Пятница, 22.11.2024, 04:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

Какую роль сыграли женщины-пилоты в истории авиации и воздухоплавания?

Автор: Колыванова Екатерина Павловна
Возраст: 16 лет
Место учебы: КГАПОУ "Авиатехникум"
Город, регион: г. Пермь, Пермский край
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Архипова Л.Г., Зиннатова О.М., КГАПОУ "Авиатехникум"

Какую роль сыграли женщины-пилоты в истории авиации и воздухоплавания?

План

Введение
1. Первые женщины-пилоты на начальном этапе развития авиации2. Женщины-пилоты на этапе рассвета авиации
3. Участие женщин-пилотов в Великой Отечественной войне
4. Рекордсменки женщины-пилоты в послевоенное время
Заключение
Список литературы

Введение

Девушка-пилот - авиатрисса. Так называют женщин-авиаторов. Союз «Авиатрисса» объединяет всех женщин лётных специальностей. Изначально профессия пилот была исключительно мужская, но и девушки не остались в стороне и тоже стали интересоваться этой увлекательной профессией. Люди считали, что девушки не способны управлять такой техникой, поэтому не допускали женщин к обучению, но девушки смогли доказать, что это не так.

Первые авиатриссы появились благодаря своему желанию летать и желанию доказать, что девушки не хуже мужчин могут справляться с такой техникой. Почти каждая лётчица попала в историю со своей уникальной историей. До сих пор женщина-пилот звучит достойно и вызывает у людей чувство гордости.

Гипотеза работы: удалось ли женщинам-пилотам покорить небо.

Цель работы: анализ освоения неба женщинами-пилотами.

Задачи:

  • выяснить какие авиатриссы были первыми в России и зарубежом на начальном этапе развития авиации;
  • определить первые достижения женщин в пилотировании;
  • изучить авиатрисс и их достижения в пилотировании на этапе рассвета авиации;
  • проанализировать участие женщин-летчиц в ВОВ;
  • изучить современные авиационные рекорды авиатрисс в индивидуальном и групповом пилотировании;
  • сделать выводы по освоению неба авиатриссами.

 1. Первые женщины-пилоты на начальном этапе развития авиации

1.1. Русские авиатриссы

В начале 20 века произошло бурное развитие авиации во всём мире, в том числе Российская империя стала проявлять к ней интерес. Появились знаменные летчики, такие как Нестеров, Ефимов, Казаков и многие другие, которые участвовали в первой мировой войне. Женщины не остались в стороне в опасное для страны время и также участвовали в военных действия в качестве лётчиков: Софья Долгорукова (Бобринская), Елена Самсонова и другие.

Первая женщина-пилот в России, лётчица-рекордсменка – это Лидия Виссарионовна Зверева (см. рисунок 1).

В 1911 году она сдала экзамен на самолёте Farman IV и получила диплом Императорского клуба. Зверева Л.В. стала первой женщиной в мире, выполнившей целую серию сложнейших фигур высшего пилотажа: мертвую петлю, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором (двигатель включался, лишь когда самолет разгонялся на низких высотах).

Следом за Зверевой Л.В. летный диплом получила Евгения Михайловна Шаховская (см. рисунок 2). Она стала летчицей также в 1911 году, сдав экзамен в Германии. С началом Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт и была туда направлена. Считается, что Е. Шаховская была первой женщиной-военным летчиком в мире, но это документально это подтвердить не могут.

Ещё одна известная женщина в Росси, получившая лицензию пилота, лётчица-рекордсменка, первая женщина-лётчик-испытатель - Любовь Александровна Галанчикова (см. рисунок 3). Испытывая самолёт "Фоккер" Галанчикова смогла подняться на высоту в 2200 метров и, таким образом, установила мировой рекорд среди женщин.

1.2. Зарубежные женщины-пилоты

Уникальность летчиц начала 20 века в том, что они стали первыми, кто решился рисковать своей жизнью ради покорения воздушного пространства наравне с мужчинами, и кто вдохновлял мужчин на новые достижения.

2. Женщины-пилоты на этапе рассвета авиации

2.1. Советские авиатриссы

В 20-30-е годы XX века произошёл прорыв в промышленности, в том числе и в авиационной, широко развивались авиаклубы и авиашколы. В СССР образована организация «Осоавиахим», которая поддерживает сотни аэроклубов, членство в которых открыто для претендентов любых возрастов. Большое количество молодёжи: юношей и девушек, хотели стать военными и летчиками.

Советская лётчица Валентина Степановна Гризодубова участница одного из рекордных перелётов, дослужила до звания полковник. Валентина Степановна – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза.

Первый свой полёт она совершила на планере в 14 лет на слёте планеристов в Коктебели. Занималась планёрным спортом. Работала лётчиком-инструктором, подготовила десятки молодых лётчиков. Облетела почти всю страну на различных типах самолетов, агитируя других девушек приходить учиться в авиашколы.

В октябре 1937 года Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолётах. Вместе с Расковой установили рекорд дальности по прямой.

В 1939 году Валентина Степановна была назначена начальником Управления международных воздушных линий ГВФ СССР. Проявила она себя талантливым организатором и дипломатом, открыв первые регулярные рейсы в Европу.

Принесла Гризодубова огромную пользу и на фронте. Во время Великой Отечественной войны командовала 101-м полком авиации дальнего действия. Это был первый случай, когда в мужском полку командиром была назначена женщина.

Лётчик-штурман советского времени Марина Михайловна Раскова, получила звание майора Военно-воздушных сил красной армии, в числе первых женщин, которые были удостоены званием Герой Советского Союза.

Работала штурманом, провела масштабную аэрофотосъемку для обустройства гидроавиалинии. Работала инструктором-летнабом аэронавигационной лаборатории, инструктором по «слепым» полётам и преподаватель штурманского дела на курсах усовершенствования начальствующего состава.

В 1937 году Марина Михайловна приняла участие в установлении мирового авиационного рекорда дальности, была она штурманом. А 24 октября этого же года Раскова и Гризодубова установили рекорд дальности по прямой, среди лёгких самолётов.

В начале ВОВ в 1941 году с одобрения Ставки ВГК сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и «Осовиахима», авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2) (неофициальное название «Ночные ведьмы»). Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Марина Раскова погибла в 1943 г. при выполнении боевого задания.

Советская лётчица Полина Денисовна Осипенко, одна из первых удостоена звания Герой Советского Союза.

Полина Осипенко закончила Качинскую школу военных пилотов. Уже тогда её готовили к установлению авиационных рекордов. Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации.

Летом в 1937 году Полина Денисовна побила три мировых рекорда высотных полётов без нагрузки и с грузом. В 1938 году возглавляла беспосадочный перелёт, её экипаж установил международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.

Полина Осипенко погибла в мае 1939 года в авиакатастрофе.

2.2. Совместный рекорд Гризодубовой, Расковой и Осипенко

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» был совершен беспосадочный перелёт экипажем в составе:

  • командира - Валентины Степановны Гризодубовой,
  • второго пилота – Полины Денисовны Осипенко,
  • штурмана – Марины Михайловны Расковой.

Маршрут Москва – Дальний Восток был протяжённостью 6450 км. Перелёт длился 26 часов             29 минут. Тогда был установлен женский мировой авиационный рекорд.

Полёт проходил при сложных метеоусловиях: обледенение, сильные порывы ветра. Из-за этого пришлось снизить высоту, увеличив расход топлива. В данных условиях экипажу пришлось принимать трудные и ответственные решения. Штурману Марине Расковой пришлось прыгнуть с парашютом в суровой таёжной местности, по которой она добиралась несколько суток до места приземления своего экипажа.

За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Марине Расковой и Полине Осипенко 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

2.2. Зарубежные женщины-пилоты

В период рассвета авиации женщины ни на толику не уступили своего места в покорении неба, а заняли устойчивое и успешное положение в международном авиационном движении. Они по-прежнему смело и отважно занимались чисто мужской профессией. Конечно, в этот период их было немного, но тем ценнее память о каждой из них, оставивших след в уходящем прогрессе.

3. Участие женщин-пилотов в Великой Отечественной войне

Женщины воевали наравне с мужчинами и совершали подвиги.

Советская лётчица Екатерина Ивановна Зеленко (см. рисунок 17), она единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран. Зеленко совершила подвиг, равного которому не совершала ни одна другая летчица Второй мировой войны, – воздушный таран.

Была спортсменкой-планеристкой высокого уровня, имея на личном счету даже один мировой рекорд для женских экипажей планеров по дальности полета.

Она решила пойти на службу в Красную армию в 1934 году, была единственной женщиной-пилотом, участвовавшей в советско-финской войне (1939—1940).

В годы ВОВ совершала разведывательные боевые вылеты на самолёте Су-2. Во время одного из таких вылетов таранила немецкий истребитель Me-109 и погибла.

По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина:

«А ведь это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!»

Советская лётчица-ас истребительной авиации Лидия Владимировна Литвяк —самая результативная женщина-пилот Второй мировой войны, Герой Советского Союза. В годы ВОВ получила прозвище «Белая лилия Сталинграда». На боевом счету Лидии Литвяк за 11 месяцев службы было совершено 168 боевых вылетов было 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 – в группе. Она летала на истребителе Як-1.

Лидия Литвяк (см. рисунок 18) прожила короткую, но яркую, героическую, наполненную любовью к родине и друзьям жизнь. Её судьба, как и у всех советских девушек и парней, оказалась разделена на два периода самым страшным словом – «война».

3.2. Участие в ВОВ американских женщин пилотов

Несмотря на то, что во Второй мировой войне принимало участие 61 государство, только в шести странах женщин-пилотов привлекли на помощь военно-воздушным силам. И только в СССР женщины воевали на фронте наравне с мужчинами. Использование женщин в Великобритании и США на перегонах самолетов было вызвано в меньшей степени нехваткой пилотов-мужчин, и больше объяснялось патриотическим подъемом женского движения в стране. Мужественные женщины-пилоты выполнили колоссальный объем работ, взвалив на свои плечи тяжелейший груз военной профессии, посильный далеко не каждому мужчине. Низкий им поклон, безмерное уважение и наша вечная память.

4. Рекордсменки женщины-пилоты в послевоенное время

4.1. На военных самолётах

Советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира Марина Лаврентьева Попович.

С 1960 года Марина Попович (см. рисунок 20) стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах.  Стала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ).

В 1965 году на самолёте Як-25РВ с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. В 1967 году Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте Як-25РВ по маршруту «Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград» 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта Ан-22 «Антей»; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн. В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями Мариной Попович и Сергеем Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.

Советский космонавт, лётчик-испытатель, майор военно-воздушных сил СССР, педагог и общественный деятель Светлана Евгеньевна Савицкая (см. рисунок 21). Вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой. Первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, заслуженный мастер спорта СССР. С 1969 года по 1977 год Светлана Савицкая входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. В 1975—1978 годах установила на учебно-боевом МиГ-25ПУ 4 женских рекорда высоты и скорости полёта.

4.2. На спортивных самолётах

Женщина–легенда (уроженка Пермского края) Валентина Кузьмовна Яикова (Голдобина). Имеет звание абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу, она — единственная женщина в мире, трижды подтверждавшая звание абсолютной чемпионки на европейских состязаниях, абсолютная чемпионка СССР, дважды — Белорусской ССР. 17 раз была чемпионкой мира в командных упражнениях и это не все. Валентина Кузьмовна провела за штурвалом 6500 часов. Освоила 24 типа самолетов и вертолетов.

Российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолётному спорту Светлана Владимировна Капанина (см. рисунок 23). Освоила самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, планёр LET L-13 Бланик. Является членом пилотажной группы «Первый полёт».

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу, в 1993 году стала серебряным призёром чемпионата Европы. Капанина    самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: 38-кратная чемпионка и 7-кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, 8-кратная чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 12-кратная чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка Европы, двукратная абсолютная чемпионка России, чемпионка СССР, абсолютная чемпионка Великобритании.

Всего на международных соревнованиях различного ранга она завоевала 62 золотых, 18 серебряных и 12 бронзовых медалей. Благодаря успешному выступлению Капаниной сборная команда России по высшему пилотажу одержала восемь командных побед. Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор 1 класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания „Сухой“» «ОКБ Сухого. Лучший пилот столетия (по версии FAI).

В 2003 году занесена в книгу рекордов Гиннесса — как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации.

4.3. На гражданских самолётах

Советская женщина-пилот «Аэрофлота», мировая рекордсменка, единственная женщина в нашей стране женщина, удостоенная звания «Заслуженный пилот СССР» - Ираида Фёдоровна Вертипрахова (рисунок 24). Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник Аэрофлота», знаком «За безаварийный налет часов».

Сначала летала на ближнемагистральных турбовинтовых самолётах Ил-14, Ил-18, командиром которого она являлась в течение многих лет. Переучившись на пассажирский дальнемагистральный турбореактивный самолёт Ил-62 — она стала первой в Советском Союзе женщиной-командиром самолёта Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот». Позже она освоила среднемагистральный самолёт Ту-154, став его командиром.

Летчица-спортсменка ДОСААФ Евгения Николаевна Мартова (см. рисунок 25). Имеет семь мировых рекордов дальности и скорости полетов на самолетах, в том числе на сверхзвуковых.

В 1966 году на самолете МиГ-21 Евгения Мартова побила мировые рекорды скорости полета:

- в 1966 г. пролетела замкнутый маршрут в 2000 км средней скоростью 900 км/ч (этот рекорд не превзойден до сих пор);

- в 1967 г. пролетела 100-километровую замкнутую дистанцию со скоростью 2128,7 километра в час (этот сумасшедший рекорд долго не могли "перекрыть" даже мужчины).

Одна из двух женщин-пилотов командиров Ил-18 в Советском Союзе - Тамара Григорьевна Павленко, совершала дальние сложные рейсы "Алма-Ата - Ленинград", "Алма-Ата - Симферополь", "Алма-Ата - Киев", и так далее. Лайнер Ил-18 был сложным, и даже не каждый летчик-мужчина мог летать так классно, как летала Тамара Павленко.

Единственная в России женщина-штурман самолёта Ил-62 - Козырь Галина Антоновна. Установила три мировых рекорда на самолете Ил-18, пять - на Ил-62 и мировой рекорд по парашютному спорту.

Пилот 1-го класса, рекордсмен мира, человек, создавший музей истории авиации и космонавтики - Галина Олеговна Смагина (см. рисунок 26). Она имеет общий налет одиннадцать тысяч часов. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями и почетными знаками. Почетный гражданин Перми, награждена Строгановской премией Пермского землячества в номинации «За честь и достоинство» с формулировкой «за преданность и любовь к авиации на протяжении всей жизни, за личный вклад в развитие авиации, подготовку кадров авиационной промышленности, повышение престижа города Перми и России на мировом уровне».

Была командиром Ту-134, проносилась в памирских ущельях на Як-40, учила молодежь летать на истребителях, ставила мировые рекорды.

Осваивала Як-40, Як-18У, Як-18П, Z-326, Ил-62М, УТИ-МиГ-15, МиГ-17, Ту-154А.

Галина Смагина стала инициатором музея авиации в техникуме в Перми.

«Создание музея авиации было задумано с целью повышения интереса молодежи к авиации, потому что он в последние годы несколько снизился».
Галина Смагина

В 2011 году, в год 50-летия полета Юрия Гагарина, музей был открыт. В настоящее время он расположен в учебном корпусе техникума и насчитывает десятки уникальных экспонатов. Собирать их помогали и помогают бывшие работники предприятий, производящих авиационную и космическую технику в нашем городе, а также все любители и поклонники авиации.

4.4. Рекорд на Ил-62М

В 1977 году первый в мире женский экипаж турбореактивного дальнемагистрального пассажирского самолёта "Ил-62М": командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина - с первой же попытки установили мировой рекорд. Несколько мировых рекордов по дальности и высоте, пролетев по трассе Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва, а также выполнил беспосадочный перелет по маршруту София - Владивосток, пролетев за 13 часов 01 минуту расстояние 11 074 км и в три раза перекрыв рекорд американских лётчиц.

Заключение

В работе была проанализирована деятельность женщин-пилотов в разное время, в разных странах, были рассмотрены и изучены личности и достижения летчиц, принимавших участие в развитии авиации.

Подводя итоги работы, можно выделить несколько элементов, являющихся существенным вкладом авиатрисс:

  • первые авиатриссы проложили дорогу женщинам в авиацию, доказав своим примером, что они могут справляться с этой мужской профессией;
  • женщины-пилоты героически и самоотверженно выполняли боевые задачи во время войны, не жалея собственной жизни;
  • авиатриссы показали всему миру, что могут совершать боевые вылеты, выполнять спортивные полёты, ставить рекорды наравне с мужчинами;
  • лётчицы, будь то спортсменки, военнослужащие, штурманы, командиры самолётов, обладают по истине женскими чертами характера (такими, как аккуратность, точность, дотошность), которые особенно востребованы в авиации;
  • в дополнении можно отметить, что женщины, покоряя воздушное пространство сподвигают мужчин на новые достижения.

Достижения женщин-пилотов вызывают уважение и гордость, а также приятно осознавать свою гендерную причастность к женщинам и понимать, что женщина может всё.

Список литературы

  1. Warfare History Network (США): женщины в ВВС. Первая часть I 07.10.2022, ИноСМИ (inosmi.ru) [Электронный ресурс] - URL: https://inosmi.ru/20190127/244455421.html?ysclid=lcrluxpf4r251827469
  2. Драматический полет женского экипажа на самолете «Родина» [Электронный ресурс]-URL: https://masterok-livejournal-com.turbopages.org/turbo/masterok.livejournal.com/s/6702661.html
  3. Информация из Википедии: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Зверева,_Лидия_Виссарионовна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Осипенко,_Полина_Денисовна, https://thebiggest.ru/lyudi-i-zhivotnye/samye-izvestnye-lyotchitsy-v-mire.html, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Галанчикова,_Любовь_Александровна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кузнецова-Новолейник,_Домникия_Иларионовна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Гризодубова,_Валентина_Степановна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Раскова,_Марина_Михайловна
  4. Кравцова Н., Ракобольская И. Нас называли ночными ведьмами
  5. Красные соколы. Советские лётчики 1936-1953 [Электронный ресурс]-URL: http://airaces.narod.ru/woman/grizod_v.htm
  6. Литвяк / С. Ю. Щукарев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2023) | Автор: Колыванова Екатерина Павловна E W
Просмотров: 947 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024