Вторник, 15.10.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцать первая олимпиада (2023/24 уч.год)

Воздушное противостояние конструктора Лавочкина с немецкими истребителями в период Великой Отечественной войны

Автор: Протасов Кирилл Константинович
Возраст: 15 лет
Место учебы: МАОУ Лицей 48
Город, регион: г. Краснодар, Краснодарский край
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Тхорь Сергей Павлович

Воздушное противостояние конструктора Лавочкина
с немецкими истребителями в период Великой Отечественной войны

План:

Введение
Глава 1. И-301 (ЛаГГ-1)
Глава 2. ЛаГГ-3
Глава 3. Ла-5
Глава 4. Ла-7
Глава 5. Ла-9
Заключение

Введение

Относительная неожиданность начала военных действий со стороны гитлеровской Германии, а также необходимость достойного ответа на вызовы того времени обозначили острую необходимость проектирования военных истребителей, способных отразить нападение врага. Боевые столкновения советских и немецких истребителей в небе Испании, а также испытания трофейных немецких самолётов показали превосходство немецких истребителей. Результаты исследований Bf 109 отложили свой отпечаток на будущий ЛаГГ-3, в частности на самолёт устанавливался мотор, в который можно было установить мотор-пушку. Новый советский истребитель проектировался так, чтобы использовать минимальное количество дефицитного в то время металла.
В процессе своей профессиональной деятельности Лавочкин, по воле судьбы, смог поработать на авиационном заводе в Филях, в конструкторском бюро французского инженера Ришара, в бюро особых конструкций у В.А. Чижевского, у профессора Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, у создателя динамо-реактивных пушек Л.В. Курчевского, где он стал главным конструктором артиллерийского завода №38. Имея такой разнообразный опыт за плечами и постоянно находясь в поиске, в размышлениях о самолете - «Не о том, который уже летает, а о том, которого еще нет, который еще должен быть» [5, с. 8], он смог создать самолеты, которые, наряду с машинами других конструкторов, внесли большой вклад в победу над гитлеровской Германией.
Деятельность Лавочкина протекала на одном из труднейших участков самолетостроения. Он создавал самолеты-истребители, прокладывающие пути к большим скоростям и высотам. Многие его новаторские идеи не потеряли своей ценности и по сей день. [1, с. 1]

Гипотеза: техническое развитие немецких истребителей, среди прочих факторов, было одной из причин ускоренного развития советского военного самолетостроения (на примере самолетов серии Ла).

Цель: проанализировать изменения истребителей Лавочкина и сравнить их основные модификации с немецкими истребителями того времени.

Задачи:

  • изучить информацию о представителях самолетов серии Ла;
  • выявить основные вносимые изменения для обновления модификации;
  • провести сравнительный анализ с немецкими истребителями того времени.

В своей историко-исследовательской работе я рассмотрю изменения истребителей С. А. Лавочкина в период Великой Отечественной войны, а также сравню их с актуальными в тот период самолетами-противниками немецкого производства. Стоит отметить, что по государственной нумерации истребители носили тогда нечетные номера. Четные присваивались бомбардировщикам.

Эпиграф:
«Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами где-то в глубине Германии, в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним... Что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». [4, с. 240]

Глава 1. И-301

И-301 получил своё название в честь ОКБ-301, в котором разрабатывался. Согласно эскизному проекту, истребитель «К» предназначался для ведения активного воздушного боя, для поражения и уничтожения самолетов противника мощным огнем в сочетании с большей скоростью полета. [5 с.12]

Рисунок 1. И-301

Отличительной особенностью конструкции было широкое применение дельта-древесины, металл применялся крайне ограниченно, только там, где без него было не обойтись.
На самолёте стоял двигатель М-105П, мощностью 1050 Л.С., топливо располагалось в одном фюзеляжном и двух центропланных баках, что обеспечивало дальность полёта 560 км. После требования увеличить дальность были установлены два крыльевых бака. По огневой мощи И-301 превосходил все имеющиеся на тот момент советские одномоторные истребители. Вооружение самолёта состояло из 23-мм пушки ПТБ-23 с боекомплектом 81 снаряд, установленной в развале цилиндров, над мотором были установлены два 12,7-мм синхронных пулемёта Березина БС с боекомплектом 230 выстрелов на ствол.

Рисунок 2. 23-мм пушка ПТБ-23 в развале цилиндров мотора М-105П

Со своим главным на тот момент «противником» - немецким Ме-109Е (так обозначался самолет в советских документах на протяжении 50 лет, Bf 109 E-1) выходило следующее сравнение:

Таблица 1. Сравнение И-301 и Bf 109 E-1. (Данные в таблице приведены на основании источника [2 с.110-111], [3 с.153], 7)
  И-301 Bf 109 E-1
Вес, кг 2968 2605
Максимальная скорость 605 км/ч 570 км/ч
Время виража, с 25 21
Скороподъемность, м/с 14,25 17,8
Потолок, м 9600 11000
Вооружение 1х23-мм, 2х12,7-мм, 2х7,62-мм 4х7,92-мм
Дальность, км 556 660

о маневренности, скороподъёмности и потолку И-301 уступал Bf 109 E-1, Мессер был ещё и легче ЛаГГа, зато по скорости и вооружению И-301 на голову превосходил Ме 109.

Рисунок 3. Bf 109 E-1

28 марта 1940 года опытный И-301 под управлением лётчика-испытателя А. И. Никашина, успешно совершил свой первый полёт. Было построено два экземпляра И-301, которые проходили испытания в 1940-1941 годах. Первый прототип был сильно повреждён во время аварийной посадки 4 января 1941 и восстановлению не подлежал.
И-301 не принимал участия в боевых действиях, не был принят на вооружение, но был рекомендован в серию после доработок и присвоения названия ЛаГГ-1.

Глава 2. Лагг-3


Рисунок 4. ЛаГГ-3-1

ЛаГГ-3 производился с 1940 по 1941 год, за 4 года производства было выпущено 6528 самолётов всех серий. ЛаГГ-3 - низкоплан, конструкция планера цельнодеревянная, все детали соединялись клеем, обшивка выполнялась из берёзового шпона и ткани.

Таблица 2. Серии ЛаГГ-3. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  Вооружение Запас топлива, кг Другие изменения
ЛаГГ-3-1 3х 12,7-мм и 2х 7,62-мм 405 увеличены воздухозаборники
ЛаГГ-3-4 1х 20-мм, 1х 12,7-мм и 2х 7,62мм 405 скорость упала на 25 км/ч, скороподъёмность на 140 м/мин, дальность на 230 км
ЛаГГ-3-7 1х 20-мм, 1х 12,7-мм и 2х 7,62мм 340 новый мотор М-105ПА, более крупные колёса размером 650х200 мм
ЛаГГ-3-8 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 получила фотокамеру
ЛаГГ-3-11

1х 20-мм и 1х 12,7-мм
ФАБ-50, ФАБ-100, АО-25, ХАБ-25, АОХ-15, ВАП-6М, ЗАП-6, РС-82, РС-132

260
ПТБ-100 ( подвесной топливный бак на 100 литров)

сняты крыльевые баки
ЛаГГ-3-23 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 240 новый винт ВИШ-105СВ, изменено хвостовое оперение
ЛаГГ-3-28,
ЛаГГ-3-29
1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 новый двигатель М-105ПФ, мощностью 1260 л.с., восстановлены консольные баки, радиостанция РСИ-3 заменена на РСИ-4
ЛаГГ-3-34 1х 37-мм и 1х 12,7-мм 340  
ЛаГГ-3-35 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 установлены автоматические предкрылки, увеличены воздухозаборники, трубка Пито перенесена под крыло, хвостовое колесо сделано убирающимся
ЛаГГ-3-66 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 облегчённая рама, бронестекло 55мм.

В серию ЛаГГ-3 пошёл с ослабленным вооружением. В связи с ухудшением качества производства, ЛТХ самолёта тоже ухудшились. У ЛаГГ-3-8 - вооружение снова сократилось, были сняты ШКАСы. Пять самолётов серии использовались для испытаний мотор-пушек, в том числе ВЯ-23. Часть машин получила фотокамеру и использовались, как фронтовые разведчики. На ЛаГГ-3-11 были упразднены крыльевые топливные баки, что сократило запас топлива до 260 кг и дальность до 620 км. Боекомплект был немного снижен, зато появилась возможность нести ФАБ-50 и ФАБ-100, от четырёх до восьми РС-82 или РС-132, химические 25 кг бомбы и ПТБ-100. ЛаГГ-3-66 - последняя серия ЛаГГ-3, имел облегчённую раму, бронестекло доведено до 55 мм. ЛаГГ-3-66 по совокупности характеристик стал лучшим среди различных серий ЛаГГ-3, скорость 542-591 км/ч, скороподъёмность 890 м/мин.

Рисунок 5. ЛаГГ-3-11 с ПТБ-100 и РС-82

Ниже приведены сравнительные характеристики разных серий ЛаГГ-3. Исходя из таблицы можно наглядно увидеть, что на ЛаГГ-3 пытались нарастить скорость, облегчая конструкцию, ослабляя вооружение, снижая количество топлива, затем потребовалось нарастить дальность, запас топлива увеличился, конструкция стала ещё легче, а новый мотор позволил не только сохранить, но и повысить скорость самолёта.

Таблица 3. Сравнительная характеристика серий ЛаГГ-3. (Данные в таблице приведены на основании источника [3, 7, 8, 9, 10])
Параметр/Серия ЛаГГ-3-1 ЛаГГ-3-4 ЛаГГ-3-7/8 ЛаГГ-3-11 ЛаГГ-3-23 ЛаГГ-3-28/29 ЛаГГ-3-34/35 ЛаГГ-3-66
Масса
Пустого, кг 2573 2610 2560 2530 2430 2650 2480
Взлётная, кг 3340 3280 3080 3040 3160 3360 2990
Топлива, кг 405 340 260 240 340
Силовая установка
Двигатель М-105П М-105ПА М-105ПФ
ЛТХ
Скорость у земли, км/ч 500 475 460 480 500 540
Скорость на высоте, км/ч 575 550 540 550 565 560 590
Дальность, км 1100 870 705 620 570 610 650
Скороподъёмность, м/мин 735 590 620 605 730 780 685 890

ЛаГГ-3, конечно, был далеко не лучшим истребителем, сами лётчики часто негативно отзывались о нём. Не очень хорошее качество производства и технические недочёты сказывались на характеристиках машины. И всё же советским лётчикам удалось одержать на ЛаГГ-3 немало побед, в том числе и против известных немецких асов.

Таблица 4. Сравнение ЛаГГ-3 и Bf 109. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  ЛаГГ-3-8 ЛаГГ-3-11 ЛаГГ-3-35 ЛаГГ-3-66 Bf 109 E-1 Bf 109 E-3 Bf 109 F-1
Вес, кг 2610 2560 2650 2480 2510 2510 3100
Скорость 554 км/ч 561 км/ч 566 км/ч 589 км/ч 570 км/ч 566 км/ч 575 км/ч
Время виража 24 с 24 с 21 с 21 с 20 с 20,2 с 19,6
Скороподъемность 10,5 м/с 10,6 м/с 13,8 м/с 12,5 м/с 17,8 м/с 17,3 м/с 16,7 м/с
Потолок 9000 м 9000 м 9500 м 9800 м 10000 м 11000 м 10000 м
Вооружение 1х20-мм ШВАК, 1х12,7-мм 4х7,92-мм MG-17 2х20-мм, 2х7,92-мм 1х20-мм, 2х7,92-мм

В большинстве своём немецкие истребители были легче ЛаГГов, имели чуть лучшее время виража, а также отличались в лучшую сторону по потолку и скороподъёмности, по скорости разные модификации самолётов были сопоставимы, а вот вооружение было тяжелее на советских самолётах.

Рисунок 6. Bf 109 F-1

В 1942 году ЛаГГ-3 уже не мог на равных бороться с новыми модификациями истребителей противника, вооружение было слабое, а после его улучшения, возросла масса самолёта, что ещё хуже сказалось на и так посредственных ЛТХ ЛаГГа. Моторов М-105 не хватало, к тому же они уже не отвечали требованиям времени, поэтому на новый самолёт было решено поставить «бомбардировочный» двигатель М-82 (АШ-82), носовую часть от Су-2 пристыковали к фюзеляжу ЛаГГ-3.

«Несомненно, – рассказывал Николай Федорович, – ЛаГГ-3 не был лучшим детищем конструкторской мысли С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Главными недостатками этого истребителя были плохой обзор задней полусферы и слабая бронезащита. ЛаГГ-3 несколько уступал «мессеру» в скорости, следовательно, и в вертикальном маневре. При знакомстве с машиной прежде всего бросались в глаза своеобразная форма фюзеляжа, дававшая острякам повод называть истребитель «таранькой с икрой», и непомерно большое хвостовое колесо. На самом же деле у «лагга» помимо недостатков имелись существенные достоинства: на машине стоял исключительно надежный мотор, истребитель был проще в управлении, чем, скажем, МиГ-3, великолепно выполнял фигуры сложного пилотажа» [5, с. 46]

Глава 3. Ла-5

Ла-5 сменил на конвейере ЛаГГ-3 почти без задержек. Ла-5 был создан в 1942 году и выпускался с июля 1942 вплоть до ноября 1944, когда его в производстве вытеснил Ла-7. Было выпущено 9920 самолётов всех модификаций.

Рисунок 7. Ла-5

На ЛаГГ-5 (так первоначально называли ЛаГГ-3 с мотором М-82), наряду с И-185 Н.Н. Поликарпова, получилось удачнее всех объединить звездообразный мотор и планер истребителя. [5, c. 40] 21 апреля 1942 ЛаГГ-5 вышел на государственные испытания, а 8 сентября уже был запущен в серию с названием Ла-5.

Рисунок 8. 20-мм синхронные пушки ШВАК

С августа 1942 года все новые машины начали комплектовать радиоприемниками, радиополукомпасами. Ла-5 был, безусловно, значительным достижением отечественной авиапромышленности, но появился с опозданием.

Ла-5 имел модификации:

Таблица 5. Модификации Ла-5. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  Вооружение Запас топлива Другие изменения
Ла-5

две 20-мм пушки ШВАК,
боекомплект 340 снарядов

540  
Ла-5Ф две 20-мм пушки ШВАК,
боекомплект 340 снарядов
460-465 новый двигатель (АШ-82Ф), сняты крыльевые баки, улучшен обзор назад благодаря новому фонарю кабины
Ла-5ФН две 20-мм пушки ШВАК,
боекомплект 340 снарядов
464 новый двигатель (АШ-82Ф), сняты крыльевые баки, улучшен обзор назад благодаря новому фонарю кабины

В новых модификациях Ла-5 продолжали улучшать отдельные характеристики: улучшили обзор назад. Двигатель АШ-82Ф повысил ЛТХ самолёта, возросла скорость и скороподъёмность, АШ-82ФН развивал уже 1850 л.с. и поддерживал форсажный режим в течении 10 минут.

Рисунок 9. Ла-5Ф

Рисунок 10. Ла-5ФН

В апреле 1943 была проведена серия учебных боёв между Ла-5ФН и Bf 109, которые показали подавляющее превосходство советского истребителя на основных высотах воздушных боёв. В процессе производства самолёт был немного облегчен, мощность двигателя возросла, а с ней и скорость, потолок, дальность и скороподъёмность.

Таблица 6. Сравнение Ла-5, Bf 109 и Fw 190. (Данные в таблице приведены на основании источника [2, 7, 8, 9, 10])
  Ла-5 Ла-5Ф Ла-5ФН Bf 109 F-2 Bf 109 F-4 Fw 190 A-3 Fw 190 A-4
Вес, кг 2800 2810 2706 3100 3150 2845 2960
Скорость 580 км/ч 592 км/ч 620 км/ч 575 км/ч 623 км/ч 612 км/ч 603 км/ч
Время виража 21 с 21 с 19 с 19,6 с 20,7 с 22,1 с 23,9 с
Скороподъемность 13,8 м/с 15,9 м/с 21,5 м/с 16,7 м/с 16,3 м/с 10,9 м/с 10,6 м/с
Потолок 9600 м 9000 м 11350 м 10000 м 11600 м 13228 м 12000
Вооружение 2х20-мм ШВАК 1х15-мм, 2х7,92-мм 1х20-мм, 2х7,92-мм 2х20-мм, 4х7,92-мм 4х20-мм, 2х7,92-мм

Ла-5 были легче и маневреннее немецких истребителей. Потолок был лучше у «немцев», но Fw 190 имели худшую скороподъёмность, а Bf 109 с появлением Ла-5ФН утратили своё по ней превосходство. Вооружение советских истребителей оставалось лучше, чем у Bf 109, но хуже, чем у Fw 190.

Рисунок 11. Fw 190 A

Глава 4. Ла-7

Ла-7 был разработан в 1943 году и является дальнейшим развитием Ла-5ФН. Так как не было возможности установить новый двигатель, улучшать лтх стали путём улучшения аэродинамики. Были герметизированы планер и винто-моторная группа, полностью закрыты ниши шасси, масло-радиатор перенесён под фюзеляж, улучшена форма зализов крыла, доработан капот двигателя. Нехватка алюминия постепенно пропадала, поэтому замена лонжеронов с деревянных на дюралевые позволила облегчить самолёт на 100 кг.

Рисунок 12. Ла-7

В январе 1944 был изготовлен «эталонный» Ла-5ФН, 2 февраля лётчик-испытатель Г. М. Шиянов поднял его в воздух, 16 февраля самолёт начал государственные испытания, с 15 сентября по 15 октября проходил войсковые, а в мае 1944 уже был запущен в серию под названием Ла-7. Самолёт производился до 1945 года, за это время было построено 5905 экземпляров. С вооружения самолёт был снят только в 1947 году. На Ла-7 стоял тот же двигатель, что и на Ла-5ФН, вооружение так же две 20мм пушки ШВАК с боезапасом 170 выстрелов, имелась возможность подвески бомб до 100 кг. В 1945 году в серию пошёл Ла-7 с изменённым вооружением. ШВАКи заменили на три 20-мм пушки Б-20. Б-20 была легче ШВАКа, а также она была проще в производстве.

Таблица 7. Сравнение Ла-7, Bf 109 и Fw 190. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  Ла-7 Ла-7Б-20 Bf 109 G-6 Fw 190 D-9
Вес, кг 2605 2605 3196 3490
Скорость 627 км/ч 612 км/ч 616 км/ч 655 км/ч
Время виража 19 с 20 с 22,1 с 22,4 с
Скороподъемность 14 м/с 14,1 м/с 14 м/с 11,3 м/с
Потолок 10450 м 10450 м 11500 м 12000 м
Вооружение 2х20-мм ШВАК 3х20-мм Б-20 1х20-мм, 2х13-мм 2х20-мм, 2х13-мм

Немецкие истребители были тяжелее Ла-7, но при этом имели сравнимые скорость и скороподъёмность. Они были лучше и по максимальной высоте, вооружение было чуть сильнее, но по маневренным качествам Ла-7 превосходил Bf 109.

Рисунок 13. Bf 109 G-6

Рисунок 14. Fw 190 D-9

Глава 5. Ла-9

Ла-9 стал итогом развития поршневых самолётов Лавочкина. В отличие от Ла-7 он имел цельнометаллическую конструкцию, увеличенный объём топливных баков. Вооружение тоже было усилено. На Ла-9 стоят четыре 23-мм пушки НС-23, с боезапасом 75 снарядов на ствол. Двигатель остался тот же АШ-82ФН, мощностью 1850 л.с.

Рисунок 15. Ла-9

Самолёт был разработан в 1945 году, но первый полёт совершил только в 1946. Производился с 1946 по 1949. Произведено 1882 самолёта Ла-9.

Рисунок 16. 23-мм синхронные пушки НС-23

Таблица 8. Сравнение Ла-9 и Bf-109. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])

 

Ла-9

Bf 109 K-4

Вес, кг

2600

3375

Скорость

642 км/ч

665 км/ч

Время виража

21 с

21,1 с

Скороподъемность

14,3 м/с

18 м/с

Потолок

13000 м

12800 м

Вооружение

23-мм НС-23

1х30-мм, 2х13-мм

Ла-9 стал лучше немецких самолётов почти по всем показателям. По скороподъёмности Bf 109 лучше, но Ла-9 был намного легче, имел большую максимальную скорость и гораздо более мощное вооружение. Время виража и потолок отличались незначительно.

Рисунок 17. Bf 109 K-4

Заключение

Самолеты конструкции Лавочкина стали основными истребителями Военно-воздушных сил СССР во время войны; авиационная промышленность выпустила почти 16 000 самолетов Ла, в том числе 10000 Ла-5. Этот истребитель появился впервые под Сталинградом и сбивал вражеские самолеты, которые пытались прорваться на помощь осажденной армии Ф. Паулюса. За несколько месяцев напряженной работы конструкторское бюро Лавочкина разработало новый тип истребителя Ла-5ФН с более мощным двигателем, который принимал участие в боях на Курской дуге.
С 1944 года вошел в серийное производство Ла-7 - более маневренный, чем немецкие истребители. Во время его фронтовых испытаний летчики сбили 55 самолетов противника и потеряли лишь четыре Ла-7; специалисты считали этот самолет одним из лучших истребителей той войны и самой надежной машиной военно-воздушных сил страны.
Можно сделать вывод, что ОКБ Лавочкина почти все время на протяжении всей войны отставало в совершенствовании боевых истребителей. Однако необходимо помнить об условиях, в которых вынуждены были работать люди: очень сжатые сроки, нехватка материалов, недостаток людей. Также стоит учесть, что кроме германского воздушного флота на советско-германском фронте действовали ВВС Румынии (отправили 423 машины), Финляндии (использовали при нападении 307 боевых самолетов), Словакии (использовали 51 самолет), Хорватии (задействовали в нападении до 60 самолетов), Венгрии (отправили около 100 самолетов), Италии (примерно 100 самолетов). И всё же к концу войны ОКБ Лавочкина удалось создать истребитель, который мог на равных сражаться с немецкими истребителями, а по некоторым параметрам их даже превосходил.

Список использованных источников и литературы:

  1. Арлазоров М. С. Фронт идет через КБ / Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Знание, 1975. — 224 с. (Творцы науки и техники). Тираж 100000 экз. ( Первое издание: «Знание», 1969 г.) URL: http://militera.lib.ru/bio/arlazorov_ms3/index.html (дата обращения: 23.01.2024). - Текст электронный
  2. Яковлев А. С. Советские самолёты. - М.: Наука, 1978. - 400. с., ил.
  3. Якубович Н.В. Самолеты С.А. Лавочкина. - М.: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2002. 160 с.
  4. Феликс Кандель Книга времен и событий. История евреев Советского Союза (1939-1945). Том 4. М.: Мосты культуры, 2004. - 328 с.
  5. Якубович Н. В. Неизвестный Лавочкин / Н. В. Якубович — «Яуза», 2012 — (Война и мы. Авиаконструкторы)
  6. Якубович Н.В. Все самолеты Лавочкина, Коллекционное издание / Николай Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 160 с. - (Военно-воздушная энциклопедия).
  7. Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 26.01.2024). - Текст: электронный.
  8. Истребители КБ Лавочкина. - URL: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-lavochkina/ (даты обращения: 23, 25 и 26.01.2024). - Текст: электронный.
  9. Военная авиация в период с 1937 по 1945 г. - URL: https://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi (даты обращения: 23, 25 и 26.01.2024). - Текст: электронный.
  10. Авиация Второй мировой. - URL: http://airpages.ru/ (даты обращения: 23, 25 и 26.01.2024). - Текст: электронный.
Категория: Двадцать первая олимпиада (2023/24 уч.год) | Добавил: Service (28.01.2024) | Автор: Протасов Кирилл Константинович W
Просмотров: 362 | Рейтинг: 1.5/21
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024