Вторник, 23.04.2024, 21:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год)

Как снизить риски летчиков–испытателей авиационной техники?

Автор: Салманова Александра Игоревна
Возраст: 14 лет
Место учебы: МОУ средняя школа №4
Город, регион: Московская область,г.о. Жуковский
Руководитель: Купцов Станислав Олегович, Экспертно-методический центр Федерации любителей авиации, начальник отдела.
Консультант: Ващук Юрий Михайлович, Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель, заместитель начальника летной службы ОКБ Сухого, президент Федерации авиамодельного спорта России.

Как снизить риски летчиков – испытателей
авиационной техники?

План:

1. Введение.
2. Из истории профессии «летчик-испытатель».
3. Развитие и совершенствование профессии, проблема «человеческого фактора».
4. Подготовка будущих кадров – как основа надежности.
5. Заключение. Выводы
6. Источники информации.

"От жизни человечества, от веков, поколений останется на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это. Все злое, подлое и низкое, глупое в конце концов не оставляет следа; его нет, не видно. А что есть? Лучшие страницы лучших книг, предания о чести, О совести, о самопожертвовании, о благородных подвигах, чудесные песни и статуи, великие и святые могилы…" И.А.БУНИН
(эпиграф к книге А. Бахвалова «Зона испытаний» - второй книги романа дилогии о летчиках-испытателях «Нежность к ревущему зверю»)

Введение

«Летчика отличает от всех людей умение опираться на бескрайнюю прозрачность неба. Летчика делают небо и самолет. Он должен верить в себя, машину, безропотно подчиняться мудрым стрелкам своих приборов и, что бы ни случилось, держать – отклонение ноль!»

Эти литературные строки советских времен характеризуют, почти характеризуют, суть профессии летчика, летчика с «Большой Буквы» - летчика-испытателя. Кто же такой летчик–испытатель?

Летчик-испытатель – летчик, испытывающий новейшую авиационную технику: самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты. Он проводит испытания только что созданных воздушных судов, оценивая их технические характеристики и, таким образом, помогая конструкторам в их доработке. Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.

Летчик-испытатель в течение всей своей рабочей жизни совершенствует летное мастерство. Эта профессия многогранна. Она включает в себя различные сложные науки и точные знания, мужество и высокую нравственность, крепкое физическое здоровье и до автоматизма отработанные навыки, граничащие с «шестым» чувством. В ней должны присутствовать самоорганизованность, ответственность, чувство меры (то самое «отклонение ноль») и самопожертвование.

Летчик-испытатель – довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как «ас» в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные летчики, отслужившие более пяти лет на благо Родины. Но бывают и исключения.

Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В. Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен постоянно совершенствовать свои знания: «У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации. Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».

Летчик-испытатель участвует во всех процессах появления на свет самолета, начиная с эскизного проекта и заканчивая летной испытательной программой готовой машины. Он в процессе создания нового летательного аппарата изучает каждую важную деталь, все ее возможности, все тонкости  управления. Инженеры-конструкторы все время советуются с испытателями, так как за штурвалом придется сидеть летчику, и они стараются сделать все максимально удобно, прорабатывая схему кабины и ее эргономики.

Во время полета и перед полетом летчик тщательно изучает информацию о самолете. Вот что сказал Заслуженный летчик испытатель, герой России, Президент Федерации авиамодельного спорта России Ващук Юрий Михайлович: «Перед полетом мы изучаем большой объем информации о данном самолете, если что–то непонятно - спрашиваем у конструкторов и только после этого садимся за штурвал. Также перед полетом изучаем программу полета, схемы захода на посадку, проверяем сводку погоды, выбираем оптимальный маршрут, определяем количество необходимого топлива, продумываем место запасного аэродрома и т.д.». 

Испытатели перед полетом знают все: данные о погоде на всех участках полета, возможную турбулентность, скорость ветра на разных высотах. Уже у самолета происходит внешний осмотр, осмотр датчиков, заправочного люка, состояния шасси и тормозных колодок, проводится полная проверка бортовых систем, проверяются стабилизатор хвостового оперения, осматривается сопло двигателя, механизация крыла и разрядники статического электричества; осматривается носовой обтекатель на предмет повреждений, визуально рассматриваются лопатки двигателя. И только после всех перечисленных этапов подготовки начинается испытательный полет.

Из истории профессии «летчик-испытатель»

Профессия летчика испытателя берет свое начало с очень давних времен. Люди всегда стремились покорить небо, и их многочисленные попытки были зафиксированы в истории. Первые создатели авиационной техники сами были испытателями своего детища.

Отто Лилиенталь - немецкий инженер и первый пилот-исследователь разработал, построил и испытал одиннадцать летательных аппаратов. Научное обоснование причин парения птиц, сделанное Лилиенталем и продолженное Н. Е. Жуковским, во многом определило развитие авиации. Лилиенталь совершил свыше двух тысяч полётов на планёрах собственной конструкции. В отличие от многих пионеров авиации не пытался сразу взлететь, а долго бегал по холмам, пытаясь определить центр подъёмной силы. Первый «полёт» совершил, просто поджав колени.

Братья Райт - первые люди, которые построили машину, сумевшую подняться в воздух. В 1903 они совершили свой первый полет на самолете «Флайер 1 » . Всю свою жизнь они посвятили изучению аэродинамики и строительству воздушных судов.

Михаил Никифорович Ефимов (1881—1919) — первый русский лётчик, который получил диплом пилота-авиатора. Именно его можно по праву считать первым русским летчиком-испытателем. 8 марта 1910 года на аэроплане «Фарман-4» он совершил первый полёт с пассажиром в небе России, превысив мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром, установленный Орвилом Райтом. В течение 1910 года на международных авиационных турнирах в Вероне, Будапеште, Руане, Реймсе Ефимов взял первые места и лучшие призы в состязаниях по дальности, продолжительности полётов, грузоподъемности и точности посадки.

Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Первые полеты на заре авиации были похожи на цирковые номера, летать на несовершенных аппаратах было ужасно трудно и очень рискованно. На тот момент, чтобы поднять самолет в небо, надо было быть иногда просто безрассудным человеком, почти самоубийцей.

Развитие и совершенствование профессии, проблема «человеческого фактора»

Развитие науки и техники, совершенствование школы пилотирования чуть ослабили эти факторы, но стали появляться иные трудности. Самой главной бедой профессии испытателя, является смертность. Во времена СССР из–за политических амбиций, военных конфликтов и дальнейшей гонки вооружений пострадало множество летчиков-испытателей. Во время Великой Отечественной войны погибло огромное количество представителей данной профессии. 

Основными причинами смертности являлись недоработка и «недомыслие» конструкции самолета из-за обыкновенной спешки, техническое несовершенство машины, ошибки инженеров, безответственность техников, невыполнение правил, нарушение полетного задания ошибки пилотов во время проведения испытаний, а также отсутствие тщательного многоуровневого контроля, несчастные случаи и просто излишняя самоуверенность и бравада приводили к трагедии. Ведь самой главной ошибкой летчика-испытателя является несоблюдение правил.

В доказательство  этому можно привести  пример легенды о Дедале и Икаре. Мы знаем, что Дедал со своим сыном Икаром перелетал через море, убегая от Критского царя Миноса, решившего не отпускать такого искусного мастера. Перед полетом Дедал наказал сыну, чтобы тот не подлетал близко к солнцу, так как воск, скреплявший перья, растает, и не опускался к морю, чтобы не намочить крылья. В итоге Икар нарушил указ отца и, одурманенный полетом, подлетел слишком близко к солнцу. Воск на его крыльях растаял, и Икар сгинул в пучине морских вод.

Именно эта легенда свидетельствует о том, что Икар, будучи на месте испытателя, просто нарушил полетное задание. А летчик-испытатель обязан с феноменальной четкостью, концентрацией и организованностью относиться к своей работе, дабы не повторить подвиг Икара .

Представим список некоторых погибших испытателей, чтобы понимать к чему приводят вышеупомянутые ошибки и недоработки.

Белокопытов Николай Павлович (1946 – 1981). Летчик-испытатель, подполковник. Погиб в 1981 при испытании самолета Як–38 . Он не доложил руководителю полетов об отказе гировертикаля, при отказе которого нельзя совершать вертикальную посадку. Но Белокопытов пошел на риск и в итоге разбился.

Егоров Юрий Алексеевич (1940 – 1980). Летчик испытатель 1 класса, капитан. Погиб 23 июня 1980 года при выполнении испытательного полета на самолете Су - 25 (Т–8–5). Весь полет выполнялся на предельных режимах. Полезное задание состояло из 3 виражей на высоте 1000 м и 900 км/ч (М=0, 78) с перегрузкой 5 единиц. Расшифровки записей «черного ящика» показали, что первый вираж он совершил с перегрузкой в 7,0 , второй - с 7,2 , третий – с 7,5 . На этом режиме у Су–25 сломалось крыло. Самолет перешел в беспорядочное вращение с большой угловой скоростью, и у летчика не осталось никаких шансов на катапультирование.

Букреев Виктор Иванович (1949 – 1977). Летчик испытатель 4 класса, старший лейтенант. Во время испытания на самолете МиГ – 25ПУ при разбеге у того сложилась носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. Сидевший в первой кабине Букреев скончался 22 мая от получения сильных ожогов.

Кононов Николай Иванович ( 1939- 1979). Летчик испытатель, полковник. Погиб 27 сентября 1979 во время испытания на МиГ- 21УМ. В этот день он проводил полет только по приборам. После выполнения переворота через крыло самолет должен в вертикальной плоскости, описав полукруг, войти в горизонтальный полет у земли на безопасной высоте. С начала выполнения фигуры пилотажа самолет начал выполнять «вялое», замедленное вращения для вывода в горизонтальный полет. Что послужило в итоге катастрофе так и не известно. Но по одной из версии в систему управления попал наколенный планшет летчика.

Висков Геннадий Иванович (1948-1980) Летчик испытатель. Погиб в 1980 году на испытании на самолете МиГ-21БИС. При катапультировании произошел удар о бетонный столб.

Как видно чаще всего причиной трагедии, около 70%, становится человеческий фактор. Что же такое человеческий фактор?
Человеческий фактор – это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Любому человеку присущи ошибки и двойственность. Несмотря на уменьшение техногенных катастроф в авиации, возрос процент катастроф по вине человека.

Однако в последние годы показатель смертности снизился благодаря некоторым причинам:

  • Развитие науки и специальных знаний, совершенствование исследовательских методов.
  • Создание совершенных систем спасения летчика и экипажа, позволяющих в большинстве случаев спасти жизнь летчику.

Инновационная техника, новейшие технологии помогают людям просчитать все особенности конструкции будущей машины с высокой точностью. До изобретения технологий, которые во многом уменьшают риск катастрофы, были лишь рассчитанные самим человеком показатели. Это приводило к плачевным последствиям. Но бывали случаи, когда самолет просто не мог оторваться от земли, тогда приходилось создавать его заново.

Инженеры, проектируя самолет, во многом советуются с летчиками испытателями, для того, чтобы рядовым летчикам было максимально комфортно летать. Испытатели, участвуя в создании самолета, лучше понимают все процессы, происходящие в нем.

«Летчик-испытатель лишь верхушка пирамиды при проектировании самолета. За нам стоят инженеры, конструкторы, техники и множество других людей, принимавших участие в создании самолета», – рассказывал Юрий Михайлович Ващук. И на самом деле, в авиации сейчас контроль происходит на достаточно высоком уровне. Молодых и неопытных работников обязательно контролируют во время их работы. И так во всем.

Молодым испытателям помогают более опытные, а за работой начинающих конструкторов следят высококвалифицированные профессионалы. Все процессы, происходящие с самолетом, начиная с эскизного проекта, заканчивая всей программой испытательных полетов, находятся под жестким контролем.

У каждого полета есть четкий план, который в последствие должен будет отработать испытатель. На земле уже заложены маршрут, погодные условия, места возможной турбулентности и даже расписаны запасные варианты, если придется уходить на другой аэродром.

Безопасность летчика-испытателя зависит не только от него самого, но и от тех, кто создавал летательный аппарат. Инженер, проектируя будущую машину, должен понимать, что жизнь испытателя также находится и в его руках. Поэтому инженер должен помнить: то, что он делает, должно быть не просто хорошо, а идеально! Рабочие, сборщики летательного аппарата, авиационные техники, готовящие машину к полету, все просто обязаны делать свою работу хорошо. Цена всего этого – человеческая жизнь и огромные затраты труда и средств на проектирование и производство. Необходимо как воздух умение думать и помнить о людях, жить и мыслить категориями государства и народа. Именно в этом проявляется человеческая зрелость, именно такой человек считается взрослым. А сейчас большинство взрослых людей отличает от ребенка только рост и стоимость игрушек. Во все времена были те, кто умел брать на себя огромный груз ответственности. Однако сейчас их становится все меньше. Что будет дальше - страшно подумать.

В наше непростое время, когда духовно-нравственное воспитание детей и юношества ушло на второй план, когда чувство самодовольства и эгоизма превалирует над чувством патриотизма и уважения к ближним, когда истинная наука не в почете, а  дети все больше живут в виртуальной реальности - их сознание становится похожим на разбитое зеркало. Необходимо увести ребенка от ложного пути «в никуда» и направить в правильное  «русло». Нам необходимо пробудить интерес детей к истинным ценностям и знаниям пока у них еще не «погас свет в глазах».

Именно профессиональная преемственность, передача знаний «из рук в руки» от старших профессионалов-наставников к будущим специалистам - необходимая и основополагающая часть той воспитательной системы, которую нам необходимо заново выстраивать.

Уже на самом начальном этапе формирования не только человеческой личности, а и будущего технического специалиста необходимо прививать ребенку лучшие человеческие качества. В наших силах формировать интересы детей и подростков в направлении авиационной науки и техники, предлагая им универсальные технические знания, умение нестандартно мыслить и способность работать руками. Но главным воспитательным моментом является формирование духовно-нравственной основы человека, что в наше время в большом дефиците.

Заключение. Выводы

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что к профессиям подобного уровня надо готовить с детства.

- Возобновить профориентацию школьников, пропаганду авиационных профессий. О них надо говорить на телевидении и в интернете.

- Создавать отечественные художественные фильмы о таких героических профессиях.

- Вновь создать сеть юношеских планерных школ, аэроклубов ДОСААФ, авиамодельных клубов

- Обеспечить поддержкой энтузиастов, работающих в этой сфере с детьми.

- Заниматься здоровьем, подрастающего поколения, ограничив доступ до определенного возраста к компьютерам и гаджетам на государственном уровне, дабы не менять суть сознания растущего человека.

- Вернуть старую систему образования, адаптировав ее к новым реалиям жизни. Поднять престиж учителей и преподавателей. Формировать у детей и молодежи умение общаться друг с другом, учить командному духу, мужеству и великодушию, состраданию и уважению к старшим. Надо воспитывать и родителей.

Только тогда мы сможем уменьшить риск летчиков-испытателей при испытаниях авиационной техники и пресловутый «человеческий фактор», всевозрастающий в современных условиях.

И, к размышлению…
Не так давно в городе Жуковском появилось мнение, что катастрофы при испытаниях прекратились, как только у взлетной полосы Летно-испытательного института восстановили разрушенный православный храм.

Источники информации

  1. http://kak-eto-sdelano.ru/kak-piloty-gotovyatsya-k-poletu/ - интернет портал «Как это сделано» 2011-2018 гг.
  2. https://www.profguide.ru/professions/Lotchik_ispytatel.html - интернет портал «ПрофГид». Профессия летчик-испытатель
  3. «Отклонение - ноль» - художественный фильм. СССР, киностудия «Мосфильм».1977 г. режиссер Александр Столпер
  4. А. Бахвалов «Зона испытаний» - вторая книга романа-дилогии «Нежность к ревущему зверю» 1973г.
  5. В. Бычков «Летопись авиации и воздухоплавания». издательство «Academica». 2006г
  6. Письмо-презентация Авиационного военно-технического клуба «Михаилъ». АВТК «Михаилъ». 2013г.
  7. «Профессия летчик-испытатель» - документальный фильм,  телекомпания «Россия», ООО «Студия «Крылья», ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА». 2012 г.
  8. Беседа с Героем Российской Федерации, заслуженным летчиком-испытателем, заместителем начальника летной службы ОКБ Сухого, президентом Федерации авиамодельного спорта России - Ващуком Юрием Михайловичем.
  9. Программа курса начальной и авиационно-технической и планерной подготовки курсантов Юношеской планерной школы – автор Купцов С.О. НП «ЭМЦ-ФЛА». АВТК «Михаилъ». 2016 г.
Категория: Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год) | Добавил: Service (30.12.2017) | Автор: Салманова Александра Игоревна W
Просмотров: 2074 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 1
1 щур  
Надо обязательно добавить источники информации!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2570)
Фурсов Максим (2017)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1943)
Егор Андреевич Попов (1691)
Штриккер Артур (1270)
Григорьев Павел Сергеевич (675)
Медведкин Иван (605)
Азарин Николай (555)
Трунов Артём Николаевич (483)
Ефимова Софья Алексеевна (461)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024