Автор: Артур Динарович Ханмурзин
Место учебы: Лицей 60
Город, регион: Уфа, р.Башкортостан
Руководитель: Ханмурзина Светлана Винеровна, учитель
Почему у авиамоделизма всегда есть будущее
«Люди, способные водить самолёт, всегда найдутся,
но нужен я, тот кто эти самолёты изобретает - авиаконструктор.
Джованни Каприони
Оглавление:
I. Введение
II. Исторические этапы развития авиамоделизма в России.
1. Дореволюционный этап
2. Авиамоделизм в годы советской власти
3. Развитие авиамоделизма в послевоенные годы
III. Развитие авиамоделизма в Башкортостане
IV. Роль кружковой деятельности в развитии авиамоделизма
V. Роль авиамоделизма в моём профессиональном определении.
VI. Заключение
VII. Список использованных ресурсов
I. Введение
Авиамоделизм является школой начальной профориентации для многих поколений выдающихся конструкторов, инженеров, лётчиков. Все российские компании , работающие на этом рынке, ведут свою историю от авиамоделизма, используют проверенные в спорте технологии и материалы, формируют кадровый потенциал из квалифицированных специалистов в своём большинстве выросших из авиамодельной среды. Эта сфера деятельности является одной из немногих, в которой у нашего государства есть все шансы на мировое лидерство. Авиамоделизм - стартовый плацдарм авиастроения. Повышение эффективности работы авиастроения выступает фактором экономического роста страны. Поэтому главные требования сегодня предъявляются к высокой квалификации инженерного персонала авиастроительной отрасли. Формирование компетенций будущего конструктора авиационной отрасли должно проходить в рамках авиамоделизма начиная со школьного возраста. Раннее профориентация позволит предприятиям обеспечить высокое качество подготовки кадров, а учащимся определиться с будущей профессией и развить необходимые компетенции уже на раннем этапе образования. У авиамоделизма для этого есть все необходимые условия: материально-техническая база, мотивационные факторы, доступность среды. Поэтому исследования, проводимые в данной работе, являются актуальными и доказывают, что у авиамоделизма есть будущее, так как авиамоделирование- увлечение ,которое каждому позволяет почувствовать себя авиатором.
Целью исследования: на примере исторического развития авиамоделизма в России ,в Республика Башкортостан и личного участия в авиамодельном спорте выделить компетенции, которые позволят авиамоделизму стать кластером формирования будущих инженеров авиастроительной отрасли.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- Изучение исторических этапов развития авиамоделизма
- Анализ развития авиамоделизма в Республики Башкортостан на современном этапе
- Результаты личного вклада в авиамоделизм.
Предметом исследования является влияние конструкторско-технологического развития авиамоделизма в России и потребностей авиастроительных предприятий в квалифицированных кадрах на формирование будущих компетенций будущего инженера авиаконструктора.
Объектами исследования в работе являются историческая информация и материалы по развитию авиамоделизма в России, личный опыт исследователя.
В работе использовались следующие методы исследования:
- Анализ исторического развития авиамоделизма, состояние авиамоделизма на современном этапе
- Классификация и систематизация собранных материалов;
II. Исторические этапы развития авиамоделизма
1.Дореволюционный этап развития авиамоделизма
Если обратиться к истории воздухоплавания, то первыми авиамоделями можно считать мифический «голубь Архита» - построенную древнегреческим математиком и философом Архитом Тарентским летающую деревянную конструкцию, чертеж которой был утерян, а также летучие волчки – детские игрушки, существовавшие в Китае и «драконы» - воздушные змеи, применяющиеся в военном деле. До появления самолёта, модель, то есть уменьшенная копия летательного аппарата принесла человечеству огромную пользу, содействуя научным открытиям. Наши выдающиеся конструкторы А.Н. Туполев, А.С Яковлев, С В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А .И. Микоян достигли больших результатов в проектировании и постройке самолётов ещё и потому , что превзошли многих конструкторов мира в умении уменьшать вес конструкции. Рассмотрим как это всё начиналось. В 1754 году академик Российской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов сконструировал миниатюрный аппарат для подъема метеорологических приборов на большие высоты. Модель М. В. Ломоносова — прообраз современного вертолета—доказала возможность полета аппарата тяжелее воздуха. В. В. Котов в 1895 году строил небольшие летающие модели самолетов. Опыты с моделями позволили Котову разработать ряд вопросов устойчивости и управления самолетов. Еще раньше совершенно исключительную роль сыграла летающая модель в опытах А. Ф. Можайского, самым непосредственным образом оказав помощь рождению самолета. Свою теорию и правильность предположений, положенных в основу проекта самолета, Можайский проверил, построив уменьшенную копию своего будущего аппарата — модель «воздухоплавательного снаряда». Очень активно развивался авиамоделизм в XIX веке.Авиамоделисты встречали поддержку лишь у передовых русских людей, гордости нашего Отечества. Первым среди них является выдающийся русский ученый и основоположник аэродинамики самолета, профессор Николай Егорович Жуковский (1847—1921 гг.)Он принимал участие в организации состязаний летающих моделей. Циолковский, будучи учителем в г. Боровске, не раз строил тепловые шары и воздушные змеи и публично запускал их с помощью своих учеников. .Подлинный авиамоделизм возник в нашей стране лишь после Октябрьской революции.
2. Авиамоделизм в годы советской власти
А.С. Яковлев в 1921 г. организовал первую в Москве школьную секцию авиамоделей.
1923 год является годом зарождения массового советского авиамоделизма . Во многих городах СССР —были организованы авиамодельные и авиамодельно-планерные кружки и курсы. Издавались первые брошюры по авиамоделизму. Шла подготовка кадров инструкторов, организовывались соревнования летающих моделей. Первые массовые состязания состоялись в Грузии в мае 1924 .Победителем этих состязаний был X. Парунакян, модель которого установила первый официальный рекорд дальности полета — 19,5 м
С принятием Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи в 1931 году шефства над Воздушным Флотом совпало знаменательное для авиамоделистов событие — организация в Москве первой в Союзе центральной авиамодельной лаборатории. Из послания Климентия Ефремовича Ворошилова участникам очередных VI всесоюзных состязаний летающих моделей :«Горячо приветствую вас от лица всей Красной Армии. Авиация с каждым днем приобретает все большее значение, а авиамоделизм — это первый подступ к овладению самолетом в воздухе». Авиамоделизм считался кузницей кадров. Наиболее интересной считаю спортивную сторону авиамоделизма.
Уже с момента возникновения первых авиамодельных кружков их работа в известной мере могла оцениваться по тем техническим и спортивным результатам, которых достигали кружковцы. В 1925 г. Дальность полета модели Давтяна 1185 м; через неделю он добился продолжительности полета, равной 27 минутам. 1925 г оформляются 2 школы авиамоделизма : московская и закавказская. Позже школы слились в одну. В Москве на вторых всесоюзных состязаниях моделист А. Дмитриев из Смоленска добился дальности полета схематической модели, равной 701 м, моделист В. Карабаев из Уфы — продолжительности полета 6 мин. 55 сек. Период с 1924 по 1926 год можно охарактеризовать как период накопления сил и опыта в проведении состязаний. Решались вопросы организационной работой в этой области, давались нужные направление творческой мысли. В Москве на вторых всесоюзных состязаниях моделист А. Дмитриев из Смоленска добился дальности полета схематической модели, равной 701 м, моделист В. Карабаев из Уфы —продолжительности полета 6 мин. 55 сек.В 1929 г. стало ясно, что дальнейшие успехи возможны по двум направлениям: создание так называемых «рейсовых» моделей, не рассчитанных на использование восходящих потоков воздуха, и создание моделей, способных при благоприятных условиях (т. е. при наличии восходящих потоков воздуха) парить и тем достигать больших результатов. Миклашевский в 1930 г. создаёт классическую схему «рейсовой модели»
В 1930 году прошёл первый всесоюзный 1 слёт авиамоделистов. В 1931 г. М.Зюрин применяет на модели «свободный ход», что улучшило характеристики планирования и способствовало парению. Установил два международных рекорда. К периоду с 1936 по 1940 год относится введение в практику командных соревнований и усиливается работа над моделированием планеров – модель авиамоделиста В. Павлюченко продержалась в холмистой местности 6 мин.23 сек., пролетев 3009 м. Применяются бензиновые двигатели .В начале 1937 года производство авиамодельных моторчиков мощностью в 0,2 л. с. было начато на заводе № 6 ЦС Осоавиахима СССР в Москве. В 1938 г. модель М. Зюрина с мотором его собственной конструкции и постройки 8 мая года пролетела 21,857 км. Этот полет открыл счет советским авиамодельным международным рекордам. Наш земляк Челиинцев в 1939 г. установил международный рекорд по классу гидромоделей с механическим двигателем .Каждый новый рекорд, приносивший славу советскому авиамодельному спорту, требовал улучшения техники измерений. Для этого стали применять геодезические приборы — теодолиты и дальномеры. В период войны весь народ поднялся на защиту своей Родины. Занятия авиамоделизмом были временно прерваны. Но авиамоделизм продолжал развиваться. Весной 1943 года, вскоре после снятия блокады Ленинграда, в нем были проведены состязания. Годом позже авиамодельные состязания состоялись в Москве, а в 1945 году состязания происходили уже во многих районах Советского Союза.
3. Развитие авиамоделизма в послевоенные годы
1951 год принес новые рекорды. Успехи были достигнуты в результате настойчивой работы известного конструктора авиамодельных моторчиков В. Петухова (Москва) и рекордсмена Г. Любушкина (Москва).В конце 1952 года советский авиамодельный спорт был включен в единую систему спортивных мероприятий, проводимых соответствующими органами, руководящими развитием спорта в СССР. Авиамоделисты отныне получили право на такие поощрения, как майки чемпионов страны, звания «мастер спорта», «заслуженный мастер» и т. д. Мировой рекорд скорости полета кордовой модели установил М. Васильченко на соревнованиях в Ташкенте в 1957 г. — 232 км/ч. Абсолютный рекорд скорости — 301 км/ч установил на международных соревнованиях Иванников. Такую скорость развила его кордовая модель с реактивным двигателем. К 1968 г. советскому авиамоделизму принадлежало 15 мировых рекордов для свободнолетающих и кордовых моделей из 39 регистрируемых ФАИ(международная авиационная федерация). В 1974 году создается Центральный спортивно-технический клуб авиационного моделизма ДОСААФ СССР который просуществовал до 1992 года. Сегодня его правопреемником можно считать Московский авиамодельный клуб МГО РОСТО (ДОСААФ) - МАК.
С 1992 года российские авиамоделисты выступают на международных соревнованиях самостоятельно. Авиамодельный спорт нашей страны занимает достойное место в мире.
На 1 Всемирных воздушных играх 1997 года российские авиамоделисты завоевали в лично-командных зачетах 5 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовые медали.
4. Новый век – новые возможности и рекорды
Начиная с 2000-х годов одну из ведущих ролей в авиамодельном спорте начинают играть радиоуправляемые модели. Этот класс моделей быстро стал популярен, особенно для взрослых спортсменов, что связано с большими материальными затратами. Важную положительную роль в развитии авиамоделизма на современном этапе играет, возможность привлечения дополнительных финансовых средств со стороны спонсоров, которые направляются на проведение соревнований, пополнение материально-технической базы кружков.В настоящее время в нашей стране широко распространены следующие классы моделей:свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые модели самолётов и вертолётов.
III. Авиамоделизм в Республике Башкортостан
Начало авиамодельного движения в Республике Башкортостан относится к 20-м годам XX века. Зарождение его связано с общими тенденциями развития авиамоделизма в стране и мире.В Башкирии республиканские авиамодельные соревнования проводились ежегодно с 1924 года .Юные уфимцы, участвуя в 1931 году во 2-м Всесоюзном слете авиамоделистов в Москве, заняли 1-е место и были награждены переходящим Красным знаменем Центрального совета ОСО СССР, а кружку при пионерской коммуне Уфы за работу по авиамоделизму в пионерских организациях вручена премия ЦК ВЛКСМ и газеты "Пионерская правда". Авиамодельный спорт дал большой толчок развитию планеризма и авиации в Башкирии. Из актива авиамоделистов в 1933 был создан первый в республике кружок планеристов при открывшемся в том же году Уфимском аэроклубе. Авиамоделисты Уфы в 1927-40 установили 8 рекордов мира, несколько рекордов СССР7.По данным Осоавиахима в 1939 году в Башкирии насчитывалось 4500 юных авиастроителей, объединенных в 240 кружков.В начале 50-х годов республиканские соревнования проводились в основном в классах свободнолетающих планеров и резиномоторных моделей. Участниками соревнований являлись авиамоделисты из городов Уфа, Стерлитамак, Октябрьский, Салават, Ишимбай, Бирск, поселка Кандры.Во многих других городах и деревнях республики авиамодельные кружки также имеют давнюю историю.В Стерлитамаке, например, были авиамоделисты при Осоавиахиме еще в 20-е годы, в 1934 году на аэродроме ими была организована выставка авиамоделей .С 1936 года здесь действует авиамодельный кружок при созданной детской технической станции. Начиная с 60-х годов XX века в Уфе, Стерлитамаке, Кумертау и многих других городах Республики начали открываться авиамодельные кружки при заводах. Предприятия осуществляли финансирование кружков, предоставляли оборудование, моторы, топливо. Это способствовало новому подъему и росту популярности авиамодельного спорта.В Уфе в 1960 году в районе Новоалександровки был построен первый в республике кордодром для кордовых моделей. Позже свой кордодром появился при Уфимском авиационном институте.Важным явлением на этом этапе стало также «возвращение» наших спортсменов на Всесоюзные соревнования. В 1960 году впервые после долгого перерыва сборная республика принимает участие во Всесоюзных соревнованиях в Минске. Среди участников сборной в классе кордовых моделей были Владимир Евсеевич Васильченко (г. Салават), Геннадий Алексеевич Комаров (г. Уфа). На этих соревнованиях наши ребята лично познакомились с Олегом Константиновичем Гаевским, автором многих книг по авиамоделированию. В 1962 году на Всесоюзных соревнованиях в г. Саратов , Г.А. Комаров (г. Уфа) стал чемпионом в классе «воздушный бой», в этом же году на Первенстве Уральской зоны он выполнил норматив мастера спорта в классах гоночных и пилотажных моделей. Воспитанником Г.А. Комарова был и мой дедушка.Республиканские соревнования по авиамодельному спорту проводятся ежегодно. Кроме традиционных классов – свободнолетающих планеров, резиномоторных, появляются новые классы – скоростные, пилотаж, воздушный бой. Несколько раз в Уфе проводились первенства Уральской зоны. А в 1966 году на кордодроме при Авиационном институте были проведены Всесоюзные соревнования в классе «воздушного боя» среди ВУЗов.К началу 80-х годов авиамодельные кружки еще действуют на станциях юных техников, при заводах, ДОСААФе, но в их деятельности уже появляется множество проблем, которые постепенно приводят к закрытию кружков, снижению популярности авиамоделизма и технического творчества в целом.Начиная с 2000-х годов в Башкортостане одну из ведущих ролей в авиамодельном спорте начинают играть радиоуправляемые модели. Этот класс моделей быстро стал популярен, особенно для взрослых спортсменов, что связано с большими материальными затратами.Новыми тенденциями в XXI веке становятся следующие. Большую роль начинают играть информационные технологии. При обучении применяются программы-симуляторы для отработки навыков управления моделью. Богатый материал для постройки чертежей, изготовления моделей содержится в сети интернет. Помощниками авиамоделистов становятся специальные сайты и форумы. В городах появляются авиамодельные общества. В настоящее время в республике продолжают проводиться соревнования по авиамодельному спорту среди школьников.
Традиционными являются:
Открытое лично-командное Первенство Республики Башкортостан по авиационным моделям и ракетному моделированию среди юношей; открытое лично-командное Первенстве Республики Башкортостан по авиационным моделям «воздушного боя»Организаторами этих соревнований являются Министерство образования РБ, Республиканский центр детского (юношеского) технического творчества, РОСТО (ДОСААФ). Участие в соревнованиях принимают традиционно команды из Уфы, Стерлитамака, Кумертау, Салавата, Ишимбая, Сибая, Нефтекамска, Октябрьского, Чишмов, Белебея, Раевки, Зианчуринского, Стерлитамакского районов.Кроме того, в городах республики проходят свои традиционные соревнования – республиканские или открытые городские. Спортсмены республики принимают участие на соревнованиях российского и международного уровней. Так, в 2007 г. В. Кох вошел в состав сборной России, а в 2008 - занял четвертое место среди юношей на этапе Кубка мира в Казани. Его отец и тренер О. Кох является мастером спорта по авиамоделизму. О.Кох также являлся и моим наставником.Авиамоделизм, как технический спорт , как техническое творчество не стоит на месте , развивается, формирует свои традиции, создаёт новые компетенции , отвечая запросам современности. В настоящее время развита и мировая индустрия авиамоделизма: фирмы, выпускающие системы радиоуправления, двигатели, модели, топливо, аксессуары, магазины, журналы. Мировой авиамодельный спорт управляется Международной федерацией аэронавтики (ФАИ).Результаты и рекорды не заставляют себя ждать
Приведу часть результатов таблиц рекордов мира и Российской Федерации
F-1-B МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ С РЕЗИНОМОТОРОМ
F104
18498
|
F-1-B
|
Продолжитель-ность
|
1 ч. 41 мин. 32 с.
19 июня 1964 г.
В. Федоров
Россия
|
1 ч 41 мин. 32 с
19 июня 1964 г.
В. Федоров
Москва
|
46 мин.14 с.
31 июля1952 г.
В. Райзман
Тула
|
|
F105
18491
|
F-1-B
|
Дальность по прямой
|
371.19 км
1 июля 1962 г.
Г. Чиглинцев
Россия
|
371.19 км
1июля 1962 г.
Г. Чиглинцев
Томск
|
10.2 км
15 августа1949 г.
В. Завидов
Москва
|
705 м
29 июня 1997 г.
С. Артюхов
С Петербург
|
F106
18500
|
F-1-B
|
Высота
|
1732 м
19 июня 1964 г.
В. Федоров
Россия
|
1732 м
19 июня 1964 г.
В. Федоров
Москва
|
408 м
30 июня 1968 г.
Н. Миндубаев
Казань
|
|
Не было бы такого прекрасного настоящего ,если бы не система преемственности в этой области. Авиамодельное техническое творчество – начало всех начал. Вовлечённость подростков в техническое творчество авиамоделизма тоже имеет свою яркую историю.
IV. Роль деятельности кружков в развитии авиамоделизма
Уже тогда, в годы молодого советского государства все понимали , что авиамоделизм становится одним из средств политехнического, всестороннего образования советского человека в школьные его годы. Более того, в годы Великой Отечественной войны выявилась ценность этого движения с точки зрения воспитательного воздействия на ребят.Так советский авиамоделизм получил всеобщее признание как начальная школа и первые шаги будущего летчика, авиаинженера, авиационного конструктора. Государственная поддержка оказывалась в полном объёме :издавались журналы, финансировались кружки
Низовой организацией авиамоделистов СССР и сегодня является кружок — добровольное объединение группы молодежи, ставящей цель изучать основы авиации путем постройки и запуска моделей летательных моделей.
В кружке ребята получали начальные трудовые навыки; здесь же они учились работать над книгой, самостоятельно, конструировать и строить модели. Занятиям по возможности придается занимательный характер, для чего проводятся игры с моделями, соревнования и пр.Я тоже себя осознаю активным участником этого процесса. Это мне позволяет реализовать Федерация авиамодельного спорта России в республике Башкортостан на базе кружка технического творчества «Умелец». Региональное отделение Союза машиностроителей России в Республике Башкортостан проводит не только соревнования , но и конференции .Проводится массовое привлечение молодого поколения в авиамодельный спорта. Федерация авиамодельного спорта России в Республике Башкортостан при поддержке Башкортостанского регионального отделения Союза машиностроителей России проводит конференцию где собрало ведущих авиамоделистов республики. Сейчас идёт массовое привлечение молодого поколения в авиамодельный вид спорта. Благодаря региональному отделению СоюзМаш России в республике отлажена связь с общеобразовательными учреждениями Уфы. Заключено соглашение о сотрудничестве между «Федерацией авиамодельного спорта России РБ « и «Союзом машиностроителей России»
V. Роль авиамоделизма в моём профессиональном определении
С детства я увлечён техническим творчеством. Увлекался конструированием не только из популярных конструкторов ,но и конструировал объёмные модели из бумаги. Моё самостоятельное творчество получило продолжение в кружке «Умелец». Тяга к моделированию мне передалась от дедушки и папы, которые тоже занимались моделированием. С 2013 г. в моей жизни начался увлекательный творческий процесс. Процесс постижения компетенций будущего инженера , авиаконструктора. Под чутким руководством О. Коха и Н. Мазитова я постигал основы авиастроения.Первыми моделями моими были комнатные модели из пенопласта.
На практике применил умения и навыки работы с инструментами. Аккуратности и терпения потребовала работа выполнения винта и крыльев. При создании деревянных резиномоторов я освоил многие инструменты: рубанок, рашпиль, стамеску, лобзик, струбцина, надфиль, пила, плоскогубцы, комплект чертёжных инструментов, материалы(клей, гвозди, проволока, лак, плёнка).
Все полученные за годы работы кружка умения я использовал в создании резиномоторного планера с таймером.
При изготовлении всех перечисленных моделей я приобрёл полезные в жизни практические навыки. Вопросы аэродинамики , вопросы прочности изготовленной модели были для меня самыми интересными. При подготовке к соревнованиям я развил такие черты характера как терпение, силу воли, выносливость. Полученные умения и навыки позволили мне стать неоднократным победителем и призёром на городских, региональных и всероссийских соревнованиях , от лично-командного до личного первенства в классе моделей: зальных метательных, F-1B, F-1-G, F-1N.Начиная с 1 класса, 8 лет я занимался авиамоделизмом.
Данный вид технического творчества помог мне в профессиональном самоопределении, привило разнообразные технические навыки, которые я реализовал став победителем (2017 г) Чемпионата Junior Skills в рамках Регионального Чемпионата профессионалы» WorldSkills Russia , а в 2018 г. призёром. Авиамоделизм для многих подростков , становится началом большого пути. Это увлечение , которое позволило мне почувствовать себя авиатором. Я пришёл к выводу, что у авиамоделизма есть будущее. Летательные модели- одно из лучших средств проверки правильности теоретических расчётов для авиаторов конструкторов. На моделях проверялись и проверяются принципы полёта и выясняется картина многих явлений, происходящих с самолётом в воздухе. Авиамоделизм- школа и первые шаги будущих лётчиков, авиаинженеров, авиационных конструкторов. Примером может служить факт биографии таких известных авиаконструкторов как А. Н. Туполева , А. С. Яковлева , С .В. Ильюшина , С.А. Лавочкина , А.И. Микояна , которые превзошли многих авиаконструкторов мира в умении уменьшать вес конструкции. А самая маленькая модель летает по тем же законам аэродинамики , что и большой самолёт АН – 225 Мрия .Сегодня государство заинтересовано в выявлении одарённых детей и ставится задача технического образования школьников .В связи с этим уделяется внимание развитию детского технического творчества, функционируют авиамодельные кружки в учреждениях дополнительного образования детей, проводятся мероприятия, способствующие популяризации авиамодельного спорта. Авиамоделизм для многих подростков становится началом большого пути. Это увлечение , которое позволило мне почувствовать себя авиатором и стало началом освоения компетенций будущего авиационного инженера :
- Освоение и отработка основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске
- Освоение современных технических решений
- Сформированность таких качеств как :трудолюбие, терпеливость, настойчивость в работе, стремление сделать модель правильно, чтобы каждая построенная модель летала.
Эти компетенции мне помогут реализовать как авиационный инженера в будущем. Моя мечта стать студентом факультета АДЭ УГАТУ. Я сделал к этому все необходимые шаги благодаря своей увлечённостью авиамоделизмом. Сегодня государство заинтересовано в выявлении одарённых детей и поэтому поставленная задача реализуется в рамках технического образования школьников.
VI. Заключение
История авиамоделизма доказывает фундаментальность этого технического творчества .На современном этапе это ещё и кузница кадров для авиастроения. Многие прославленные авиастроители когда-то начинали с кружковой деятельности. Преемственность поколений, как я выяснил –немаловажный фактор. Мой дедушка- воспитанник знаменитого Комарова Г.А., дядя был увлечён кордовыми моделями. История авиамоделизма- опыт, изыскания, расчёты, открытия , и не увядающая надежда в величие авиастроения .Без этой истории не может быть будущего. Техническое творчество моих родных , моё увлечение авиамоделизмом как залог формирования компетенций будущего инженера авиаконструктора, ещё раз доказывают, что у авиамоделизма есть будущее.
VII. Список использованных ресурсов
- История авиамоделизма. Организация советского авиамоделизма. История спортивно-технических достижений:URL:http://www.ochymelye.ru
- История авиамоделизма. URL:http://www.vegchel.ru
- Рекорды мира и России на 29.11.2019. URL:http://www.fasr.ru
- Этапы развития авиамоделизма в Республике Башкортостан. URL:http://refdb.ru/look/1095155.html
- Что такое авиамоделизм. URL: http://xn--90aiillpnhb9a.xn--p1ai/index.php/kruzhki/avia-kibersport/92-chto-takoe-aviamodelizm/304-chto-takoe-aviamodelizm
|