Пятница, 02.12.2022, 20:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцатая олимпиада посвящена 100-летию со дня образования гражданской авиации в СССР
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

Изготовление кордовой модели для залов Р-5

Леонид Марфин, 12 лет, Ульяновская область, Российская Федерация

Изготовление кордовой модели для залов Р-5

Содержание

Введение.
Характеристики  модели.
История создания и полётов самолета Р-5.
Подвиг летчика А.П. Мамкина и завершение истории Р-5.
Модификации.
Конструкция самолета.
Материалы и инструменты.
Этапы сборки модели самолета Р-5.
Выводы.
Список используемой литературы 

Введение

Актуальность. Конструирование кордовой модели самолета является одним из этапов в авиационном моделировании. На базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» города Ульяновска проходит обучение авиационному моделированию в кружке «Авиа- и судомоделирование» под руководством педагога Уфимцева Анатолия Григорьевича.

Авиационное моделирование – первая ступень овладения авиационной техникой, позволяющая постигнуть азы в изготовлении моделей, приобрести навыки в работе с простейшими инструментами и материалами, познакомиться с технологией изготовления, конструкцией различных летательных аппаратов, основами аэродинамики, теории прочности, узнать историю развития авиации. Модели самолетов – это самолеты в миниатюре, со всеми их свойствами. [5, с. 265]

Конструирование кордовых моделей самолетов позволяет познакомиться с новой терминологией в авиации, научиться чертить и работать с различным ручным и электрическим инструментом. При запуске модели осваиваются навыки пилотирования, происходит понимание  некоторых явлений, происходящих в атмосфере, и получение практических знаний по аэродинамике. Постройка кордовой модели самолета способствует развитию наблюдательности, находчивости, сообразительности.

В честь юбилейной даты со дня окончания Великой Отечественной войны (9 мая 2020 года исполнилось 75 лет) наибольший интерес был вызван к самолётам Советской военной авиации, участвовавшим в военных операциях по защите Родины. Многоцелевой самолёт Р-5, сконструированный Николаем Николаевичем Поликарповым в 1928 году, широко стал использоваться в 30-х и начале 40-х годов прошлого столетия. И получил широкую известность благодаря профессионализму конструктора и подвигам военных летчиков. Именно поэтому выбор модели остановился на самолёте Р-5.

Цель работы – научиться собирать кордовую модель-копию самолета Р-5 для залов из современных материалов и приобрести первичные навыки пилотирования на основании истории конструирования модели.

Задачи:

  • изучить историю создания Р-5 и его роль в военной авиации;
  • изучить конструкцию самолета Р-5;
  • сконструировать кордовую модель-копию самолета Р-5 по чертежам;
  • научиться регулировать и управлять в полете кордовой моделью-копией самолета.

Характеристики моделей

Модель  самолета Р-5 – проект спортивно-технической направленности.

Разработан для образовательных областей: технология  и техника.

Самолёт Р-5 является одним из знаменитых многоцелевых самолётов 30-х годов и начала 40-х годов XX века в Советской авиации. Конструктор – Н.Н. Поликарпов. 

Назначение: разведчик, штурмовик, бомбардировщик, корректировщик, самолёт связи.

Максимальная скорость: 244 км/ч.

История создания и полетов самолета Р-5

Самолёт Р-5 – многоцелевой одномоторный самолёт-разведчик – был создан в опытно-конструкторском бюро Н.Н.  Поликарпова в 1928 году и в том же году поступил на лётные испытания.

Самолёт имеет схему полутораплана (нижнее крыло значительно меньше верхнего). При уровне технологий на тот момент (30-е годы XX века) биплан имел множество стоек и расчалок, что снижало скорость, а более прогрессивный моноплан давал высокую посадочную скорость, что повышало требования к аэродрому. Поэтому Поликарпов выбрал нечто среднее, подняв крейсерскую скорость, но не ухудшив посадочных характеристик [10].

Серийно выпускался с 1930 по 1936 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге.

Следует отметить, в годы серийного выпуска Р-5 он оказался одним из лучших в своём классе. Самолёт пошёл в серию с начала 1930 года и вскоре стал «рабочей лошадкой» авиации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

В сентябре 1930 года звено Р-5 успешно выполнило перелёт в 10 500 км по маршруту Москва – Анкара – Тбилиси – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Москва. После этого Р-5 занял первое место на международном конкурсе разведывательных самолётов для иранской авиации, который проводило правительство Ирана, опередив самолёты Англии, Франции и Голландии [10].

В 1933 – 1934 гг. три самолёта Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Именно они увезли основную массу людей.

Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов. Участие Р-5 в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны быстро выявило сильные и слабые стороны этой боевой машины, где эксплуатировался в качестве связного и лёгкого воздушного транспортного средства до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» – «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости.

Несмотря на имеющиеся недостатки, рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь – вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт.

 В годы Великой Отечественной войны в 1943-1944 годах Р-5 получил известность благодаря мужеству летчика Александра Петровича Мамкина, участвовавшего в операции «Звёздочка» по вызволению из фашистского плена целого детского дома в городе Полоцке на территории Белоруссии в количестве около 200 человек. Операция проходила под командованием отряда имени Щорса.

Модификации

После окончания Великой Отечественной войны стали конструироваться новые модификации Р-5.

Р-5Ш – штурмовик, вооружение 8х7,62-мм пулемётов ПВ-1 под нижним крылом, 500 кг бомб.

Р-5а, Р-5 поплавковый, МР-5, самолёт № 10 – морской разведчик – с деревянными поплавками (конструкция поплавков – по типу авиалодки Ш-2, наружная поверхность была оклеена полотном на аэролаке). В самолёте был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде – ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких специальных усилений в конструкции не было. Масса пустого самолёта получилась на 389 кг больше, чем на колёсах. Лётные качества были достаточно хороши как для одномоторного поплавкового самолёта того времени.

Р-5Т (торпедоносец) – отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Конструктивную разработку выполнил В. В. Никитин, расчёты прочности – С. Н. Шишкин, вариант торпедоносца был принят в производство по предложению А. И. Гребенёва на государственном авиационном заводе № 1 в 1933 г. Самолёт предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа. Самолёт строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935-1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации.

АРК-5 – 3-местная «арктическая» модификация с закрытой кабиной, обогревом и подкрыльевыми контейнерами.

П-5 – гражданский пассажирский вариант.

Па-5 – модификация с двумя поплавками.

ПР-5 – на полярной станции.

П-5Л – «лимузин» с двухместной пассажирской кабиной.

ПР-5 – модификация 1934 года с деревянным монококовым фюзеляжем обтекаемой формы, предназначенная для перевозки 4 пассажиров. С 1936 года было выпущено 200 машин такой модификации.

Р-5д – «рекордная» модель для достижения максимальной дальности был снабжён наружными округлыми бензобаками снизу и с боков фюзеляжа.

ССС – (скоростной, скороподъёмный, скорострельный) – модернизация с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17-ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Скорость по сравнению с Р-5 возросла на 25-30 км/ч, а потолок – на 2000 м. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.

Р-5 с V-образным оперением (тип «бабочка», оперение Рудлицкого) – опытный – был в 2-х экземплярах – испытывался в 1935 с целью устранения «мёртвого сектора» задней турели. На втором экземпляре построенного по инициативе техника-изобретателя Филатова ОКУ государственного авиационного завода № 1 погиб лётчик-испытатель Гродзь и сам изобретатель – оперение полностью разрушилось в полёте.

Р-5 (ЭД-1) – Р-5 с авиадизелем ЮМО-4 – экспериментальный с немецким дизелем ЮМО-4 в 600 л. с. Винт четырёхлопастной. Было выполнено более 200 полётов с целью исследования двигателя, который предполагалось поставить на военный вариант самолёта РД.

Р-5 с убираемым шасси (проект 1935 года) – шасси по типу ДИ-6, был построен макет, но самолёт уже явно устарел и разработку прекратили.

Р-Z – вариант Р-5 с облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ).

Этапы сборки модели самолета Р-5

Этап 1. Выбираем чертежи модели, масштабируем до заданных размеров на бумаге и вырезаем шаблоны.

Этап 2. Заготовка элементов модели. Размечаем на пеноплексе по шаблону фюзеляж и вырезаем его обойным ножом. Размечаем на потолочной плитке (пенопласте) по шаблонам детали крыльев (верхнее и нижнее), киль и стабилизатор, вырезаем. Детали крыльев делаем по две штуки, склеиваем их, предварительно вставив между ними лонжерон из липовой рейки. Стабилизатор и руль высоты усиливаем (приклеивая) бамбуковой рейкой.

Этап 3. Подготовка к покраске:

– Обклеиваем детали (крылья, киль и фюзеляж) заранее нарезанными листами бумаги с помощью клея ПВА, чтобы краска не впиталась в пеноплекс;

После просушки шлифуем наждачной бумагой, выравнивая поверхность для равномерного нанесения слоя краски.

Этап 4. Устанавливаем в фюзеляж двигатель, качалку и боуден для тяги. Оклеиваем фюзеляж бумагой клеем ПВА, чтобы краски не растворили пеноплекс. Привязываем провод МГТФ к качалке и соединяем их с проводами двигателя.

Этап 5. Склеиваем обе половинки фюзеляжа и монтируем на него стабилизатор и киль. Оклеиваем бумагой крылья, киль и стабилизатор. Приклеиваем нижнее крыло к фюзеляжу. Аэрозольной краской грунтуем детали модели.

Этап 6. Изготавливаем переднюю стойку шасси.

Этап 7. Изготавливаем стойки крыла, соединяем стойками верхнее и нижнее крыло.

Этап 8. Монтируем кабанчик на руль высоты и соединяем его с тягой качалки.

Этап 9. Окрашиваем  модель аэрозольными алкидными красками, согласно прототипу, наносим опознавательные знаки согласно прототипу.

Этап 10. Изготавливаем ручку управления с регулятором оборотов. Отмеряем два провода МГТФ длиной 3 метра. Соединяем ручку с проводами и моделью. Подключаем к аккумулятору и проверяем работу двигателя и рулей высоты.

Этап 11. Устанавливаем в кабину летчика и стрелка с пулеметом.

Этап 12. Проводим тренировки по пилотированию сделанной модели.

Выводы

Изучение истории создания и полетов самолета Р-5 позволило познакомиться с историей советской военной авиации, узнать биографию знаменитого конструктора Николая Николаевича Поликарпова, о подвиге военных летчиков, их мужестве. Изготовление кордовой модели-копии самолета Р-5 осуществляется в несколько этапов, требует навыков черчения, терпения, усидчивости, навыков работы с электро- и ручным инструментом. Важным этапом изготовления кордовой модели является изучение всех характеристик, истории полетов, а также отработка пилотирования модели.

Список литературы

  1. Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. - М.: ДОСААФ, 2012.
  2. Гаевский О.К. Авиамоделирование. - М.: ДОСААФ, 2012.
  3. Ермаков А.М. Авиамодельный спорт - М.: ДОСААФ, 1968
  4. Котельников В. Легендарный Р - 5. - М.: ВЭРО Пресс, 2011.
  5. Уфимцев А.Г. Дополнительная общеобразовательная программа «Авиамоделирование» как введение обучающихся в мир науки и техники // Сборник материалов региональной научно-практической конференции в рамках цикла мероприятий, приуроченных к 100-летию дополнительного образования/ Ульяновск, 2018. –С. 265-267
  6. Маслов, М. Самолет Р-5 // Авиация и космонавтика, 1997, №2.
  7. Маслов М. Самолеты-разведчики Р-5 и P-Z (Серия «Армада №22»). – М.: Изд-во ЭксПринт. – 2000. - С. 5-12. https://e-libra.ru/read/533976-samolety-razvedchiki-r-5-i-p-z.html
  8. Филатов И.А. Ночные охотники минувшей войны из Верхней Тишанки (75-летию формирования 719-го полка ночных бомбардировщиков посвящается) // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА . 2016. №3 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nochnye-ohotniki-minuvshey-voyny-iz-verhney-tishanki-75-letiyu-formirovaniya-719-go-polka-nochnyh-bombardirovschikov-posvyaschaetsya
  9. Р-5 (Самолёт) - https://ru.wikipedia.org/wiki/Р-5_(самолёт)   
  10. Классификация Международной федерации авиаспорта FAI - https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиамодельный_спорт
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2022) | Автор: Марфин Леонид E W
Просмотров: 409 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (37583)
Щур Илья Андреевич (26467)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (24519)
Миргазетдинова Розалия (24176)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (23775)
Кондратенко Анна Геннадьевна (22138)
Надежин Никита (21663)
Зиннатуллин Альмир Альбертович (19806)
Перемота Алексей Юрьевич (18181)
Кузьминова Анастасия Олеговна (18150)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2022