Пятница, 02.12.2022, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцатая олимпиада посвящена 100-летию со дня образования гражданской авиации в СССР
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

Самолёты будущего Роберта Бартини

ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В. А. Казакова»
Широков Е.М., студент 2 курса ЖАТ
shirokov.evgenii1337@gmail.com
Научный руководитель: Чистопрудова М.И.

Самолёты будущего Роберта Бартини

Краткая биографическая справка

Роберт Бартини родился в Италии в 1897 году, в семье аристократа. В 1915 году вступил в армию. Попал в русский плен, а в 1920 вернулся на родину. В 1923 мигрировал в СССР по политическим причинам.

Первый самолёт

Бартини разработал более 60 проектов, но в своей работе мы рассмотрели три из них.  Неудивительно, что такой ищущий ум вроде Бартини проявил себя в первом же проекте — «Сталь-6» (1933) — машина, развивающая до 420 км/ч, когда доступные в то время аналоги с трудом достигали 290 км/ч. Бартини применил множество новаторских решений, благодаря чему проект можно назвать революцией в авиации:

  1. Классическая в то время бипланная схема стала монопланной;
  2. Принципиально новая система водяного охлаждения двигателя с конденсаторами пара в крыльях;
  3. Кабина пилота почти не выступала за пределы фюзеляжа;
  4. Первая в истории разработка системы убирающегося шасси.

Это мог быть лучший истребитель ВВС — но военные его не принимают, ведь фамилия Бартини никому неизвестна.

Следующие разработки

Один из самых грандиозных проектов Бартини — первый дальний сверхзвуковой бомбардировщик-гидроплан А-57 (1957). Он отличался максимальной скоростью порядка 2,5 тысяч километров в час, а его максимальная дальность составляла почти 14000 километров. С 1957 года Бартини разработал два варианта своего самолета:

  1. С 3-х тонной термоядерной бомбой в бомбоотсеке;
  2. С закреплённым на верхней задней части двухмоторным реактивным самолетом Цыбина 2РС (1955).

Помимо А-57 Бартини представил еще два новых проекта. Несмотря на некоторые отличия от предыдущего, по сути, они являлись уменьшенными копиями предыдущих самолетов, число двигателей в которых было сокращено до двух.

Одна из этих машин предназначалась для применения в качестве стратегического бомбардировщика среднего радиуса действия Е-57, однако вместо проекта этого сверхзвукового самолета предложили использовать стратегический бомбардировщик Туполев Ту-95 (1955). Другая машина предназначалась для применения в качестве фронтального бомбардировщика (Ф-57).
От всех этих машин отказались.          

Что же касается свернутых разработок, то по некоторым из этих проектов были построены только единственные экземпляры прототипов, например M-50 Мясищева (1959) и Т-4 Сухого (1972). Все остальные остались только на бумаге.

Однако новейшее и сверхсовременное треугольное крыло, приспособленное к полету на скоростях порядка 2,5 М, отличалось столь высокими и перспективными характеристиками, что не могло бесследно кануть в Лету - крыло Бартини оказало значительное влияние на создание аналога, который позднее был с успехом применен на советском гражданском реактивном сверхзвуковом лайнере Туполева Ту-144 (1963).

Последнее творение

В начале 60-х годов появляется проблема подводных лодок с ядерными ракетами на борту. Бартини решает взяться за эту проблему — в 64-ом он предлагает схему вертикально взлетающей амфибии — ВВА, о подобном проекте никто даже не задумывался. По замыслу конструктора этот самолет должен взлетать и приводняться вертикально или с укороченным пробегом и разбегом, после взлета, используя воздушную подушку, разгоняться до нужной скорости. А садиться ВВА мог не только на воду, но и на сушу. В министерстве обороны проект получает одобрение — так появляется самолет-амфибия ВВА-14 — последнее воздушное судно Роберта Бартини.

В 72-ом году происходит первый полет – машина успешно взлетает, правда, не хватает двигателей Лотарева РД-36 для вертикального взлета – их производство так и не было налажено. ­

Это единственный из его реактивных самолетов, который был построен и поднялся в воздух. Однако будущего у ВВА не было — 6 декабря 1974 года в Москве в своей квартире скончался от инфаркта Роберт Орос ди Бартини. Это считается последним творением конструктора, однако в проектах у него еще была машина весом в две с половиной тысячи тонн, — летающий авианосец. Бартини был глубоко убежден, что за такими машинами будущее авиации.

После смерти Бартини в его квартире было найдено завещание, оно называется «Моя воля»: «все мои бумаги, фотографии запаять в цинковый ящик и не раскрывать до 2197 года» — в этот год исполнится 300 лет со дня рождения конструктора. Без сомнений, Бартини надеялся, что потомки поймут и воплотят его идеи.

Вывод

Проанализировав источники информации и изучив некоторые проекты, мы убедились, что самолеты Бартини опередили своё время за счет нестандартных технических решений и уникального конструкторского мышления. И хоть немногие схемы Бартини были приняты, его вклад в развитие советского авиации велик: его учениками называют себя конструктор ракетных систем Сергей Королев и генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов. Его проекты обладали превосходящими аналоги характеристиками, но из-за своего иностранного происхождения, малой известности и большого влияния других ОКБ он не смог показать свои разработки в деле. В конструкциях будущих самолетов наверняка воплотятся идеи, предложенные Бартини.

Список источников

  1. Джузеппе Чампалья. Жизнь и самолеты Роберта Бартини. ВИАМ, 2016, — 220 с.
  2. Самолеты Р.Л. Бартини. Н.В. Якубович, – М.: РУСАВИА, 2006, — 108 с.
  3. Уголок неба. Статья от 2020 г. — «ВВА-14». Источник http://airwar.ru/enc/xplane/vva14.html#LTH
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (30.11.2021) | Автор: Широков Евгений Максимович E W
Просмотров: 289 | Теги: бартини, авиация, самолеты, конструктор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (37583)
Щур Илья Андреевич (26467)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (24519)
Миргазетдинова Розалия (24176)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (23775)
Кондратенко Анна Геннадьевна (22138)
Надежин Никита (21663)
Зиннатуллин Альмир Альбертович (19806)
Перемота Алексей Юрьевич (18181)
Кузьминова Анастасия Олеговна (18150)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2022