Вторник, 16.04.2024, 23:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год)

Какова историческая роль и перспектива женщин в авиации?

Автор: Кильметова Аделина Динаровна
Возраст: 16 лет
Место учёбы: МАОУ СОШ №31 
Город,регион: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Руководитель: Алиева О.П.

Какова историческая  роль и перспектива женщин в авиации?

Содержание

Введение
Глава 1. Женщины в авиации 
§1. Первые Отечественные авиатриссы
§2. Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. «Ночные ведьмы» из Башкирии.
§3. Взлетная полоса или Стерлитамакский аэроклуб: вчера, сегодня, завтра?
§4. Жизнь - вечный взлет. Мадам «МиГ» - Марина Попович.
Глава 2. Социологический опрос 
Глава 3. Женщина-пилот – это звучит гордо!
Заключение 
Список использованных ресурсов

Введение

 

«Это счастье - с небом породниться,
Посвятить ему большую жизнь, 
Повелителем стальной и грозной птицы
Уходить в заоблачную высь» 

Марина Попович

 

Актуальность: Для меня 2017-й год очень важный и знаковый. Я перешла в 10-й класс.  Нашей школе № 31 города Стерлитамак исполнилось 25 лет. В честь знаменательного события, в школе открылся инженерный класс аэрокосмического профиля. В класс пришли и мальчики, и девочки. Многие ребята поступили в класс осознанно, готовясь в технические ВУЗы, возможно, кто-то будет работать в аэрокосмической отрасли, кто-то даже летать. А девушки?  Каковы их мотивы, кем они видят себя в будущем, какова возможность связать свою жизнь с авиацией? Мы провели мониторинг в классе среди девушек, и анализ показал, что пока только одна из них видит себя в будущем авиатором. Не все мои одноклассницы знают имена известных летчиц, например, на вопрос кто такие «Ночные ведьмы» они ответили «самолеты» или затруднились с ответом. Многие девушки плохо представляют будущую профессию и ВУЗ, где хотели бы учиться.

Исследуя тему  о женщинах–авиаторах, я убедилась, что  истории  их судеб не только интересны и поучительны, они могут стать положительным примером духовно-нравственного развития личности. Возможно, и хотелось бы на это надеяться, пример российских и башкирских женщин-летчиц  станет моим ровесницам отправной стартовой точкой в профессию авиатора.

Цель работы: Показать роль женщин в развитии отечественной авиации в исторической перспективе.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи: 

1.Познакомиться с биографиями знаменитых женщин-летчиц России и Республики Башкортостан.

2.Изучить  значимость и вклад женщин-авиаторов в Великой Отечественной войне.

3.Сохранить память о Марине Попович - советском военном летчике-испытателе, члене жюри международной  олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф.Можайского.

4. Показать перспективы для женщин в современной авиационной и аэрокосмической отрасли. 

Объект исследования: биография женщин-авиаторов.Мы рассмотрели профессиональный путь первых отечественных авиатрисс –Домникии Кузнецовой-Новолейник и ЛидииЗверевой, «ночных ведьм» из Башкирии - Магубы Сыртлановой и Ксении Серебряковой, летчика-испытателя, члена жюри международной Олимпиады им. Можайского – Марины Попович. А также современных женщин-пилотов Российской Федерации РБ г. Стерлитамак. 

Методы исследования:

1. Поиск информационного контента;

2.Работа с документами, материалами СМИ, журналов и газет;

3. Теоретический анализ и обобщение информации из научной литературы, периодических изданий,из архивов музеев; 

4. Работа с фотоматериалами;

5. Беседа,интервьюирование;

6. Анкетирование;

7. Сравнение;

8. Визуализация (составление презентации). 

 

Глава I. Женщины в авиации 

§1. Первые Отечественные авиатриссы

Авиатриссы – так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало – храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами. Сегодня имена многих из них, к сожалению, практически забыты. Кем же были эти замечательные женщины?

Первой недипломированной авиатриссой стала Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник (1886—1962), которая поднялась в воздух в мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге.

5 июня 1911 года «Петербургская газета» вышла с сенсационным материалом о первой русской женщине-авиаторе. Домникия, обладая лишь теоретическими знаниями о воздухоплавании и управлении самолетом, поднялась в воздух на самолете своего супруга «Блерио-ХI», но не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. После неудачного эксперимента продолжать полеты на самолете авиатрисса не решилась, оставшись в истории авиации с пометкой «недипломированная». После неудачи в воздухоплавании посвятила себя театральному искусству, ее карьера актрисы и режиссера была весьма успешна. Кузнецова-Новолейник скончалась в 1962 году в Кисловодске.

Первой официально признанной дипломированной русской женщиной-авиатором в России стала Лидия Виссарионовна Зверева (1890—1916), которая 23 августа 1911 года получила диплом авиатора № 31. 

Родилась Лидия в Петербурге, в 1890 году в семье героя Балканской войны, Виссариона Ивановича Лебедева. Родные видели девушку дамой аристократических салонов  и отдали учиться в Белостокский институт благородных девиц. Но Лида с юных лет мечтает о другой карьере — авиатриссы, мечтает подняться в воздух.  Ещеобучаясь в институте, после уроков девушка могла часами наблюдать за полетами аэростатов. Тайком от родителей она решила непременно стать авиатором. Это считалось просто неслыханным делом — женщина в кабине аэроплана!

После окончания института, 5 июня 1911 года Лидия поступает в Гатчинскую авиационную школу «Гамаюн». В 1911 году, выдержав все выпускные экзамены, Зверева фактически стала первой женщиной — военным лётчиком нашей страны, а скорее всего, мира! Но тогда таких названий не существовало, Лидию Звереву решили официально именовать «авиатриссой». Она получила диплом военного лётчика за номером тридцать один. Тридцать дипломов до неё получили только мужчины. Ей было всего 20 лет. 

В школе воздухоплавания пионерка авиации не только нашла свой жизненный путь, но встретила своего верного спутника жизни, будущего супруга — пилота-инструктора Владимира Слюсаренко. Вместе с мужем — В.В.Слюсаренко они в 1913 году открыли летную школу, где обучали полетам и испытывали самолеты. Сама Лидия Зверева проводила публичные показательные полеты в Санкт-Петербурге, Риге, Тифлисе. Именно там Зверева и Слюсаренко получили разрешение не только испытывать самолеты, но и строить их. Уже в октябре 1913 с конвейера их предприятия сошли первые два самолета разведчика «Фарманы XVI».

Там же, на территории завода «Мотор», Зверева совершила воздушную фигуру, которая навсегда вошла в историю авиации — мертвую петлю. Зверева и Слюсаренко переехали в Санкт-Петербург, где открыли завод, на котором работали 300 человек. Но 15 мая 1916 года Лидия Зверева скончалась от тифа в 25лет. Она первая из женщин, кто выполнил мертвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. И хотя несколько раз попадала в серьезные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. Ее бесстрашием восхищались даже мужчины-авиаторы. Это в ее честь в 1990 году Международный планетный центр назвал малую  планету № 3322 – «Лидия».

§2. Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны

«Ночные ведьмы» из Башкирии

Даже те, кто не видел фильма «В небе ночные ведьмы», все равно слышали это выражение. 

Бурное развитие авиации в начала XX века привело в авиацию девушек. Когда началась Великая Отечественная война, девушки, имевшие летную специальность, стремились на фронт. В начале октября 1941 года, прославленная лётчица, Герой Советского Союза, Марина Михайловна Раскова обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Её просьба была удовлетворена. Но желающих оказалось столько, что было решено сформировать не один, а сразу 3 женских авиаполка, которые получили наименования: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный полк. Во второй половине октября 1941 года лётчицы выехали из Москвы в город Энгельс. Здесь, в течение нескольких месяцев, они осваивали самолёты новых конструкций, овладевали мастерством воздушного боя, техникой бомбометания и поражения вражеских целей. Командиром 586-го истребительного авиаполка стала одна из старейших лётчиц страны, майор Тамара Александровна Казаринова. В полку были модели самолётов конструкции  Яковлева. Марина Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, на вооружении которого находился новейший, по тем временам, пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В. М. Петлякова. 588-й ночной легкобомбардировочный авиаполк возглавила опытная лётчица, майор Евдокия Давыдовна Бершанская. Этот полк имел учебно-тренировочные самолёты У-2 (По-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, переоборудованные для бомбометания, которые стали легендой. У-2 мог летать в любую погоду и не требовал больших площадок для взлёта и посадки. Нередко У-2 бывали у партизан, приземляясь на лесных полянах. Уже в 1942 году за каждый сбитый У-2 немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали «Железным Крестом».  

Женский авиационный полк был стопроцентно женским: от техника до командира полка – только женщины, в основном девочки от 17 до 22 лет. К концу войны в нём было 230 человек, из них 80 лётчиц. Около 9000 вылетов произвели за время войны на своих истребителях лётчицы 586-го полка. Из них 4419 было произведено для выполнения боевых заданий. 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Немецкие солдаты говорили, что летчиц на По-2 трудно сбить, потому что они «ночные ведьмы». Зато пехотинцы называли этот самолет старшиной фронта, а девушек, летавших на нем, — «небесными созданиями». За три года боевых действий 46-й Гвардейский Таманский авиационный полк сделал 24 тысячи боевых вылетов, сбросил 3 миллиона килограммов бомб. Полк прошел с боями от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа при отступлении Южного фронта, через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина.   

С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой единый, крепко спаянный коллектив, в котором всегда присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма. Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учебу. Но их фронтовая дружба живет до сих пор. Ежегодно 2-го мая и 8-го ноября они встречаются в сквере Большого театра в Москве — так решили на последнем собрании полка. Во время этих встреч бывшие гвардейцы рассказывают друг другу о своей жизни, об успехах и трудностях в работе. Вспоминают и боевых подруг, и дни своей тревожной военной юности. В интернете есть блог легендарных героинь и множество сайтов, посвященных им. 

В числе  80 летчиц 46-го таманского полка ночных бомбардировщиков была и жительница Стерлитамака.

Клавдия Федоровна Серебрякова

С целью сбора информации нами была изучена литература, ресурсы городских электронных СМИ, архивные данные поисковой группы «Живи, Земля» г. Октябрьский Республики Башкортостан, беседы с  Кашаповым Рамилем Акрамовичем - руководителем данной поисковой группы.

Клавдия Федоровна Серебрякова родилась в Башкирии 8 февраля 1921 года. Она была 11 ребенком в семье. После окончания семилетней школы поступила  в Стерлитамакское педагогическое училище, а через год пошла на курсы мотористов аэроклуба. 

Авиацией в тридцатые годы болела вся страна. Ею восхищались, гордились, пели о ней песни, основали массовое «Общество друзей воздушного флота».

Из воспоминаний Клавдии Федоровны:

«Даже не знаю, с чем бы сравнить. В годы моей юности в таком же почёте были космонавты. А сейчас? Хоккеисты? Олигархи? Артисты? Кого уважает молодёжь, и в кого заочно влюбляются девчонки? Не знаю, додумайте сами. Тогда на пике славы были лётчики – сталинские соколы, гордость страны. Что может быть выше неба? Туда и были устремлены взоры мальчиков и девочек. И вот реальная возможность приблизиться к самому-самому». 

Отучившись и получив диплом летчика, в 1938 году по путевке комсомола Клавдия Федоровна поступает в Херсонскую авиашколу ОСОАВИАХИМа, готовящую инструкторов лётного дела. Окончив курс обучения, летчик-инструктор Серебрякова получает назначение в Тбилисский аэроклуб, где вначале Клава преподаёт теорию полета и аэронавигацию, потом на нее возлагают всю штурманскую подготовку.

С началом войны, Клавдия просится на передовую, но ей отказывают, ссылаясь на то, что она нужна в аэроклубе для подготовки летчиков. До конца 1942 года Серебрякова подготовила тридцать шесть пилотов, сама экстерном сдала экзамены на звание офицера и, получив звание младшего лейтенанта, ушла на фронт. 

«Ночные ведьмы» - так называли лётчиц 46-го Гвардейского Таманского дважды орденоносного полка ночных бомбардировщиков, летавших на самолетах По-2, именно туда Клавдия Федоровна попала в 1942 году. В составе полка участвовала в боевых операциях против немецко-фашистских захватчиков в Крыму, Закавказье, на территории Польши и Германии.

Однажды при бомбежке переправы у станицы Екатериноградской, в свой шестой боевой вылет Серебрякова отправилась на задание со штурманом эскадрильи Лидией Свистуновой. Впереди их летел экипаж Марии Смирновой - Тани Сумароковой, попавший под ураганный обстрел фашистских зенитчиков. Самолет Смирновой был изрешечен осколками. Клавдия моментально принимает решение помочь своим подругам. Увеличив скорость, она устремилась к цели. Гитлеровцы перенесли огонь на самолет Серебряковой.Тем временем Смирнова на своей израненной машине вырвалась из полосы снарядных разрывов и лучей прожекторов. По самолету Серебряковой били так, что на нем не осталось «живого» места. Но летчик строго выдерживала боевой курс и, слушая команды штурмана, блестяще маневрировала, избегая попаданий зениток. Свистунова сбросила серию бомб на переправу. Экипаж Свистуновой - Серебряковой, обойдя зону обстрела, благополучно приземлилась на свой аэродром.

В 1943 году в полку была сформирована учебно-боевая эскадрилья, и Клавдию Серебрякову, как опытного воспитателя и летчика, назначили командиром звена. Отказываясь от отдыха, она днем и ночью летала с молодыми пилотами и штурманами по маршрутам и на их первые боевые задания. У неё было 550 боевых вылетов.

Трудное испытание пришлось выдержать Клавдии Федоровне в апреле сорок четвертого при бомбежке вражеских объектов в Севастополе. Серебрякова тогда вылетала на задание со штурманом Мери Авидзбой. В тот день девушки оказались под шквальным огнем зениток. Клавдия из последних сил делала маневры в воздухе. И самолет Серебряковой в нескольких метрах от земли выровнялся и ушел из цепких щупальцев прожекторов. Клава все же сумела привести свою боевую машину на аэродром.

Ранней весной сорок пятого года Клавдия Серебрякова и Тоня Павлова вылетели бомбить военные объекты города Гданьска. Более двадцати зенитных точек и столько же прожекторов встречали каждый самолет. Только пересекли линию фронта, начался сильный обстрел их самолета. Клава была ранена в правую ногу. Но экипаж смог добраться до места назначения и сбросил бомбы на скопление техники в порту. Серебрякова, не сообщив штурману о ранении, снова повела самолет на свой аэродром, сквозь грозную завесу огня и света. Вырваться из сплошной завесы огня и слепящего света экипаж смог, но погодные условия резко ухудшались. Самолет, управляемой Серебряковой, упал на территории Германии, на восточном берегу Вислы. Подоспевшие к месту падения советские военные и местные жители, с трудом извлекли девушек из-под обломков самолета. 

После долгого лечения Клава вернулась в Стерлитамак, где поступила в учительский институт на исторический факультет, окончила его и вместе с мужем была направлена по распределению в Туймазы, а затем в город Октябрьский. Работая в школе, Клавдия Федоровна стала кандидатом педагогических наук, продолжала много заниматься, повышала свои знания. Еще на фронте она умудрялась заниматься музыкой, а в мирное время, имея уже двух дочерей, Клавдия Федоровна училась  в вечерней музыкальной школе по классу пианино. Только так, в круговороте дел, Клавдия ощущала полноту и кипение жизни.

Клавдия Фёдоровна Серебрякова - остается навсегда в памяти народа как выдающийся лётчик, учительница, мужественный и несгибаемый ни перед какими трудностями человек. И нам следует гордиться, что живём в городе Стерлитамак, откуда она взяла свой старт в лётную и учительскую жизнь.

Магуба Гусейновна Сыртланова

Магуба Гусейновна Сыртланова -  гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Герой Советского Союза. 

Магуба Гусейновна родилась 15 июля 1912 в городе Белебее в татарской семье. И здесь же она посмотрела на небо как на свою судьбу. Окончила семилетнюю татаро-башкирскую школу. С 1932 года по направлению комсомола Магуба поступила в Балашовскую лётную школу.

В 1932 году Магуба поступает в Балашовскую летную школу, не было в ней курсанта старательнее М. Сыртлановой

Окончила аэроклуб и планёрную школу в Тбилиси. В Красной Армии с июля 1941 года, призвана Тбилисским горвоенкоматом. На фронтах Великой Отечественной войны — с декабря 1942 года. Сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы. Из наградного листа  Героя Советского Союза М. Г. Сыртлановой: «В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 128 взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 ж/д эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 артбатареи, два прожектора и 4 автомашины с горючим. Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава полка».   

15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР М. Г. Сыртлановой присвоено высокое звание Героя Советского Союза. После увольнения из армии МагубаГусейновна жила в Казани, скромно, мало рассказывала о своих боевых делах, больше говорила о подругах, об их ночных полетах. С 1951 по 1962 годы она работала на заводе «Электроприбор» контролером. М. Г. Сыртланова  ушла из жизни 1 октября 1971г. Ее имя носит улица в городе Белебее и  школьныймузей.9 сентября 2017 года рядом средний школы № 2 был открыть памятник Магубе Гусейновне Сыртлановой.

§3. Взлетная полоса или Стерлитамакский аэроклуб: вчера, сегодня, завтра?

За годы Великой Отечественной войны на защиту Родины отправились 16 тысяч моих земляков – стерлитамаковцев, многие из которых прошли  предвоенную подготовку в ОСОАВИАХИМе и в городском аэроклубе. Аэроклуб открыли в Стерлитамаке в 1935 году. Главным организатором проекта был коммунист Бушин К.Е., лично отправившийся решать данный вопрос в Москву к Калинину. Существовавший в 1932-1935 г. почтовый аэродром г. Стерлитамака располагался в районе Ашкадарского водозабора и не предполагал, что вскоре станет основой для создания крупного авиационного центра. Получив от «Башнефти» самолет «У-2» , аэроклуб начал развиваться быстрыми темпами. В течение последующих двух лет из Казани были получены еще 15 самолетов,  а в 1937 году состоялся первый выпуск летчиков. И если Лидия Зверева обучалась в авиашколе в Гатчине всего 2 месяца, то в нашем аэроклубе срок обучения составлял 2 года: первый год- теоретическая подготовка, второй-практические полеты. Желающих учиться было столько, что летать приходилось в две смены: первая с 6 до 13 часов, вторая с 14 до 21 часа. Исключения составлял лишь зимний период. Для молодежи всего юга Башкирии появилась возможность овладеватьлётным мастерством. 

Стерлитамакский аэроклуб в уже предвоенные годы стал признанной кузницей авиационных кадров, занимавшей второе место в СССР. На второй день после начала великой Отечественной войны клуб получил указание перестроиться на военный лад. Требовалось ускорить подготовку пилотов для фронта. В сентябре 1941 при аэроклубе  открывается парашютное отделение, которое подготовило сотни бойцов воздушной пехоты, многие потом служили воздушными стрелками на штурмовиках Ил-2. Четверым выпускникам Стерлитамакского аэроклуба присвоено звание Героя Советского Союза. Это истребитель Анатолий Пантелькин, штурмовики Иван Кочетов, Анатолий Горин и Владимир Секин. В.А. Секин после увольнения в запас в 1971 году вернулся в авиацию, возглавил Стерлитамакский аэроклуб, был Почетным жителем города. 

Стерлитамакский аэроклуб воспитал целую когорту летчиков, воинов, отличившихся в боях, вместе с мужчинами учились летать и женщины. 

В послевоенные годы пик активности аэроклуба пришелся  на 70-е годы, давая путевку в небо многим юношам и девушкам. Мы провели поисковые работы и познакомились с таким экипажем – летчиками Романом Радоевичем Насыровым и Эммой Мадияровной Тульвинской. Это жители нашего города, которые получили здесь первую летную подготовку. Роман Радоевич  выбрал своей профессией авиацию, закончил учебный авиационный центр в Челябинске и Бугурусланское летное училище, затем  более 20 лет работал вторым пилотом  и командиром военного судна на самолетах АН-2 и АН-24. Сейчас работает руководителем типографии  «МиГ». Назвал ее так  в память о своих первых полетах  на легендарном МиГ, самолете, который получили свое название  по первым буквам фамилий  авиаконструкторов Артема Микояна и Михаила Гуревича.

 

В ходе беседы с Эммой Мадияровной, мы узнали, что она начала заниматься в авиаклубе в 10 классе, совсем юной девушкой. До сих пор воспоминания об этих годах не оставляют ее. Эмма Мадияровна ведет поисковую работу, мечтает издать книгу об истории авиаклуба.  И мы думаем, что в Год добровольчества в России наш класс сможет помочь ей в поисковой работе, оформлении материалов и базы данных. 

Мы рады, что  в Стерлитамаке и в Республике Башкортостан живет и работает немало летчиков, и людей, поддерживающих авиа и аэрокосмическую подготовку молодежи, неравнодушных, с воодушевлением принявших приглашение участвовать в жюри олимпиады. С ними  мы планируем совместные проекты. Надеемся на  поддержку наших первых шагов в авиации их опытом и умением! 

§4.Жизнь – вечный взлет:  «Мадам «МиГ» - Марина Попович

Долгие годы верным другом и членом жюри Олимпиады имени Можайского была легендарная женщина-авиатор, Марина Лаврентьевна Попович.  С 2010 года она была Почётным Председателем Оргкомитета и жюри, по  - матерински поддерживала участников Олимпиады. 

Марина Лаврентьвна очень многогранная творческая личность: военный летчик-испытатель 1-го класса,инженер-полковник ВВС, доктор технических наук, Генерал-лейтенант казачьих войск, мастер спорта СССР, общественный деятель, поэт и писатель. 

За свою летную карьеру Марина Лаврентьевна освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова и КБ О.К. Антонова, в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя. Ее общий налет составляет около 6 тысяч часов. 

Марина Лаврентьевна Попович родилась 20 июля 1931 года в хуторе Леоненки в Велижском районе Смоленской области. Детство Марины прошло в деревне Самусенки. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина. Ей пришлось пережить и увидеть все ужасы начала Великой Отечественной войны – первые воздушные бои, бомбардировки, кровь, оккупация. Самой заветной мечтой девушки был мир и желание летать в мирном небе. Это  определило выбор ее будущей профессии. Вскоре семью эвакуировали в Новосибирск, где и началась ее дорога в авиацию.

 После школыв 1948 году она поступила в Новосибирский авиационный техникум, а также пошла на курсы в аэроклуб. Свой первый прыжок и полет  на самолете Ут-2Попович совершила в 17 лет в небе над Новосибирском.

 В 1951 году, после окончания авиационного техникума, два года работала инженером-конструктором на заводе, а по окончании Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже – Московский филиал Киевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище).

С 1960 года Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах. В 1962 году она даже принимала участие в отборе женщин – кандидатов в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы из 9 человек, но, по некоторым причинам, в отряд взята не была. 

В 1964 году Марина Попович стала летчиком-испытателем – единственной в стране женщиной – военным летчиком-испытателем 1-го класса. Сначала она была летчиком транспортного звена, и хотя женщин в авиацию тогда вообще не брали, она смогла добиться своего – и вскоре стала летать на истребителе. Затем работала командиром воздушного судна «Ан-12» в ГНИКИ ВВС. 

Дальнейшая ее карьера в авиации развивалась еще более стремительно. Именно Попович первой из женщин-летчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе «МиГ-21», за что в иностранных СМИ получила прозвище «мадам МиГ».

Марина Попович установила 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин, 13 из которых зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего рекорды «посыпались как из мешка». Ей же принадлежит мировой рекорд по скорости самолетов с двумя турбореактивными двигателями, который она установила в 1965 году на самолете «РВ», пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут. 

Десять мировых рекордов было завоевано Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). Марина – единственная женщина-летчица в мире, пилотировавшая этот огромный грузовой самолет. На нем впервые в истории авиации, экипаж, возглавляемый Мариной Лаврентьевной, поднял в небо 50 тонн груза на высоту 6600 метров и преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч.

До 1978 года Попович служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимировке Астраханской области. Затем пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его КБ в Киеве. Позже – занимала пост президента летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е. Акимова, который занимался изучением торсионных полей.

В 1979—1984 годах М.Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. В возрасте 53 лет завершила лётную карьеру, за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС имени В.П. Чкалова и КБ О. К. Антонова.

Выйдя на пенсию, увлеклась горными лыжами. Занималась с молодежью, была Почетным членом жюри олимпиады имени А.Ф. Можайского.

Марина Лаврентьевна – доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий наук, президент Всемирной ассоциации женщин-ученых. 

Она – Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряный медалей им. С.П. Королева, Большой Золотой медали ФАИ. 

Известна Марина Попович и как активный общественный деятель – она была участницей женского движения «Надежда России», вице-президентом Международного Центра им. Н.Рериха, проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе, вице-президентом Международного фонда «Здоровье Отечества». Она консультировала летчиков и конструкторов ракет и самолетов, занималась исследованиями в области новых технологий, НЛО и других аномальных явлений. Участвовала в экспедициях по поиску «снежного человека» на Памире и на Кольском полуострове.

Марина Лаврентьевна, как истинно творческий человек была еще членом Союза писателей России, в перерывах между полетами она успела написать множество произведений. Она автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе сборника стихов «Жизнь – вечный взлет» и киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной». Одна из последних ее книг «НЛО над планетой Земля» (2003) была удостоена премии им. М. В. Ломоносова и общественной награды «Золотое перо Руси».  

Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Народная любовь и уважение к заслугам Марины Лаврентьены были столь велики, что депутат  Сажи Умалатова вручила ей золотую звезду Героя социалистического труда. Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Ее именем названа звезда в созвездии Рака. 

Марина Попович называла себя счастливым человеком: «Все, о чем мечтала, сбылось!», - говорила она. И семья у нее сложилась авиационная. Муж – летчик-космонавт СССР Павел Романович Попович и дочери  Наталья–(1956)  и Оксана (1968). Второй муж также военный летчик – Борис Александрович Жихорев, генерал, начальник разведки армии. (Прил.20)

Участники финального этапа Олимпиады имени Можайского в Звездном городке те, кому посчастливилось встретиться и общаться с Мариной Лаврентьевной отмечали, что она очень располагала к себе, включалась в общение, помогала ребятам.  И в 2017г. Марина Лаврентьевна Попович была в составе жюри Олимпиады им. Можайского, об этом мы прочитали в Положении

Но, к великому сожалению, 30 ноября 2017 года на 87-ом году жизни Марина Лаврентьевны не стало.  Мировое сообщество авиаторов и все участники олимпиады скорбят об этой утрате. 

 Вся ее жизнь была вечный полет, а школьникам Марина Лаврентьевна оставила заветный наказ: 

«Написать бы в небе размашистым почерком,
Калёным пером самолетных ракет
Примите друзья от испытателя
Самый горячий, сердечный привет!
Вы верным курсом идете к цели
Хвала Вам ребята, так держать!
Ведь очень важно, чтобы Вы умели
Всех дальше, быстрее и выше летать!»

Глава 2

Социологический опрос 

Нами был проведен социологический опрос среди учениц 10 инженерного класса аэрокосмического профиля в МАОУ «СОШ №31», г. Стерлитамак. 

Цель: выявить уровень знаний в области авиации среди девушек.

Респонденты: 9 человек.

Гипотеза: большинство девушек, обучающихся в 10 классе, не знакомы с перспективами профессиональной деятельности в области авиации. 

Знаете ли вы примеры женщин в авиации? 

Вывод: 5 девушек знают примеры женщин в авиации, 4 девушки не знают. 

Знаете ли вы, кто такие «ночные ведьмы»? 

Вывод: 1 девушка знает о «ночных ведьмах» - женском авиационном полку в составе ВВС СССР во время ВОВ. 3 девушки считают, что «ночные ведьмы» - это самолеты. 5 не знаю

Хотите ли вы связать свое будущее с авиацией\космонавтикой? 

Вывод: 1 девушка хочет связать будущее с авиацией, 7 не хотят. 

Таким образом, социологический опрос среди девушек, учащихся в 10 классе, подтвердил выдвинутую гипотезу.

После выступления на городском и региональном туре Олимпиады им. Можайского,  мы провели дополнительный опрос:

Произвели ли на вас впечатление подвиги и достижения советских и русских летчиц?

Вывод: подвиги женщин в области авиации произвели сильное впечатление на всех опрошенных девушек. 

Появилось ли у вас желание связать будущее с авиацией?

Вывод: уже 3 девушки заинтересовались профессией, связанной с авиацией.

Таким образом, мы выявили, что после проведенной работы уровень знаний в области авиации  девушек повысился, многие заинтересовались и даже стали рассматривать данную профессию, как свою будущую.

Глава 3

Женщина–пилот – это звучит гордо!

Время стремительно меняется.  К женщинам за рулем автомобиля привыкли все, а женщин-летчиц в России сейчас немного. И это несмотря на то, что женщины начали пилотировать летательные аппараты почти сразу же после их появления. Женщины продолжают летать и в наши дни именно потому, что сознательно выбирают для себя эту работу. Живя в 21 веке, мы настолько привыкли к равным правам женщин и мужчин, и мало, что может нас удивить. Однако когда мы сидим в кресле самолета и готовимся к полету, голос женщины-капитана из кабины все же нас удивит. Всего 5 % всех пилотов составляют женщины. По данным FAA, в 2011 г. примерно у 25,500 женщин были лицензии на управление частными, коммерческими самолетами, а также воздушными судами авиалиний.

Сами мужчины отмечают, что из женщин зачастую получаются пилоты лучше. Они более дисциплинированны, менее склонны к риску и пилотируют самолет аккуратнее. Автор статьи «Великий спор пилотов: мальчики против девочек» Ричард Коллинз заявляет, что мужчины просто узурпировали летную профессию, не оставив женщинам шанса. А если это так, то как можно повлиять на ситуацию в этом «мужском клубе» и привлечь женщин в авиацию?  Во многих странах есть женщины, управляющие авиалайнерами или даже боевыми самолетами покруче мужчин. Есть они и в России, но их гораздо меньше: как их вовлечь в процесс - этот вопрос требует решения сегодня. 

Сложности освоения летной профессии в России начинаются с получения образования. Формально никаких ограничений по половому признаку в этой профессии нет. Согласно Воздушному Кодексу РФ "Командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа". Но в России лицо это в основном - мужское. Ничем, кроме сложившейся исторической традиции, не объясняется отсутствие женщин за штурвалом самолётов. 

К сожалению, поступление в учебное заведение и получение летной лицензии становится первой, почти непреодолимой преградой для девушек. В конце 60-х, с помощью Валентины Степановны Гризодубовой, был сформирован первый женский набор в Кременчугское летное училище гражданской авиации. Первый выпуск был в 1973 году (40 человек), второй -  в 1977 году (30 человек).   Сегодня в России всего несколько учебных заведений, которые готовят пилотов военной и гражданской авиации, куда могут «пробиться» девушки. Это Курганский пограничный институт (подготовка военных летчиков и штурманов), Сасовское летное училище гражданской авиации и Санкт-Петербургская академия гражданской авиации. 

В 2017 году впервые состоялся набор 15 девушек из 11 регионов от Калининграда до Иркутской области в Краснодарское высшее военное авиационное училище. А «пробиваться» в буквальном смысле прекрасному полу приходиться именно потому, что зачисление одной девушки на курс вместе с 270 парнями – это действительно победа! Поступают самые лучшие и подготовленные.  

Немалую роль играет и проявление мужского шовинизма - управление самолетом до сих пор считается мужским занятием. Хотя женщины - пилоты многократно доказывали и продолжают доказывать свою профпригодность, к ним все так же относятся с недоверием и опаской. До сих пор большинство мужчин судят о женщинах за штурвалом, с точки зрения обычного обывателя и не учитывают всю ту подготовку, которую им нужно пройти, чтобы стать пилотом. Пройти все тяготы обучения и налетать нужное количество часов -  это еще далеко не все, что требуется от влюбленного в небо. Стальная выдержка и невероятная психологическая устойчивость – это те качества, без которых летчице будет трудно закончить обучение и работать. Психологическое напряжение во время учебных полетов, а также, почти постоянное давление со стороны мужской части обучающихся, создают уникальные условия, в которых формируется отличная психологическая устойчивость, о чем редко кто вспоминает. 

Путь в эту профессию заключается в преодолении  стереотипов, которыми пропитано наше общество. Авиакомпании неохотно берут женщин-пилотов. Еще менее охотно повышают их до командиров, поскольку считается, что  при звуках женского голоса, приветствующего пассажиров на борту авиалайнера, у некоторых, особо чувствительных, нервных, недоверчивых, может начаться паника. 

Если так недоверчиво относятся к женщинам в рядах гражданской авиации, то представьте себе отношение мужчин к женщинам в военной авиации. В социальных сетях эта тема вызывает  много негативных отзывов. Кто-то одобряет присутствие женщин в гражданской авиации – мол, развитие отрасли, сотрудничество и т.п., но все однозначно не принимают женщин военных летчиков. За границей число женщин, управляющих военными и пассажирскими самолетами, гораздо больше, чем в России и  СНГ.  В США, например, женщины уже давно могут служить в армии пилотами, а после окончания службы, могут уйти в гражданскую авиацию. Женщины - летчицы ВВС участвуют в боевых операциях, то есть выполняют всю нелегкую работу войны наравне с мужчинами.

В России сегодня работают три десятка женщин-пилотов гражданской авиации. Первой в России женщиной – командиром воздушного судна в 2009 году стала пилот «Аэрофлота» Ольга Грачёва. В «Трансаэро» пилотессы появились только в 2012 году. Сейчас в «Аэрофлоте»  20 пилотесс, три из них — командиры воздушного судна. Пилотесса Мария Уваровская отмечает, что в целом количество женщин-пилотов в России увеличивается, но стереотип нашего мышления запаздывает за техническим прогрессом.

Но есть надежда, что в ближайшие годы в гражданской авиации России появление женщины-командира воздушного судна уже не будет экзотической новостью. А пассажиры российских авиакомпаний всё чаще и с радостью будут слышать женский командирский голос.

Путь женщин в профессиональной авиации сложен до сих пор,  но сегодня существует множество женских организаций, готовых помочь и поддержать молодых летчиц. Вот уже почти 30 лет действует Межрегиональная общественная организация Союз женщин летных специальностей - «Авиатрисса», единственная организация в России, которая объединяет всех «летающих женщин». Членами организации являются: летчицы гражданской авиации, летчицы-инструкторы, летчицы-испытатели, космонавты-испытатели, ветераны авиации и Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои России, заслуженные мастера спорта, чемпионки и рекордсменки мира по авиационным видам спорта, спортсменки-любительницы. Сегодня ее членами являются около 500 женщин, но все равно масштабы довоенных времен, когда таких женщин насчитывались тысячи, пока недосягаемы. Союз активно сотрудничает с другими летными и авиационными организациями России и зарубежья, проводит конференции и форумы, где женщины летных профессий могут встретиться, поддержать друг друга и, самое главное, пробудить у молодого поколения интерес к авиации.  

А вот спортсменов-любителей среди женщин становится все больше. Мы проанализировали состав групп гражданской авиации в социальных сетях «Вконтакте» и «Фейсбук», и увидели немало девушек, получивших пилотное образование в коммерческих аэроклубах Республики Башкортостан и в регионах России.  

Мы побеседовали с пилотом аэродрома «Первушино», Оксаной Тимофеевой. Узнали, что на аэродроме сейчас летает 3 женщин-пилотов: Тимофеева Оксана, Семенова Екатерина и молодая курсантка, которая вскоре тоже станет пилотом. Продолжительность обучения составляет в среднем год.

Признанными профессионалом и ярким примером является судьба выпускницы УГАТУ (УАИ), полковника авиации  Галины Петровны Кошкиной, которая  первой в России освоила почти все типы вертолетов. И как ее судьба схожа с судьбами других девушек-авиаторов. Та же глухая башкирская деревенька, тот же авиаклуб в Уфе, учеба в авиационном институте, то же желание быть похожей на своих кумиров и отчаянное желание добиться своей мечты – полететь самой в небе. А кумиром Галины и потом свидетельницей на ее свадьбе была не кто иная, как Марина Попович.     Желание быть похожей на Попович привело Кошкину к военному образованию, работе в  Уфимском высшем авиационном училище летчиков, а затем и в  Военно-Воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. Безусловным профессиональным авторитетом среди пилотов пользуется Светлана Капанина.

Заключение

В последнее время авиакомпании всего мира столкнулись с острой нехваткой летных кадров. Все прекрасно понимают, что летный состав стареет и популяция пилотов постоянно сокращается. Может быть, именно женщины способны в очередной раз спасти ситуацию?  В тот момент, когда люди откажутся от стереотипов, и будут всячески поддерживать женщин-пилотов, то нашей авиации наступит весна, и подует ветер нового времени!

Список использованных ресурсов

1. База данных JPLHACA по малым телам Солнечной системы[Электронный ресурс] // URL:http://ssd.jpl.nasa.gov/sbdb.cgi?sstr=3322

2. Голубева-Терес. О.Т. Страницы из лётной книжки [Текст] / О.Т. Голубева-Терес. — М: Воениздат, 1988. – 163 с.

3. Голубева-Терес, О. Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941-1945 [Электронный ресурс] / О. Голубева-Терес // Информационно-тематический портал ОБОЗНИК. - URL: http://www.oboznik.ru/?p=14720

4. Дзюба, А. Женщина-пилот – это звучит гордо! [Электронный ресурс] / А. Дзюба // SENTURIA DAILY. – 2012. - №4. – URL: http://senturia.ru/daily/zhenshhina-pilot-eto-zvuchit-gordo-chast-2-vedmy-i-osy/

5. Дрягина, И. Некоторые заметки о роли женщин в развитии авиации [Электронный ресурс] / И. Дрягина. - URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/dryagina_iv/06.html. – 12.11..

6. Ена, А. Безумно в небо влюблена [Электронный ресурс] / А. Ена, В. Булыгин. - URL: http://vadimvswar.narod.ru. 

7. Зверева Лидия Виссарионовна [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – 12.11.2012 г.

8. История города Стерлитамака / Башк. гос. ун-т; [Отв. ред. Аюпов Р. С., Минеев М. И.]. - Уфа: БГУ, 1994. - 277 с.

9.  Катков В. Аэроклуб: Небесная рапсодия. Документально-художественная повесть [Электронный ресурс] //http://vvkotkov62.ucoz.ru/publ/proza/nebesnaja_rapsodija/3-1-0-10

10. Клава Серебрякова [Электронный ресурс]-URL: http://sasha-p.livejournal.com /183318.html.-14.09.2010г.

11. Коллинз, Р. Великий спор пилотов: мальчики против девочек [Электронный ресурс] / Р. Колинз. - URL: http://www.airfactsjournal.com/2012/01/the-great-debate-boy-v-girl-pilots. 

12. Королева, Татьяна. Ну, а девушки? [Электронный ресурс] / Татьяна Королева // Портал бизнес-авиации. – URL: http://jets.ru/reviews/2012/03/06/female_pilot. -

13. Кошкина, Г. Женское счастье с «черной акулой»  [Электронный ресурс] / Г. Кошкина // БЛОГИ@Mail.ru. -   URL: http://blogs.mail.ru/mail/natashenka.d/tag. 

14. Кошкина, Г. Женское счастье с «черной акулой»  [Электронный ресурс] / Г. Кошкина // БЛОГИ@Mail.ru. -   URL: http://blogs.mail.ru/mail/natashenka.d/tag.

15. Кто летает лучше, женщины или мужчины?  [Электронный ресурс] // PrivatAero.  - URL: http://privat.aero/articles/reviews. 

16. Куликова, М. Сестра Икара из УАИ / М. Куликова // Авиатор УГАТУ. - URL: http://www.ugatu.ac.ru/aviator. -  8.09.2012 г.

17. Магуба Гусейновна Сыртланова [Электронный ресурс] // БЕЛЕБЕЙ.RU. - URL: http://www.belebey.ru/content/articles/index.php?article=1956. – 7.09.2012 г.

18. Морозов, В. Наследницы ночных ведьм [Электронный ресурс] / В. Морозов // Авиатор. – URL: http://www.ugatu.ac.ru/Aviator/read_article.php?id=107. 

19. Может ли женщина стать пилотом самолета в России [Электронный ресурс] – URL: http://nasamoletah.ru/sotrudniki/zhenshhina-pilot-samoleta-rossii.html 

20. Морозова, Т.П. Пристань поколений.история Стерлитамака [Текст]/ Т.П.Морозова.-Уфа:Китап,2011.-408с.

21. 2 Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 46, л. 381—383)

22. Ночные ведьмы: 65-летию Победы [Электронный ресурс] - URL: http://tamanskipolk46.narod.ru/p1aa1.html

23. Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России  [Электронный ресурс] // Программа СОЦИУМ. - URL: http://nnm.ru/blogs/igoriok28/pervye-zhenshiny-aviatrissy-v-carskoy-rossii. -  6.10.2012 г.

24. Пилотесса Мария Уваровская о работе в мужском коллективе и юуднях пилота [Электронный ресурс] - URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/171017-pilotessa-mariya-uvarovskaya 

25. Пронин, А. Русская авиатрисса [Электронный ресурс] / А. Пронин. - URL: http://storyo.ru/393-russkaja-aviatrissa.html. - 18.11.2012 г.

26. Попович,М.Л. Автограф в небе [Текст] / М.Л.Попович.-М.:Сов.россия,1988.-320с.

27. Ракипов, Ш. Звездные ночи [Текст] / Ш. Ракипов. — Казань: Татар.кн. изд-во, 1983. – 210с.

28. Ракобольская, И.В. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков [Текст] / И.В. Ракобольская, Н.М. Кравцова. – М: Изд-во МГУ, 2005. – 153с. 

29. Стремитесь делать невозможное  [Электронный ресурс]  // Авиатор УГАТУ. - URL: http://www.ugatu.ac.ru/aviator. -  8.09.2012 г.

30. Сыртланова Магуба Гусейновна  [Электронный ресурс] // Красные соколы. - URL: http://www.airaces.ru/asy-velikojj-otechestvennojj-vojjny/syrtlanova-maguba-gusejjnovna.html. - 17.11 

31. Сыртланова, Магуба. Крылатые мадонны [Электронный ресурс] / Магуба Сыртланова // Ночные ведьмы. – URL: http://tamanskipolk46.narod.ru/p292aa1.html. - 13.10.2012 г.

Категория: Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год) | Добавил: Service (11.01.2018) | Автор: Кильметова Аделина Динаровна E W
Просмотров: 5742 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.7/154
Всего комментариев: 5
4 Алма  
Молодец!!!Хорошая работа!!!

5 ADELINA  
Благодарю!!!

3 ADELINA  
Спасибо!

1 bersenew-n  
очень интересная работа

2 ADELINA  
Благодарю!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2426)
Фурсов Максим (1942)
Егор Андреевич Попов (1590)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1359)
Штриккер Артур (1206)
Григорьев Павел Сергеевич (641)
Медведкин Иван (541)
Азарин Николай (524)
Трунов Артём Николаевич (441)
Ефимова Софья Алексеевна (408)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024