Зельфельянов Руслан Геннадьевич, 14 лет, город Тамбов, Российская Федерация
Какова роль авиации в освоении космоса?
План
Введение
Глава 1. Авиация и её роль в развитии человечества
Глава 2. Космос как фантастика прошлого и современность настоящего
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования вызвана тем, что интерес к неизведанному, к новому не прекращается. Стремясь к мечте необходимо изучить всю историю покорения неба, а затем и космоса.
Объектом исследования является взаимосвязь между авиацией и космосом, а также её роль в освоении космического пространства.
Предметом исследования является исторические события и факты, вошедшие в становление и развитие воздухоплаванья.
Цель работы заключается в том, чтобы выстроить последовательность и этапы развития не только авиации, но и покорения космического пространства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить основные компоненты, составляющие последовательную структуру возникновения авиации.
- Рассмотреть этапы исторического развития изучения космического пространства.
- Установить общее в развитии и покорении воздушного пространства и космоса.
Гипотеза исследования:
На современном этапе развития авиационная и космическая отрасли существовать друг без друга не могут. Так как для авиации, космос является новой ступенью эволюции.
Практическая значимость реферата состоит в возможности мотивации молодых людей к выбору профессий связанных с авиацией и космосом, воспитании патриотизма и гордости за отечественные достижения в области покорения воздушного пространства.
Апробация и внедрение результатов исследования: Основные теоретические положения и исследования готовятся к освещению на научных конференциях, посвященных достижениям научно-технического прогресса в отечественной науке и технике. Работа заслушивалась на собрании кадет, с целью оказания помощи в выборе профиля обучения в 10–11 классе.
Глава 1. Авиация и её роль в развитии человечества
"Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".
Н.Е. Жуковский
1.1. У истоков создания авиации
Человек давно мечтал покорить небо и всегда удивлялся полётам птиц. Люди начали создавать первые модели летающих аппаратов. Наиболее успешной можно считать попытку великого Леонардо да Винчи. Он создал аппарат похожий на птицу и люди, увидев это, приняли изобретение за летящего дьявола. Этот аппарат после начали называть планер, так как он не летал, а лишь планировал над землёй.
Модель более похожую на современный самолёт, изобрёл А.Ф. Можайский. В ноябре 1881 года он получил первый в России патент на «воздухолетательный снаряд». Для реализации своего проекта конструктор потратил все сбережения и даже заложил обручальные кольца. Помогал ему в постройке и в испытаниях механик И. Голубев. А. Можайский оснастил свой летательный аппарат двумя паровыми двигателями. Однако мощности 10 и 20-ти лошадиных сил двигателей оказалось недостаточно, а тип двигателя выбран неверно. Летные испытания окончились неудачно, машина не смогла взлететь, хотя на некоторое время все же оторвалась от земли. При падении машина повредила крыло, и испытания прекратились.
Изобретателями самолёта считаются братья Райт. Необходимые технические знания братья Уилбер и Орвилл Райт приобрели, работая многие годы в своём магазине, где продавали печатные прессы, велосипеды, двигатели, и другие механизмы. Собрав свой первый мотор, состоящий из бумаги, бамбука и пробки с круглой резинкой, братья проявили интерес к полётам. Они создали по своим чертежам первый самолёт в 1900 году. Все испытания до 1902 года проводил старший брат Уилбер, так как он хотел отгородить младшего от риска. В декабре 1903 года братья Райт первыми в мире совершили полет продолжительностью 59 секунд на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания.
В Императорском Высшем техническом училище, Николай Егорович Жуковский создал Воздухоплавательный кружок, в который входили многие будущие звёзды русского авиаконструирования: А.А. Архангельский, сын статского советника, правая рука Туполева; Владимир Петрович Ветчинкин, из офицерской семьи, учёный-механик, работавший в области ракетной техники и теоретической космонавтики; Г.Х. Сабинин (1884–1968), участник Первой мировой войны, учёный в области аэромеханики; Б.С. Стечкин, из дворян, конструктор в области авиационных двигателей. Первый свой двигатель АМБС-1 он создал для "Царь-танка" (1915). Также знаменитый авиаконструктор А.Н. Туполев; Б.Н. Юрьев, из офицерской семьи, учёный-авиаконструктор, основоположник русского вертолётостроения, ещё до революции построивший геликоптер, и многие другие учёные и конструкторы.
По сути, Н.Е. Жуковский не только стал великим теоретиком, "отцом русской авиации", но и воспитал огромную научную плеяду, целую русскую школу авиастроения.
Выдающиеся советские авиаконструкторы внесли огромный вклад в развитие мировой авиации. Трудом этих талантливых инженеров была создана самая разнообразная авиатехника, которая сделала нашу страну великой авиационной державой. Отечественные самолёты и вертолёты широко известны во всём мире. На машинах, сконструированных в Советском Союзе, установлены сотни мировых рекордов. В тяжелые годы Великой Отечественной войны коллективы конструкторских бюро под руководством советских авиаконструкторов с мотористами и вооружении смогли выполнить сложную задачу – создать, испытать, организовать крупносерийное производство самолетов различных типов – от истребителей и штурмовиков до пикирующих и средних бомбардировщиков, не уступающих, а зачастую и превосходящих по некоторым боевым характеристикам авиацию врага.
Внимание развитию авиации в СССР уделяли первые лица государства. Заслуги советских выдающихся авиаконструкторов были отмечены введением в 1956 г. звания «Генерального конструктора» по авиационной технике. Это было особое звание для тех, кто осуществил и продолжал работы по семействам определенных типов самолетов.
1.2. Рождение отечественной авиации
Век мировой авиации открыл изобретатель контр-адмирал А.Ф. Можайский. Созданный им воздухоплавательный снаряд (самолет) был построен в натуральную величину в 1882 году.
К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. В то же время, инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использования авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку (начальник - генерал-майор А.М. Кованько) построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолетов Райта и Фармана. Между тем в Российской империи возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолетов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 годах в Российской империи возникло более 20 авиационных предприятий.
В 1904 великий русский ученый профессор Жуковский, которого В.И. Ленин назвал «отцом русской авиации», создал первый аэродинамический институт в Кашине под Москвой. Он был в числе тех, кто впервые разработал проблемы воздушных полетов. Еще в 1891 году Н.Е. Жуковский на основе наблюдений и исследований теоретически обосновал способность самолета выполнять различные фигуры, в том числе и «петлю». Но ни один летчик мира до 1913 года не дерзнул на подобный маневр. Лишь П.Н. Нестеров, обладая прекрасным летным мастерством, точно вычислил и изобразил на схеме, на какой высоте будет выполнять «петлю», сколько сотен метров должен пикировать самолет, чтобы развить достаточную скорость, когда выключить и когда вновь включить мотор, каков получится диаметр замкнутой кривой. По этим вопросам Нестеров консультировался с Н.Е. Жуковским.
В 1910 году, во второй период Военных реформ (1909-1912) годов началось создание Русского Императорского военно-воздушного флота, в этот же год в Вооружённые Силы Российской империи были закуплены самолеты производства Франции. Основаны две летные школы – в Гатчине и Севастополе, которые начали подготовку пилотов. Одним из первых руководителей русской авиации был великий князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии шефом Императорского ВВФ.
Глава 2. Космос как фантастика прошлого и современность настоящего
2.1. Из мечты в будущее
17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский – гениальный русский ученый, человек, стоявший у истоков теоретической космонавтики. «Русские в космосе» - это результат и всей его жизни тоже. Уникальность Циолковского – не только в его колоссальном вкладе в постижение небесного и космического пространств, но и в целом в многогранности его натуры. Циолковский ведь не только формулировал и развивал космонавтику, ракетостроение, воздухоплавание и аэродинамику. Он был философом и писателем, одним из ярчайших представителей русского космоса и автором целого ряда произведений на стыке науки и фантастической литературы, в которых он призывал к освоению и заселению космического пространства. Само происхождение Константина Циолковского как бы символизировало единение двух компонентов России – западного, европейского, и восточного, азиатского, причем соединяла их, безусловно, русская культура.
Именно в годы жизни в Боровске Циолковский стал развивать теорию аэродинамики, мечтая о покорении неба. В 1886 году он завершил работу «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму», основанную на опыте конструирования и апробирования собственной конструкции аэростата. Примерно в это же время, в 1887 году, Циолковский опубликовал и свое первое литературное произведение – научно-фантастическую повесть «На Луне».
Как известно, Циолковский был не только ученым-практиком, но и философом науки. По своим философским взглядам он примыкал к русским космистам.
Одним из важнейших достижений философии Циолковского стало понимание космоса не просто как физической среды, вмещающей в себя материю и энергию, но как пространства применения творческой энергии и способностей человека. К космосу Циолковский относился восторженно, считая его вместилищем довольства и радости, поскольку космическое пространство должно быть, населено совершенными организмами, сумевшими его покорить и освоить. Человек, осваивая космос, также совершенствуется и приближается к этим совершенным организмам.
По мнению Циолковского, освоение космоса является неотъемлемым и важнейшим этапом эволюции человечества. Веря в совершенствование и развитие человечества, Циолковский был убежден в том, что современному ему человеку есть куда развиваться. Он должен преодолеть свою незрелость, следствиями которой являются войны и преступления. Именно в научно-техническом прогрессе Циолковский видел способ радикальной трансформации и окружающего мира, и самого человечества. Но, в то же время, будучи последовательным сторонником научно-технической революции, Циолковский не забывал и о вопросах этики, которые имели большое значение в рамках его философской концепции.
Работы по созданию баллистических и крылатых ракет начались в кайзеровской Германии еще в конце I мировой войны. Тогда инженер Г. Оберт создал проект большой ракеты на жидком топливе, оснащенной боевым зарядом. Предположительная дальность ее полета составляла несколько сот километров. Одна из первых в 20 веке попыток запуска ракеты в космос, была предпринята в Пенемюнде, на немецком острове Узедом. Пенемюнде первый специальный ракетный проект в Германии и во всем мире. Исследования космоса была важной темой идеологии будущего. Работавшие здесь конструкторы были националистами и милитаристами, они верой и правдой служили Германии создавая это могучее оружие. Эта программа требовалось властям, чтобы обеспечить военное господство в Европе. Свободное финансирование и сосредоточенные усилия позволили развить ракетную технологию за очень короткое время, создать всего за несколько лет такое оружие как Фау-2 феноменальное достижение. В начале 20 века молодой инженер Вернер фон Браун занимающийся ракетами был именно тем человеком, в котором нуждалась германия. Человеком способным создать оружие дальнего действия. Вернер фон Браун был ведущим ракетным конструктором. Он был энтузиастом в использовании возможностей ракетной техники и исследовании космоса. Хотя с космосом и не вышло у него во время войны, но как только он переехал в Америку его работа легла в основу программы Аполлон, которая доставила людей на Луну в 60-ых 70-ых годах.
После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела № 3 при НИИ-88 по их разработке. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.
Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. В 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.
Запуск первого в мире искусственного спутника Земли
Спутник под названием «Спутник-1» был запущен СССР 4 октября 1957 года. Это был первый искусственный объект, покинувший земную атмосферу. Событие положило начало эпохе изучения ближнего космоса. Более того, запуск спутника продемонстрировал возможности и масштабы советской разработки и производства больших ракет — техника и освоение космоса оказались связаны воедино.
Первыми живыми существами, вернувшиеся живыми из космоса были две обезьяны, Эйбл и Бейкер. Они стали первыми кто пережил космический полёт. Они были запущены в космос США на ракете «Юпитер». Это произошло 28 мая 1959 года. Обезьяны были не первыми живыми существами, которых отправили в космос. В ноябре 1957 года СССР запустил «Спутник-2» с собакой по кличке Лайка на борту, однако она умерла через несколько часов после начала полёта от перегрева. 19 августа 1960 года весь мир узнал о суточном полете двух «четвероногих» - Белки и Стрелки. Это был первый орбитальный полет живых существ с успешным возвращением на Землю.
Первым человеком в космосе, стал советский лётчик Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» он совершил один оборот вокруг Земли. С этой даты исследователи космоса начинают отсчёт истории пилотируемых полётов.
18 марта 1965 года первый выход в открытый космос осуществил советский космонавт Алексей Леонов. Это положило начало очередному важному этапу в исследовании космоса.
Первым человеком на Луне стал американец Нил Армстронг 20 июля 1969 г. Армстронг и Эдвин Олдрин провели два часа на лунной поверхности, устанавливая оборудование для наблюдения и собирая образцы горных пород.
Станция "Мир"
Пилотируемая орбитальная станция «Мир» — это многоцелевой международный центр, который более 15 лет являлся единственной в мире космической лабораторией для проверки и отработки основных направлений целевого использования будущих пилотируемых станций и комплексов, обеспечивающих доступ человечеству к богатству и тайнам Вселенной. На станции с 1987 года реализовывались международные программы исследований. В выполнении этих программ непосредственно на борту станции приняли участие астронавты Франции, Сирии, Афганистана, Болгарии, Японии, Великобритании, Германии, Казахстана, Австрии, США, Канады и стран, входящих в Европейское космическое агентство.
Проектирование корабля «Буран» началось в 1976 году. Головными разработчиками и изготовителями корабля являлись НПО «Молния» под руководством генерального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского и НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора В.П. Глушко. Назначение «Бурана» такое же, как и у «Спейс Шаттл». «Буран» является составной и единственной многоразовой частью универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) «Энергия-Буран» - 11Ф36. Первый и единственный орбитальный испытательный полет (2 витка) корабль «Буран» (№ 1К) совершил 15 ноября 1988 года. Запуск, орбитальный полет, спуск с орбиты и посадка на взлетно-посадочную полосу выполнены в автоматическом режиме. Это событие стало венцом самой сложной и наиболее дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов в качестве ответной меры на разработку американских шаттлов. Можно смело утверждать, что программа создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стала самым масштабным космическим проектом в нашей истории.
Сборка Международной космической станции (МКС) началась 20 ноября 1998 года – с запуска её первого модуля «Заря» на ракете «Протон». Это не менее важная дата в истории покорения космоса. МКС – самое большое искусственное тело в космосе. Станция была постоянно занята с ноября 2000 года. За это время здесь побывало более 200 человек из 15 стран мира.
До 28 апреля 2001 года люди никогда не летали в космос в качестве туристов. Первым космическим туристом стал американский предприниматель и мультимиллионер Денис Тито. Он отправился в восьмидневный отпуск на борту Международной космической станции и заплатил за свою поездку 20 миллионов долларов (1,4 миллиарда рублей).
Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов. За секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции. Космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ироническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь»). Вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка.
Таким образом становится очевидным, что однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и миллиарды мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как впервые дни творения.
2.2. От «Ильи Муромца» до «Бурана»
Авиастроительная отрасль, а сегодня основные предприятия авиационной промышленности входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, всегда была и остается одним из основных партнеров ракетно-космической промышленности России. Многие известные отечественные космические конструкторы начинали свою деятельность в авиации. Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев окончил авиационное отделение МГТУ им. Н.Э. Баумана, а руководителем его дипломного проекта – легкого самолета СК-4 – был молодой Андрей Туполев.
Первые отечественные космонавты, в том числе и Юрий Гагарин, были отобраны из числа военных летчиков. Справедливо считается, что наиболее близкие условия к космическому полету по психологическим и физическим нагрузкам испытывают летчики самолетов-истребителей. И до сих пор многие российские космонавты приходят на подготовку из частей воздушно-космических сил.
Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова внес большой вклад в создание средств индикации и оборудования рабочего места космонавта. В 1960 году в институте под руководством Сергея Даревского был создан первый тренажер кабины космического корабля «Восток». Он позволял проводить имитацию космического полета. Именно на этом тренажере в ЛИИ прошли обучение и сдали экзамены первые отечественные космонавты, включая Гагарина.
Авиационные конструкторы участвовали во всех отечественных авиакосмических проектах. ОКБ Микояна в 1960-е – начале 1970-х годов вела разработку воздушно-космической системы «Спираль», состоящей из орбитального самолета с ракетной ступенью и гиперзвукового самолета-разгонщика. В дальнейшем основные специалисты, работавшие над «Спиралью», были переведены из ОКБ Микояна в специально созданное НПО «Молния», где был разработан космический корабль многоразового использования «Буран». В создании космического челнока принял участие и коллектив Экспериментального машиностроительного завода, которому в 1981 году было присвоено имя В.М. Мясищева. Конструкторы предприятия разработали герметичный модуль кабины «Бурана» с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения.
И уже в начале XXI века авиационные специалисты принимали участие в создании российских проектов аэрокосмических систем: ОКБ Сухого и ЦАГИ работали совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» над крылатой версией пилотируемого многоразового космического корабля «Клипер». ЭМЗ имени В.М. Мясищева в настоящее время активно участвует в проекте Фонда перспективных исследований по разработке возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы «Крыло-СВ». Многие испытания элементов ракетно-космической техники проводятся на летающих лабораториях. В частности, для отработки системы автоматической посадки корабля использовались самолеты-лаборатории МиГ-25 и Ту-154.
Для окончательной отработки завершающего этапа полета «Бурана» и его посадки, в том числе и в автоматическом режиме, был построен полноразмерный самолет-аналог БТС-002. Его испытания проводились в подмосковном Жуковском. Впервые он совершил полет 10 ноября 1985 года, его пилотировали летчики-испытатели ЛИИ И.П. Волк и Р.А. Станкявичюс. Именно они изначально планировались в качестве экипажа для первого пилотируемого полета «Бурана».
Самолеты используются и для подготовки российских космонавтов. Летные тренировки в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина проводятся на учебно-тренировочных самолетах L-39. На них будущие участники космических полетов выполняют фигуры пилотажа, как простые – «виражи», «пикирование», «горки», – так и сложные «переворот», «петля», «косая петля».
Для подготовки космонавтов к работе в условиях невесомости были созданы самолеты-лаборатории Ил-76МДК. В полете «Ил» выполняет маневр «горка», на верхнем участке которого создается, пусть и ненадолго – примерно на 25 секунд за один режим – условия невесомости.
И конечно, самолеты использовались и продолжают использоваться ракетно-космической отраслью в качестве транспорта. Ведь только по воздуху можно было доставить на космодром «Байконур» элементы сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» и планер корабля «Буран»: по железной дороге они не вписывались в габариты. Для этого ЭМЗ им. В.М. Мясищева разработал уникальный транспортный самолет ВМ-Т «Атлант», на «спине» которого и крепились «негабариты». Сегодня для доставки «нежных» аппаратов – спутников и разгонных блоков – часто используются военно-транспортные самолеты.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что космическая отрасль является продолжением авиационной. Они друг без друга обойтись не могут. Их взаимодействие можно сравнить как «отец и сын» идет продолжение будущего. И тем будущее будет счастливее, чем больше успехов будут достигать наши астронавты и все те, кто готовит их к полету.
Заключение
Много сотен лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уносится мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой, же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека. И вот мы на пороге ХХ века.
Но для достижения космических пространств необходимо было подняться в небо. Небо как промежуточная ступень пути к звездам. Этот путь открывает А.Ф. Можайский. Большой толчок к покорению неба предоставили войны. I мировая война, а затем и II мировая принесли новые технические идеи покорения космического пространства. Отцом космоса по праву считается К.Э. Циолковский. Благодаря его ученику С.Н. Королеву человечество увидело космос.
Но полет в космос не стал бы возможен, если бы в процесс не вмешался Н.Е. Жуковский. Он создал первый Воздухоплавательный кружок, в который входили многие будущие звёзды русского самолетостроения. Ведь первоначально необходимо преодолеть воздушное пространство земли, а для этого нужно с небом быть на «ты». Н.Е. Жуковский по праву считается отцом авиаконструирования. Достаточно посмотреть на многоцелевой космический корабль буран, становится ясно, что самолет в космосе. Все космонавты – это лучшие летчики своего времени. Все они прошли летную школу подготовки, без неё нельзя. Также нужно отличать космонавта от туриста в космосе.
Считаю, что цель работы достигнута. Задачи, стоящие перед автором выполнены. Гипотеза подтверждена.
Список литературы
- Гильберг Л.А., Рябчиков Е.И. Советская космонавтика. – Машиностроение, 1981. – 456 с.
- Береговой Г.Т., Космическая академия, Григоренко В.Н., Богдашевский Р.Б., Почкаев И.Н. Космическая академия. – Машиностроение, 1987. – 152 с.
- С.П. Королев. Отец: к 100-летию со дня рождения: в 3 кн./ Наталия Королева. - М.: Наука, 2007.
- https://smolbattle.ru/threads/История-российской-авиации.60538/
- http://olymp.aviaschool.net/iavp-xml/creator/debug/units/unit50.html
- https://topwar.ru/125057-kosmicheskiy-geniy-ciolkovskiy-uchenyy-i-filosof-vselennoy.html
|