Понедельник, 29.04.2024, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

Бе-200 "Альтаир" - важная веха в развитии гидроавиации России

Автор: Попов Егор Андреевич
Возраст: 14 лет
Место учебы: МБУ ДО ЦТТ
Город, регион: г. Таганрог
Руководитель: Колесников Александр Петрович МБУ ДО ЦТТ

Бе-200 «Альтаир» - важная веха в развитии гидроавиации России

1.Введение
2. Основная часть
  2.1. История создания Бе-200
  2.2. Основные конкуренты
    2.2.1. Bombardier 415
    2.2.2. Ил-76П
    2.2.3. Ан-32П
3. Преимущества Бе-200
4. Заключение
5. Список литературы

«Хорошо летают только красивые самолеты!»
 Андрей Николаевич Туполев

1. Введение

Как мы все знаем ¾ поверхности земли состоит из воды и не везде целесообразно или даже невозможно строительство аэродромов, но тут выручают гидросамолеты, которые могут сесть на любую водную поверхность, на реку, озеро, море или океан. В прошлом веке гидросамолеты использовались очень активно особенно в военной сфере во второй мировой войне.

В Ростовской области в городе Таганроге на берегу моря находится научно технический комплекс имени Георгия Михайловича Бериева. Он входит в объединённую корпорацию авиастроителей. Основан он был в 1934г. Руководителем вновь созданного конструкторского бюро морского самолётостроения стал Георгий Михайлович Бериев.

Область конструкторских разработок была очень большой. Под руководством завода им. Г.М. Бериева были построены многие гидросамолеты СССР и России, а также многие проекты. Самые известные: МБР-2, КОР-1, Бе-6, ВВА-14, Бе-12, А-40,Бе-103, Бе-200.

2. Основная часть

2.1. История создания Бе-200 «Альтаир»

До создания Бе-200 «Альтаир» Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева создал Самолет-амфибию А-40 «Альбатрос», который не имел аналогов в мире и создавался для противолодочной обороны, который побил множество мировых рекордов.

17 июля 1992 года постановлением Правительства было принято решение о создание самолета-амфибии -  Бе-200, в основу которого были положены самые лучшие идеи, достигнутые при строительстве и испытании предыдущего самолета-амфибии А-40.

Новый самолет создавался в тяжелых условиях, когда отрасли промышленности находились в ситуации развала, оборонка “лежала”, и никакого финансирования проекта не было. В те времена была разруха, ни у кого не было финансовых ресурсов, чтобы начать строительство опытных самолетов, а потом их серийное производство.

И тогда авиаконструктор ТАНТК имени Г.М. Бериева, Геннадий Сергеевич Панатов решил предложить построить гидросамолет Бе-200 генеральному директору бывшего Иркутского авиационного производственного объединения (сейчас - Иркутский авиационный завод) Геннадию Николаевичу Горбунову. В тот период, Иркутский авиазавод серийно выпускал самолеты "Сухого" продавая их, в том числе за границу. Горбунов решил рискнуть и освоить новое производство.

Технологии создания гидро- и сухопутных самолетов сильно отличаются, а иркутские специалисты гидросамолеты никогда не строили. Задача осложнялась тем, что завершить строительство надо было в короткие сроки. Поэтому опытные и серийные модели решено было строить параллельно. Иркутский авиазавод освоил эту технологию, построил стапеля и выпустил самолеты для статиспытаний, ресурсных испытаний и первый летный самолет.

Был объявлен международный конкурс на создание пилотажно-навигационного комплекса для Бе-200. В конкурсе для создания электронного борта для самолета Бе-200 участвовали три фирмы — из Израиля, Америки и Франции. Выиграли американцы, и они за свои деньги вместе с нами, с российской фирмой в подмосковном Жуковском, разрабатывали комплекс для самолета Бе-200. Позже его полностью интегрировали под Российские комплектующие. Приборостроительная фирма в Жуковском создала симбиоз комплекса, и сейчас он уже полностью Российский.

Для Бе-200 даже специально модернизировали двигатель-Д-436Т, изначально предназначенный для самолета Ту-334. После чего двигатель получил название Д-436ТП, когда его сделали коррозионностойким.

Первый полет российского гражданского самолета-амфибии состоялся 24 сентября 1998-го.

В течение длительного времени информация о данной разработке не распространялась и не разглашалась – ввиду использования модификации Бе-200П российской пограничной разведкой.

 А также Бе-200 создавался специально для тушения сложных пожаров — самолет взлетает с волны 1,2 метра и садится на такую же волну, берет 12 тонн воды в восьми баках по 1,5 тонны. Можно вылить 1,5; 3 или 4,5 тонны — кратно 1,5 тонны. В зависимости от интенсивности пожара на Бе-200 реализована задача сброса воды так, как нужно для степени возгорания того или иного пожара. Для создания пожарной системы решался целый ряд конструктивных проблем , для этого была создана летающая лаборатория Бе-12П-200 

На борту самолёта установлены: контрольно-измерительная аппаратура, прицельное оборудование для сброса воды, приборы для оценки окружающей среды в зоне пожара и наличия плавающих предметов на акватории посадки. В ходе испытаний было выполнено 37 режимов забора и сброса воды.
Так выглядит схема размещения баков для пожаротушения Бе-200:

В 2008 году принято решение о переносе серийного производства Бе-200ЧС из Иркутска в Таганрог, на ТАНТК имени Г.М. Бериева. Для серийного выпуска Бе-200ЧС было закуплено новое оборудование, модернизированы технологические линии производства и цеха, набран и обучен персонал.

Одним из толчков продвижения Бе-200ЧС стал Сергей Шойгу ещё в должности главы МЧС, так как проблема лесных пожаров в России стояла очень остро.

Глава МЧС России Сергей Шойгу одобрил инициативу ведущего авиаконструктора ТАНТК имени Г.М. Бериева, Геннадия Сергеевича Панатова использовать Бе-200МЧС в государственных целях.

 В 2011 году был заключен государственный контракт на поставку МЧС России 6 новых Бе-200ЧС Таганрогской сборки. А через год подписан еще один госконтракт – на 6 самолетов Бе-200ЧС, уже для Минобороны.

На вооружении ВМФ РФ стоят 2 самолета Бе-200ПС и Бе-200ЧС  Служат для спасательных операций и охраны водного пространства на расстояние до 3300 км от берега. В ближайшее время планируется разработать модификацию для борьбы с подводными лодками.

В настоящее время Бе-200 производится на ТАНТК имени Г.М. Бериева.

2.2. Основные конкуренты

2.2.1 Ил-76П

Одним из основных конкурентов самолета-амфибии Бе-200 является

Ил-76П, который превосходит Бе-200 по количеству жидкости, которую может взять на борт. Ил-76П может взять 42 тонны воды, Бе-200- 12 тонн воды. Ил-76П также превосходит и по скорости Бе-200 : 850 км/ч против 700 км/ч.

Но Ил-76П заправляют полные баки за 10-12 минут, а Бе-200 набирает полные баки в режиме глиссирования за 14 секунд. На сегодняшний день Ил-76П самый большой в мире "водяной бомбардировщик".

2.2.2. Bombardier 415

Одним из конкурентов Бе-200 является канадский противопожарный самолет Bombardier 415. Он берет на борт 6 тонн воды, а самолет Бе-200 - 12 тонн, что в два раза больше. Максимальная скорость Бе-200 -700км/ч, а у канадского конкурента 359 км/ч. Практическая дальность Бе-200 - 3100 км у Bombardier 415 - 2443 км. Практический потолок Бе-200 - 8100 м,  у Bombardier 415 - 4500 м.

По сравнению можно сделать вывод - Бе-200 превосходит своего западного конкурента.

2.2.3. Ан-32П

Еще один конкурент – транспортный самолет Ан-32П, который берет 8 т воды, но если очаг находится до 15 км от аэродрома, то он сможет взять 32 т воды, Бе-200 берет - 12 тонн воды. Время заправки Ан-32П значительно больше чем у Бе-200 т.к. заправка баков происходит на аэродроме, а также Бе-200 превосходит Ан-32П по скорости и по дальности полета. Ан-32П имеет возможность вызывать осадки над зоной пожара, путём воздействия на облака метеотронами.

3. Преимущества Бе-200 «Альтаир»

Самолет имеет режим глиссирования. Бе-200 снижается на уровень воды и ‘’зачерпывает’’ её для дальнейшего сброса. Самолет как-бы скользит по воде при глиссировании. Огромным плюсом на Бе-200 является время глиссирования, которое составляет 14 секунд для полной заправки баков.

При необходимости Бе-200 может остановиться на воде в отличие от своих аналогов, которые имеют возможность приземляться только на аэродромы. Это позволяет базировать Бе-200 в местах без ВПП, но с водоемами. В России и ближнем зарубежье находится около 2000 крупных озер, 100 000 км водных путей с глубиной более 1,2 м. Системы рек и крупных озер достаточно плотно покрывает территорию России создавая сеть гидроаэродромов, не требующие больших затрат.

Лучшим средством для тушения лесных пожаров являются самолеты-амфибии. За одну заправку топливом самолет может доставить к очагу пожара до 310 тонн воды. 8 створок водяных баков с программируемой последовательностью открывания, существенно повышают эффективность пожаротушения.

Самолет спроектирован таким образом, что в короткий срок его можно преобразовать в транспортный, пассажирский, экологической разведки, санитарный и т. д. также он полностью герметичный, в отличие от конкурентов. В случае аварийной посадки над водной поверхностью, Бе-200 имеет больше шансов на выживание машины и экипажа.

Транспортный вариант Бе-200, тоже не менее уникален, при необходимости может доставить груз на остров или береговое отдаленное поселение. Посадки на воду он может осуществлять в течение всего года за исключением небольших промежутков межсезонья.

На Бе-200 есть возможность подвешивать КАС-150 (контейнер авиационный спасательный) до 20 штук. Он представляет собой металлический корпус с пространством внутри куда складывается его груз.

При сбросе срабатывает парашют для мягкого приводнения и в последствии он не даёт уплыть контейнеру далеко от места приземления. Лодка на 5 человек находящаяся в нём начинает надувается автоматически после приводнения контейнера углекислым газом из него.  Есть модификация КАС-150 М 

С точки зрения аэрогидродинамики, Бе-200 является последним словом мирового гидростроения. По большинству лётно- технических характеристик, Бе-200 не уступает сухопутным самолетам-аналогам. Интерес к такой машине велик в России и в мире. Не случайно Бе-200 называют самым нужным и уникальным самолетом.

4. Заключение

Я неоднократно видел взлёт и посадку  Бе-200 , сброс воды и испытывал чувство гордости , что у нас в России есть такой самолёт. Этот самолёт-амфибия является мировым лидером  гидроавиации! Пока он только используется в основном в специальных задачах. 
Территория России имеет большое количество рек , озёр, морей и др.

Сделав анализ , можно с уверенностью утверждать что Бе-200 можно использовать как грузовой так и пассажирский вариант. Длина разбега и пробега составляет 1300м и минимальная глубина водоёма  для эксплуатации 2.6м. , что позволяет использовать его на большой территории России.

https://yandex.ru/video/preview/16300860468941228105     -это надо обязательно посмотреть !!!

Именно гидросамолеты стали первыми летательными аппаратами, помогавшими при освоении труднодоступных районов Сибири и Дальнего Востока.

Хотелось бы также привести пример использования на Сахалине Бе-12НХ. В 1990г ТНТК им. Бериева получило от ВМФ две Бе-12 , доработали и они эксплуатировались сахалинской авиакомпанией «Тихоокеанский авиаработник» и летали на курильские острова. Здесь они совершили 260 полетов с налетом 628 часов, перевезли 401,5 тонны грузов и 2055 пассажиров, выполнили 68 полетов на разведку рыбы, 20 полетов – по контролю экономической и экологической зон. Я думаю есть о чём задуматься.

Согласно данным Росавиации, в реестре гражданских воздушных судов России числиться  около 90 самолетов-амфибий и поплавковых гидросамолетов. Большая часть из них находится в реестре единичных экземпляров воздушных судов АОН. Это небольшие машины, способные перевозить от двух-трех до шести-восьми человек. В подавляющем большинстве они находятся в частном пользовании.

Другая важнейшая проблема – отсутствие самих гидродромов. Сегодня в России их всего два: в Геленджике на Черном море (на базе ГИЭБ ТАНТК им. Г.М. Бериева) и в Казани на Волге (гидроаэродром «Казанский»).

Среди районов мира, которые можно назвать центрами коммерческого применения гидроавиации, стоит выделить северные территории североамериканского континента – Канаду и США, где велико число водоемов. Например, гидроаэропорт Vancouver Harbour, расположенный в Угольной Гавани Ванкувера канадской провинции Британская Колумбия(за год принимают 55000  гидросамолётов).

Пассажирские коммерческие регулярные перевозки на гидросамолетах также осуществляются в ряде островных государств – например, этот вид транспорта довольно активно развит на Мальдивах, Сейшелах и т.п.

В настоящее время, можно отметить перспективное использование самолета Бе-200   в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как в наиболее динамично развивающемся районе мира.

Странам региона требуется новая авиационная техника, которая позволяла бы осуществлять растущие грузовые и пассажирские авиаперевозки, укреплять и развивать сообщение между материковыми и островными территориями, быстро и эффективно выполнять поисково-спасательные операции на море, вести патрулирование наиболее важных морских маршрутов и государственных границ, а в случае необходимости оперативно доставлять силы быстрого реагирования.

Особенно остро эти проблемы встают перед государствами, не располагающими свободными территориями для постройки аэродромов, но имеющими морские границы большой протяжённости.

Россия несет колоссальные потери из-за лесных пожаров. Огонь беспощадно сжигает тысячи гектаров леса. В случае если очаг пожара находится в густой тайге, на Бе-200 установлен тепловизор, который позволяет определить очаг пожара. Данный самолет-амфибия создан для того чтобы тушить территории, которые недоступны пожарным с земли.

За последнее время Бе-200 тушил пожары во многих европейских странах: Греция, Турция, Португалия, Франция, Латвия, Испания, Хорватия и другие. В век частых катаклизм и стихийных бедствий человечеству просто необходим Бе-200, который облегчает и предотвращает их последствия, спасая тем самым несколько жизней, а иногда и тысячи. И каждая спасённая жизнь, для экипажей самолета амфибии Бе-200, на вес золота.

У Бе-200 большое будущее, сферы его применения будут постоянно расширятся, открывая все новые и новые возможности амфибии.

Контракт на постройку четырех самолётов Бе-200ЧС в экспортном исполнении для министерства национальной обороны Алжира был заключён в 2021 году. В августе 2021 года министерство национальной обороны Алжира официально сообщило, что во исполнение поручения президента Алжира Абдельмаджида Теббуна оно вступило в переговоры с производителями противопожарных самолетов и остановило свой выбор на российском самолете Бе-200

Декабрь 2022 , Бе-200 для Алжира

Закончить своё выступление мне хотелось бы строчками из стихотворения Николая Махини :

Бе- Двести,- гидросамолёт,
Барашки волн он брюхом бреет,
В полёте плавном гордо реет,
Забор воды и вновь полёт-
Пожарный чудо- самолёт.
Там, где пожары- им летать.
Жужжа кружа в дыму витать.
Он ограничить может горе;
Поднять на сильных крыльях море,
И воспарив, вниз, извергать.
Пожарным будет помогать.

5. Список литературы

  1.  Артемьев А.М. Морская авиация России. – М.: Военное издательство, 1996
  2.  Заболотский А.Н.,  Валуев Н.О., Сальников А.И. Под редакцией Панатова Г.С. Морская авиация на службе России. – М.: Рестарт+.2000.-216 с.
  3. Артемьев А.М. Над гребнями волн. // «Техника и вооружение». 1999г. № 7
  4. Егоров Ю.А., Бондарев А.Б., Мараев Р.В. Над седой равниной моря. // «Авиация и время».1997, №1
  5. Одинцов Д, Давыденко Э. Угроза лесных пожаров и Авиация. // «Наука и жизнь». 2007г, № 10
  6.  Заблотский А.Н. , Сальников А.И. Самолет-амфибия XXI века. // Авиация и время 2003, Спецвыпуск.
  7. Якубович Н. Все самолеты Г.М.Бериева. 2002
  8. Морская авиация России/ Валуев Н.О. Гильберг Л.А., Ильин В.Е. Под редакцией Братухина А.Г. – М.: Машиностроение, 1996
  9. https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/aviacionnaya-tehnika/mnogocelevoy-samolet-amfibiya-be-200chs
  10.  Заболоцкий А.Н., Сальников А.И. Неизвестный Бериев. Гений морской авиации. –  Эксмо, 2009
  11. Заблотский А.Н., Сальников А.И. Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева 1945-1968.
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (28.11.2022) | Автор: Попов Егор Андреевич E W
Просмотров: 3722 | Комментарии: 20 | Рейтинг: 4.8/47
Всего комментариев: 201 2 »
20 Тим5569  
*****

19 Тим5569  
Круто

18 Тим5569  
biggrin

17 Дадкд  
Комментарий маге понравился, с меня зачётные подкрадули
biggrin

16 Престиж  
Автор на основе большого фактического материала рассматривает очень интересный момент авиастроения в России в настоящее время.
      Очень жаль, что данную работу не выбрали в Финал Олимпиады.
      Работа заслуживает, что бы ее услышали профессионалы и неравнодушные к развитию авиастроения в России люди!!!!!
      БЕ-200 Самолет-Амфибия — это новый виток в Российском авиастроения, но к сожалению, в данный момент не  развивается в нужных масштабах.

15 Leka5328  
Хорошая работа. С интересом прочла. Хотелось бы увидеть Бе-200 в работе. Егор, продолжай писать исследовательские работы, у тебя отлично получается!

14 EvgenijMydraj  
Очень интересная работа. Радует, что молодёжь в России интересуется самолетостроением. За вами будущее.

13 МоделистF3A  
Очень рад, что автор этой работы  рассматривает Бе-200, как важную веху в развитии гидроавиации в России, а также в мире. Проведённый анализ подтверждает тему. Очень хорошо описано применение амфибии в мирных целях. Такие историко-исследовательские проекты дают возможность гордиться нашими проектами и любить свою Родину!!! Желаю победы!!!

12 Daniil_08  
Хорошие вопросы поднимаются в работе! Нашей  стране есть , чем гордиться!

11 Елена9792  
Отличная работа! Бе-200 всегда вызывал восхищение, спасибо за новые факты!

1-10 11-17
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2675)
Фурсов Максим (2038)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2012)
Егор Андреевич Попов (1732)
Штриккер Артур (1303)
Григорьев Павел Сергеевич (695)
Медведкин Иван (642)
Азарин Николай (571)
Трунов Артём Николаевич (509)
Ефимова Софья Алексеевна (490)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024