Павел Сергеевич Григорьев, 12 лет, город Липецк, Российская Федерация
Малозаметные самолёты в России и в мире
План:
1. Ведение
2.1 Первые невидимки в СССР
2.2 Создатели сталь-6
3.1 Немецкие технологии
3.2 о создателе хо-229
4. Разница с современными невидимками
5. Американский F-117
6. Новые технологии
7. Вывод
8. Источники
Ведение
Со времён Второй мировой войны в мире развиваются самолёты невидимки. Чтобы можно было неожиданно нападать на врага или без проблем проводить разведки, нужен был способ скрыть самолёт от врага, а потом и от радаров.
Цель работы: изучить историю создания и развития самолетов невидимок в мире. Выяснить, есть ли необходимость в stealth-технологиях.
Гипотеза: нужны ли stealth-технологии в современном мире? Будут они развиваться дальше?
2.1 Первые невидимки в СССР
Первый в прямом смысле невидимка был создан 1936 году («Сталь-6»). В СССР любая технология была секретна, но после тестирования этого самолёта об этом тут же сообщил журнал «Изобретатель и рационализатор.
По его словам, на летное поле из специального ангара выкатили ярко блестевший на солнце самолет, сильно напоминавший У-2. Следом за ним из соседних ангаров появились два И-16.
Самолет было отлично видно в синем небе. Но вот он выпустил струю газа и в следующее мгновение медленно растворился в воздухе.
2.2 Создатели Сталь-6
Авторами этого необычного проекта стали: известный в СССР авиаконструктор Роберт Бартини и профессор Академии Сергей Козлов.
Роберт Людвигович Бартини: итальянский аристократ уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. В 1932 году в СНИИ были начаты проектные работы по самолёту «Сталь-6», на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч.
3.1 Немецкие технологии
Из-за того, что у Германии были технологии не хуже, чем у СССР, они смогли изобрести самолёт который чуть не изменил историю войны, но было уже поздно.
После появления радаров срочно были начаты работы по уменьшению эффективной поверхности рассеивания радиосигнала летательных аппаратов, приведших в финале к появлению группы технологий «стелс» (от английского stealth — обманывать, вводить в заблуждение).
В 1945 году изобрели самолёт летающее крыло HO-229 (хо-229) Сверхскоростной бомбардировщик-невидимка с размахом крыла около 16 метров и длинной 7 метров. Он способен нести боевую нагрузку в 10 000 фунтов (4500 кг) на 10 000 миль (16 000 км).
Оказалось, что помимо прочих преимуществ летающее крыло, не имеющее выступающих частей и сопрягаемых плоских поверхностей, легко оптимизировать для снижения радиолокационной заметности самолета.
Выяснилось, что радиолокационная заметность макета Но-229, на высоте 15–30 метров примерно на 20% ниже, чем у аэропланов обычной схемы. Например локатор англичан засек бы Messerschmitt Bf.109 на дальности 160 км, а Ho-229 — лишь после 129 км от самолёта и ближе.
3.2 О создателе Хо-229
Джон Нортроп начал свою карьеру авиационного инженера, работая в компании «Loughead Aircraft Manufacturing». С 1916 года Первым самолетом, созданным Нортропом, стал «Loughead S-1» он воплотил в себе последние достижения такие как закрылки и фюзеляж-монокок из клееной фанеры. В 1928 году.
Нортроп основал собственную авиастроительную компанию Avion, однако уже спустя два года был вынужден продать её United Aircraft and Transport Corporation. Спустя еще два года, в 1932 году, при поддержке Дональда Дугласа, Нортроп основал новую компанию Northrop Corporation в городе Эль Сегундо, штат Калифорния.
Джек Нортроп умер 18 февраля 1981 года, не дожив восемь лет до запуска «Спирита» в производство.
4. Разница с современными невидимками
Япония становится 4 страной в мире имеющая технологии невидимых самолётов. В марте 2016 года в Японии завершили испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X (ATD 10)
Построенный ATD-X является относительно небольшим самолетом с нормальным взлетным весом 13 тонн, общей длиной более 14 м и размахом крыла около 9 м.
В зависимости от результатов его испытаний, а также финансовых и политических условий, в дальнейшем военным руководством Японии будет принято решение о возможности разработки на базе ATD-X полноценного истребителя пятого поколения под новым названием F-3. Однако поступление такового на вооружение не возможно ранее 2027 года.
Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Германия и США. Наличие "стелс"-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.
Сейчас разницу между самолётами невидимками можно назвать большой, они стали выглядеть не как большие пластины или кукурузники с распылителем, их форма значительно изменилась и сейчас они выглядят как космические корабли.
5. Американский F-117
Есть ещё 1 космический невидимка из США под названием F-117, который стал победителем в конкурсе секретных проектов экспериментальной технологии невидимок.
Оснащенный турбореактивными двигателями самолет впервые поднялся в воздух в декабре 1977 г. с базы Грум Лэйк в штате Невада. Вылетело два образца самолета для отработки различных вариантов экспериментальной технологии. Хоть оба самолета и потерпели катастрофы в 1978 и 1980 годах, но многообещающие результаты испытаний привели к разработке двух полномасштабных образцов YF-117A-LO, за которыми последовали 57 серийных самолетов F-117A. Самолет был объявлен действующим в 1983 г., но для соблюдения секретности программы самолет взлетал только ночью с секретной базы. Только в конце 1989 г., когда программу, наконец, окончательно рассекретили, самолет начал свои полеты в дневное время. F-117 — это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей.
6. Новые разработки
Международный коллектив специалистов разработал «теорию невидимости», которая может лечь в основу стелс-технологий нового уровня.
Российские учёные НИТУ «МИСиС», НТЦ УП РАН совместно с итальянскими коллегами из Политехнического университета Турина в рамках проекта ANASTASIA представили новую теорию, которая может лечь в основу стелс-технологий нового уровня. Предложенная маскировка базируется не на существующем принципе поглощения направленного на объект сигнала радара не отражаться, не поглощаться, а на возможности проходить через объект насквозь, как будто на пути сигналов ничего нет.
Объекты пропускают сигнал насквозь благодаря возбуждению особого состояния электромагнитных полей.
Как отмечают авторы работы, результаты которой опубликованы в журнале OpticsExpress, новая технология способна маскировать не только крупную военную технику, но и микро и наноразмерную электронику.
Но стелс-маскировка, используемая сегодня, далека от совершенства. Такое покрытие дорогостоящее, а для более эффективной работы ему нужна максимально ровная поверхность – в результате в самолетах, например, приходится жертвовать аэродинамическими характеристиками аппарата. При этом поглощаемый сигнал всё равно создаёт "тень" – небольшой отклик, который могут засечь более совершенные системы локации. В перспективе учёные намерены развить созданную модель также и для компенсации не только электрического, но и магнитного момента.
Вывод
Если посмотреть на авиа-базы или хотя бы на фото современных самолетов, можно не заметить, что все они уже являются скрытными от радаров. Например в России популярные самолёты это реактивные су-30 или як-130. На первый взгляд никто не догадается что это самолёт stealth-технологий.
Получается, что малозаметные самолёты очень важны. В войне их будут использовать, наверно, уже всегда. stealth-технологии востребованы и будут совершенствоваться в будущем.
Пример новейшего самолёта невидимки
8. Источники
2.1 Источник: Первый самолет-невидимка был создан в СССР - Русская семерка (russian7.ru) (о самолёте)
2.2 Источник Первый самолет невидимка был создан в СССР - Рамблер/новости (rambler.ru) (кто автор) и Бартини, Роберт Людвигович — Википедия (wikipedia.org) (о нём)
3.1 Источник: История самолета-невидимки (fishki.net)
3.2 Источник Нортроп, Джон Кнудсен — Википедия (wikipedia.org)
4. Источник: Видимые невидимки: самые известные самолеты-стелс (fishki.net) и Первый образец японского демонстратора перспективного истребителя ATD-X - bmpd — LiveJournal
5. источник: Lockheed F-117A Nighthawk. Малозаметный тактический ударный самолет (topwar.ru)
6. Источник: https://www.techinsider.ru/weapon/news-561734-rossiyskie-uchyonye-predlozhili-novyy-sposob-delat-tehniku-nevidimoy/
|