Четверг, 28.03.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Как представляли аэропорт в прошлом и как его представляют сейчас

Алиев Амрах, 15 лет, город Сыктывкар, Республика Коми, Российская Федерация
Ученик 9 "Б" класса МОУ "СОШ" 

Как представляли аэропорт в прошлом и как его представляют сейчас

Введение

Транспортное сообщение за последние 100 лет очень изменилось, наибольшие изменения претерпел авиационный транспорт. Началом пути был полет самолета «Флаер» братьев Орвилла и Вилбера Райт 17 декабря 1903 года. Полет был почти символическим, самолет находился в воздухе 56 секунд и преодолел 260 метров. Сейчас самолет является комфортным, скоростным и самым безопасным средством пассажирского сообщения, особенно для отдаленных путешествий. Ежегодно этим транспортом пользуется более 4 500 000 000 пассажиров.

Темой нашей работы «Аэропорт будущего: как его представляли в прошлом и как представляют сейчас», нам она кажется актуальной, потому что сфера пассажирских воздушных перевозок развивается стремительными темпами.

Прежде чем рассматривать то, как менялось в течение развития человеческой цивилизации представление об аэропортах, необходимо определить, что такое аэропорт. Аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование. Существуют гидроаэропорты для обеспечения авиаперевозок на гидросамолётах. Такие аэропорты не имеют взлётно-посадочной полосы, — её функцию выполняет водная поверхность водоема — речная, озёрная или морская акватория.

Цель нашей работы: исследовать представления об аэропортах, существовавшие на протяжении развития человеческой цивилизации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Собрать и проанализировать информацию о том, как представляли аэропорты в начале 20 века.
  2. Собрать и проанализировать информацию о том, какими представляют аэропорты в наше время.
  3. Выявить изменения в представлениях людей, произошедшие с течением времени, попытаться определить их причины.

Гипотезой нашего исследования является предположение, что представления об аэропортах изменяются под влиянием развития научно-технического прогресса.

Представление о воздухоплавании и аэропортах в начале 20 века

Человек мечтал летать с самого начала своей истории. Сначала дирижабли дали людям надежду. А В 1903 году братья Райт подняли в воздух первый самолет, и человечество поверило в то, что сможет покорить небо.

Так как первые аэропланы были относительно легкими и развивали небольшие скорости, не требующие больших длин пробега при взлете или посадке, они могли использовать в качестве летного поля – аэродрома – небольшие ровные площадки. Вследствие этого аэродромы для таких самолетов располагались в любых подходящих местах, удобных для обслуживания населения. Они не имели специально оборудованных взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием. Летчики сами ориентировали свои самолеты относительно направления ветра, чтобы при коротком разбеге (от 300 до 900 м) можно было быстро развить скорость 150–170 км/ч, необходимую для отрыва от земли. 

Такая неприхотливость в обслуживании, позволяла людям мечтать о том, что в будущем у каждого будет личный самолет, взлетающий прямо со двора. В начале 20 века французскими художниками была создана серия иллюстраций под названием «Франция в 2000 году» (Приложение1). Эти картины показывают, как люди представляли развитие авиации. Здесь можно увидеть аэрокэбы, аэрополицию, аэропочтальонов, рестораны, обслуживающие обладателей самолетов; воздушных разведчиков, запускающих беспилотники.

Особого внимания аэродромам и аэропортам на этих картинках не уделялось, предполагалось, что аэротакси и аэрослужбы будут взлетать прямо с улицы, высаживать пассажиров на крыши домов и специальные площадки, не приземляясь.

С появлением в 1930-х годах многомоторных самолетов и коммерческих авиалиний возникла необходимость сооружения бетонированных ВПП (длиной до 1500 м), которые могли бы принимать тяжелые самолеты (весом от 4,5 до 11,5 т), создающие большие удельные нагрузки на покрытие ВПП. Соответственно для их сооружения требовались земельные участки большой площади, удаленные от высоких сооружений и зданий, создающих помехи взлету и посадке, и аэропорты стали строить в пригородной зоне вдали от центров больших городов, используя участки земли, не привлекательные для заселения, отдыха или коммерческой деятельности.

С этого момента появилось немало смелых проектов, которые так и не были претворены в жизнь. Одним из таких является Вестминстерский городской аэропорт. Предполагалось, что он будет построен над Темзой между Вестминстерским и Ламбетским мостами непосредственно рядом с палатами парламента.  Аэропорт должен был быть достаточно высоким, чтобы вместить проходящие корабли и подходить для самолетов с одним винтом. Разработчики предлагали Для этого здесь агентство CG Orange адаптировало оригинальный дизайн с новой взлетно-посадочной полосой, чтобы дать самолетам больше время для взлета, стойку регистрации планировалось разместить на берегу реки, в дополнение к хранилищу (самолетов и топлива), которое было запланировано под взлетно-посадочной полосы, пассажиры и экипажи должны были подниматься к самолетам в лифтах, размещенных в опорных столбах9. Этот проект был предложен в 1934 году.

Существовали и другие планы размещения самолетов. Например, разместить аэропорт на крыше гигантского небоскреба, расположенного в центре города. До него можно добраться из любой точки населенного пункта, внутри здания располагаются все технические службы, зал ожидания, зал регистрации, внизу здания предполагались кафе, магазины, гостиницы для бизнесменов.

Ещё один проект предлагал воздвигнуть в центре города аэропорт в виде круга на опорах, такой аэропорт предполагалось оснастить подвижной взлетной полосой, которая будет подстраиваться под каждый самолет. В опорах круга предполагалось разместить технические службы. В подобный аэропорт можно было бы попасть из любой точки города.

Существовали многочисленные проекты плавучих аэропортов. В них взлетно-посадочные полосы и технические службы размещались на гигантских платформах в море, чтобы снизить уровень шума и уменьшить пространство, занимаемое воздушной гаванью.

Однако вышеуказанным проектам не суждено было воплотиться в жизнь.

Во время Второй мировой войны и после нее происходит прежде всего стремительное развитие военной авиации, но и пассажирские самолеты развиваются. С выходом в космос перед человечеством открываются новые горизонты и на смену фантазиям человека о покорении неба приходят мечты об исследовании вселенной. В многочисленных произведениях зарубежной и отечественной фантастики 1970-1990 годов на смену самолетам приходят космические корабли, аэропорты заменяются космопортами, которые во многом похожи на существующие в то время аэропорты. Интересно, что в фантастических космопортах пассажиры проходят регистрацию, сдают багаж, до кораблей, пристыкованных к орбитальным пристаням, добираются на небольших летательных аппаратах.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что представления людей об аэропортах на протяжении 20 века менялись вместе с развитием авиации. Первые самолеты не требовали особенных условий для взлета, поэтому людям казалось, что самолет может взлететь с улицы или со двора. С изменением технических качеств воздушных машин стало необходимо оборудовать специальные места для взлета и посадки. И если в начале века представления об аэропортах не ограничены рамками, то ближе к середине века на эти представления начинает влиять доступность аэропортов, особенности взлета самолетов, требования безопасности. 

Современное представление об аэропортах будущего

Сегодня воздушный транспорт превратился из фантастического аттракциона на заре XX столетия в повседневное явление. В наши дни «аэропорт» - это элемент национальной транспортной инфраструктуры, формирующий структуру города и региональных систем, оказывающий на нее непосредственное влияние и не только обслуживающий тысячи пассажиров, но и представляющий собой крупное социально-экономическое образование.

Современный аэропорт – это не просто последнее слово архитектуры, а самый футуристический ее жанр, который предвосхищает тенденции развития урбанистики в будущем. Воздушное сообщение сегодня может похвастаться не только отличным развитием, но и большими перспективами — в унисон говорят представители авиационной отрасли и туристического бизнеса, — ведь, несмотря на всевозможные кризисы, поток пассажиров возрастает. Перелеты сделали мир маленьким и компактным, поэтому важность аэропорта переоценить невозможно. Всего в мире их насчитывается около 49 тысяч, и только пять стран не имеют своих воздушных ворот — это Андорра, Сан-Марино, Ватикан, Монако и Лихтенштейн.

 Ученые и архитекторы всего мира проектируют новые аэропорты, стараясь превзойти предшественников. Например, Аэрокосмический центр Нидерландов представил проект кольцевого аэропорта, радикально отличающегося от тех, к которым привыкли. Новый аэропорт имеет четыре терминала и кольцевую взлетно-посадочную полосу вокруг них. Проект, предложенный Аэрокосмическим центром Нидерландов (NLR), разрабатывается в рамках европейской программы The Endless Runway (Бесконечная дорожка), в которой также участвуют исследователи из Германии, Франции, Испании и Польши. При виде сверху новый аэропорт напоминает колесо: в центре — аэровокзал, на небольшом удалении от него — две кольцевые рулежные дорожки, и все это окружает кольцевая взлетно-посадочная полоса. Последняя связана с рулежными дорожками дорожками-спицами. Взлетно-посадочная полоса выполнена с наклоном, как обычно выполняют кольцевые гоночные трассы. Таким образом, весь аэропорт располагается как бы в чаше диаметром 3,5 километра.

В NLR утверждают, что такая компоновка аэропорта в точности следует трем принципам. Во-первых, кольцевой аэропорт будет занимать существенно меньше места — треть площади современного классического авиационного комплекса. Во-вторых — благодаря тому, что аэропорт будет располагаться в чаше, шум от взлета и приземления самолетов практически не будет распространяться в стороны, отражаясь вместо этого вверх. В условиях разрастания городов, когда старые аэропорты оказываются окружены жилыми домами, это особенно актуально. Наконец, в-третьих, — кольцевой аэропорт, полагают в NLR, сможет одновременно обслуживать большее количество рейсов. Дело в том, что на кольцевую взлетно-посадочную полосу одновременно смогут садиться несколько самолетов. Причем в это же время несколько самолетов будут с нее взлетать.

На этом преимущества нового кольцевого аэропорта не заканчиваются. Так, кольцевая взлетно-посадочная полоса может раз и навсегда решить проблему посадки при сильном боковом ветре. При посадке на обычную прямую взлетно-посадочную полосу летчики обычно ориентируют самолет носом навстречу ветру, снижаясь почти боком, а после касания дорожки задними шасси выравнивая машину по курсу. На кольцевой же взлетно-посадочной полосе, каким бы сильным ни был ветер, всегда будет по меньшей мере одна точка без бокового ветра (при снижении к ней воздушные потоки будут или встречными, или попутными, а в таких условиях самолет сажать существенно проще, чем при боковых порывах).

Проект, предложенный NLR, безусловно интересен, но имеет несколько очевидных недостатков, главным из которых является визуальная навигация. Дело в том, что, заходя на посадку, пилоты ориентируются не только на данные инструментальных систем посадки (подробнее о сложностях посадки можно почитать в нашем материале), но и на множество визуальных меток (посадочные огни, визуальный индикатор глиссады, разметку полосы). Если такую визуальную навигацию сделать на кольцевой полосе фиксированной, то говорить о «неуязвимости» садящихся бортов для бокового ветра будет невозможно — при неблагоприятной погоде все размеченные точки захода могут «продуваться». Делать же визуальную навигацию подвижной сложно и дорого. Не ясен и вопрос безопасности. В частности, в случае с классическими прямыми взлетно-посадочными полосами следующий самолет получает разрешение взлететь, если первый уже поднялся в воздух. И наоборот, второй борт получает разрешение приземлиться, если первый уже благополучно сел. При одновременной посадке на кольцевую взлетно-посадочную полосу неясно, что произойдет с самолетами, если один из них вдруг разобьется. Кроме того, заход на посадку по кольцу на полосу с боковым уклоном будет сопровождаться появлением центробежной силы, увеличивающей нагрузку на планер самолета. Если машина технически исправна, это не создаст проблем, но в случае, скажем, с одним отказавшим двигателем такая посадка может закончиться катастрофой.

Свое видение аэропорта будущего есть и у немецкого проектного института Bauhaus Luftfahrt. Этот институт совместно со Школой искусств Глазго представил проект многоуровневых аэропортов CentAirStation. Такие аэропорты могли бы работать в крупных городах, принимая и отправляя «тихие» самолеты CityBird с укороченными взлетом и посадкой. Предполагается, что новые аэропорты будут возводиться над железнодорожными путями, которыми изобилуют многие крупные города США и Европы. Сами аэропорты будут четырехуровневыми. Первый уровень таких аэропортов будет железнодорожной станцией. Прибыв на поезде, люди смогут подняться на второй уровень, пройти регистрацию и ждать своего рейса в залах ожидания.

Затем пассажиры будут подниматься на третий уровень и садиться в самолеты. После этого уже сами самолеты при помощи специальных лифтов будут перемещаться на четвертый уровень — взлетно-посадочную полосу длиной 650 метров и шириной 90 метров. Взлетно-посадочные полосы предлагается оснастить катапультами, которые будут разгонять самолет до скорости отрыва. Согласно расчетам разработчиков, в четырехуровневых аэропортах будет проходить всего 15 минут между прибытием пассажиров на поезде и их отправкой на самолете. На третьем уровне аэропорта одновременно смогут располагаться 15 самолетов. В целом один такой аэропорт сможет работать 16 часов в сутки, обслуживая до 30 рейсов в час. Пассажиропоток аэропорта составит до 10,5 миллиона человек в год.

Самолеты CentBird, предназначенные специально для аэропортов CentAirStation, будут перевозить до 60 пассажиров. Согласно эскизному проекту, они получат крыло с изменяемой стреловидностью и U-образное хвостовое оперение. Изменяемое крыло позволит оптимизировать аэродинамические характеристики самолета для всего диапазона скоростей полета (чем быстрее будет лететь самолет, тем больше будет стреловидность его крыла), а U-образное хвостовое оперение будет экранировать шум реактивных двигателей. Шасси CentBird сделают короче, чем у современных пассажирских самолетов, чтобы уменьшить высоту летательных аппаратов.

Концепт многоуровневых аэропортов был предложен институтом Bauhaus Luftfahrt в рамках долгосрочной программы, реализуемой Европейской комиссией и предусматривающей значительное сокращение времени, необходимого на перемещение людей по Европе. Согласно этой программе, к 2050 году 90 процентов человек, путешествующих по Европе, должны тратить на дорогу от дома до дома не более четырех часов, включая и время на перелеты. В рамках этой же программы исследователи из Федеральной политехнической школы в Лозанне в Швейцарии предложили скрестить железнодорожный вагон и самолет. Концепт получил название Clip-Air. По оценке исследователей, если он будет реализован, проект позволит существенно сократить количество пересадок, совершаемых пассажирами при перелетах, включая такси и поезда.

В Китае также разрабатывают новые проекты аэропортов. Так, чтобы избежать уменьшения площади территории, пригодной для жилого строительства, которой и так мало, был разработан проект высотного аэропорта. На высоте 450 м от земли будут построены башни с тонкой ножкой и расширяющейся к верху площадкой, которая и станет взлётно-посадочной полосой для самолётов. За счёт того, что на высоте ветер сильнее, площадь полос можно в разы уменьшить. Пассажиры смогут передвигаться на лифтах, находящихся внутри вытянутой конструкции. Более того, в верхней части башен планируется расположить отели, магазины, офисные помещения.

Анализируя представленные выше проекты можно сказать, что современные представления об аэропортах не сильно отличаются от тех, что существовали на протяжении 20 века. Создатели решают сходные задачи, они стремятся сократить занимаемые аэропортами площади, уменьшить шум от самолетов, повысить доступность аэропортов, сделать их более комфортными. Проекты, появившиеся в 20 веке словно повторяют те, что были в пошлом веке.

Заключение 

Аэропорты являются одними из самых сложных и часто посещаемых транспортных узлов, но они также становятся все более важными центрами для работы, торговли, отдыха и культуры. Стремительное развитие аэропортов требует внедрения новейших разработок по всему миру.

Целью нашей работы было исследование представлений об аэропортах, существовавшие на протяжении развития человеческой цивилизации. Следует отметить, что само понятие аэропорт появилось в начале 19 века, когда возникла необходимость оборудовать специальные места для взлета и посадки воздушных судов.

Проекты, существовавшие на протяжении двух веков и формирующие представление об аэропортах, сходны по следующим направлениям.

  1. Уменьшение места, занимаемого аэропортом: круговые взлетно-посадочные полосы, размещение аэродрома над городом или в море.
  2. Внедрение аэропорта в городскую инфраструктуру: многоуровневое аэропорты, встроенные в городскую среду.
  3. Повышение удобства пассажиров: аэропорты в небоскребах, расположение входов в аэропорты на железнодорожных станциях, возле станций метро, в многолюдных местах.

Таким образом представления об аэропортах с течением времени менялись незначительно в зависимости от развития авиации.

Список литературы

  1. https://bigpicture.ru/?p=758640
  2.  http://architecturiya.ru/istoriya/arhitektura-aeroportov-zarozhdenie/
  3. http://ukalitki.ru/nauka-i-tehnika/kakimi-budut-ajeroporty-buduschego/
  4. http://fb.ru/post/flights/2016/3/15/4501
  5. http://izba-ua.com/arkhitektura/aeroport-kak-arhitektura-budushhego/
  6. http://www.stena.ee/blog/aeroporty-buduschego
  7. https://tatlin.ru/articles/novyj_urbanizm_aeroport_kak_gorod_budushhego
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/аэропорт
  9. https://www.theguardian.com/cities/2018/nov/09/trafalgar-pyramid-a-look-at-an-alternative-london
  10. https://longstreet.typepad.com/thesciencebookstore/2012/04/addition-to-inner-city-rooftop-airport-design-big-bad-ugly-london-1931.html
  11. http://www.aeroproject.ru/upload/iblock/33b/33b20c6b66cecaa866b1a007cddb5d2d.pdf
  12. http://www.berlogos.ru/article/novye-idei-v-stroitelstve-i-rekonstrukcii-aeroportov/
  13. http://www.architime.ru/competition/2018/competition160618fentressglobalchallenge.ht
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2019) | Автор: Алиев Амрах E W
Просмотров: 1385 | Рейтинг: 2.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1986)
Фурсов Максим (1765)
Егор Андреевич Попов (1344)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (343)
Ефимова Софья Алексеевна (331)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024