Четверг, 18.04.2024, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Пятая олимпиада (2007/08 уч. год)

Самолеты-снаряды во Второй мировой войне.

Автор

Власов Георгий

Тема реферата

Самолеты-снаряды во Второй мировой войне.

План

1.Введение

2.Основная часть

а. Управляемое оружие Германии

б. Управляемое оружие СССР

в. Управляемое оружие Японии

 

3.Вывод

Вступление

Самолеты-снаряды – управляемое оружие, применяемое для поражения крупных воздушных и наземных целей. Начиная с 1942 г. руководство нацистской Германии взяло курс на достижение технического превосходства над странами Антигитлеровской коалиции. Исследования, проведенные немецкими учеными и инженерами, показали, что для выполнения такой задачи наиболее важным является создание реактивных самолетов и дистанционно управляемых аппаратов. Создание и использование в боевых операциях второй мировой войны различных видов управляемого оружия во многом предопределялось довоенными разработками, которые существовали не только в Германии, но и в США, Великобритании и СССР.

Основная часть

Управляемое оружие Германии

В Германии еще с 1932 г. испытывались пороховые крылатые ракеты Рейнгольда Тилинга. Они имели обтекаемый алюминиевый корпус, к которому крепились четыре больших длинных стабилизатора. Вместо парашюта ракеты были снабжены, согласно патенту, выданному Тилингу, механизмом приземления.

 

В связи с нанесением ударов по территории Англии и невозможностью артиллерийских средств стрелять на расстояния более 100 км была поставлена задача исследовать средства дальнего поражения, с помощью которых можно было бы доставить большое количество взрывчатого вещества. 3 июня 1942 г. появилась крылатая ракета V-1 (Фау-1). Самолет-снаряд "Фау-1" был точной копией морской торпеды. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на заранее определённой высоте. "Фау-1" имел фюзеляж длиной 7,8 метра, в носовой части которого помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества. За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до скорости минимум 240 километров в час. Для этого использовалась наклонная пусковая установка с трубой, имеющей продольный паз. Поршень, двигающийся в этой трубе, был снабжен выступом, которым он сцеплялся с самолетом-снарядом при разгоне. Боевой пуск Фау-l состоялся 13 июня 1944 с пусковой установки, размещённой на севере Франции; цель была выбрана в Южной Англии. Из 10 500 ракет, нацеленных на Великобританию, на ее территорию. Упало только 3200, из них на Лондон — 2500.

Ракета V-2(Фау-2) была баллистическим летательным аппаратом, который летел по траектории, схожей с траекторией артиллерийского снаряда. Крылатый снаряд стоил дешевле, чем баллистический примерно в 10 раз, но легко сбивался зенитными орудиями, ракетами и истребителями-перехватчиками.

Снаряды Фау-1 и Фау-2 имели следующие основные тактико-технические данные. Вес боевой головки был почти одинаковым; примерно так же обстояло дело и с дальностью: предполагалось, что оба снаряда будут иметь дальность полёта порядка 320 километров. Позднее выяснилось, что средняя дальность самолета-снаряда "Фау-1" составляла около 240 километров, в то время как средняя дальность полёта ракеты "Фау-2" равнялась 306 километрам. Однако ракета "Фау-2" нуждалась в необычных топливах, а снаряд "Фау-1" работал на обыкновенном бензине. Тем не менее, комиссия решила рекомендовать разработку и производство обеих систем при условии, что в боевых условиях они будут применяться во взаимодействии.

Кроме управляемых ракет в нацисткой Германии разрабатывались управляемые бомбы, такие, как  BV.246 Hagelkorn. Суть разработки управляемых бомб заключалась в том, что управляемые бомбы имели довольно высокую дальностью самостоятельного полета и сброс бомбы можно было произвести за пределами радиуса поражения средств ПВО объекта. BV.246 Hagelkorn имел фюзеляж чистой сигарообразной формы и сдвоенное вертикальное хвостовое оперение с рулями направления. Крылья были установлены в верхней части фюзеляжа, были очень тонкими и имели большое удлинение, подобно крыльям планера. Траектория планирования BV.246 была приблизительно 1:25, то есть если BV.246 была сброшена на высоте 7000 метров, она могла пролететь до цели примерно 175 километров. Планирующая бомба должна была наводиться по радио с самолета-носителя. Несмотря на то, что BV.246 Hagelkorn было изготовлено около 1000шт., они так и не были применены.

Управляемое оружие СССР

Создание и использование в боевых операциях второй мировой войны различных видов управляемого оружия во многом предопределялось довоенными разработками, которые существовали не только в Германии, но и в США, Великобритании и СССР. В Советском Союзе работы в этом направлении не прекращались даже после репрессий, которым подверглись многие ведущие сотрудники Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), специализировавшегося на проектировании ракетных вооружений, включая управляемые ракеты.

В 1937 - 1940 г.г. в СССР было построено несколько опытных образцов дистанционно управляемых самолетов - тогда их называли телемеханическими (ТМС), и планирующих торпед.

 

В конце лета 1944 г. Владимир Николаевич Челомей завершил эскизную разработку самолета-снаряда со своим ПуВРД Д-3, получившего название 10Х, а 19 сентября 1944 г. его назначили главным конструктором и директором завода № 51. Ускорила создание 10Х доставка из Великобритании и Польши некомплектных V1. Однако о копировании аппарата полностью речь не шла. До начала 1945 г. удалось построить первый опытный образец самолета-снаряда и провести в ЦИАМе официальные испытания двигателя Д-3. Уже 5 февраля 1945 г. сборочный цех покинул первый серийный 10Х. Из изготовленных на заводе № 51 девятнадцати машин семнадцать было отправлено на летные испытания, а две оставлены в качестве эталонов. Устройствами для подвески 10Х оборудовали три Пе-8 и два Ер-2. Использование более дешевых и компактных бомбардировщиков Ер-2 являлось более предпочтительным. Однако в Средней Азии, где проходили испытания, из-за высоких температур моторы первого Ер-2 значительно снижали свою мощность, и бомбардировщик не мог даже поднять самолет-снаряд. В конце концов моторы совсем вышли из строя. Поэтому полеты осуществлялись только на П-8. Второй Ер-2 был подготовлен для летных испытаний в Подмосковье.

Летные испытания завершились 25 июля 1945 г. Из шестидесяти шести самолетов-снарядов в самостоятельный полет перешли сорок четыре, причем в 24 случаях были выполнены требования по дальности и еще в двадцати - по курсу. Уже весной 1945 г. на заводе № 125 в кооперации с другими заводами по технической документации завода №51 началось серийное производство самолетов-снарядов 10Х. До приостановления работ в связи с окончанием второй мировой войны успели построить 300 машин.

В дальнейшем на 10Х проводились работы по усовершенствованию точности попадания самолета-снаряда в цель и надежности его перехода в самостоятельный полет. Около двухсот 10Х было доведено и подготовлено к контрольным заводским и государственным испытаниям, которые прошли в период с 15 декабря 1947 г. по 20 июля 1948 г. на Государственном центральном полигоне Министерства Вооруженных Сил. Государственные испытания 10Х в комплексе с наземным оборудованием состоялись в период с 17 декабря 1952 г. по 11 марта 1953 г. Челомеевские машины впервые испытывались в холодное время года и новые климатические условия не замедлили сказаться. Из 15 запущенных самолетов-снарядов полеты трех закончились преждевременным падением, а режим полета четырех не соответствовал заданному: в двух случаях по высоте и скорости, в одном - по высоте и еще в одном - по скорости. Причиной аварии послужила недоведенность двигательной установки и систем управления для использования их в зимних условиях. Несмотря на произведенные доработки двигателя и аппаратуры системы управления, которые улучшили их работу, добиться полностью надежного полета не удалось. В итоге было признано, что государственные испытания самолет-снаряд 10ХН не выдержал. Вместе с тем комиссия отметила ряд преимуществ 10ХН по сравнению с другими аппаратами подобного назначения: относительно небольшую стоимость при крупносерийном производстве, простоту в эксплуатации, значительную огневую производительность, большую полезную нагрузку и другие.

В начале 1947 г. заводу № 51 было поручено проектирование ряда новых беспилотных летательных аппаратов: 16Х - для Военно-Воздушных Сил, 15Х и 17Х - для Военно-Морских Сил, а также 18Х. Очень скоро правительство ограничило это задание самолетом-снарядом 16ХА.

Постепенно выяснилось: установленные для разработки радиоуправляемых самолетов-снарядов директивными документами сроки не соответствуют реальным возможностям промышленности. Отсутствие необходимого опыта и сложность решаемой задачи не позволили ни одной организации, участвующей в проекте, выполнить задание на создание радиоуправляемой аппаратуры в 1947 г. Министерство авиационной промышленности предложило сначала разработать такую аппаратуру для пилотируемых самолетов, отладить и довести ее в присутствии человека, а потом уже перейти к беспилотным аппаратам. Так быстрее можно обнаружить дефекты машины и избежать потери сотен самолетов-снарядов при испытаниях.

К концу 1947 г. построили пять опытных 16ХА, и оборудовали стартовым устройством один самолет-носитель Ту-2. В период с 22 июля по 25 декабря 1948 г. шесть 16ХА (они получили наименование «Прибой») первого варианта прошли предварительные летные испытания. Пять из них были оснащены автоматикой управления ПСУ-20 (пневматической системой управления) и стабилизировались в двух плоскостях, один - автоматикой управления ЭСУ-1 (электрической системой управления).

В августе 1952 г. автономно управляемые самолеты-снаряды «Прибой» прошли совместные испытания. Самолет-носитель Ту-2 заменили на Ту-4, под крыльями которого подвешивались два самолета-снаряда. Как показали испытания, «Прибой» в целом соответствовал основным требованиям, но исключение составляли надежность и точность попадания в цель - они оказались ниже заданных. Эти недостатки не позволяли рекомендовать самолет-снаряд для принятия на вооружение. Представители ВВС предложили в 1953 г. провести после доработок войсковые испытания опытно-серийной партии аппаратов «Прибой», состоящей из 60 машин.

Однако 19 февраля 1953 г. по инициативе Л. П. Берия и без какого-либо обсуждения технических вопросов работы по машинам В. Н. Челомея (равно как и по машинам М. Р. Бисновата) были прекращены, а 51-й завод и конструкторское бюро ликвидированы. Челомею после нескольких обращений к Маленкову в 1954 г. все-таки удалось продолжить ранее начатые работы. Он возглавил Специальную конструкторскую группу (СКГ), год спустя преобразованную в ОКБ-52.

Управляемое оружие Японии

В Японии управляемое оружие создавалось не для устрашения противника и не для разрушения его вражеского потенциала, а для поражения американских кораблей, справится с которыми всеми другими способами не представлялось возможным. Способствовало появлению такого вооружения и традиционная склонность к самопожертвованию, и сложившаяся к концу войны ситуация, когда традиционная авиация была практически уничтожена, а опытных пилотов катастрофически не хватало. Использование традиционных самолётов для атак камикадзе показало высокую эффективность таких атак. Поэтому было принято решение о постройке специализированной планирующей бомбы. Одной из таких бомб был самолет Ока. Самолет «Ока» (по-японски «цветок вишни») — одноместный пилотируемый самолет-снаряд с жидкостно-реактивным двигателем был предназначенный для использования летчиками-смертниками.

е применение Ока произошло во время боев за Окинаву. Утром 21 марта 1945 г. японский самолет-разведчик обнаружил к югу от Кюсю 3 американских авианосца. Японское командование решило использовать новое оружие. Для атаки 16 бомбардировщиков были вооружены самолетами-снарядами Ока, а 2 - обычными бомбами. Бомбардировщики прикрывали 30 истребителей. На подходе к цели в 14 ч эта авиагруппа была атакована 50 палубными истребителями «Хэлкэт». Все японские бомбардировщики были сбиты, не успев запустить самолеты-снаряды. Также были сбиты 15 истребителей прикрытия. Так неудачно закончилась первая атака.

В следующий раз снаряды Ока были применены в ходе боев за Окинаву. 1 апреля 1945 г. с базы Каноя вылетело 3 бомбардировщика с подвешенными снарядами Ока и 3 истребителя Зеро Японцам удалось повредить американский линкор Западная Вирджиния и транспорт «Альпине». После боя уцелел только 1 японский бомбардировщик.

12 апреля 1945 г. 9 самолетов-носителей со снарядами Ока, 80 самолетов-камикадзе и 100 истребителей прикрытия атаковали американские корабли. После завершения операции японцы заявили о потоплении трех линкоров, но после войны выяснилось, что снарядами Ока модель 11 был потоплен лишь эсминец «Маннерт Л.Абаль» и поврежден эсминец «Стенли».

14 апреля была предпринята еще одна атака семи самолетов-снарядов Ока. В результате был поврежден американский эсминец «Сиглсби», впрочем, он мог быть поврежден и другим самолетом-камикадзе.

16 апреля 6 снарядов Ока предприняли очередную атаку, в результате которой японцы заявили о потоплении одного линкора. В последующих атаках 28 апреля, 4 мая, 11 мая и 22 июня было использовано 4, 7, 4 и 6 снарядов Ока соответственно. По японским данным потери США составили авианосец, линкор и крейсер. На самом деле эти корабли не погибли.

На Окинаву было доставлено около 300 снарядов Ока, но большая их часть погибла на земле под бомбежками американцев. Удалось запустить лишь несколько штук.

Первое применение снарядов Ока планировалось раньше - на Филиппинское море, но авианосец Синано, который должен был доставить туда 50 снарядов Ока, был потоплен, не успев вступить в строй. Низкую эффективность самолета-снаряда Ока модель 11 японское военное руководство отнесло в первую очередь к малой дальности действия снаряда.

Заключение

Вторая Мировая дала огромный толчок в развитии технологий, в том числе и в развитии ракетного вооружения. Во время Второй Мировой войны как Германия и её союзники, так и страны Антигитлеровской коалиции практически одновременно начали разрабатывать управляемое оружие. Именно тогда были созданы принципы создания и использования управляемого ракетного вооружения. Эти технологии после Второй Мировой войны стали активно развиваться и в наше время имеют широкое применение во всех видах войск. Во время Второй Мировой появились два типа систем управления: система самонаведения и система телеуправления. На основе этих систем позже была создана автономная система управления. Создание и разработка управляемого ракетного вооружения продолжается уже более 60 лет.

Список используемой литературы

Алексей Фомичев, "Оружие возмездия" для Красной Армии  М.

Секретное оружие третьего рейха. М., 1975;

Морозов Н. И. Баллистические ракеты стратегического назначения. М., 1974;

Латухин А. Н., Боевые управляемые ракеты. М., 1968;

Большая Советская Энциклопедия

А.Б.Широкорад, История авиационного вооружения Минск 1997

Категория: Пятая олимпиада (2007/08 уч. год) | Добавил: Service (11.12.2014) | Автор: Власов Георгий
Просмотров: 2486 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2448)
Фурсов Максим (1963)
Егор Андреевич Попов (1622)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1496)
Штриккер Артур (1217)
Григорьев Павел Сергеевич (647)
Медведкин Иван (552)
Азарин Николай (532)
Трунов Артём Николаевич (451)
Ефимова Софья Алексеевна (421)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024