Четверг, 28.03.2024, 21:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Прибыла Полина, "Почему таран - оружие русских?"

Историко-исследовательская работа по теме «Почему таран – оружие русских?»

Автор: Прибыла Полина, обучающаяся МБОУ ДОД Центра детского технического творчества города Ростова-на-Дону.

Научный руководитель: Зорова Елена Викторовна, зав. спортивно-техническим отделом МБОУ ДОД ЦДТТ города Ростова-на-Дону.

План

1. Введение.

2. Основная часть:

- что мы знаем о воздушном таране;

- первый в истории авиации воздушный таран;

- русские летчики – последователи П. Н. Нестерова;

- воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны;

- тараны над Ростовом-на-Дону;

- тараны на реактивных самолетах.

3. Заключение.

4. Источники информации.

  

У храбрых есть только бессмертье.
Смерти у храбрых нет.
Не хочешь смерти – будь храбрым!
Вот вам и весь секрет.


Введение

Для историко-исследовательской работы мною выбрана тема «Почему таран – оружие русских?». Целью моей работы явилось желание выяснить, почему таран является оружием русских через описание подвигов, совершенных русскими и советскими летчиками  в разные годы во время воздушного тарана.

 Ознакомившись с предложенными темами Олимпиады ни минуты не сомневаясь, я выбрала эту. Я считаю, что только русские люди, с их стремлением к свободе, чувством патриотизма и любви к своему народу, сплоченностью, самоотверженностью и смелостью, способны на подвиг.   

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова так даёт определение слову подвиг - героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Эталоном ратного подвига по праву стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает во имя победы удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны.

Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: "Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это, прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг".

Основная часть.

Воздушный таран  -  русский боевой прием, когда летчик, исчерпав другие возможности, направляет свой самолет на вражеский самолет и сталкивается с ним, с целью уничтожить его. Конечно, воздушный таран  является чрезвычайно опасным, и многие летчики погибли, пытаясь уничтожить противника подобным способом. Однако, несмотря на смертельную опасность, наши летчики в годы Великой Отечественной войны совершили более шестисот таранов, что свидетельствует не только о высоком моральном духе советских летчиков, но и о массовом героизме всего народа, О героизме русских людей!

Собственно об истории авиационного тарана написано немало.  

В 1912 году в Санкт-Петербурге в свет вышла книга под названием «Воздухоплавание в морской войне». Именно в этой книге впервые был поднят вопрос о воздушном таране как одной из форм воздушного боя.

Таран был теоретически разработан и практически применён в российской авиации как особый приём воздушного боя, употребляемый в тех условиях, когда применение бортового оружия невозможно.

Воздушный таран зародился в России как вынужденная мера.

Выдающийся русский летчик-новатор, впервые в истории авиации выполнивший в 1913 г. «мертвую петлю», давно думал над тем, как превратить летательный аппарат в оружие воздушного боя. Не раз он высказывал предположение и о возможности применения таранного удара. И вот этот момент наступил.

Это произошло в первую мировую войну. 26 августа (8 сентября) 1914 г. над русским аэродромом в Галиции появился австрийский самолет-разведчик «Альбатрос». Чтобы помешать врагу, в воздух поднялся командир 11-го авиаотряда штабс-капитан П. Н. Нестеров. Его самолет был не вооружен. Но это не смутило отважного офицера.

По словам очевидцев П. Н. Нестеров так спешил, что садясь на свой двухместный аппарат «Моран-Сольвье», даже не привязался. П. Н. Нестеров быстро взлетел, настиг противника и таранил его. Удар был нанесен мотором между двумя несущими поверхностями «Альбатроса». Находившиеся на аэродроме летчики видели, как оба аппарата на время сцепились, а затем австрийский самолет начал беспорядочно падать. Машина Нестерова некоторое время снижалась по спирали и на небольшой высоте скользнула на крыло и рухнула на землю.

Это был первый в истории авиации воздушный таран.

П. Н. Нестеров был посмертно награжден высшим русским боевым орденом Святого Георгия 4-й степени.

Уже тогда многие поняли значение воздушного тарана. В приказе № 106 по 3-й авиационной роте говорилось: «Слава ему, геройски исполнившему свой долг перед Родиной. Да будет его подвиг всем примером,  и да найдет в себе каждый силу поступить, как поступил штабс-капитан Нестеров, если обстоятельства этого потребуют».

Трагическая смерть Нестерова заставила русских летчиков еще упорнее изыскивать способы борьбы с воздушным противником. В то же время его героический поступок поселил страх среди немецких пилотов и заставил их держаться подальше от русских самолетов.

Последователь П. Н. Нестерова штабс-ротмистр А. А. Казаков летал на самолете «Моран-Ж».  9 марта 1915 г. летчик А. А. Казаков  в районе деревни Гузав, западнее Виолы, обнаружил немецкий «Альбатрос» и напал на него, совершив таран.

Это был второй таран воздушного противника в истории авиации и первый таран, окончившийся благополучно для таранившего пилота.

В 1916-м году на русско-германском фронте появились самолёты «Ньюпор» и «Спад» с мощным пулемётным вооружением, и проблема тарана становится на время неактуальной.

Прошли годы, но воздушный таран как высшая форма проявления мужества и воли к победе не забывался.

Еще до Великой Отечественной войны в небе Испании в 1937-м году первым в истории советской авиации таран произвёл лётчик Павел Путивко. А в ночь на 25-е октября 1937-го года лётчик Евгений Степанов поднялся на перехват итальянских бомбардировщиков «Савойя-Маркетти-81, совершив, при этом, первый ночной таран.

При оказании интернациональной помощи китайскому народу старший лейтенант А. А. Губенко в 1938 г. недалеко от Ханькоу встретил в воздухе два японских истребителя. Ведущего он сбил огнем пулеметов. Продолжая воздушный бой, Антон Губенко израсходовал все патроны и второго японского истребителя таранил винтом.

В воздушных боях над Монгольской Народной Республикой в 1939 г. таранные удары по японским самолетам нанесли лейтенанты В. Ф. Скобарихиy, А. Ф. Мошин, В. П. Кустов, а батальонный комиссар М. А. Ююкин направил свой горящий бомбардировщик на японский дзот. Примечательно, что до начала боев на Халхин-Голе Ююкин был инструктором Николая Гастелло. В период советско-финляндского вооруженного конфликта командир эскадрильи 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка капитан К. II. Орлов 11 марта 1940 г., подбитый и загоревшийся самолет направил на скопление живой силы и боевой техники противника. 7 апреля 1940 г. ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

И вот – первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» – голос Юрия Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага.

Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий – в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой  в первые минуты с начала войны.

О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот, в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными.

Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно.

Первый таран? Возможно. Но вот – 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.

22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб.

22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил – выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.

Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации – таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет – после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана).

Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример – Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы.

Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 м во избежание тарана.

На весь мир разнеслась весть о самоотверженном подвиге экипажа бомбардировщика 207-го дальнебомбардировочного авиаполка во главе с капитаном Н. Ф. Гастелло, направившим 26 июня 1941 г. свою пылающую машину на колонну фашистской техники. Но как стало известно позднее, во время Великой Отечественной войны это был не первый огненный таран. Еще 24 июня капитан Г. А. Храпай совершил подобный подвиг. На следующий день совершил огненный таран по танковой колонне врага капитан А. II. Авдеев со штурманом П. В. Стреленко.

Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей  территорией и над территорией противника.

Вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался - "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины".

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые "двойные" тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю  О.Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С.Хлобыстов - по три, Б.И.Ковзан - четыре.

10 июля 1941 советский лётчик Николай Терёхин совершает первый в истории двойной таран.

Из воспоминаний Захарова Георгия Нефёдовича, командира 43-й авиационной истребительной дивизии:

"

..10 июля над могилевским аэродромом произошел бой, описание которого вскоре попало на страницы центральных газет. …Когда показались немецкие бомбардировщики, у нас на аэродроме находилось три звена. Шесть истребителей поднялись сразу и тут же были связаны боем. Звено Николая Терехина только возвратилось с боевого задания и еще не успело заправиться. Заканчивал заправку и взлетал Терехин уже под бомбежкой. Накануне он сбил бомбардировщик (второй с начала войны) и вот снова повел звено в атаку на "юнкерсы”. Мы с тревогой следили, как взлетает звено, как Терехин точно вывел ведомых в прямом смысле из-под бомб, потом так же удачно сманеврировал и быстро пристроился к "юнкерсу”, но огня почему-то не открывал. Я сейчас уже не могу сказать, что у него произошло с оружием, но, помню, вместе с другими работниками штаба дивизии, наблюдавшими тот бой, был раздосадован тем, что Терехин не открывает огня. И вдруг И-16 на наших глазах винтом рубанул фашиста по хвосту!

А дальше произошло такое, чего за всю войну мне видеть больше не приходилось. Уже потом, после боя, мы это квалифицировали как двойной таран, и, как всякий редкий случай, эпизод этот передавался летчиками в устных рассказах, обрастая всевозможными домыслами. Но, по утверждению некоторых очевидцев, Николай Терехин после первого тарана ударил плоскостью другой, рядом идущий "юнкерс”.

12-го сентября 1941-го года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Екатерина Зеленко с воздушным стрелком лейтенантом Н. Павлыком возвращалась на ближнем бомбардировщике Су-2 из разведки, когда её атаковали 7 «Мессершмиттов». Один из истребителей удалось сбить огнём пулемётов, а когда Су-2 был подбит, Зеленко ударила мотором сверху проскочивший вперёд истребитель и погибла с ним. Это был единственный таран, совершённый женщиной.

34 лётчика совершили таран дважды. В одном бою это удалось сделать лейтенанту Николаю Лесконоженко. 2 ноября 1941-го года, израсходовав боеприпасы, Лесконоженко срезал «Юнкерсу-88» рули и был атакован истребителями противника. Будучи тяжело раненым, он срубил рули проскочившему вперёд истребителю, после чего пошёл на вынужденную посадку. Бойцы доставили лётчика в госпиталь, но в тот же день он умер.

Три самолёта врага уничтожил тараном командир звена гвардии лейтенант Алексей Хлобыстов. 8 апреля 1942-го года под Мурманском, спасая ведомого, он последовательно срубил плоскостью крыла на встречном курсе крыло двум вражеским истребителям, а 14-го мая сам был ранен и самолёт загорелся. Хлобыстов только хотел выброситься из кабины, как увидел проскочивший вперёд «Мессершмитт» и ударил его мотором сверху. Хлобыстова выбросило из кабины, он пролетел без сознания более пяти тысяч метров и раскрыл парашют у самой земли. 13 декабря 1943-го года капитан Хлобыстов погиб в воздушном бою.

Но рекордсменом стал капитан Борис Ковзан. Все 4, сбитых им самолёта были уничтожены тараном. Трижды Ковзану удавалось привести истребитель на свой аэродром, а в четвёртый раненому лётчику пришлось покинуть разбитый самолёт с парашютом. После госпиталя Ковзан продолжал летать

В ходе моего исследования я выяснила, что над моим городом во время Великой Отечественной войны тоже велись воздушные бои.

В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. В период с 05.06.1942 года по 02.07.1944 года Хрюкин был командующим 8 ВА. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта, в Крыму. По инициативе ген. Хрюкина под Сталинградом был создан полк асов — 9-й гвардейский истребительный авиаполк. Генерал Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Он разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая - во время контрнаступления под Сталинградом). 8 ВА участвовала в Ростовской освободительной операции в составе Южного фронта с 1 января по 18 февраля 1943года и в освобождении Ростовской области. Истребители И-16, Як -1, Як -3, Ла -5 применялись для ведения разведки, уничтожения воздушных целей противника. Бронированные штурмовики Ил -2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2 поддерживали наши сухопутные войска, нанося ракетно-бомбовые удары по противнику. Войска Южного фронта уступали противнику в танках и авиации, в количестве боеприпасов. Несмотря на это, наши воины проявляли упорство и героизм. 14 февраля 1943 года г. Ростов-на-Дону был освобожден, и наши войска продвинулись на 350-400 километров вперёд. Лётчики 8 ВА отважно сражались в Донском небе, более ста из них погибли. 50 лётчикам 8 ВА на ростовских аэродромах в мае - августе 1943 года были вручены медали «Золотая звезда». Фамилиями лётчиков героев 8 ВА Ивана Сержантова и Петра Коровкина названы улицы Ростова-на-Дону.

  
Лётчики 8 ВА Иван Сержантов и Пётр Коровкин. Сержантов Иван Яковлевич (1919 - умер в 1943гг.): 

служил в 9гиап, участвовал в 90 воздушных боях, лично сбил 14 самолётов врага, в группе-8. Пётр Коровкин участвовал в отражении воздушной атаки фашистских бомбардировщиков на г. Ростов – на – Дону и героически погиб, совершив таран 25 марта 1943 года. Посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

  Лётчики 8 ВА армии на Ростовском аэродроме 14 февраля 1943 года. Командующий 8 ВА Т.Т. Хрюкин – в центре фотографии (в папахе).

  

Митинг ростовчан в честь освобождения г. Ростова-на-Дону.

    

Благодарные жители г. Ростова-на-Дону подарили лётчикам 8 ВА 12 самолётов, купленных на собственные сбережения.

 Советские летчики шли на самопожертвование ради великой цели — защиты  Родины от врага. Наши летчики любили жизнь, сражались ради жизни, но обстоятельства иногда складывались так, что они вынуждены были идти на огненный или воздушный таран. Как быть, если в воздушном бою отказали пушки, пулеметы или кончились снаряды, а враг готов нанести удар по нашим войскам, мирным жителям или самолету товарища? В таких ситуациях вражеские летчики выходили из боя. Советские же уничтожали фашистские самолеты собственной машиной. Еще более бескомпромиссная ситуация складывалась, когда самолет получал сильное повреждение в бою и спасение собственной жизни было связано с невыполнением задания идти возможностью попасть в руки противника. И тогда советские летчики позорному плену предпочитали героическую смерть.

После войны тараны не ушли в прошлое. Так, 28 ноября 1973-го года замполит эскадрильи капитан Геннадий Елисеев на реактивном истребителе МиГ-21СМ вылетел на перехват самолёта-нарушителя. От осколков ракет самолёт-нарушитель получил повреждения, но продолжил полёт. Елисеев таранил нарушителя и сам погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза .

18 июля 1981 года — советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Куляпин Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени. Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС.  

В 1986-м году, в Афганистане, подполковник Николай Левченко на горящем МиГ-23 таранил сильно укреплённую позицию зенитных ракет душманов и погиб.

А в мае 1996-го года подполковник Сарабеев направил подбитый штурмовик Су-25 на позицию чеченских боевиков.

Таким образом, таран продолжает оставаться на вооружении российских лётчиков, применяемый в особых условиях, когда выполнить боевую задачу обычным оружием не представляется возможным.

 Заключение

Завершая свою исследовательскую работу, хочется отметить, что я много нового узнала о таранах, о лётчиках, совершивших огненный и воздушный тараны, о таранах, совершённых уже в наше мирное время замечательными лётчиками Елисеевым и Куляпиным, а также Левченко и Сарабаевым в небе Афганистана и Чечни, о единственной женщине в мире, совершившей таран.

Конечно же,  далеко не все подвиги русских летчиков отражены в моей работе, но считаю, что ответ на вопрос «Почему таран - оружие русских» очевиден, а иначе быть не могло…

Вечная слава им.

                   И вечная память.

                                       Всем вместе и каждому в отдельности.

 

 

Литература

1.  Бабич, В. К. Воздушный бой: Зарождение и развитие. М – Воениздат, 1991.

2.  Воздушная мощь Родины: очерки / В. С. Шумихин, В. М. Пинчук, В. С. Бруз. М – Воениздат, 1988.

3.   Крылья Родины: очерки / составители Рыбалко В. В., Шишов Л. М.  М – ДОСААФ, 1983.

4.   Школа штурмующих небо: очерки / В. Н. Вальцефер, Т. К. Корон, А. К. Кривошеев и др. Краснодар: Кн. изд-во, 1974.

5. История воздухо-плавания и авиации в России (июль 1914г. – октябрь 1917г.)/ П. Д. Друзь, М – «Машиностороение». 1986г.


 

 

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (17.12.2012) | Автор: Прибыла Полина E W
Просмотров: 3481 | Комментарии: 2 | Теги: история авиации, воздушный таран | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 2
1 рпг-7  
Очень хорошая работа. Очень патриотическая.
Но почему нет ни одного упоминания о том, что и немцы, и японцы тоже применяли тараны?

2 Одуванчик  
Действительно, долгое время советская пропаганда изображала вражеских летчиков трусами, не способными на подвиг. Утверждалось, что летчики противника воевали только числом и всегда несли потери больше, чем сталинские соколы. Стереотипным было и категорическое утверждение, что за всю войну ни один вражеский летчик не решился на воздушный таран. Только в последние годы, с появлением ряда работ освещающих историю авиации более объективно, мы начинаем понимать, каким сильным противником были пилоты Люфтваффе. Они часто шли в лобовые атаки, смело атаковали с близкого расстояния. При этом нередко происходили столкновения с самолетами или с их обломками. Правда, немцы не считали подобные случаи таранами, а относили их к разряду обычных столкновений. В отличие от советских летчиков, тараны среди вражеских летчиков долгое время, до середины 1944 года, не пропагандировались. Были, конечно, и случаи настоящих таранов. Немало подобных случаев произошло на советско-германском фронте, в том числе и над акваторией Черного моря.
Отдельно надо сказать о японских камикадзе. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что не все японские лётчики, совершавшие тараны, были камикадзе. По своему статусу камикадзе были обязаны совершать тараны, причём цель выбирало командование, а им оставалось лишь безропотно выполнить роль смертника. В конце войны в ПВО Токио существовал даже специалный полк (244-й сентай), лётчики которого должны были тараном сбивать американские бомбардировщики.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1766)
Егор Андреевич Попов (1349)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (488)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (344)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024