Автор: Мартынов Виктор Дмитриевич
Возраст: 17 лет
Место учебы: Школа №1231
Город, регион: Москва
Руководитель: нет, самостоятельная работа
ВВА-14
Самолет для длительного полета над водой
План:
1) Введение
2) Р. Бартини
3) Проект ВВА-14
4) Создание прототипов
5) Испытания
6) Дальнейшая судьба проекта Бартини
7) Литература и справочные материалы
Введение
Самолет-амфибия это воздушное судно, способное взлетать и садиться как с поверхности воды, так и с суши. Данная техническая особенность позволяет использовать самолет для разных целей и выполнять задачи, недоступные другим самолетам. Холодная война толкнула конструкторов на необычные технические проекты, одним из которых стал самолет-амфибия ВВА-14.
Роберто Бартини
Роберт Людвигович Бартини (14 мая 1897 – 6 декабря 1974) - советский авиаконструктор и ученый итальянского происхождения, участник разработки многочисленных успешных и экспериментальных проектов самолетов. Пионер самолетов-амфибий и наземных транспортных средств, Бартини был одним из самых известных инженеров в Советском Союзе, прозванный Бароном Россо (Красным бароном) из-за своего дворянского происхождения.
Проект ВВА-14
В 1970-х годах в условии холодной войны Роберто Бартини предложил идею создания самолета для длительного полета над водой для поиска подводных лодок без нужды для взлетно-посадочной полосы. Так появился проект самолета –амфибии ВВА-14. Для предания большей мореходности дно самолета должно иметь форму катамарана, а для улучшения эксплуатации в плохих погодных условия Бартини предложил оснастить самолет системой вертикального взлета и посадки. За счёт своеобразной конструкции, внешне не похожей не на один другой самолет, ВВА-14 был очень устойчив при штормовой погоде, что позволяло использовать этот самолет в открытом океане. Самолет предназначался для поиска и уничтожения вражеских субмарин, а установка системы дозаправки в воздухе могла не ограничивать дальность и время полета.
Создание прототипов
Начали строить два опытных экземпляра. Первый предназначался для аэродинамических испытаний в воздухе, и был оснащен двумя маршевыми двигателями. Второй прототип проходил испытания по отработке вертикального взлета и посадки, поэтому кроме двух маршевых двигателей на нем было установлено 12 подъемных двигателей. Кстати, ВВА-14 приобрел свой индекс из-за общего количества двигателей (их было 14: 2 маршевых и 12 подъемных).
Испытания
Первый опытный самолет построили в 1972-ом году. В июле того же года начались испытания, в ходе которых самолет показал отличную работоспособность. А в сентябре 72-ого года самолет впервые поднялся в воздух. Однако, дальнейшие испытания на воде в 1973-74-х годах выявили ряд проблем. Как оказалось, с воды самолет может взлететь только вертикально, ведь при разгоне он начинал сильно крениться, что очень опасно для конструкции самолета. На тот момент подъемные двигатели еще не были построены, поэтому не было провести испытания вертикального взлета и посадки. А на вооружение уже были приняты другие машины, удовлетворяющие условием военных.
Дальнейшая судьба проекта Бартини
Для спасения своего проекта Бартини превратил самолет-амфибию в экраноплан. Но в декабре 1974 года инженер умер. Испытания ВВА-14 продолжались еще какое-то время, но вскоре программу ВВА-14 отклонили. Всего самолет поднялся в небо 107 раз и совершил примерно 103 часа налета.
После выведения самолета из эксплуатации его перевезли в Подмосковный город Лыткарино, где он оставался без присмотра на берегу Москва реки до 1987 года. Из-за этого он частично разрушался, частично был поврежден вандалами. В 1987 году ВВА-14, при помощи вертолета, был доставлен в Центральный музей ВВС в Монино, где он находится до сих пор. Вот так закончилась история уникального самолета.
Литература и справочные материалы
- Неверно оформленная ссылка
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%92%D0%90-14
- https://youtu.be/_RlYL58jyww?si=pASeTu-6C5AXrNGO
|