Автор: Ахметшин Тимур Рамилевич
Возраст: 14 лет
Место учебы: МОБУ СОШ№11 г.Нефтекамск
Регион: Республика Башкортостан
Руководитель: Закирова Эльмира Рафисовна, учитель физики
Историко-исследовательская работа: "Станет ли авиация беспилотной ?"
План:
1.Мечта о неодушевленном ударе
2.Начало
3.Прорывные 40-е
4.После войны
5.Современная история
6.Настоящее и будущее российской беспилотной авиации
7.Современные направления разработок беспилотных летательных аппаратов с искусственным интеллектом.
8.Перспективы развития российских БПЛА
9.Направления разработок в области искуственного интелекта (ИИ) для БПЛА
10.Гражданские БПЛА на основе технологии гибридного дирижабля
11.Многоцелевые гражданские БПЛА
12Вывод
13Источники информации
1.Мечта о неодушевленном ударе
В 2010 году идее создания ударного беспилотного летательного аппарата исполнилось ровно сто лет. Впервые использовать самолеты, совершающие полеты без пилота, в качестве средства поражения живой силы противника предложил американский изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, спустя семь лет после первого полета братьев Райт. Сегодня ударных беспилотников (БПЛА) существует уже несколько видов, а сами аппараты стали непременным атрибутом современной войны.
2.Начало
Первый полет братьев Уилбера и Орвилла Райтов состоялся в декабре 1903 года. Несмотря на то, что люди уже совершали полеты при помощи технических средств и раньше, полет братьев Райт стал первым управляемым полетом человека на аппарате с двигателем. Спустя всего семь лет, во время становления и развития авиации, американский изобретатель Кеттеринг предложил идею беспилотного самолета, способного превращаться в авиабомбу. Этот момент можно считать толчком к развитию беспилотной ударной авиации.
Идея Кеттеринга была проста, однако технически в то время реализовать ее было сложно. Американский изобретатель предложил создать самолет, способный осуществлять полеты без пилота по прямой. Аппарат предполагалось оснастить часовым механизмом, который бы через определенный промежуток времени приводил в действие механизм сброса крыльев, после чего самолет превращался в бомбу. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Кеттеринг получил заказ Армии США на разработку прототипов устройства, которые, однако, участия в боевых действиях не приняли.
Kettering Bug
Разработка ударных БПЛА велась на протяжении четырех лет, и в 1918 году военные получили первый прототип устройства - Kettering Aerial Torpedo (Воздушная торпеда Кеттеринга), которое впоследствии получило сокращенное название Kettering Bug. Самолет был выполнен из дерева и папье-маше и оснащался 40-сильным четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Эта силовая установка уже серийно производилась компанией Ford и продавалась по 40 долларов за штуку. Равномерность полета Kettering Bug обеспечивалась гироскопом и альтиметром.Первый полет самолета-бомбы состоялся в октябре 1918 года и завершился провалом: торпеда слишком резко начала набирать высоту, после чего вошла в штопор и разбилась. Впрочем, последующие испытания аппарата прошли успешно, и он был принят на вооружение.
Дальнейшие испытания и доработки самолета-бомбы Кеттеринга, способного совершать полеты на расстояние до 120 километров, велись и на протяжении 1920-х годов, но уже в начале 1930-х годов финансирование проекта было прекращено - аппарат признали дорогостоящим и малоэффективным по сравнению с традиционными видами боеприпасов. Между тем, в 1933 году Великобритания создала радиоуправляемый беспилотный аппарат.
Queen Bee
Британский БПЛА Queen Bee был разработан на базе биплана Fairy Queen, управление которым осуществлялось по радио с корабля. В испытаниях приняли участие три аппарата, два из которых разбились. Впоследствии, когда конструкция самолета была доработана, аппарат выпускался под названием de Havilland DH 82B Tiger Moth и использовался британскими военными в качестве воздушной цели - пилоты отрабатывали на них приемы ведения воздушного боя. Tiger Moth состоял на вооружении Великобритании с 1934-го по 1943 год. В США с 1940-х для обучения летчиков применялись радиосамолеты Radioshare OQ-2.
3.Прорывные 40-е
В 1940-х годах темпы развития беспилотной авиации начали набирать обороты. Сильное влияние на процесс оказала Вторая мировая война, с началом которой воюющие стороны начали испытывать потребность в более эффективных средствах поражения. Так, в 1941 году СССР несколько раз применял тяжелые бомбардировщики ТБ-3 с радиоуправлением в качестве БПЛА - некоторые самолеты, выработавшие свой срок, использовались для уничтожения мостов противника. Впрочем, добиться каких-либо успехов СССР не удалось, и проект беспилотных ТБ-3 был прекращен.
ТБ-3 с радиоуправлением
В то же время США создали радиоуправляемые БПЛА на базе самолета B-17, которые американцы пытались использовать для нанесения ударов по базам немецких подводных лодок. Этот проект оказался неудачным и был закрыт, однако разработки в этом направлении были продолжены. Уже во время войны в Корее 1950-1953 годов американцы успешно использовали радиоуправляемые бомбы Tarzon для уничтожения мостов.
На протяжении Второй мировой войны Германия вела разработку нескольких радиоуправляемых типов БПЛА бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, ракеты Enzian и самолет с большим количеством взрывчатого вещества на борту. Однако настоящий прорыв был совершен в 1941 году, когда немецкие инженеры Роберт Луссер и Фритц Госслау разработали самолет V-1 Vergeltungswaffe 1, позднее известный как Fi-103 или Фау-1. Этот самолет стал первым в мире прототипом крылатой ракеты.
Фау-1
В Фау-1 использовался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, позволявший устройству развивать скорость до 800 километров в час. "Ракета" оснащалась боеголовкой массой 847 килограммов. Управление самолетом осуществлялось автопилотом, который удерживал аппарат на заданном курсе и высоте. Фау-1 поступила на вооружение Германии в 1944 году и тогда же аппарат был впервые использован против Великобритании - при бомбардировке Лондона.
Следует отметить, что немецкие разработки периода Второй мировой войны долгое время использовались конструкторами всего мира при создании собственных беспилотных аппаратов. Так, до начала 1980-х годов наиболее популярной конструкцией фюзеляжа БПЛА считались фюзеляжи Фау-1 ("веретено") и самолета Focke-Wulf Fw 189 Uhu ("рама"). Причем конструкция Фау-1, несколько измененная, используется и поныне при создании крылатых ракет.
4.После войны
В послевоенные годы активным созданием различных типов беспилотных аппаратов начал заниматься СССР. В конце 1950-х - начале 1960-х годов конструкторское бюро имени Туполева разработало БПЛА Ту-123 "Ястреб", Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс". При этом Ту-141 и Ту-143 поставлялись на экспорт в Румынию, Чехословакию, Ирак и Сирию. Ту-143 состоит на вооружении Украины и России в настоящее время. На основе этого комплекса также разработан модернизированный вариант - Ту-243 "Рейс-Д", принятый на вооружение в 1999 году.
СССР, к слову, практически до начала 1990-х годов был лидером по производству и использованию беспилотных летательных аппаратов - одних только Ту-143 было произведено почти тысяча единиц. Это при том, что в других странах такая техника только начинала развиваться. Реактивный Ту-143 использовался для тактической фото и телевизионной разведки, а также для наблюдения за радиационной обстановкой в квадрате ведения боевых действий. БПЛА способен развивать скорость до 950 километров в час.
Ту-143 с пусковой установкой
Однако с течением времени ситуация резко поменялась. Сегодня российские военные мало используют БПЛА а те, что все же стоят на вооружении - "Рейс", "Стриж", "Рейс-Д", "Строй" и "Строй-П" - уже значительно устарели. Единственным БПЛА, соответствующим современным стандартам, является комплекс "Типчак", однако его применение сильно ограничено из-за высокой шумности БПЛА
Пчела Стриж
5.Современная история
В современной истории первыми использовать ударные БПЛА стали США. В 1995 году армия и ВВС этой страны приняли на вооружение БПЛА MQ-1 Predator, который использовался для разведывательных целей. Спустя несколько лет была проведена модернизация этого аппарата, который получил способность наносить ракетные удары по объектам противника. Боевое применение ударной версии Predator началось в 2000-х годах в Ираке.Позднее на основе Predator были разработаны ударные БПЛА MQ-9 Reaper и MQ-1C Sky Warrior. Последний аппарат оснащен возможностью управления по спутнику (при этом оператор может находиться в любой точке мира). В настоящее время США являются крупнейшим в мире оператором БПЛА - на вооружении страны состоят около 6,5 тысячи БПЛА, число которых в ближайшие 30 лет планируется увеличить в четыре раза.
Сегодня в США создаются реактивные ударные БПЛА для ВМС и Армии (X-47B и Sky Avenger). Эти аппараты будут сконструированы с применением технологии малозаметности и будут оборудованы внутренними бомбоотсеками. Кроме того, X-47B, БПЛА для флота, сможет проводить дозаправку других БПЛА в воздухе или сам заправляться от летающих-танкеров. Примечательно, что эти аппараты смогут находиться в воздухе до двух суток.
БПЛА MQ-9 Reaper
Кроме того, американские ВВС уже приступили к разработке технических требований к истребителю шестого поколения, который, предположительно, будет уже беспилотным авиационным комплексом.
Американская палубная авиация через 20 лет будет кардинально отличаться от нынешней, о чем свидетельствует обнародованный руководством ВМС США документ "Облик морской авиации - 2012", со ссылкой на navytimes сообщает flot.com. В соответствии с этим документом ВМС США к 2032 году планируют начать замену истребителей f/a-18e/f super hornet и самолетов РЭБ ea-18g growler новой перспективной авиацией. Истребители, которые к 2025 году выработают свой эксплуатационный ресурс, будут заменены пилотируемыми, беспилотными и опционально пилотируемыми самолетами. Какие конкретно летательные аппараты заменят самолеты РЭБ ea-18g, разработанные на базе f/a-18f не сообщается.
С 2018 года на авианосцах США появятся беспилотные разведывательно-ударные системы палубного базирования (uclass) в количестве до 6 единиц на корабль. В разработке uclass будут применены технологические достижения проекта беспилотного истребителя x-47b. Особенностью ударных систем станут, как заявлено в документе "сбалансированная живучесть" и эффективность в "конкретных тактических ситуациях". Вместе с uclass в состав авиакрыльев будут входить истребители f-35c.Корпус морской пехоты к 2032 году получит беспилотный транспорт-заправщик (cruas). Планируется полностью обновить весь парк тактических дистанционно управляемых аппаратов Корпуса.Помимо этого ВМС США через два десятилетия будут эксплуатировать беспилотную летательную систему морской разведки и наблюдения, разработанную на основе стратегического разведчика rq-4 global hawk.
Учебно-тренировочная авиация ВМС США в будущем сохранит свой современный облик. Продолжится эксплуатация самолетов t-6, t-45c и вертолета th-57. Впрочем, турбовинтовые самолеты t-44 и tc-12b, а также тактические транспортные самолеты морской пехоты c-20, флотские турбовинтовые транспортные самолеты c-26d и uc-12 будут заменены новыми перспективными машинами. На место палубного тактического самолета c-2 greyhound с 2026 года также должны начать поступать новые самолеты.Объявлено, что начало замены легких истребителей f-5 и f-16 ВМС США планирует с 2025 года.
С каждым годом беспилотная авиация приобретает все большее и большее значение, позволяя воюющим сторонам поражать большее количество объектов противника, подвергая своих солдат меньшему риску.
Можно предположить, что в будущем военная техника, действующая самостоятельно или управляемая людьми дистанционно, будет преобладать над обычными видами вооружения. Хотя живая сила в войнах будет применяться еще долго - например, для зачистки местности после ударов БПЛА.
6.Настоящее и будущее российской беспилотной авиации
Одним из самых обсуждаемых аспектов обновления Российских Вооруженных сил стала проблема с оснащением БПЛА Тем более, что даже по текущему состоянию отставание в оснащением этим видом техники Российских ВС от ведущих стран вполне очевидно. Шаги, направленные на ликвидацию этого отставания (в частности, сотрудничество с Израилем) вызывают бурную полемику и целый ряд вопросов по адекватности принятых решений.
Для начала стоит отметить актуальность этого вида техники и причины, по которым оснащение мировых вооруженных сил комплексами с БПЛА различного назначения сегодня - устойчивая тенденция. Дело здесь не в том, что тема БПЛА считается модной. Выполнение задач ведения наблюдения и разведки – основная функция подобных аппаратов, которую невозможно решить другими средствами. Здесь дело в возможности массового оснащения даже небольших тактических подразделений «всевидящим оком в небе», существенно повышающим информированность о противнике. При этом роль пилотируемой авиаразведки постепенно снижается. В первую очередь потому, что беспилотная авиация гораздо дешевле пилотируемой. Стоимость современных боевых самолётов растёт, затраты на подготовку летчиков оказываются сравнимы со стоимостью самолета - и пилоты превращаются в такой же «штучный товар», как и их самолеты. При схожей функциональности сам БПЛА как минимум на порядок дешевле, подготовка оператора гораздо дешевле и проще, чем подготовка летчика, а потеря аппарата не ведет к потере оператора. Вдобавок к этому отсутствие человека на борту позволяет уменьшить размеры БПЛА, а значит – уменьшить уязвимость и скрытность применения.
Если говорить о сотрудничестве с Израилем - мало кто вспомнил о том, что именно толкнуло Минобороны на подобный шаг. Хотя причины хорошо известны.Но сутки спустя после заявления российских военных о покупке в Израиле 12 БПЛА источники в министерстве обороны Израиля заявили газете The Jerusalem Post, что не собираются продавать россиянам новейшие модели. Причина - заявление российских высокопоставленных лиц о том, что купленные в Израиле машины будут использованы не для ведения боевых действий, а для копирования и производства их "клонов" российским ВПК.Однако комплекс «Рейс», принятый на вооружение в конце 1960-х годов, имеет «обоз» из 12 машин (включая крупногабаритные МАЗы) и 1200-килограммовые, летающие со скоростью 900 км/ч реактивные БПЛА Несмотря на то, что, скажем, Сирия применяла его вплоть до 2003 года, не потеряв за сотню запусков ни одного аппарата, комплекс имеет целый ряд ограничений. Кроме указанного выше громоздкого состава комплекса - это выдача результатов разведки (аэрофотосъемки) лишь через 45 минут после возвращения БПЛА (после печати и склейки полученных фотографий). Эффективность комплекса в условиях отличающейся высокой мобильностью сил и средств современной войны, вызывает большие сомнения - сегодняшние цели не будут ждать, пока проявится пленка. «Строй-П» имеет уже более современный облик и способен передавать на пункт управления видеосигнал в режиме реального времени. Однако вот что сказал о комплексе начальник разведки ВДВ полковник Валерий Яхновец, под руководством которого «Строй-ПД» применялся в Грузии: «Вместе с комплексом в группировку прибыли шесть машин со специалистами, но и они готовили аппарат к запуску более трех часов. В результате первый БПЛА рухнул на землю, едва взлетев, а второй, запущенный уже на грузинской базе в Сенаки, не позволил рассмотреть нашу же колонну из десяти БТРов: на плохом изображении мы с трудом отыскали лишь пять машин. При этом грузинские БПЛА летали на недоступных для наших средств ПВО высотах, а «Пчела» – так низко, что в нее, казалось, можно попасть из рогатки, и «рычала» при этом как БТР. Так что эффективность комплекса нулевая и Воздушно-десантным войскам он не нужен.»
Оценивая решение сотрудничать с Израилем, следует, однако, учесть ещё два аспекта. Во-первых, на тот момент заказчик (МО РФ) никакого внятного техзадания разработчикам не выдавал. А то, что было сделано («Строй-ПД» и «Типчак») – это только профинансированные программы 80-х годов, которые отражали представления о БПЛА того времени. Пограничная служба, ФСБ, МВД и МЧС России, имея более чёткие представления об облике необходимой им техники, успешно используют отечественные БПЛА.Во-вторых, сотрудничая с иностранными компаниями в такой чувствительной области, как технологии разведки и связи, следует очень серьёзно оценивать риски с точки зрения безопасности. Например, вся израильская военная продукция, требующая определения координат, имеет помимо навстаровской навигации альтернативные средства (чем избегается зависимость (военно-политическая в том числе) от работы группировки GPS), и это при всей «стратегической дружбе» с США.
Пограничники и ФСБшники обязаны принимать только отечественную технику т.к. опыт технического противодействия со всевозможными иностранными спецслужбами у них каждодневный. Представление о том, чем могут обернуться комплектующие иностранного производства, вытекают из знания того, что мы сами в экспортную технику закладываем. А иностранный БПЛА может начать «работать на разработчика».Но с 2009 года многое изменилось. Стоит сказать, что за последние годы выросли новые отечественные производители беспилотной техники. В первую очередь, это коммерческие и авиационные компании, работающие по заказам гражданских организаций. Такие задачи, как мониторинг территорий и объектов, мониторинг линий электропередач, ведение поисковых работ, аэросъемка местности – весьма востребованы на гражданском рынке. А наличие потребности в подобной технике, позволило большому количеству отечественных высококлассных специалистов в области авиатехники, задействовать свои знания по специальности. Такие компании как «Zala Aero», «ЭНИКС», «Аэрокон», «Радар ММС», «Иркут Инжиниринг» и другие, не только обеспечивают потребности коммерческих структур и ведомств России, но и успешно продвигают продукцию на внешние рынки.
Так например, 14 марта этого года подписано соглашение между компанией «Иркут Инжиниринг» (дочкой авиаконцерна «Иркут») и правительством Вьетнама по разработке беспилотного летательного аппарата легкого класса. По условиям договора, по завершении разработки аппарата, российская сторона поможет Вьетнаму развернуть производство БПЛА Эта же компания производила аппараты "Иркут-10", поставлявшиеся министерству обороны Белоруссии.Интересны разработки Истринского Экспериментального Механического Завода. Например, беспилотный комплекс постановки радиоэлектронных помех, способный работать без использования спутниковой ГЛОНАСС/GPS навигации, используя инерциальную систему, и радиомаяковую систему для высокоточной посадки. БПЛА комплекса серии «Истра» пока имеют небольшой боевой радиус – 250 км., но на заводе планируется освоить выпуск поршневого авиационного двигателя РИТМ, который позволит создавать аппараты большей дальности и автономности. Аппаратура РЭБ представлена набором сменных малогабаритных станций помех для подавления: систем радиосвязи, приемников спутниковой навигации, РЛС систем ПВО, системы государственного опознавания «свой-чужой», спутниковой телефонной связи, радиорелейных линий; в варианте противодействия средствам ПВО способна создавать несколько сотен ложных целей. Завод также производит системы автоматического управления и посадки БПЛА собственной разработки.
Росгидромет РФ давно использует БПЛА казанской компании «ЭНИКС». Аппараты «Элерон-3» использовались на полярных станциях «Северный полюс», а «Элерон-10» в прошлом году прошел испытания на Шпицбергене. Также эти аппараты использует ФСБ России.
Роскомнадзор будет использовать БПЛА НПЦ «НЕЛК» по обеспечению радиоконтроля эфира. Аппараты компании будут участвовать в конкурсах на проведение ОКР министерства обороны.
Список событий в области БПЛА можно продолжать и дальше. Но в целом можно сказать, что в Министерстве обороны наконец-то возобладал здравый смысл, и работа с научно-производственными предприятиями ведётся по схеме, где выработка требований предшествует решениям по закупке. Оказалось, что отечественные компании способны создавать достойные образцы, если имеют представление об облике конечного продукта. В настоящий момент идёт работа с образцами разных компаний, признанных по итогам предварительных испытаний перспективными. Нельзя не отметить понимание необходимости средних и тяжелых БПЛА вертолётного типа на Флоте. Интересно то, что на конкурс свои проекты смогли представить не только «Вертолёты России» (в результате выигравшие конкурс) но и питерская компания «Радар-ММС». Она выступила со своим БПВ-500, имеющим прекрасные характеристики по массе полезной нагрузки (до 180 кг.) - она важна для использования на Флоте. Также внушает оптимизм факт испытания ударного беспилотника, которые пройдут в конце этого года. Напомню, что проект ударного БПЛА «Скат» прорабатывался на
РСК МиГ (подробнее тут), а полноразмерный макет даже демонстрировался на МАКС-2007. И хотя головным подрядчиком по ударному БПЛА выбран АХК «Сухой», задел по «Скату» будет использован при разработке машины «Сухого», и РСК «МиГ» будет принимать участие в этих работах.
7.Современные направления разработок беспилотных летательных аппаратов с искусственным интеллектом.
На сегодняшний день роботы – медики, саперы, уборщики, продавцы, а также наиболее технологичные устройства - беспилотные летательные аппараты, несут службу во многих государствах и армиях мира. Беспилотные летательные аппараты (далее БПЛА), или беспилотные самолеты - дроны (англ. drone) стали разрабатываться в 1960-е гг. БПЛА до сей поры, по существу, боевые роботы, но в основе своей не с искуственным интелектом (ИИ). По разрозненным ориентировочным данным на 2012 г. вооруженные силы 45 государств используют свыше 90 типов таких аппаратов. Значительная часть беспилотной авиационной и космической техники с момента появления уже имела признаки интеллекта. Это автопилот, даже в механической аналоговой версии, или летательные аппараты, способные самостоятельно менять траекторию полета, «оценивать» некоторые собственный параметры от датчиков на борту, принимать «решения» о выполнении или невыполнении задач в зависимости от обстоятельств и т.д. Однако это все же не интеллект, в привычном человеком понимании.
Как и 40 лет назад, современные БПЛА без ИИ - дорогая игрушка с очень ограниченной областью применения и сильной уязвимостью, особенно во время военных действий. Наиболее распространенные - военные БПЛА – наделены множеством положительных качеств, главное из которых – сохранение жизни человека. Но при этом они имеют один глобальный недостаток: возможность потери связи с центром управления полетами (далее ЦУП) из-за отсутствия алгоритма, гарантирующего его успешные автономные действия в сложных, а порой непредвиденных ситуациях. Однако эксперты по всему миру пока говорят, что о наличии ИИ у БПЛА можно сказать с натяжкой, т.к. это больше имитация, чем интеллект. Цель ученых и разработчиков на ближайшие годы - предоставить машинам еще большую свободу действий, наделив их способностью принимать самостоятельные, эффективные, а главное безошибочно точные решения.
8.Перспективы развития российских БПЛА
В настоящее время перспективы развития боевой беспилотной авиации (БПЛА военного назначения, так называемых дронов) обусловлены целым рядом факторов. Прежде всего, постоянно возрастающей ценой пилотируемых самолетов и вертолетов, ростом стоимости обучения пилотов для них – в то время как для решения достаточно широкого круга задач наличие человека сегодня не является обязательным. По этой причине наметившаяся тенденция к росту процента боевых вылетов БПЛА в будущем сохранится. Помимо этого во многих странах ведутся активные работы по разработке принципиально новых моделей и конструкций планера-БПЛА, который был бы рассчитан на повышенные нагрузки в сравнении с пилотируемой авиацией, а также по оснащению такого рода аппаратов совершенными системами управления для упрощения работы наземного оператора устройства.Не стоит сбрасывать со счетов и человеческую жизнь – самое ценное, что у нас есть. В этом плане использование БПЛА – это возможность уменьшения человеческих жертв среди летчиков. С учетом того, что современные средства ПВО стали не только совершенным оружием, но и получили широкое распространение в мире, это становится еще более актуальным. Современная система ПВО сильно ограничивает использование тактической авиации практически на всех театрах военных действий и серьезно усложняет возможность нанесения ударов по наземным целям противника.
Одновременно с развитием систем ПВО сильный скачок произошел и в авиационном вооружении. Сегодня это высокоточное оружие, обладающее высокой дальностью применения, что исключает необходимость самолета сближаться с атакуемой целью. Постепенно пилотируемая авиация превращается просто в носителя вооружений. Ударные функции современных летательных аппаратов сведены практически к 2-м моделям. В том случае, если цели атаки заранее известны – самолет лишь доставляет оружие ближе к ним. Если же цели атаки выявляются непосредственно в процессе боевых действий – самолет должен нести дежурство в зоне применения, для того чтобы обеспечить минимальное время с момента обнаружения цели до ее поражения.
Сегодня производить легкие БПЛА в состоянии многие страны, в том числе и Россия. Большое число российских компаний выпускает достаточно качественные образцы небольших БПЛА малого радиуса действия, способных совершать полеты на малых высотах. Такие БПЛА используются российскими силовыми ведомствами, МЧС, гражданскими компаниями и даже продаются за рубеж. Однако с высотными БПЛА, обладающими значительной дальностью полета все не так хорошо, в этой области лидерство США и Израиля является неоспоримым. Даже европейские страны вынуждены приобретать их технику, хотя и продолжают работы по разработке собственных моделей. И тут у России есть еще одна проблема, мы, в отличие от ряда европейских стран, не можем закупать готовые образцы вооружений, в случае невозможности их самостоятельного производства.Происходит это по 2-м причинам. Во-первых, по-настоящему современную технику нам никто продавать не станет – так сложилось, что для стран-лидеров в данной области Россия это «вероятный противник». Не удалось приобрести достаточно современную технику даже у Израиля (отчасти из-за желания самого Израиля сохранить технологический отрыв от вероятного конкурента на рынке вооружений, а отчасти под давлением США).
БПЛА «Альтиус»
Во-вторых, для России разработка и производство собственной военной техники является вопросом национальной безопасности. Россия не может зависеть от каких-либо внешних источников поставок военной продукции, так как они могут прекратиться в самый неподходящий для этого момент. По-мимо этого любой экспортер высокотехнологичных образцов вооружений старается исключить возможность применения данного оружия против себя, стран-союзников и даже третьей стороны, если это каким-то образом будет противоречить собственным интересам.Учитывая это, в настоящее время по заказу Минобороны России в нашей стране ведутся работы по созданию БПЛА 3-х типов. Первый из них – это средневысотный оперативно-тактический БПЛА «Иноходец» со взлетным весом до 1 тонны. По своим характеристикам он близок к американскому MQ-1 Predator. Второй БПЛА (носит название «Альтиус») – весом до 5 тонн должен обладать большой высотой и продолжительностью полета, по своим характеристикам он является аналогом американского MQ-9 Reaper. Возможно, данный БПЛА сможет наносить ракетные удары по наземным целям. Третий перспективный российских БПЛА – это тяжелый ударный БПЛА (НИР по проекту «Охотник»), серийных аналогов данного аппарат в мире на сегодняшний день просто нет, но работы в этом направлении ведутся во многих странах.
В настоящее время информации по всем эти трем проектам можно найти достаточно немного. Все они находятся на стадии НИР, поэтому о каких-то конкретных характеристиках перспективных российских БПЛА говорить достаточно сложно. В частности по проекту «Иноходец» существует информация лишь о стоимости проведения научно-исследовательских работ по проекту – 1 млрд. рублей. Конкурс на проведение работ выиграла петербургская группа компаний «Транзас». Транзас-Дозор 3-600
Конкурс на создание БПЛА «Альтиус» выиграло казанское ОКБ «Сокол», сумма контракта также составила 1 млрд. рублей. Итогом работ казанского ОКБ стала разработка и создание прототипа-демонстратора «Альтиус-М». 5 февраля 2013 года во время визита министра обороны России Сергея Шойгу на КАПО им. Горбунова (Казань) модель БПЛА, разработанного по НИР «Альтиус-М», была впервые публично продемонстрирована на публике. Предполагается, что испытания летного образца БПЛА будут начаты в 2014-2015 годах.
БПЛА «Альтиус-М» выполнен по нормальной аэродинамической схеме и обладает крылом большого размаха с 2-мя ТВД и V-образным оперением. Масса аппарата – до 5 тонн. Многие системы БПЛА – бортовая аппаратура управления, системы электроснабжения – полностью или частично будут унифицированы с аналогами БПЛА, разрабатываемого по проекту «Иноходец», компании «Транзас».
БПЛА MQ-9 Reaper, США
В 2011-2012 годах в ЭМЗ им. Мясищева планировалось на базе высотного самолета М-17РМ начать разработку летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных российских БПЛА «Иноходец», «Альтуист-М» и «Охотник-Б». Примечательно, что для испытания БПЛА собираются выбрать именно М-17РМ (М-55 «Геофизика»). У данного летательного аппарата максимальная высота полета превышает 21 км. В таком случае, если для испытания новых российских БПЛА не подошли другие платформы, то создатели российских БПЛА, возможно, замахнулись на очень большие высоты. Особый интерес вызывает создание большого ударного беспилотника, так как именно он является самой сложной частью программы. В настоящее время разработка специализированного БПЛА, который был бы близок по своим возможностям к самолетам тактической авиации, не по зубам даже лидерам рынка. При этом наиболее близко к успеху подошли США. Америка уже обладает ударными БПЛА обычных схем и опытом их боевого использования. Помимо этого ряд программ по разработке нового ударного БПЛА (такие как Northrop Grumman X-47А, Boeing X-45 и X-46) были закрыты, но это не значит, что разработки по данным проектам прошли бесследно. Со временем все результаты исследований и накопленный компаниями опыт воплотятся в реальной боевой машине.
Проект российского тяжелого ударного БПЛА в рамках НИР «Охотник» предполагает создание аппарата весом до 20 тонн. Его разработкой в интересах ВВС России занимается компания «Сухой». Впервые о своих планах получить на вооружение ударный БПЛА военные заявили в рамках авиасалона МАКС-2009. Согласно заявлению Михаила Погосяна, которое было сделано в августе 2009 года, создание нового российского ударного БПЛА будет первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ «Сухого» и РСК «МиГ», официальное соглашение по данному вопросу было подписано авиапроизводителями в октябре 2012 года.
Техзадание на новый ударный БПЛА было утверждено Минобороны России в первых числах апреля 2012 года. Тогда же в прессе начала появляться информация о том, что новый ударным БПЛА, разрабатываемый компанией «Сухой», одновременно будет являться истребителем, относящимся к 6-му поколению. Предполагается, что первый образец нового БПЛА приступит к активной фазе испытаний не ранее 2016 года, а его принятие на вооружение запланировано к 2020 году. По своей конструкции данный аппарат предположительно будет изготовлен по модульной схеме, что позволит военным легко изменять его полезную нагрузку в зависимости от поставленных боевых задач.
Макет БПЛА "Скат"
Стоит отметить, что РСК «МиГ» имело свою интересную наработку по ударному БПЛА речь идет о тяжелом малозаметном ударном БПЛА «Скат». Полноразмерный макет данного летательного аппарата впервые был показан в рамках авиасалона «Макс-2007». Тогда эта модель наделала достаточно много шума, так как работы в этом направлении – это работы по созданию самых сложнейших и передовых видов военной техники, разработка которых недоступна для большинства стран мира. Однако работы по данному проекту шли достаточно медленно и дальше создания полноразмерного макета разработчики не продвинулись. В этом смысле объединение усилий разных компаний (корпорации «Сухой» и РСК «МиГ») по реализации достаточно сложного проекта выглядит оправданной, это вполне распространенная общемировая практика. Да и выбор корпорации «Сухой» трудно назвать случайным. Данный производитель пилотируемой боевой техники обладает действующими сложнейшими системами автоматизации управления полетом, которые установлены на серийных истребителях Су-30 и Су-35, а также фронтовом бомбардировщике Су-34. Данные системы в состоянии упростить процесс пилотирования самолетов с неустойчивой аэродинамической схемой, сводя управление сложнейшим летательными аппаратами к простым для летчика манипуляциям.
ОКБ «МиГ» и «Климов» еще в 2007 году представили ударный БПЛА «Скат», разрабатываемый с применением технологии малозаметности для средств ПВО. На сегодня проект закрыт, однако его наработки, очевидно, будут использованы при создании других перспективных БПЛА.Но не все так грустно. В конце 2011 года прошло сообщение, что созданием дронов станут заниматься компания «Транзас» (Санкт-Петербург) и ОКБ «Сокол» (Казань) — именно они выиграли тендер. У «Транзас», специализирующейся на выпуске авиационных систем, уже есть опыт создания беспилотных аппаратов. Именно они создали разведывательно-ударный БПЛА Дозор-600», по своим характеристикам не уступающий американскому MQ-1 Predator.
Теперь по заказу Минобороны «Транзас» создаст беспилотный летающий аппарат массой около тонны. На создание БПЛА компании будет выделено 2 млрд рублей. А БПЛА весом около 5 тонн, который будет разработан в ОКБ «Сокол», обойдется Минобороны дешевле — в 1 млрд рублей.Первые испытания ударного БПЛА российского производства запланированы на 2014 год. Ранее глава Генштаба Николай Макаров, правда, говорил о начале испытаний комплекса в конце 2012 года.В июле 2012 года компания «Сухой» была выбрана разработчиком проекта тяжелого ударного БПЛА взлетной массой от 10 до 20 тонн. Возможные технические характеристики будущего аппарата пока не раскрываются.
Холдинг "Вертолеты России" представила на выставке UVS-TECH 2010, которая проходила в рамках форума "Технологии в машиностроении 2010" в Жуковском, макеты двух беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Речь идет о БПЛА Ка-135 и "Коршун", которые, по словам Бебешко, разрабатываются холдингом при самостоятельном финансировании. БПЛА являются аппаратами двойного назначения, пригодными для использования как военными, так и гражданскими структурами. Ка-135 сможет развивать скорость до 180 километров в час. Радиус действия аппарата составит около ста кило-метров. Грузоподъемность аппарата составит около 50 килограммов.
БПЛА "Коршун" является БПЛА средней дальности с радиусом облета до 300 километров. Этот аппарат будет создан в нескольких модификациях, включая разведывательную, ударную и транспортную. Кроме того, БПЛА можно будет использовать для ведения радиоэлектронной борьбы, а также химической, биологической и радиационной разведки.Грузоподъемность "Коршуна" составит около 150 килограммов, а продолжительность пребывания в воздухе - до трех часов. Максимальная скорость полета аппарата составит около 170 километров в час.
Международный форум "Технологии в машиностроении 2010" состоялся в Жуковском 30 июня - 4 июля 2010 года. В рамках форума прошли такие выставки, как "Беспилотные многоцелевые комплексы UVS-TECH".
В целом можно отметить, что в России все не так плохо в области разработки БПЛА.
9.Направления разработок в области искуственного интелекта (ИИ) для БПЛА
Современное понятие беспилотной авиации довольно широкое. На старте создания более 50 лет назад БПЛА и не предполагалось оснащать «разумом». Аппарат под руководством оператора с ЦУП должен был выполнять заранее запрограммированные или выданные в реальном времени программы. Поэтому создавались ДПЛА — дистанционно пилотируемые летательные аппараты, которые сегодня можно купить в магазине детских игрушек в виде самолетов, вертолетов и прочих летающих объектов. Наличие интеллекта у ДПЛА не может существовать по определению, а вот БПЛА с начала 2000-х гг. стали трансформироваться в новое понятие «ИБПЛА» – интеллектуальные беспилотные летательные аппараты.
В основном зарубежные, но и некоторые отечественные ученые пытаются наделить БПЛА свойствами «думающего» механизма. Из наиболее интересных практических разработок можно выделить следующие, наделяющие БПЛА функциями ИИ:
1. Управление группой БПЛА, обладающей способностью различать военные и гражданские объекты с возможностью самообучения всей группы с целью адаптации к трудным условиям. БПЛА наделяются способностью распознавать вражеские и дружественные объекты, при этом, если «свои» будут действовать как «враги», БПЛА могут атаковать и их ( Хайфский институт «Технион», Израиль, с 2005 г.) . Однако, как в 2009 г. заявил профессор Шеффилдского университета Н.Шарки, роботы с ИИ смогут самостоятельно и надежно отделять «своих» от «чужих» только через 50 лет .
2. Сканирование и обнаружение других БПЛА, принятие решения об их уничтожении и как следствие - появление нового типа БПЛА, предназначенных только для борьбы с другими «БПЛА». Сюда же относится создание дистанционных космических кораблей – убийц спутников с ИИ, обнаруживающим «врага» (проект Peregrine DARPA, с 2005 г., США) .
3. Способность к организации групповых действий БПЛА, в т.ч. смешанная группировка пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (проект СКАТ, РСК «МиГ», с 2005 г., Россия) .
4. Защита БПЛА собственного оборудования от некорректных команд оператора, которые могут привести к разрушению системы управления и самого БПЛА (проект «Хаски» компании KVAND, с 2007 г., Россия) .
5. Полное управление в автономном режиме: достижение заданного множества целей, видеосъемка, уход от опасных движущихся объектов, автономная навигация в движущейся среде при помощи системы компьютерного зрения, ядерной ассоциативной памяти и технологии нейроуправления на основе нейросетей (лаборатория искусственного интеллекта AILEN lab, с 2009 г., Украина) .
6. Самообучающаяся система самостоятельного полета, взлета, посадки и выполнения фигур высшего пилотажа, ранее труднореализуемых на ДПЛА; повышение маневренности и увеличение живучести БПЛА (вертолета) под зенитным огнем противника в автономном от оператора режиме (Стэндфордский университет, с 2009 г., США) .
7. Выполнение любых поставленных задач без участия оператора, в т.ч. в длительных полётах на сверхзвуковой скорости. БПЛА (самолет) осуществляет маневры и определяет цель, принимает решения об уничтожении атакующих его ракет. Участие в автономных беспилотных миссиях (проект Taranis, BAE Systems, с 2009 г., Великобритания) .
8. Система помощи летчику о действиях для выполнения полетного задания, самостоятельное нахождение цели, определение способов нейтрализации и уничтожения врага, самостоятельное выполнение задач и возвращение на базу в случае гибели пилота; а также прокладка маршрута с определением степени угрозы, которая возникает в ходе полета, и принятие решений о способах ее преодоления. Летательный аппарат можно применять и в гражданской сфере (Роствертол, с 2011 г., Россия) .
9. Прогнозирование интенсивности солнечной и ветровой энергии для БПЛА с альтернативными двигателями и способность (в зависимости от этого) выбирать наиболее приемлемый вариант полета (Проект GreenFalcon II, Технологический университет Квинсленда (QUT), с 2011 г., Австралия) .
10. Самодиагностика и самоустранение найденных неполадок на борту ракет нового типа до взлета и во время полета (Агентство аэрокосмического исследования (JAXA), с 2011 г., Япония) .
11. Полностью автономная система управления: БПЛА (вертолет) сможет самостоятельно продолжить полет в условиях, когда не поступают команды от пилота (ранение, смерть или глушение противником связи с оператором ЦУП). Кроме того, помощь пилоту в сложных ситуациях посадки во время песчаной бури или на палубу авианосца во время шторма (проект «Matrix» компании «Sikorsky», с 2013 г., США) .
12. У дрона, предназначенного для спасения тонущих людей в открытом океане, предусмотрена автоматическая система управления кораблями для выполнения поисково-спасательных работ. БПЛА использует собственную морскую базу, на которую возвращается после работы самостоятельно и автоматически заряжается от солнечных панелей, после этого вновь выполняет задания (проект Pars лаборатории RTS, 2013 г., Иран) .
10.Гражданские БПЛА на основе технологии гибридного дирижабля
В ближайшей перспективе, на основе технологии SkyBolt, возможно создание гражданских беспилотных летательных аппаратов. Гражданские БПЛА будут обладать уникальными возможностями:
Патрулирование над городом, лесом или морем в течение длительного времени, за счёт использования энергии солнца;Аппарат, находясь в воздухе, не создаёт угрозы для людей на земле и их имущества. В случае аварийной ситуации снижение аппарата происходит с небольшой скоростью, что позволяет минимизировать неблагоприятные последствия. Кроме того, дорогостоящее оборудование на борту аппарата не получит повреждения, т.к. даже при отключении всех двигателей на любой высоте, аппарат сам опустится на землю в режиме парашютирования;Аппарат может взлетать с ограниченной площадки и садиться вертикально на любую ровную поверхность, в том числе возможно приводнение;Полёт на минимальной скорости в сочетании с высокой манёвренностью позволяет обследовать места, до которых сложно добраться по земле;При сильном, порывистом ветре, когда необходимо вести мониторинг с воздуха конкретной ограниченной территории (авария на опасном объекте, пожар и т.д.), возможно использование аппарата как аэростатной платформы – на корде. При этом сохраняется возможность ограниченного маневрирования;Специальное исполнение аппарата позволит осуществлять самолётное десантирование. Например, для осуществления поисковой операции, транспортный самолёт вылетает в нужный район и производит сброс гибридных дирижаблей. БПЛА выполняют поисковую задачу, а потом возвращаются в точку сбора;Аппарат идеален для экологического мониторинга, т.к. минимально воздействует на окружающую среду.
Гражданские беспилотники, построенные на основе гибридных дирижаблей, могут быть использованы для решения следующих задач:
Использование для видео и других типов мониторинга удаленных или протяженных объектов, таких как газопроводы, нефтепроводы и ЛЭП;
Использование для видеомониторинга, при ликвидации пожаров высокой категории сложности;
Использование в системе воздушной разведки для предотвращения лесных пожаров;
Для поисково-спасательных операций;
Использование для мониторинга опасных объектов, таких как атомные станции и химические производства в случае аварии;
Видеомониторинг, в том числе во время массовых мероприятий, в интересах правоохранительных и силовых структур;
Предотвращение несанкционированных вырубок леса, браконьерства в национальных парках и заповедниках;
Мониторинг дорожной обстановки;
Для охраны государственных границ;
Фотосъёмка с воздуха различных объектов;
Для составления топографических карт, оперативное картографирование;
Контроль сельскохозяйственных угодий;
Для научных исследований, в том числе атмосферных и метеонаблюдений;
Экологический мониторинг с воздуха;
Разведка ледовой обстановки.
11.Многоцелевые гражданские БПЛА
«За беспилотными аппаратами – небеса будущего!..» - говорил известный американский ас Второй мировой Дэвид Маккэмпбелл. И существующая действительность полностью подтверждает правоту его слов: БПЛА стремительно завоёвывают всё новые и новые области использования, выигрывая у непосредственно пилотируемых человеком аппаратов в маневренности, сроках непрерывного пребывания в воздухе, и особенно - в миниатюризации и стоимости.
БПЛА Md4-200
Скорость набора высоты – 7 м/с;
Крейсерская скорость – 12 м/с;
Практический потолок – 150 м;
Максимальное отдаление от оператора – 600 м;
Масса без нагрузки – 0,59 кг;
Максимальная взлётная масса – 0,9 кг;
Продолжительность полёта – до 30 минут;
Рабочие температуры – 0-40 С°;
Рабочая влажность – до 80%
БПЛА Md4-1000
Скорость набора высоты – 7,5 м/с;
Крейсерская скорость – 15 м/с;
Практический потолок – 850 м;
Максимальное отдаление от оператора – 1020 м;
Масса без нагрузки – 2,65 кг;
Максимальная взлётная масса – 3,85 кг;
Продолжительность полёта – до 70 минут;
Рабочие температуры – 0-40 С°;
Рабочая влажность – до 80%.
Несмотря на свои размеры, эти БПЛА могут развивать существенную для аппаратов своего класса скорость и демонстрировать высокие маневренные характеристики, - в умелых руках мини-геликоптеры могут даже показать такие фигуры высшего пилотажа, как «бочка» или «мёртвая петля». Но в целом, управление БПЛА можно поручить даже ребёнку, - ведь оно осуществляется всего лишь при помощи обычного пульта дистанционного управления, похожего на тот, что обычно прилагается к радиоуправляемым моделям. В то же время, для наиболее комфортного управления полётом мини-геликоптера можно использовать специальную систему пилотирования и аэрофотосъёмки. Однако при всём этом, микродроны являются не только и не столько игрушками, а скорее полноценными беспилотными инструментами для удалённого наблюдения за различными объектами, а также для их фото- или видеосъёмки. Для выполнения этих задач, на БПЛА укрепляются специальные фото- или видеокамеры, передающие изображение в реальном времени на экран системы управления. Кроме того, для привязки координат БПЛА можно использовать дополнительный датчик GPS, выступающий также в качестве дополнительной антенны и увеличивающий максимальное отдаление от оператора без потери контроля над микродроном на 200-300 метров. С такими возможностями, список успешно выполняемых мини-геликоптерами задач может быть практически безграничным: начиная с любительских съёмок труднодоступных объектов, и заканчивая сбором информации для различных служб управления и контроля, а также МЧС (при тушении пожаров) и МВД (при отслеживании перемещений членов ОПГ). Безупречность выполнения любых поставленных задач обеспечивается прекрасным, воистину немецким, качеством продукции фирмы «Microdrones GmbH». А использование в конструкции БПЛА легкодоступных материалов и её общая простота, делают Md4-200 и Md4-100 лидерами в своих ценовых категориях.
В то же время в Антарктике группа из австралийских университетов Тасмании и Вуллонгонга (Новый Южный Уэльс), использует два типа беспилотных вертолетов: один – с дистанционным управлением, и второй – способный пролетать на автопилоте между точками GPS. Такие БЛА помогают создавать 3D-карты мест произрастания лишайника, которые могут быть индикаторами климатических изменений.
Посреди Тихого океана жесткокрылый БЛА производства «Gatewing» (г. Гент, Бельгия) выполнил воздушную фотосъемку острова Пасхи с разрешением до 5 см. Археологи используют полученные фотоснимки для исследования объекта мирового наследия при беспрецедентно высоком разрешении.
Отрасль применения возобновляемых источников энергии в Германии обратилась к БЛА для решения проблемы недостатка квалифицированной рабочей силы. В стране насчитывается 22 000 ветряных турбин, а энергетическим компаниям не хватает квалифицированных сотрудников, которые могут подняться на турбины для выполнения внешнего осмотра с близкого расстояния, например, после попадания молнии, которое может спровоцировать расслоение поверхности. Таким образом, малые БЛА, такие как произведенные компанией «Microdrones» из г. Зиген, расположенного к востоку от Кельна, могут выполнять такого рода работы.
Во Франции высокоскоростные поезда, следующие из Парижа в Лион со скоростью 320 км/ч, могут стать причиной разрушения слоя галечника, поддерживающего рельсы. Для обнаружения впадин, которые необходимо выровнять, используются беспилотные вертолеты, пролетающие вдоль путей и выполняющие съемку с помощью стереоскопических 3D-камер. Так можно легко выявить нарушения поверхности, которые требуют коррекции.
БЛА уже оправдывают себя на практике, а грядущее изменение законодательства в США обещает еще более широкое их применение. Однако ключевым вопросом остается безопасность.
12.Вывод.
Вне зависимости от размеров беспилотных летательных аппаратов они могут выполнять полеты в гражданском воздушном пространстве только при условии, что они будут более безопасными, чем используемые на текущий момент пилотируемые воздушные средства.
Эксперты уверены, что основными техническими проблемами в создании современных БПЛА становятся фундаментальные разработки систем ИИ, а не конструкций самих аппаратов, их форм, двигателей, аэродинамики и т.д. Появление на борту автономных систем ИИ позволит БПЛА принимать самостоятельные решения об исполнении миссии и предотвратит опасность создания помех ,перехвата управления и радиообнаружения противником. В целом, создание систем ИИ, вероятно, идет по наиболее сложному пути и поэтому «буксует». ИИ не должен копировать интеллект человека – это машинный интеллект, но никак не человеческий. Например, самолеты и вертолеты летают эффективнее птиц, но не копируют их полет. Также и ИИ — не полноценный заменитель человеческого мышления, а его помощник и соратник, а одной из главных целей создания БПЛА является предотвращение человеческих жертв и повреждений (ущерб пилотам). К сожалению, на сегодняшний день БПЛА в полной мере не научились действовать без подсказок ЦУП. Известные публично образцы техники с ИИ до сих пор работают по принципу обучения, заложенному алгоритму.
БПЛА с ИИ – это летающий самообучающийся робот, новая ступень в научно-техническом развитии человечества. Это позиция передовых зарубежных экспертов в области ИИ. В России существуют и противоположные точки зрения относительно развития БПЛА. К.т.н. А.Кирилов и заслуженный изобретатель СССР В.Шаповалов предлагают отказаться от ИИ и массово выпускать дешевые одноразовые ДПЛА с бортовыми системами на уровне персональных компьютеров. При этом вопрос потери связи с оператором будет приниматься однозначно – самоуничтожаться устаревшей автоматикой, а после падения, каким-то образом, передвигаться по земле . Но не кроется ли в желании экономии еще большее будущее отставание в разработке новых видов техники и вооружения ,а в конечном итоге, потеря контроля над собственным воздушным пространством? Вопрос остается открытым.
К счастью, ситуация в нашей стране не такая удручающая. По сообщению РИА «Новости» от 13.08.2012 г., главком ВВС РФ В.Бондарев заявил, что самолеты VI поколения будут БПЛА, оснащенными ИИ . Существуют и современные разработки, и прошлые достижения, например, гордость Советского Союза - беспилотный космический корабль «Буран», в автоматическом режиме приземлившийся после полета в космос. Развитие систем ИИ уже в ближайшие десятилетия позволит решить задачу эффективного выполнения автономных миссий БПЛА. ВВС США считают, что необходимость полноценных и дорогостоящих ЦУП в скором времени отпадет. Оператор будет только наблюдать за выполнением поставленных задач. Правда открытым пока остается еще один вопрос – этический. Речь о том, кто или что будет принимать решения в случае применения оружия боевыми БПЛА против живых людей: автономно работающий ИИ или все-таки оператор. Единого мнения нет, хотя вопрос выносился даже на уровень повестки ООН.
И все-таки наступила эра ИБПЛА – интеллектуальных «БПЛА», не только военных, но и гражданских и не исключено, что по прогнозам футурологов уже к 2050 г. пассажирские самолеты будут управляться не пилотами, а ИИ, исключающим т.н. «человеческий фактор», так часто приводящий к авиапроисшествиям и катастрофам. Главное, чтобы у самообучающегося ИИ на БПЛА не прогрессировали ошибки разработчиков, человеческие комплексы и не развилась боязнь высоты.
13.Источники информации :
«Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития.»М.И.Павлушенко, Г.М.Евстафьев, И.К.Макаренко.
«Научно-технические проблемы и перспективы развития беспилотных авиационных систем военного назначения» В.Куликов,А.Ростопчин,Н.Бондаренко
«Беспилотные летательные аппараты.Боевые,разведывательные» И.Василин Изд.Попурри 2003г.
http://vpk.name/sources/?news&id=180