ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В. А. Казакова»
Широков Е.М., студент 2 курса ЖАТ
shirokov.evgenii1337@gmail.com
Научный руководитель: Чистопрудова М.И.
Самолёты будущего Роберта Бартини
Краткая биографическая справка
Роберт Бартини родился в Италии в 1897 году, в семье аристократа. В 1915 году вступил в армию. Попал в русский плен, а в 1920 вернулся на родину. В 1923 мигрировал в СССР по политическим причинам.
Первый самолёт
Бартини разработал более 60 проектов, но в своей работе мы рассмотрели три из них. Неудивительно, что такой ищущий ум вроде Бартини проявил себя в первом же проекте — «Сталь-6» (1933) — машина, развивающая до 420 км/ч, когда доступные в то время аналоги с трудом достигали 290 км/ч. Бартини применил множество новаторских решений, благодаря чему проект можно назвать революцией в авиации:
- Классическая в то время бипланная схема стала монопланной;
- Принципиально новая система водяного охлаждения двигателя с конденсаторами пара в крыльях;
- Кабина пилота почти не выступала за пределы фюзеляжа;
- Первая в истории разработка системы убирающегося шасси.
Это мог быть лучший истребитель ВВС — но военные его не принимают, ведь фамилия Бартини никому неизвестна.
Следующие разработки
Один из самых грандиозных проектов Бартини — первый дальний сверхзвуковой бомбардировщик-гидроплан А-57 (1957). Он отличался максимальной скоростью порядка 2,5 тысяч километров в час, а его максимальная дальность составляла почти 14000 километров. С 1957 года Бартини разработал два варианта своего самолета:
- С 3-х тонной термоядерной бомбой в бомбоотсеке;
- С закреплённым на верхней задней части двухмоторным реактивным самолетом Цыбина 2РС (1955).
Помимо А-57 Бартини представил еще два новых проекта. Несмотря на некоторые отличия от предыдущего, по сути, они являлись уменьшенными копиями предыдущих самолетов, число двигателей в которых было сокращено до двух.
Одна из этих машин предназначалась для применения в качестве стратегического бомбардировщика среднего радиуса действия Е-57, однако вместо проекта этого сверхзвукового самолета предложили использовать стратегический бомбардировщик Туполев Ту-95 (1955). Другая машина предназначалась для применения в качестве фронтального бомбардировщика (Ф-57).
От всех этих машин отказались.
Что же касается свернутых разработок, то по некоторым из этих проектов были построены только единственные экземпляры прототипов, например M-50 Мясищева (1959) и Т-4 Сухого (1972). Все остальные остались только на бумаге.
Однако новейшее и сверхсовременное треугольное крыло, приспособленное к полету на скоростях порядка 2,5 М, отличалось столь высокими и перспективными характеристиками, что не могло бесследно кануть в Лету - крыло Бартини оказало значительное влияние на создание аналога, который позднее был с успехом применен на советском гражданском реактивном сверхзвуковом лайнере Туполева Ту-144 (1963).
Последнее творение
В начале 60-х годов появляется проблема подводных лодок с ядерными ракетами на борту. Бартини решает взяться за эту проблему — в 64-ом он предлагает схему вертикально взлетающей амфибии — ВВА, о подобном проекте никто даже не задумывался. По замыслу конструктора этот самолет должен взлетать и приводняться вертикально или с укороченным пробегом и разбегом, после взлета, используя воздушную подушку, разгоняться до нужной скорости. А садиться ВВА мог не только на воду, но и на сушу. В министерстве обороны проект получает одобрение — так появляется самолет-амфибия ВВА-14 — последнее воздушное судно Роберта Бартини.
В 72-ом году происходит первый полет – машина успешно взлетает, правда, не хватает двигателей Лотарева РД-36 для вертикального взлета – их производство так и не было налажено.
Это единственный из его реактивных самолетов, который был построен и поднялся в воздух. Однако будущего у ВВА не было — 6 декабря 1974 года в Москве в своей квартире скончался от инфаркта Роберт Орос ди Бартини. Это считается последним творением конструктора, однако в проектах у него еще была машина весом в две с половиной тысячи тонн, — летающий авианосец. Бартини был глубоко убежден, что за такими машинами будущее авиации.
После смерти Бартини в его квартире было найдено завещание, оно называется «Моя воля»: «все мои бумаги, фотографии запаять в цинковый ящик и не раскрывать до 2197 года» — в этот год исполнится 300 лет со дня рождения конструктора. Без сомнений, Бартини надеялся, что потомки поймут и воплотят его идеи.
Вывод
Проанализировав источники информации и изучив некоторые проекты, мы убедились, что самолеты Бартини опередили своё время за счет нестандартных технических решений и уникального конструкторского мышления. И хоть немногие схемы Бартини были приняты, его вклад в развитие советского авиации велик: его учениками называют себя конструктор ракетных систем Сергей Королев и генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов. Его проекты обладали превосходящими аналоги характеристиками, но из-за своего иностранного происхождения, малой известности и большого влияния других ОКБ он не смог показать свои разработки в деле. В конструкциях будущих самолетов наверняка воплотятся идеи, предложенные Бартини.
Список источников
- Джузеппе Чампалья. Жизнь и самолеты Роберта Бартини. ВИАМ, 2016, — 220 с.
- Самолеты Р.Л. Бартини. Н.В. Якубович, – М.: РУСАВИА, 2006, — 108 с.
- Уголок неба. Статья от 2020 г. — «ВВА-14». Источник http://airwar.ru/enc/xplane/vva14.html#LTH
|