовался беспилотный торпедоносец, который мог бы преодолевать систему ПВО кораблей противника, не подвергая опасности жизни пилотов. Аппарат собирали из труб от велосипедных рам, в качестве обшивки использовали фанеру, в качестве двигателей - два простых мотора Lycoming O-435-2 мощностью 220 л.с. каждый. Из 46 БПЛА, отправленных на боевое задание, поразить цели удалось 18 машинам, остальные 189 самолетов не использовали, отправили на хранение. По схеме TDR-1 планировали разработать другие варианты ударного беспилотника, более мощные, но контракт аннулировали.
В Советском Союзе первые эксперименты по созданию беспилотников проводились в 30-х годах, но технологии того времени были очень примитивными, поэтому практического применения эти аппараты не получили.
В.Н. Челомей — советский конструктор ракетно-космической техники
и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР
В 1942 году советский конструктор и учёный Владимир Челомей разрабатывает новый тип двигателя. Двигателем такого типа – ПуВРД (пульсирующий воздушно-реактивный двигатель) был оснащен уже упомянутый «Фау-1». За характерный звук англичане прозвали этот самолет-снаряд «жужжащей бомбой» (buzz bomb). В октябре 1944 года ОКБ №51, которое возглавляет Челомей, создает самолет-снаряд 10Х с ПуВРД. Буква «икс» должна была подчеркивать необычность и секретность проекта. Это была первая советская крылатая ракета – так в дальнейшем будут называть беспилотные самолеты снаряды. Не могу не заметить, 10 Х испытывали недалеко от нашего Шымкента (Казахстан), в песках Джизака (Узбекистан). Специальных полигонов тогда еще не было.
С 1944 по 1953 гг. В.Челомеем были разработаны самолеты-снаряды авиационного (10Х, 14Х, 16Х) и наземного базирования (10ХН) с ПуВРД. Ни один из них, правда, так и не приняли на вооружение.
В конце 40-х началась разработка межконтинентальных крылатых ракет с ПВРД. СССР нужен был ядерно-ракетный щит. Создаются крылатые ракеты «Буря» (С.А.Лавочкин) и «Буран» (В.М.Мясищев). Но работы по «Бурану» через пару лет прекратят, а «Буря» начнет летать. Американцы до сих пор называют ее самолетом-пулей, дальность полета – 6500 км.
В КБ Туполева в 1957-58 году приступили к созданию беспилотных аппаратов ТУ-121, о котором говорилось выше, и ТУ-130ДП - они предназначались для нанесения ядерных ударов по объектам на территории противника. В связи с развитием межконтинентальных баллистических ракет оба проекта в начале 60-х годов были закрыты.
В эти годы в КБ «Радуга» под руководством М.И.Гуревича и А.Я.Березняка создаются крылатые ракеты КС, КСР-5, К-10, Х-20, Х-22 и другие. В ноябре 1960 года на первое боевое патрулирование вышла американская атомная подводная лодка «Джордж Вашингтон» со стратегическими баллистическими ракетами «Поларис». С этого события в СССР начнется развитие средств противолодочной борьбы. Революцией в развитии вооружений ВМФ назовут применение 21 октября 1967 противокорабельной крылатой ракеты П-15 «Термит» (КБ «Радуга») возле Синайского полуострова, который был захвачен израильтянами. В результате попаданий ракеты по новейшему эсминцу «Эйлат» последний затонул. П-15 «Термит» - первая отечественная противокорабельная ракета, которая была применена в боевых условиях для поражения реальных целей.
П-15 «Термит»
В 1973 году на вооружение больших противолодочных кораблей был принят управляемый ракетный комплекс противолодочной обороны УРПК-3 "Метель". Его отличие от предшественников – боеприпас получил радиокомандную систему управления. Это заставило американцев срочно отрабатывать приемы уклонения от атак.
УРПК-3 "Метель"
Старт ракето-торпеды «Метель» с борта «Маршал Шапошников»
Таким образом, в СССР из года в год совершенствовались, появлялись все новые виды БПЛА. Опыт их применения и испытания подтверждали необходимость БПЛА различного назначения.
В 80-х годах СССР смог выйти в лидеры в сфере БПЛА. В 1982 году стартовала разработка Ту-300 «Коршун». Самолет мог поднимать до тонны полезной нагрузки, но трудности 90-х не позволили довести Ту-300 до ума. В целом с 60-х и до начала 80-х годов советские конструкторы создали около полутора десятка различных типов БПЛА, но к началу 2000-х все наработки были утрачены. Россия в сфере создания БПЛА откатилась назад. Сейчас стоит задача наверстать упущенное. К 2022 году беспилотную долю воздушных судов планируют довести до 5%.
В 2000-х годах Индия при содействии России разработала свою сверхзвуковую противокорабельную ракету – «БраМос». Ее основой послужил экспортный вариант ракеты П-800 «Оникс» - «Яхонт», разработанный ОКБ-52 Челомея. При полёте по комбинированной траектории (с подъемом на большую высоту) ее дальность составляла 300 км.
Одно из последних достижений в разработке российских ударных БПЛА - комплекс «Скат» — летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В. Максимальная взлетная масса комплекса - 10 тонн. Дальность полета — 4 тыс. км. Скорость полета у земли — не менее 800 км/ч. «Скат» может нести две ракеты класса «воздух-поверхность» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.
Российский "Скат" и американский "Х-47В"
Сейчас российские беспилотники активно применяются в Сирии. 6 января боевики ИГИЛ атаковали ударными дронами два ключевых российских военных объекта - авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения ВМФ Тартус. Но российские военные смогли перехватить управление 6 беспилотниками боевиков, 7 дронов сбили зенитным ракетно-пушечным комплексом "Панцирь-С1".
Сирия 08.01.18 год
Если говорить о США, в 1994 году там создали ударный дрон БПЛА MQ-1 Predator, через год на его базе «Дженерал Атомикс» выпустил разведывательно-ударный комплекс БПЛА MQ-9 «Рипер». Он представляет собой боевую систему с десятью ракетами Hellfire и двумя управляемыми авиабомбами GBU-12.
БПЛА оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 480 километров в час. Практический потолок составляет 13000 метров, что почти вдвое больше, чем у MQ-1 Predator. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 Reaper 24 часа.
Символом американской военной машины конца XX - начала XXI века называют крылатую ракету BGM-109 "Томагавк". Дешевая, неприхотливая и функциональная, она доказала свою эффективность во множестве конфликтов. «Томагавк» - семейство американских многоцелевых высокоточных дозвуковых крылатых ракет большой дальности стратегического и тактического назначения подводного, надводного, сухопутного и воздушного базирования. Совершает полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности,принята на вооружение в 1983 году.
Сегодня США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников. Начиная с 50-х годов здесь ежегодно увеличивали число новых, незасекреченных работ в области БПЛА, оканчивавшихся постройкой нового образца. В 2012 году на вооружении ВВС США было 7494 БПЛА, пилотируемых - около 11 тыс. Сейчас их парк БПЛА самый большой в мире и насчитывает свыше 10000 аппаратов 200 различных типов, производством занимаются 150 компаний. Причем США продолжают совершенствовать свои беспилотники, внедряя самые новые технологии.
Американский многоцелевой беспилотный аппарат MQ-1 «Предейтор»
Не могу не назвать еще Израиль. С начала нулевых Израиль стал мировым лидером в разработке беспилотных летательных аппаратов . На вооружении этой страны беспилотники с 1969 года и с тех пор постоянно находятся в воздухе, подвергаясь на земле непрерывным улучшениям. В израильских ВВС дроны совершают большее число боевых вылетов, чем пилотируемые самолеты, — они находятся на боевом дежурстве 24 часа в сутки. Беспилотная авиация Израиля (включая перспективные разработки) представляет собой длинный список летательных аппаратов различного назначения — от крошечных, весом в 300 грамм дронов Ghost, способных запускаться с руки, до крупнейшего в мире беспилотника «Эйтан», чей размах крыльев достигает 35 метров, а вес 4 тонны. Главным назначением «Эйтана» называют дальнюю разведку, поиск и уничтожение установок баллистических ракет. Машина может около 50 часов «висеть» на высоте до 10 км над контролируемыми районами, предусмотрено оснащение ее системой дозаправки в воздухе.
«Эйтан» оборудован системами спутниковой навигации, аппаратурой слежения и обнаружения целей в оптическом, инфракрасном и радиодиапазонах, средствами управления огнем и ударными комплексами. При крейсерской скорости 296 км/ч (максимальная — 460 км/ч) он может теоретически пролететь 14,8 тысяч км.
Израильский беспилотник «Эйтан»
Технологически развитые государства наращивают усилия по разработке перспективной беспилотной авиации. Отмечается распространение беспилотной технологии в странах 3-го мира (государства Ближнего Востока, Азии, более развитые страны Африки). Тенденции в мире таковы, что в ближайшее десятилетие будет создана полноценная база боевых БПЛА, которые смогут решать практически все задачи, возложенные на пилотируемую авиацию.
Прогресс в создании БПЛА обусловлен двумя факторами: экономическим и научно-техническим. Эксплуатировать пилотируемую боевую технику становится все дороже, результаты бурного роста научно-технического прогресса и компьютерных технологий активно внедряются в авиастроении.
Сегодня БПЛА находятся на вооружении многих стран. То есть мы подходим к тому, что в будущем войны станут битвой беспилотников, когда участие человека в военных конфликтах будет сведено к управлению техникой, находящейся от него за тысячи километров. Пройдет еще несколько десятков лет и пилотируемой авиации военного предназначения может не остаться совсем. Она проиграет в конкурентной борьбе новому поколению БПЛА.
3.3. БПЛА гражданского назначения
Вместе с созданием боевых БПЛА разрабатываются и высокоэффективные гражданские беспилотники. Во всем мире уже поняли, какую пользу и экономию они приносят. Дроны используют для аэрофотосъемки, а в некоторых странах, в том числе в России, они уже развозят пиццу, доставляют водителям по заказу запчасти. Беспилотники могут решать научные и прикладные задачи, связанные с геологией, экологией, метеорологией, сельским хозяйством, с изучением климата. Они могут вести радиолокационную и радиационную разведку. Ведутся разработки БПЛА для перевозки пассажиров.
Создаются БПЛА от миниатюрных аппаратов-шпионов весом до 18 граммов, способных залететь в открытую форточку, до 15-тонных монстров с размахом крыла 40 м и продолжительностью полета более 3-х суток.
Развитие компьютерных и нано-технологий позволило начать разработку малоразмерных БПЛА (размер менее 0,25 м) с реализацией принципов машущего полета. В ближайшем будущем должны появиться палубные многоцелевые БПЛА-“невидимки”, вертикально взлетающие аппараты для эвакуации пострадавших из районов бедствия. Конструкторы увеличивают грузоподъемность беспилотников и создают совсем маленькие. Формы и размеры варьируются все шире: от крохотного робота-пчелы «RoboBee» с размахом крыльев всего 3 см и способного совершать до 120 взмахов в секунду до огромных RQ-4 GlobalHawk, весящих 15 тонн и способных беспрерывно летать на высоте 18 тыс. метров в течение 30 часов.
Первый пассажирский беспилотник - Ehang 184 (КНР), выпущенный в 2016 году
Сегодня многие коммерческие компании рассматривают дроны в качестве прекрасного инструмента для решения различных задач. Такие беспилотники могут, например, определить ситуацию на дороге, сообщить о тех местах, где образуются пробки. На рынке появляются серьезные образцы гражданских дронов, доступных для широкого круга потребителей.
Очень выгодной с экономической точки зрения областью применения дронов становится доставка грузов. При использовании обычных средств транспортировки, компании сталкиваются со множеством проблем - пробки, затраты на топливо и другими. При использовании беспилотников эти проблемы решаются сами собой. Например, австралийская компания Zookal уже располагает двумя дронами, с помощью которых будет доставлять книги по воздуху в мегаполисе. Контролировать доставку будут с помощью приложения для Android. В США интернет-магазин Amazon ждет разрешения от управления гражданской авиации для доставок посредством дронов писем и отправлений весом до 2,3 кг. На такую доставку уйдет всего 30 минут.
В Германии Ambulance Drone и Defikopter ktor применяют и для срочной доставки дефибрилляторов с целью оказания помощи экстренным больным. В Великобритании десятки беспилотников проводят воздушные инспекции.
Но гражданские беспилотники летают близко к поверхности земли, то есть там, где много препятствий. Поэтому проблемой для их более активного применения остается безопасность и необходимость разработки специальной системы, предотвращающей столкновения. Возможно, ее разработают уже в ближайшее время.
По результатам исследования, которое в 2017 году провел инвестбанк USB, к 2025 году могут появиться первые беспилотные пассажирские самолеты, управляемые с земли. Но препятствием для этого остается недоверие пассажиров к надежности и безопасности БПЛА. Внедрение таких беспилотников может сэкономить авиакомпаниям и аэрокосмической промышленности $35 млрд долларов. Снизятся следующие расходы:
- на топливо (в 2016 году Международная ассоциация воздушного транспорта потратила на топливо $133 млрд, это 20,5% эксплуатационных расходов);
- на выплаты пилотам (для регулярной пассажирской авиации это $26 млрд; для бизнес-авиации - $3 млрд; для вертолетных компаний - $2,1 млрд).
- на страховые выплаты и обучение пилотов - $3 млрд ежегодно.
С внедрением пассажирских и грузовых БПЛА авиакомпании смогут значительно нарастить доходы, но основной риск перехода на беспилотники - возможность развернутой кибератаки на систему управления самолетом.
Теоретически она может быть «взломана». Этого можно избежать, разработав новые или расширив существующие системы безопасности, установив отказоустойчивые блоки для предотвращения атаки или, если она произойдет, защиты целостности самолета. Сама система связи в гражданской авиации должна получить военный уровень безопасности.
3.4. Преимущества беспилотных летательных аппаратов:
- БПЛА дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать специальными системами и оборудованием. Отсутствие экипажа снижает затраты на выполнение заданий. Благодаря развитию вычислительной техники подешевели бортовые компьютеры.
- БПЛА значительно легче пилотируемого аналога. Они потребляют меньше топлива.
- Диапазон допустимых режимов полета БПЛА не ограничен физическими возможностями летчика, все зависит от конструкции и материалов.
- Большинству БПЛА не нужна взлетно-посадочная полоса.
- Не надо обучать пилотов. Это дороже и занимает гораздо больше времени, чем обучение оператора БПЛА.
3.5. Перспективы использования БПЛА
Каждая техническая система переживает три стадии: рождение, расцвет и угасание. Пилотируемая авиация, на мой взгляд, в данный момент переходит в стадию угасания. Во всем мире увеличивается производство БПЛА.
Растет этот показатель и в России. С 2003 года наблюдается почти 4-кратный рост номенклатуры БПЛА. Наибольшего успеха в разработках и производстве БПЛА добились США, Франция, Израиль. Мы идем к тому, что БПЛА могут полностью заменить пилотируемые летательные аппараты в любой сфере. Под вопросом пока только перевозка пассажиров. Можно создать идеальную программу, поставить самую мощную защиту, предусмотреть дополнительное питание для летательного аппарата (в 2015 году Х-47 впервые дозаправили в воздухе), но никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, на которые техника не сможет отреагировать. И тогда под угрозу будет поставлена самое ценное - жизнь людей.
Для перехода на беспилотную авиацию полностью надо устранить недостатки БПЛА, а это на сегодня:
• Сильная зависимость от погодных условий.
• Необходимость канала связи для передачи данных и оперативного управления.
• Национальные и международные ограничения на полеты в воздушном пространстве.
• БПЛА не способны по ходу выполнения задания вносить корректировки в программу в зависимости от изменения ситуации.
• БПЛА не защищены от атак хакеров.
4. Выводы
Проанализировав технические возможности БПЛА, достигнутые на сегодня, изучив спектр их использования, я пришел к выводу, что они могут полностью заменить пилотируемые летательные аппараты в любой сфере, исключая, но это только пока, перевозку пассажиров. Со временем и в эту сферу придут беспилотники. А как иначе? Все, что казалось невероятным вчера, сегодня воспринимается нами, как нечто само собой разумеющееся. Пилотируемый самолет появился в начале ХХ века, и его будущее тоже было неопределенным. Поэтому пройдет время, и перелеты пассажиров на самолетах без пилота, тоже станут вполне естественными. Самолеты действительно станут самолетами – будут летать и принимать решения сами.
Использованные источники:
1. «История развития беспилотных летательных аппаратов», «Sciece debate» http://www.sciencedebate 2008.com
2. «Дроны: безжалостные убийцы или бесстрашные помощники?» - «Деловой квадрат» - 2015 №8 (118), http://www.d-kvadrat.ru/dk/promo/18598.html
3. Сенюшкин Н. С., Ямалиев Р. Р., Усов Д. В., Мураева М. А. «Особенности классификации БПЛА самолетного типа» - «Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/archive/22/2272/
4. Аллилуева Н., «Перспективы развития беспилотных летательных аппаратов», «Технология защиты» № 6, 2015 г. http://www.tzmagazine.ru/jpage.php?uid1=1348&uid2=1474&uid3=1479
5. Соколов А, «Беспилотные «солнцелеты», «Оружие России» - 2016 -3.03. http://www.arms-expo.ru/articles/124/74679/
6. «Авиация и космонавтика» -2015 №3
7. «Авиация и космонавтика» - 2017 №10
8. В.Губарев «Мстислав Келдыш» http://iknigi.net/avtor-vladimir-gubarev/125617-mstislav-keldysh-vladimir-gubarev/read/page-1.html
9. «Крылатые ракеты: история лидерства: Вооружение России» http://mc.hertzbeat.ru/showbit.php?id=89569
10. В.Иванов «Наш ответ на глобальные вызовы http://nvo.ng.ru/armament/2007-08-17/4_otvet.html?id_user=Y
11. «Первый ракетный бой на море: как советская ракета испугала НАТО» http://nnm2.com/blogs/antiusa/pervyy-raketnyy-boy-na-more-kak-sovetskaya-raketa-ispugala-nato/
12. В.Иванов «Наш ответ на глобальные вызовы» http://nvo.ng.ru/armament/2007-08-17/4_otvet.html?id_user=Y
13. А. Бевин «Крылатые ракеты «Калибр». Как Россия создала ответ на американские «Томагавки»http://www.eg.ru/tech/348522/
14. Москва 24 https://www.m24.ru/news/bezopasnost/09012018/21598?utm_source=CopyBuf
|