Вторник, 24.12.2024, 02:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Экранолет Бартини - опередивший время!

Автор: Антаков Федор Вадимович
Возраст: 17 лет
Место учебы: 11А класс МБОУ гимназия 39
Город, регион: Уфа, Республика Башкортостан
Руководитель: к.т.н. Каменев С.И. доцент УГАТУ

«Экранолет» Бартини – опередивший время!

План:

Введение
1. Р.Л.Бартини - человек-загадка
2. «Опередивший время» - разработка термина, критериев оценки
3. «Экранолет» Бартини – история конструкции
4. Оценка «опережения времени»
5. Описание наглядного пособия – копии ВВА-14
6. Результаты исследования
Заключение
Источники информации

Введение

 

Актуальность темы: В постсоветское время в СМИ появилось множество материалов, в которых утверждается, что советский авиаконструктор Р.Л. Бартини – «человек из будущего», по гениальности сравнимый с Леонардо да Винчи, а созданные им летательные аппараты – «опередившие время».

Новизна проводимого исследования: впервые предпринята попытка разработать применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина и определить, действительно ли ВВА-14 «опередил время».

Теоретическая значимость и возможность практического использования результатов: разработан применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина, определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72, позволяющая наглядно оценить новизну применимых в его конструкции научных и технических решений.

Цель исследования: определить, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовить наглядное пособие - копию ВВА-14 в масштабе 1/72.

Объект исследования: разработка и воплощение в металл, запуск в серию летательных аппаратов в СССР.

Предмет исследования: «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л. Бартини.

Гипотеза исследования: «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л. Бартини опередил свое время.

Задачи исследования: Разработать применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина. Определить, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовить наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72.

Достоверность результатов: в ходе исследования использованы материалы, опубликованные историками в открытой печати, за их достоверность несут ответственность авторы изученных исследований, в работе приведены ссылки на документы, ими использованные.

Методы и приемы исследования: изучение и анализ материалов открытой печати и сети Интернет. Изготовление наглядного пособия – копии ВВА-14 в масштабе 1/72.

Ход исследования: изучены и проанализированы материалы открытой печати, разработан применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина, определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72.

Результаты и выводы: Гипотеза исследования подтверждена. В соответствии с разработанным термином, «экранолет» Р.Л. Бартини является «опередившим время».

1. Р. Л. Бартини – человек-загадка

В постсоветское время в СМИ появилось множество материалов, в которых утверждается, что советский авиаконструктор Р.Л.Бартини – «человек из будущего», по гениальности сравнимый с Леонардо да Винчи, а созданные им летательные аппараты – «опередившие время». Помимо многочисленных домыслов, «журналистских расследований», «исторических исследований», касающихся тайны рождения, деятельности до прибытия в Советский Союз Р.Л.Бартини, во ВСЕХ публикациях утверждается, что Р.Л.Бартини – автор более 60 законченных проектов самолётов. Некий Александр Бочков пишет: «Большинство разработок Бартини значительно опережали своё время. Многие технологические и конструкторские самолётостроительные идеи Бартини могут быть воплощены только сейчас, многие ещё ждут своего воплощения в будущем».Попробуем все-таки разобраться в том, каковы же реальные достижения Р.Л.Бартини – советского авиаконструктора.

Вот статья из Большой Советской Энциклопедии:«Бартини Роберт Людовигович. Автор самолётов ДАР (дальний арктический разведчик), «Сталь-6,-7», оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок и др.»[1]

Интересно, что здесь авторство Р.Л.Бартини приписывается всего лишь трем самолетам, а также то, что не упоминается ВВА-14, очевидно, из соображений секретности…

В советское время официальным биографом Р.Л.Бартини был Игорь Эммануилович Чутко, книга которого – «Красные самолеты»[2] несколько раз была издана Политиздатом в 1970-1980-х г.г. Повесть «Красные самолеты» по сути является беллетризованной, политизированной биографией Р.Л.Бартини, написанной человеком, мало разбирающемся в технике вообще, и в авиации, в частности, хотя и утверждавшем, что долгие годы знал Р.Л.Бартини лично. В этом качестве упомянутая книга не может служить источником для исторического исследования.

Общепризнанный специалист по истории советского самолетостроения, авиаконструктор В.Б.Шавров, в своих книгах – «История конструкций самолетов в СССР до 1938г.» [3] и «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950гг.» [4], авторство Р.Л. Бартини подтверждает в следующем:

  • «Сталь-6»-экспериментальный самолет со многими элементами новизны. Автор его Роберт Людовикович Бартини, итальянец, политэмигрант, работавший в нашей стране с 1924г., образованнейший талантливый конструктор»[3, стр.441]
  • «ДАР Р.Л.Бартини-Самолет был выпущен в конце 1935г. Испытания проводились весной 1936г. В Ленинграде в Гребном Порту. Летал Б.Г.Чухновский. Результаты были признаны хорошими»[3, стр.553-555]
  • «Сталь-7» Р.Л.Бартини -Самолет показал прекрасные летные качества»[4, стр.84-86]

Далее, по монографии В.Б.Шаврова, авторству Р.Л.Бартини принадлежат следующие проекты[3, стр. 405-408]:

  • «Р»-сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» малого удлинения.
  • «Р-114»-зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко.

В 1944—1946 гг. Р.Л.Бартини работал над проектами гражданских самолетов.

  • Т-107(1945 г.) с двумя двигателями АШ-82 — пассажирский самолет-среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением.
  • Т-108(1945 г.) — легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л. с. двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Не строился.
  • Т-117 — магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2400 л. с.
  • Т-200 — специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет.

Далее В.Б. Шавров пишет:

«В 1945-1961гг. Бартини было разработано пять проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты «Ф»,«Р»,Р-АЛ,«Е» и«А»)».

И все, более о самолетах и проектах Бартини не упоминается. Остается загадкой также, что за проекты «Ф»,«Р»,Р-АЛ,«Е» и «А». Для того,чтобы в этом разобраться, а также для того, чтобы «найти» недостающий летавший самолет Бартини – ВВА-14, необходимо обратиться к единственной изданной после перестройки книге о Р.Л.Бартини: Якубович Н.В. «Самолеты Р.Л.Бартини», 2006 г. [5]

Итак, по хронологии Якубовича Н.В., проекту «А» соответствует «А-57»:

«Итак, дальнейшим развитием А-55 стал проект стратегического бомбардировщика и ракетоносца А-57 с экипажем из трех человек, предложенный Р.Л.Бартини в 1958 году.

Далее, по Якубовичу Н.В.:

«На базе А-57 были спроектированы разведчик Р-57 и его вариант Р-57-АЛ с ядерной силовой установкой, разрабатывавшейся под руководством А.М. Люльки[5, стр. 82].

Очевидно, это и есть проекты Р.Л. Бартини «Р» и Р-АЛ, по Шаврову В.Б.

Следующим по времени разработки идет, по Якубовичу Н.В., проект Е-57:

«Видимо осознав, что «бюрократическую машину» в лоб не возьмешь, Бартини пошел обходным путем, предложив проект дальнего бомбардировщика Е-57 по аналогичной А-57 схеме.» Без сомнения, это и есть проект Бартини Р.Л. «Е», по Шаврову В.Б.

Итак, остается установить, что представляет собой проект «Ф» по Шаврову В.Б. В своей книге [5] Якубович Н.В. пишет:

«Однако Роберт Людвигович не забыл рекомендации научно-технического совета ГКАТ и взялся за менее амбициозный проект фронтового бомбардировщика Ф-57 весом 25 т.»

Таким образом, документально подтверждено, что до 1961г. Р.Л.Бартини являлся автором:

  • Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
  • Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
  • ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
  • Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
  • Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
  • Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
  • Т-108 (1945) — легкий транспортный самолёт (проект)
  • Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолет (не достроен)
  • Т-200 (1947) — тяжелый военно-транспортный и десантный самолет(проект)
  • Т-210 — вариант Т-200 (проект)
  • А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
  • Е-57 — (проект) гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж - 2 чел. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность - 7000 км.
  • Ф-57 — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-57 — сверхзвуковой дальний разведчик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57.

Далее в своей книге [5] Н.В. Якубович описывает следующие проекты и летательные аппараты, автором которых являлся Р.Л.Бартини:

«…Все эти исследования привели Бартини к грандиозному проекту вертикально взлетающего самолета СВВП-2500 с полетным весом 2500 т. … Затем в ОКБ Г.М.Бериева изготовили пилотируемую самоходную модель ГЛ-1 («Гидролет», Бе-1), предназначенную для исследований управляемости и мореходности окончательной компоновки подводных крыльев для экраноплана-авианосца.

Когда стало ясно, что постройка СВВП 2500 маловероятна, то Бартини, развивая идею составного крыла (образованного из центроплана малого удлинения и консолей большого удлинения), в 1963г. предложил создать вертикально взлетающий самолет-амфибию противолодочной обороны МВА-62 весом 38 т.

МВА-62 так и осталась на бумаге, став предшественником проекта вертикально взлетающей амфибии ВВА-14, ее планировалось построить силами завода №938(ныне–Ухтомский вертолетный завод,УВЗ) в Подмосковье, где дислоцировались основные силы конструкторского бюро Бартини» [5, стр. 89-91].

Подробно история постройки и испытаний ВВА-14 описана в 3 главе, там же объясняется, почему самолет-амфибия превратился в «экранолет»

Гипотеза настоящего исследования – «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л.Бартини опередил свое время.

Для доказательства гипотезы необходимо решить несколько задач, одна из которых - разработать применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина.

2. «Опередивший время» - разработка термина, критериев оценки

Термин «опередивший время» в военно-исторической, справочно-энциклопедической, филологической литературе отсутствует.

«ТЕРМИН,-а,м. Слово или словосочетание - название определенного понятия какой-н. специальной области науки,техники,искусства.» [6,стр.853].

«ОПЕРЕДИТЬ,-ежу,-едишь;-еженный(-ен,-ена);сов.,кого-что.То же, что обогнать.» [6, стр.478].

«ВРЕМЯ, -мени,мн.-мена,-мен,-менам,ср.1.Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена ее явлений и состояний. 2.Продолжительность, длительность чего-н.,измеряемая секундами,минутами, часами. 3. Промежуток той или иной длительности,в к-рый совершается что-н., последов. смена часов, дней, лет. 4. Определенный момент, в который происходит что-н. 5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. 6. Пора дня, года. 7. в знач. сказ., с неопр. 8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. 9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. 10. времен кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, вовремя существования кого-чего-н. (о ком-чем-н. бывшем в отдаленном прошлом).»[6,стр.96].

Очевидно, что простая подстановка толкования слова не позволяет разработать термин «опередивший время» применительно к летательному аппарату (далее-ЛА). Ясно только, что ЛА должен быть «впереди всех» и «раньше всех». Только вот в чем?

Обратимся к опыту издателей «Книги Гиннесса об авиации. Рекорды. Факты. Достижения» М. Тейлора и Д. Мандэя [7]. Попробуем на примерах из их книги определить, на каком основании тот или иной ЛА попал в «Книгу Гиннесса».

  1. Впервые на ЛА аппарат установлен тот или иной тип двигателя
  2. Впервые на самолет установлены 4 двигателя
  3. Впервые на ЛА аппарате применен к.-л. материал
  4. Впервые известное техническое решение (двигатели) расположены на ЛА по-новому
  5. Впервые ЛА разрабатывается для нового вида применения
  6. Впервые на ЛА применено сочетание нескольких технических решений
  7. Естественно, что в «Книге Гиннесса…» присутствуют ЛА, на которых официально установлен какой-либо авиационный рекорд (дальности, скорости, грузоподъемности и т.п.).

На основании вышеизложенного, попытаемся сформулировать термин «опередивший время» применительно к ЛА.

Для этого, в том числе, используем термины:

«Техническое решение - устройство, сооружение, изделие, являющееся конструктивным элементом или совокупностью конструктивных элементов, находящихся в функционально-конструктивном единстве; способ, процесс выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов; вещество, искусственно созданное материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов, ингредиентов» [8, стр.612].

«Опытный, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.

1. Обладающий опытом (в 1 знач.), знаниями, навыками в каком-л. деле, профессии, ремесле. 2. Предназначенный для ведения опытов. 3. Основанный на опыте, эксперименте.» [9, т.4, стр.212].

Итак, впервые разработанный термин:

«Опередивший время ЛА –

1) ЛА, на котором официально установлен к.-л. авиационный рекорд;

2) опытный ЛА, на котором впервые применены к.-л. технические решения, либо количество (размеры) их, либо сочетание их»

Из формулировки термина вытекают критерии оценки ЛА на соответствие термину «опередивший время»:

  1. Установлен ли на данном типе ЛА к.-л. авиационный рекорд;
  2. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного технического решения;
  3. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного количества (размера) технических решений;
  4. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного сочетания технических решений.

Таким образом, первая задача исследования выполнена – разработан термин «опередивший время», критерии его оценки. Переходим к решению второй задачи исследования – определить, является ли самолет-амфибия-экранолет ВВА-14 конструктора Р.Л.Бартини опередившим время. Для этого необходимо рассмотреть историю создания ВВА-14, выделить, что в его конструкции было «впервые».

3. «Экранолет» Бартини – история конструкции

Полное и достоверное описание истории ВВА-14 изложено в уже использованной в первой главе настоящего исследования книге Н.В.Якубовича «Самолеты Р.Л.Бартини [5]. Далее последует вставка из упомянутой книги, продолжающая описание истории ВВА-14 из первой главы. Автор выделил участки текста, в которых описываются впервые примененные технические решения, либо их количество (размер), либо их сочетания.

«В июне 1968г. ОКБ морского самолетостроения приняло в свой коллектив часть конструкторского бюро серийного завода №86 во главе с Бартини и, вместе с ними, все заботы по этому проекту. В ноябре того же года было подписано решение комиссии Президиума Совета Министров СССР, а спустя месяц – приказ Минавиапрома о разработке технического проекта ВВА-14 на Таганрогском машиностроительном заводе. На разработку и постройку ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия с 14 двигателями) ушло почти пять лет.

Для отработки системы управления самолетом помимо неподвижного стенда, впервые в отечественной авиационной промышленности построили пилотажный стенд с подвижной кабиной. На нем, а также на стенде с неподвижной кабиной отрабатывались режимы управления самолетом.

ВВА-14

К лету 1972г. завершились основные работы по сборке первого ВВА-14 и с 12 по 14 июля провели рулежки и пробежки самолета по грунтовой взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома. Затем самолет перевезли на соседний аэродром с бетонной полосой.

4 сентября 1972г. экипаж в составе летчика-испытателя Ю.М. Куприянова и штурмана-испытателя Л.Ф. Кузнецова впервые опробовал в воздухе ВВА-14, укомплектованный имитатором поплавкового взлетно-посадочного устройства.

Полет, продолжавшийся почти час, подтвердил расчетные характеристики устойчивости и управляемость машины, оказавшиеся не хуже, чем у самолетов традиционных схем.

Первый этап летных испытаний завершился к лету 1973г., после чего машину поставили на доработку. Зимой 1973-1974 годов на ВВА-14 установили штатное пневматическое взлетно-посадочное устройство (ПВПУ), спроектированное Долгопрудненским КБ и изготовленных на Ярославском шинном заводе.

Летом 1974г. приступили к мореходным испытаниям, показавшим, что максимальная скорость при рулежке на воде не должна превышать 35 км/ч.На больших скоростях самолет опускал носовую часть и возникала опасность деформации и последующего разрушения мягких поплавков. ВВА-14 сохранял плавучесть при разгерметизации двух отсеков одного из поплавков, что соответствовало требованиям заказчика.

Первый полет ВВА-14 с выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11.06.1975г. За 16 дней в испытательных полетах ПВПУ выпускали и убирали 11 раз.

С сентября 1972 по июнь 1975г. на ВВА-14 совершили 107 полетов с общим налетом свыше 103 ч, в том числе перелет по маршруту Таганрог – Воронеж – Жуковский, состоявшийся 16 июня 1973 г. На аэродроме ЛИИ на ВВА-14 выполнили несколько полетов, самолет был подготовлен для показа секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову Однако тот не приехал. ВВА-14 вернулся в Таганрог. В ходе испытании была достигнута скорость 260 км/ч.

После прекращения программы ВВА-14 из-за отсутствия подъемных двигателей РД36-35ПР с турбовентиляторной приставкой в 1975г. приступили к его переоборудованию в экспериментальный экранолет 14М1П. Планер второй машины ВВА-14-2М отвезли на дальний край стоянки заводского аэродрома, а до постройки третьего экземпляра ВВА-14 дело так и не дошло» [5, стр. 91-95].

Основными проблемами ВВА-14, которые предстояло решить при проектировании и проверить испытаниями - "китами", как их называл Бартини, были следующие:

  • Необычная аэродинамическая схема - центроплан-летающее крыло с консолями и бортотсеками, т.е. сложное составное крыло.
  • Взлётно-посадочное устройство с поплавками (пневматическое взлётно-посадочное устройство - ПВПУ) длиной 14 м и диаметром 2,5 м.
  • Управление на переходных режимах - при вертикальном взлёте и посадке.
  • Силовая установка ВВА-14, состоящая из двух маршевых и 12 подъёмных двигателей.
  • Поведение самолёта при интерференции газовых струй подъёмных двигателей с поверхностью, с которой взлетает или на которую садится самолёт.
  • Как же укрощались эти "киты" при проектировании и как создавалась конструкция ВВА-14?
  • Конструкцию поплавков ПВПУ, механизмов и систем обеспечения их выпуска и уборки по праву можно назвать выстраданной, ибо таких принципиальных изменений не претерпевала ни одна из систем.

Наконец Бартини сформулировал задачу: и при выпуске, и при уборке поплавка внутри него должно быть давление формообразования, т.е. его надо складывать внешней силой, но не вакуумом внутри, а выпускать, наполняя воздухом. В ответ на это требование и родилась в Долгопрудненском КБА и на ТАНТК совместная конструктивная схема поплавка, механизмов его уборки и выпуска. Выкристаллизовались требования к системам и приводам.

Благодаря изобретению струйных рулей, управляющих векторами тяги одновременно по двум каналам - тангажу и курсу, количество этих рулей было уменьшено. Идеология вращения рукоятки управления самолётом у лётчика "по-вертолётному" дополнила и завершила ставшую стройной теоретическую и конструктивную схему этой важнейшей системы, другого "кита" идеи Бартини. Очень много вопросов по этому "киту" было решено на газодинамическом стенде, имитировавшем работу подъёмных двигателей и струйников. Конструкция газодинамического стенда имела внушительные размеры - примерно 15/15/10 м и массу 27 т.

Силовая установка, состоящая из двух маршевых и 12 подъёмных двигателей, размещённых в центропланных шахтах с забором воздуха сверху центроплана и с выхлопом вниз, была далеко не ординарной.

В отличие от обычных существующих на многих фирмах пилотажных стендов на стенде ВВА-14, помимо имитаторов гула работы двигателей и имитации визуальной обстановки, было смонтировано устройство, позволявшее имитировать вибрацию кресла пилота и почувствовать стук колес о стыки бетонных плит, отрыв и касание машины.

Незапланированный и рискованный эксперимент – отключение питающей электроэнергии - заставил разработать специальное защитное устройство, которое в последующем полностью исключало неприятности при выключении электроэнергии.

Наиболее значимым результатом всех летных испытаний первого образца ВВА-14 следует признать подтверждение еще одного предвидения Р. Л.Бартини: под самолетом вблизи земли толщина динамической воздушной подушки значительно больше по отношению к средней аэродинамической хорде крыла, чем это содержалось в официальных рекомендациях науки.Учитывая тщательность научных исследований (ЦАГИ, НАСА и др.), можно сделать вывод о необычайно удачной компоновке ВВА-14, работающей по-иному, чем изолированное крыло или низкоплан вблизи экрана.

При средней аэродинамической хорде ВВА-14 в 10,75 м эффект динамической подушки ощущался с высоты 10-12 м.

Эта особенность ВВА-14, ставшего таким образом экранолетом-самолетом, использовавшим эффект динамической подушки от экрана, позволила Бартини утвердиться в правоте предсказания для проекта «2500» об экранном полете на высоте 150-200 м при средней аэродинамической хорде 250 м.

4. Оценка «опережения времени»

Определим, каким критериям термина «опередивший время» соответствует экранолет ВВА-14:

1. Установлен ли на данном типе ЛА к.-л. авиационный рекорд – нет;

2. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного технического решения – да:

  • необычная аэродинамическая схема - центроплан-летающее крыло с консолями и бортотсеками, т.е. сложное составное крыло;
  • впервые в отечественной авиационной промышленности построили пилотажный стенд с подвижной кабиной;
  • изобрели и изготовили для подъемных двигателей струйные рули, управляющие векторами тяги одновременно по двум каналам - тангажу и курсу;
  • был создан специальный газодинамический "горячий" стенд, имитировавший работу подъёмных двигателей и струйников;
  • система управления выпуском и уборкой ПВПУ;

3. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного количества (размера) технических решений – да:

  • взлётно-посадочное устройство с поплавками (пневматическое взлётно-посадочное устройство - ПВПУ) длиной 14 м и диаметром 2,5 м;

4. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного сочетания технических решений – да:

  • сложное составное крыло с взлётно-посадочным устройством с поплавками.

К сожалению, ВВА-14 так и не получил подъемных двигателей, поэтому в критериях оценки не указано это рекордное количество – 12 подъемных двигателей, которые были бы установлены на одном самолете впервые в мире.

В связи с этим, изобретение и изготовление струйных рулей и газодинамического стенда также необходимо удалить из оценки ВВА-14.

Несмотря на это, экранолет ВВА-14 является «опередившим время» по трем критериям из четырех.

Таким образом, вторая задача исследования выполнена – определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время».

5. Описание наглядного пособия – копии ВВА-14

Для изготовления наглядного пособия – копии ВВА-14 использован набор фирмы MODELSVIT в масштабе 1:72. Данный масштаб является наиболее распространенным в стендовом моделизме, да и модель в этом масштабе имеет длину 38 см, а размах крыльев – 42 см. Кроме того, на сегодняшний день это единственная производимая в мире модель ВВА-14. Количество деталей – 188. Окраска и расположение опознавательных знаков аутентичны.

  • пособие позволяет наглядно оценить новизну применимых в конструкции ВВА-14 научных и технических решений, а именно – сложное составное крыло, взлётно-посадочное устройство с поплавками (пневматическое взлётно-посадочное устройство - ПВПУ) длиной 14 м, а также их сочетание.

Таким образом, третья задача исследования выполнена – изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72, позволяющая наглядно оценить новизну применимых в его конструкции научных и технических решений.

6. Результаты исследования

В ходе исследования изучены и проанализированы материалы открытой печати, разработан применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина, определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Гипотеза исследования: «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л. Бартини опередил свое время подтверждена.

В соответствии с разработанным термином, «экранолет» Р.Л. Бартини является «опередившим время».

Заключение

Великий советский авиаконструктор Роберто Людовигович Бартини за пятьдесят лет работы в советском авиастроении создал пять летавших самолетов и полтора десятка законченных проектов летательных аппаратов. Но ВСЕ они опередили свое время.

Задачей современных авиаконструкторов является воплощение идей Бартини в жизнь, чтобы выполнить клятву Бартини, данную им в 26 лет товарищам по ЦК итальянской компартии:

«Я положу жизнь на то, чтобы красные самолёты летали выше и быстрее, лучше чёрных!»

Источники информации

  1. Большая Советская Энциклопедия, в 30 томах, третье издание, М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
  2. Чутко И.Э. «Красные самолеты», М.: Политиздат, 1982.
  3. Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1978.
  4. Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. – 2-е изд., исправл. – М.: Машиностроение, 1988.
  5. Якубович Н.В. «Самолеты Р.Л. Бартини», М.: «Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2006.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений», М.: Азбуковник, 1999.
  7. Тейлор М., Мандэй Д. «Книга Гиннесса об авиации. Рекорды. Факты. Достижения», Минск: БелАДИ (Черепаха)/ «Беларусь», 1997.
  8. Гл. ред. Ишлинский А.Ю. «Большой энциклопедический словарь Политехнический», М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  9. Под ред. А. П. Евгеньевой «Словарь русского языка» в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; — 4-е изд., стер. — М.: «Полиграфресурсы», 1999.
  10. Общедоступные материалы сети Интернет
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (29.12.2018) | Автор: Антаков Федор Вадимович E W
Просмотров: 1138 | Рейтинг: 2.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024