Четверг, 25.04.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Семнадцатая олимпиада (2019/20 уч.год)

Как бороться с воздушным терроризмом?

Валерия Александровна Пермякова, 13 лет, город Светлоград, Ставропольский край, Российская Федерация
учащаяся МКУ ДО РЦДЮТТ

Как бороться с воздушным терроризмом?

План

  1. Введение
  2. Появление терроризма в воздушном транспорте.
  3. Методы борьбы с воздушным терроризмом.
  4. Вывод
  5. Список литературы

"Терроризм – это в первую очередь ненависть.
Ненависть человека к человеку, человека к человечеству".

Михаил Болтунов

1. Введение

Для того чтобы дать анализ воздушному терроризму, необходимо определиться с терминологией. Понятие воздушного терроризма до сих пор не сформулировано в международной правовой практике, но мы включаем в этот термин следующие действия: захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использовании воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Кроме того, актами воздушного терроризма считаются вывод из строя аэронавигационного оборудования, средств обеспечения воздушных сообщений и др. Целью воздушного терроризма, как правило, является принуждение властей выполнять требования террористов об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов. Захват воздушных судов и заложников осуществляется и с целью получения выкупа.

К сожалению, мировая история насчитывает тысячи террористических актов на протяжении тысячелетий, терроризм стал неконструктивным способом разрешения различных политических, социальных и экономических вопросов. Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели. В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и могут спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.

2. Появление терроризма в воздушном транспорте

Терроризм постепенно приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как посягает на наиболее значимые государственные и общечеловеческие ценности. Поэтому современная политика борьбы с терроризмом заставляют по-новому оценивать вопросы национальной безопасности и международного сотрудничества в этой сфере.

Рассматривая проблему возникновения воздушного терроризма, мы остановились на двух ключевых моментах:

Во-первых, угон самолетов с пассажирами на борту и последующим выдвижением политических или иных требований в обмен на жизнь заложников может быть основан на идеологических мотивах террористов.

Во-вторых, использование самолетов как оружия, когда угрозе уничтожения подвергаются важные объекты государства - это отличная разрушительная ударная сила.

Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 г. в Южной Америке. В последние десятилетия воздушный терроризм был одним из самых распространенных видов террористических актов. К нему прибегали сторонники самых разных политических и религиозных идей (японская «Рэнго Сэгикун», исламская «Аль-Каида» и палестинская «Черный сентябрь», а также множество других террористических организаций). До сих пор идут различные споры по поводу произошедшего акта 11 сентября 2001 г. в США. Общественный резонанс был настолько силен, что послужило официальной причиной развернутой операции в Ираке.

Мировая практика борьбы с терроризмом только к 70-м гг. (после захвата самолета Бразинскасами 15 октября 1970 г., а также самолета авиакомпании «Эйр Франс», произошедшего 27 июля 1976 г.) выработала эффективные меры по предупреждению террористических актов. Но, к сожалению, и это не исключило жертв в дальнейшем. Россия столкнулась с этой проблемой открыто только в XIX веке. В современной России проблема воздушного терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения.

В еще период существования СССР произошло 283 случая актов терроризма с воздушным транспортом: 15 попыток захвата, 5 случаев угона воздушного судна за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации. Первая попытка захвата воздушного транспорта произошла 25 октября 1958 года в период существования СССР. Это была попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты (в Якутии). В дальнейшем масштабы воздушного терроризма росли. После распада СССР ситуация стала еще острее, число террористических актов удвоилось по сравнению с советским периодом. С 2000-х годов тенденция к росту терроризма в воздухе пошла на убыль.

В современной России проблема терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения. Разрабатываются различные мероприятия по борьбе с терроризмом, особенно в сфере авиатранспрота. «Совместно с руководством Москвы была разработана целевая программа, в которой предусматривалось управление воздушными силами над столицей на предельно малых высотах, создание систем разведки, системы пресечения воздушных терактов, закупок РЛС миллиметрового диапазона. Но пока нет необходимой законодательной базы», - сказал генерал-полковник Юрий Соловьев, комментируя проблему противодействия воздушному терроризму. Ужесточены меры в аэропортах после теракта во Внуково. Процесс регистрации при посадке становится все более длительным и тщательным. Осторожность и настороженность друг к другу становятся повседневной нормой.

3. Методы борьбы с воздушным терроризмом

Воздушный терроризм современного мира лишен идеологической подоплеки. Он разрознен по своим мотивам, но при этом крайне силен. Проблема воздушного терроризма уже давно стала глобальной, постепенно размывая грани между внутренним терроризмом и международным. Численность террористических группировок растет, их разрушающая деятельность становится все опаснее и активнее. Средства массовой коммуникации играют им на руку, нагнетая атмосферу страха в мировой общественности. Похоже, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о том, что наше государство входит в новую полосу пиратства в воздухе.

В 2004 году Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О противодействии терроризму» и все-таки, противодействие воздушному терроризму опирается на слабую нормативно-правовую базу. Конечно, абсолютная безопасность невозможна. Авиакомпании анализируют террористические акты и учатся их предотвращать, но и террористы не стоят на месте, отыскивая слабые места авиационного транспорта.

Рассмотрев терминологию и историю такого противоправного деяния как воздушный терроризм, обратимся к нормативному регулированию борьбы с ним и проблемам в этой области. В Конституции РФ нет прямого регулирования борьбы с воздушным терроризмом. Зато она ставит по свою охрану следующие объекты террористической активности, которые могут стать таковыми при захвате воздушного судна:

  1. жизнь человека и гражданина (ст. 20);
  2. здоровье человека и гражданина (часть 2 ст. 21): никто не должен подвергаться насилию [1, ст. 21];
  3. свободу человека и гражданина (ст. 22) [2].

Уголовный кодекс РФ уже более четко регулирует данную проблему. На нее в первую очередь направлены сразу 2 статьи:

  1. Ст. 206 (Захват заложника) - при угоне судна обычный метод достижения своих целей террористами. Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
  2. Ст. 211 (Угон судна воздушного...) - предусматривает и сам угон, и захват в целях судна в целях его угона. События 11 сентября 2001 года убедительно подтверждают это. Авиакомпании тут же бросились принимать меры против подобных атак» поэтому безопасность авиа-полетов очень высока.

Одно можно сказать точно - это не последняя попытка теракта в воздухе.

Обращаясь к специализированным нормативно-правовым актам, остановимся на ФЗ от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Рассматривая оба эти закона можно сказать, что конкретно к воздушному терроризму более современным и актуальным является все-таки ФЗ «О противодействии терроризму», которым был издан позже, но, тем не менее, ФЗ «О борьбе с терроризмом» остается базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с терроризмом для правоохранительных и силовых органов РФ.

Нормативно-правовыми актами специализированного характера в качестве правовых международных мер по борьбе с терроризмом являются, прежде всего, такие «воздушные» конвенции, как:

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.):

«Плюсы»: четко определена юрисдикция договаривающихся государств, права и обязанности государств, полномочия командира воздушного судна.

«Минусы»: нет указания на то, что является необоснованной задержкой воздушного судна, пассажиров, экипажа или груза.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.) [4, с.10]:

«Плюсы»: есть ясное и точное определение того, что будет являться преступлением с воздушным судном, а, следовательно, какие действия будут иметь террористический характер.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.):

«Плюсы»: определение преступления с воздушным судном, которое было дано в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.) здесь имеет более развернутый вариант и учитывает все возможные случаи.

«Минусы»: Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной и полицейской службах.

4. Вывод

Таким образом, дав анализ и отечественному законодательству и международному, можно сделать вывод: пробелы имеются как в отечественном законодательстве, так и в международных актах. Антитеррористическое законодательство, созданное в последние годы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Международные действия против терроризма могут быть эффективными, если они пользуются максимальной поддержкой государств на основе тесного сотрудничества на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. Наиболее эффективным способом борьбы с политическим терроризмом является использование международных и государственных правовых институтов. Существующие международные договоры по борьбе с политическим терроризмом являются основой международного сотрудничества по его противодействию. Борьба против воздушного терроризма будет иметь эффективный характер только тогда, когда будут скорректированы проблемы во всех нормативно-правовых, актах, которые мы указали выше.

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

5. Список литературы:

  1. Морозов Г. И. Терроризм - преступление против человечества. М., 1997. С.
  2. Токарев А. Ф. Общее предупреждение преступлений в деятельности органов внутренних дел: лекция. М.: Академия МВД России, 1995. С. 13.
  3. Щебляков Е. С. Противодействие воздушному терроризму: Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. материалов III Всерос. конф. творческой молодежи. Красноярск, 2007.
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 1996 - №25.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. - 2006.- № 4014.
  6. Афанасьев Н. Н. Международно-правовая база борьбы с терроризмом. // Закон и право. -2001. - № 4. - С. 8 - 13.
  7. Словарь международного воздушного права. М., 2004.
  8. Конституция Российской Федерации. 2013. 48 с.
  9. Черницкий А. М. Воздушное пиратство: самые громкие захваты. Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
  10. Додолев Е., Леско М. Загадки 11 сентября, или 27засекреченных страниц //Огонёк. 2003. № 52.
  11. Интернет-ресурс Newsru.com.
  12. Национальный портал «Россия - Антитеррор». © Лыткина А. И., 2012
  13. Воздушный кодекс РФ, одобренный от 5 марта 1997 года.


Источник: http://1. Морозов Г. И. Терроризм - преступление против человечества. М., 1997. С. 2. Токарев А. Ф. Общее предупреждение престу
Категория: Семнадцатая олимпиада (2019/20 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2020) | Автор: Пермякова Валерия Александровна E W
Просмотров: 1064 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2630)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1972)
Егор Андреевич Попов (1710)
Штриккер Артур (1284)
Григорьев Павел Сергеевич (684)
Медведкин Иван (615)
Азарин Николай (562)
Трунов Артём Николаевич (494)
Ефимова Софья Алексеевна (472)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024