Понедельник, 14.10.2024, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцать первая олимпиада (2023/24 уч.год)

Может ли один учёный или организатор изменить ход развития авиастроения или авиастроительного предприятия (на примере конкретной личности)?

Автор: Злыденный Андрей Николаевич
Возраст: 17 лет
Место учебы: КГАПОУ "Пермский авиационный техникум им. А.Д.Швецова"
Город, регион: Пермь, Пермский край
Руководители: Архипова Лилия Галинуровна, Зинатова Ольга Михайловна, КГАПОУ "Пермский авиационный техникум им. А.Д.Швецова"

Может ли один учёный или организатор изменить ход развития авиастроения или авиастроительного предприятия (на примере конкретной личности)?

План:

Введение
1 Швецов Аркадий Дмитриевич
2 Павел Александрович Соловьёв
3 Александр Александрович Иноземцев
Заключение

Введение

Цель:  выяснить может ли один учёный или конструктор-организатор повлиять на судьбу авиации.

Задача:

  • выделить конструкторов-учёных, повлиявших на развитие авиадвигателестроения в России и в Пермском крае;
  • проследить процесс становления этих специалистов, как конструкторов и учёных;
  • изучить их вклад в развитие авиационной промышленности.

История авиационных двигателей в России началась с поршневого двигателя. Одним из конструкторов, создавших поршневой двигатель с воздушным охлаждением, стал Аркадий Дмитриевич Швецов, который в дальнейшем создал на основе данного двигателя серию. Швецов был основателем Пермской школы авиамоторостроителей. Продолжил его дело в области двигателестроения и спроектировал первый двухконтурный реактивный двигатель Павел Александрович Соловьев. Учеником Соловьева и последователем его дела стал Александр Александрович Иноземцев. Группа конструкторов под руководством этих специалистов-учёных образует Пермскую школу авиадвигателестроения.

1  Швецов Аркадий Дмитриевич

Аркадий Дмитриевич Швецов (см. рисунок 1)— один из старейших конструкторов авиационных двигателей нашей страны. Он родился в 1892 г. в посёлке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда  Пермской губернии и окончил Алексеевское реальное училище в Перми. В этом городе прошла большая часть его конструкторской деятельности. Как и многие интересовавшиеся в ту пору авиацией, А. Д. Швецов поступил в МВТУ, но учебу вынужден был прервать, поскольку не имел средств продолжать обучение. И только при Советской власти, в 1921 г., он получил диплом инженера.

Швецов работал с 1922 по 1930 в конструкторском бюро Московского завода «Мотор», возглавлял техническое бюро на авиационном заводе, был главным инженером. Первый двигатель, спроектированный Швецовым – это двигатель с водяным охлаждением М-8, на котором при испытаниях был обнаружен ряд дефектов и поэтому он не пошёл в серию.

Работа над М-8 подтолкнула Швецова к созданию более совершенного мотора с воздушным охлаждением – это пяти цилиндровый звездообразный мотор М-11 мощностью 100 л.с. (рисунок 1). В 1925-1926 гг. двигатель прошёл госиспытания, а в 1927 г. на заводе «Мотор» началось его серийное производство. За создание М-11 (см. рисунок 2) Аркадия Дмитриевича наградили золотыми часами с гравировкой: «Первому конструктору первого советского авиамотора тов. Швецову».

Создание М-11 оказалось поистине бесценным результатом. В дальнейшем этим мотором оснащались десятки типов опытных самолётов и немало серийных. В 1927 году выпущенный под руководством Швецова  двигатель М-22 привлёк внимание авиаконструктора А.Н.Туполева. Был построен опытный истребитель АНТ-5, который поступил в серийное производство.

В апреле 1934 г. Швецов снова вернулся на родную пермскую землю, и с этого времени жизнь его и деятельность конструктором до конца дней были связаны с Пермским моторостроительным заводом №19, который был запущен 1 июня 1934 г. На пермском заводе №19 Швецов стал техническим директором и главным конструктором.  Позже был собран и испытан первый авиационный двигатель М-25, созданный на базе мотора воздушного охлаждения М-11

В январе 1935 года начался серийный выпуск мотора М-25, а в конце 30-х годов начали выпускать отечественные двигатели конструктора Аркадия Швецова: М-62, М-63, М-62ИР (с 1944 г. им были присвоены индексы АШ) — стали сердцами советских истребителей, бомбардировщиков И-16, И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и других.

Двигатель М-62 серийно производился в СССР и России более 50 лет, выпускался в различных вариантах и использовался на самолётах Ан-2. Дальнейшим развитием двигателя М-62 стал звездообразный 9- цилиндровый двигатель М-63.

Технический директор и главный конструктор А. Д. Швецов организовал в составе завода конструкторское бюро, которое 11 декабря 1939 постановлением правительства выделено в самостоятельное предприятие: отраслевое конструкторское бюро или ОКБ-19, позднее «Моторостроительное конструкторское бюро», а в настоящее время — это «ОДК-Авиадвигатель».

В 1940 г. в отраслевое конструкторское бюро ОКБ-19 (бывший моторостроительный завод №19) приходит Павел Александрович Соловьёв по начало А.Д. Швецова (см. рисунок 3).

В 1940-е годы ОКБ-19 под руководством Швецова, разработало целый ряд поршневых двигателей воздушного охлаждения семейства АШ, мощность которых последовательно возрастала. Они представлены в таблице 1 и на рисунке 4.

В заключение следует указать, что в период применения, как в военной, так и в транспортной авиации поршневых авиационных двигателей Аркадий Дмитриевич Швецов был одним из выдающихся отечественных конструкторов, который в трудное для страны время сумел организовать высококвалифицированный коллектив и качественные моторы. Память его увековечена:

  • в наименованиях двигателей;
  • в названии Пермского авиационного техникума, расположенного в здании бывшего Алексеевского реального училища, которое окончил А.Д. Швецов;
  • в названии улицы города Перми;
  • в сквере имени М.И.Субботина около «ОДК-Авиадвигатель» (см. рисунок 5) и на его родине в г. Нижние Серги стоит памятник А. Д. Швецову.

Аркадий Дмитриевич Швецов - доктор технических наук, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий имеет награды: орден Трудового красного Знамени; пять орденов Ленина; орден Кутузова первой степени и Суворова второй степени.

2  Павел Александрович Соловьёв

На смену А. Д. Швецова пришёл и продолжил путь своего учителя Павел Александрович Соловьёв (рисунок 6).

Соловьёв П.А. родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Ивановской области в крестьянской семье, окончил 9 классов средней школы и поступил в Рыбинский авиационный институт.

С апреля 1940 года П.А. Соловьев приступил к работе в пермском ОКБ-19 в должности конструктора, затем стал начальником конструкторской бригады, после - ведущим конструктором, а в 1948 году назначен заместителем главного конструктора. В 1953 году после ухода из жизни Швецова, он становится Главным конструктором ОКБ -19.

С приходом П.А. Соловьева к руководству ОКБ-19 в авиационном моторостроении начался переходный период, когда на смену поршневым двигателям пришли турбореактивный (ТРД) и турбореактивный двухконтурный двигатели (ТРДД). По инициативе П. А. Соловьёва В 1958 г. был создан первый отечественный двухконтурный газотурбинный двигатель Д-20П (см. рисунок 7), который до сих пор является основой для всех ТРД. По техническим и эксплуатационным характеристикам он значительно опережал аналогичные разработки на Западе и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении. Пермские реактивные двигатели приобрели славу самых надёжных и экономичных в стране. Уже в 80-е годы более 60 % всех пассажирских самолётов  в Советском Союзе, летавшие на двигателях НК (конструктор Н. Д. Кузнецов), были заменены на двигатели П.А. Соловьёва.

Позже под руководством Соловьёва создан двигатель Д-30КУ, который в количестве 4 шт. устанавливали на Ил-62 М (см. рисунок 8), это позволяло при отказе одного из двигателей самолету продолжить взлет и набор высоты. Впервые в СССР на крайних двигателях находился реверс тяги, который служил для сокращения пробега.

Благодаря повышению топливной эффективности, ремоторизированный Ил-62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелёты по территории России, а также в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.

В 1967 г. под руководством П. А. Соловьёва в Перми спроектирован двигатель Д-30КП для военно-транспортного самолёта Ил -76.

В 1979 г. под руководством П. А. Соловьёва разработан и внедрён в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой для тяжёлого истребителя-перехватчика МиГ-31.

В 1981 г. П. А. Соловьёв назначен генеральным конструктором Моторостроительного конструкторского бюро, которым был создан двигатель Д-90А. Впоследствии ему был присвоен индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьёв). В настоящее время двигатели семейства ПС-90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту-204/214, Ил-96 300/400, Ил-76ТД/МД90/А и др., а также на газоперекачивающие установки (ПС-90ГП).

Авиалайнеры с двигателями пермского КБ надёжны, безопасны, соответствуют всем современным и перспективным экологическим нормам и могут без ограничений летать во все страны мира.

В 1979 году началась разработка двигателя ПС-90А, в которой учувствовал А.А. Иноземцев, появившийся в команде П.А. Соловьева в 1973 г., ПС-90А был установлен на самолёт Ил-96-300 для сертификационных испытаний двигателя. Первый полёт Ил-96-300 с двигателями ПС-90А состоялся в 1988 году, а сертификат получен в 1992.

ПС-90А поднимают в небо самолёты Президента и Председателя правительства РФ.

Под руководством П. А. Соловьёва был создан первый в мире газотурбинный вертолётный двигатель Д-25В для тяжёлых вертолётов Ми-6 и Ми-10 (см. рисунок 9). Разработанный для силовой установки Ми-6 и Ми-10 редуктор Р-7 в течение четверти века оставался непревзойдённым в мировом двигателестроении и послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне предприятие АО «Редуктор-ПМ»)

Под руководством Соловьева, был разработан целый ряд турбореактивных двигателей, мощность которых последовательно возрастала. Они представлены в таблице 2 и на рисунках 10, 11.

Павел Александрович Соловьев - доктор технических наук, профессор  Пермского политехнического института, член-корреспондент Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР имеет почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», награждён: четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью За трудовую доблесть, двумя почётными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, нагрудным знаком «Почётный авиастроитель», Почётный гражданин Перми.

Павел Александрович Соловьев выработал методологические приемы и стратегические концепции, которые определили успешный и широкий выход в 60-е – 80-е годы на гражданский и военный рынок пермских двигателей Д‑20П, Д‑30, Д‑30КУ/КП, Д‑30Ф6, ПС‑90А и их модификаций в условиях жесткой конкуренции.

Память П.А. Соловьева увековечена:

  • в наименовании двигателя;
  • в названии улицы города Перми;
  • в названии Рыбинского авиационного технического университета;
  • в названии одного из самолётов МиГ-31 авиационного гарнизона «Сокол»;
  • в сквере имени М.И.Субботина около «ОДК-Авиадвигатель» (см. рисунок 12) и в г. Рыбинск стоит памятник П.А. Соловьеву.

3  Александр Александрович Иноземцев

Приемником П.А. Соловьева в области авиадвигателестроения стал А.А. Иноземцев, который с 1997 года назначен генеральным конструктором ОАО «Авиадвигатель».

Александр Александрович Иноземцев родился в 1951 году в городе Камышин Волгоградской области. С 1973 года работает в Моторостроительном КБ (сегодня АО «ОДК-Авиадвигатель»), где прошёл путь от инженера-конструктора до генерального директора — генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель».

Иноземцев А.А. продолжал испытывать и доводить двигатель ПС-90А, разрабатывать и сертифицировать модификации данного двигателя: ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А3, ПС90А-76.

Под руководством А.А. Иноземцева был разработан проектный двигатель ПД-8, успешная реализация которого позволит обеспечить технологическую независимость России на десятилетия вперед.

Иноземцевым А.А. в широкой кооперации с ведущими предприятиями авиационной отрасли реализован прорывной проект государственного масштаба – турбореактивный двигатель нового поколения ПД-14 (см. рисунок 14) для ближнесреднемагистральных самолетов типа МС-21. Полностью отечественный базовый двигатель семейства – ПД-14 – сертифицирован Росавиацией в 2018 году, а в декабре 2020 года совершил свой первый полет на крыле самолета МС-21-310.

В 2016 г.  началась разработка ПД-35 - двигателя большой тяги, окончание разработки планируется на 2025 г., наладка серийного производства к 2028 году. Его создание поможет в реализации амбициозных проектов авиастроения нашей страны.

Александр Александрович Иноземцев – доктор технических наук, профессор Пермского политехнического университета, руководитель пермской научно-инженерной школы газотурбинного двигателестроения, академик Российский академии наук авиации и воздухоплавания, член-корреспондент Академии технологических наук Российской Федерации, имеет награды: Герой Труда Российской Федерации, Строгановская премия 2014 в номинации «За выдающиеся достижения в экономике и управлении», Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области науки и техники, Лауреат премии имени академика А. М. Люльки в области авиационной техники, Орден Почёта, Лауреат премии Пермского края 2013 года в области науки, Лауреат премии имени А. Н. Косыгина, Государственная премия Российской Федерации 2000 года в области науки и техники, Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Юбилейная медаль «100 лет гражданской авиации России», Почётный авиастроитель, Нагрудный знак «Отличник воздушного транспорта», Почётный гражданин города Перми.

Иноземцев активно занимается воспитанием молодого поколения российских инженеров-конструкторов, активно привлекает студентов и аспирантов к стажировкам на «Авиадвигателе», оказывает финансовую помощь в строительстве новых корпусов Пермского авиационного техникума, обеспечивает оборудованием и макетами учебные классы техникума.

Иноземцев А.А. является достойным продолжателем дела своих учителей Соловьева П.А. и Швецова А.Д. в авиационной промышленности и большим патриотом родного города.

Вывод

В работе дана характеристика трёх специалистов в области авиадвигателестроения, о которых можно с уверенностью сказать, что каждый из них смог сделать большой вклад в развитие и становление авиационной промышленности. Цепочка великих конструкторов эпохи «Швецов-Соловьев-Иноземцев» заложила фундаментальные основы функционирования «школы авиадвигателестроения», которая за время существования смогла подготовить не один десяток достойных конструкторов. Упорная и качественная работа последователей «школы», позволяет занимать и удерживать мировое лидерство России в авиационной промышленности.

Из плеяды конструкторов «Швецов-Соловьев-Иноземцев», всё таки, хочется выделить Аркадия Дмитриевича Швецова, поскольку именно он заложил фундаментальные принципы «школы авиадвигателестроения» и смог своим упорством, трудолюбием, интеллектуальной деятельностью изменить ход развития авиастроения в государстве и создать такое авиастроительное предприятие, которое существует 90 лет и по сей день находится в лидерах, напряженно работая, реализует с применением новейших технологий и материалов сверхвысокие параметры авиационных двигателей нового поколения, обеспечивая России место великой авиационной державы.

Источники:

  1. Александр Александрович Иноземцев. Сайт «Герои страны». – URL: Герой Труда Российской Федерации Иноземцев Александр Александрович :: Герои страны (warheroes.ru)
  2. Александр Иноземцев: Семейство двигателей нового поколения класса тяги 9-18 т – приоритет №1 / Взлёт 2009 06. plam.ru
  3. Вся жизнь — на взлёте. — Капитал-Weekly № 114 (618) от 20 июня 2007 г.
  4. Генеральная линия жизни - Авиационный портал. airspot.ru.- URL: Генеральная линия жизни - События - Новости - Авиационный портал Airspot.ru (archive.org)
  5. Грин Б. Генеральный конструктор А. Д. Швецов. — Пермь: Перм. кн. изд-во, 1964. — 104 с.
  6. Иноземцев А. А. Вклад генерального конструктора П. А. Соловьёва в развитие авиации и авиадвигателестроения // Крылья Родины. — М., 2017. —№ 5. — С. 6-16.
  7. Киселев В., Калинина Л. Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева. — Пермь, 1997. — 246 с.
  8. Павел Соловьёв. Дело жизни/ Иноземцев А. А..— Пермь: ОДК-Авиадвигатель, Медиа-Эйр, 2017. — 223 с.
  9. Швецов Аркадий Дмитриевич - биография. [ОДК «Авиадвигатель»] – URL: Швецов Аркадий Дмитриевич (avid.ru)
  10. Швецов Аркадий Дмитриевич // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 790.
Категория: Двадцать первая олимпиада (2023/24 уч.год) | Добавил: Service (30.12.2023) | Автор: Злыденный Андрей Николаевич E W
Просмотров: 381 | Рейтинг: 1.7/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024