Пятница, 19.04.2024, 01:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятая олимпиада (2011/12 уч.год)

"Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?" Чирикин Андрей Дмитриевич

Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?

Автор: Чирикин Андрей.

                               План:

     Введение.

1.   Авианосцы техника или стратегия?

  1.1. История создания авианесущих кораблей.

  1.2. Применение авианосцев во второй мировой войне.

        1.3. Авианосцы в послевоенный период.

        1.4. Роль авианосцев в современном мире.

      Заключение.

      Источники информации.

 

Введение.

В наши дни большая часть вооруженных сил находится не на суше, а в море. И это понятно: ведь две трети территории нашей планеты занимает Мировой океан. Флот имеет давнюю и славную историю. Благодаря кораблям люди смогли открыть Америку, совершить первое путешествие вокруг света, развивать торговлю …. И воевали зачастую тоже на море.

  

1. Авианосцы техника или стратегия?

 1.1 История создания авианесущих кораблей.

 Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях. Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.  


Аэростатоносец «Джордж Вашингтон Пэрк Кастис»

Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», на борту которого находилось 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар.

 Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в военно-морском деле. Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации. Предшественникам авианосцев были обычные торговые пароходы, оборудованные легкими ангарами и кранами для подъема и спуска на воду гидросамолетов.


Спуск гидросамолёта на воду с баржи «Коммуна». 1918 г.

Авианосцы первого поко­ления правильней было бы назвать плавбаза­ми, для гидропланов, которые транспортирова­лись как самый обычный груз. Единственным до­полнительным сооружением была надпалубная надстройка. Гидропланы взлетали с воды и садились на воду. Таким образом, корабль для этих самолетов служит аэродромом, перемещающимся со скоростью движения корабля, местом расположения самолетов, где производятся все виды подготовок и снаряжения и ремонта самолетов. Серьезным недостатком  была необходимость предварительно спускать самолеты за борт.

  В начале Первой мировой войны выявили очевидное превосходство аэропланов с колесным шасси над гидропланами - и по скорости, и по маневренности. Поэтому в мае 1917 года в линейный крейсер «Фьюриес» британских ВМФ, переоборудован в «быстроходную плавбазу для гидропланов» и была установлена взлетная палуба под которой находился ангар. И так, проблема, как самолету взлетать с корабельной палубы, была решена, но вопрос о том, как садиться обратно, оставался открытым. По выполнении задания гидроплан мог приводниться рядом с кораблем и быть поднятым на борт краном. Аэропланы же с колесным шасси вынуждены были улетать в сторону суши, приземлятся на обычном аэродроме, оттуда перевозится в порт и загружаться обратно на корабль.

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем». 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания» на котором  была смонтирована деревянная взлётная палуба. Вскоре после успешной посадки лётчик снова взлетел.                                                                                             


Юджин Эли сразу после взлёта с палубы USS Birmingham (CL-2)

С началом боевых действий морская авиация Балтики проводила разведку, а также предпринимала попытки перехвата вражеских самолетов. Для решения задач сопровождения сил флота, береговой авиации уже не хватало, нужны были авианесущие корабли, способные прикрывать соединения.  Авианосцы же могли осуществлять разведку там, где береговая авиация была бессильна из-за недостаточного радиуса действия самолетов.

  Первым настоящим авианосцем являлся британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций. С увеличением скорости полета, колесные самолеты оказались более эффективны. Они и были приспособлены для взлета с палуб специальных кораблей и посадки на палубу. Так появились авианосцы — надводные корабли, которые несут определенное количество самолетов различных типов и имеют катапульты для обеспечения взлета самолета и аэрофинишеры для посадки самолета на палубу.

  Авиация начинала играть важную роль в качестве средства не только разведки, но и атаки. Цели, ставившие перед гидроавианосцами и авианосцами, в первый период их появления были; воздушная разведка для соединений линкоров и крейсеров, а также их истребительное прикрытие от атак  авиации.

 В этот период впервые появились доктрины быстроходных авианосных соединений, способных наносить удары по береговым объектам и военным кораблям большими отрядами авиации, и уходить от преследования более медлительных линкоров противника.

1.2. Применение авианосцев во второй мировой войне.

 Преимущество авианесущих кораблей оценили во время Второй мировой войны. Радиус действия базировавшихся на них самолетов многократно превосходил дальность стрельбы артиллерийских орудий, размещенных на линкорах. Начальный период Второй мировой войны стал важной вехой практического применении авианосцев. Уже 17 сентября 1939 года подводная лодка отправила на дно британский «Корейджес». Следующим погиб однотипный «Глориес». Эти инциденты наглядно показали, что авианосец уязвим без соответствующего боевого охранения.

  В начале Второй мировой войны, в связи с нехваткой полноценных авианосцев, ВМС Великобритании и ВМС Нидерландов начали применять обычные торговые суда, переделывая в авианосцы и катапультный авианесущий транспорт. Однако, после вступления в войну США на американских верфях было построено большое количество эскортных авианосцев. Япония также вела переделки, например линкоры «Синано»,  «Ямато» и «Мусаси», был переделаны в «авианосцы подскока», имели лётную палубу, но не имели достаточно больших ангаров и других систем.

 Для Соединенных Штатов вторая мировая война началась 7 декабря 1941 года.  353 японских самолета, поднявшихся с авианосцев, нанесли мощнейший удар по американской военно-морской базе Перл-Харбор. В результате налета были или потоплены, или очень серьезно повреждены все 8 американских линкоров, уничтожено 188 самолетов и убито около 3 000 человек. Потери самих японцев ограничились 29 самолетами. Во Второй мировой войне японские и американские авианосцы уже играли ведущую роль в тихоокеанских сражениях.

 Вторая мировая война привела к установлению лидирующей роли авианосцев как морских единиц, потеснив линкоры и крейсера. Особую роль в этом сыграл японский императорский флот, первым развивший доктрину боевого применения авианосцев в противовес традиционной доктрине боя линкоров. Атаки с авианосцев на Пёрл-Харбор и Таранто, авианосные сражения в Коралловом Море и при Мидуээ, позднее - в Филиппинском Море и в заливе Лейте, доказали решающее превосходство авианосцев в дальности, эффективного нанесения ударов, скорости перемещения и боевой мощи над тяжелыми артиллерийскими кораблями. Хотя ряд случаев потопления авианосцев надводными кораблями имел место, это были именно эксцессы, связанные либо с ошибками командования либо с специфической ситуацией. Было продемонстрировано, что тяжелые артиллерийские корабли без воздушного прикрытия или с недостаточным воздушным прикрытием не в состоянии противостоять палубной авиации.

 В ходе Второй Мировой, доктрина применения авианосцев как против флота так и против берега была отработана.  Авианосцы могут благодаря возможности быстрого перемещения, концентрировать против береговых баз подавляющее количество авиации. Также была доказана значительная роль авианосцев в прикрытии конвоев, обнаружении и уничтожении субмарин и отработаны первые элементы стратегических ударов с авианосцев вглубь суши для взаимодействия с армией и ударов по тылам противника. За период второй мировой было построено 169 авианосцев.

1.3. Авианосцы в послевоенный период.

 Ведущая роль в уничтожении сил флота противника в море и в базах принадлежала средствам воздушного нападения. Если в ходе Первой Мировой войны на долю авиации пришлось 1 - 2% от всех потопленных кораблей, то потери боевых кораблей от ударов авиации за время Второй Мировой составили уже 35,7%. В военно-морских базах авиацией было уничтожено 126 надводных кораблей и подводных лодок из 158, что составило 80% от общих потерь. В ходе локальных войн и военных конфликтов средствами воздушного нападения воюющих сторон было уничтожено 54% боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе с использованием авиационных бомб  37% и противокорабельных ракет 17%.

 С развитием ядерного оружия и управляемых видов вооружения, концепции применения авианосцев вновь были пересмотрены. Роль линкоров и тяжелых крейсеров в морских боях окончательно сошла на нет, ввиду их полной беззащитности перед управляемыми бомбами и оружием палубной авиации. До появления в середине 1950-ых зенитных управляемых ракет, авианосец был единственным средством обеспечения боевой устойчивости флота.

 Целью авианосцев в случае конфликта с применением ядерного оружия было, быстро концентрировать у побережья противника, превосходящие  силы авиации, и наносить стратегические удары по его тыловым и военным объектам. Значение авианосцев как оружия войны за господство на море несколько снизилась, так как в 1950-ых годах ни одна  держава кроме США не обладала океанским флотом. Положение изменилось только в 1960-ых. Появление подводных лодок с баллистическими и крылатыми ракетами, усиление береговой и ракетоносной авиации СССР сделало значение авианосцев в нанесении стратегических ударов второстепенным. В то же время, усиление надводного и подводного флотов СССР, а также его дальней авиации, вновь вернуло традиционную роль авианосцев — удержание господства на море путем развертывания авиагрупп в любой точке мирового океана.

  В военных конфликтах во Вьетнаме, при блокаде Кубы,  в конфликтах в Косово и в Персидском заливе авианосцы действовали в составе авианесущих групп, включающих несколько авианосцев или авианесущих крейсеров, корабли сопровождения и вспомогательные военные суда. Опыт этих конфликтов показывает, что во второй половине XX века не нашли своё применение практически все прочие боевые функции авианосцев, кроме поддержки наземных войск и завоевание превосходства в воздухе в зоне конфликта с помощью палубной авиации. Авианосцы по-прежнему действуют в составе соединений, имеющих, однако исключительно функцию координации действий по поддержке наземных войск и охране самих авианесущих кораблей. Времена широкомасштабных действий авианесущих групп против морских соединений противника ушли в историю.

 1.4. Роль авианосцев в современном мире.

  Сегодня авианосцы, пожалуй, самые универсальные боевые единицы, оснащённые помимо основного оружия, - палубной авиации,  ракетным, пушечным вооружением и способные решать универсальные задачи. Но главное это обеспечивать необходимое преимущество - поддержку и завоевания превосходства в воздухе сначала на острие наступления наземных войск, а затем и во всей зоне конфликта. В настоящее время авианосцы являются самыми большими военными кораблями из когда-либо построенных. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, противолодочные самолёты, разведывательные самолёты и самолёты радиоэлектронной борьбы. Наряду с этим, авианосец располагает группой вертолётов, которые представляют собой поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные и транспортные машины.  Авианосец совместно с другими кораблями образуют авианосную группу способную автономно решать стратегические задачи.

  Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку, большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать вдали от своих берегов.

  В настоящее время только девять стран имеют на вооружении авианосцы и ещё три универсальные десантные корабли-вертолётоносцы.

  Накопившиеся глобальные противоречия в мире уже вряд ли можно решить политическими инструментами - скорее всего, потребуется применение насилия.  Авианосцы являются важнейшим средством завоевания господства в океане, резервом стратегических ядерных сил и основой ударной мощи флота в локальных войнах. Подобно ракетным атомным подводным лодкам, значительная часть авианосцев с ядерным оружием на борту постоянно патрулирует в Средиземном море, Индийском и западной части Тихого океанов, эпизодически в Северо-Восточной Атлантике. В локальных войнах с моря, весной 1999 году против Югославии,  осенью 2001 года против Афганистана и в 2011 году против Ливии авианосцы широко использовались совместно с надводными ракетными кораблями и атомными подводными лодками.  


Походный порядок четырёх различных современных авианосцев

С развитием производительных сил общества, все более расширяется сфера приложения его экономических возможностей, которые распространяются на все области освоения ресурсов нашей планеты.

  Одной из них является Мировой океан.

 Мировой океан - водная оболочка земного шара, разделяющая сушу на материки и острова, - занимает 70,8% земной поверхности. В мире существует свыше 150 государств, и лишь немногим более 20 из них не имеют собственного побережья. Большая зависимость экономики приморских государств от морей побуждает их использовать богатства океана. По оценке межправительственной океанографической комиссии, к концу XX века мировой вылов рыбы составлял около 90 млн. тонн в год. Годовая добыча на шельфе оценивалась, нефти на 112 а газа на 23 млрд. долларов. Тоннаж мирового флота составлял 670 млн. тонн, а международные годовые перевозки - 3,5 млрд. тонн.

 Весь Мировой океан оказался зоной сосредоточения стратегических сил по масштабам средств, способных осуществить бесконтактные удары по любой стране нашей планеты. Развитие морских вооружений позволило с высокой точностью поражать объекты из акваторий океанов на всю глубину континентов.

  Одновременно с экономической и военной сторонами проблемы "человек и океан" появилась его третья - политическая, значение которой непрерывно возрастает. Последнее десятилетие XX века показало, что, с одной стороны, мировое сообщество стремится упорядочить использование пространства Мирового океана, а с другой - некоторые наиболее развитые государства неудержимо рвутся к захвату громадных океанических пространств.

В связи с этим важна более конкретная оценка океанских и морских театров военных действий.

Значение Атлантики обусловливается как политическими, экономическими и военно-стратегическими факторами, так и особенностями географического положения. На побережье и островах Атлантического океана расположено более 80 государств с населением около 1,5 млрд. человек. Из них в Западной Африке - 23 страны (население более 200 млн. человек), в Латинской Америке 27 (275 млн.), в бассейне Средиземного и Черного морей - 23 (350 млн.), в бассейне Балтийского и Северного морей - 14 стран (165 млн.). Современное положение в этих странах отражает общее соотношение сил на международной арене и происходящие в мире процессы. Большое значение имеет освоение и использование экономических ресурсов континентального шельфа Атлантического океана. Так, на акватории озера Маракайбо и Венесуэльского залива расположен второй в мире (после Персидского залива) по объему, район добычи морской нефти (около 130 млн. тонн в год). В Северном море предполагается довести добычу нефти до 180 млн. тонн, в перспективе - до 250-500 млн. тонн в год, что удовлетворит потребность Западной Европы не более чем на 20%.

Средиземное море занимает важнейшие географические позиции на стыке Европы, Азии и Африки, где располагается около 20 государств с населением 310 млн. человек. В глобальной стратегии ведущих мировых держав именно Средиземному морю отводится роль связующего звена между Атлантикой и Индийским океаном, призванного обеспечить надежный контроль над нефтяными ресурсами Персидского залива и Аравийского полуострова. Особая роль отводится таким важным стратегическим позициям, как проливы Гибралтар, Босфор и Дарданеллы, а также Суэцкий канал, вокруг которых в прошлых войнах и конфликтах шла ожесточенная борьба.

Экономическое значение бассейна Индийского океана определяется наличием богатейших источников сырьевых ресурсов в выходящих на его побережье странах, и прежде всего уникальных месторождений нефти Ближнего и Среднего Востока. В районе Персидского залива сосредоточено более 60% запасов нефти капиталистического мира. На страны Индийского океана приходится около 70% олова, 45% хрома, 30% марганцевой руды, 20% меди, свыше 70% золота, более 85% производства натурального каучука капиталистического мира. Кроме того, имеются крупные запасы урана, железной руды, каменного угля, алмазов, платины, сурьмы, бокситов и другого стратегического сырья.

Современная военно-политическая обстановка в мире предопределяет важную роль Тихого океана, что обусловливается рядом политических, экономических и военных факторов. На его побережье и островах расположено более 30 государств и территорий, где сосредоточено около половины всего населения Земли - до 2 млрд. человек. Большинство стран отличается друг от друга не только по национальной специфике, но и по уровню экономического и социального развития. В военно-стратегических планах США на Тихом океане и в Азии особая роль предназначается Японии. Другим важным по значению военным плацдармом Соединенных Штатов в этом районе является Южная Корея. В дальнейшем, с ростом военного могущества Китая и Индии, роль гегемона в Азии может перейти к их союзу. Таким образом, современная военно-политическая обстановка в бассейне Тихого океана является весьма сложной и определяется не только борьбой двух противоположных общественных систем, но и стремлением США оставаться единственным лидером в этом бассейне.

 Заключение.

 Рассмотрев проблему Мирового океана, ее экономические, военные и политические аспекты, можно сделать следующие выводы:

1. Природные ресурсы Мирового океана пока в полной мере не подлежат качественной оценке, они превосходят континентальные запасы полезных ископаемых, по мере уменьшения которых человечество неизбежно обратится к океану.

2. Мировой океан является постоянной ареной борьбы между ведущими державами за рынок сбыта товарной продукции, за источники сырья и сферы прибыльного вложения капитала.

3. В ходе прошлых войн ареной боевых действий были коммуникации Атлантики, в будущем она расширится за счет Индийского и Тихого океанов.

4. В локальных войнах новые морские вооружения позволили флоту с моря наносить удары на всю глубину территории противника в зоне морских ТВД.

5. ВМС США своим присутствием обеспечивают нефтяные монополии и поддерживают выгодные им политические режимы на Ближнем и Среднем Востоке. США и другие страны НАТО после распада СССР стремятся к мировому господству, к однополярному мироустройству.

6. Созданные группировки сил флота США и НАТО в Мировом океане позволяют перейти от ядерного сдерживания к принципу стратегического сдерживания на базе ядерных сил и сил общего назначения с высокоточным оружием.

Таким образом, Мировой океан рассматривается как новый плацдарм для размещения и применения морских стратегических сил и авианосные группы станут важнейшим средством завоевания господства в океане, располагая для этого боевой универсальностью, оперативностью, автономностью.

И чтоб отстаивать свои национальные интересы, России необходимы авианосцы и не один «Адмирал Кузнецов», чем мы располагаем сегодня.

 

 Источники информации:

1)http://www.warfleet.ru/carrier/

2) http://www.amyat.ru/theory/pavlenko_korabelnye_camolety/index.htm

3) http://sea-transport.ru/avianosci/115-sekau.html

4) http://www.sovinformburo.com/news/detail/?item_id=5513&type=6

5) http://kresta-ii.ucoz.ru/news/neavianoscy/2009-10-27-888

6) http://navycollection.narod.ru/library/docenko/12.htm

7) http://ru.wikipedia.org/wiki/

8) http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/01/12/konstantin_sivkov

9) http://www.diary.ru/~slavcentrinfo/

10) http://hmurich.livejournal.com/31177.html

Категория: Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2012) | Автор: Чирикин Андрей Дмитриевич E W
Просмотров: 3597 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 1
1 2012  
В работе показана вкратце история развития авианосцев как технических объектов но примечательно что раскрыт вопрос необходимости развития авианосцев как средства экономического развития государств ими владеющими. Ресурсы углеводородного топлива и полезных ископаемых в морских и океанских шельфах огромна и кто ими овладеет первым может рассчитывать на экономическое процветание своего народа. А всякая экономическая деятельность в нейтральных водах нуждается в защите smile javascript://

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2455)
Фурсов Максим (1968)
Егор Андреевич Попов (1627)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1513)
Штриккер Артур (1229)
Григорьев Павел Сергеевич (650)
Медведкин Иван (555)
Азарин Николай (534)
Трунов Артём Николаевич (455)
Ефимова Софья Алексеевна (423)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024