Автор: Елькин Александр Антонович, 12 лет, МУДО Клинская СЮТ, Московская область, объединение авиамоделирование.
Руководитель: Елькин Алексей Алексеевич, педагог дополнительного образования МУДО Клинская СЮТ, объединение авиамоделирование.
Историко-исследовательская работа по теме: “ Какие подвиги советских летчиков в период Великой отечественной войны теперь оказались забыты?”
План:
1. Введение.
2. Основная часть.
- воспоминания лётчиков - участников Великой отечественной войны,
- военные лётчики совершившие подвиг,
- женщины лётчицы в Великой отечественной войне,
3. Заключение.
4. Источники информации.
Введение.
Чем дальше уходят в прошлое годы Великой отечественной войны, тем ценнее свидетельства её участников, тем важнее сохранить имена людей защищавших нашу страну от фашистов. И не важно большой или маленький подвиг они совершили, какую получили награду или не получили совсем, потому что любой подвиг был совершён ими во имя победы. Когда я узнал что проходит такая олимпиада, я решил участвовать в ней потому что я занимаюсь авиамоделизмом в Клинской станции юных техников..
Когда я учился в 4-ом классе мой дедушка рассказывал у нас в гимназии, перед празднованием Дня победы, об участии авиации в Великой отечественной войне. Рассказ был интересным и мне захотелось узнать об этом больше. Дедушка рассказывал, что когда он учился в школе, ученикам тогда много рассказывали об этой войне, её героях лётчиках, танкистах, пехотинцах, артиллеристах, связистах, санитарах, партизанах поэтому я выбрал тему: “ Какие подвиги советских летчиков в период Великой Отечественной войны теперь оказались забыты?” В школе сейчас очень мало изучают историю той войны и поэтому мне хотелось больше узнать и рассказать друзьям и одноклассникам о войне 1941-1945 г.г. которая унесла жизни огромного количества людей как на фронте так и в тылу врага, людей которые трудились на заводах, работали в сельском хозяйстве чтобы обеспечить фронт всем необходимым. узнать и рассказать о героях летчиках защищавших нашу страну от фашистов, однофамильцах, родившихся и живших в Клину и Клинском районе, лётчиках героях женщинах. О геройских подвигах советских людей было написано много книг, снято много фильмов. О героических подвигах лётчиков были сняты фильмы “В бой идут одни старики”, “Повесть о настоящем человеке”, “Ночные ведьмы”, “Хроника пикирующего бомбардировщика”, “Нормандия Неман”, “Чистое небо” и т.д.. В каждом из них рассказано о том, как лётчики рискуя своей жизнью, думали только о том как победить врага, защитить свою Родину и свой народ.
Основная часть.
Громя фашистов, отстаивая свободу и независимость Родины, советские летчики на протяжении всей войны проявляли массовый героизм. Наши летчики оказали героическое сопротивление опытному, технически превосходящему противнику в начальный период войны, а в августе 1941 г. начали бомбить Берлин и другие немецкие город. Несмотря на большой урон, нанесённый в первые дни войны нашей авиации, в результате бомбардировки аэродромов, врагу не удалось сломить высокий моральный дух наших летчиков. Господство в воздухе немецких “асов” оказалось временным. Люфтваффе начали терпеть поражения в небе Москвы, Сталинграда, Кубани, Курска. Многие летчики, израсходовав в воздушном бою все боеприпасы, уничтожали противника таранным ударом. В первые дни войны таран применили командир эскадрильи лейтенант П. С. Рябцев, заместитель командира эскадрильи по политической части старший политрук А. С. Данилов, летчик младший лейтенант Д. В. Кокорев и другие.
2 июля 19941г. летчик 11-го истребительного авиационного полка лейтенант С.С. Гошко на самолете Як-1 сбил немецкий самолёт- разведчик Хе-111, на котором находился полковник фашистского генерального штаба. Полковник был настолько уверен в благополучном исходе полета, что взял с собой важные документы, оперативные карты, шифры и др. Но он просчитался. Даже после того, как вооружение истребителя отказало, летчик Гошко не мог допустить, чтобы враг безнаказанно продолжал вести разведку. Он применил единственное в создавшихся условиях средство — таран. Свалив гитлеровский экипаж на землю, лейтенант Гошко с поврежденным винтом произвел посадку самолета на ближайшей площадке. Это был первый таран в системе ПВО г. Москвы. Таранные удары в воздухе прочно вошли в практику боя летного состава всех родов авиации. В ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою около 600 раз. Таранные удары наносились также по наземным целям. Их еще называли огненными таранами. За годы войны летчики-штурмовики совершили около 300 огненных таранов. В таране проявилось мужество, самоотверженность, боевое мастерство, беззаветная любовь авиаторов к своей Родине. Вот что писал о воздушном таране прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин: «История Отечественной войны навсегда сохранит в памяти советского народа имена тех летчиков, которые, не задумываясь ни на секунду, самоотверженно стремились на врага, какой бы численности, силы он ни был, которые дрались с ним, ценой собственной жизни задерживая, уничтожая воздушного противника. Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран? Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее честь, независимость и свободу превыше всего, превыше собственной жизни. Таранные удары советских истребителей устрашали врага. Они, конечно, не были, как это пытались представить некоторые зарубежные авиационные специалисты, приемом борьбы, продиктованным отчаянием. Таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом советских летчиков-истребителей».
В середине войны Сталин запретил использовать таран как тактический боевой приём т.к. любой таран приводил к повреждению и чаще всего гибели самолёта и лётчика. Но героизм наших летчиков проявлялся не только в применении таранного удара. Он заключался в их стремлении нанести врагу максимальный урон, не взирая на его численное преимущество. Получивших звание Героя и дважды Героев Советского Союза во время войны было больше всего лётчиков. За отличное выполнение боевых заданий, героизм и мужество около 200 тысяч лётчиков и авиационных техников отмечены государственными наградами. 2420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 героев отмечены этим званием дважды и два человека трижды награждены медалью «Золотая Звезда». Не только лётчики-герои Покрышкин и Маресьев, Кожедуб и Белоусов, Речкалов и Шипов, Боровых и Андрианов, Плотников и Карпов и многие многие другие совершали героические подвиги. В годы Великой Отечест-венной войны 30 женщин – авиаторов стали Героями Советского Союза: Литвяк Л.В., Зеленко Е.И., Буданова Е.В., Шулайкина Л.И., Егорова А.А., Константинова Т.Ф., Литвинова Л.Н. и другие.
За время этой войны было много случаев и курьёзных и сомнительных, не подтверждённых фактами и ошибочных. Один из них это подвиг совершенный друзьями, однополчанами, двумя капитанами Александром Масловым и Николаем Гастелло.
Александр Маслов
Александр Маслов родился 22 ноября 1907 года в селе Андреевском Московской губернии. В октябре 1929 года был призван в Красную армию, служил в 10-м Туркестанском стрелковом полку в Ленинграде. Отслужив положенный срок, Александр Маслов поступил в военно-теоретическую школу летчиков, вслед за которой окончил курсы командиров. Великую Отечественную войну летчик встретил командиром 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа. Его авиаполк оказался одним из первых, который столкнулся с вторгнувшимся в наше Отечество неприятелем. Маслов принял участие в этой войне с первых ее часов. 26 июня 1941 г. во время бомбежки вражеской танковой колонны в районе Минска, самолет Маслова был подбит неприятелем. С пробитым бензобаком экипаж самолета принял решение бросить полыхающую пламенем машину на автоколонну противника, пожертвовав своими жизнями. Однако подвиг капитана Маслова, один из первых в годы Отечественной войны, из-за возникшей путаницы оказался незаслуженно забытым.
Н.Ф. Гастелло
Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 г. в деревне Плужины Кореличский района Гродненской области, Белоруссия. в семье рабочего. По окончании школы военных летчиков он участвовал в боях на р. Халхин-Гол и в Советско-финской войне 1939-40 гг. К началу Великой Отечественной войны капитан Гастелло служил в одном авиаполку с капитаном Масловым. В тот же день 26 июня 1941 г. его эскадрилья также бомбила неприятеля. Самолет Гастелло был сбит и весь его экипаж (лейтенанты А.А.Буденюк, Г.Н.Скоробогатый и старший сержант А.А.Калинин) погиб. Подвиг был совершен на пятый день войны. Его видели однополчане они прилетели и рассказали об этом подвиге. 26 июня летчики получили приказ остановить продвижение немецких войск на Минск. Тяжелые и медленные бомбардировщики на боевое задание отправили без прикрытия с земли и воздуха. Экипаж понимал - это полет в один конец. Поэтому когда самолет подбили, Гастелло вместе с экипажем приняли решение направить горящую машину в колонну немецких танков. Посмертно Гастелло был награжден званием Героя Советского Союза, а члены его экипажа орденом Отечественной войны 1-й степени. Имя Николая Гастелло стало известно каждому советскому школьнику, а об Александре Маслове забыли.
После войны в 1951 году было решено перезахоронить останки Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героического подвига Гастелло не было.
Судьбы двух капитанов пересеклись еще до войны. Летчики были ровесниками, оба родом из Подмосковья. Более того Гастелло и Маслов были близкими друзьями. Они накануне войны 21 июня 1941 года вечером собирались на рыбалку. Но рыбалка должна была быть утром 22 июня. Ночью пришел посыльный и передал приказ явиться на командный пункт - поделилась подробностями учитель истории и обществознания Проводниковской общеобразовательной школы им. А.С. Маслова Светлана Бунеева. Пытаясь развеять миф о подвиге Гастелло, эксперты наткнулись в военных архивах на уникальные документы. Оказалось, два друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания, практически в нескольких километрах друг от друга, выполняя одно и то же задание, оба совершили вместе с экипажами огненный таран с разницей в несколько часов. Так легендарный подвиг неожиданно оброс новыми подробностями. 26 июня 1941 года огненные тараны совершили сразу два бомбардировщика. В экипаже Маслова заслуженных Золотых Звезд удостоились все четверо. Правда, лишь спустя 50 лет после гибели.
Мне очень хотелось узнать о лётчиках-героях однофамильцах, возможно найти и родственников, земляков. Но пока мои поиски ограничились только этими именами.
Валентин Иванович Елькин
Валентин Иванович Елькин родился в семье фельдшера 21 сентября 1923 года, деревня Белкина Касибской волости Соликамского уезда. В Красной Армии с января 1941 года. Лётчик-истребитель, командир звена 908-го истребительного авиационного полка 141-й истребительной авиационной дивизии ПВО Южный фронт ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. На фронтах Великой Отечественной войны находился с марта 1943 года. 8 июня 1944 года вылетев на перехват вражеского самолёта-разведчика в окрестностях Проскурово, сбил его, на обратной дороге был настигнут двумя Me-109. Отважный лётчик, несмотря на полученные ранения, принял неравный бой, в ходе которого один истребитель противника был сбит его огнём. После того как собственный боекомплект был исчерпан, Елькин таранил второй «мессершит» и в результате столкновения — погиб. Его последний бой длился всего восемь минут. Имеет правительственные награды: Герой Советского Союза (звание присвоено 22 июля 1944 года, посмертно), орден Ленина. Похоронен в братской могиле у Вечного огня в городе Хмельницкий. В городе Усолье Пермского края установлена стела. В школе № 1 города Усолье, выпускником которой был Валентин Иванович Елькин, открыта мемориальная доска. В городе Пермь существует улица Елькина, находящаяся в микрорайоне Громовский Свердловского района города.
Елькин Леонид Ильич
Леонид Ильич Елькин родился 6 марта 1916 года в деревне Малый Завраг (ныне Павинский район Костромской области). Член ВКП(б) с 1939 года. В начале Великой Отечественной войны Л.И. Елькин командир звена 4-й эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка. В годы войны произвёл 254 боевых вылета, из них 129 ночью на бомбежку войск противника и 125 днём на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций и военно-морских баз врага. По его разведывательным данным торпедоносная авиация Северного флота потопила большое количество вражеских кораблей и транспортов. Летал на выполнение заданий по перевозке раненых, по доставке боезапаса и продовольствия спецгруппам, находившимся в глубоком тылу противника. Лётчик неоднократно встречался в воздухе с самолётами противника и выходил из боевых столкновений победителем. При выполнении задания командующего Северным Флотом по изысканию новых аэродромов в районе Новой Земли 27 июля 1942 года в губе Малые Кармакулы самолёт Л. И. Елькина был обстрелян немецкой подводной лодкой. Лётчик получил тяжёлые ранения в голову. После госпиталя вернулся в свой полк и, несмотря на то, что был признан негодным к лётной службе, добился разрешения продолжать полёты. С марта 1943 года командовал авиационной эскадрильей 118-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое воспитание подчиненных и образцовое руководство эскадрильей, капитан Елькин Леонид Ильич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 29 февраля 1944 года капитан Л. И. Елькин при выполнении боевого задания погиб. Имеет правительственные награды: Медаль «Золотая Звезда», Орден Ленина, два Ордена Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Орден Британской империи V степени (Великобритания), другие медали. Бюст Л. И. Елькина, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен в пос. Сафоново на Аллее Героев около музея ВВС СФ.
Среди героев-лётчиков родившихся и живших в Клину и Клинском районе я нашёл имена героев, заслуживающих памяти. Герой Советского союза Виктор Талалихин - перед войной жил в Клину. Герой Советского союза Пётр Рассадкин, родился и жил в Клинском районе. Герой Советского союза Николай Папивин - родился и жил в Клинском районе, его именем названа улица в г. Клин в 1985 году в год празднования 40-летия Победы, село в Клинском районе где он родился и провёл своё детство и юность. Герой Советского Союза Павел Крюков - родился и жил в Клинском районе, его именем названа улица В г. Клин.
Виктор Талалихин
Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков и получил звание младшего лейтенанта. Перед Великой Отечественной войной жил в городе Клин Московской области. В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин на самолете И-16 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой. В момент приближения вражеских бомбардировщиков к столице он патрулировал на ее подступах и на высоте около 5 тыс. м обнаружил бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор смело пошел на сближение и открыл огонь. Нервы фашистского летчика не выдержали, он развернулся и полетел в обратном направлении. Израсходовав боекомплект, отважный летчик пошел на таран. Даже ранение в правую руку, полученное в бою, не смогло помешать ему осуществить свое решение. От удара фашистский бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю у деревни Кузнечики в районе Подольска. Это был один из первых в истории авиации воздушных таранов ночью без освещения цели прожекторами. Раненый лётчик Виктор Талалихин спустился на парашюте. В последующих боях В. Талалихин сбил ещё пять немецких самолётов. Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка. В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт И-16, легендарного лётчика, на котором он 73 года назад одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к советской столице немецкий бомбардировщик. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство 8 августа 1941 года ему присвоено звание Героя Советского Союза, награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. В честь Виктора Талалихина названы улицы во многих городах Советского Союза, многие учебные заведения в Москве и области. Именем Талалихина назван городок Домодедовского района вблизи места падения. Хотелось чтобы и в Клину, где жил Виктор Талалихин, тоже было увековечено его имя.́
П.П. Крюков
Павел Петрович Крюков родился 2 (15) декабря 1906 года в деревне Бирево Клинского района Московской области. В армии с июля 1932 года. В 1932 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1934 году Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941года. Воевал на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Совершил 535 боевых вылетов на истребителях И-16, МиГ-3, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии майору Крюкову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны продолжал службу в ВВС. Умер 11 ноября 1974 года. Похоронен на Головинском кладбище в Москве. Имеет награды: Герой Советского Союза, Орден Ленина, 4 Ордена Красного Знамени, Орден Суворова 2-й степени, орден Кутузова 2-й степени, Орден Суворова 3-й степени, Орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги» другие медали и иностранные награды. Именем П. П. Крюкова названа улица в городе Клин Московской области.
Меклин-Кравцова Н.Ф.
Меклин-Кравцова Наталия Фёдоровна Герой Советского Союза, гв. майор. Родилась 08.09.1922г. в г. Лубны Полтавской обл. Украины. В 1940г. переехала в Москву, поступила в Московский авиационный институт. В армии-с октября 1941г. Окончила курсы штурманов при Энгельской АШП и курсы усовершенствования лётчиков. На фронтах ВОВ с мая 1942г. Штурман, штурман звена, летчик, старший летчик 46 гв. НБАП гв. ст. лейтенант Меклин за годы ВОВ совершила 982 боевых вылета на бомбардировку живой силы и техники врага. Наталья Меклин была бессменным знаменосцем полка, автором полкового марша и членом полковой редколлегии. Указом Президиума Верховного Совета от 23.02.1945г. гв. старшему лейтенанту Меклин было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957г. вышла в отставку в звании гв. майора. Член Союза писателей с1972 года. Автор книг: «На горящем самолете»(1968), «От заката до рассвета»(1974), «Из-за парты-на войну»(1976), «Вернись из полёта»(1979), «За облаками-солнце»(1982). За сборник «Вернись из полёта» награждена медалью им.Фадеева. Почётный гражданин г.Гданьск (Польша). Награждена орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1й и 2й ст., орденом Красной Звезды, медалями.
Клавдия Михайловна Блинова
Клавдия Михайловна Блинова родилась в 1920 году в деревне Митинки Боровского уезда Калужской губернии. Окончила московский аэроклуб ОСОВИАХИМа. В ряды РККА вступила добровольно в 1941 году. Защищала небо Саратова. Участвовала в Сталинградской битве, совершив несколько боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Клавдия Блинова одна из Советских женщин, добровольно взваливших на свои плечи все тяготы армейской жизни в годы Великой Отечественной войны. Вспоминает один из пилотов Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан: "Однажды по направлению к штабной землянке деловито вышагивали… девушки, одетые в военную форму! Командир звена лейтенант Клава Нечаева, за нею Клава Блинова, Оля Шахова и Тоня Лебедева. За ними шли девушки из их технического персонала. Они написали рапорты с настойчивой просьбой отправить их на фронт, в действующий истребительный полк. В рапортах они с горячностью доказывали, что нисколько не хуже лётчиков мужчин и поэтому имеют такое же полное право бить врага. Так в нашем 434-м полку появились лётчицы". В начале октября 1942 года двух оставшихся в том звене лётчиц Клавдию Блинову и Тоню Лебедеву неожиданно вызвали в Москву. Оказалось, заботу о девчатах проявил начальник инспекции ВВС Василий Сталин. Он предложил им пройти подготовку по особой программе — выполнить около 100 учебных воздушных боёв. А уж потом снова на фронт. 4 августа 1943 года восьмёрка Як-1 из состава 65-го ГвИАП под командованием командира эскадрильи Гвардии капитана А. И. Самохвалова сопровождала штурмовиков, наносивших удар по отступающим войскам противника в районе Орёл - Нарышкино. Группа, встретив 14 FW-190, разделилась. Звено Гвардии старшего лейтенанта Н. И. Ковенцова связало боем «Фоккеры», а звено А. И. Самохвалова осталось прикрывать штурмовики. В завязавшемся воздушном бою гвардии лейтенант И.Ф. Сычёв сбил один FW-190, но силы были слишком неравны. Противник поджёг сначала самолёт Гвардии старшего лейтенанта Н.И. Ковенцова, затем были сбиты Гвардии младшие лейтенанты У. У. Доев и К.М. Блинова. Дотянуть до линии фронта Клавдия Блинова не смогла. Она оказалась в плену. Полевая жандармерия, допросы, побои, дорога в лагерь для военнопленных. "Утром всех нас выстроили на площадке, вспоминала Клавдия Михайловна, и зачитали приказ коменданта лагеря: «За попытку к побегу — расстрел!» Здесь мы узнали, что в ночь на 8 августа из лагеря убежало около 1000 человек! Прошло ещё два дня. 10 августа немцы составили эшелон для отправки пленных на запад. 26 лётчиков погрузили отдельно в один товарный вагон. Охранники, власовцы, расположились в тамбуре, так что мы могли свободно переговариваться. А разговоры наши и думы были только об одном - как бежать. В полночь 11 августа дверь удалось открыть и кто мог, на полном ходу поезда начали выбрасываться в темноту. Собрались впятером. Все были ранены, но шли. Более двух недель шли лесами, болотами, пробивались к своим, минуя населённые пункты, дороги". Кажется не было для Клавдии команды более волнующей и радостной: «Стой! Стрелять буду!» Первые вопросы, недоверчивая, подозрительная реакция на ответы. Каждому из группы Клавдии дали по листу бумаги и заставили писать объяснительную записку. Только потом накормили! Затем под охраной двух автоматчиков повели в штаб армии. Настроение у Блиновой было чудесное: она пела, радовалась, что все выжили, перешли через линию фронта к своим. Клавдия ошиблась. Для тех, кто хоть день побывал в плену, кому со смертельным риском удалось вырваться из - за вражеской колючей проволоки, одной объяснительной записки было совсем недостаточно. Для Блиновой и её боевых друзей потянулись мучительные ночи пыток и допросов. На спецпроверке они находились с 31 августа по 14 сентября 1943 года. Затем их ждал снова лагерь, только теперь уже свой, советский. В начале октября за Клавдией Блиновой неожиданно прилетел связной самолёт, и она простилась с товарищами по беде. Оказалось, «сработало» письмо, которое она ухитрилась отправить в родной полк. Спустя время Клавдия узнает, что вызволить её из лагеря помог Василий Сталин. Имеет награды - Орден Отечественной войны II степени, Орден Отечественной войны II степени, Медаль «За отвагу».
Заключение.
В процессе работы над ответами тестирования и написания конкурсной работы мне пришлось для сбора информации просмотреть много сайтов, журналов и книг об истории создания самолётов, их конструкции, о законах аэродинамики. Знакомясь с этими материалами я узнал очень много полезного для себя. Изучая историю Великой отечественной войны, знакомясь с архивными материалами и воспоминаниями участников войны я понял то, что в первые дни войны из-за создавшейся сложной ситуации на фронтах, стремительного наступления немцев часто невозможно было точно установить хронологию событий тех дней, многие факты и документы были утеряны и события фиксировались со слов очевидцев, данных в прессе, воспоминаний участников событий. Но это, я считаю, никак не должно влиять на результаты войны, подвиги совершенные её участниками. Наоборот наша святая обязанность сохранить всё это. Какая разница кто первым совершил таран Гастелло или Маслов, Талалихин или кто-то другой, кто первый бежал из немецкого плена на угнанном немецком самолёте, кто из женщин первой получил звание Героя. Они все совершили эти подвиги во имя победы. Огромное спасибо и низкий поклон всем кто участвовал и продолжает писать “Книгу Памяти”, кто создавал и продолжает работать над сайтом “Мемориал”, всем поисковикам кто работал и продолжает искать и находить то, что связано с этой страшной войной. Это дорогой подарок всем не дождавшимся своих близких, напоминание потомкам о тех, кому мы обязаны своей жизнью, о цене Победы в Великой Отечественной войне. Помнить о павших защитниках Отечества наш нравственный долг. Молодое поколение должно знать подлинную цену, последствия и урокjd войны, сохранить память о героях, быть достойными их памяти.
Источники информации.
1. https://воронежский-край.рф/wiki/m/5873/
2.http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-145869
3. Википедия
4. Википедия
5. Википедия
6. http://letunij.narod.ru/Meklin1.html
7. http://www.airaces.ru/asy-velikojj-otechestvennojj-vojjny/blinova-klavdiya-mikhajjlovna.html
8. Сайт “Герои страны”
9. Сайт “Мемориал”
10. Книга памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.
|