"Самолеты-пожарники – новая профессия в гражданской авиации?"
Работу выполнил: Антонов Михаил Александрович Ученик 11 А класса МБОУ СОШ № 15 имени Героя Советского союза Дмитрия Яковлевича Старостина город Ульяновск.
План:
-
Введение.
-
Классификация
пожарной техники.
-
История
пожарной авиации
- Вывод.
Введение:
Пожарный самолёт, предназначается для тушения пожаров,
главным образом лесных. Пожарный самолёт оборудуют ёмкостями, вмещающими
600—1000 л жидких огнетушащих веществ (вода или специальные растворы), которые
в месте очага пожара пилот выбрасывает за 1,5—2 сек. На пожарных самолётах –
гидропланах в качестве ёмкостей используют поплавки; отсеки поплавков
заполняются водой во время пробега гидросамолёта по поверхности реки или озера.
В качестве Пожарный самолёт могут применяться специально оборудованные
вертолёты, вмещающие до 8 т воды.
У
нас первые пожарные самолеты появились в 1931 году. Это были легкие двухместные
бипланы У-2 (позднее их стали называть По-2, по фамилии конструктора —
Поликарпов). Сначала самолеты использовали только для разведки. Пробные полеты
проводили в Горьковской области, где пилоты сумели обнаружить 14 лесных пожаров
на огромной площади. Очень заманчивой была идея применить самолеты не только
для наблюдения, но и для тушения пожара. Попробовали разбрызгивать с У-2
химический раствор, который приостанавливал движение огня, испытали и
специальные авиабомбы, начиненные огнетушащим раствором. Эффективность была
невысокой: за один раз У-2 мог взять всего 200 литров раствора, этого хватало
на создание заградительной полосы длиной примерно 100 метров, а противопожарной
бомбой было трудно попасть в цель.
Тем не менее уже в
1938 году создали четыре пожарных авиаотряда, оснащенных самолетами У-2. Тогда
же появились первые пожарные-парашютисты. В 1940 году их было 70 на всю страну,
патрулированием лесных массивов занималось 110 самолетов У-2.
После Великой
Отечественной войны пожарную авиацию быстро восстановили. На смену устаревшему
У-2 пришел самолет Ан-2, специально приспособленный для лесопожарной службы. Он
мог поднять 1240 литров воды и 12 парашютистов. Для быстрой доставки парашютных
подразделений к месту загорания стали использовать также самолеты Ил-14, Ан-24,
Ан-26.
В СССР (1975) в качестве пожарных самолётов используются: АН-2, ЯК-12;
вертолёты МИ-6, МИ-8, В-8.
Конструкторское бюро имени О.К. Антонова на основе Ан-26 создало пожарный
самолет, который может всего за две секунды сбросить на очаг пожара 4 тонны
воды.
В конце 90-х годов МЧС России освоило технологию тушения пожаров с применением
самолетов Ил-76ТД. Они способны обрушить на охваченные огнем лесные массивы за
один раз 42 тысячи литров воды или других огнетушащих растворов.
Замечательно
показали себя противопожарные самолеты Бе-12П-200 и Бе-200П. Они садятся на
реку, озеро или море и, продолжая двигаться, как катер-глиссер, за 16 секунд
набирают в свои емкости от 6 до 12 тонн воды. Затем взмывают в воздух, долетают
до очага пожара и за полторы секунды сбрасывают на него всю водную массу.
Тушение пожаров с
помощью самолётов стало самым эффективным способ. Поэтому в последнее время
этот метод сильно прогрессирует, появляются новые самолёты, способные поднимать
ещё больше воды на борт, тушить большие площади огня…
Классификация пожарной авиации.
Малая авиация
Особенности: тушение лесных пожаров огнегасящей жидкостью,
десантирование парашютистов-пожарных, специального оборудования, снаряжения и
грузов к местам лесных пожаров, ликвидация мелких и зарождающихся лесных
пожаров;
Недостатки: пожары, распространившиеся на
площади более 20 га, не может потушить группа 4–5 человек
парашютистов-пожарных. Даже доставка пожарного десанта вертолётом –
малоэффективное и дорогое мероприятие, поскольку высадить десант на пожаре в
нужном месте не всегда возможно, а высаживать на удалении – теряется смысл
быстрой доставки. Облёты больших пожаров – своего рода мониторинг за их
развитием.
Большая авиация
Особенности: остановка и сдерживание
распространения средних и крупных лесных пожаров созданием заградительной
полосы путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара;
активное воздействие на облака с целью искусственного вызывания осадков над
зоной горения доставка в район бедствия и возвращение на базу пожарных команд и
средств пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или
аэродром.
Недостатки: пожарная авиация в основном может быть использована только
днем и в хорошую погоду. Ее работа при верховых пожарах опасна, сброс воды с
больших высот малоэффективен, а места базирования пожарной авиации порой далеко
расположены от мест пожара. Опыт применения на тушении больших самолетов типа
Ил-76 показал, что кромку пожара не видно из-за задымления, а полет над пожаром
на низкой высоте невозможен из-за восходящих потоков. Вода приостанавливает
горение на 2-4 часа, после чего пожар возобновляется снова. Использование
самолетами-амфибиями морской воды приводит к сильному засолению грунта и почвы.
И если через несколько лет после пожара, потушенного обычной речной или озерной
водой, на его месте вырастет новый лес, то на солончаках не взойдет даже трава.
Вывод: Необходимо применение комплексного использования авиации, создать в
стране несколько центров, оснащенных пожарными самолетами и вертолетами,
использовать гидроспуски и стояночные площадки для самолетов-амфибий.
История пожарной авиации В начале 30-х годов сначала за океаном, в США, а затем и в Советской России определились, что в условиях такого пожара авиация может нести три основных функции: разведывательную, транспортную и пожаротушительную. Первые опытные работы по воздушной охране лесов и точному определению очагов пожара были проведены летом 1931 года на самолетах типа У-2 (в будущем - ПО-2). Полеты проводились в Горьковской области. На площади около 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров.
Работы продолжились с новой энергией. Одновременно очень привлекательной казалась идея непосредственного тушения пожаров с самолета. Предусматривались два способа: создание заградительных полос посредством разбрызгивания с самолета химических растворов, приостанавливающих движение огня, или сбрасывание огнетушительных авиационных бомб. Для создания заградительных полос применялись самолеты У-2 и А-П (СП). Полезная нагрузка для них составляла 174 кг для У-2 и 270 кг для А-П (СП). В фюзеляже самолета устанавливался бак-разбрызгиватель. Раствор выбрасывался через трубу, загнутую назад в сторону хвоста. Такая конструкция трубы предохраняла самолет от забрызгивания раствором. Емкость бака для раствора у наиболее грузоподъемного А-П (СП) составляла всего 200 л и обеспечивала создание заградительной полосы длиной всего 75—100 м.
Разве сопоставимы подобные цифры с площадями даже небольших лесных пожаров? Да еще в сложных метеоусловиях, например, при сильном ветре? Были не менее интересные попытки тушения лесных и степных пожаров посредством сбрасывания авиабомб, начиненных огнетушащим раствором и снабженных стабилизатором. Не смотря на абсурдность идеи, были проведены даже натурные испытания, показавшие низкую эффективность подобных конструкций, прежде всего вследствие сравнительно небольшого радиуса действия и трудности попадания бомбы точно в цель. В 1936 году был образован Всесоюзный трест лесной авиации «Лесавиа». В том же году созданы первые 4 авиаотряда - по Горьковской, Архангельской, Пермской областям и Красноярскому краю, оснащенных самолетами У-2. Тогда же появились первые парашютисты – пожарные, принявшие «боевое крещение» в борьбе с лесными пожарами около населенного пункта Красноборск Архангельской области.
Самолет брал на борт всего двух человек: лётчика-наблюдателя и парашютиста-пожарного. Авиаотряды впоследствии преобразовались в базы авиационной охраны лесов, во главе с Центральной авиабазой, осуществляющей общее руководство авиабазами на территории СССР. В 1940 году в стране насчитывалось 70 парашютистов-пожарных. Патрулированием лесных массивов занимались 110 самолётов У-2. После окончания Великой Отечественной войны работы по тушению лесных пожаров были продолжены. В 1946 году была восстановлена парашютно-пожарная служба. Хотя самолеты ПО-2 продолжали использоваться до середины 50-х годов, сразу после войны были продолжены работы по созданию новых образцов авиационной техники. Выходным днем 31 августа 1947 г. летчик Н. П. Володин с Новосибирского аэродрома поднял в воздух первый опытный АН-2, самолет на следующие 45 лет определивший лицо советской малой авиации. Самолет поступил в эксплуатацию в августе 1948 г и впоследствии выпускался в 16 модификациях. Всего было выпущено около 15,5 тысяч машин.
С 1952 года АН-2 стал активно использоваться для патрулирования местности с парашютистами на борту и десантировании их при обнаружении пожара. Для этих целей широко использовалась модель АН-2П- основная модель общего назначения, рассчитанная на 12 пассажиров или 1240 кг груза.Учитывая особенности российских просторов, отсутствие в глубинке подготовленных взлетно-посадочных полос, обратились к другому техническому решению к появлению в 1964 году пожарной модели АН-2ПП, способной поднять 1240 л воды в своих емкостях. Примерно в тоже время в небо взмыл АН-2Л - лесопожарный вариант, снабженный грузом химикалий в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем.
Вспомнили и о транспортной функции пожарной авиации. Для быстрой доставки, высадки подразделений авиапожарной службы использовались самолеты типа ИЛ-14, АН-24 и АН-26. Стала возможной доставка к местам лесных пожаров и высадка команд парашютистов-пожарных численностью - 20 -30 человек с полным снаряжением и средствами пожаротушения, способных самостоятельно решать поставленные перед ними задачи по тушению лесных пожаров. Для управления тушением пожара на всех подобных самолетах стали устанавливать пожарные звукоусилительные станции ПЗУ- 68.
Основные разработки по данному направлению в 80-х годах проводились АНТК им. O.K. Антонова. Старичок АН-2 к этому времени уже выработал свой ресурс и большинство самолетов этого типа фактически простаивало. И на смену ему пришел самолет Ан-3, созданный на базе серийного самолета Ан-2. Он сохранил хорошие летно-технические характеристики предшественника, простоту эксплуатации и высокую надежность. Возросла до 1800 кг грузоподъемность, улучшилась конструкция навесного оборудования. В борьбу с лесными пожарами вступили самолеты нового поколения.
АНТК им. O.K. Антонова на основе серийного транспортного самолета Ан-26 был создан пожарный самолет. Конструкторы изменили конструкцию путем установки двух внешних выливных устройств (баков) с системы управления. 4 тонны огнетушащего состава он выбрасывает на очаг пожара всего за 2 секунды. На борту вывозятся 10 стокилограмовых упаковок пожарного снаряжения, необходимое оборудование и до 30 пожарных – десантников. В начале 90-х годов на Украине для целей пожаротушения стал использоваться самолет АН-32П, переоборудованный из транспортной модели. Испытания показали, что с полной заправкой огнетушащим составом двух баков, общей емкостью восемь тонн на скорости 240-260 км/ч, распыляя состав с 40-50 м, самолет позволял создавать защитную полосу длиной 120-160 м и шириной 10-35 м. Два подобных самолета использовались для тушения высокогорного лесного пожара неподалеку от Ялты в 1993 году. Было совершено около 100 вылетов.
В 1992 году берет начало биография авиации МЧС России. Именно тогда был создан Государственный центральный аэромобильный отряд на оснащение которого поступили первые самолеты и вертолеты МЧС. С 1999 по 2001 год авиацией МЧС России освоены технологии тушения пожаров с применением самолетов ИЛ-76ТД. Эти самолеты оборудованные выливными авиационными приборами ВАП-2, применяются для тушения или уменьшения скорости распространения фронта открытых (лесных) пожаров путем воздействия на горящую кромку или создания перед ней заградительных полос.
Прибор ВАП-2 предназначен для слива огнегасительной жидкости (воды или реагента) из двух жестко соединенных между собой резервуаров цилиндрической формы и агрегатов для заправки и слива воды (или реагента). Рассчитан на заправку 42 тыс. литров воды или других огнетушащих растворов.В конце 90-х годов в лидеры строительства противопожарных самолетов вышел Таганрогский авиационно-технический комплекс им. Г.М. Бериева. Широко эксплуатируются две модели – Бе-12П-200 и Бе-200П. Принципиально эти самолеты очень похожи. БЕ-12П-200 прошел испытания в 1996 году. В режиме глиссирования самолет заправлял свои шеститонные емкости водой за 14-16 секунд, в том числе и на волне высотой до 0,8 м. И расставался с ней менее чем за 1,5 секунды. Следующие пять лет он успешно эксплуатировался на тушении лесных пожаров в Краснодарском и Хабаровском краях, Ивановской и Ростовской областях, на Ставрополье. Силовая установка и конструкция турбовинтовых двигателей АИ-20Д позволяет эксплуатировать самолет в жарких климатических условиях - при температуре воздуха до +45 0С.
Противопожарный самолет БЕ-200П, построенный в 1997 году одна из четырех модификаций БЕ-200, способен взять на борт до 12 тонн воды. Забор воды осуществляется также как и у БЕ-12П-200 в режиме глиссирования всего за 12 секунд. Самолет очень экономичен – за одну заправку топлива он способен обрушить на очаг пожара 320 тонн воды. Вывод:
На данном этапе становления страны можно с уверенностью заявить пожарная авиация нам нужна. Так как она помогает в тушение лесных пожаров.
|