Егор Сальников, 13 лет, город Ярославль, Российская Федерация
Что мы знаем о подвигах лётчиков в мирное время?
План
- Введение
- Огромное небо - одно на двоих
- Первый Герой России
- Последняя песнь "белого лебедя"
- Хрестоматийный случай - посадка на Неву
- Чудо в тайге
- Посадка горящего лайнера
- Аварийная посадка на кукурузное поле
- Заключение
1. Введение:
Подвиги летчиков... Иногда кажется, что настоящие герои остались лишь на страницах книг о Великой Отечественной войне и пожелтевших полосах газет. Газета "Правда" писала о подвиге летчиков-полярников, ставших первыми Героями Советского Союза. Всей стране были известны имена летчиков и летчиц, ставивших рекорды в далёких 30х годах. Но в любые времена остаются те, кто готов пожертвовать самым дорогим во имя Родины, людей и до конца исполнить свой долг.
Не случайно для своей работы я выбрал тему "Что мы знаем о подвигах лётчиков в мирное время?". Эта тема касается лично меня.
8 июня 1957 года жители села Шопша Ярославской области увидели падающий самолет. Он шел прямо на школу, но как-то дотянул и упал в поле. Взрыв, пожар... Обломки самолета убирали в обстановке строгой секретности. Спустя 60 лет стали известны подробности того подвига, а безымянный герой обрел имя - Виталий Аверин. 8 июня 1957 года самолет МИГ-17, пилотируемый 22-летним летчиком 147-го гвардейского истребительного авиационного полка Виталием Авериным, летел на полигон в Бежецк. Отказ двигателя. Летчик мог катапультироваться, но внизу находились село, школа и рядом со школой дом моего деда. Благодаря подвигу лейтенанта В. Аверина были спасены жители села Шопша, мой дед, его родители и старший брат.
2. Огромное небо - одно на двоих
Однажды по радио я услышал песню «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского и музыку Оскара Фельцмана. Задумался, герои этой песни реальные люди или поэтическое обобщение военных летчиков, которые отказались от собственного спасения, чтобы спасти жизни других людей? Да, реальные.
6 апреля 1966 года у советского истребителя-перехватчика Як-28П, выполнявшего полет в небе ГДР, отказали оба двигателя.Такого просто не могло быть! Двигатели Як-28П - два независимых друг от друга агрегата, расположенные каждый на своей плоскости. Как установит комиссия, причиной послужил "конструктивно-производственный дефект". Внизу находились густонаселенные районы Берлина. Летчики Б.В. Капустин и Ю.Н. Янов увели самолет от жилых кварталов, благодаря чему были спасены сотни мирных горожан. Летчики приняли решение посадить «Як» на видневшееся неподалеку поле, но таковым оказалось кладбище, где даже в среду по случаю предпасхальной недели было много народа. На земле уже понимали, что ситуация близка к катастрофической: с аэродрома поступила команда катапультироваться, однако пилоты решили не покидать самолет и посадить его на воду. Оказавшееся в поле зрения озеро Штёссензее как будто предоставляло возможность для экстренного (а точнее, экстремального) приводнения, но на пути возникли дамба и шоссе, заполненное автомобилями. Капустин неимоверным усилием сумел приподнять уже совершенно неуправляемый «Як», однако пролет над дамбой стал последним маневром: самолет резко накренился и ушел в толстый слой ила на дне водоема... Район катастрофы был английским сектором Западного Берлина. Все обращения советского командования получить доступ к месту падения отвергались под предлогом улаживания бюрократических процедур. Англичане тянули время, потому что технические специалисты из Королевского авиационного института в Фарнборо изучали демонтированное оборудование истребителя. Тела летчиков были переданы советской стороне спустя двое суток. Но были и трогательные человеческие проявления скорби. На прощание с летчиками в восточном секторе Берлина пришли тысячи горожан. В почетном карауле рядом с советскими воинами стояли солдаты Национальной армии ГДР и подразделение шотландских стрелков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.05.1966 за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич были посмертно награждены орденами Красного Знамени. Их подвиг лег в основу песни.
Психология летчика - до последнего бороться за жизнь крылатой машины, спасти, посадить! И тем самым сохранить бесценные свидетельства того, что случилось. На земле выявят неисправность, во все уголки страны полетят телеграммы - проверьте проблемный узел. А это спасенные жизни других летчиков. Определить, что находится внизу, отвести падающий самолет от ничего не подозревающих людей. Потом подумать о своей жизни - катапультироваться. На всё это отводятся секунды.
19 октября 1966 года у полковника Виктора Шандакова и майора Юрия Владимирова был обычный учебный полет.У МИГа-21 внезапно загорелся двигатель. Летчики получили приказ катапультироваться, однако заметили, что внизу находятся жилые кварталы города Гайтхайна (федеральная земля Саксония). Когда они вывели самолет в безопасную зону, высота для катапультирования уже была слишком мала, их парашюты полностью не раскрылись. Жители отправились на место катастрофы, но не могли ничем помочь: один из пилотов уже погиб, другой скончался у них на руках. В поле недалеко от места гибели героев в 1967 году был установлен памятник, который за 50 прошедших лет очень обветшал. Напомню, что в настоящее время в Европе активно демонтируют памятники советским воинам,освободившим мир от нацизма. Однако никакие политические разногласия не могут стереть из памяти людей благодарность тем, кто пожертвовал собственной жизнью для спасения мирных жителей. В 2018 году памятник летчикам-героям был восстановлен и торжественно открыт.
3. Первый герой России
Первым Героем Российской Федерации стал начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава генерал-майор авиации С.С.Осканов, удостоенный в 1992 этого звания посмертно за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.
7 февраля 1992 года Суламбек Осканов выполнял ночной учебный полет на истребителе МиГ-29. При наведении на воздушную цель произошел отказ в системе управления, который привел к скольжению самолета с последующим его вращением. Сложные условия полета не позволили летчику вывести самолет из «штопора». Из облаков МиГ-29 генерала Осканова вышел на высоте 400 метров. Под ним находился населенный пункт – деревня Козельки. В последний момент летчику удалось отвести МиГ от домов, и он врезался в землю. Генерал-майор Суламбек Осканов погиб. 11 апреля 1992 года указом Президента Российской Федерации, за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Суламбеку Осканову посмертно присвоено звание Героя России.
4. Последняя песнь "Белого лебедя"
Сверхзвуковой (до 2.200 км/час) авиационный комплекс Ту-160 - современный самолет дальней авиации российских ВВС. Он имеет изменяемую геометрию крыла и систему дозаправки в воздухе. На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. Ракетоносец имеет межконтинентальную дальность действия, большую энерговооруженность, способен выполнять самые разнообразные задачи в широком диапазоне скоростей и высот, независимо от метеоусловий, времени суток и района земного шара. Российские летчики за белоснежную окраску и удивительную красоту полета называют Ту-160 «белым лебедем».
18 сентября 2003 года экипаж гвардии подполковника Дейнеко Юрия Михайловича в составе помощника командира корабля гвардии майора Федусенко Олега Николаевича и штурманов майора Колчина Григория Афанасьевича и майора Сухорукова Сергея Михайловича выполнял облет авиатехники после замены четвертой силовой установки. Программа облета была выполнена в полном объеме. При снижении с высоты 2.100 метров до 1.200 метров предположительно в результате сильного невыявленного воздействия начал разрушаться планер самолета с последовательным срабатыванием сигнализации пожара на трех двигателях. Произошел и отказ систем гидро- и энергопитания Ту-160. Аварийная ситуация возникла неожиданно, без видимых предварительных признаков. Она развивалась лавинообразно, с нарастанием в течение крайне ограниченного времени (12 секунд). В этой критической обстановке гвардии подполковник Дейнеко проявил высочайший профессионализм и самообладание. Оценив ситуацию, он отвернул более чем 150-тонную махину воздушного корабля Ту-160 от расположенного по курсу полета крупнейшего в Европе газохранилища и поселка Степное.Экипаж принял меры по включению системы пожаротушения и восстановлению управления самолетом. Убедившись в тщетности попыток сохранения авиационной техники и видя стремительное падение высоты, командир предупредил экипаж о готовности к аварийному покиданию самолета и привел в действие системы экстренного принудительного катапультирования экипажа, покинув самолет последним.
Расшифровка записей переговоров экипажа показала, что командир корабля принял единственно правильное решение в конкретной аварийной ситуации. Ни нервозности, ни паники на борту самолета не было. Экипаж верил своему командиру и до последней секунды боролся за спасение ракетоносца.
Надо сказать, что катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать терпящий бедствие ракетоносец во всем диапазоне высот и скоростей полета, в том числе и на земле при рулении. И в этот раз система катапультирования сработала штатно. Однако мощный взрыв самолета в воздухе вместе с остатками авиатоплива не оставил экипажу шансов на спасение. Огромное огненное облако поглотило парашютные системы и летчиков... всему экипажу неповезло, при грамотных и правильных действиях.
Указом Президента РФ гвардии подполковник Дейнеко Ю.М., командир воздушного корабля Ту-160, потерпевшего катастрофу под Саратовом, посмертно удостоен звания Героя России. Члены экипажа награждены орденом Мужества.
По статистике - пассажирский авиалайнер это самый безопасный вид транспорта. Современные самолеты имеют систему управления, которая способна вести самолет по выставленному маршруту с высоты 300 м и до полного приземления на посадочную полосу. Взлет и посадка проходят в ручном режиме, в остальное время задача летчиков — контролировать приборы. Автоматика помогает, но решения принимает человек. Полный выход из строя всех двигателей маловероятен. Среди основных причин этой маловероятной возможности - полное израсходование горючего, вулканический пепел и птицы. Но даже в таких случаях пилотам удавалось посадить самолет без единой травмы или смерти. Эта часть работа о российских летчиках, которые проявили стойкость духа в экстремальных обстоятельствах и сумели выйти из самых опасных ситуаций.
5. Посадка на Неву
Посадка на воду — крайне редкое событие для пассажирского самолета. Счастливые случаи, когда все пассажиры выжили в такой ситуации, можно сосчитать по пальцам. В их числе — посадка Ту-124 на Неву. Это случилось 21 августа 1963 года. Новый самолет компании «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Таллин — Москва. Нештатная ситуация возникла уже при взлете — заклинило шасси. Из-за тумана диспетчеры не разрешили посадку в Таллине, пилоты стали готовиться сажать самолет в Санкт-Петербурге. При подлете к аэропорту Пулково они еще раз попробовали выпустить шасси, когда вдруг оказалось, что не это главная проблема самолета — отказал левый двигатель. Пилоты получили разрешение на сквозной полет через Санкт-Петербург, но не успели: внезапно отказал и второй двигатель — лайнер стал планировать на высоте полукилометра прямо над центром города. Было принято решение — сажать самолет на Неву. Летчик Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву — он в прошлом служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Снижаясь, самолет пролетел над строящимся мостом Александра Невского на высоте 40 м, напугав рабочих, и сел на воду всего в 50 м от Финляндского железнодорожного моста — столкновение с ним было бы фатальным. Буксир, оказавшийся рядом, сразу же забрал 52 пассажиров и семь членов экипажа, а самолет затонул к утру. Этот случай до сих пор остается эталонным примером приводнения воздушных судов. Опыт посадки на Неву изучается летчиками по всему миру. Его учитывали и пилоты аэробуса A320 компании US Airways, совершившие аварийную посадку на реку Гудзон в 2009 году.
Экипаж Ту-124 посадивший самолёт на Неву(слева направо) - Бортинженер - Виктор Смирнов, Штурман - Виктор Царёв, Бортрадист - Иван Беремин, КВС(Капитан Воздушного Судна) - Виктор Мостовой,Второй пилот - Василий Чеченев.
6. Чудо в тайге
7 сентября 2010г. авария самолёта Ту-154М, командир лайнера Новосёлов Е.Г. Экипаж выполнял рейс Полярный – Домодедово. На борту находились 72 пассажира и 10 членов экипажа (по другим данным - 9 членов экипажа). На высоте 10600м произошёл сбой в работе электропитания, что повлекло за собой отказ навигационного и радиосвязного оборудования. Экипаж не успел связаться с диспетчером аэропорта Сыктывкар и принял решение к снижению и посадке на ближайшей пригодной площадке или аэродроме. При пробивании облачности вниз для определения пространственного положения самолёта экипаж использовал стакан с водой (по принципу определения кривизны поверхности строительным уровнем). После выхода под облака на высоте 3000м произошёл отказ насосов перекачки топлива в расходный бак и сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке. Экипаж, проявив хладнокровие и высокий профессионализм, сумел произвести экстренную посадку на аэродроме Ижма, в 100км от г.Ухта, Республика Коми, не приспособленном для приёма тяжёлых воздушных судов типа Ту-154. Причина - отказ электрооборудования спровоцировал тепловой разгон аккумуляторных батарей. Аэродром Ижма – заброшенный военный аэродром, на котором ранее базировались вертолёты, исключён из реестра и закрыт для полётов воздушных судов с 1997г. На аэродроме полностью демонтировано навигационное и светотехническое оборудование. Аэродром имеет длину ВПП 1340м, ширину 32м и состоит из полуразрушенных бетонных плит.
Экипаж сделал 2 захода и смог выполнить посадку лишь с третьего раза. Самолётом управлял второй пилот Ламанов А., имеющий допуск КВСа в АК "Алроса". КВС Новосёлов Е. в это время осуществлял общее руководство. Посадка была произведена без выпуска механизации по причине полного обесточивания механизмов электроприводов закрылков и предкрылков на повышенной скорости, практически на середину ВПП. Были применены все меры экстренного торможения, включая реверс, но самолёт выкатился более чем на 300м и сумел остановиться только в молодом сосновом лесу, увязнув в мягком, болотистом грунте. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Начавшуюся было в салонах панику экипаж быстро остановил при помощи ненормативных фразеологических оборотов русского языка. На фюзеляже и плоскостях имелись вмятины, в нескольких местах была порвана обшивка, носовой обтекатель полностью разрушен, шасси самолёта значительно повреждены. За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, пилоты Новосёлов Е. и Ламанов А.
Указом президента РФ от 08.10.2010г. удостоены звания Героев Российской Федерации, остальной экипаж награждён Орденами Мужества. Удачной вынужденной посадке способствовало то, что начальник вертолётной площадки Сергей Сотников добросовестно поддерживал заброшенную полосу в относительном порядке, следя, чтобы на ней не было мусора и не росли кусты. В феврале 2012 года Сотников С. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени».
7. Посадка горящего самолёта
11 февраля 2016 года стало вторым днем рождения для 376 человек, летевших на борту Boeing 777 из Доминиканской Республики в Москву. Это был плановый полет «Оренбургских авиалиний», однако вместо 12 часов он продлился всего 40 минут. Почти сразу после взлета за бортом раздался резкий хлопок — и пассажиры увидели, как вспыхнул левый двигатель… Самолет качнулся и просел, в салоне началось задымление. К счастью для пассажиров, самолетом управляли опытные пилоты: они не поддались панике и быстро приняли верное решение — вернуться на землю. С полным баком топлива и одним работающим двигателем аварийная посадка была крайне рискованным мероприятием, тем более что едкий дым уже проник в кабину и пилоты управляли судном, надев кислородные маски. Но других вариантов не было. Долго кружить в небе, пока закончится топливо, было опасно: 300-тонная машина могла загореться и взорваться в воздухе, не оставив никому шансов на выживание. Командир лайнера, 38-летний Константин Парикожа, взял на себя ответственность за судьбы почти 400 человек и аккуратно посадил лайнер. В момент приземления заискрились колеса, но их потушила наземная пожарная служба. Все пассажиры были выведены по надувным трапам. Герои-летчики получили государственные награды. После инцидента они описывали происшествие без эмоций и признавались, что не чувствовали страха за себя, переживали только за пассажиров. «Самое главное, что нас там волновало: как произойдет эвакуация и как будут реагировать пассажиры», — рассказал журналистам Парикожа.
8. Аварийная посадка А-321 под Жуковским
15 августа 2019 года из подмосковного аэропорта Жуковский готовился к вылету Airbus A321 следовавший по маршруту Москва - Симферополь.Сразу же после отрыва из обоих двигателей начинают показываться языки пламени. Сразу же после случившегося командир экипажа принимает единственно верное решение - посадить самолёт на кукурузном поле недалеко от аэропорта. Шасси убраны, самолёт будет садиться на брюхо.Скорость — несколько сот километров в час. В баках — тонны топлива.И только стальная выдержка и профессионализм помогли экипажу посадить самолёт. Буквально около минуты потребовалось для полной эвакуации пассажиров. Как выяснилось причиной аварии стала стая чаек находившиеся на взлётно - посадочной полосе. Командир воздушного судна Дамир Касимович Юсупов, а также второй пилот Георгий Александрович Мурзин получили звание "Герой России". Все остальный члены экипажа были награждены Орденом Мужества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прошло 56 лет, но в Германии помнят подвиг Б.В. Капустина и Ю. Янова. Ежегодно около памятника и на месте гибели летчиков проходят траурные митинги. Жители города Гайтхайн в Германии чтят подвиг летчиков В. Шандакова и Ю. Владимирова: восстановили памятник героям. У памятника много цветов и венков. Помнят героев и в России. Тридцать лет назад шагнул в бессмертие Суламбек Осканов. Именем героя названы улицы, площади, школы в Ингушетии и Липецкой области, аэропорт, самолет, выпущена почтовая марка.
Летчику В. Аверину, сумевшему осуществить маневр и отвести падающий самолет от школы, памятник не поставлен, да и могила его на Туговом кладбище в Ярославле заброшена. Старую школу давно снесли, построили новую. Но подвиг летчика, который предотвратил падение боевой машины на село и спас от неминуемой гибели несколько десятков мирных людей, мы должны помнить.Возможно, моя исследовательская работа послужит толчком для дальнейшего сбора информации об этом человеке с огромным сердцем, живой совестью, отвественностью за жизни других. Мне бы хотелось, чтобы не только старожилы, все жители села Шопша знали о подвиге В. Аверина, чтобы на месте гибели летчика появился памятный знак.
9. Литература
- Агарев Ф., К-Петер Коббе, Гроссер Р., Сизова И.В. В небе над Берлином. // Рязань: «Русское слово», выпуск 2, 2012. -136 с.
- Бакланов Ю. Последний полет генерала // Сельская жизнь. – 2002. – 11 июня. – С. 4.
- Синикчиян А.М. Отечества крылатые сыны: исторический очерк Военно-Воздушных Сил ордена Ленина Московского военного округа – годы, люди, дела // М: Мозаика, 2002.- 400с.
- Танкиев В.-Г. МиГ генерала Осканова / В.-Г. Танкиев. – Магас : Ростов н/Д, 2010. – 151 с.
- https://rg.ru/rodina
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- https://rg.ru
|