Автор: Салманова Александра Игоревна
Возраст: 14 лет
Место учебы: МОУ средняя школа №4
Город, регион: Московская область,г.о. Жуковский
Руководитель: Купцов Станислав Олегович, Экспертно-методический центр Федерации любителей авиации, начальник отдела.
Консультант: Ващук Юрий Михайлович, Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель, заместитель начальника летной службы ОКБ Сухого, президент Федерации авиамодельного спорта России.
Как снизить риски летчиков – испытателей
авиационной техники?
План:
1. Введение.
2. Из истории профессии «летчик-испытатель».
3. Развитие и совершенствование профессии, проблема «человеческого фактора».
4. Подготовка будущих кадров – как основа надежности.
5. Заключение. Выводы
6. Источники информации.
"От жизни человечества, от веков, поколений останется на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это. Все злое, подлое и низкое, глупое в конце концов не оставляет следа; его нет, не видно. А что есть? Лучшие страницы лучших книг, предания о чести, О совести, о самопожертвовании, о благородных подвигах, чудесные песни и статуи, великие и святые могилы…" И.А.БУНИН
(эпиграф к книге А. Бахвалова «Зона испытаний» - второй книги романа дилогии о летчиках-испытателях «Нежность к ревущему зверю»)
Введение
«Летчика отличает от всех людей умение опираться на бескрайнюю прозрачность неба. Летчика делают небо и самолет. Он должен верить в себя, машину, безропотно подчиняться мудрым стрелкам своих приборов и, что бы ни случилось, держать – отклонение ноль!»
Эти литературные строки советских времен характеризуют, почти характеризуют, суть профессии летчика, летчика с «Большой Буквы» - летчика-испытателя. Кто же такой летчик–испытатель?
Летчик-испытатель – летчик, испытывающий новейшую авиационную технику: самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты. Он проводит испытания только что созданных воздушных судов, оценивая их технические характеристики и, таким образом, помогая конструкторам в их доработке. Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.
Летчик-испытатель в течение всей своей рабочей жизни совершенствует летное мастерство. Эта профессия многогранна. Она включает в себя различные сложные науки и точные знания, мужество и высокую нравственность, крепкое физическое здоровье и до автоматизма отработанные навыки, граничащие с «шестым» чувством. В ней должны присутствовать самоорганизованность, ответственность, чувство меры (то самое «отклонение ноль») и самопожертвование.
Летчик-испытатель – довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как «ас» в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные летчики, отслужившие более пяти лет на благо Родины. Но бывают и исключения.
Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В. Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен постоянно совершенствовать свои знания: «У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации. Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».
Летчик-испытатель участвует во всех процессах появления на свет самолета, начиная с эскизного проекта и заканчивая летной испытательной программой готовой машины. Он в процессе создания нового летательного аппарата изучает каждую важную деталь, все ее возможности, все тонкости управления. Инженеры-конструкторы все время советуются с испытателями, так как за штурвалом придется сидеть летчику, и они стараются сделать все максимально удобно, прорабатывая схему кабины и ее эргономики.
Во время полета и перед полетом летчик тщательно изучает информацию о самолете. Вот что сказал Заслуженный летчик испытатель, герой России, Президент Федерации авиамодельного спорта России Ващук Юрий Михайлович: «Перед полетом мы изучаем большой объем информации о данном самолете, если что–то непонятно - спрашиваем у конструкторов и только после этого садимся за штурвал. Также перед полетом изучаем программу полета, схемы захода на посадку, проверяем сводку погоды, выбираем оптимальный маршрут, определяем количество необходимого топлива, продумываем место запасного аэродрома и т.д.».
Испытатели перед полетом знают все: данные о погоде на всех участках полета, возможную турбулентность, скорость ветра на разных высотах. Уже у самолета происходит внешний осмотр, осмотр датчиков, заправочного люка, состояния шасси и тормозных колодок, проводится полная проверка бортовых систем, проверяются стабилизатор хвостового оперения, осматривается сопло двигателя, механизация крыла и разрядники статического электричества; осматривается носовой обтекатель на предмет повреждений, визуально рассматриваются лопатки двигателя. И только после всех перечисленных этапов подготовки начинается испытательный полет.
Из истории профессии «летчик-испытатель»
Профессия летчика испытателя берет свое начало с очень давних времен. Люди всегда стремились покорить небо, и их многочисленные попытки были зафиксированы в истории. Первые создатели авиационной техники сами были испытателями своего детища.
Отто Лилиенталь - немецкий инженер и первый пилот-исследователь разработал, построил и испытал одиннадцать летательных аппаратов. Научное обоснование причин парения птиц, сделанное Лилиенталем и продолженное Н. Е. Жуковским, во многом определило развитие авиации. Лилиенталь совершил свыше двух тысяч полётов на планёрах собственной конструкции. В отличие от многих пионеров авиации не пытался сразу взлететь, а долго бегал по холмам, пытаясь определить центр подъёмной силы. Первый «полёт» совершил, просто поджав колени.
Братья Райт - первые люди, которые построили машину, сумевшую подняться в воздух. В 1903 они совершили свой первый полет на самолете «Флайер 1 » . Всю свою жизнь они посвятили изучению аэродинамики и строительству воздушных судов.
Михаил Никифорович Ефимов (1881—1919) — первый русский лётчик, который получил диплом пилота-авиатора. Именно его можно по праву считать первым русским летчиком-испытателем. 8 марта 1910 года на аэроплане «Фарман-4» он совершил первый полёт с пассажиром в небе России, превысив мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром, установленный Орвилом Райтом. В течение 1910 года на международных авиационных турнирах в Вероне, Будапеште, Руане, Реймсе Ефимов взял первые места и лучшие призы в состязаниях по дальности, продолжительности полётов, грузоподъемности и точности посадки.
Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Первые полеты на заре авиации были похожи на цирковые номера, летать на несовершенных аппаратах было ужасно трудно и очень рискованно. На тот момент, чтобы поднять самолет в небо, надо было быть иногда просто безрассудным человеком, почти самоубийцей.
Развитие и совершенствование профессии, проблема «человеческого фактора»
Развитие науки и техники, совершенствование школы пилотирования чуть ослабили эти факторы, но стали появляться иные трудности. Самой главной бедой профессии испытателя, является смертность. Во времена СССР из–за политических амбиций, военных конфликтов и дальнейшей гонки вооружений пострадало множество летчиков-испытателей. Во время Великой Отечественной войны погибло огромное количество представителей данной профессии.
Основными причинами смертности являлись недоработка и «недомыслие» конструкции самолета из-за обыкновенной спешки, техническое несовершенство машины, ошибки инженеров, безответственность техников, невыполнение правил, нарушение полетного задания ошибки пилотов во время проведения испытаний, а также отсутствие тщательного многоуровневого контроля, несчастные случаи и просто излишняя самоуверенность и бравада приводили к трагедии. Ведь самой главной ошибкой летчика-испытателя является несоблюдение правил.
В доказательство этому можно привести пример легенды о Дедале и Икаре. Мы знаем, что Дедал со своим сыном Икаром перелетал через море, убегая от Критского царя Миноса, решившего не отпускать такого искусного мастера. Перед полетом Дедал наказал сыну, чтобы тот не подлетал близко к солнцу, так как воск, скреплявший перья, растает, и не опускался к морю, чтобы не намочить крылья. В итоге Икар нарушил указ отца и, одурманенный полетом, подлетел слишком близко к солнцу. Воск на его крыльях растаял, и Икар сгинул в пучине морских вод.
Именно эта легенда свидетельствует о том, что Икар, будучи на месте испытателя, просто нарушил полетное задание. А летчик-испытатель обязан с феноменальной четкостью, концентрацией и организованностью относиться к своей работе, дабы не повторить подвиг Икара .
Представим список некоторых погибших испытателей, чтобы понимать к чему приводят вышеупомянутые ошибки и недоработки.
Белокопытов Николай Павлович (1946 – 1981). Летчик-испытатель, подполковник. Погиб в 1981 при испытании самолета Як–38 . Он не доложил руководителю полетов об отказе гировертикаля, при отказе которого нельзя совершать вертикальную посадку. Но Белокопытов пошел на риск и в итоге разбился.
Егоров Юрий Алексеевич (1940 – 1980). Летчик испытатель 1 класса, капитан. Погиб 23 июня 1980 года при выполнении испытательного полета на самолете Су - 25 (Т–8–5). Весь полет выполнялся на предельных режимах. Полезное задание состояло из 3 виражей на высоте 1000 м и 900 км/ч (М=0, 78) с перегрузкой 5 единиц. Расшифровки записей «черного ящика» показали, что первый вираж он совершил с перегрузкой в 7,0 , второй - с 7,2 , третий – с 7,5 . На этом режиме у Су–25 сломалось крыло. Самолет перешел в беспорядочное вращение с большой угловой скоростью, и у летчика не осталось никаких шансов на катапультирование.
Букреев Виктор Иванович (1949 – 1977). Летчик испытатель 4 класса, старший лейтенант. Во время испытания на самолете МиГ – 25ПУ при разбеге у того сложилась носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. Сидевший в первой кабине Букреев скончался 22 мая от получения сильных ожогов.
Кононов Николай Иванович ( 1939- 1979). Летчик испытатель, полковник. Погиб 27 сентября 1979 во время испытания на МиГ- 21УМ. В этот день он проводил полет только по приборам. После выполнения переворота через крыло самолет должен в вертикальной плоскости, описав полукруг, войти в горизонтальный полет у земли на безопасной высоте. С начала выполнения фигуры пилотажа самолет начал выполнять «вялое», замедленное вращения для вывода в горизонтальный полет. Что послужило в итоге катастрофе так и не известно. Но по одной из версии в систему управления попал наколенный планшет летчика.
Висков Геннадий Иванович (1948-1980) Летчик испытатель. Погиб в 1980 году на испытании на самолете МиГ-21БИС. При катапультировании произошел удар о бетонный столб.
Как видно чаще всего причиной трагедии, около 70%, становится человеческий фактор. Что же такое человеческий фактор?
Человеческий фактор – это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Любому человеку присущи ошибки и двойственность. Несмотря на уменьшение техногенных катастроф в авиации, возрос процент катастроф по вине человека.
Однако в последние годы показатель смертности снизился благодаря некоторым причинам:
- Развитие науки и специальных знаний, совершенствование исследовательских методов.
- Создание совершенных систем спасения летчика и экипажа, позволяющих в большинстве случаев спасти жизнь летчику.
Инновационная техника, новейшие технологии помогают людям просчитать все особенности конструкции будущей машины с высокой точностью. До изобретения технологий, которые во многом уменьшают риск катастрофы, были лишь рассчитанные самим человеком показатели. Это приводило к плачевным последствиям. Но бывали случаи, когда самолет просто не мог оторваться от земли, тогда приходилось создавать его заново.
Инженеры, проектируя самолет, во многом советуются с летчиками испытателями, для того, чтобы рядовым летчикам было максимально комфортно летать. Испытатели, участвуя в создании самолета, лучше понимают все процессы, происходящие в нем.
«Летчик-испытатель лишь верхушка пирамиды при проектировании самолета. За нам стоят инженеры, конструкторы, техники и множество других людей, принимавших участие в создании самолета», – рассказывал Юрий Михайлович Ващук. И на самом деле, в авиации сейчас контроль происходит на достаточно высоком уровне. Молодых и неопытных работников обязательно контролируют во время их работы. И так во всем.
Молодым испытателям помогают более опытные, а за работой начинающих конструкторов следят высококвалифицированные профессионалы. Все процессы, происходящие с самолетом, начиная с эскизного проекта, заканчивая всей программой испытательных полетов, находятся под жестким контролем.
У каждого полета есть четкий план, который в последствие должен будет отработать испытатель. На земле уже заложены маршрут, погодные условия, места возможной турбулентности и даже расписаны запасные варианты, если придется уходить на другой аэродром.
Безопасность летчика-испытателя зависит не только от него самого, но и от тех, кто создавал летательный аппарат. Инженер, проектируя будущую машину, должен понимать, что жизнь испытателя также находится и в его руках. Поэтому инженер должен помнить: то, что он делает, должно быть не просто хорошо, а идеально! Рабочие, сборщики летательного аппарата, авиационные техники, готовящие машину к полету, все просто обязаны делать свою работу хорошо. Цена всего этого – человеческая жизнь и огромные затраты труда и средств на проектирование и производство. Необходимо как воздух умение думать и помнить о людях, жить и мыслить категориями государства и народа. Именно в этом проявляется человеческая зрелость, именно такой человек считается взрослым. А сейчас большинство взрослых людей отличает от ребенка только рост и стоимость игрушек. Во все времена были те, кто умел брать на себя огромный груз ответственности. Однако сейчас их становится все меньше. Что будет дальше - страшно подумать.
В наше непростое время, когда духовно-нравственное воспитание детей и юношества ушло на второй план, когда чувство самодовольства и эгоизма превалирует над чувством патриотизма и уважения к ближним, когда истинная наука не в почете, а дети все больше живут в виртуальной реальности - их сознание становится похожим на разбитое зеркало. Необходимо увести ребенка от ложного пути «в никуда» и направить в правильное «русло». Нам необходимо пробудить интерес детей к истинным ценностям и знаниям пока у них еще не «погас свет в глазах».
Именно профессиональная преемственность, передача знаний «из рук в руки» от старших профессионалов-наставников к будущим специалистам - необходимая и основополагающая часть той воспитательной системы, которую нам необходимо заново выстраивать.
Уже на самом начальном этапе формирования не только человеческой личности, а и будущего технического специалиста необходимо прививать ребенку лучшие человеческие качества. В наших силах формировать интересы детей и подростков в направлении авиационной науки и техники, предлагая им универсальные технические знания, умение нестандартно мыслить и способность работать руками. Но главным воспитательным моментом является формирование духовно-нравственной основы человека, что в наше время в большом дефиците.
Заключение. Выводы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что к профессиям подобного уровня надо готовить с детства.
- Возобновить профориентацию школьников, пропаганду авиационных профессий. О них надо говорить на телевидении и в интернете.
- Создавать отечественные художественные фильмы о таких героических профессиях.
- Вновь создать сеть юношеских планерных школ, аэроклубов ДОСААФ, авиамодельных клубов
- Обеспечить поддержкой энтузиастов, работающих в этой сфере с детьми.
- Заниматься здоровьем, подрастающего поколения, ограничив доступ до определенного возраста к компьютерам и гаджетам на государственном уровне, дабы не менять суть сознания растущего человека.
- Вернуть старую систему образования, адаптировав ее к новым реалиям жизни. Поднять престиж учителей и преподавателей. Формировать у детей и молодежи умение общаться друг с другом, учить командному духу, мужеству и великодушию, состраданию и уважению к старшим. Надо воспитывать и родителей.
Только тогда мы сможем уменьшить риск летчиков-испытателей при испытаниях авиационной техники и пресловутый «человеческий фактор», всевозрастающий в современных условиях.
И, к размышлению…
Не так давно в городе Жуковском появилось мнение, что катастрофы при испытаниях прекратились, как только у взлетной полосы Летно-испытательного института восстановили разрушенный православный храм.
Источники информации
- http://kak-eto-sdelano.ru/kak-piloty-gotovyatsya-k-poletu/ - интернет портал «Как это сделано» 2011-2018 гг.
- https://www.profguide.ru/professions/Lotchik_ispytatel.html - интернет портал «ПрофГид». Профессия летчик-испытатель
- «Отклонение - ноль» - художественный фильм. СССР, киностудия «Мосфильм».1977 г. режиссер Александр Столпер
- А. Бахвалов «Зона испытаний» - вторая книга романа-дилогии «Нежность к ревущему зверю» 1973г.
- В. Бычков «Летопись авиации и воздухоплавания». издательство «Academica». 2006г
- Письмо-презентация Авиационного военно-технического клуба «Михаилъ». АВТК «Михаилъ». 2013г.
- «Профессия летчик-испытатель» - документальный фильм, телекомпания «Россия», ООО «Студия «Крылья», ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА». 2012 г.
- Беседа с Героем Российской Федерации, заслуженным летчиком-испытателем, заместителем начальника летной службы ОКБ Сухого, президентом Федерации авиамодельного спорта России - Ващуком Юрием Михайловичем.
- Программа курса начальной и авиационно-технической и планерной подготовки курсантов Юношеской планерной школы – автор Купцов С.О. НП «ЭМЦ-ФЛА». АВТК «Михаилъ». 2016 г.
|