Научно-исследовательская работа «Самолеты-невидимки» Ахметов Дамир Марселевич
Оглавление 1.Введение
2.Цель работы
3.Актуальность работы
4.Почему не виден
самолет-невидимка?
5.Современные
«Самолёты-невидимки»
6.Самолёты-невидимки" XXI века
7.Современные
Российские малозаметные самолёты
8.Заключение
Введение
Почти с самого начала применения
самолётов в военных действиях возникла необходимость сделать их незаметными для
противника. Мечта о самолете-невидимки восходит еще к началу XX в. После окончания Первой мировой
войны обсуждалось возможность создания идеального самолета-разведчика:
сам он должен быть невидимым, но в свою же очередь должен видеть все и всех. В
результате этого появился класс самолётов, которые стали
называть «невидимками». Но судя по названию это было, ни так… Данный
летательный аппарат обладал значительной малозаметностью в
оптическом, звуковом, инфракрасном и радиочастотном спектре.
Цель работы:
- исследование понятия «невидимости» при
создании «самолетов-невидимок»;
- исследование основных способов
обеспечения «невидимости» самолетов;
- исследование исторического развития
«невидимых» летательных аппаратов;
- разработка новых способов снижения
заметности самолета в различных диапазонах.
Актуальность работы определяется необходимостью создания новых различных
«самолётов-невидимок» в настоящее время и в будущем для обеспечения
превосходства в воздухе.
Рассмотрим типологию невидимости:
Оптическая (визуальная) невидимость означает,
что самолёт невидим в оптическом диапазоне, т.е. для человеческого глаза и
оптических приборов.
Акустическая невидимость достигается тогда,
когда шум, издаваемый самолётом, не воспринимается слуховым аппаратом человека
или специальными приборами – звукоуловителями.
Радиолокационная невидимость обеспечивается в случае, если
локатор не улавливает отражённый от самолёта сигнал.
Тепловая невидимость возможна при
условии, если тепловое (инфракрасное) излучение самолёта не улавливается
тепловыми локаторами.
История возникновения
«самолётов-невидимок»
Еще в 1930-е годы в СССР
пытались воплотить в жизнь самые, фантастические проекты. Увы, а может быть, к
счастью, множество объективных факторов препятствовали их воплощению в жизнь.
Выяснилось, что технологический прорыв американцев в производстве "стелсов"
был связан с эмиграцией в США Пётра Уфи́мцева( 1931), который
был привлечен к работам по созданию невидимок.
Эксперименты
самолётов в СССР в 30-х годах ХХ века
Один из
советских самолетов был создан в 1935 году в
СССР в Военно-воздушной академии на базе одного из
самолётов Яковлева. Обшивка самолёта была изготовлена из прозрачного материала
родоида — специального органического стекла. Эта обшивка с внутренней стороны
покрывалась слоем амальгамы. Однако со временем родоид терял первоначальную
прозрачность. И по завершении испытаний самолёт разобрали, а проект
приостановили. "Самолёт -
невидимка" времён Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны стали широко применяться радиолокаторы для
обнаружения самолётов и их уже не спасала камуфляжная окраска. Особенно большие
потери от действий радаров несли ВВС Германии. Поэтому в 1943 году началось
создание принципиально нового реактивного бомбардировщика - быстрого и
незаметного для радаров. Машине присвоили обозначение «Go-229» (по имени
конструкторов – братьев Хортенов)
Однако создать
полноценный бомбардировщик и запустить его в производство немцы так и не
успели. После разделения Германии между СССР и США, секретные документы,
касающиеся разработки «Go-229» попали в руки американцам, которые продолжили
разработки самолета-невидимки. Выяснилось, что «невидимым» для радаров самолёт
делала конструкция самолёта. На серийных машинах планировалось применить
обшивку из двух слоёв фанеры, между которыми помещалась смесь порошка
древесного угля, опилок и клея.
"Самолёты-невидимки"
второй половины ХХ века
Во второй половине ХХ
века в СССР и США велись разработки новых видов
оружия, в том числе различных самолётов. США понесла большие убытки
в области авиации после войны во Вьетнаме. На основе
теории П.Уфимцева, Американцы бурно начали развитие
первых самолётов по технологии, которая получила название
"Стелс. Одним из них был малозаметный тактический бомбардировщик F-117. Показ F-117 состоялся в в апреле 1990 года. Самолёт имел специально подобранную
форму, в его конструкции широко использовались радиопоглощающие материалы.
Однако всё это привело к тому, что оказался невозможным полёт самолёта на
сверхзвуковой скорости, ограничился радиус действия, уменьшилась боевая
нагрузка и маневренность. Конструкторам так и не удалось достигнуть
неуязвимости самолёта.
Нортроп B-2 «Спирит»
Другой американский
"самолёт-невидимка" конца ХХ века - это B-2 "Спирит"
- тяжёлый малозаметный многоцелевой стратегический бомбардировщик ВВС
США. B-2 является самым дорогим самолётом в мире (и, вероятно,
самым дорогим самолётом в истории авиации).стоимость одной машины
достигала 2,1 млрд долларов
Современные «Самолёты-невидимки» «Lampyridae»
В период с 1981 по 1987
год немецкий концерн Мессершмитт-Бельков-Блом проводил
исследовательские работы в области снижения заметности истребителей. Программа
называлась "Светлячок" ( Lampyridae ).
"A-12 Avenger II"
A-12 Эвенджер -разрабатывался
американскими властями как всепогодный бомбардировщик палубной авиации,
выполненный по технологии стелс.
«МиГ 1.44 МФИ» —
Многофункциональный Фронтовой Истребитель, опытно-экспериментальный российский прототип
истребителя пятого поколения.
"Самолёты-невидимки"
XXI века
F-22 "Рэптор"-
«суперлайнер». В конструкции используются радиопоглощающие материалы.
Самолёт F-22 имеет достаточно высокие лётные данные, однако его стоимость очень
велика – 120 миллионов долларов
Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II -семейство перспективных, малозаметных
истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской
фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company.
«Чэнду J-20»
самолёт будет
отвечать требованиям к истребителям пятого поколения: он сможет развивать
сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с
большими перегрузками.
Мицубиси ATD-X Синсин— экспериментальный
японский истребитель с технологией «стелс» разрабатываемый в Японии.
Современные Российские
Малозаметные самолёты
Пак Фа-российский многоцелевой
истребитель пятого поколения разрабатываемый подразделением Объединённой
авиастроительной корпорацией — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением
Т-50.
ПАК ДА-российский
стратегический бомбардировщик нового поколения, разрабатываемый компанией
«Туполев».
Беспилотные «самолеты-невидимки»
«Скат» — разведывательный
и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый в России.
Dassault nEUROn —
проектируемый разведывательно-ударный БПЛА. Разрабатывается компанией Dassault
Aviation во Франции
Самый маленький «самолет-невидимка»
В Калифорнии на
базе аэрокосмической компании Aeronvironment прошли успешные испытания
роботизированногобеспилотного летательного аппарата под названием NAV –
"nano air vehicle”.Его размер не превышает маленькой птички.
Будущие технологии невидимости
Некоторые конструкторы заглядывают еще дальше в
будущее, чтобы определить, не могут ли появляющиеся технологии содержать ключ к
будущему технологии «стелс». Все дело в генераторах плазмы, которая,
обволакивая маскируемый объект, делает его малозаметным для излучения
радиолокаторов.Комбинация плазмы и присущая ей комбинация
невидимости с гиперзвуковой скорости, может вылиться в создании
беспилотного летательного аппарата, способное достичь любой цели за очень
короткое время.
Заключение
История создания
"самолётов-невидимок" - это показательный пример постоянного
соревнования средств нападения и защиты. За столетний период существования
боевой авиации способы обеспечения невидимости самолетов для средств
обнаружения стали многообразными и чрезвычайно сложными. И хотя абсолютно
невидимый самолёт создать (по крайней мере пока) невозможно, успехи на этом
пути очевидны. Наши ученые разрабатывают принципиально новые способы и средства
обеспечения невидимости самолетов для радаров. И можно надеяться, что в будущем
разработанные с их применением самолёты поднимутся в воздух.
Литература
1. http://paralay.com
2. http://pochemy.net/index.php?raz=pkz&nom=587
3. http://www.dailytech.com/
4. http://www.fas.org/nuke/guide/usa/bomber/b-2_gallery.htm
5. http://www.ausairpower.net/raptor.html
6. http://www.interfax-russia.ru/
7. http://paralay.iboards.ru/
8. http://www.flightglobal.com/
9. http://www.fas.org/nuke/guide/usa/bomber/b-2_gallery.htm
10. Изобретения
20 века Самолеты Л.Пучков
|