Четверг, 02.05.2024, 11:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

История и развитие вертолетов Миля

Аяз Филаритович Аскаров, 18 лет, город Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация
ФГБО ВО УУНиТ «Уфимский авиационный техникум»
Автор работы: студент 3 курса УАТ
Научный руководитель: Дикова Флорида Амировна

История и развитие вертолетов М.Л.Миля

Содержание

Введение
1.    История разработки вертолетов Миля
1.1.    История завода 
1.2.Многоцелевые машины Миля
       1.3.Ми−тяжеловесы
       1.4.«Ми» на военной службе
1.5.    Современные разработки вертолетов 
       2. Конструкция двигателя для вертолетов
3.  Роль МЛ.Миля в вертолетостроении
Заключение
Список литературы

Введение

Вертолеты самых разных назначений и весовых категорий, построенные в большом числе, имеют марку «Ми» по начальным буквам фамилии Миль. Они широко известны во всем мире и применяются на всех континентах. У нас в России большой процент  военных и гражданских вертолетов это «Ми», подавляющее большинство работающих сейчас вертолетов или их прототип были заложены Михаилом Леонтьевичем Милем.

К 100-летию со дня образования гражданской авиации в СССР мне интересно стало рассмотреть историю появления и развития вертолетов Миля и узнать о генеральном конструкторе вертолетов.

Цель: изучить историю создания и развития вертолетов Миля.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

•    Изучить историю разработки вертолетов Миля
•    Рассмотреть  основные особенности конструкций вертолетов и двигателя.
•    Изучить творческий путь и роль М.Л. Миля в вертолетостроении. 

1. История разработки вертолетов Миля

12 декабря исполняется 72 года старейшей в России вертолетостроительной фирме и одному из крупнейших в мире разработчиков винтокрылой техники – Московскому вертолетному заводу (МВЗ) имени Михаила Леонтьевича Миля.

За эти годы МВЗ им. М.Л. Миля создал полтора десятка базовых типов вертолетов, каждый из которых имел многочисленные модификации. Общее число построенных вертолетов «Ми» достигло почти 30 тысяч. Таким флотом не может похвастаться ни одна из существующих в мире фирм[6].

1.1. История завода

Опытно-конструкторское бюро Миля (Союзное ОКБ №4 Минавиапрома) было создано в 1947 году для разработки первого советского серийного вертолета. К этому времени главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль уже имел большой опыт работы с автожирами – еще одним видом винтокрылых машин. Эти знания и понимание перспективности нового направления помогли Милю и его коллегам менее чем за год создать вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля-1).

Первый опытный экземпляр разбился на испытаниях, но в целом проект ГМ-1 оказался удачным и подтвердил правильность выбранного пути. В 1952 году вертолет пошел в серию под обозначением  Ми-1. Впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов. Таким образом, именно разработка ОКБ Миля стала первым отечественным вертолетом, выпускавшимся серийно. В 1951 году прекращает работу Государственный союзный завод №3 в Сокольниках – ОКБ авиаконструктора Ивана Братухина, специализировавшееся на разработке вертолетов двухвинтовой поперечной схемы, которые не удалось довести до приемлемого уровня надежности. Его мощности передаются ОКБ Миля. В 1953 году предприятие переименовывается в Государственный союзный авиационный завод №329. В начале 1960-х годов ОКБ получило новые корпуса опытного производства в Подмосковье. Получившее официальное наименование «Московский вертолетный завод» предприятие занимается разработкой и испытаниями вертолетов, а серийный выпуск осваивается на других заводах. В 1970 году заводу присваивается имя М.Л. Миля. [5]

1.2. Многоцелевые машины Миля

Чтобы сократить отставание от вертолетостроительной индустрии США, образовавшееся в послевоенные годы, силами ОКБ Миля всего за год бы разработан многоцелевой вертолет Ми-4. Машина взлетела в 1952 году и стала первым военно-транспортным вертолетом ВВС СССР. Ми-4 мог переносить на борту 16 десантников или один автомобиль ГАЗ-69, а по характеристикам опережал своего американского собрата S-55. Вертолет широко эксплуатировался в военной и гражданской авиации вплоть до 1980-х годов. Детище Миля было отмечено Ленинской премией, а в 1958 году Ми-4 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Ми-4 положил начало массовой вертолетной авиации в нашей стране.

Легкий Ми-2, первый полет которого состоялся в 1961 году, выпускался по лицензии в Польше. Всего было выпущено более 5400 вертолетов, и некоторые из них используются до сих пор. Основными вариациями Ми-2 стали транспортно-пассажирская, сельскохозяйственная и учебно-тренировочная. Кроме того, долгое время в СССР он выступал в роли основного спортивного вертолета.

История самого популярного семейства вертолетов ОКБ Миля – многоцелевых Ми-8 – началась в 1960-е годы. Разрабатывался вертолет как модернизация Ми-4 с газотурбинным двигателем. Параллельно велась работа над пассажирской и транспортной версиями. Широкое распространение получила и военная модификация. Всего же на сегодняшний день разработано более сотни модификаций Ми-8. Выпущенный в количестве более 12 тысяч единиц, этот вертолет стал одним из самых массовых в мире.

В 2019 году Казанский вертолетный завод начинает серийное производство средне-тяжелого транспортно-пассажирского Ми-38 – единственного в мире вертолета, который может подниматься на высоту самолетов. Он займет нишу между средними Ми-8/17 и тяжелыми Ми-26. На счету этой многоцелевой машины уже несколько мировых рекордов. Ми-38 оснащен новыми высокоэкономичными двигателями ТВ7-117В отечественного производства. Благодаря использованным техническим решениям вертолет превосходит другие машины своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. [5] 

1.3. Ми−тяжеловесы

Первый транспортный вертолет ОКБ Миля Ми-6 поднялся в воздух 5 июня 1957 года, а уже пять месяцев спустя на этой машине был установлен абсолютный рекорд грузоподъемности: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м. Рекорд Ми-6 стал сенсационным для всего мира, так как главные конкуренты, американцы из Sikorsky, только присматривались к подобным тяжеловесам. В сентябре 1961 года Ми-6 показал всему миру, что является не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире. Он преодолел скорость 300 км/ч – предельную для вертолетов в то время. За этот рекорд Американское вертолетное общество присудило Михаилу Милю Международный приз имени И. Сикорского в знак «признания выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства».
Следующий рекордсмен, «летающий кран» Ми-10, совершил первый полет в 1960 году. Главным отличием от Ми-6 стал принцип размещения груза: вертолет перевозил боевую и транспортную технику сухопутных войск на внешней подвеске в проеме высокого портального шасси. Ми-10 мог перевозить также контейнеры-модули различного назначения: грузовой, пассажирский, санитарный, а также контейнеры со специальной аппаратурой радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. Именно Ми-10 представлял СССР на парижском авиашоу в 1967 году. Вертолеты Ми-6, Ми-10 и Ми-8 добрались до Парижа своим ходом за несколько дней. Тогда они произвели настоящий фурор на авиасалоне. Советский Ми-10 выполнял сложнейшие работы не только на родине, но и за рубежом.

Самым большим и грузоподъемным вертолетом в мире до сих пор остается впервые взлетевший в 1968 году Ми-12. Размах его крыла составляет 37 метров. На каждой мотогондоле, размером практически с истребитель, размещен винт диаметром 35 метров. Машина создавалась как сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет и различной военной техники. При необходимости использования Ми-12 в гражданских целях в нем могли расположиться с комфортом 220 человек. В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов, который не побит до сих пор – 44 300 кг. Всего было выпущено два подобных гиганта, так как, в связи с принятием на вооружение РВСН более компактных твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет, а также по причине изменения взглядов военных на методы снижения уязвимости объектов РВСН, необходимость в Ми-12 отпала. 

Крупнейшим в мире серийным транспортным вертолетом стал Ми-26, полетевший в 1977 году. За свои внушительные габариты журналисты прозвали его «коровой», а летчики за выдающиеся летные характеристики именуют «ласточкой». Винты Ми-26 покрывают более 800 кв. метров, а высота вертолета – с трехэтажный дом. Его максимальная взлетная масса равняется 56 тоннам. Внутри машины помещаются 82 десантника с вооружением, а в санитарном варианте – 60 носилок с ранеными. [5]

1.4. «Ми» на военной службе 

Первым в СССР вертолетом, разработанным специально для ведения боя, стал Ми-24 – знаменитый вертолет, получивший неофициальное прозвище «Крокодил». В 1960-е годы была популярной идея, что дальнейшее развитие сухопутных войск будет связано с наращиванием аэромобильности. Для этого планировалось создать хорошо вооруженные транспортно-боевые вертолеты. Такая машина могла не только быстро перебросить на значительное расстояние целое армейское подразделение, но и вести бой с применением пушечно-пулеметного и ракетного оружия. Благодаря личному контролю Михаила Леонтьевича Миля и широкой унификации с уже существующими машинами новый вертолет был готов в минимальные сроки. Первый полет Ми-24 состоялся в 1969 году. Летающая машина огневой поддержки принимала участие в боевых действиях в Афганистане и Чечне, выпущена в количестве более 3000 единиц и является вторым по распространенности ударным вертолетом в мире.

Следующее поколение боевых вертолетов – «воздушный танк» Ми-28, взлетевший в 1982 году. За государственный заказ милевцы боролись с ОКБ Камова, представившим оригинальную разработку – винтокрылый штурмовик В-80, будущий Ка-50. В итоге ВВС получили два совершенно разных серийных вертолета. В 1996 году был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник», который может вести бой круглосуточно. Благодаря своим летно-техническим характеристикам и повышенной маневренности «Ночной охотник» − один из немногих вертолетов, который способен демонстрировать фигуры высшего пилотажа, такие как петля Нестерова («мертвая петля»), переворот Иммельмана, «бочку», полет боком, полет назад и другие. В 2019 году Минобороны заключило контракт с «Вертолетами России» на поставку 98 ударных вертолетов Ми-28НМ с новым двигателем и обновленной авионикой. [5]

1.5. Завод Миля сегодня

Сегодня Московский вертолетный завод имени Михаила Миля входит в холдинг «Вертолеты России» и включает в себя ОКБ, опытное производство, прогрессивный экспериментально-исследовательский комплекс, инженерно-инновационный центр и уникальную летно-испытательную базу.

Непосредственно на мощностях МВЗ проводятся опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, проектирование, постройка и испытание опытных образцов вертолетов. Серийный выпуск машин под маркой «Ми» освоен на «Роствертоле», Улан-Удэнском и Казанском вертолетных заводах.
Последние гражданские разработки предприятия – транспортно-пассажирский Ми-38, глубокая модернизация «восьмерки» − многоцелевой Ми-171А2 и обновленный грузовой гигант Ми-26Т2, способный летать днем и ночью. Для военных на МВЗ им. Миля продолжают совершенствовать «Ночные охотники» Ми-28Н и ударные Ми-35М – обновленный экспортный вариант Ми-24. [5]

2. Конструкция двигателя для вертолетов

Самым знаменитым двигателем в семействе Ми, безусловно является ГТД ТВ2-117, который устанавливали на Ми-8, однако без упоминания остальных ГТД, таких как Д-136, который и поднял чудовище Ми-26 , и АИ-26, который ставили на первые Ми, и даже без упоминания ГТД-350 , первого ГТД на Ми (а точнее на Ми-2) этот проект будет неполным. Как двигателист самым интересным двигателем  для меня конечно же является  10000 сильный Д-136, однако для общего развития будет полезно  конструкцию ТВ2-117 изучить для начала.
1.    Итак, ТВ2-117 — авиационный турбовальный двигатель, разработанный в 1959—1964 годах в ОКБ имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова. Выпускался серийно с 1965 по 1997 год. Всего на Пермском моторном заводе выпущено около 23 000 двигателей ТВ2-117, общая наработка которых составляет более 100 млн часов[6]. Двигатель предназначался для вертолёта Ми-8 и устанавливался на различные его модификации. Компрессор — 10-ступенчатый, с регулируемым входным направляющим аппаратом (РВНА) и РНА первых трёх ступеней, с перепуском воздуха из-за шестой ступени. Турбина компрессора — двухступенчатая, свободная турбина, приводящая полезную нагрузку — также двухступенчатая. Максимальная, или взлетная если говорить технически грамотно 1500 л/с, а крейсерская 1000 л/с. Есть конечно и модификации этого ТВаД (а так называют обычно двигатели для  вертолетов  из-за наличия в них свободной турбины, которая передает энергию с ГТД на редуктор и, обычно, вверх), однако, их рассматривать не интересно, так как они просто улучшаю конструкцию и характеристики ТВаД, либо просто дают возможность летать на бензине (что очень полезно, так как авиакеросин ой какое недешевое топливо, однако от этого страдает ресурс, но все же) . [6]

3. Роль М.Л.Миля в вертолетостроении

Михаил Леонтьевич Миль-советский конструктор вертолетов, доктор технических наук, профессор. Под руководством Миля создан ряд вертолетов, которые выпускались массовыми сериями. На вертолетах «Ми» установлены более 60 официальных мировых рекордах. М.Л.Миль со своими учениками создал научно-практическую школу вертолетостроения, но основе которой создаются и совершенствуются вертолеты [4]. 

Жизнь Михаила Леонтьевича-это жизнь талантливого ученого и конструктора, сумевшего собрать творческий коллектив единомышленников, разработавших серии вертолетов и создавших отрасль вертолетостроения в нашей стране, при этом уровень вертолетов превосходил все, что было создано за рубежом в то время [3].

Увлечение авимоделизмом начались в раннем детстве: первая модель самолета сделана в 8 лет, а в 12 лет на конкуре авиамоделистов получает приз за свою модель.

Уже в студенческие годы Миль заинтересовался автожирами. Его деятельность во время войны отмечена 3 правительственными наградами.

С 1947 года по заданию правительства проектирует первый вертолет (впоследствии МИ-1), а затем 
следующие разработки.

В 1965 году Советский союз впервые представил свои самолеты и вертолеты на 26 Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже под Парижем [3]. Генеральный конструктор представил 3 вертолета Ми-8, Ми-6 и Ми-10, завоевавшие успех  по грузоподъемности и скорости.

Миль стремился показать достижения отечественного вертолетостроения мировому сообществу и представить создателей техники.

Роль Миля  нельзя недооценить, ведь он создал свою вертолетную школу и смог собрать вертолеты, приобретшие огромную известность. Миль создал самый грузоподъемный вертолет в мире, самый массовый вертолет и конечно же вертолеты семейства Ми - одни из самых красивых из всех вертолетов. Миль сделал прототипы, которые  воссоздали после его смерти, первым поднял вопрос об создании ударного боевого вертолета и сделал его, Ми-8 модернизируют или делают на их базе новые вертолеты.

При создании вертолетов были применены очень смелые технические решения, подтвердившие высокий творческий потенциал и прозорливость Генерального конструктора. Для Миля техническое творчество было основным смыслом жизни. Он умел глубоко и всесторонне продумывать стратегию и отдельные ключевые подробности создания будущей машины. И много сделал для того, чтобы руководимый им коллектив был коллективом единомышленников[3].

Заключение

Рассмотрение истории разработки вертолетов Миля, их особенностей, а также творческий путь  М.Л.Миля в создании вертолетостроения в России позволило сделать следующие выводы:

  1. Роль Миля нельзя недооценить, ведь он создал свою вертолетную школу и смог собрать вертолеты, приобретшие огромную известность и которые даже зависают в воздухе.
  2. Миль создал самый грузоподъемный вертолет в мире, самый массовый вертолет и конечно же вертолеты семейства Ми одни из самых красивых из всех вертолетов в мире. 
  3. Миль сделал прототипы, которые  продолжили и создали после его смерти.
  4. Первым поднял вопрос об создании ударного боевого вертолета и сделал его. Ми-8 модернизируют и делают на его базе новые вертолеты. 
  5. Миль смог собрать одни из самых надежных вертолетов,  создав то, что работает десятилетиями во многих странах не только соцблока, но и в менее дружественных странах мира.
  6. Для Миля техническое творчество было основным смыслом жизни. Он прожил интересную жизнь и много сделал для страны, своего коллектива единомышленников и вертолетостроения!

Список литературы

  1. Конструкция вертолётов: Учебник для авиационных техникумов / Ю. С. Богданов, Р. А. Михеев, Д. Д. Скулков. — М.: Машиностроение, 1990. — 272 с.: ил. — ISBN 5-217-01047-9; ББК 39,57я723 Б73; УДК 629.735.45.0.
  2. Аэродинамический расчёт вертолётов / Академик Б. Н. Юрьев. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. — 272 с.: ил.
  3. М.Н.Тищенко, А.С.Радин,  И.В Самсонова , Е.М.Миль Они создавали вертолеты.-М.:ИПО «У никитских ворот», 2018.-84 с.
  4. Советский энциклопедический словарь , М. 1985г.
  5. https://rostec.ru/news/vertoletnyy-flot-milya/ [5]



Источник: https://rostec.ru/news/vertoletnyy-flot-milya/
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2023) | Автор: Аскаров Аяз Филаритович E W
Просмотров: 891 | Теги: #Ми, #История, #Миль, #Вертолеты | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2691)
Фурсов Максим (2052)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2037)
Егор Андреевич Попов (1846)
Штриккер Артур (1313)
Григорьев Павел Сергеевич (704)
Медведкин Иван (654)
Азарин Николай (580)
Ефимова Софья Алексеевна (579)
Трунов Артём Николаевич (521)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024