Выполнил: Фетисов Даниил Юрьевич,
обучающийся 9А класса МАОУ СОШ №18
г.Улан- Удэ Республики Бурятия
Руководитель: Борголова Галина Александровна,
учитель физики МАОУ СОШ №18
г.Улан- Удэ Республики Бурятия
Композиционные материалы:
использование в самолетостроении,
перспективы их применения
Содержание
1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Понятие композиционных материалов. Их классификация.
2.2. Виды композиционных материалов, используемых в авиастроении.
2.3. Плюсы и минусы композиционных материалов.
2.4. Когда в авиастроении впервые появился композиционный материал.
2.5. Перспективы применения композиционных материалов в самолетостроении
3. Заключение.
4. Библиографический список
5. Приложения.
1. Введение
Решение всей совокупности сложных конструкционных, схемотехнических и технологических задач при разработке, создании и эксплуатации ракетно-космических и авиационных средств невозможно без широкого развития и внедрения результатов авиакосмического материаловедения. В современное время большая часть материалов не справляются со своими задачами. Поэтому мир нуждается в разработке новых материалов с более повышенными характеристиками. Такими материалами являются композиты.
Область применения композиционных материалов в авиастроении весьма обширна. Они применяются для высоконагруженных деталей самолетов (обшивки, лонжеронов, нервюр, панелей и т. д.) и двигателей (лопатки вентиляторов и компрессоры.), в космической технике для узлов силовых конструкций аппаратов, подвергающихся нагреву, для элементов жесткости, панелей.
Применение композиционных материалов обеспечивает новый качественный скачок в увеличении мощности двигателей, энергетических и транспортных установок, уменьшении массы машин и приборов. Кроме того, вес композитных деталей составляет не больше 20% аналогичных деталей из алюминия, при превосходящей прочности, гибкости и устойчивости к давлению, не говоря уже о том, что как неметаллы, они, естественно могут не бояться коррозии. Поэтому тема «Композиционные материалы: использование в самолетостроении, перспективы их применения» является актуальной и требует дальнейшего рассмотрения в данной работе.
2. Основная часть
2.1. Понятие композиционных материалов. Их классификация
Так что же собой представляет композиционный материал? Композиционный материа́л (КМ), компози́т — многокомпонентные материалы, состоящие, как правило, из пластичной основы (матрицы), армированной наполнителями, обладающими высокой прочностью, жесткостью и т. д. Сочетание разнородных веществ приводит к созданию нового материала, свойства которого количественно и качественно отличаются от свойств каждого из его составляющих. Варьируя состав матрицы и наполнителя, их соотношение, ориентацию наполнителя, получают широкий спектр материалов с требуемым набором свойств. Композиционные материалы делятся на две большие группы: древесные и полимерные композиты.
Древесные композиты (приложение 1)
Он получается посредством сочетания сырья разного типа, при этом в качестве основного компонента выступает древесина. Каждый древесно-полимерный композит состоит из трех элементов:
- частиц измельченной древесины;
- термопластичного полимера (ПВХ, полиэтилена, полипропилена);
- комплекса химических добавок в виде модификаторов – их в составе материала до 5 %.
Самый популярный вид древесных композитов – это композитная доска. Ее уникальность в том, что она объединяет в себе свойства и древесины, и полимеров, что существенно расширяет сферу ее применения. Так, доска отличается плотностью (на ее показатель влияет базовая смола и плотность древесинных частичек), хорошим сопротивлением на изгиб.
полимерные композиты (приложение 2).
Наиболее перспективными сферами использования можно считать строительство, нефтегазовую промышленность, производство автомобильного и железнодорожного транспорта. Именно на долю этих производств приходится порядка 60 % объема использования полимерных композиционных материалов.
Благодаря высокой устойчивости полимерных композитов к коррозии, ровной и плотной поверхности изделий, которые получаются методом формования, повышается надежность и долговечность эксплуатации конечного продукта.
В авиации в больших количествах используется Органопластик.
В этом композите в качестве наполнителей выступают в основном синтетические волокна – жгуты, нити, ткани, бумага. Среди особенных свойств этого полимера можно отметить низкую плотность, легкость по сравнению со стекло- и углепластиками, высокую прочность при растяжении и высокое сопротивление ударам и динамическим нагрузкам (приложение 3).
2.2. Виды композиционных материалов, используемых в авиастроении
В авиастроение используются три типа композиционных материала:
1. Углепластики
Свойства композитных материалов на основе полимеров дают возможность использовать их в самых разных сферах. В них в качестве наполнителя используются углеродные волокна, получаемые из синтетических и природных волокон на основе целлюлозы, пеков. Волокно обрабатывается термически в несколько этапов. По сравнению со стеклопластиками углепластики отличаются более низкой плотностью и более высоким модулем упругости при легкости и прочности материала.
2. Боропластики
Это многокомпонентные материалы, в основе которых лежат борные волокна, введенные в термореактивную полимерную матрицу. Сами волокна представлены мононитями, жгутами, которые оплетаются вспомогательной стеклянной нитью. Большая твердость нитей обеспечивает прочность и стойкость материала к агрессивным факторам, но при этом боропластики отличаются хрупкостью, что осложняет обработку. Борные волокна стоят дорого, поэтому сфера применения боропластиков ограничена в основном авиационной и космической промышленностью.
3. Органопластики
В этих композитах в качестве наполнителей выступают в основном синтетические волокна – жгуты, нити, ткани, бумага. Среди особенных свойств этих полимеров можно отметить низкую плотность, легкость по сравнению со стекло- и углепластиками, высокую прочность при растяжении и высокое сопротивление ударам и динамическим нагрузкам.
2.3. Плюсы и минусы композиционных материалов
Основные преимущества, которые можно обеспечить использованием КМ:
- довольно высокая прочность;
- значительная жесткость;
- малый удельный вес;
- сопротивление «старению материала»;
- значительно меньшая подверженность износу.
Композитные материалы обладают также и рядом недостатков:
- анизотропия – одни и те же свойства могут в десятки раз различаться в зависимости от направления внешнего воздействия (вдоль волокон или поперек);
- большой удельный объем;
- гигроскопичность; так как КМ неоднородны по определению, то они имеют свойство впитывать влагу;
- токсичность; при изготовлении и эксплуатации данные материалы способны выделять вредные для здоровья человека пары;
- высокая цена; это объясняется тем, что при производстве композитных материалов довольно часто используется дорогостоящее оборудование, что отражается на их себестоимости.
2.4. Когда в авиастроении впервые появился композиционный материал
Стеклопластики запатентованы в 1935 году - это первые полимерные КМ, в которых в качестве упрочняющего элемента использовались неорганические волокна. Промышленный выпуск стеклопластиков налажен после Второй мировой войны, и с тех пор их интенсивно используют в технике.
В 1941 году в США был подписан первый правительственный контракт на создание материала из хлопкового волокна, пропитанного фенольной смолой. Целенаправленно стеклопластики в авиастроении начали использовать с 1943 года, когда из них стали изготавливать кресла летчиков для учебных самолетов и облицовывать кабины.
В 1940-1950 гг. появляются современные, созданные сознательно, композиционные материалы - полимерные, керамические, металлические и другие. Они были вызваны к жизни потребностями передовых областей науки и техники: судо- и авиастроения, военной техники, зарождающейся космонавтики и др. (в США, Германии, Франции, СССР и др.). Их создание и совершенствование продолжается и в настоящее время.
2.5. Перспективы применения композиционных материалов в самолетостроении
На сегодняшний момент активно разрабатываются композиционные материалы нового поколения – так называемые интеллектуальные материалы. Данные композиты способны контролировать напряженно-деформированное состояние в условиях воздействия внешних факторов (нагрузок, температур) и адаптироваться (приспосабливаться) к этим воздействиям, например, путем управления формой для снижения возникающих в нем напряжений. Такие материалы могут применяться для особо ответственных высоконагруженных конструкций. Для осуществления этих функций в структуру материала встраиваются сенсоры – тензорезисторные, оптоволоконные, пьезоэлектрические, которыми могут служить, в том числе армирующие элементы, входящие в состав композиционного материала.
Сегодня полимерные композитные материалы начинают активно применяться в мировом авиастроении. Композиты используют в изготовлении ряда частей авиалайнера. В их числе воздушные тормоза; интерцепторы; элероны; закрылки; рули направления; элемент конструкции сложного закрылка; пилоны; панели коробки приводов; люки коробки приводов; лопасти винтов; панели крыльев вертикального и горизонтального оперения; элементы силового набора (центроплан, кессон, лонжероны, стрингеры, нервюры); элементы обшивки фюзеляжа; элементы внутреннего силового набора (балки и панели полов, перегородки); детали интерьеров и отделки.
Создание перспективных образцов для авиационной, ракетно-космической техники и других отраслей промышленности, как считают многие ученые, определяется широким использованием композиционных материалов.
3. Заключение
Комбинируя объемное содержание компонентов, можно, в зависимости от назначения, получать композиционные материалы с требуемыми значениями прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также создавать композиционные материалы с необходимыми магнитными, диэлектрическими, радиопоглощающими и другими специальными свойствами.
Однако механика деформирования и разрушения композитов и конструкций из них не может считаться завершенной. Уже при относительно невысоких значениях эксплуатационных нагрузок в некоторых слоях начинается растрескивание полимерного связующего, материал расслаивается.
Эти два аспекта: целесообразность применения в авиации и ракетно-космическом строительстве композитов как материалов, обладающих высокими эксплуатационными свойствами, с одной стороны, и недостаточная изученность механики их разрушения для оценки несущей способности и надежности конструкций, с другой, — определяют актуальность работы по совершенствованию технологии создания композитов.
Конструкция из композиционного материала – это еще один шаг вперед для авиации. Огромное количество деталей конструкции самолета изготавливались и продолжают изготавливаться из стекловолокна. Конечно, сейчас мы можем найти самолеты, которые практически полностью изготовлены из стекловолокна. Технологии композиционных материалов безвозвратно изменили авиационную индустрию. По использованию композитов в нашей стране одну из лидирующих позиций занимает ракетно-космическая промышленность.
4. Библиографический список
1. Комиссар О.Н.. Композиционные материалы и технологии для аэрокосмической промышленности. Научный электронный журнал «Новости материаловедения. Наука и техника», №4, 2013. С. 1-4.
2. Кербер М. Л. Полимерные композиционные материалы. Структура. Свойства. Технологии. — СПб. Профессия, 2008. - 560 с.
3. Ощепков М.Ю. Композиты в авиационно-космической промышленности России. Композитный мир, 2010, ноябрь-декабрь. С. 46-49.
4. Капитанова Л.В. Проектирование самолетных конструкций из композиционных материалов на основе стохастических моделей: Автореф. дис. канд. техн. наук: 05.07.02 / Национальный аэрокосмический ун-т им. Н.Е.Жуковского "Харьковский авиационный ин-т". - Х., 2002. - 179л. - Библиогр.: л. 147-158.
5. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
|