Суббота, 20.04.2024, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Галимова Айсылу Рафисовна. "Роль женщин в истории авиации и воздухоплавания"
Содержание 
Введение 
1. Из истории авиации и воздухоплавания 
2. Знаменитые женщины-летчицы (обзор) 
3. Женщины в Великой Отечественной войне: 
  3.1. Сыртланова Магуба Гусейновна (1912-1971) - Герой Советского Союза. 
  3.2. Лидия (Лилия) Владимировна Литвяк (1921-1943)-Герой СССР, летчик-истребитель 
4. Женщины-летчицы XXI века 
Заключение
Список литературы

Введение 
 С древних времён женщинам принадлежит значительная роль в истории. Роль женщины в истории авиации также велика, как и в других направлениях. Первая дошедшая до нас информация датирована началом 20 века. Многие тысячи советских женщин и девушек отважно сражались за Отчизну в Военно-Воздушных Силах. В 1942 г. из женщин-добровольцев было сформировано три авиационных полка, прошедших славный боевой путь. Немало женщин служило и в других частях советской авиации. Летчицы женских авиационных полков вели воздушные бои с противником, расчищали путь пехоте, танкам, помогали им в прорыве вражеской обороны, в преследовании, окружении и уничтожении группировок врага и т.д. Высокую оценку ратным подвигам советских летчиц женских полков дал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Он писал: "Нас, мужчин, всегда поражало бесстрашие летчиц, которые поднимались в воздух на тихоходных самолетах У-2, изнуряли врага бесконечными бомбардировками. Одна в ночном небе, над вражескими позициями, под сильным зенитным обстрелом, летчица находила цель и бомбила ее. Сколько вылетов - столько встреч со смертью".
 Цель исследования: показать на примере великих женщин-летчиц их роль в истории авиации и воздухоплавания.
 Задачи:
 • ознакомиться с историей авиации и воздухоплавания; 
 • выяснить роль женщин в авиации (на примере Великой Отечественной Войны);
 • изучить биографии знаменитых женщин
 Актуальность проблемы: актуальность проблемы определяется тем, что старшеклассники школы стоят перед выбором профессии. В 21 веке женщины идут в ногу с мужчинами. Они водят машины, принимают активное участие в жизни страны. Девушки могут выбрать любую профессию, также и профессию летчицы. 
 Методы исследования: изучение и анализ исторических материалов, документов, информации, содержащейся в сети Интернет, энциклопедиях, исторической литературе, средствах массовой информации. Проведение социологического опроса, обработка собранного материала.

 1. Из истории авиации и воздухоплавания.
 Мечта человечества о полёте, возможно, впервые была реализована в Китае, где полёт человека, привязанного (в виде наказания) к бумажным змеям, был описан в VI веке н. э. Позднее первый управляемый полёт на дельтаплане совершил Аббас ибн Фарнас в Аль-Андалусе в IX веке н. э. У Леонардо да Винчи (XV в.) мечта о полёте нашла выражение в нескольких проектах, но он не пытался их реализовывать. Первые серьёзные попытки полёта человека были реализованы в Европе в конце XVIII века. 
 Привязанные воздушные шары, заполненные горячим воздухом, были усовершенствованы в первой половине XIX века и применялись в значительных масштабах в ряде войн середины столетия; наибольшую известность получило их применение во время Гражданской войны в США, когда воздушные шары использовались для наблюдения во время сражения у Питтерсберга. 
  Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии, или о Пушпака Вимана в Рамаяне). Первые попытки полёта часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале (его крылья сделаны из перьев и воска). Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались в семнадцатом веке. "Авиаторы" получали травмы или разбивались.  
  Первый общеизвестный полёт человека был совершён в Париже в 1783г. Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз де Арландес пролетели 8 км на воздушном шаре разработки братьев Монгольфье, наполненном горячим воздухом. Воздушный шар нагревался огнём от сжигаемой древесины и не был управляемым, то есть перемещался по воле ветра. Запуск воздушных шаров-зондов стал популярным развлечением в Европе в конце XVIII века. Таким образом человек начал покорять высоту и атмосферу.
  Вторая мировая война привела к необходимости резкого увеличения темпов усовершенствования самолётов и их производства. Все страны, вовлеченные в войну, разрабатывали, модернизировали и производили самолёты и авиационное вооружение. При этом появились новые типы самолётов, например, дальние бомбардировщики. Эскорты истребителей стали необходимы для успеха тяжёлых бомбардировщиков, значительно снижая потери в борьбе против вражеских истребителей.
  Тяжелые испытания выпали на долю тружеников воздушного флота, как и всего нашего народа, в годы Великой Отечественной войны. В первые же дни боев с гитлеровскими захватчиками были созданы особые авиационные группы и отряды, а затем – авиаполки и дивизии, принимавшие участие во многих боевых операциях. Гражданские авиаторы, с честью прошедшие через суровые испытания Великой Отечественной войны, внесли достойный вклад в победу советского народа над фашизмом. Родина высоко оценила их подвиги, мужество и стойкость. В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин! Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями.
  Не все женщины, конечно, принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяйственных, медицинских, штабных и так далее. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. В 1944 г. в 13-й Воздушной армии Забайкальского фронта служили 1749 девушек, из которых 1613 - комсомолки. В 10-й Воздушной армии Дальневосточного фронта служили 3000 женщин и девушек, в числе которых 712 было коммунисток. А в 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, куда входил 46-й гвардейский женский авиационный полк, служили 4376 женщин, из них 237 офицеров, 862 сержанта, 1125 рядовых и 2117 вольнонаемных. При этом спектр деятельности женщин – воинов был довольно разнообразен. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки – радисты, вооруженцы…
  Женщины-авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских». 

2. Знаменитые женщины-авиатриссы (обзор)
 Бурное развитие авиации XX века привело в авиацию девушек. И не только в нашей стране, но и во всем мире. 
 Мари Марвингт (1875-1963)  стала первой женщиной, покорившей пики Швейцарских и Французских Альп (1903-1910гг.). На велосипеде она преодолела расстояние между Нанси и Неаполем. 15 марта 1910 Французская академия спорта удостоила ее золотой медали «за все виды спорта». Впервые в воздух Мари поднялась в 1901 году, на воздушном шаре. Через шесть лет она уже могла самостоятельно управлять этим аппаратом, а еще через три года совершила одиночный полет. Тогда же, осенью 1909, она поднялась в воздух и на самолете и была первой женщиной, пересекшей Ла-Манш на воздушном шаре. В 1910 Мари Марвингт установила первые официальные рекорды продолжительности и дальности полета. Когда началась Первая Мировая война, Мари переоделась в мужскую одежду и вступила в 42 Пехотный батальон, но хитрость ее была раскрыта, и ее отправили домой. Тогда Марвингт стала медсестрой Красного Креста. В 1915 году Мари стала первой дамой-пилотом бомбардировщика, а за удачные бомбежки занятой немцами территории ее наградили Военным крестом. 
  В начале века в столице Российской империи Санкт-Петербурге жила в очень обеспеченной семье генерала русской армии юная гимназистка Лидия Зверева. 
  Вскоре после окончания института Лидия поступает в только что открывшуюся авиационную школу «Гамаюн», а уже через несколько недель впервые поднимается в воздух — правда, еще с инструктором. В августе того же года прошел и первый самостоятельный полет девушки – выпускной экзамен Зверева сдала на «отлично» и получила диплом пилота-авиатора. Ей было тогда всего 20 лет! Еще в школе воздухоплавания Зверева познакомилась со своим будущим супругом – пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. В 1911-12 годах они участвуют в демонстрационных полетах в разных городах России. 
  Вскоре супруги переезжают в Ригу. Город в то время считался центром российской авиации: там строится и начинает функционировать Русско-Балтийский вагоностроительный завод (чуть позже — завод «Мотор»). Именно там Зверева и Слюсаренко получили разрешение не только испытывать самолеты, но и строить их. Уже в октябре 1913 с конвейера их предприятия сходят первые два самолета-разведчика «Фарманы XVI». Испытания проходят успешно, и авиаторы получают новый заказ на изготовление восьми машин. Зверева и Слюсаренко мечтали о новых конструкциях, о строительстве еще одного, современного аэродрома, но помешала война. Авиамастерские были эвакуированы в Петроград. Тогда же, в Риге, Лидия открыла собственную школу пилотов. Среди ее учеников были как мужчины, так и женщины, а плата за обучение в школе была самой низкой в России. 
  Там же, на территории завода «Мотор», Зверева совершила воздушную фигуру, которая навсегда вошла в историю авиации — мертвую петлю. Зверева и Слюсаренко переехали в Санкт-Петербург, где на первых порах все складывалось удачно. Это были уже не просто авиамастерские, а целый завод, на котором работали 300 человек. Но 15 мая 1916 года Лидия Зверева скончалась от тифа. Ей было тогда всего 25
  Амелия Эрхарт (1897-1937)  в одиночку перелетела два океана. Она покорила Атлантику. Ее называли Королевой воздушного океана. Из города Окленда начала перелет вокруг земного шара по экватору на двухмоторном самолете «Элекс». Пролетела 2900 километров, над океаном ее самолет упал из-за нехватки горючего в районе Бермудского треугольника. 
  В 1937 году В. Гризодубова с М. Расковой совершили перелет Москва — Актюбинск. В 1938 году П. Осипенко, В. Ломако и М. Раскова осуществили перелет Севастополь — Архангельск. В том же 1938-м экипаж В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой совершил сверхдальний перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, установив рекорд дальности (6450 км) для поршневых самолетов. И это с несовершенными навигационными приборами. Родина по достоинству оценила подвиг летчиц, присвоив им звания Героев Советского Союза.     
  В 1940 году три женщины — Мария Нестеренко, Мария Михалева, Нина Русакова начали рекордный перелет на новом бомбардировщике ДБ-3 по маршруту Хабаровск — Львов. Из-за усложнившихся метеоусловий им пришлось совершить вынужденную посадку в поле, немного не долетев до Львова. Но этот полет был выдающимся достижением женского экипажа. К сожалению, имя известной летчицы Марии Нестеренко было забыто, сама Мария была расстреляна вместе со своим мужем Героем Советского Союза П. В. Рычаговым, объявленным «врагом народа».
   Первой женщиной-космонавтом в мире стала Валентина Владимировна Терешкова — позывной «Чайка».  По этим позывным мир 16 июня 1963 года услышал Валентину Терешкову из космического «далека». До нее лишь девять человек совершили полет вокруг земного шара по околоземной орбите. Она пробыла в космосе почти трое суток. Первые корабли серии «Восток» Гагарин, Титов, Попович сравнивали с консервной банкой: не только встать, но даже шевельнуть рукой было трудно. Каково же было трехдневное пребывание женщины в таких условиях! Если у мужчин-космонавтов кальций в организме восстанавливается за 10–12 дней, то Терешкова не могла встать на ноги около месяца. Но самые ужасные страхи она испытывала в связи с рождением ребенка. «Космические» родители знали, что эксперимент с собаками-космонавтами закончился неудачно. Щенки рождались слепыми, один даже трехлапым, все скоро погибли. Валентина Владимировна снова снискала милость судьбы — девочка Аленка родилась нормальной. Сегодня дочь Терешковой имеет собственную семью, а Валентина Владимировна стала бабушкой. 

 3. Женщины в Великой Отечественной войне.
  С первых дней Великой Отечественной войны многие девушки и женщины шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Они хотели наравне с мужчинами защищать свою Родину. Письма с просьбами помочь попасть в действующую армию многие из них направляли известному штурману, Герою Советского Союза Марине Расковой. 
  Ее хорошо знала вся страна. Еще в 1937 году М.М. Раскова вместе со знаменитой летчицей B.C. Гризодубовой совершила рекордный, по тому времени, перелет из Москвы в Актюбинск. В экипаже с другой известной летчицей П.Д. Осипенко, М.М. Раскова на летающей лодке МП-1 совершает беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. За этот перелет она награждается орденом Ленина. 
  В феврале 1937 года старший лейтенант Марина Михайловна Раскова, работая инструктором аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии, была зачислена штатным сотрудником Особого отдела Наркомата внутренних дел.
  В октябре 1941 года М.М. Раскова вошла в правительство страны с ходатайством приступить к формированию боевых женских авиационных полков. Ее просьба была удовлетворена. 8 октября 1941 года Народный Комиссар Обороны Союза ССР подписал соответствующий приказ о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии. 

 ПРИКАЗ № 0099 
 НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР 
 8 октября 1941 г. О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии 
 В целях использования женских летно-технических кадров 
 ПРИКАЗЫВАЮ с 1 декабря 41 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
 I. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/ 174, дислокация г. Энгельс. 
 II. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ-2 при ЗАПе (Каменка). 
 III. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация – г. Энгельс. 
 IV. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осовиахима.
  V. Переподготовку летного состава на новой матчасти организовать и проводить: 
  – летного состава – в пунктах формирования авиаполков;
  – технического состава – при пункте сбора ЛТСМ г. Москва; 
  – штурманского и командиров штабов – при 2-й Ивановской Высшей штурманской школе ВВС КА. Главному Интенданту Красной Армии и Начальникам Центральных Управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.
                                                                                                                               Народный Комиссар Обороны Союза ССР И.Сталин   
  
  Добровольцев набирали через аэроклубы, партийные и комсомольские организации. В женские авиаполки вступали лётчицы Гражданского Воздушного Флота и аэроклубов. Многие из них обладали хорошей техникой пилотирования. Штурманами и техниками стали студентки вузов и техникумов, работницы фабрик и заводов. Девушек имевших техническое образование определяли на должности авиамехаников по вооружению, приборам и эксплуатации. 16 октября 1941 года основной состав будущих женских авиаполков выехал в город Энгельс на Волге для дальнейшего формирования и обучения. Здесь в состав авиагруппы вошли почти сто девушек-добровольцев из Саратова. 
  В конце октября 1941 г. с официального одобрения Ставки ВГК и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельсе на Волге сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков.
  Женские авиаполки получили наименования:
 – 586-й истребительный; 
 – 587-й бомбардировочный; 
 – 588-й ночной лёгкобомбардировочный

 586-й истребительный 
  Командиром авиаполка была назначена Майор Тамара Александровна Казаринова. Полк получил на вооружение совершенный по тому времени истребитель Як-1, а затем и другие улучшенные модели самолётов конструкции А.С. Яковлева.
  В апреле 1942 года в составе 144-й авиадивизии начал службу 586-й истребительный авиаполк. В системе Войск противовоздушной обороны страны он прикрывал Саратов, железнодорожный мост через Волгу и подходившие к городу железные дороги. Лётчицы полка зорко охраняли родное небо.
  Лётчицы сопровождали наших бомбардировщиков и штурмовиков к цели, прикрывали особо важные объекты от налётов вражеской авиации, а нередко и сами штурмовали наземные войска противника.
  Боевой счёт полка был открыт в ночь на 24 Сентября 1942 года. Под покровом темноты вражеский разведчик Ju-88 пытался незаметно прорваться к городу. Когда осветительная бомба ярко озарила ночное небо, враг решил уйти восвояси. Но это ему сделать не удалось. Заместитель командира эскадрильи Лейтенант Валерия Хомякова, поднялась в воздух, завязался воздушный бой, она подбила немецкий самолёт. Охваченный пламенем, самолет противника рухнул на землю. 
  Около 9000 вылетов произвели за время войны на своих истребителях лётчицы 586-го полка. Из них 4419 было произведено для выполнения боевых заданий, в том числе 1159 – для прикрытия военно-промышленных объектов и патрулирования в их зоне; 310 – для прикрытия боевых порядков наземных войск; 174 – для прикрытия наземных войск во время их передвижения по железным и шоссейно-грунтовым дорогам в местах сосредоточения; 49 – для сопровождения к цели наших штурмовиков и бомбардировщиков; 301 – для сопровождения особо важных самолётов к линии фронта; 16 – для разведки войск противника; 2073 – для выполнения других боевых заданий командования. 
   Более 5300 часов находились лётчицы в воздухе, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника (11 разведчиков, 14 бомбардировщиков, 12 истребителей, 1 транспортный), уничтожили (по учтённым данным) на земле 2 самолёта, 4 танка, 1 автоцистерну, 1 легковую и 19 грузовых автомашин с грузами, 10 конных повозок, подавили 2 батареи зенитной артиллерии и 1 зенитно-пулемётную точку и, кроме того, рассеяли и истребили до двух батальонов живой силы врага. 
 
  587- й бомбардировочный.
  Командиром авиаполка была назначена Майор М.М. Раскова, на вооружении которого находился новейший, по тем временам, пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М. Петлякова.
  Боевая деятельность 587-го бомбардировочного авиаполка началась на завершающем этапе Сталинградской битвы, но уже без его первого командира. 4 Января 1943 года, при перелёте в сложных метеоусловиях, Герой Советского Союза М.М. Раскова погибла в авиационной катастрофе. По просьбе лётчиц Наркомат обороны присвоил полку её имя.
  С января по февраль 1943 года 587-й авиаполк наносил удары по оборонительным сооружениям, живой силе и огневым точкам врага в районе Сталинградского тракторного завода. Выполняя эту задачу, он произвёл 50 вылетов, сбросив на противника около 15 тонн бомб. 
  Боевой путь полка был долог. На Северо – Кавказском фронте лётчицы произвели 180 боевых вылетов, на Западном – 234, на 3-м Белорусском – 291, на 1-м Прибалтийском – 379 и сбросили на врага более 892 тонн бомб. В воздушных боях сбили 15 истребителей противника, на земле уничтожили 16 танков, 82 орудия, 45 железнодорожных вагонов, а «количество уничтоженных автомашин и живой силы противника точно не установлено». 
  За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й бомбардировочный авиаполк был преобразован в 125-й Гвардейский, удостоен почётного наименования «Борисовский», награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. 
  За образцовое выполнение заданий командования в боях с врагами 5 лётчиц полка были удостоены звания Героя Советского Союза: Майор Н.Н. Федутенко, Капитаны К.Я. Фомичёва, М.И. Долина, А.Л. Зубкова, Старший лейтенант Г.И. Джунковская. 

  588-й ночной лёгкобомбардировочный 
  Возглавила опытная лётчица Майор Евдокия Давыдовна Бершанская. Этот полк имел учебно-тренировочные самолёты У-2 (ПО-2) конструкции Н.Н. Поликарпова, переоборудованные для бомбометания.
  Первые удары по врагу он нанёс на юге Донбасса, в районе реки Миус. Это произошло 8 Июня 1942 года. 
  Отважные лётчицы участвовали в операциях по освобождению Северного Кавказа, Крымского полуострова, Севастополя, Могилёва, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска (Данцига). За особые отличия в боях по прорыву мощной оборонительной полосы «Голубая линия» (на Таманском полуострове) полк получил почётное наименование «Таманский». За образцовое выполнение боевых заданий командования на Северном Кавказе он был преобразован в 46-й Гвардейский, за освобождение Крыма и Керченского полуострова и проявленные при этом мужество и героизм награждён орденом Красного Знамени, а за освобождение Польши и разгром врага в Восточной Пруссии – орденом Суворова 3-й степени. 
  Некоторые женщины – лётчицы сражались в составе обычных «мужских» авиационных полков. Так, Герой Советского Союза Тамара Фёдоровна Константинова – в 999-м штурмовом, а Герой Советского Союза Анна Александровна Тимофеева (Егорова) – в 805-м штурмовом. 
  О некоторых женщинах я хочу отдельно рассказать. Летчицей из Башкортостана была одна единственная Сыртланова Магуба Гусейновна. Покорилось небо прирожденной авиатриссе Лидии (Лилии) Владимировне Литвяк. 

3.1 Сыртланова Магуба Гусейновна(Хусейновна) (1912-1971) - Герой Советского Союза.  
  Жарким днем 16 июля 1912 года в старинном уездном городе Белебее у простого рабочего Хусейна Сыртланова (по другим источникам — Гусейн) родилась черноглазая, смуглая, брови вразлет девочка. Родители нарекли ее звучным именем Магуба. Времена были смутные: 1914 год — война с германцами, в 1917 грянула Великая Октябрьская революция, далее гражданская война, принесшая голод и разруху... 
  23 марта 1919 года Башкирия получила автономию, и жизнь в республике постепенно начала налаживаться. В Белебее возобновил работу мясокомбинат, открылся небольшой машиностроительный завод, заработал леспромхоз. Хусейн смог определить свою дочь в школу. Шли годы. В начале 1923 года в стране было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Юноши и девушки участвовали в строительстве автозаводов, аэродромов, в сборе средств на постройку самолетов. Повсюду возникали аэроклубы, широко распахнувшие двери молодежи, грезившей о самой популярной в то время профессии летчика. Смышленая, любознательная одиннадцатилетняя девочка в свободное от учебы время тоже занималась в кружке планеризма и мечтала о небе, как и все ее сверстники. Она отыскивала в библиотеке книги о летчиках и перечитывала их.
  Они казались для нее самыми мужественными и героическими людьми. Закончив семилетку, в 1928 году Магуба вместе с подругами уезжает в Узбекистан. Молодежь манила романтика дальних земель, жаркий климат, обилие фруктов. Тогда многие уезжали из холодной, несытой Башкирии в хлебную республику. В Коканде девушка работала телеграфисткой, мотальщицей на шелкомотальной фабрике. Она полюбила край карная и зурны, восхищалась городом, в котором смешались древняя мудрость и голоса прошлого, любовалась вонзившимися в небо минаретами, но не заглушалась в ней детская мечта о небе. Узнав, что в Ташкенте при управлении Среднеазиатской Воздушной линии существует школа по подготовке техников-изыскателей, поехала туда поступать.
  «Сразу летчиком не станешь, надо начинать с малого»,- решила она. Вскоре Магуба стала работать по полученной профессии, добросовестно выполняла все комсомольские поручения. 
   25 января 1931 года прошел XIX съезд комсомола, где было вынесено решение о шефстве над авиацией. Молодежь восхищалась подвигами отважной семерки, первых Героев Советского Союза, проявивших мужество и подлинное мастерство при спасении экипажа, раздавленного во льдах Берингова пролива «Челюскина». Магуба несколько раз перечитывала о них газетные статьи. «Вот бы и мне совершить подвиг!» — мечтала она. А для этого надо было научиться летать по-настоящему. Медленно, но верно девушка шла к поставленной цели. Добилась направления в летное училище города Батайска. Но через год по приказу: «Женщин отчислить»,- вынуждена была прервать учебу. Прослышав, что в Тбилиси есть аэроклуб, где обучают курсантов летать, она решается поехать в Грузию. С 1933 года Сыртланова начала работать авиамотористом в Управлении гражданского воздушного флота города Тбилиси. Целеустремленно преодолевая все трудности, шаг за шагом приближалась она к своей мечте. Через два года стала пилотом-инструктором в планерной школе, одновременно занималась сама в Центральном аэроклубе. Магуба учила своих курсантов ориентированию по приборам, работе с пилотажным оборудованием. Тренажи продолжались до тех пор, пока курсанты не научились автоматически выполнять все операции при совершении полета.
   Благодаря пробивной силе и настойчивости, через знакомство с высокопоставленным военачальником Сыртлановой удается быть зачисленной в список 46-го авиационного женского полка, базировавшегося в октябре 1942 года на Северном Кавказе. Полком командовала Евдокия Бершанская, впоследствии Герой Советского Союза. 
   Служба в Тбилиси способствовала овладению мастерством полетов в горах. Опытные летчики не раз повторяли: "Школа гор для летчика - великая школа". В полк она пришла с Клавдией Серебряковой, в прошлом учительницей из Стерлитамака, окончившей авиашколу в Херсоне.
   В первом же полете у Сыртлановой штурманом была Марина Чечнева, заместитель командира эскадрильи. Она научила новенькую ловко уходить от лучей прожекторов, бесшумно подходить к цели, точно наносить бомбовый удар по цели. В другой раз с Сыртлановой летала штурман полка Женя Руднева. 
                                                                                             * * *                                                                                                              
  Едва успев покинуть кабину У-2, штурман Женя Руднева подошла к заместителю командира эскадрильи Марине Чечнёвой и восхищённо сказала:
 - Вот это лётчица! Я совсем не думала, что новенькая так здорово пилотирует.
 А новенькая уже рапортовала:
 - Товарищ старший лейтенант, пилот Сыртланова боевое задание выполнила. В районе цели - два очага пожара. 
 Дослушав до конца официальный рапорт, Марина Чечнёва дружески произнесла:
 - Поздравляю вас, Магуба Гусейновна, с боевым крещением! 
   Было это холодной декабрьской ночью 1942 года на полевой площадке у станицы Асиновской. Отсюда лётчицы женского авиаполка ночных бомбардировщиков наносили удары по немецким войскам, устремившимся к Кавказу. 
   Лётчица Магуба Сыртланова только месяц тому назад пришла в полк. Представляясь командиру полка Бершанской, она коротко рассказала свою лётную биографию: 
  - Летаю с 1935 года. Последняя должность - командир звена в санитарной эскадрилье. Сейчас одно желание - бить врага здесь, на Северном Кавказе. А дальше, думаю, погоним врага с нашей земли. Раньше прибыть к вам не могла: не отпускали.
  К весне Магуба уже летала не хуже многих ветеранов. Сказывалась упорная учёба минувшей зимой. 
  Начались бои за Кубань. В ночь на 10 февраля 1943 года, преследуя отступающие немецкие войска по дороге от станицы Поповической, экипаж Сыртлановой бомбовыми ударами вызвал 3 сильных очага пожара со взрывами. В ночь на 13 февраля он уничтожал войска противника у станицы Славянской. 
  Полк совершал ночные налеты на позиции немецких войск под Севастополем. С Таманского полуострова добраться до Севастополя не так-то легко, если учесть, что скорость самолёта, нагруженного бомбами, не превышала 120 километров в час. У лётчиц было 2 маршрута: дальний - над морем и ближний - над полуостровом, когда они пересекали Крым почти по диагонали. Если идти к цели над морем, то в ночь больше 2 - 3 вылетов не сделаешь. Этот маршрут представлялся и более безопасным: на воде не было зенитных батарей, а встреч с боевыми кораблями можно избежать или попросту обойти их. 
   В одну из апрельских ночей Магуба вела тяжело нагруженную машину. Предстояло бомбить аэродром, забитый немецкими самолётами. Штурман уже хорошо видела многочисленные "Юнкерсы" на стоянках. Магуба сбросила обороты двигателя, и с шелестящим шумом самолёт стал планировать к цели. Вдруг огненные пики прожекторов разрезали ночную мглу то в одном, то в другом конце города. Над Южной бухтой, над Северной стороной стало светло, как днём. Ещё один миг, и лучи схватили в огненные клещи самолёт, медленно плывший в ночном небе. 
   С каждой секундой стена разрывов зенитных снарядов приближалась. Когда Сумарокова сбросила бомбы, самолёт попал в лучи прожекторов. Начался зенитный обстрел. Самолёт беспорядочно пошёл к земле. Немецкие зенитчики, решив, что советский самолет сбит, не стали провожать его до самой земли... Прожекторы погасли. А Магуба, потеряв метров 500 высоты, поставила машину в нормальное положение и спросила:
 - Таня, жива ?
 - Жива, Магуба ! 
 - Ты знаешь, мотор повреждён. Куда пойдём ?
 - У немцев на вынужденную садиться не будем! - решительно заявила Татьяна. - Если умирать, так в море! 
 Магуба потянула в открытое море. Мотор то и дело давал перебои. Где-то внизу плескались волны Черного моря. Казалось, ещё мгновение - и маленький самолёт поглотит чёрная пучина. Однако мотор тянул, с перебоями, но всё же тянул... Магуба сделала пологий разворот на север... Когда мотор чихнул последний раз и винт остановился, под самолётом была ещё вода. Потом лёгкий толчок, и машина ткнулась колёсами в морскую гальку. Хвост У-2 был в воде, а колёса на берегу, родном берегу! Они вылезли из кабины, бросились навстречу друг другу и обнялись.
  Это был самый памятный вылет Магубы Сыртлановой из 780 совершённых за войну.
   "... Имеет общий налет 2340 час. Сбросила по уничтожению войск противника 140 тонн бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 128 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 ж.-д. эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 арт. батареи, 2 прожектора и 4 автомашины с горючим. 
    ... В ночь на 26 марта 1945 г. уничтожила скопление войск противника в районе Данцига. Несмотря на сильное ПВО противника, экипаж умело отыскивал цель и точно производил бомбометание. За ночь было произведено 8 боевых самолетовылетов, был подавлен огонь одной артбатареи".
     "… Мама была энергичной, неутомимой, не умела сидеть без дела. Выйдя на пенсию, она нашла себе занятие: решила научиться шить, поступила на курсы кройки и шитья. У меня до сих пор хранится тетрадь с записями и чертежами. Я и сестра Светлана учились в музыкальной школе. А мама решила не отставать от нас, стала брать уроки музыки. Она любила петь башкирские песни, и огорчалась, что мы их не знаем. Умела очень заразительно смеяться, любила природу. Часто мы всей семьей выезжали в лес. Был у нас и "семейный совет", председателем была мама. Папе с этим пришлось смириться.
      … Когда мама тяжело заболела, для нас это было настоящим испытанием. Мне тогда было 10 лет. Мы с сестрой даже не представляли, что маме грозит неподвижность. Мы часто навещали ее в больнице. Мама вела себя спокойно, расспрашивала нас об учебе, говорила, что скоро поправится…" 
      М.Г. Сыртланова награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. 
      Именем Магубы Сыртлановой названа улица в г.Белебей, школа №2 в Белебее. У гимназии №52 г. Казань установлен памятник летчице,  а в гимназии действует музей. Решением городского Совета депутатов трудящихся от 30 мая 1972 года в Приволжском районе г.Казани одна из улиц названа именем Магубы Сыртлановой. 

3.2 Лидия (Лилия) Владимировна Литвяк (1921-1943)-Герой СССР, летчик-истребитель 
 Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов. С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой. Невысокая блондинка с выразительными глазами пользовалась необыкновенной популярностью у своих коллег.Но никогда и никому не отдавала предпочтения. 
  При этом Лидия Литвяк была воплощением женственности, умудряясь даже летный комбинезон превращать в модный наряд. 
  Попав в отряд знаменитой летчицы Марины Расковой, Лидия за ночь нашила на летный комбинезон натуральный мех с унтов. За что получила выговор от начальства. Но потом долго щеголяла в женском отряде оригинальным нарядом.
  Лидия Литвяк была очень похожа на популярную кинозвезду того времени – актрису Серову. И это добавляло ей привлекательности в глазах мужчин, заставляя женщин завидовать. 
  Лидия Литвяк лично сбила 18 самолетов, по другим данным 26. За годы войны Литвяк сбила огромное количество вражеских самолетов и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях. В 1943г. в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из соотечественников-лётчиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт. 23 февраля 1943 года Лилия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды. В мае того же года Лилия Литвяк сбила вражеский аэростат: углубилась в тыл противника, а потом, зайдя против солнца, на максимальной скорости подлетела к аэростату и огнём из всего вооружения разнесла его в клочья. За этот подвиг она получила орден Красного Знамени. 21 мая 1943 года в бою погиб муж Лилии Литвяк Герой Советского Союза А.Ф.Соломатин. А 1 августа того же года Литвяк участвуя в воздушных боях по прорыву немецкой обороны неподалеку от г.Донбасс, совершила 4 боевых вылета, из последнего не вернулась. Командование дивизии подготовило представление Лилии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено. 
  Послевоенные годы однополчане продолжали поиски пропавшей лётчицы. Ее останки удалось найти в братской могиле в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области. 

 4. Жешщины-летчицы XXI века. 
  Пилотов прекрасного пола в гражданской авиации в нашей стране, согласно данным 2011 года, клуба женщин лётных специальностей «Авиатрисса», всего 15. В то время как в Америке за штурвалами пассажирских лайнеров их несколько тысяч. Каково быть женщиной-пилотом в России? В последнее время в гражданскую авиацию все чаще приходят женщины. В настоящий момент в России работают уже 13 женщин-пилотов. Ещё две курсантки учатся в Сасовском летном училище, и с одной из них компания «Трансаэро» заключила контракт. Но по сравнению с другими странами у нас летчиц не так много — в США, например, их около 2 тысяч. 
  Профессионал Ольга Кирсанова — второй пилот на борту Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Самолет, которым она управляет, весит 104 тонны и вмещает 180 пассажиров. «Особое ощущение, когда твоим рукам доверяют столько человеческих жизней», — говорит Ольга. 
  Кирсанова с детства мечтала стать пилотом: несколько поколений мужчин ее семьи связывали жизнь с небом. Она закончила Запорожское летное училище, но тогда развалился Советский Союз, и военных летчиков в то время сокращали, а новых не брали на работу.
  Ольга пересела на гражданский кукурузник «Иванушка», потом на Як-40, который пилотировала десять с небольшим лет. «Хотелось все выше и выше, — рассказывает Ольга. — Все серьезнее и серьезнее».
  Спортсменка Маргарита Барк  начала управлять самолетом почти два года назад. Говорит, панически боялась летать на больших пассажирских самолетах и решила, что если сама станет пилотом, то и пассажиром летать станет легче. Так Маргарита попала в аэроклуб.  
  «Ощущение полета нельзя сравнить ни с каким земным ощущением, — рассказывает Маргарита. — Когда я первый раз самостоятельно вывела самолет из штопора, почувствовала, что нет ничего такого, чего бы я не могла сделать».
   Маргарита проводит на аэродроме 3-4 дня в неделю. По ее словам, там особенная атмосфера: в одном месте собираются люди, больные небом.
   Осматривая самолёт перед рейсом, а затем приветствуя свой экипаж, командир Татьяна Рыманова всякий раз обращает внимание не только на технические детали, но и подмечает внешний вид и даже настроение каждого. Ведь и от таких мелочей зависит, спокойным ли будет полёт.
   Татьяна Рыманова, командир воздушного судна авиакомпании "S7 Airlines": "У тебя за плечами 170 человек. Они, конечно, бывают шокированы. "У нас, что, женщина-командир?!" Но, "деваться уже некуда с подводной лодки", летим!" 
   В небо её потянуло ещё в школе. Прыгала с парашютом, летала на спортивных самолётах, а командиром "Боинга" стала даже раньше мужа. Сейчас он, правда, догнал Татьяну. Но все опасения, будто бы двум капитанам в одной семейной лодке не ужиться, оказались напрасными. 
   Познакомившись со знаменитыми авиатриссами, мне стало интересно, а как же относятся мои сверстники к тому, что женщина управляет самолетом.
   Я опросила 32 человека. Результаты опроса показали, что 18 из них считают, что она просто герой. 10 человек утверждают, что это опасно и глупо. Двое тоже бы хотели полетать, а двое , к моему сожалению, остались равнодушными. 

 Заключение 
  Таким образом, женщины – лётчицы, сражающиеся практически во всех видах авиации (истребительной, штурмовой, бомбардировочной), внесли свой весомый вклад в дело достижения Великой Победы над врагом.
 Трудно перечислить все области, где они показали себя как новаторы, отличные специалисты. За их хрупкими плечами:
 - Мировые рекорды по скорости, дальности полета и высоте полета.
 - Участие в защите Отечества в Великой Отечественной войне.
 - Создание уникального научно - исследовательского летного центра, где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника. 
  Желая выразить своё преклонение перед подвигами советских женщин, позволю себе привести в заключение слова французских лётчиков полка «Нормандия – Неман»: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!» 

 Список литертуры:
 1. Материал сайта http://www.shkolazhizni.ru
 2. Материал сайта http://www.wikipedia.ru
 3. Материал сайта http://www.airaces.narod.ru/woman.ru
 4. Материал сайта www.blogs.mail.ru
 5. Материал сайта www.aviapersonal.ru, проект «Женщины в авиации»
 6. Башкортостан. Краткая энциклопедия, Уфа-1996
 7. Бельские просторы № 4 2005, статья «От Уфы до Берлина»
 8. Дмитриева В. Из материалов сборника - "Героини. Выпуск 2". Москва, Политиздат,1969г
 9. Дрягина И. В. Записки летчицы У-2.Женщины –авиаторы в годы Великой Отечественной войны 1942-1945. Приложение 1. Некоторые заметки о роли женщин в развитии авиации.
 10. Подвиги их-бессмертны.-Уфа:Китап,2000
Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2013) | Автор: Галимова Айсылу Рафисовна E W
Просмотров: 4155 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 UntG  
В Белебее землячку-летчицу знают как Сыртланову Магубу ХУСАИНОВНУ. В такой транскрипции приведены ФИО и на мемориале Победы.

1 sveta  
Очень плохо оформлена работа!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2502)
Фурсов Максим (2003)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1871)
Егор Андреевич Попов (1673)
Штриккер Артур (1258)
Григорьев Павел Сергеевич (662)
Медведкин Иван (591)
Азарин Николай (546)
Трунов Артём Николаевич (465)
Ефимова Софья Алексеевна (443)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024