Четверг, 28.03.2024, 23:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятая олимпиада (2011/12 уч.год)

"Самолеты-пожарники – новая профессия в гражданской авиации?" Антонов Михаил Александрович
"Самолеты-пожарники – новая профессия в гражданской авиации?" 

Работу выполнил: Антонов Михаил Александрович Ученик 11 А класса МБОУ СОШ № 15 имени Героя Советского союза Дмитрия Яковлевича Старостина город Ульяновск.

План:

  1.       Введение.
  2.       Классификация пожарной техники.
  3.       История пожарной авиации
  4.       Вывод.


Введение:

Пожарный самолёт, предназначается для тушения пожаров, главным образом лесных. Пожарный самолёт оборудуют ёмкостями, вмещающими 600—1000 л жидких огнетушащих веществ (вода или специальные растворы), которые в месте очага пожара пилот выбрасывает за 1,5—2 сек. На пожарных самолётах – гидропланах в качестве ёмкостей используют поплавки; отсеки поплавков заполняются водой во время пробега гидросамолёта по поверхности реки или озера. В качестве Пожарный самолёт могут применяться специально оборудованные вертолёты, вмещающие до 8 т воды.

          У нас первые пожарные самолеты появились в 1931 году. Это были легкие двухместные бипланы У-2 (позднее их стали называть По-2, по фамилии конструктора — Поликарпов). Сначала самолеты использовали только для разведки. Пробные полеты проводили в Горьковской области, где пилоты сумели обнаружить 14 лесных пожаров на огромной площади. Очень заманчивой была идея применить самолеты не только для наблюдения, но и для тушения пожара. Попробовали разбрызгивать с У-2 химический раствор, который приостанавливал движение огня, испытали и специальные авиабомбы, начиненные огнетушащим раствором. Эффективность была невысокой: за один раз У-2 мог взять всего 200 литров раствора, этого хватало на создание заградительной полосы длиной примерно 100 метров, а противопожарной бомбой было трудно попасть в цель.
          Тем не менее уже в 1938 году создали четыре пожарных авиаотряда, оснащенных самолетами У-2. Тогда же появились первые пожарные-парашютисты. В 1940 году их было 70 на всю страну, патрулированием лесных массивов занималось 110 самолетов У-2.
          После Великой Отечественной войны пожарную авиацию быстро восстановили. На смену устаревшему У-2 пришел самолет Ан-2, специально приспособленный для лесопожарной службы. Он мог поднять 1240 литров воды и 12 парашютистов. Для быстрой доставки парашютных подразделений к месту загорания стали использовать также самолеты Ил-14, Ан-24, Ан-26.

          В СССР (1975) в качестве пожарных самолётов используются: АН-2, ЯК-12; вертолёты МИ-6, МИ-8, В-8.

          Конструкторское бюро имени О.К. Антонова на основе Ан-26 создало пожарный самолет, который может всего за две секунды сбросить на очаг пожара 4 тонны воды.
В конце 90-х годов МЧС России освоило технологию тушения пожаров с применением самолетов Ил-76ТД. Они способны обрушить на охваченные огнем лесные массивы за один раз 42 тысячи литров воды или других огнетушащих растворов.
          Замечательно показали себя противопожарные самолеты Бе-12П-200 и Бе-200П. Они садятся на реку, озеро или море и, продолжая двигаться, как катер-глиссер, за 16 секунд набирают в свои емкости от 6 до 12 тонн воды. Затем взмывают в воздух, долетают до очага пожара и за полторы секунды сбрасывают на него всю водную массу.
          Тушение пожаров с помощью самолётов стало самым эффективным способ. Поэтому в последнее время этот метод сильно прогрессирует, появляются новые самолёты, способные поднимать ещё больше воды на борт, тушить большие площади огня…

 

Классификация пожарной авиации.

     Малая авиация
Особенности: тушение лесных пожаров огнегасящей жидкостью, десантирование парашютистов-пожарных, специального оборудования, снаряжения и грузов к местам лесных пожаров, ликвидация мелких и зарождающихся лесных пожаров;

Недостатки: пожары, распространившиеся на площади более 20 га, не может потушить группа 4–5 человек парашютистов-пожарных. Даже доставка пожарного десанта вертолётом – малоэффективное и дорогое мероприятие, поскольку высадить десант на пожаре в нужном месте не всегда возможно, а высаживать на удалении – теряется смысл быстрой доставки. Облёты больших пожаров – своего рода мониторинг за их развитием.

        Большая авиация

Особенности: остановка и сдерживание распространения средних и крупных лесных пожаров созданием заградительной полосы путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара; активное воздействие на облака с целью искусственного вызывания осадков над зоной горения доставка в район бедствия и возвращение на базу пожарных команд и средств пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или аэродром.


Недостатки: пожарная авиация в основном может быть использована только днем и в хорошую погоду. Ее работа при верховых пожарах опасна, сброс воды с больших высот малоэффективен, а места базирования пожарной авиации порой далеко расположены от мест пожара. Опыт применения на тушении больших самолетов типа Ил-76 показал, что кромку пожара не видно из-за задымления, а полет над пожаром на низкой высоте невозможен из-за восходящих потоков. Вода приостанавливает горение на 2-4 часа, после чего пожар возобновляется снова. Использование самолетами-амфибиями морской воды приводит к сильному засолению грунта и почвы. И если через несколько лет после пожара, потушенного обычной речной или озерной водой, на его месте вырастет новый лес, то на солончаках не взойдет даже трава.
Вывод: Необходимо применение комплексного использования авиации, создать в стране несколько центров, оснащенных пожарными самолетами и вертолетами, использовать гидроспуски и стояночные площадки для самолетов-амфибий.

История пожарной авиации

В начале 30-х годов сначала за океаном, в США, а затем и в Советской России определились, что в условиях такого пожара авиация может нести три основных функции: разведывательную, транспортную и пожаротушительную. Первые опытные работы по воздушной охране лесов и точному определению очагов пожара были проведены летом 1931 года на самолетах типа У-2 (в будущем - ПО-2). Полеты проводились в Горьковской области. На площади около 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров.

Работы продолжились с новой энергией. Одновременно очень привлекательной казалась идея непосредственного тушения пожаров с самолета. Предусматривались два способа: создание заградительных полос посредством разбрызгивания с самолета химических растворов, приостанавливающих движение огня, или сбрасывание огнетушительных авиационных бомб. Для создания заградительных полос применялись самолеты У-2 и А-П (СП). Полезная нагрузка для них составляла 174 кг для У-2 и 270 кг для А-П (СП). В фюзеляже самолета устанавливался бак-разбрызгиватель. Раствор выбрасывался через трубу, загнутую назад в сторону хвоста. Такая конструкция трубы предохраняла самолет от забрызгивания раствором. Емкость бака для раствора у наиболее грузоподъемного А-П (СП)  составляла всего 200 л и обеспечивала создание заградительной полосы длиной всего 75—100 м.

Разве сопоставимы подобные цифры с площадями даже небольших лесных пожаров? Да еще в сложных метеоусловиях, например, при сильном ветре? Были не менее интересные попытки тушения лесных и степных пожаров посредством сбрасывания авиабомб, начиненных огнетушащим раствором и снабженных стабилизатором. Не смотря на абсурдность идеи, были проведены даже натурные испытания, показавшие низкую эффективность подобных конструкций, прежде всего вследствие сравнительно небольшого радиуса действия и трудности попадания бомбы точно в цель. В 1936 году  был образован Всесоюзный трест лесной авиации «Лесавиа».  В том же году созданы первые 4 авиаотряда - по Горьковской, Архангельской, Пермской областям и Красноярскому краю, оснащенных самолетами У-2. Тогда же появились первые парашютисты – пожарные, принявшие «боевое крещение» в борьбе с лесными пожарами  около населенного пункта Красноборск Архангельской области.

Самолет брал на борт всего двух человек: лётчика-наблюдателя и парашютиста-пожарного. Авиаотряды впоследствии преобразовались в базы авиационной охраны лесов, во главе с Центральной авиабазой, осуществляющей общее руководство авиабазами на территории СССР. В 1940 году в стране насчитывалось 70 парашютистов-пожарных. Патрулированием лесных массивов занимались 110 самолётов  У-2. После окончания Великой Отечественной войны работы по тушению лесных пожаров были продолжены. В 1946 году была восстановлена парашютно-пожарная служба.  Хотя самолеты ПО-2 продолжали использоваться до середины 50-х годов, сразу после войны были продолжены работы по созданию новых образцов авиационной техники. Выходным днем 31 августа 1947 г. летчик Н. П. Володин с Новосибирского аэродрома поднял в воздух  первый опытный АН-2, самолет на следующие 45 лет определивший лицо советской малой авиации. Самолет поступил в эксплуатацию в августе 1948 г и впоследствии выпускался в 16 модификациях. Всего было выпущено около 15,5 тысяч машин.

С 1952 года АН-2 стал активно использоваться для патрулирования местности с парашютистами на борту и десантировании их при обнаружении пожара. Для этих целей широко использовалась модель АН-2П- основная модель общего назначения, рассчитанная на 12 пассажиров или 1240 кг груза.Учитывая особенности российских просторов, отсутствие в глубинке подготовленных взлетно-посадочных полос, обратились к другому техническому решению к появлению в 1964 году пожарной модели  АН-2ПП, способной поднять 1240 л воды в своих емкостях. Примерно в тоже время в небо взмыл АН-2Л -  лесопожарный вариант, снабженный грузом химикалий в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем.

Вспомнили и о транспортной функции пожарной авиации. Для быстрой доставки, высадки подразделений авиапожарной службы использовались самолеты типа ИЛ-14, АН-24 и АН-26. Стала возможной доставка к местам лесных пожаров и высадка команд парашютистов-пожарных численностью - 20 -30 человек с полным снаряжением и средствами пожаротушения, способных самостоятельно решать поставленные перед ними задачи по тушению лесных пожаров. Для управления тушением пожара на всех подобных самолетах стали устанавливать пожарные звукоусилительные станции ПЗУ- 68.

Основные разработки по данному направлению в 80-х годах проводились АНТК им. O.K. Антонова. Старичок АН-2 к этому времени уже выработал свой ресурс и большинство самолетов этого типа фактически простаивало. И на смену ему пришел самолет Ан-3, созданный на базе серийного самолета Ан-2. Он сохранил хорошие летно-технические характеристики предшественника, простоту эксплуатации и высокую надежность. Возросла до 1800 кг грузоподъемность, улучшилась конструкция навесного оборудования. В борьбу с лесными пожарами вступили самолеты нового поколения.

АНТК им. O.K. Антонова на основе серийного транспортного самолета Ан-26 был создан пожарный самолет. Конструкторы изменили конструкцию путем установки двух внешних выливных устройств (баков) с системы управления.            4 тонны огнетушащего состава он выбрасывает на очаг пожара всего за 2 секунды. На борту вывозятся 10 стокилограмовых упаковок пожарного снаряжения, необходимое оборудование  и до 30 пожарных – десантников. В начале 90-х годов на Украине для целей пожаротушения стал использоваться самолет АН-32П, переоборудованный из транспортной модели. Испытания показали, что с полной заправкой огнетушащим составом двух баков, общей емкостью восемь тонн на скорости 240-260 км/ч, распыляя состав с 40-50 м,  самолет позволял создавать защитную полосу длиной 120-160 м и шириной 10-35 м.  Два подобных самолета использовались для тушения высокогорного лесного пожара неподалеку от Ялты в 1993 году. Было совершено около 100 вылетов.

В 1992 году берет начало биография авиации МЧС России. Именно тогда был создан  Государственный центральный аэромобильный отряд на оснащение которого поступили первые самолеты и вертолеты МЧС.  С 1999 по 2001 год авиацией МЧС России освоены технологии тушения пожаров с применением  самолетов ИЛ-76ТД. Эти самолеты оборудованные выливными авиационными приборами ВАП-2, применяются для тушения или уменьшения скорости распространения фронта открытых (лесных) пожаров путем воздействия на горящую кромку или создания перед ней заградительных полос.

Прибор ВАП-2 предназначен  для слива огнегасительной жидкости  (воды или реагента) из двух жестко соединенных  между собой резервуаров цилиндрической формы и агрега­тов для заправки и слива воды (или реагента). Рассчитан на заправку 42 тыс. литров воды или других огнетушащих растворов.В конце 90-х годов  в лидеры строительства противопожарных самолетов вышел Таганрогский авиационно-технический комплекс им. Г.М. Бериева. Широко эксплуатируются две модели – Бе-12П-200 и Бе-200П. Принципиально эти самолеты очень похожи. БЕ-12П-200 прошел испытания в 1996 году. В режиме глиссирования самолет заправлял свои шеститонные емкости водой за 14-16 секунд, в том числе и на волне высотой до 0,8 м. И расставался с ней менее чем за 1,5 секунды.  Следующие пять лет он успешно эксплуатировался на тушении лесных пожаров  в Краснодарском и Хабаровском краях, Ивановской и Ростовской областях, на Ставрополье. Силовая установка и конструкция турбовинтовых двигателей АИ-20Д позволяет эксплуатировать самолет в жарких  климатических условиях  - при температуре воздуха до +45 0С.

Противопожарный самолет БЕ-200П, построенный в 1997 году одна из четырех модификаций БЕ-200, способен взять на борт до 12 тонн воды. Забор воды осуществляется также  как и у БЕ-12П-200 в режиме глиссирования всего за 12 секунд. Самолет очень экономичен – за одну заправку топлива он способен  обрушить на очаг пожара 320 тонн воды.

Вывод:

На данном этапе становления страны можно с уверенностью заявить пожарная авиация нам нужна. Так как она помогает в тушение лесных пожаров.

Категория: Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) | Добавил: Service (13.01.2012) | Автор: Антонов Михаил Александрович E W
Просмотров: 5185 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.9/9
Всего комментариев: 3
3 Ромыч  
1
Извени, можно поинтересоваться где ты брал материал для этой работы? Сокращенная копия моей работы - материал находится в архиве за 2011 год.

2 qqqqww  
Хорошая работа. прочитала с интересом! tongue

1 SVK173  
Замечательная работа!Очень интересно было читать грамотно отобранный материал.Раньше такого и не знал. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1769)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (559)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (345)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024