"Когда полетит автомобиль?" Карпухин Сергей Васильевич Оглавление.
1.Вступление
2.Актуальность исследования 3.Цель исследования 4.Достоинства и недостатки летающих автомобилей 4.1.Достоинства 4.2.Недостатки 5.История летающих автомобилей 5.1.«Аэрокар» Молта Тейлора 6.Современный облик летающих автомобилей 6.1.AEROCAR 2000 Эда Суини 6.2. Летающий автомобиль Moller Skycar М400 6.3. Pal-V: мотоцикл и вертолет 6.4.Дорожный самолет Terrafugia Transition 6.5.Летающий мотоцикл Flying Motorcycle TAS-102 7.Заключение 8.Источники информации 1.Вступление. О летающих автомобилях говорили и говорят уже несколько десятков лет. Первыми были писатели-фантасты, в ярких красках описавшие все преимущества и недостатки персональных летающих средств на страницах своих романов. Затем следовала череда смелых, но недостаточно практичных и совершенных идей инженеров, многие из которых так и не удалось воплотить в жизнь.Несмотря на неудачи, конструкторы не перестают работать над созданием транспортных средств, которые в один день, наконец, избавят автомобилистов от пробок. На автосалоне в Нью-Йорке компания Milner Motors поразила воображение уставших от обыденности посетителей показом прототипа летающего автомобиля-самолета AirCar. Благодаря раскрывающимся крыльям и специфической форме кузова, «аэромашинка» способна в любое время подняться в воздух на высоту 1,5 км и долететь до места назначения со скоростью 320 км/ч.
Стоит отметить, что идея создать летающий автомобиль не нова. Впервые такие мысли появились еще в начале прошлого века, когда начал активно развиваться автомобильный транспорт. И даже существует один реально воплощенный проект такого автомобиля-самолета, который был создан Моултоном Таэлором в 60-70-х годах(он назвал свой гибрид Aerocar). 2.Актуальность исследования.
«Почему люди не летают?» - этот вопрос давно мучает человечество.
Летающие машины - настоящий фетиш многих футуристов и автолюбителей: что может быть прекраснее, чем взвиться в небо на крылатом коне? Изобретатели постоянно создают и совершенствуют все новые и новые модели летучих автомобилей, но лишь немногие из них действительно достойны полета. Среди требований к этому устройству не только безопасность, но и экологичность.
3.Цель исследования
Целью моей историко-исследовательской работы является изучение истории летающих автомобилей,а так же рассмотрение проектов современных летающих автомобилей.
4.Достоинства и недостатки летающих автомобилей. 4.1.Достоинства. Если владелец может хранить
летающий автомобиль у себя дома, он экономит затраты на аренду ангара и
приобретение автомобиля или другого транспортного средства, на котором он мог
бы добраться до аэропорта. Кроме того, в случае неблагоприятных погодных
условий он может приземлиться непосредственно на шоссе либо на примыкающие к
нему дороги и продолжать движение по земле. 4.2.Недостатки. Недостатки летающих
автомобилей существенно превосходят их достоинства. Первым из них, конечно,
являются конструктивная сложность и высокая стоимость, которыми приходится
платить за объединение функций двух принципиально различных транспортных
средств. Далее, резко усложняется проблема полезной
нагрузки этих аппаратов в
большинстве построенных на сегодняшний день летающих автомобилей расчетная
масса полезной нагрузки относительно мала по сравнению с мощностью силовой
установки и стоимостью. Кроме того, летающие автомобили характеризуются
относительно низким уровнем технических характеристик для располагаемой
мощности. Ни один из созданных аппаратов этого класса не обладает
характеристиками, близкими (в том числе и по экономичности) к самолетам или
автомобилям такой же массы или мощности. Еще одним недостатком является обязательность малой
массы конструкции в конфигурации автомобиля, так как в конфигурации самолета
аппарат все равно оказывается перетяжеленным. Без довольно тяжелого шасси,
характерного для автомобилей, гибридный аппарат может получить серьезные
повреждения в дорожных происшествиях, в которых обычный автомобиль практически
не пострадал бы. Малая масса конструкции также резко затрудняет передвижение
самолета по дорогам (особенно в том случае, если при движении по дороге крыло
остается на аппарате).Сильные порывы ветра могут легко сдуть такой аппарат с
дороги.Кроме того, существует еще одна группа проблем,
которые (правда, редко) обсуждаются применительно к летающему автомобилю. Это
проблемы, связанные с регламентацией движения такого транспортного средства.
Существующая практика состоит в том, чтобы включать в перечень требований к
ним все государственные требования, предъявляемые к обоим типам транспортных
средств. Более того, в настоящее время допускаются полеты
таких аппаратов только со специально оборудованных аэродромов. Законом
запрещено приземляться на дороги и шоссе. Любая посадка вне пределов аэропорта
может вызвать ряд проблем. Среди других недостатков можно отметить, что
ремонтные средства обыкновенного гаража не позволяют отремонтировать планер,
сертифицированный двигатель самолета или какую-либо другую из его систем.
Нельзя обучать кого-либо летать на таком аппарате, если в правах обучающего не
проставлена квалификация летного инструктора. Кроме того, аппараты со съемным
крылом, оставляемым на хранение, не могут приземлиться, проехать некоторое
время по земле, а затем снова подняться в воздух. Поэтому лишь незначительное
количество из созданных к настоящему времени летающих автомобилей способны
нормально ездить по земле.
5.История летающих автомобилей. История летающих автомобилей началась почти 90 лет назад. За это время только в США было выдано более 80 патентов. На самом деле, некоторые из летающих машин реально поднимались в воздух и неплохо ездили по дорогам. Они были, но их нет – почему? Строителем первого в мире летающего автомобиля принято считать американца Глена Кёртиса (Glenn Curtiss). Его автоплан (Curtiss Autoplane) появился в 1916-м, а первые испытания прошли в революционном 1917 году.
Смотреть страшно на этот алюминиевый четырёхколёсный «самовар»: трёхуровневые крылья размахом более 12 метров, четырёхлопастный пропеллер, рассчитан на троих. Трудно представить, как этот автоплан ездил. Вероятно, «оперение» всё-таки снималось.Правда, он и летал неважно: совершил несколько коротких перелётов и всё. В общем, как и положено первому блину, его задачей было продемонстрировать концепцию, и он с ней справился. Хотя бы потому, что в 1920-м автопланом заинтересовался Генри Форд (Henry Ford).
Автопромышленник даже выделил деньги на исследования, появился проект «Flying Flivver» («Маленький дешёвый летающий автомобиль»), но отказался от идеи после того, как во время испытаний опытного образца погиб его друг. Тем не менее, в 1930-х ещё несколько изобретателей обнародовали свои собственные версии автопланов и получили грант от тогдашнего президента США Рузвельта (Franklin Roosevelt), что обеспечило финансирование для экспериментов.
Следующим знаковым годом в истории летающих машин стал 1937-й. Именно тогда Вальдо Ватерман (Waldo Waterman) явил миру «Стрелобиль» (Arrowbile) — гибрид самолёта и автомобиля Studebaker. Собственно, компания Studebaker и финансировала изобретателя.
Трёхколёсный «Стрелобиль» так же, как и автоплан, имел пропеллер в тыловой части. Машина была оснащена обычным двигателем Studebaker на 100 «лошадей», а на приборной панели красовались компас, высотомер и индикатор лётной скорости.
Крылья положено было отделять для хранения в аэропорту. Позднее Ватерману пришлось закрыть проект, потому что Studebaker прекратила финансовую поддержку, ссылаясь на чрезмерные затраты. Летал ли «Стрелобиль»? Вроде да, но недолго. В 1940 году компания Consolidated-Vultee (она же Convair) берётся за проект аэрокара (ConvAirCar) – это двухдверный седан со съёмной самолётной частью. На этот раз автомобиль – действительно автомобиль, да и приставной самолёт выглядит внушительно. ConvAirCar дебютировал в 1947 году. Он пролетал один час и показал, что на 72 километра расходует галлон горючего. Как бы нормально. Convair уже собралась выбросить машину на рынок или же всучить военным, но во время третьего полёта произошла катастрофа, которая и похоронила проект. Примерно в то же время, в 1946 году дальний родственник изобретателя паровой машины Роберт Фултон (Robert Fulton) берётся за создание «Летающей амфибии» (Airphibian). Он твёрдо решил, что вместо адаптации автомобиля к небу нужно приспособить к дороге самолёт.Крылья и секция хвоста самолёта снимались, а пропеллер складывался внутри фюзеляжа. Имелся шестицилиндровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, «Амфибия» могла лететь со скоростью 120 миль в час и ехать на 50 милях в час. О преобразовании самолёта в авто и наоборот Фултон говорил, что «домохозяйка может сделать это одна за пять минут». Airphibian стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — предшественника FAA (Federal Aviation Administration). Однако, несмотря на очевидный успех летающей машины, Фултон не сумел довести её до массового производства — не удалось найти деньги. Таким образом, первые летающие автомобили действительно летали, только вот разбивались, если не о землю, то об отсутствие финансов. Во всех проектах присутствовали сменные самолётные детали и аэропорт. А отсутствовало, само собой, то, что называется VTOL (Vertical Takeoff and Landing — вертикальные взлёты и посадки). Мысли такие, правда, уже возникали. 5.1.«Аэрокар» Молта Тейлора.
«Аэрокар» Молта Тейлора является самой известной из представителей описываемого класса летающих машин. Хотя Тейлор сам был продолжателем дела, многие считают себя именно его последователями.Действительно, Молтону Тейлору (Moulton «Molt» Taylor) повезло намного больше, чем его коллегам.Притом, что умер он относительно недавно — в 1995 году, за свою жизнь он успел фактически позагорать в лучах славы. И, надо сказать, заслуженно. Массированную рекламу проекту по телевидению, радио и в газетах он пробивал лично и своего добился. К тому же, его «Аэрокар» (Aerocar) летал совсем неплохо, никого не угробил, за что и занял почётное место в авиационном музее. Но обо всём по порядку.
Уже в юности Тейлор сходил от авиации с ума. Он был одарённым инженером, но с летающим транспортом столкнулся не сразу. В 1942 году Тейлор служил на флоте и стал первым человеком, который успешно отправил в цель ракету «земля-земля», а ещё через год участвовал в создании первого поколения крылатых ракет.После войны Молт занялся у себя дома строительством самолётов-амфибий, спортивных планеров и тому подобного. Но в 1946 году, закупая запчасти для своего очередного самолёта «Утёнок» (Duckling), Тейлор буквально врезается в Роберта Фултона, о «Летающей амфибии» (Airphibian) которого только что опубликовал статью журнал Life. Будущий создатель «Аэрокара» в тот момент был увлечён фултоновским воплощением мечты о крылатом автомобиле, тем более, что именно его впервые в истории официально признало Управление гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration — CAA). Тогда Тейлор ещё не знал, что вторым номером CAA сертифицирует именно его машину.
«Я видел, как это летает, как сбрасываются крылья, хвост, и получается автомобиль», — вспоминал позднее Тейлор. – И я подумал, это хорошая идея, но я могу добиться большего успеха".
Думая о совершенствовании «Амфибии», Тейлор рассуждал примерно так: если смысл летающего автомобиля в том, чтобы у человека была свобода передвижения, то хранить компоненты для полёта в аэропорту — не оптимальное техническое решение.Он придумал возить всё это хозяйство с собой: крылья, хвост, и тыловой пропеллер, по его проекту, грузились в буксируемый автомобилем трейлер. В 1949 году строительство «Аэрокара» началось. Чтобы уменьшить вес, Тейлор сделал кузов автомобиля из стекловолокна, а поскольку тыловые колёса использовались для приземления, принимали удар на себя, в «Аэрокаре» использовался экзотический по тем временам передний привод. Самой сложной задачей было связать установленный спереди машины 180-сильный двигатель Lycoming с пропеллером на самом хвосте, но, помучившись несколько месяцев, Тейлор с ней справился. Годом рождения «Аэрокара» принято считать 1956 год — Taylor’s Aerocar Incorporated выпускает опытный образец первой из четырёх моделей своей летающей машины. В самом начале 1960-х у компании Тейлора появляется первый покупатель. Это популярный актёр Боб Каммингс, ведущий на телевидении своё «The Bob Cummings Show», в котором «Аэрокар» с этого момента регулярно появляется. Кстати, жёлто-зелёная расцветка «Аэрокара» объясняется просто — это фирменные цвета NutraBio, производителя витаминов, спонсировавшего вышеназванное телешоу. Каммингс был звездой, дамским угодником, но ещё и слыл храбрым пилотом. Как впоследствии выяснится, он являлся единственным хозяином чудо-машины, использовавшим покупку по назначению: Каммингс часто летал на своём «Аэрокаре» в Палм-Спрингс, Калифорния, и брал с собой пассажиров, среди которых была и Мэрилин Монро.
Сам Тейлор, убеждённый в том, что за летающими автомобилями будущее, провёл на телевидении довольно много времени. Его любимым эфиром сталось шоу «У меня есть секрет» («I’ve Got a Secret»), в ходе которого Тейлор отвечал на вопросы группы людей с завязанными глазами. Во время беседы Тейлор вместе с помощником превратили автомобиль в самолёт. На сборку ушло три минуты. Благодаря массированной рекламе, лицензии CAA и отсутствию аварий, дело, казалось бы, пошло. В 1961 году один «Аэрокар» покупает орегонская радиостанция KISN, чтобы информировать слушателей о ситуации на дорогах. Позднее удаётся найти ещё четверых покупателей, но ни один из них так и не стал летать. Например, владелец сети закусочных из Иллинойса выставил «Аэрокар» на обозрение ради рекламы.Тем временем, Тейлор договаривается с компанией Ling-Temco-Vought о массовом производстве: можно было построить тысячу «Аэрокаров» примерной стоимостью $8,5 тысяч, при условии наличия 500 предварительных заказов.Вдохновлённый перспективой Тейлор бросился собирать заказы, и через две недели у него было 278 депозитов по тысяче долларов каждый. Он отправил деньги Ling-Temco-Vought, но недостающие 222 заказа так и не поступили — сделка сорвалась. Нужно отметить, что в то время «Аэрокар» никак не мог конкурировать в цене с обычными автомобилями – он стоил в 20 раз дороже средней машины. Впрочем, подобное соотношение сохранилось и по сей день, достаточно вспомнить Пола Моллера, оценившего первый Skycar в миллион долларов. Следующий шанс выйти в массы у летающего автомобиля появился только спустя девять лет — в 1970-м уже третью модель «Аэрокара» с интересом рассматривала Ford Motor Company.Тейлор встречается с вице-президентом компании Дональдом Петерсеном (Donald Petersen) и катает его как по воздуху, так и по земле. Он надеется сделать «по крайней мере, следующий шаг или два в исследованиях возможностей» своей машины.
Но в августе того же 1970-го на фоне нефтяного кризиса и возросшего импорта японских автомобилей интерес компании Форда сходит на нет. Вдобавок ко всему, Петерсен не хочет, чтобы публика думала о несерьёзности компании в связи с «безрассудным устройством». Что касается безрассудства, то как раз в начале 1970-х было достаточно его примеров: Некто Леланд Брайен (Leland Bryan) построил аналогичный тейлоровскому летающий автомобиль, только пропеллеры крутились и в воздухе, и на земле. В 1974-м Брайен разбивается на своём Roadable III в лепёшку. В 1973 году Генри Смолински (Henry Smolinski) строит машину ConVaii-Car, приделывая двигатель Cessna Skymaster к автомобилю Ford Pinto. Крылья разваливаются при первом же испытательном полёте, отправляя на тот свет Смолински и его пилота.
И тем не менее, вдова Молта, Лиллиан Тейлор (Lillian Taylor), и по сей день убеждена, что летающий автомобиль её мужа был превосходной идеей: «Мы часто использовали его, летали на лодочные гонки в Сиэтл и наблюдали их с неба. Мы могли парковаться в местах для мотоциклов». Всего компания Тейлора произвела на свет пять «Аэрокаров». Последние модели развивали в воздухе скорость более 120 миль в час (около 190 км/час), а по земле они двигались не медленнее тогдашнего типичного автомобиля. Молтон Тейлор прожил 83 года. После себя он оставил ученика, который продолжает дело – строит «Аэрокар» на базе современного спортивного автомобиля. Несколько энтузиастов пытаются заниматься тем же, причём кое-кто даже создаёт летающий мотоцикл со съёмным «оперением».
6.Современный облик летающих автомобилей.
6.1.AEROCAR 2000 Эда Суини.
Свой «Аэрокар» он создаёт на базе британского двухместного родстера Lotus Elise. Суини отчего-то боготворит этот автомобиль и убеждён, что двигатель с турбонаддувом V8 Lotus объёмом 2,5 литра и мощностью 350 лошадиных сил создаст превосходное ускорение, подъём и скорость.Суини, хотя и купил один из оригинальных «Аэрокаров» Тэйлора, по стопам своего учителя не пошёл – лётный модуль он в прицепе возить не собирается: модуль, а по сути, самолёт с трёхлопастным пропеллером, будет дожидаться водителя-лётчика в аэропорту, надеваясь на автомобиль наподобие гаража-ракушки. Систем управления в AEROCAR 2000 аж две: электронная и механическая. Например, описывая первую систему, Суини упоминает GPS, геостационарные спутники, компьютер Pentium, LCD-дисплей и тому подобное.В конечном счёте, он намеревается свой «Аэрокар» оснастить большим количеством электроники, чем имеет самолёт, то есть, напичкать до такой степени, чтобы водителю не нужна была лицензия пилота. Летать с весом в полторы тонны Суини собирается с максимальной крейсерской скоростью 270 км/час. Стоить его летающая машина должна тысяч сто долларов.Никаких сроков конструктор не называет: непонятно, когда начал, и когда закончит. Свой сайт Суини в последний раз обновлял в конце мая 2002 года, но никаких новостей о проекте нет вообще. Автора видели на аэрошоу с Lotus Elise без «оперения», но с макетом. 6.2. Летающий автомобиль Moller Skycar М400.
Этот "автомобиль", напоминающий помесь гоночного болида с космическим кораблем, похоже, действительно может воспарить. Его летательные способности основаны на тяге винтов, а "кормить" крылатого коня нужно спиртом или керосином. 1200 километров со скоростью более 550 километров в час при расходе топлива 10 литров на 100 км - вот что обещают создатели. Минус у этого проекта один: похоже, это грандиозное надувательство, рассчитанное на обман инвесторов, а последние испытания летающего кара проходили в 2003 году. 6.3. Pal-V: мотоцикл и вертолет.
Голландская компания Spark представила концепт уникального средства передвижения для города. Это гибрид легкового автомобиля и самолета под названием PALV (Personal Air and Land Vehicle). PALV имеет три колеса и роторно-поршневой двигатель мощностью 213 л.с. Этих «лошадок» достаточно, чтобы разогнать на асфальте легкий (около 500 кг) PALV до 200 км/час, а время ускорения 0-100 км/час составляет лишь 5 сек! Результат более чем достойный. Однако главное преимущество нового средства передвижения заключается не в скорости на шоссе, а в том, что при желании водитель может превратить PALV в настоящий вертолет, так как у автомобиля в задней части и на крыше прячутся винты и хвостовое оперение. В результате машина может взлететь в небо и лететь довольно долгое время на высоте до 1,5 тыс. метров! 6.4.Дорожный самолет Terrafugia Transition.
Этот двухместный аппарат больше напоминает не автомобиль, а лёгкий самолёт. Но он способен легально ездить по дорогам общего пользования. Его крылья автоматически складываются, а тяга мотора перераспределяется на ведущие колёса. По мере продвижения от концепта к серии эта чудо-машина прошла эволюцию. Кстати, «эволюция» один из возможных переводов имени новинки. Особенности Transition: крыло с оптимизированным профилем и механизмом складывания, работающим более плавно, задний привод на земле при помощи бесступенчатой трансмиссии (воздушный винт во время поездки фиксируется), независимая подвеска колёс, контактный экран на панели приборов с интуитивно понятным интерфейсом.Основные характеристики машины таковы. Вес аппарата составляет 440 килограммов, а нагрузка — 210 кг. Размеры на земле: длина — 6 метров, ширина — 2,3, высота — 2 м. При превращении в самолёт меняется только ширина — размах крыльев равен 8 метрам. Мощность двигателя — 100 лошадиных сил. Максимальная скорость полёта Transition достигает 185 километров в час, крейсерская — 172 км/ч. Дальность полёта — 787 км, длина разбега — 518 метров. Расход топлива в воздухе — 18,9 литра в час, на шоссе — 6,7 л/100 км (при скорости 105 км/ч). Объём бака — 87 л.
Любопытно, что в 2006 году, пока Transition существовал только на бумаге, его авторы называли цену в $148 тысяч. В 2007-м, объявив о начале приёма заказов, ценник оставили прежним, а также заявили, что к покупателям машина попадёт в 2009-м. Это был чересчур оптимистичный прогноз. В 2009-м, когда летающий автомобиль был построен и впервые испытан в небе, заявленная на него цена уже поднялась до $194 тысяч, а срок поставок был перенесён на 2011 год. Теперь же Terrafugia предполагает, что цена на её удивительное летающее авто составит $200–250 тысяч. Точное значение будет определено позднее. Для сравнения: лёгкий двухместный винтовой самолёт в США можно купить примерно за $110 тысяч (во столько оценены наиболее демократичные модели), но по автомобильным дорогам ездить на нём, разумеется, нельзя. Двойное применение или бесшовный переход от приземления на полосу маленького аэродрома до короткого вояжа к самым дверям дома — главный магнит Transition. Само слово это, кстати, означает «переход», «связующее звено».
Но для рыночного успеха ещё было важно, чтобы это изобретение официально классифицировалось как лёгкий спортивный самолёт. Ведь лицензию пилота на машины такого типа получить легче. Увы, как инженеры ни старались сократить массу конструкции, максимальный взлётный вес шедевра всё равно вышел равным 650 килограммам. А это на 50 кг больше, чем планка, установленная для упомянутого класса летательных аппаратов. И вот тут федеральное управление авиации США (FAA) пошло навстречу компании. Для Transition было сделано исключение: в минувшем июне FAA позволило набрать трансформируемому самолёту «лишние 50 кило». Как пишет компания-разработчик, эти полцентнера идут как раз на те вещи, что отличают летающее авто от обычных самолётов. А это элементы, необходимые, чтобы уложиться в автомобильные нормы безопасности: надувные подушки, прочная клетка салона и энергопоглощающие зоны деформации кузова.
Теперь Terrafugia смело строит планы на будущее. В пресс-релизе она сообщает: «После восторженных откликов на презентацию дизайна следующего поколения Transition в Ошкоше мы строим два прототипа. Один пройдёт интенсивные дорожные тесты, а второй будет использоваться для завершения лётных сертификационных испытаний». Трудно сказать, станет ли яркая концепция автомобиля-самолёта гарантией от провала всей бизнес-идеи. Но вот владельцам Transition обещана повышенная безопасность. Комплектация новинки предусматривает аварийный парашют, выдерживающий всю машину целиком. 6.5.Летающий мотоцикл Flying Motorcycle TAS-102.
А ещё есть такая компания Trans Air Systems (TAS), основанная Томасом Макнелли (Thomas McNally). Они, следуя по стопам Тейлора, задумали сделать летающий мотоцикл (Flying Motorcycle) под названием TAS-102.Почему мотоцикл? Дело в том, что Макнелли заключил: это транспортное средство эффективнее, чем средний автомобиль, который, так или иначе, не возит больше двух человек за раз. А мотоцикл занимает меньше места на стоянке, более юркий и так далее. Концентрация на низком весе и низкой цене. Таким образом, мотоцикл-самолёт — лучший выбор прагматика для путешествий за пределами столичных центров.
Flying Motorcycle, собственно, на мотоцикл не похож ни капельки. Это двухколёсная машинка с двумя приставными шасси. Имеется тыловой трёхлопастный пропеллер. Крылья, а их четыре, снимаются и остаются в аэропорту, но если очень хочется, то можно буксировать их за собой. TAS-102 рассчитан на водителя-пилота и одного пассажира. Возможен дополнительный пассажир – ребёнок, не иначе. Двигателей два: мотоциклетный для дороги, небольшой самолётный для неба. У TAS нет полноразмерного опытного образца – только радиоуправляемая модель в масштабе один к четырём. Нет и денег на его создание. Проект завис в неопределённости, хотя о нём однажды даже Space.com написал. 7.Заключение. В заключение, хочется, сказать пару слов о том, что у летающих автомобилей без VTOL будущее, вполне возможно, есть. Причём, в некотором смысле, у них даже больше шансов, чем у вертикально взлетающих машин, так как «автосамолёты» используют имеющуюся инфраструктуру – аэропорты. Более того, для них создаётся новая сеть. Имеется в виду программа SATS (Small Aircraft Transportation System) — транспортная система на основе малой авиации.
Так что летающие самолеты имеют большие перспективы в будущем. Что страшного, если при наличии гибкой и высокопроизводительной компьютеризированной системы управления воздушным потоком и сети небольших аэродромов, водитель будет приезжать на взлётную полосу на своём самолёте? 8.Источники информации. 8.1. http://www.membrana.ru/particle/2631 8.2. http://www.membrana.ru/particle/2632 8.3. http://www.membrana.ru/particle/2637 8.4. http://www.airwar.ru/enc/la/aerocar.html 8.5. http://www.3dnews.ru/news/avtomobili_poletyat_v_sleduushem_godu_ofitsialno/ 8.6. http://www.km.ru/avto/0493D5B0-9493-474E-BC45-4743730CB6A3 8.7. http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1130249992/30 8.8. http://www.novate.ru/blogs/090111/16494/ 8.9. http://motor.ru/news/2010/06/30/transition/ 8.10. http://www.membrana.ru/particle/3315 8.11. http://www.nanonewsnet.ru/articles/2010/v-seriinoe-proizvodstvo-budet-zapushcheno-chudo-tekhnicheskogo-progressa-avtomobil-sam 8.12. http://eco-driving.ru/blog/post/228 8.13 П.Бауэрс Летательные аппараты нетрадиционных схем: Пер. с англ.-М.: Мир, 1991.-320 с., ил.
|