Четверг, 25.04.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

Может ли один учёный или организатор изменить ход развития авиастроения или авиастроительного предприятия (на примере конкретной личности)?

Автор: Ежов Максим Юрьевич
Место учёбы: отделение СПО филиала УУНиТ в г. Кумертау «Авиационный технический колледж».
Город, регион: г. Кумертау, Респ. Башкортостан
Руководитель: Бабушкина М.В.

Может ли один учёный или организатор изменить ход развития авиастроения или авиастроительного предприятия (на примере конкретной личности)?

 

Цель исследования: оценить вклад личности Александра Самойловича Палатникова в развитие российского авиастроения и Кумертауского авиационного производственного предприятия.

План работы:

1.    Введение
2.    Основная часть: отражение личности в истории города: 

  • Биография А. С. Палатникова
  • У истока…
  • Продукция завода
  • Полет начинается на земле…
  • «Жизнь играет с нами в прятки, «да» и «нет» - слова загадки…» 
  • Первая высота нового производства
  • Директор, разбивший «аргументы» сомневающихся…
  • Не забывается такое никогда!
  • Кумертау – первым делом вертолеты!
  • Трудная дорога в большую авиацию
  • От филиала - к Объединению…
  • С заботой о людях
  • Будущее определяется сегодня

3.    Заключение: достоин памяти…

Введение

На центральной площади Кумертау в начале аллеи, уходящей к северу, сооружена ажурная металлическая конструкция, которую венчает вертолет Ка-26. Памятник - символ тесной связи авиационного предприятия с историей города и судьбами многих поколений горожан. Памятник – дань уважения авиастроителям, олицетворение прошлого, настоящего и будущего города.

Опытные авиастроители говорят: «У каждого вертолета, как у человека своя судьба». Биография этого вертолета тесно вплетена в историю нашего города и горожан, и начало этой истории, когда-то давно положил приезд в город талантливого инженера, создателя и первого руководителя уникального производства – авиационного предприятия в нашем городе Палатникова Александра Самойловича.

Фактически имя А.С. Палатникова стало своеобразным брендом нашего города. С 1966 года его жизнь связана с развитием нашего авиационного предприятия (АО КумАПП). 
Год 70-летия г.Кумертау (2023г.) будет ознаменован еще одной датой - 100-летием со дня рождения А.С. Палатникова. Прекрасные организаторские способности, целеустремленность, огромная работоспособность, его энергичный, решительный, волевой характер позволили добиться ему признания не только в коллективе завода, но и в отрасли. Наиболее высоких показателей, успешного развития предприятие добилось под его руководством.

Биография 

Александр Палатников родился в Москве 11 декабря 1923 года. С 1941 по 1946 год служил в рядах Советской Армии, участвовал в боевых действиях. За мужество и отвагу был награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями за отвагу, освобождение Праги, взятие Будапешта и за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. 

Рисунок 1 – Палатников Александр Самойлович, рукописная перепись наград Александра Самойловича

После демобилизации Александр Самойлович окончил Московский авиационно-технологический институт, получил специальность инженера-технолога. Александр Самойлович отличался большой работоспособностью, высоким интеллектом и культурой, был целеустремленным и волевым человеком. После окончания Московского авиационного технологического института в 1952 году он долгое время работал на авиационных предприятиях Москвы, Клина, затем в 1965 году был переведён в Приморье главным инженером на Арсеньевский машиностроительный завод «Прогресс». 

В 1966 году А.С. Палатников в числе первой группы специалистов Министерства авиационной промышленности СССР был переведён на работу в Башкирию и назначен главным инженером Кумертауского машиностроительного завода.

Рисунок 2 - Момент обращения Палатникова А.С к заводчанам

С 1966 по 1987 годы он работал на Кумертауском авиационном производственном объединении (ныне ОАО «КумАПП») главным инженером, затем директором и генеральным директором.

Ветераны предприятия отзываются об Александре Самойловиче как о профессиональном специалисте, строгом, но справедливом руководителе. Он принимал деятельное участие в общественной жизни, социально-экономическом развитии города и республики. Избирался членом городского комитета КПСС, много раз был депутатом Кумертауского городского Совета, выдвигался кандидатом в депутаты Верховного Совета Башкирской АССР.

Рисунок 3 - Предвыборный билет Палатникова А.С., в депутаты Верховного Совета Башкирской АССР

Жители города присвоили Александру Палатникову звание  «Почетный гражданин города Кумертау». 

Рисунок 4 – официальный документ, подтверждающий присвоение звания “Почетный гражданин города Кумертау” Палатникову А.С.

За большой вклад в развитие машиностроительной отрасли Александр Самойлович был удостоен почетного звания «Заслуженный машиностроитель Башкирской АССР», являлся почетным авиастроителем СССР. Награждался орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. В 1978 году за успешное освоение и выпуск новой авиационной техники Александр Палатников стал лауреатом Государственной премии СССР.

К сожалению, в 2007 году его не стало, но, по моему мнению, в нашем городе, память о нем жива. 

Одна из промышленных улиц города Кумертау носит его имя и на территории авиационного завода установлен его бюст. По инициативе и при непосредственном участии Александра Самойловича установлена стела «Строителям крылатых машин посвящается…» в парке им. Ю. Гагарина. 

Рисунок 5 - стела «Строителям крылатых машин посвящается…»

В 2008 году Кумертауский филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г.Кумертау и АО «КумАПП» учредили премию в области науки, техники, организации производства и инноваций имени А.С. Палатникова. Так, благодаря профессиональному авторитету А.С. Палатникова родилась и развивается традиция чествовать лучших представителей технической интеллигенции, учащихся и студентов, которые занимаются научными и техническими разработками, добиваясь весомых результатов.

Рисунок 6 – Награждение на премии имени А.С. Палатникова в области науки, техники, организации производства и инноваций в 2021-2022 г.г.

Несмотря на то, что Александр Самойлович не был уроженцем нашего города, он очень много сделал для становления и развития Кумертауского авиационного производственного объединения, города Кумертау и экономики республики в целом. 

У истока…

История первого в Кумертау машиностроительного предприятия началась в 1953 году и тесно связана с развитием города. В те годы в структуре Государственного Союзного треста «Башуглеразрезстрой» был создан, как вспомогательное производство, ремонтно-механический завод, который впоследствии станет колыбелью вертолётного завода. Завод производил ремонт горнотранспортного оборудования - экскаваторов, тракторов, бульдозеров, передвижных компрессорных установок. Здесь же на заводе изготовлялось нестандартное оборудование для угольного разреза, строительный инвентарь и инструменты, ремонтировались трансформаторы и электродвигатели. 

Со временем ремонтно-механический завод был расширен, в нём было организовано литейное производство, и он активно помогал в ремонте техники не только предприятиям треста «Башуглеразрезстрой», но и всем близлежащим колхозам и совхозам. 

К 1962 году в составе ремонтно-механического завода было восемь цехов основного и вспомогательного производства: тракторный, литейный, токарный, кузнечный, гальванический, механосборочный, инструментальный и электроцех. Территория ремонтно-механического завода к тому времени составляла 10 га.

Рисунок 7 - Территория ремонтно-механического завода

На заводе в то время работало около 400 человек. Директором завода был И.Я. Кузнецов, главным инженером М.Г. Полуян. На заводе было организовано стальное, чугунное и бронзовое литьё, изготовлялись бульдозерные лопаты, строительные леса, запасные части к сельскохозяйственным машинам, производился ремонт строительной техники, сборка металлоконструкций и башенных кранов. 

В феврале 1962 года Кумертауский ремонтно-механический завод был включён в состав действующих предприятий Управления машиностроения Башсовнархоза, а в марте переименован в Кумертауский машиностроительный завод, распоряжением Совнархоза Башкирского экономического административного района №217. В ноябре 1962 года завод был передан в Главное управление машиностроения Средневолжского Совнархоза, которое находилось в г. Куйбышеве (сейчас г. Самара). В то время там располагался один из крупных центров авиационной промышленности Советского Союза.

Полет начинается на земле…

После передачи завода в Управление Средневолжского Совнархоза на нём началось освоение и производство отдельных видов десантной техники. Для организации этого производства на заводе был подготовлен специальный цех (сегодня это цех № 42): здание цеха было полностью очищено от металлоконструкций, которые изготовляли здесь ранее. Сюда были поставлены первые четыре новых станка - два токарных и два фрезерных, и началось оборудование рабочих мест слесарей-сборщиков. 

Рисунок 8 – Поступление станков на завод

В то время Кумертауский машиностроительный завод работал совместно с Куйбышевским механическим и Казанским оптико-механическим заводами в составе Главного управления Средневолжского Совнархоза. Эти два завода и Воронежский авиационный поставляли на наш завод отдельные узлы, необходимые для комплектации платформ все остальные детали платформы, как механической, так и сварной конструкций, Кумертауский завод изготовлял самостоятельно. Качество сварочных швов первых изделий проверялось на Маячном филиале Салаватского завода «Нефтехиммаш». Первым рентгенологом, проверявшим качество сварных швов, был Г.В. Петухов. Швейные изделия комплектовались в специальном цехе под руководством Т.А. Третьяковой. Здесь же производилась упаковка готовых изделий.

13 марта 1963 года Кумертауский механический завод был переведён в подчинение Государственного комитета авиационной техники. С того времени началось становление завода как авиационного предприятия. На первом этапе завод продолжал изготовлять десантную технику, в основном, платформы, как обычные, так и с определёнными модернизациями и в новом конструктивном исполнении. Одновременно, началось освоение и производство отдельных видов наземной авиационной техники.

Подъем на новую ступень развития произошел в 1966 году и был связан с назначением главным инженером Александра Самойловича Палатникова.

«Жизнь играет с нами в прятки, «да» и «нет» - слова загадки…» 

Вполне возможно, мотив подобной незатейливой песенки крутился в голове у Александра Самойловича Палатникова, когда ему, уже состоявшемуся специалисту, главному инженеру Арсеньевского машиностроительного завода Минавиапрома СССР, предложили аналогичную должность в далекой Башкирии, на Кумертауском машиностроительном заводе. Так как предложение поступило весьма неожиданно, он взял тайм-аут на размышления. Вроде бы зачем куда-то ехать? Тут у него устоявшаяся репутация, авторитет грамотного инженера и прекрасного организатора. А там? Там неизвестность: новый коллектив, новое, еще не отлаженное производство, новые задачи. И как прикажете решать такое уравнение со многими 
неизвестными? Но в то же время это был вызов. Вызов ему - как человеку и профессионалу. Потянешь? Справишься? Не сломаешься? После достаточно серьезных и непростых размышлений он решается, понимая, что это еще и трамплин. С этого своеобразного Байконура можно взлететь вверх. Поэтому Александр Самойлович принимает предложение и едет в Кумертау. 

Так в 1966 году начался очередной виток не только в биографии Палатникова, но и один из ключевых этапов развития завода. Более того, я предполагаю, что уже при разговоре о назначении на новое место ему намекнули о предстоящих гигантских свершениях. Иначе зачем ему, авиастроителю, паковать чемоданы в дальний путь, если там не будет того самого производства, где он необычайно силен? Для этого оставалось соблюсти определенные формальности и выйти с инициативой с места - завода и республики. А десантной техникой могли продолжать заниматься и те, кто уже освоился в этом деле. Тем не менее официально версия звучит именно так: благодаря инициативе и настойчивости этого незаурядного человека и талантливого организатора, к тому времени уже имевшего опыт работы в авиастроении, был получен заказ на строительство вертолетов Ка-26. С этого времени КМЗ становится полноценным авиационным предприятием.

Первая высота нового производства

Сама идея модели Ка-26 зародилась в начале 1960-х в конструкторском бюро Н. И. Камова. Данный вертолет был задуман как универсальный аппарат широкого профиля для народнохозяйственного применения. Конструкция машины строилась на принципах универсальности и рациональности. Она состояла из вертолета-носителя, оснащенного комплектом легкосъемных агрегатов: пассажирской кабиной, открытой грузовой платформой, бункером для химикатов. Главной же особенностью летательного аппарата была соосная схема лопастей несущих винтов, изготовленных из стеклопластика.

Рисунок 9 – Вертолет Ка-26 в сборочном цехе

В программе освоения вертолёта КА-26 было задействовано много предприятий и организаций, но основная роль отводилась Улан-Удэнскому, Киевскому и Ташкентскому авиационным заводам. Улан-Удэнский авиазавод изготавливал монтажно-эталонную оснастку для сборки, хвостовые балки и хвостовое оперение, мотогондолы; Ташкентский - грузовую кабину; а Киевский - агрегаты центроплана.

A.С. Палатников стал настойчиво добиваться участия Кумертауского машиностроительного завода в производстве этой авиационной техники. В конце октября 1966 года Палатников был вызван в Министерство авиационной промышленности (МАП) на заседание коллегии, на котором было решено на заводе вести сборку летательного аппарата Ка-26. 

Многие специалисты — это решение встретили в штыки. Главный технолог Ю.В. Бухвостов говорил, что летательный аппарат на заводе собирать не сможем - подготовку производства стапелей, штампов не осилить. Главный металлург пожаловался, мол, из-за отсутствия оборудования на заводе не сможем вести штамповку и лить цветное литье. А значит, речи о выпуске летательного аппарата быть не может. Некоторые начальники механических цехов утверждали, что нет токарей, фрезеровщиков по изготовлению сложных деталей.

Однако все эти доводы были опровергнуты Палатниковым. Можно только представить, как было трудно Александру Самойловичу настоять на важном решении.

Директор, разбивший «аргументы» сомневающихся…

Создание сложной авиационной техники потребовало серьезного увеличения мощностей действующего завода и привлечения с других аналогичных предприятий квалифицированных специалистов в этой области. Министерство авиационной промышленности выделило необходимые средства для модернизации, а руководство республики помогло решить вопрос с выделением земли (в том числе и ряда сельхозугодий), а также вопросы промышленного и жилищного строительства.

Приказ № 260 о начале подготовки к освоению производства вертолета Ка-26 был издан 15 марта 1967 года. И подписал его уже сам А. С. Палатников, с января возглавивший предприятие. Завод по большому счету еще не был готов к новому производству: не хватало оборудования, лабораторий, испытательных стендов, летно-испытательной станции. Но, самое главное - ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. Поэтому на первом этапе предприятие осуществляло только окончательную сборку, изготовление механических деталей и узлов, а также проводило летные испытания. При этом условия министерства были предельно жёсткими - закончить подготовку производства для выпуска установочной партии вертолётов в августе, изготовление узлов и деталей - в ноябре, завоз комплектующих агрегатов - в декабре 1967 года. В первом квартале 1968 года необходимо было закончить сборку первых трёх машин установочной партии, во втором и третьем - провести все испытания и до конца года наладить серийное производство этих вертолётов. 

Организация всех процессов – дело непростое, отчего первые вертолеты строились, как говорится, всем миром. Пока основные агрегаты винтокрылых машин поступали с других заводов, на самом КМЗ шла масштабная техническая революция: создавались новые цеха, отделы, лаборатории, испытательные подразделения. К тому времени строительство производственной базы на площадке «Б» в основном было закончено. Шло строительство аэродрома или, вернее, вертолетной площадки. Начинали работу многочисленные специальные службы. 

В это время в Кумертау прибыло много специалистов с авиационных заводов Арсеньева, Иркутска, Улан-Удэ, Новосибирска. Коллектив завода постоянно пополнялся молодыми выпускниками авиационных институтов и техникумов Уфы, Казани, Куйбышева, Харькова, Москвы, Воронежа, Саратова, Горького.

Ну и конечно, параллельно работе над новым вертолетом шло обучение работников КМЗ - как на самом предприятии, так и на заводах-смежниках. Для сборки же первых вертолетов и обучения кумертауских исполнителей из «ухтомки» приехали ИТР и рабочие во главе с начальником сборочного цеха А. М. Зейгманом.

Каждый день ценой огромных усилий всего коллектива завод делал шаг вперед. И прежде чем его сделать, приходилось многому учиться, пробовать и ошибаться в поисках верных решений, упорно добиваясь нужного результата. Это было время, когда средний возраст работников завода составлял менее 30 лет, а все мысли были устремлены вперед, на преодоление препятствий, учебу, освоение новых профессий.

Рисунок 10 – Серийное производство Ка-26

Не забывается такое никогда!

К тому времени на заводе был создан первый в Советском Союзе цех по производству стеклопластиковых лопастей. В числе других инновационных, как сейчас модно говорить, технологий было освоено производство клеесварных конструкций. Ценой неимоверных усилий завод шагал вперед, что называется, на марше учась, пробуя, оступаясь, но вновь поднимаясь и продолжая путь к тому историческому дню, когда вертолет, собранный умелыми руками заводчан, будет готов к полету. 

И вот он наступил! Миг между прошлым и будущим! Миг, в котором сконцентрировалась коллективная воля всех специалистов, рабочих, инженеров, конструкторов завода! В эту дату - 31 октября 1968 года была одержана большая трудовая победа заводчан – первый вертолет КА-26, собранный на Кумертауском машиностроительном заводе, выдержал все испытания, в том числе и летные, и поднялся в небо! Эту дату вам назовет любой представитель КумАПП! 

Рисунок 11 – Совещание у изделия на летно-испытательной станции

Первая бело-голубая винтокрылая машина имела серийный номер 0101. Слух о том, что вертолет выкатывается из цеха и транспортируется на летно-испытательную станцию, разошелся буквально в течение нескольких минут. Люди в едином порыве собрались на митинг. Директор Александр Самойлович Палатников поздравил коллектив с большой трудовой победой - созданием первого Кумертауского вертолета. Как и положено, соблюли все принятые в отрасли традиции, в том числе и разбили - на счастье - о стойку шасси бутылку шампанского.

Рисунок 12 – Первый полет Ка-26

Рисунок 13 – Первый вертолет модели Ка-26: Белявский, Камов, Палатников

Время быстротечно. Собранная и испытанная первая машина стала историей. Уже через год с небольшим, новый вертолет окончательно прописался в Кумертау, начался его серийный выпуск. Сразу начались поставки в ждущее эту универсальную машину народное хозяйство СССР. А потом отлично зарекомендовавший себя аппарат стали экпортировать в страны Европы и Африки, Монголию и даже Японию. С расширением производства завод стал более перспективным и на него возлагались большие надежды. 

Для авиапредприятия это было, пожалуй, самое яркое изделие. 

Кумертау – первым делом вертолеты!

Практически все, чем располагает и гордится завод сегодня, зарождалось в те уже далекие годы. Тяжелый, но вдохновленный труд коллектива привел к победам. В 1970 году первый вертолет Ка-26 был куплен Швецией, затем последовали поставки в Японию, ФРГ, ГДР, Венгрию, Болгарию, Румынию и другие страны. Иностранным эксплуатантам продана треть выпущенных вертолетов. Ка-26 использовали не только в сельском хозяйстве, но и в армии - в Венгрии и Румынии, и в полиции - в ФРГ и ГДР. Один вертолет окольными путями попал в США, где прошел обстоятельные испытания. В отчете фирмы «Локхид», проводившей испытания, отмечалось, что вертолет полностью отвечает заявленным данным, обладает отличной маневренностью и хорошей управляемостью.

За все время выпуска вертолетов Ка-26 не было ни одной серьезной аварии в ходе летных испытаний. Многие машины прослужили около 20 лет и наработали технический ресурс более 8 тысяч часов.

Ка-26 - не только вертолет-труженик, но и выдающийся спортсмен. В июне 1980 года два мировых рекорда на этой модели установил летчик-испытатель А. В. Шерстюк.

Рисунок 14 - Многоцелевой вертолет Ка-26

В марте 1982 года летчицы-спортсменки Егорьевского учебного центра Т. И. Зуева и Н. И. Еремина установили четыре мировых рекорда. Один из них - мировой рекорд ФАИ среди вертолетов класса «Е» по скороподъемности и высоте: трех тысячи метров серийный вертолет Ка-26 достиг за 8 минут 51,2 секунды.

С 1967 по 1970 год было построено и испытано несколько модификаций вертолета Ка-26: корабельный, лесопатрульный, санитарный, геологоразведочный, вертолет-кран, патрульный вариант для ГАИ и др. К вертолету в базовой конфигурации можно было добавлять комплекты быстросъемного оборудования: пассажирскую (транспортную) кабину, грузовую платформу, сельскохозяйственную технику, превращая его за 1,5-2 часа в любой из необходимых вариантов. Максимальная полезная нагрузка Ка-26 составляла 900 кг, максимальная скорость - 170 километров в час. 

Всего Кумертауским предприятием выпущено 814 вертолетов Ка-26, из них 235 поставлено на экспорт. 

Трудная дорога в большую авиацию

Вертолет Ка-26 серийно производился на Кумертауском заводе вплоть до 1978 года. Во многом благодаря данной модели определилась основная миссия завода и его большого коллектива.

В 1972 году произошло эпохальное событие. Приказом министра авиационной промышленности № 292-С с 1 ноября Кумертауский машиностроительный завод переименован в Кумертауский вертолетный завод. Появилась и успешно работает равная среди других авиационных фирма, равная по основным показателям, определяющим квалификацию коллектива и степень надежности выпускаемых машин.

Для предприятия 70-е годы были, возможно, самыми благоприятными в истории. Ежегодно росли объемы производства, достигая за пятилетку трехзначных показателей. 

А в 1974 году за заводские ворота каждые три дня (!) выкатывался новый вертолет. Сейчас такая производительность труда кажется фантастической. Но так было - за календарный год собрали 137 винтокрылых машин. А если отбросить в сторону выходные, то получится еще более неправдоподобная картина: менее чем в два дня по новому геликоптеру. Были такие дни, когда летчики-испытатели совершали до 20 вылетов в день. Поток сходящих с конвейера вертолетов был ошеломляющим.

Вскоре Минавиапром подкинул новую головоломку, поставив задачу сборки отъемной части крыла нового для тех лет самолета ТУ-154. Для этого на заводе был создан цех № 35. Кроме высочайшей ответственности за выпуск одного из основных элементов самолета, в то же время, это решение министерства имело свои плюсы. Так, началось оснащение предприятия современными станками для обработки длинномерных деталей, стали внедряться другие производственные и технологические новшества. Но этот процесс ввода последних достижений научно-технической мысли был «обоюдным». Как показали исследования, применяемые в Башкирии «вертолетные» технологии, позволили увеличить ресурс крыльев ТУ-154.

Рисунок 15 - Самолет Ту 154

Министр авиационной промышленности СССР П. В. Дементьев в декабре 1976 года подписал приказ о передаче технической документации по вертолету Ка-252 на КуВЗ. Ряду руководителей отрасли, в том числе А. С. Палатникову, предлагалось до 1 февраля 1977 года разработать совместно с НИАТ меры по организации серийного производства и обеспечению выпуска вертолетов в соответствии с народнохозяйственными планами. Сроки, что и говорить, сжатые.

На предприятии вертолет Ка-252 ПЛ получил кодовое обозначение – изделие 500». Он относился к машинам нового поколения. В эти годы был осуществлен переход электроснабжения вертолетов на системы переменного тока стабильной частоты с питанием от бесконтактных генераторов. Аппаратура регулировки, защиты и управления перешла от электромеханических элементов на электромагнитные с применением полупроводников, значительно расширился диапазон функций и мощностей бортового электропривода, начали широко применяться новые материалы, электро- радиоэлементы. На Ка-252 был установлен комплекс функционально-связанного оборудования, выполненный на базе последних достижений науки и промышленности. Он позволял выполнять длительные полеты в безориентирном пространстве (в акваториях морей и океанов) - тогда еще не было спутниковых навигационных систем - ни GPS. ни ГЛОНАСС, а также выполнять боевые задачи поиска и слежения, пилотирования, взаимодействия с кораблями и т. д.

В 1976 Полным ходом началось освоение производства нового типа вертолета КА-27. Уже в 1977 году Кумертауский вертолетный завод приступил к производству вертолета КА-27.

Организацией работ по освоению новой модели руководил главный инженер В. С. Колпаков. В октябре 1979 года его сменил М.И. Неганов, отвечавший уже за серийное производство этой машины и последующих модификаций. И хотя к этому времени был приобретен немалый опыт освоения сложных изделий, запускаемый вертолет имел военное назначение (противолодочный вертолет палубного базирования), а значит конструктивно и технологически был более сложным, нежели Ка-26, с особыми, требованиями к качеству.

Была проделана большая работа по адаптации производства с системами ЭВМ тех поколений, сначала весь пакет документов был передан на авиапредприятие еще до окончания государственных испытаний машины, поэтому после их проведения пришла масса новой документации, к тому же требующей доработки многих систем. Вертолетное направление на предприятии возглавлял заместитель главного конструктора В.М. Максимов. Он смог оперативно и на должном уровне обеспечить переход к изготовлению новой модели. 

Ведущие технологи вместе с начальниками техбюро цехов прорабатывали новую документацию на технологичность, давали свои замечания, разрабатывали графики подготовки производства, перечни необходимого оборудования, тем не менее проблем хватало. Особую сложность представляла разработка новых техпроцессов, которые предстояло внедрить в производство формовка деталей на прессах высокого давления, штамповка деталей из листового титана, изготовление крупногабаритных обшивок, глубокая вытяжка коробчатых деталей, электрогидравлическая штамповка, многопереходная вытяжка металлофторпластовых втулок, вытяжка шар баллонов из титана толщиной 3,5 мм, одновременно шло проектирование и изготовление оснастки для формования стекол из ориентированного стекла, запускались в производство новые виды нормалей.

Вновь, как и при освоении Ка-26, свое дружеское плечо подставили специалисты из «Ухтомки», помогая и словом, и делом. Не остались в стороне и коллеги из Казанского и Московского НИАТов, а также работники авиапредприятий Ташкента, Казани, Самары, Воронежа, Ростова, Новосибирска, Смоленска. 

В ноябре 1979 года первые два вертолета Ка-252 ПЛ (01-01 и 01-02) были приняты представителем заказчика по боеготовности, а в декабре отправлены в учебный центр (город Очаков, Крым). 

Началось плодотворное сотрудничество коллектива предприятия с эксплуатирующими частями авиации ВМФ СССР, продолжавшееся долгие годы. Наряду с производством основного корабельного вертолета Ка-27 ПЛ закладывались в стапеля агрегаты других модификаций вертолетов Ка-252 У, Ка-27 ПС, Ка-28, Ка-29, а также гражданский Ка-32 Т и Ка-32 С, что существенно увеличивало объем производства.

От филиала - к Объединению…

С развитием Кумертауского предприятия и увеличением его производственной нагрузки средства наземного обслуживания и отдельные виды швартовок парашютно-десантной техники в середине семидесятых начал изготавливать филиал КуB3. Он был организован в городе Гурьеве (Казахская ССР) на базе авторемонтного завода. Впоследствии филиал стал называться Гурьевским механическим заводом (ГМЗ). Здесь было начато освоение платформы «Шельф» (позже ее передали в Таганрог), а в 1977 году, КуВЗ в составе головного предприятия в городе Кумертау и ГМЗ в Гурьеве был преобразован в Кумертауское авиационное производственное объединение (КумАПО). Генеральным директором объединения стал А. С. Палатников.

В сентябре 1977 года Кумертауский вертолетный завод был переименован в Кумертауское авиационное производственное объединение (КумАПО), в которое также вошел Гурьевский механический завод. КумАПО выпускал вертолёты КА-27 различных модификаций и назначений. Для Военно-Морского флота России было освоено восемь вариантов военных корабельных вертолётов противолодочного назначения.
Оснащённые необходимым техническим оборудованием, эти вертолёты являлись главным средством обнаружения местонахождения иностранных подводных лодок (в августе 2000 года вертолёты КА-27 были использованы во время проведения поисково-спасательных работ в районе гибели атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море). 

В 1978 году было завершено серийное производство вертолетов КА-26 и начато освоение производства новых многоцелевых вертолетов КА-32 и вместе с этим беспилотные самолеты, парашютные средства десантирования легкой бронированной техники и другую продукцию для оборонной промышленности.

Рисунок 16 - КА-32 на тушении пожара

С 1979 года на КумАПО выпускались вертолёты КА-27 ПЛ (противолодочный), КА-27 ПС (поисково-спасательный), КА-28 (экспортный вариант вертолёта КА-27 ПЛ).

В начале 80-х годов предприятие было задействовано в изготовлении отдельных агрегатов космического корабля «Буран». 

В 1980 году, при руководстве Бориса Сергеевича Малышева, объем производства по сравнению с 1975 годом составил - 199,5%, в 1985 году по сравнению с 1980 годом – 161,7%. Также успешны были внедрен ряд уникальных технических процессов (впервые в отрасли стали изготовлять лопасти из стекло- и углепластика, применять лазерную обработку отверстий, изготовлять детали в условиях сверхпластичности и др.), а также система управления качеством, автоматизированная система управления предприятием и система автоматизированного проектирования.

Кумертауское авиационное производственное объединение передано в Департамент авиационной промышленности России. 

В июне 1992 года Департамент авиационной промышленности Российской Федерации переименовал КумАПО в Кумертауское авиационное производственное предприятие предприятие (КумАПП), а ещё через год КумАПП было передано в ведение Государственного Комитета оборонной промышленности Российской Федерации. Тот период в машиностроении отличался нестабильностью, но несмотря на снижение производства Средств Десантирования КумАПП было в отрасли одним из немногих предприятий, работающих стабильно и набравших необходимые темпы за счет увеличения производства КА-32.

К 2000 году на предприятии был внедрён целый ряд уникальных наукоёмких технологический процессов, позволяющих выпускать уникальную продукцию: полимерные сотопакеты, трёхканальные лопасти к вертолёту, мягкие топливные баки на все типы вертолётов и баллонеты. Также в 2000 году КумАПП приступил к изготовлению нового вертолёта КА-31.

Также, завод занимался выпуском не только авиационной техники, но и товаров народного потребления.

С заботой о людях

Во многом внешний и внутренний облик города стал определяться КумАПП. В 60-г.г. со всех концов огромной страны прибывали квалифицированные специалисты: инженеры, техники, рабочие. Привозили свои семьи. 

С момента образования Кумертауского авиационного предприятия его вклад в экономику и социальную инфраструктуру города увеличивался вместе с ростом предприятия. В 1962 году Кумертауский машиностроительный завод выступил заказчиком строительства теплотрассы «ТЭЦ - Город», затем очистных канализационных сооружений, электрических сетей и благоустройства. За период с 1962 по 1982 год в строительство городской инфраструктуры было вложено авиационным предприятием более 12,5 млн рублей.

В 80-е годы КумАПП уже стало мощным градообразующим предприятием, стабильно выполняющим государственные плановые задания по всей установленной номенклатуре. В городе были построены многоэтажные жилые дома общей площадью 97082 кв. метра; объекты здравоохранения, культуры, образования и отдыха: поликлиника на 600 посещений в смену, родильный дом, лечебный профилакторий на 100 мест, детские сады на 880 мест, детский оздоровительный лагерь «Березка» на 350 мест, учебный корпус СПТУ-55 на 720 мест, Дом культуры «Рассвет», спортивные площадки и аттракционы в парке им. Ю. Гагарина. В 1981 году коллективом авиастроителей было организовано подсобное хозяйство - совхоз «Радио». Совхоз имел пахотные земли, на которых выращивал картофель, лук, капусту и другие овощи; занимался разведением крупного рогатого скота и свиней. В 1985 году выручка от реализации продукций, выработанной совхозом «Радио», составила 744 тыс. рублей.

По инициативе А.С. Палатникова авиастроителями в городе были построены два детских клуба «Икар» и «Орленок».

А. С. Палатников, прошедший путь от инженера-технолога до генерального директора авиакомпании «Аэро-Камов», с особой теплотой и заботой относился к подрастающему поколению горожан. Он прекрасно понимал, что у начатого дела нет будущего, если его не продолжит следующее поколение, а для этого необходимо соответствующее воспитание, которое и возлагалось на клубы юных техников. 

В 1973 году в городе был создан авиационно-технический спортивный клуб вертолетного завода, который сразу же стал пользоваться большой популярностью у молодежи. Парашютный спорт, которым занимаются юноши и девушки в этом клубе, стал любимым для многих кумертауцев. Во время общегородских праздничных мероприятий кумертауские парашютисты, выполняя свои красивые прыжки с самолета и вертолета, вызывают у горожан чувства восторга и уважения к занимающимся таким мужественным видом спорта. За время работы авиационно-технического спортивного клуба в городе было подготовлено более 2000 спортсменов-парашютистов. Сборная команда авиационно-технического спортивного клуба является чемпионом и лидером чемпионатов России, СССР, СНГ и международных соревнований. Восемь воспитанников клуба стали абсолютными чемпионами России, трое - чемпионами мира, призерами чемпионата мира и Европы.

Рисунок 17 - Выступление парашютистов АТСК г. Кумертау

В августе 1984 года при Кумертауском авиационном предприятии был создан «Дельтаклуб», который в последствии был переименован в клуб сверхлегкой авиации «Ротор». В этом клубе молодежь самостоятельно занималась разработкой и изготовлением сверхлегких летательных аппаратов. Деятельность клуба включала в себя опытно-конструкторскую работу, летное обучение (на дельтапланах, дельталётах, микросамолётах), подготовку спортсменов для соревнований и мелкосерийное производство сверхлегких летательных аппаратов. С 2005 года клуб «Ротор» находится на самофинансировании.

Серьезной проблемой в оказании своевременной медицинской помощи больным в те годы было отсутствие диагностических аппаратов. Кумертауское авиационное предприятие, которым руководил А.С. Палатников, сотрудничало с Японией, в которой производилось востребованное медицинское оборудование. С его помощью были приобретены японские приборы для Кумертауской больницы: колонофиброскоп и фиброгастроскоп, с их помощью исследовали пищевод, желудок, кишечник. Благодаря усилиям генерального директора КумАПП, жители города Кумертау и близлежащих сельских районов получали качественную медицинскую помощь, не выезжая в Уфу.

Этапным событием для системы образования города и для пополнения предприятия молодыми специалистами стало открытие по инициативе генерального директора КумАПП А.С. Палатникова в 1977 году вечернего отделения технологического факультета Уфимского авиационного института (позже филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Кумертау). В 1985 году Министерство авиационной промышленности по просьбе руководства КумАПП издает указ об открытии в г. Кумертау филиала Уфимского авиационного техникума. Организация работы была возложена на генерального директора объединения А.С. Палатникова, которую он блестяще выполнил.

1 сентября 1985 года аудитории авиационного техникума заполнили первые 54 студента по специальности «Вертолетостроение», так необходимые предприятию. Для нашего небольшого города филиал УАИ – УГАТУ стал за свой более чем сорокалетний срок существования настоящей кузницей кадров. Наш филиал окончили многие горожане, ставшие впоследствии руководителями подразделений авиационного предприятия, других предприятий и учреждений города. В числе выпускников филиала немало тех, кто занимал и занимает высокие посты в экономике и управленческом звене Республики Башкортостан. Это говорит о высоком статусе нашего филиала.

В 80-е годы КумАПП уже стало мощным градообразующим предприятием, стабильно выполняющим государственные плановые задания по всей установленной номенклатуре. Это позволяло осуществлять техническое перевооружение авиационного производства и направлять значительные средства на строительство жилья и социальных объектов. В городе были построены многоэтажные жилые дома общей площадью 97082 кв. метра; объекты здравоохранения, культуры, образования и отдыха: поликлиника на 600 посещений в смену, родильный дом, лечебный профилакторий, детские сады, детский оздоровительный лагерь «Березка», учебный корпус СПТУ-55, Дом культуры «Рассвет», спортивные площадки и аттракционы в парке им. Ю. Гагарина.

Будущее определяется сегодня – XXI век

В июне 2001 года Кумертауские авиастроители приступили к освоению производства нового вертолёта КА-226.

Рисунок 18 – КА-226 на летно-испытательной станции

Вертолёты КА-226 представляют собой модернизацию хорошо зарекомендовавших себя вертолётов КА-26. Эти вертолёты унаследовали все самое лучшее от своих предшественников: простую технику пилотирования, низкий уровень вибрации, надежность, безопасность полётов и неприхотливость в эксплуатации. Модульность конструкции вертолёта позволяет быстро разрабатывать новые варианты применения КА-226 (базовая модель предназначена для перевозки людей и транспортировки грузов). В ОАО «Камов» был создан аварийно-спасательный вариант этого вертолёта для МЧС, а также разработаны медицинский и патрульный варианты.

4 февраля 2002 года вертолёт КА-226.50 под номером 0001, изготовленный на Кумертауском авиационном предприятии, после проведенных наземных испытаний был отправлен в Москву для дальнейших лётных и сертификационных испытаний. Длительные испытания увенчались долгожданным успехом, и коллектив предприятия получил лётный сертификат на новый образец выпускаемой продукции - вертолёт КА-226. Получение лётного сертификата позволило начать серийное производство этой универсальной машины.

Кумертауское авиационное производственное предприятие на протяжении многих лет успешно справляется с заказами для иностранных покупателей. Оно является лучшим Российским экспортером по итогам работы 1999 года. Большое количество вертолётов, изготовленных в Кумертау, поставляется в Индию, Китай и Корею, а в последние годы в Испанию и Португалию. Там наши вертолёты выполняют различные задачи: пожаротушение, поисково-спасательные работы, патрулирование морского побережья. В декабре 2006 года только в Республику Корея был отправлен пятидесятый по счету вертолёт КА-32.

Рисунок 19 – Вертолёт КА-32 для Корейской Республики

Для такой небольшой страны пятьдесят вертолётов одного типа - это огромное количество, притом, что в мире авиации существует сильнейшая конкуренция между российскими, американскими и европейскими производителями. В настоящее время предприятие уверенно увеличивает объем продажи вертолётов на мировом рынке: в Юго-восточную Азию и Западную Европу. Авиастроителями Кумертауского авиационного производственного предприятия было успешно освоено производство вертолётов: КА-226; KА-31; KА-32 A11BC; KA-32 A4.

В настоящее время КумАПП выпускает вертолеты морского базирования марки "Ка". Вертолеты этого типа обладают уникальными техническими характеристиками и применяются военно-морскими силами многих стран. Также, Предприятие выпускает новый многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС. 

Вертолет оснащен новой отечественной системой пожаротушения СП-32 с функцией подогрева воды, что позволяет тушить пожары даже в сильный мороз. Емкость бака – 4000 литров, с возможностью использования 400 литров пеноагента. Бак заполняется за 60 секунд. Ка-32А11ВС способен тушить возгорания в условиях сильной задымленности, на последних этажах высотных зданий и объектах нефтегазовой промышленности. Признан одним из лучших противопожарных вертолетов в мире.

Установлена современное аварийно-спасательное оборудование, а также «стеклянная кабина» – цифровой пилотажно-навигационный комплекс с дисплейной индикацией. Обновленный Ка-32А11BC адаптирован под применение очков ночного видения. Возможности вертолета могут быть расширены за счет установки дополнительного обзорного, навигационного и иного целевого оборудования, интегрированного в бортовой пилотажно-навигационный комплекс.

Вертолет Ка-32А11BC предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, сложнейших мероприятий по пожаротушению, транспортировки груза внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, трелевки леса, эвакуации больных и пострадавших, а также патрулирования поддержки операций спецслужб.

Вертолеты марки «Ка» эксплуатируются более чем в 30 странах, участвуя в различных миссиях по всему миру. В 2017 году, на заводе был собран и отправлен турецкой компании Kaan Air первый Ка-32А11BC, вторая и третья машины были переданы заказчику до конца года. 

Также, в конце декабря 2017 холдинг осуществил поставку двух вертолетов Ка-32А11ВС в Китай для Пожарного управления общественной безопасности города Циндао. В 2018 году, КумАПП поставил на экспорт семь многоцелевых вертолетов Ка-32А11BC. Машины были переданы иностранным заказчикам из Китая, Турции и стран Юго-Восточной Азии.

По данным на 2018 год, КумАПП производил модернизацию производства в соответствии со стратегией развития производственных мощностей холдинга «Вертолеты России». На предприятии проводилось обучение летного и инженерно-технического состава. По завершению курса обучения, пилотам выдавали сертификаты соответствующего образца, ведомость оценок по экзаменам и справки о налетах.

Ка-226Т — первый в России вертолёт, вся конструкторская документация которого велась в „цифре“. Это позволило существенно сократить время создания машины и в сжатые сроки приступить к лётным испытаниям. 

Благодаря своей ключевой особенности — приспособленности к полётам в высокогорье — проект модернизации Ка-226Т получил рабочее название «Альпинист».

Вертолёт оснащен новым комплексом пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, опционально может быть оборудован кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха.

Ка-226Т имеет соосную схему несущих винтов, которая обеспечивает хорошую управляемость в условиях разреженного воздуха, устойчивость к сильному боковому ветру, высокую скороподъемность, возможность взлета и посадки на площадки, расположенные на больших высотах. Также вертолет Ка-226Т высокоэффективен при полетах над водной поверхностью. Он может осуществлять взлет и посадку на палубу даже небольших морских судов.

В конце марта 2017 года, на КумАПП состоялась передача госзаказчику первых двух Ка-226Т корабельного базирования, в декабре 2017 года были дополнительно переданы два вертолета. В апреле 2018 года Кумертауское авиационное производственное предприятие передало заказчику последние два вертолета Ка-226Т, досрочно завершив исполнение контракта.

КумАПП продолжает модернизацию производства в соответствии со стратегией развития производственных мощностей холдинга «Вертолеты России». На предприятии проводится обучение летного и инженерно-технического состава. По завершению курса обучения пилотам выдаются сертификаты соответствующего образца, ведомость оценок по экзаменам и справки о налетах.

Вертолеты марки «Ка» эксплуатируются более чем в 30 странах, участвуя в различных миссиях по всему миру. 

Заключение

По уровню развития авиастроения можно достаточно объективно оценить общий уровень развития страны. И Россия по-прежнему, несмотря ни на что, считается одним из центров авиастроения. Этот имидж она получила как одно из великих наследий нашего общего, недавно единого государства, которое по крупицам создавалось нелегким трудом его лучших представителей - патриотов родины и авиации.

Достоин памяти… 

11 декабря 2023 года исполнилось бы 100 лет генеральному директору КумАПП Александру Палатникову. С 1966 по 1987 годы Александр Самойлович был главным авиастроителем Башкирии.

Александр Самойлович Палатников не только для работников авиазавода, но и для всех горожан – человек-легенда. Почетный гражданин Кумертау, ветеран Великой Отечественной войны, талантливый инженер, создатель и первый руководитель уникального производства – авиационного предприятия в нашем городе.

Анализируя материал, собранный из живых источников: очевидцев его деятельности, его родственников, а также в музеях города и авиационного предприятия, а также на просторах Интернета, я сделал вывод о том, что Александр Самойлович Палатников - один из тех деятелей, который закладывал фундамент авиастроения страны, прошедший путь от инженера до руководителя крупного объединения.

Под его руководством было проведено перепрофилирование предприятия на производство современной авиационной техники. В 80-е годы Кумертауское объединение успешно освоило выпуск вертолетов конструкторского бюро Камова - Ка-26, Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-32 и других, новых образцов беспилотной техники (в том числе самолета «Рейс»), десантной техники, самолета М-17, отъемной части крыла самолета Ту-154. Предприятие принимало активное участие в космической программе «Буран». 

«Строг, но справедлив» – так уважительно отзывались об Александре Самойловиче Палатникове все, кому довелось знать его лично. Вся биография Александра Самойловича, масштаб его личности – пример мужества, боевого и трудового подвига, бесконечной преданности своему делу. 

Ветераны предприятия отзываются об Александре Самойловиче как о профессиональном специалисте, строгом, но справедливом руководителе. Он принимал деятельное участие в общественной жизни, социально-экономическом развитии города и республики. Избирался членом городского комитета КПСС, много раз был депутатом Кумертауского городского Совета. Жители города присвоили Александру Палатникову звание «Почетный гражданин города Кумертау».

За большой вклад в развитие машиностроительной отрасли Александр Самойлович был удостоен почетного звания «Заслуженный машиностроитель Башкирской АССР», являлся почетным авиастроителем СССР. Награждался орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. В 1978 году за успешное освоение и выпуск новой авиационной техники Александр Палатников стал лауреатом Государственной премии СССР.

Создание многотысячного коллектива рабочих и инженеров, которые и сейчас трудятся над выпуском новых видов вертолетов, – это тоже заслуга Александра Самойловича. Под его непосредственным руководством было организовано и серийное изготовление сложнейших лопастей для всех видов вертолетов, выпущенных на КумАПП. 

Коллектив завода с большим уважением относился к своему директору, а за незаурядные способности Александра Самойловича каждый работник называл его «папой». 

С момента образования Кумертауского авиационного предприятия его вклад в экономику и социальную инфраструктуру города увеличивался вместе с ростом предприятия, а это была в большей мере заслуга его генерального директора.

С 1987 года Александр Палатников работал в ОАО «Камов» в подмосковных Люберцах. К сожалению, в 2007 году его не стало…

И по сей день все, кто знал этого уникального, чуткого, душевного человека, отдававшего всего себя любимому делу, вспоминают его с благодарностью. Недаром на территории завода установлен его бюст, и в Дни открытых дверей, в Дни Воздушного флота, в дни его рождения заводчане и жители города приносят сюда цветы.

Рисунок 20– Бюст Палатникова А. С. — основателя и первого руководителя КумАПП

Учитывая огромный вклад в развитие города, ветераны-труда предложили в память о великом человеке, внесшем большой вклад в развитие города, поставить бюст Александру Самойловичу Палатникову на площади Советов возле вертолета Ка-26, где каждый житель мог бы поклониться и возложить венки и цветы.

Я считаю, что он не только изменил возможный ход развития городского авиастроительного предприятия, наметив определяющую траекторию его дальнейшего развития, но, и возможно, определил путь развития нашего города на несколько десятилетий вперед.

Александр Самойлович Палатников оставил добрую память не только в истории КумАПП и города, но и в сердцах людей…

Использованные источники:

  1. Емельянова В.Г, Мы - авиастроители [Текст] / Емельянова В — 2-е изд. — Кумертау: Белая Река, 2007 — 191 c.
  2. Ахмадеев, И. Ю. Фотоальбом «Полет начинается на земле» [Текст] / И. Ю. Ахмадеев — 4-е изд. — Кумерта: «Белая Река», 2012г. — 246 c.
  3. Мокроусов В.П Кумертау - история в фотографиях [Текст] / Мокроусов В.П — 9-е изд. — Кумертау: ГУП РБ «Уфимский Полиграфкомбинат», 2010 — 239 c.
  4. Материалы музея «КумАПП».
  5. Материалы архива г. Кумертау
  6. Вертолеты Кумертауского авиазавода пополнят парк экстренных служб Турции
  7. Контактный парк авиатехники «Вертолет» Кумертау
  8. Власть. Судьбы. События 
  9. «В Кумертау собираются серийно изготавливать беспилотные вертолеты»
  10. Достоин памяти
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (28.12.2022) | Автор: Ежов Максим Юрьевич W
Просмотров: 458 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2623)
Фурсов Максим (2026)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1966)
Егор Андреевич Попов (1708)
Штриккер Артур (1280)
Григорьев Павел Сергеевич (683)
Медведкин Иван (614)
Азарин Николай (561)
Трунов Артём Николаевич (493)
Ефимова Софья Алексеевна (471)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024