Пятница, 29.03.2024, 03:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

"Невидимые"самолёты

Автор: Леонов Кирилл Андреевич
Возраст: 13 лет
Место учебы: МБУДО "ЦТТ"
Город, регион: Лиски, Воронежская область
Руководитель: Маркушев Андрей Борисович , МБУДО "ЦТТ"

"Невидимые"самолёты

План исследовательской работы:

  1. Введение
  2. Что такое технология Стелс
  3. История создания
  4. Современные разработки
  5. Вывод
  6. Источники информации.

Цель работы: Изучить технологии применяемые для снижении заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения.

Задачи:

  1. Узнать, что такое технология Стелс
  2. Изучить историю создания самолетов «невидимок»
  3. Проанализировать современные разработки в разных странах
  4. На основании полученных фактов подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Актуальность

За счет невысокой радиолокационной заметности, низкого порога теплового излучения и малой визуально-оптической и акустической заметности самолёты с системой Стелс в большей мере, чем другие летательные аппараты, обладают способностью действовать скрытно, преодолевать противодействие мощных систем ПВО и наносить внезапные удары по различным объектам. Уменьшенный радиус обнаружения повышает шансы для выживаемости боевой машины.

Гипотеза: В будущем, с развитием технологий, будет осуществлена возможность создания полностью невидимого самолёта.

Что такое Стелс

Стелс (англ. stealth, также стелс-технология) — комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины. Технологии снижения заметности являются самостоятельным разделом военно-научной дисциплины электронных средств противодействия, охватывают диапазон техники и технологий изготовления военной техники (самолётов, вертолётов, кораблей, ракет и т. д.).

Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно. Также на нынешнем уровне технологий невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения, падающего на объект под произвольным углом. Поэтому в настоящее время главная цель при выборе формы объекта (например боевого самолета) есть отражение волн в сторону от излучателя, — таким образом, часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается так, что радиоэхо не возвращается к наблюдающей РЛС (что особенно эффективно против совмещённых приёмопередающих станций).[1]

Как работает Стелс

На самом деле — это очень простая идея. Но она обросла такими мифами, что в глазах большинства кажется чем-то очень сложным, секретным и загадочным. Как же работает стелс технология на самом деле?

Для начала стоит развеять главный миф, который касается определения. Чаще всего самолеты в конструкции, которых использовалась технология stealth называют «самолеты невидимки», отсюда и родилось обывательское представление о том, что вся суть в невидимости. Это не совсем так.

Так работает самолёт-невидимка.

Так как впервые технология была применена в США, то термин stealth появился в английском языке, но переводится слово стелс как «хитрость», а by stealth — «незаметно для других» или «скрытно».

То есть, ни о какой невидимости речи нет даже в названии, значение слова «стелс» другое. Речь идет просто о скрытности или малой заметности.

Правильно говорить именно так «технология малой заметности» (low observable technology) или «технология снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах». Потому, что идея была именно в этом, все отлично понимали, что сделать самолет абсолютно невидимым невозможно.

Термин «самолет невидимка» это журналистский штамп, просто звучит круто, но к реальности отношения не имеет.

Как работает стелс-технология на самом деле

Все меры, применяемые для уменьшения заметности можно разделить по нескольким направлениям. Это зависит от того, какие именно устройства мы хотим обмануть. Раньше, когда речь шла только о глазах наблюдателя, это был камуфляж. Сегодня, в первую очередь — радар.

Как обмануть радар

Любой объект становится видимым для радиолокационной станции (РЛС) только тогда, когда от него отразится электромагнитная волна и вернется к принимающей антенне.

Точно так же работают и наши глаза, разница только в том, что длинна волны видимого света находится в пределах 450-630 нанометров (0,000000001 метра), а частоты в пределе 690-405 Терагерц (тера — это 1 000 000 000 000, «триллион»).

Радиолокация использует те же электромагнитные волны, только с длинной волны от 0,02 до 0,3 метра с частотой от 1 до 3 Гигагерц (Гига 1 000 000 000 — «миллиард»). То есть, колебания на порядки отличающиеся по частотам и длине волн. Но это все те же волны и подчиняются они тем же законам.

Итак, чтобы обмануть радар, нужно не отражать его излучение. Есть две хитрости. Нужно либо использовать радиопрозрачный (для данного излучения) материал (например, углепластик или дерево) либо радиопоглощающий. Оба варианта возможны и даже применяются на практике очень давно. Но есть и третий, более хитрый подход.

Отражать куда угодно, но только не в направлении антенны радара. Для этого не нужно использовать специальные покрытия, можно обойтись изменением формы объекта.

Есть еще один очевидный способ — уменьшить размеры объекта, но о нем и рассказать особо нечего. Летальный аппарат меньшего размера, будет менее заметен, чем большего.

Конечно, важно еще и самому не «светится» — не излучать или излучать минимально. Проще всего этого достигнуть, отключив свой собственный радар. [2]

Обмануть «тепловизор»

Второй тип излучения — инфракрасное. Обнаружить и сбить самолет можно используя его тепловой след, да и сам аппарат отличается по температуре от окружающей среды.

Температура газа в турбине двигателя может достигать 1700-1800 градусов Цельсия. А это значит, что обнаружить и атаковать такой летательный аппарат можно с дистанции десятков километров.

Но и противоядие, конечно, нашлось. Оно очевидно — снизить тепловое излучение самолета (или другой техники).

Для снижения заметности в радиолокационном диапазоне используют специальное покрытие (радиопоглощающее или радиопрозрачное) и такие же детали в конструкции особую форму, отражающую радиоволны в другом направлении экранирование лопаток компрессора и турбины конструкцию, которая исключает появление «блестящих точек» (зон хорошо отражающих радиоволны)

Преимущества и недостатки использования стелс

Давайте же разберём, какие преимущества даёт стелс-технология самолёту по сравнению с теми экземплярами, которые ей не обладают. Для этого нам понадобятся лишь школьные знания да ещё немного эрудиции

Перво-наперво следует в очередной раз напомнить: стелс - не невидимость для радаров, стелс - лишь "малая" заметность. Стелс прекрасно виден в оптическом диапазоне, ближнем ИК, дальнем ИК, а также в радиоволнах длиннее одного метра. В радиоволнах менее одного метра он не невидим, он лишь менее заметен.

Насколько менее? Вспоминаем школьные познания в геометрии. Мощность излучения меняется расстоянием от источника излучения в корень квадратный раз. Если на расстоянии в 40км мы измеряем сигнал мощностью X, то на расстоянии в 400км мощность сигнала от этого источника будет уже X*0.01, то есть в сто раз меньше. Обычный самолёт, облучённый радаром, рассеивает этот сигнал грубо говоря равномерно во всех направлениях. Поэтому мощность отражённого сигнала падает ровно по такому же принципу. То есть, радиолокационное эхо самолёта с изменением расстояния в 10 раз изменяется в 10000 раз.

Таким образом, чтобы быть обнаруженным неким гипотетическим радаром не на расстоянии 400км, а лишь на 40км, самолёт должен рассеивать отражённый сигнал в 10000 раз меньше.

Что делает стелс-технология с радиосигналом? Вместо того, чтобы рассеивать падающее излучение она его частью поглощает, а частью отражает, не рассеивая, в максимально ограниченном количестве направлений, чтобы минимизировать шанс попадания отраженного луча в приёмник радара. Именно поэтому стелсы имеют такие рубленые формы и множество параллельных кромок и рёбер. Полного поглощения или отражения добиться невозможно, часть всегда рассеивается, поэтому используется показатель ЭПР - эффективная поверхность рассеивания.

ЭПР обычных истребителей оценивают величиной порядка 10 квадратных метров. По оценкам наших специалистов, ЭПР(эффективная поверхность рассеивания.) Ф-22 должна быть на уровне 0.3 кв.м., то есть лишь в 300 раз меньше, а никак не в 10000. По утверждениям американцев, во фронтальной проекции его ЭПР составляет 0.0001 кв.м., то есть, как у стального шарика в 1 см диаметром. Что будет с ЭПР(эффективная поверхность рассеивания.) Ф-22 при боковой или вовсе многоракурсной подсветке, что там у него вообще с ЭПР в проекциях, отличных от фронтальной - это великая государственная тайна США.

Что ж, поверим американцам и заглянем в характеристики какого-нибудь радара. Например, Н035 "Ирбис", радар Су-35С. Цель с ЭПР(эффективная поверхность рассеивания.) 0.01 кв.м. он обнаруживает на расстоянии 90 км. Таким образом, при самом благоприятном раскладе и предположении, что американцы не приукрашивают, Су-35С обнаружит Ф-22, соблюдающий строжайший режим маскировки, радаром на расстоянии около 30км. На таком расстоянии самолёт может быть обнаружен уже в ИК диапазоне бортовой ОЛС. Именно в передней полусфере она обнаруживает цель за 30км, ну а если видно горячие сопла самолёта - и все 80км. Ну а при отклонениях от благоприятного расклада и поправке утверждений американцев на мнение наших специалистов (ну, то есть, в реальной жизни) дальность обнаружения даже радаром истребителя может перевалить за 100 км. Даже обычное воздушное патрулирование с применением лишь радаров самих истребителей, облучающих заданный район со многих ракурсов, многократно повышает риск обнаружения.

Однако бортовые РЛС истребителей работают в сантиметровом диапазоне длин волн и излучают мощность единиц, максимум - десятков киловатт. Большего от шайбы диаметром около 1 метра добиться невозможно. Длину волн ограничивает геометрия, излучаемую мощность - охлаждение антенны. Именно этим диапазоном и ограничиваются возможности стелс-технологии. И тоже по причинам простой геометрии - Ф-22 недостаточнодля того, чтобы эффективно отражать или поглощать метровые волны, он может их только рассеивать. Всем известно, что зеркало - это поверхность, неровности которой меньше, чем длина отражаемых волн? Наземные РЛС не ограничены жёстко ни размерами, ни количеством антенн, ни мощностью, ни, как следствие, сантиметровым диапазоном длин волн. Для волн метрового диапазона что стелс, что не стелс - всё едино. Замысловатый многогранный Ф-22 с точки зрения метровых волн такой же круглый, как носовой обтекатель Су-27. То есть, для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением радаров в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, Ф-22 представляет угрозу не больше, чем любой другой самолёт без стелс.

Именно поэтому поставка С-300 в Сирию, Иран или любую другую страну - больной вопрос для американцев. Уже полувековой давности С-300 достаточно, чтобы крайне осложнить применение малозаметных вооружений - Ф-22 или крылатых ракет. Более того, Ф-22 даже просто так не летают близко с районами действия С-300 и более совершенных систем, чтобы ненароком не дать практический опыт отслеживания, на основании которого можно было бы понять реальные, а не рекламные характеристики такой цели.

Далее, одна из фундаментальных проблем стелс-технологий была рассмотрена в книге "Занимательная физика" Якова Перельмана, впервые изданной более 100 лет назад. Состоит она в том, что настоящий невидимка сам ничего не видит. В самом деле, чтобы Ф-22 мог обнаруживать цели хотя бы вращая своим радаром в пассивном режиме, нужно этот самый радар, 1-метровую шайбу, подставить всем радиоволнам, чтобы он мог с ними взаимодействовать. Носовой обтекатель Ф-22 в скрытом режиме не должен быть радиопрозрачным, чтобы не нарушать геометрию отражающих поверхностей самолёта. Но если хочется хотя бы пассивно подглядеть радаром окружающий эфир, придётся сделать обтекатель радиопрозрачным, иначе радар если и сможет излучить через него сигнал, то принять обратно точно ничего не сможет. О каком ЭПР в 0.0001 кв. м. спереди можно говорить, когда прямо вперёд смотрит антенна радара метр диаметром? Может быть эта антенна полностью поглощает падающий на неё сигнал? Ладно, тогда как быть с частью корпуса самолёта, не прикрытой радаром, которая обнажается для радиоволн в момент, когда носовой обтекатель становится "прозрачным"? Беда...

Ф-22 в скрытом режиме ради уменьшенной заметности должен сам становиться практически слепым и глухим. Режим полного радиомолчания, радар - отключен и спрятан, даже радиосигнал нельзя просто так принять, потому что для этого надо выставить хоть какие-то антенны, которые тут же начнут рассеивать сигнал. Единственный вариант - какой-нибудь односторонний спутниковый канал связи, когда принимающие устройства смотрят вверх, в космос, и не подставлены под облучение радаров вокруг. Но как же тогда он будет видеть воздушные цели? Очевидно, чтобы обнаруживать самолёты, где-то в 300 километрах должен ещё кружить самолёт дальней разведки, который и будет передавать целеуказание. Есть ещё всё та же ОЛС, видящая на 30-80км, да вот проблема - ОЛС противника тоже будут видеть на 30-80км.

Нечего и говорить о том, чтобы включить радар - это фонарь мощностью несколько киловатт, сигнал которого уловит даже пилот самолёта своими металлическими коронками на зубах. Итак, диапазон практического применения малой радиолокационной заметности всё сужается и сужается. Фактически, в свете перечисленного он ограничивается районом, где у противника нет ни ПВО, ни современных самолётов, ни воздушных патрулей, а есть лишь единичные устаревшие типы самолётов. Потому что если самолёты не устаревшие, то уже сегодня есть средства, осложняющие жизнь стелсу даже при столкновении с малым количеством нестелсовых противников.

Да, в габариты основного радара истребителя невозможно вписать способность работы с длинными волнами. Но сам-то самолёт достаточно большой. Последние несколько лет на авиасалонах наши конструкторы регулярно демонстрируют радары L-диапазона, устанавливаемые в переднюю кромку крыла самолёта. Из них можно сформировать линейный массив приёмо-передающих модулей порядка 10 метров и более в ширину. Такая антенна вполне сможет работать пеленгатором в длинноволновом диапазоне, формируя достаточно узкий сектор направленного излучения.И обнаруживать даже малозаметную для коротких волн цель с достаточной, как минимум до нескольких километров, точностью. А значит, пилот самолёта будет предупреждён о том, что действует стелс, и будет весьма точно знать, в какой районе он находится. Предупреждён - значит, вооружён.

В теории, несколько самолётов, оснащённых такими антеннами, разнесённые на сотни метров друг от друга, смогли бы вычислять положение и параметры движения стелс-цели с точностью, достаточной для выведения на неё ракеты с ИК-наведением на расстояние, где уже надёжно сработает ИК-головка. На практике же даже знание о присутствии стелса и его примерной позиции позволят квалифицированному пилоту вынудить стелс ради уверенного поражения цели подойти на расстояние, где малая заметность для радара потеряет своё значение и уступит место ИК-диапазону, а строго выдерживать выгодные ракурсы с точки зрения собственной ЭПР для стелса станет невозможным.

Суть технологии «стелс“ состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок» — порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены. [3]

Стелс во второй мировой войне

Любая война является огромным толчком к техническому развитию. Гонка вооружений приводит, в свою очередь, к всплеску инноваций, которые проникают во все сферы и мирной жизни. Вторая мировая война стала не только одним из самых ужасных исторических событий Нового Времени, но и катализатором для многих технических новинок, которыми мы пользуемся и до сих пор. Не все разработанное в то время вооружение успело увидеть свет. Некоторые проекты так и остались незавершенными, а их авторы — несправедливо забытыми. Одним из подобных стал первый в мире стелс-самолет, который разрабатывали немецкие специалисты. Модель Horten Ho IX, поднимись она в небо на боевое дежурство, вполне могла бы переломить весь ход войны. 

 Создатели первого в мире самолета с корпусом «летающее крыло», братья Вальтер и Реймар Хортены, были прирожденными авиаторами. Влюбленные в небо конструкторы со скепсисом смотрели на современные им самолеты, считая, что существующая форма не совершенна и не дает пилоту полной власти над машиной. Хортоны начали разрабатывать свой проект еще на гражданке, а продолжили уже в Люфтваффе, где их изыскания встречали вполне благодушно. Убрать все лишнее еще в 1931 году, талантливые братья разработали и выпустили в небо свой первый планер по патентованной схеме. Вполне успешный Hörten I стал их пропуском в конструкторское бюро Люфтваффе, хотя прочие инженеры энтузиазма Хортенов, мягко говоря, не разделяли. Те же настаивали на том, что чистое крыло определенной формы будет встречать гораздо меньшее аэродинамическое сопротивление, чем крыло формы стандартной. На одном из собраний Вальтер заявил, что в самолете вообще все, кроме крыла, является абсолютно лишней надстройкой — эта фраза вошла в историю.  Уже в 1937 году первые Hörten II увидели небо.

Следующая модель, Hörten III, стала конечным образцом, по которому и был построен таинственный самолет Люфтваффе. Конечно, он был очень далек от совершенства. Стальные трубы служили основой всей конструкции, а само крыло было деревянным. Это не помешало Hörten III с успехом выступить на нескольких соревнованиях, косвенно подтвердив правоту братьев-инженеров.

Невидимка в небе

Серийное производство Horten Ho IX подразумевало использование инновационного способа обшивки самолета. Комбинированная обшивка выглядела так: два наружных слоя из фанеры толщиной в полтора миллиметра, а между ними 12-миллиметровая прослойка из смеси опилок и древесного угля, пропитанная клеем. Этот уголь и был главным секретом конструкторов — он должен был мешать локаторам союзников видеть самолет в небе.

Характеристики Horten Ho IX

Силовая установка: 2 ТРД Jumo 004В тягой по 900 кгс Размах и площадь крыла: 16,8м и 50,8 м2, Длина самолета: 7,45 м,высота — 2,8 м Максимальный взлетный вес: 9000 кг Максимальная скорость: 945 км/ч Крейсерская скорость: 685 км/ч на высоте 10 000 Дальность полета со сбрасываемыми баками: 3150 км.

Вооружение

Модель Horten Ho IX обладала весьма внушительным набором вооружения. Рядом с двигателем были установлены целых четыре крупнокалиберных пушки МК-103, а под центральным отделением конструкторы предусмотрели место для пары бомб SC 1000, которые можно было заменить и дополнительными топливными баками. По замыслу конструкторов, этого должно было хватить, чтобы превратить Horten Ho IX в настоящего повелителя неба. Собственно, если бы проект был закончен чуть раньше, маневренность и скорость самолета могли бы сыграть ключевую роль и сделать Германию доминирующей стороной в воздухе.

Конец истории

Блистательный по задумке, первый в мире стелс-самолет с реактивным двигателем так и не увидел боя. Расположенный во Фридрихсроде завод был захвачен американскими войсками — инженеры союзников были неприятно поражены увиденной машиной, которая могла доставить войскам огромные неприятности. Разобранные по частям модели Horten Ho IX увезли в США. На эту конструкцию, судя по всему, и опирались местные создатели знаменитого стелса Нортроп B-2 Спирит, также использующего конструкцию одного крыла. [4]

Современные разработки самолётов Стелс

B-2: американский «дух»

F-117: американский «хромой гоблин»

F-22: американский «Раптор»

F-35: американская «молния»

Т-50: российская невидимка

J-20: китайский «могучий дракон»

Х-2: японская «душа»

Изобретатель Петр Уфимцев

Петр Яковлевич Уфимцев принадлежал к поколению «детей войны». Он родился в 1931 году в далеком селе Усть-Чарышская Пристань на Алтае. В свое время туда переселился его отец – крестьянин. В 1934 году, когда Пете было три года, отца раскулачили и репрессировали, он сгинул где-то в лагерях. Детство без отца было нищим и голодным: из-за нехватки витаминов у Петра прогрессировала близорукость. Мальчик очень стеснялся носить очки, поэтому в школе не мог читать с доски и просил одноклассника дать переписать задание.

Тем не менее, несмотря на проблемы со зрением, мальчик из глухой алтайской деревни отправился поступать в вуз – на физико-математический факультет Алма-атинского государственного университета. Но из-за прогрессирующей близорукости Уфимцев перебрался в Одессу, где была офтальмологическая клиника знаменитого профессора Филатова. Пришлось перевестись в Одесский университет, который Уфимцев окончил в 1954 году по специальности «теоретическая физика».

Ученый оказался больше нужен американцам.

В Советском Союзе технологией Уфимцева почему-то не заинтересовались. Как и переводчик Денис Оверхользер, Петр Уфимцев столкнулся с непониманием со стороны советских бюрократов от науки, которые не желали вникать в суть его теории. Лишь в конце 1980-х годов, когда США уже вовсю использовали самолет «Ночной ястреб», в Советском Союзе тоже осознали преимущества технологии стелс. Но было уже поздно – наступали трагические, черные дни для советского государства. Тем более, что и отношения с вероятным противником, как считал генсек Михаил Горбачев, налаживались.

1990 год стал последним годом существования Советского Союза. В этом же году генерал армии Николай Емохонов был освобожден от должности председателя Научно-технического совета КГБ СССР и отправлен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Для Петра Яковлевича Уфимцева 1990 год также стал поворотным. Он, работавший к этому времени в Институте радиотехники и электроники Академии наук СССР, получил неожиданное приглашение приехать в Соединенные Штаты Америки – в Калифорнийский университет, в качестве приглашенного профессора электроинженерного факультета.

Недолго думая, Петр Уфимцев согласился. Когда он приехал в США, на встречу с ним пришел Денис Оверхользер – тот самый переводчик, который двадцатью годами ранее натолкнулся на монографию советского ученого. Но вскоре с Уфимцев был подписан контракт конкурентами Lockheed — Northrop Grumman. И бывший советский ученый стал работать над совершенствованием боевых возможностей американского бомбардировщика В-2. [5]

Northrop B-2 Spirit — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией «Northrop Grumman». Первый современный серийный тяжёлый самолёт со схемой «летающее крыло».

Предназначен для прорыва плотной противовоздушной обороны (ПВО) и доставки обычного или ядерного оружия. Начало полётов с 1983 года, производство прекращено в 1999 году.

J-20

Китайский военный истребитель 5-го поколения по западной классификации Chengdu J-20

является новейшим боевым самолётом КНР. Несмотря на то, что его производство ещё окончательно не завершено, можно с уверенностью говорить о том, что проводятся последние доработки в этом плане, и вероятней всего, как это и ожидалось, новый боевой истребитель поступит в ВВС КНР уже в 2017 году.

X-2 Синсин

X-2 Синсин (яп. 心神, «душа») — японский лёгкий истребитель пятого поколения

Самолёт построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы.  Пока что готов лишь один прототип, который выполнил первый полет 22 апреля 2016 года.

В настоящее время самолет находится на стадии испытаний ожидается, что боевой вариант, который получит обозначение F-3, вероятно, будет принят на вооружение Воздушных сил самообороны Японии не ранее 2030 года

Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие «стелс»-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Т-50

Су-57 (проектный индекс Т-50, по кодификации НАТО: Felon — «Преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27

Вывод

Нет еще такого самолета который не отображается на радарах. Но развитие не стоит на месте, и к скорому времени могут появиться такие самолеты.

Современные самолёты со Стелс технологией прекрасно видны в оптическом диапазоне, ближнем ИК, дальнем ИК, а также в радиоволнах длиннее одного метра. В радиоволнах менее одного метра они не невидимы, а всего лишь менее заметны. Однако технологии снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах не стоят на месте. В 2018 году специалистами Государственного научного центра Российской Федерации «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина» создана наноразмерная металлооптическая композиция для авиационного остекления которая позволяет существенно уменьшить радиус обнаружения самолета увеличивается поглощение волн от радиолокационных станций с 40 до 80%»

 Ведутся работы по созданию метаматериалов с заданными ранее не существующими свойствами, например метаматериалы с отрицательным показателем преломления, они идеальны для маскировки объектов, так как их невозможно обнаружить средствами радиоразведки.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что до создания полностью невидимого самолёта в обозримом будущем технологий ещё не придумано. Но для снижения заметности в частности в радиолакационном и инфракрасном диапозонах уже существуют методы значительного снижения заметности за счет применения композитных материалов, нанопокрытий и создания метаматериалов.  

Источники информации:

  1. https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Стелс-технология&stable=1
  2. https://interesnye-istorii.in.ua/stealth/ 
  3. https://bulochnikov.livejournal.com/1987319.html 
  4. https://fishki.net/3388983-pervyj-v-mire-samolet-nevidimka-sekretnyj-proekt-rejha.html 
  5. https://topwar.ru/162805-russkij-stels-kto-razrabotal-tehnologiju-samoleta-nevidimki.html 
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (29.12.2021) | Автор: Леонов Кирилл Андреевич E W
Просмотров: 519 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1770)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Эжиев Руслан Мухаммедович (624)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024