Пятница, 02.12.2022, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцатая олимпиада посвящена 100-летию со дня образования гражданской авиации в СССР
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

Почему у авиамоделизма всегда есть будущее?

Автор: Ежов Максим Юрьевич 
Возраст: 17 лет
Место учебы: отделение СПО филиала ФГБОУ ВО «УГАТУ» в г. Кумертау «Авиационный технический колледж»
Город, регион: г. Кумертау, респ. Башкортостан
Руководитель: Бабушкина М.В., отделение СПО филиала ФГБОУ ВО «УГАТУ» в г. Кумертау «Авиационный технический колледж».

Почему у авиамоделизма всегда есть будущее?

Цель работы: исследовать историю появления и развития авиамоделизма, рассмотреть проблемы и перспективы развития авиамоделизма в наши дни, а также рассказать о собственном опыте создания моделей.

Гипотеза: авиамоделизм был, есть и будет, поскольку является важным инструментом научно-технического прогресса в конструировании летательных аппаратов, а также вспомогательным средством профессиональной ориентации подрастающего поколения, которое нацеливает личность на осознанный выбор технической профессии, связанной с авиастроением.

План работы:

1. Введение
2. Основная часть
2.1. История Авиамоделизма. Авиамоделизм-шаг в авиацию.

  • Зарождение авиамоделизма
  • Авиамоделизм в СССР. Красные соколы нашей Родины.
  • Авиамоделизм в Республике Башкортостан
  • Авиамоделизм в г. Кумертау

2.2. Авиамоделизм в современном мире. Новые возможности и рекорды.
2.4. Мое участие в авиамодельном спорте.
3. Заключение
4. Источники информации

Введение

Авиамоделизм – замечательное увлечение, позволяющее осуществить извечную мечту человека – подняться в небо.

Человек всегда стремился покорить просторы пятого океана, опираясь, по словам великого Циолковского, не на мускулы, а на силу своего разума. Небеса открыты для каждого, даже в ситуации, когда летательный аппарат маленького размера. Многие считают, что познание неба исходит с авиамоделизма. Процесс создания авиамодели увлекателен и интересен. Сделать красивую модель, способную летать, не так просто, как сложить самолет из бумаги. На создание ее порой уходит не один месяц. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания.

Авиамоделизм– это конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или спортивных целях.

Тема эта мне близка и знакома. В действующий в нашем городе клуб юных техников меня привел старший брат, когда мне было 9 лет. По ряду причин клуб уже закрыт, а увлечение осталось… За последующие 8 лет я стал настоящим авиамоделистом, строил и запускал разные модели, участвовал в соревнованиях разного уровня, даже занимал призовые места. Мне интересен процесс разработки и изготовления авиамодели, а затем и сам полет!

История авиамоделизма. Авиамоделизм - шаг в авиацию

Любая машина рождается не вдруг, а начинается с чего-то более простого. Эскизы первого летательного аппарата были представлены еще в 1475 году да Винчи, которого можно считать первым авиамоделистом. Это была модель геликоптера, воссозданная спустя время в Англии по его чертежам.

Геликоптер Леонардо да Винчи - летательный аппарат со спиралеобразным винтом, который приводился в движение четырьмя людьми. К сожалению, шансов на взлет у аппарата не было, силы даже четырех людей не хватит, чтоб создать такую подъемную силу.(Рисунок 1)

Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Один из разработанных им аппаратов приводился в движение с помощью подвижных крыльев, которые поднимались и опускались за счет вращения летчиком педалей. Сам летчик располагался горизонтально (лежа). Еще один вариант летающей машины предполагал задействовать для движения не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Практического успеха эксперименты с «птичьим» крылом не имели, и вскоре изобретатель перешел к идее планирующего полета. Так появился прототип дельтаплана.(Рисунок 2)

Авиамоделистом был и М. В. Ломоносов. В 1754 г. им была создана одна из первых авиамоделей — "аэродромическая машинка", которая являлась прообразом вертолёта.(Рисунок 3)

В конце XIX века наибольшего успеха в модельных экспериментах достигли француз Альфонс Пено, впервые применивший резиновый мотор для вращения воздушного винта модели самолета, а также австриец Вильгельм Кресс.

В 1871 году Альфонс Пено создал модель резиномоторного самолета, который назвал свою модель самолета «Планофор». Модель Альфонса Пено была похожа на птеродактиля, точнее на летучую мышь с толкающим винтом, и приводилась в движение с помощью резинового двигателя.(Рисунок 4).

Игрушка, сделанная из нескольких реек, кусочков вощеной бумаги и резиновых нитей пролетела 45 метров, продержавшись в воздухе 11 с. Она стала первой авиамоделью, а ее создатель – Альфонс Пено – «крестным отцом» авиамоделизма. Это событие стало стартовой точкой развития авиамоделизма.

Авиамоделизм шел в ногу с развитием большой авиации. Совершенствовались конструкции больших самолетов – и авиамодели, подражая своим «старшим братьям», улучшали свои летно-технические характеристики, становились все совершенней и красивей. Но и большая авиация тоже началась с игрушки.

Однажды двум малышам их отец, американский священник, подарил небольшую авиамодель – деревянный планер. Этот человек даже во сне не мог представить, что эти два ребенка вырастут и станут теми самыми братьями Райт - основоположниками большой авиации, которые создадут свой знаменитый «Флайер 1» и дадут толчок к развитию всей большой авиации.

Но все большое начинается всегда с малого. В самом начале единственным видом авиамоделизма были свободнолетающие модели: планеры или, резиномоторные модели (тогда единственным видом мотора был резиномотор), но вот в 1914г. создали первый авиамодельный бензиновый двигатель. Модель, оснащенная этим мотором, пролетела 51 секунду. Это был прорыв! Этот рекорд был побит только спустя 18 лет. Модель В. Кресса имела два крыла, располагавшихся одно за другим. За задней кромкой второго крыла имелись два толкающих винта, а за ними горизонтальное и вертикальное оперения. В Париже В. Кресс демонстрировал полеты своих двухмоторных моделей, у которых воздушные винты вращались от жгутов резины. Но еще в 1876 году, работая в Петербурге, он запускал летающие модели самолетов в зале одного из тогдашних центров научно-технической мысли русской столицы — в Соляном городке на берегу реки Фонтанки.

Надо сказать, что одновременно с В. Крессом работал над созданием летающей модели самолета и наш знаменитый соотечественник Александр Федорович Можайский. В 1876 году он успешно показывал в Кронштадте полеты своей модели с пружинным двигателем. Через девять лет, в 1885 году, по схеме А. Ф. Можайский строит и испытывает первый в мире самолет.

Рисунок 5 - Чертеж первого испытанного самолета Можайского

Содействовал распространению авиамоделизма К. Э. Циолковский, строивший и запускавший со своими учениками тепловые шары и воздушные змеи.

Авиамоделизм в СССР. Красные соколы нашей Родины

В России авиамодельный спорт начал распространяться среди учащейся молодежи с 1909 года. В 1909 г. Россия впервые вступила в членство FAI. 02.01.1910 г. в Москве прошли первые в стране открытые соревнования авиамоделей, организованные профессором Московского университета, основоположником современной гидроаэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским. Эта дата запомнилась как рождение отечественного авиамоделизма. В этом же году вышло первое русское руководство по авиамодельному спорту, написанное Николаем Анощенко.

А.С. Яковлев в 1921 г. организовал первую в Москве школьную секцию авиамоделей. Начало спортивному моделированию в СССР было положено «Неделей Красного воздушного флота» летом 1923 года. В 1923 г. в СССР образовалось общество, руководящее авиамодельным спортом.

Первые состязания летающих моделей в СССР произошли в Тифлисе 5 июня 1924 года. Тифлисское ОДВФ устроило их в помещении Красноармейского клуба. В конкурсе участвовало 14 моделей, в большинстве случаев, построенных слушателями авиакурсов ОДВФ Грузии. Модель Парунакяна пролетела через весь зал, плавно опустившись в конце его. За этот полёт в 38,75 метра был выдан первый приз: серебряный жетон. Третий приз – журнал «Самолёт» за год достался Калинину за красивые полёты и лучшую высоту полёта его модели (на 2,5 метра при 6 метрах расстояния). После Грузии развернулись кубанцы, которые устроили модельные состязания в Краснодаре. На этих состязаниях, состоявшихся 15 июня 1924 года, принимали участие 19 моделей из 24 записавшихся. Призы за расстояние в 20 метров и продолжительность полёта в 6,5 секунд достались моделисту Истрашкину. Наибольшую скорость 16 метров в секунду – показала модель Жицкого, который и получил приз за грузоподъемность: модель весом в 205 грамм (полфунта) летала с грузом в 111 грамм (более четверти фунта). Первым призом, доставшимся Истрашкину, стал пожертвованный ОДВФ СССР набор инструментов для постройки моделей с надписью «Лучшему юному пролетарскому авиастроителю».

Если к этим первым успехам моделизма лета 1924 года прибавить ещё и напоминание о том, что в июле в Центральном доме юного пионера в Москве спортивной секцией ОДВФ СССР были организованы курсы руководителей кружков простейшего спорта, то мы поймём, сколь ценными явились все эти начинания для жизненной потребности молодёжи и самого государства.

Осенью 1924 года произошёл ряд новых модельных соревнований. В Костроме 14 сентября 1924 года получил приз за полёт в 17,1 метра модели планера, курсант военной школы Козлов. На первых Московских состязаниях летающих моделей самолёта 28 сентября наибольшую дальность в 45 метров показала модель Фаусека, которой принадлежит и наибольшая продолжительность полёта в 13,4 секунды. Большая модель Иванова весом в 875 грамм (два фунта) показала наибольшую грузоподъёмность, подняв груз в 250 грамм (более полуфунта). Этой же модели принадлежит наибольшая скорость – 10 метров секунду.

Зимой 1924 года начались опять модельные соревнования в Тифлисе, где модель Умикова, пролетевшая 58,75 метра 1 декабря, был побит рекорд Москвы в 45 метров. В Батуме же 14 декабря та же модель Умикова поставила рекорд дальности полёта в 67,5 метра. На этих же соревнованиях был поставлен Тамарой Периханян женский рекорд 48,7 метра. После таких успехов, не мудрено, что моделистами было поставлено целью постараться побить итальянский рекорд 126 метров.

В СССР в первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в августе 1926 участвовало 70 спортсменов. Большой размах авиамоделизм получил после принятия ВЛКСМ в 1931г. взял руководство над небесным флотом.

Ведущую роль в разработке проблем авиамоделизма сыграла Центральная авиамодельная лаборатория (ЦАМЛ), созданная в 1931 г. После этого открылись лаборатории и кабинеты во многих других городах, и авиамоделизм становится начальной ступенью подготовки авиационных кадров. Авиамодельное движение росло и крепло, насчитывая в своих рядах более полумиллиона членов.

Первоначально создавались свободнолетающие модели самолётов самых различных размеров и геометрических форм. К тому времени отчётливо определился путь подготовки авиационных кадров, прекрасно сформулированный в лозунге: «От модели — к планеру, с планера — на самолет».(Рисунок 6)

С 1936 г. представительство СССР в FAI производил Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова. Работа советских авиационных моделистов проходило под началом ДОСААФ.(Рисунок 7)

Тогда появились комнатные виды моделей. Масса их была около 5г, естественно запуск производили в помещении. Вторая мировая война пагубно повлияло на развитие моделизма: прервалась спортивное направление, не стало больших соревнований. Закрылось большинство кружков, пионерские дворцы и дома, и модельные мастерские. Но дело продолжалось и в 1944 г. изготовили модель с бензиновым мотором, а в 1946 г. был создан двигатель на основе жгута из нитей резины. В 1950 г. конструктор В. Петухов испытал на модели мотор с воспламенением в нем топлива путем сжатия. Вначале 1950-х г. Международная авиационная федерация (ФАИ) установила технические требования к авиационным моделям, а также четкие правила организации и проведения соревнований по авиамодельному спорту.

С 1953 г. авиамодельный спорт входит в Единую спортивную классификацию СССР и становится равноправным видом спортивной деятельности.(Рисунок 8)

Это в значительной степени способствовало его развитию и массовости. К 1968 г. советским авиамоделистам принадлежали 15 мировых рекордов для свободнолетающих и кордовых моделей из 39, регистрируемых Международной авиационной федерацией (ФАИ). Спортсменов-разрядников, мастеров и заслуженных мастеров спорта СССР, тренеров насчитывалось свыше 200 тыс. чел.

Практически все ведущие авиаконструкторы, имена которых носят всемирно известные КБ Антонов, Королев, Лавочкин, Туполев начинали собственный путь в авиацию с авиамодельного спорта. С авиамодельного кружка начал путь в авиастроении легендарный генеральный конструктор КБ «СУ» Павел Сухой. Увлекались построением планеров Олег Антонов («Ан»), Александр Яковлев («Як»), создатель ракетной техники Петр Грушин (генеральный конструктор комплекса ПВО С-300), легендарный Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин и многие другие.(Рисунок 9)

В шестидесятых годах проводятся первые соревнования между авиационными заводами Харькова и Киева. Эти спортивные встречи переросли в крупнейшие соревнования в Советском Союзе - чемпионаты Министерства авиационной промышленности. Там не только состязались сильнейшие спортсмены страны, но и талантливые конструкторы практически всех авиационных предприятий СССР.

Зарождение авиамодельного спорта Республике Башкортостане

Начало авиамодельного движения относится к 20-м годам XX века. Связанно это с общими тенденциями развития авиамоделизма в стране и мире.

Наиболее ранняя история авиамоделизма в Республике связана со столицей.

В 1925, в годовщину создания Воздушного флота, в Уфе прошли состязания летающих моделей самолетов. Романов (дальность полета 64 м), в том же году он установил новый рекорд республики (дальность полета 96 м, высота 12 м и продолжительность 17 сек). Популярность авиамодельного спорта в этот период растет. Юные авиамоделисты Уфы выезжают в города и деревни республики для пропаганды нового вида спорта.

В 1925 в Уфе создается спортивный кружок на авиахимкурсах, работает выставка Башавиахима, на которой модели моно - и бипланов, самолетов представили Л. Сыромятников, Я. Никулин, А. Деменков, Б. Андреев, К. Терентьев. Тогда же приступили к строительству авиамоделей в Стерлитамаке, Белебее, Раевке.

В 1926 в Уфе были открыты краткосрочные практические курсы по авиамоделизму, в 1930 году была создана Центральная авиамодельная лаборатория при Башавиахиме (руководители В. Карабаев, П. Андреев, Деменков), и авиамодельная лаборатория при Детской технической станции (руководитель К. Игнатьев).

Юные уфимцы, участвуя в 1931 году во 2-м Всесоюзном слете авиамоделистов в Москве, заняли 1-е место и были награждены переходящим Красным знаменем Центрального совета ОСО СССР, а кружку при пионерской коммуне Уфы за работу по авиамоделизму в пионерских организациях вручена премия ЦК ВЛКСМ и газеты "Пионерская правда". Авиамодельный спорт дал большой толчок развитию планеризма и авиации в Башкирии.

Из актива авиамоделистов в 1933 был создан первый в республике кружок планеристов при открывшемся в том же году Уфимском аэроклубе. Авиамоделисты Уфы в 1927-40 установили 8 рекордов мира, несколько рекордов СССР.

По данным Осоавиахима в 1939 году в Башкирии насчитывалось 4500 юных авиастроителей, объединенных в 240 кружков.

Предпологаем, что в годы Великой Отечественной войны работа авиамодельных кружков была затруднена, об этом периоде не найдено информации. Можно предположить, что аэроклубы были заняты решением более важных задач – подготовкой летчиков, парашютистов, пилотов-планеристов. Но уже сразу после войны работа кружков восстановилась, и к началу 50-х годов авиамоделизм вновь получает массовое распространение.

В начале 50-х годов республиканские соревнования проводились в основном в классах свободнолетающих планеров и резиномоторных моделей. Участниками соревнований являлись авиамоделисты из городов Уфа, Стерлитамак, Октябрьский, Салават, Ишимбай, Бирск, поселка Кандры.

Во многих других городах и деревнях республики авиамодельные кружки также имеют давнюю историю.

В Стерлитамаке, например, были авиамоделисты при Осоавиахиме еще в 20-е годы, в 1934 году на аэродроме ими была организована выставка авиамоделей. [«За пятилетку» 11 августа 1934 г]. С 1936 года здесь действует авиамодельный кружок при созданной детской технической станции, первым руководителем кружка был директор ДТС.

В городе Ишимбай авиамодельный кружок был создан решением исполкома горсовета в 1938 году при Доме пионеров, первыми руководителями были и Затем 50 лет бессменно учил ребят строить модели Хисматуллин Минигаян Габитович, кандидат в мастера спорта. Сейчас он проживает в Ишимбае, а его ученики сами руководят авиамодельными кружками. Долгое время существовал и филиал – авиамодельный кружок в селе Петровск.

Найдена информация также о кружках в поселках Октябрьский (сейчас город Октябрьский) и Кандры. Авиамоделисты из этих городов еще в 30-е или в начале 40-х годов были участниками Всесоюзных соревнований по авиамодельному спорту, а затем в 50-е годы продолжали участвовать в соревнованиях. Карабаев из г. Октябрьского и Фаина Карамышева, у которой имелся диплом, врученный на Всесоюзных соревнованиях, подписанный К Ворошиловым, наркомом обороны СССР. В Уфе одним из старейших авиамоделистов был Константин Николаевич Игнатьев. Участник Великой Отечественной войны, он долгое время был организатором республиканских соревнований, являясь инженером-авиамоделистом при городском аэроклубе.

Начиная с 60-х годов XX века в Уфе, Стерлитамаке, Кумертау и многих других городах Республики начали открываться авиамодельные кружки при заводах. Предприятия осуществляли финансирование кружков, предоставляли оборудование, моторы, топливо. Это способствовало новому подъему и росту популярности авиамодельного спорта.

В Уфе такие кружки были открыты при УМПО, Трестах №21 и №3, ВНЗМ и других, в Стерлитамаке - при заводе «Сода» и тресте «Стерлитамакстрой», в Кумертау – при авиационном заводе.

В Уфе в 1960 году в районе Новоалександровки был построен первый в республике кордодром для кордовых моделей. Строили сами авиамоделисты при помощи заводов. В 1961 г. на нем прошло Первенство Уральской зоны по авиамодельному спорту. Позже свой кордодром появился при Уфимском авиационном институте. В это же время появляется кордодром при станции юных техников г. Салават, во многом благодаря стараниям директора Суханова Василия Ивановича.

Важным явлением на этом этапе стало также «возвращение» наших спортсменов на Всесоюзные соревнования. В 1960 году впервые после долгого перерыва сборная республика принимает участие во Всесоюзных соревнованиях в Минске. Среди участников сборной в классе кордовых моделей были Владимир Евсеевич Васильченко (г. Салават), Геннадий Алексеевич Комаров (г. Уфа). На этих соревнованиях наши ребята лично познакомились с Олегом Константиновичем Гаевским, автором многих книг по авиамоделированию. В 1962 году на Всесоюзных соревнованиях в г. Комаров (г. Уфа) стал чемпионом в классе «воздушный бой», в этом же году на Первенстве Уральской зоны он выполнил норматив мастера спорта в классах гоночных и пилотажных моделей. Геннадий Алексеевич стал первым в республике мастером спорта. 38 лет руководил авиамодельными кружками при заводах, являлся неоднократным призером соревнований в масштабе страны, организатором республиканских соревнований, в 1970 году ему было присвоено звание «Лучший тренер БАССР», а в 1975 он стал судьей республиканского уровня. Среди его воспитанников - 4 мастера спорта, множество кандидатов.

Республиканские соревнования по авиамодельному спорту проводятся ежегодно. Кроме традиционных классов – свободнолетающих планеров, резиномоторных, появляются новые классы – скоростные, пилотаж, воздушный бой. Организаторами соревнований являются опытные руководители кружков, ДОСААФ (бывший ОСОАВИАХИМ), республиканская детская техническая станция. Начинают ежегодно в феврале проводиться соревнования в классе «воздушного боя», посвященные Дню Советской армии и Военно-морского флота (23 февраля). Республиканские соревнования проводятся и в других городах - Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае.

Несколько раз в Уфе проводились Первенства Уральской зоны. А в 1966 году на кордодроме при Авиационном институте были проведены Всесоюзные соревнования в классе «воздушного боя» среди ВУЗов.

Начиная с 60-х годов XX века в Уфе, Стерлитамаке, Кумертау и многих других городах Республики начали открываться авиамодельные кружки при заводах.

К началу 80-х годов авиамодельные кружки еще действуют на станциях юных техников, при заводах, ДОСААФе, но в их деятельности уже появляется множество проблем, которые постепенно приводят к закрытию кружков, снижению популярности авиамоделизма и технического творчества в целом.

Авиамоделизм в Кумертау

Первый авиамодельный клуб был открыт в центре юного техника «Орленок», основанного на базе Кумертауского производственного авиационного объединения. Основное направление деятельности центра - организация свободного времени детей и приобретение навыков профессий по профилю завода. Идея создания этого центра принадлежит бывшему генеральному директору объединения Александру Самойловичу Палатникову.

Рисунок 10 –А.С. Палатников

Клуб «Орленок» занимал 480 квадратных метров на первом этаже жилого дома по улице 60 лет БАССР, но знало о нем подрастающее поколение не только окружающего района, но и всего города.

Центр открыл свои двери 18 сентября 1978 года. «Орленок» взмывал в просторы фантазий и творчества почти 35 лет. Там были внедрены в жизнь программы развития детей и подростков, они занимались в 37 кружках 11 направлений: радиоэлектроники, авиамодельном, стендового моделизма, космического моделирования, технической эстетики, механической игрушки, начального технического моделирования, выжигания, мягкой игрушки и других при этом занятия бесплатные.

Ведущим в клубе являлся авиамодельный кружок. Ребята, занимавшиеся там, - постоянно участвовали в городских и республиканских соревнованиях. На протяжении многих лет являлся чемпионом республики по авиамодельному спорту «Орленок» - единственный ЦЮТ Башкортостана, авиамоделисты которого успешно выступали на соревнованиях российского уровня. Неоднократно они становились призерами на чемпионатах России.

Работа педагогического коллектива была направлена не только на воспитание гармонично развитого человека, но и на профориентацию будущих работников КумАПП. Они воспитывали любовь к авиации, давали первоначальные знания и навыки авиастроения через моделирование, развивали творческий подход к любимому занятию, стремление к достижениям, к победам.

В 1985 году, через семь лет после начала деятельности, от «Орленка» «улетел» «Икар». Это имя мифологического героя получил второй ЦЮТ. В его создании Александр Самойлович Палатников принял также непосредственное участие. В 2000 году по случаю 15-летнего юбилея клуба решением трудового коллектива предприятия центру было присвоено имя А. С. Палатникова.

В 2008 году Кумертауский филиал УГАТУ и ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» учредили ежегодную премию в области науки, техники, организации производства и инноваций имени А.С. Палатникова. В день рождения Александра Самойловича лауреатам премии в трех номинациях вручаются памятные медали и денежные гранты. Среди лауреатов премии - школьники, студенты, аспиранты, преподаватели, заводчане.

Для завода эти центры юного творчества являлись своеобразным резервом кадров на будущее. Оба центра содержались на средства авиапредприятия.

Рисунок 11 – Показательные полеты для А.С Палатникова

Деятельность центров была разнообразна: начальное техническое конструирование, выжигание, технический дизайн, кружок декоративного творчества, компьютерный кружок и, конечно же, гордость Центра юных техников – авиамоделизм. Год от года направления работы менялись, но оставалось неизменным стремление научить ребят любить небо, стремиться летать на моделях, изготовленных своими руками. Дети, начиная с младшего возраста и до окончания школы, своими руками конструировали модели вертолетов, самолетов, действующие модели планеров и выходят на соревнования различного уровня. «Ваши авиамоделисты лучшие в республике», – такие оценки не один раз звучали в адрес педагогов и ребят авиамодельного кружка из уст профессионалов.

Ежегодно авиамоделисты центра принимали участие в соревнованиях различного ранга, и в клубе не прерывалась когорта чемпионов по авиамодельному спорту. ЦЮТ им. А. С. Палатникова оказывал практическую помощь школам, детским садам, школе-интернату.

Работа центра поставлена так, что в каком бы кружке ни занимался подросток, он с каждым годом все глубже знакомится с основными профессиями КумАПП. Клуб располагал неплохим станочным парком. Здесь ребята получали знания и даже первичные навыки работы слесаря, токаря и т. д. Вырастая, одни из них шли на завод, вставали за станки, другие продолжали учебу в авиационных техникумах и институтах.

С самого начала, приходя в центры юного творчества авиапредприятия, ребята начинали считать себя причастными к нему. И чем взрослее они становились, тем очевиднее и сильнее проявлялась эта связь. Большинство юных клубовцев, строя планы на будущее, мечтали об авиации. Ребята из клубов юных техников «Орленка» и «Икар», принимали участие в показательных выступлениях на различных городских мероприятиях.

Рисунок 12 – Мероприятие на день города

В сентябре 2017г. деятельность клубов была прекращена в связи с сокращением их финансирования ОАО «КумАПП».

Авиамоделизм в современном мире

Современный авиамоделизм — важное вспомогательное средство для конструирования самолётов.

Выделяют 5 групп авиамоделизма:

1. Технический авиамоделизм. Позволяет решать важные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов.

2. Экспериментальный авиамоделизм

На летающих моделях проверяют, правильность теоретических расчетов, проверяют процессы, происходящие с самолетами в полете в настоящее время создана теория, которая позволяет использовать результаты опытов, проводимых с моделями в аэродинамических трубах, при расчетах натуральных самолетов.

3. Стендовый моделизм

Это тип технического творчества, результатом которого является создание копии реальных предметов (прототипов) в заданном — выбранном масштабе. Стендовая модель должна точно отображать вид прототипа. Особое отличие масштабной модели от действующей в том, что в ней автор стремится к наиболее полному, точному и детальному копированию, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений.(Рисунок 13)

4. Летающие модели— создание уменьшенных копий полномасштабного самолета для определения, как воздух реагирует при протекании мимо модели, и по сравнению с полноразмерным самолетом(Рисунок 14)

5. Авиамодельный спорт - конструирование и изготовление моделей летательных аппаратов (планеров, самолётов, вертолётов и прочего) и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полёта и на высший пилотаж.

Авиамодельный спорт на международном уровне курируется Международной федерацией авиаспорта FAI, которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований.

В начале 1950-х гг. Международная авиационная федерация (ФАИ) установила технические требования к авиационным моделям, а также четкие правила организации и проведения соревнований по авиамодельному спорту.

Авиамодель - это малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем или без него, не способный поднять человека, который используется для спортивных соревнований или развлечения, но не как беспилотный летательный аппарат для коммерческих, научно-исследовательских или военных целей.

Авиамодели можно разделить на 2 основных вида: нелетающие и летающие.

Нелетающая модель – это, как правило, копия исторического или современного самолета, повторяющая геометрические формы, а иногда даже и конструкцию прототипа. Модели, которые строят для выставок, для рекламных витрин и для оформления кабинетов авиационных институтов и предприятий, называют тактическими. Другая разновидность нелетающих моделей – музейные модели. В них с большой точностью воспроизводят не только внешние формы самолетов-прототипов, но и многочисленные внутренние устройства и механизмы.

Летающие модели по принципу полета, габаритным размерам, по виду двигателя и его рабочему объему Международная авиационная федерация авиамодельного спорта (ФАИ) делит на 3 класса: свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые.

Каждый класс разбит на категории. За долгие годы развития в авиамоделизме возникло большое количество классов моделей, сгруппированых по основным признакам.

 Проблемы авиамоделизма

1. Главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие финансирования кружков авиамоделирования. Данный вид творчества не финансируется ни министерством культуры и спорта, ни министерством дополнительного образования. Авиамоделизм держится на руководителях-энтузиастах, которые занимаются с детьми и передают свои навыки, полученные в СССР. Снизилось количество авиамодельных кружков для школьников и студентов, действующие кружки в центрах детского творчества являются платными. Также отсутствуют примерные программы дополнительного образования для данного направления, не издаются учебные пособия по авиамоделированию, не созданы условия для подготовки соответствующих профессиональных педагогических кадров, способных привить интерес и обучать основам авиамоделизма.

2. 25 декабря 2015 года Советом Федерации РФ одобрен законопроект о внесении поправок в Воздушный Кодекс РФ:

  • беспилотные летательные аппараты весом свыше 250 грамм подлежат государственной регистрации;
  • все беспилотные летательные аппараты подлежат обязательной сертификации;
  • все беспилотные летательные аппараты допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов лётной годности;
  • операторы (внешние пилоты) всех беспилотных летательных аппаратов обязаны иметь свидетельства персонала, уполномоченным органом (каждый школьник и спортсмен должен пройти сложное обучение, получить массу документов на себя и на своего воздушного змея или модель). Альтернатива - штраф и вмененное административное правонарушение.

Это может поспособствовать окончательному уничтожению системы профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и инженеров для высокотехнологичных сфер и авиационной промышленности.

3. Расцвет рыночной экономики в России сделал доступным для любителей авиамоделизма возможность приобретения технических новинок, а чаще всего готовых летательных аппаратов на разных торговых Интернет –площадках. Однако владельцы готовых авиамоделей чаще всего заняты их эксплуатацией, что, чаще всего можно отнести к достаточно дорогостоящему досугу. Остается незадействованным этап технического проектирования и конструирования моделей, крайне важный в процессе авиамоделирования, ведь в этом и заключается смысл авиамоделизма.

Перспективы современного авиамоделизма

Современный авиамоделизм в корне отличается от авиамоделизма прошлых лет, технический прогресс стал генератором новых идей в изготовлении авиамоделей, в изготовлении стали применяться новые материалы, способы их обработки. На сегодняшний день, авиамоделизм использует больше количество программ, например, авиасимуляторы, позволяющие обучиться пилотированию, не выходя из кружка, программы по настройке квадрокоптеров и других летательных аппаратов.

В.В. Путиным давно озвучено, что «будущее авиации – за беспилотной авиацией». Именно на базе авиамодельного спорта в настоящее время происходит развитие беспилотной авиации. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все больше набирают популярность.

С развитием технологий и микроэлектроники беспилотники вызывают огромный интерес не только в военных кругах, но и у промышленных предприятий для решения их задач. На сегодняшний день беспилотники можно применять:

- в коммерческих целях – мониторинг объектов производственной инфраструктуры, сельскохозяйственных и лесных угодий, распыление химических реагентов в сельскохозяйственных целях, геофизическая аэросъемка, аэрофото- и видеосъемка, аэрокартография;
- в развлекательных целях – проведение фото- и киносъемки, авиамоделизм, спортивные и развлекательные авиашоу с применением БЛА;
- в целях обеспечения безопасности;
- в научно-исследовательских целях – мониторинг климата и атмосферы, состояния природных ландшафтов и растительного покрова, контроль состояния ледников и ледовых шапок, исследование мирового океана, включая наблюдения за морскими млекопитающими;
- рынок игрушек.

Мое участие в авиамодельном спорте

Свой путь в авиамоделировании, я начал еще в 2012-2014, в ЦЮТ им. А. С. Палатникова «Икар», мне тогда было 9 лет, привел меня туда мой старший брат.

В начале пути, моими наставниками были Шумских Виктор Александрович и Фарафонтов Олег Юрьевич, которые занимаются авиамоделизмом с детских лет, еще за долго до основания центров юного техника “Орленок” и “Икар”.

Начинал я с изучения строения самолета, после чего уже приступил к обучению работе с инструментами и приборами.(Рисунок 15)

Самолет “стриж” делали все начинающие авиамоделисты в клубе, он показывал, насколько хорошо человек овладел тем или иным инструментом.(Рисунок 16)

Начиная с 2016 года я перешел на создание моделей с радиоуправлением.

Рисунок 17 – Моя первая радиоуправляемая модель

Данная модель является одной из моих первых радиоуправляемых моделей

В 2017 году я стал лауреатом премии им. А.С. Палатникова в области науки, техники, организации производства и инновации, за научно-исследовательскую работу «Аэросани».

Рисунок 18 - «аэросани» и награда за научно-исследовательскую работу

Следующей моей радиоуправляемой моделью стал планер для склона.(Рисунок 19)

Данная модель относится к класс учебно-тренировочных радиоуправляемых авиационных моделей.(Рисунок 20)

За все время занятия авиамоделизмом, со своими моделями я участвовал во многих соревнованиях и занимал призовые места, некоторые из таких соревнований, были организованы городской администрацией, какие-то организовывал наш клуб.

Рисунок 21 - Соревнование «Аэросани» и момент награждения победителей

Увлечение техническим творчеством позволило мне развить технические навыки и помогло мне в профессиональном самоопределении выбора специальности в авиационном колледже. При освоении основных технологических способов изготовления моделей и отработки практических навыков их регулировки и запуска необходимо терпение, внимание, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, думаю это те качества, которые позволят мне стать хорошим инженером в будущем. Авиамоделизм позволило мне почувствовать себя немного авиастроителем, начать осваивать компетенции будущего инженера.

В последние годы я занимался проектированием и сборкой квадрокоптеров, настройкой программной части, а также проводил летные испытания в различных условиях.(Рисунок 22)

Несмотря на то, что клуб прекратил свое существование, я не утратил интереса к авиамоделированию. Обучаясь в колледже, я продолжил работать над созданием летающих моделей.

Один из последних проектов – модель «Аэрогибрид». Его создание началось с конструкторско-технической проработки проекта вместе с моим руководителем.(Рисунок 23)

Поскольку в реалиях современного мира весьма востребованы возможности БПЛА – фотокиносъемка; разведка и мониторинг; доставка грузов; решение топографических задач: контроль территории, поисковые операции при разработке проекта стояла задача увеличения дальности полета или времени непрерывного полета.

При проектировании на первом этапе осуществлялся выбор и обоснование конструктивной схемы БПЛА. Основой конструктивной схемы была выбрана схема квадрокоптера наиболее оптимальная для достижения поставленной цели, имеющая необходимые характеристики:

- простота управления;
- высокий уровень ремонтопригодности;
- конструктивная схема квадрокоптера позволяет решить его позиционирование с точностью до 10 мм.

Мощность двигателей квадрокоптера тратится на создание подъемной силы и поступательное движение с последующей ее доработкой.

На втором этапе осуществлялось обоснование проектных задач. Чтобы помочь двигателям была совмещена конструкционная схема мультикоптера и самолета.

В таком аппарате при поступательном движении подъёмная сила создается крылом, следовательно, экономится часть мощности двигателя, что в конечном счете при водит к увеличению времени беспосадочного полета (дальности полета). При этом увеличивается стабилизация полета, а в аварийных ситуациях (при отказе двигателей) наша модель БПЛА может спланировать при посадке.

Были проведены расчеты тактико-технических характеристик проекта, с использованием онлайн калькулятора (https://www.ecalc.ch/), который на основании заданных данных, проводит расчеты для классической схемы квадрокоптера и самолета, полученный результат показал, что заложенные тактико-технические характеристики модели «Аэрогибрид» находятся в области допустимых значений.(Рисунок 24-25)

Был выполнен чертеж общего вида проектируемой модели и спецификация к нему.(Рисунок 26-27)

Была разработана 3D модель.

Рисунок 28 – 3D модель БПЛА «Аэрогибрид»

Перед началом сборки, была составлена смета затрат на изготовление модели БПЛА.

Таблица 1 - смета затрат на изготовление модели БПЛА.

Наименование

Стоимость, руб.

Покупные изделия для электрической схемы

29 900

Материалы

2 736,5

Покупные изделия для конструкции

802

Итого

33 438,5

Модели похожего типа, можно найти на различных интернет площадках. Для оценки экономической эффективности модели проведено исследование стоимости готовых аналогов модели, представленных в Интернет – магазинах (aliexpress.ru/).

Рисунок 29 - Стоимость готовых аналогов модели, представленных в Интернет – магазинах (aliexpress.ru)

На основании сравнительного анализа сделан вывод о целесообразности реализации проекта.

Предложен вариант схемы управления БПЛА (телеметрия) - управление БПЛА осуществляется дистанционно по радиоканалу на частоте 2,4 ГГц посредством двойного преобразования сигнала из аналогового в цифровой и обратно.

Рисунок 30 – Принципиальная электрическая схема управления квадрокоптером

В результате попытка объединить лучшие качества двух летательных аппаратов: квадрокоптера и самолета была реализована

Рисунок 31 – Процесс изготовления БПЛА «Аэрогибрид» и Визуализация 3D Модели

Для экспериментального подтверждения результатов проведены испытания с целью дальнейшего улучшения технических характеристик.

Моделируемый аэрогибрид имеет возможность вертикального взлета и в теории может превышать максимальную скорость коптера. Данную модель можно будет перевести в экономичный режим используя двигатели лишь для поддержания высоты, что увеличит дальность полета и максимальное время висения на заданной высоте. Так как модель будет изготовлена из подручных средств, возможна малозатратная ремонтопригодность. Модель можно оборудовать модулями для выполнения различных задач: сбор данных для экологического анализа воздушной среды в определенной точке местности; поиска, обнаружения различных объектов и исследования ландшафта. Также данный гибрид можно оборудовать отсеком для перевозки малогабаритных грузов.

Заключение

Авиамоделизм – это открытия, расчеты, конструирование, испытания, настоящее и будущее современного авиастроения.

История возникновения и эволюции авиамоделизма показывает его фундаментальное значение в развитии авиастроения и воспитания подрастающего поколения.

Авиамоделизм продолжает жить и развиваться, принося на благо обществу свои рационализаторские изобретения, которые реализуются и в наше время.

Несмотря на существующие проблемы у авиамоделизма всегда есть перспектива, поскольку он является носителем технического интеллекта. Беспилотная авиация как научно-техническое творчество одно из самых динамично развивающихся направлений в рамках молодежной политики на сегодняшний день.

Однако, как вид спорта он теряет свои позиции, этому есть ряд объективных причин. Это высокотехнологичный вид спорта, требующий определенных затрат. Практически он держится на энтузиазме любителей авиамодельного спорта, которые пока не дают ему умереть.

Большая ценность авиамоделизма и авиамодельного спорта в том, что он прививает интерес к наукам технической направленности, желание работать с техникой. К сожалению, снижается его воспитательная функция по профессиональной ориентации, а ведь раньше он был кузницей лучших кадров российского авиапрома.

Для меня авиамоделизм остается увлечением и по сей день. Интерес к п олучению знаний в области конструирования и технологий дал мне возможность сделать осознанный выбор профессии, связанной с техникой.

Источники информации

  1. https://fishki.net/1899664-aviamodelizm-v-sssr-ili-pervye-sovetskie-bespilotniki-prosto-starye-foto.html?utm_source=aab&sign=610263356711214%2C520907659944453
  2. https://vladimi-koryuko.jimdofree.com/история-авиамоделизма/
  3. https://kumertau.bezformata.com/listnews/tcentra-yunih-tehnikov-im-a-s-palatnikova/7622601/
  4. https://www.comgun.ru/modeling/5026-s-chego-nachinalsya-aviamodelizm.html
  5. Ахмадеев И.Ю Полет начинается с земли : фотоальбом / И. Ю Ахмадеев ; под редакцией О. В. Музюкин. –Уфа : Изд-во Белая река , 2012. -205-207 c. – Текст: непосредственный 
  6. Вежливые люди: [сайт]. - 2014. - URL: https://vegchel.ru/index.php?newsid=36161 (дата обращения: 17.10.2021). - Текст: электронный.
  7. Родных А.А. Моделизм в СССР // — Красные крылья. - 1925. - №5.
  8. Архивные материалы Центра детского (юношеского) технического творчества г. Кумертау
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (29.12.2021) | Автор: Ежов Максим Юрьевич E W
Просмотров: 471 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (37583)
Щур Илья Андреевич (26467)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (24519)
Миргазетдинова Розалия (24176)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (23775)
Кондратенко Анна Геннадьевна (22138)
Надежин Никита (21663)
Зиннатуллин Альмир Альбертович (19806)
Перемота Алексей Юрьевич (18181)
Кузьминова Анастасия Олеговна (18150)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2022