Четверг, 25.04.2024, 06:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

«Мёртвая петля» и «Чакра Фролова»: история этих фигур высшего пилотажа и их применение на различных типах самолётов

Выполнил: Фадеев Владислав Алексеевич
Возраст: 16 лет
ученик 9б класса
МАОУ «СОШ № 31»
Руководитель: Костина Е.С.
учитель истории МАОУ «СОШ № 31»

«Мёртвая петля» и «Чакра Фролова»:
история этих фигур высшего пилотажа
и их применение на различных типах самолётов

Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время демонстрация фигур высшего пилотажа является тем критерием, благодаря которому можно судить о маневренности истребителей. Это значит, что в воздушном бою может увеличить шансы на превосходство в воздухе. И поэтому важно изучать историю происхождения и возможности применения этих фигур на различных типах самолетов.

Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.

Цели: изучить историю этих фигур высшего пилотажа и их применение на различных типах самолётов.

Задачи:

  1. изучить историю возникновения данных фигур и биографию их первых исполнителей;
  2. изучить доступные источники информации о том, где использовались фигуры высшего пилотажа и каково их значение;
  3. рассмотреть применение данных фигур на различных типах самолетов.

Объект исследования: история возникновения и применение фигур высшего пилотажа на различных типах самолетов.

Предмет исследования: фигуры высшего пилотажа «Мёртвая петля» и «Чакра Фролова».

Методы исследования: для всестороннего раскрытия обозначенного предмета исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников информации, таких как: видео, схемы; обобщения.

Глава 1. История и первые исполнители

Своё название — «мёртвая» — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. Первые попытки выпол-нить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. внимательно изучал военный летчик П.Н. Нестеров, и пришёл  к выводу, что А. Пегу в ближайшее время пойдёт на штурм неприступной до того времени фигуры «мёртвая петля». Впервые в мире фигура была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в городе Киеве над Сырецким полем П.Н. Нестеровым на самолёте Ньюпор-4 с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу. В мире нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем данной фигуры. В част-ности, во Франции и ряде других западноевропейских стран принято считать, что это был французский пилот Адольф Пегу выполнивший трюк 6 сентября 1913 года.
Биография первых исполнителей очень интересна и может помочь разобраться, почему именно они это сделали.

Пётр Николаевич Нестеров (1887 –1914 гг.)- русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова) Пётр Нестеров прожил короткую, но удивительно яркую жизнь. Он вошёл в истории России не только как основоположник выс-шего пилотажа, но первого боевого тарана. Это был беспримерный случай. Нестеров погиб, протаранив неприятельский самолет, защищая честь и славу своей страны. Он уничтожил вражеский самолет, не имея других средств борьбы с вражескими лётчиками. Имя Нестерова золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.[1]

Адольф Селестен Пегу (1889-1915)- французский пионер авиации, сразу после Петра Нестерова выполнивший мёртвую петлю, первый в истории лётчик-ас.13 мая 1913 г. 19 августа 1913 г. состоялась демонстрация работы парашюта системы Бонне, когда Пегу совершил первый во Франции прыжок с парашютом из самолёта. Во время прыжка лётчику пришла в голову идея совершения на самолёте мёртвой петли.21 сентября 1913 г. на аэроплане «Блерио-XI» через 12 дней после Петра Нестерова Пегу выполнил мёртвую петлю.

«Чакра Фролова»- фигура высшего пилотажа, еще ни разу не применявшаяся во время реального воздушного боя. В основном она демонстрируется пилотами высшего класса на показательных выступлениях и авиашоу. Как никакая иная, она показывает аэродинамическое совершенство двигательных систем истребителей поколения 4+. Практически «Чакру Фролова» можно успешно применить в бою - она позволяет быстро атаковать противника, который находится за спиной у пилота. Также это моментальный маневр перехода отступле-ния в контрнаступление, когда противник уже близко, выполнением петли пропустить его вперед, самому оказавшись за его спиной.

Евгений Иванович Фролов (род.1951) - это летчик-испытатель, впервые исполнивший данную фигуру высшего пилотажа на сверхманевренном экспериментальном истребителе четвертого поколения СУ-37.

Глава 2. «Мёртвая  петля» и «Чакра Фролова»: принципы исполнения

Мёртвая петля [www.aif.ru]

Одна из этих фигур - Чакра Фролова, со стороны очень похожа на «Мёртвую петлю». У «Чакры Фролова»  несколько другой принцип: «Чакра» в авиации представляет собой разворот в плоскости тангажа на 360 градусов с чрезвычайно малым радиусом, своеобразный воздушный кульбит. При выполнении этой фигуры самолёт делает «мёртвую петлю» малого
радиуса и на очень малых скоростях полёта, практически разворачиваясь вокруг своего хвоста. Особенность этой фигуры заключается в том, что она может быть исполнена лишь на самолётах с отклоняемым вектором тяги. [9]

Чакра Фролова [olymp.as-club.ru]

И  если описывать  принцип исполнения «Мёртвой петли» и «Чакры Фролова» можно это сделать следующим образом: петлю считают правильной, если все точки траектории движения самолета лежат в одной вертикальной плоскости, и при этом перегрузка остается положительной на протяжении всего маневра и не превышает предельную скорость, в которой самолет срывается в штопор. Первую половину петли выполняют за счет тяги силовой установки и набранной скорости, вторую — за счет веса самолета и его притяжения к земле, а также тяги двигателей. [5]

Глава 3. Применение «Мертвой петли» и «Чакры Фролова» на различных типах самолетов

Практическое «Мёртвой петли» и «Чакры Фролова» для истребительной авиации заключается в возможности атаковать противника «за спиной» или, если он совсем близко, пропустить его вперёд, самому заняв атакующее положение.

И если то, что сейчас выходят манёвренные истребители с различными стабилизатора-ми, векторами тяги и совершенной авионикой – высший пилотаж не только не ушёл на зад-ний план, а наоборот, стал куда более сложным и эффективным.[4] Самолёты выполняющие «Мёртвую петлю» и «Чакру Фролова» можно разделить и у нас получается следующий  спи-сок.

Мёртвую петлю могут делать не только истребители, но и некоторые гражданские самолёты. Это неполный список, так как сейчас все истребители могут делать мёртвую петлю:

  1. Lockheed C-130 Hercules- американский военно-транспортный самолёт средней и большой дальности. Основной военно-транспортный самолёт США, стран НАТО и ряда других стран. На 2014 год является самым распространённым военно-транспортным самолётом в мире.[4]
  2. Як-40 - первый в мире турбореактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы.[8]
  3. Aero L-39 Albatros - Создан для замены учебно-тренировочного самолёта Aero L-29 Delfin. Совершил первый полёт 4 ноября 1968 года. В 1972 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора.[5]

Но для «Чакры Фролова» это отдельный список, т.к. для  данной фигуры высшего пилотажа нужен самолёт с  управляемым вектором тяги.

Самолёты выполняющие «Чакру Фролова»:

  1. Миг-29 ОВТ - советский/российский многофункциональный истребитель поколения 4+, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.[5]
  2. Су-35российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого. Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.[4]
  3. Cу-37-экспериментальный сверхманевренный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением.Создан на базе истребителя Су-27М. [5]
  4. Су-30 - советский/российский двухместный многоцелевой истребитель поколения 4+ завоевания господства в воздухе. Предназначен для уничтожения воздушных целей днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, а также на фоне земли при применении активных и пассивных помех, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника на большой глубине и действий по назем-ным и морским объектам.[5]
  5. Су- 57 (Т-50)- перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта «ПАК ФА» (программа «И-21»).[5]
  6. Су-47«Беркут»-экспериментальный российский перспективный палубный истребитель, созданный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко использовались композитные материалы.
  7. F-22 Raptor - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компания-ми Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для борьбы с авиацией противника, прикры-тия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. F-22 является первым со-стоящим на вооружении истребителем пятого поколения.[4]

На сегодняшний день «Мёртвая петля» широко применяется как элемент авиашоу, а также как средство обучения молодых военных лётчиков. Это обусловлено тем, что выполнение трюка требует отработки навыков по управлению самолетом в условиях изменяющихся нагрузок, тангажа, высоты и скорости.

Заключение

В ходе исследовательской работы я пришёл к следующим выводам:

  1. Возможность выполнения петлеобразной фигуры на самолёте была доказана русским учёным Н.Е. Жуковским в 1891 году.
  2. По причине несовершенства первых летательных аппаратов при попытках выполне-ния петли погибло много лётчиков, поэтому она получила название «мёртвая».
  3. Первым  «мёртвую петлю» выполнил русский лётчик П.Н.Нестеров в 1913 году, опе-редив француза Пегу. После этого фигура получила второе название - петля Нестерова.
  4. Выполнение «мёртвой петли» положило начало другим фигурам высшего пилотажа, многие из которых нашли применение в боевых условиях.
  5. Различие фигур высшего пилотажа заключается в следующем: при выполнении «Чакры Фролова» самолёт делает небольшой радиус и практически застывает на месте, при  «Мёртвой петле» самолёт делает дугу большего радиуса и продолжает движение.
  6. Список самолётов, которые могут выполнять «Мёртвую петлю» и «Чакру Фролова» довольно большой.
  7. Развитие современных технологий открыло  возможности выполнения новых фигур высшего пилотажа на малых скоростях полёта. Лидерство в этой области принадлежит России. Новые фигуры: Кобра Пугачёва,Чакра Фролова названы в честь русских лётчиков, впервые выполнивших эти фигуры. Российские лётчики и ныне продолжают дело, начатое Нестеровым.

Нестеров изложил  значение своей фигуры в стихотворении:

Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мертвая петля»
Была бы в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе — везде опора...[8]

Список использованных источников и литературы

  1. Бобров, Н. С., Сокол. Повесть о русском летчике П. Н. Нестерове [Текст] / Н. С.   Бобров. -М.: Детская литература, 1954. - 163 с.
  2. Бодрихин, Н. Величайшие воздушные асы XX века [Электронный ресурс] /Н.Бодрихин - ссылка
  3. Великие летчики мира: Адольф Пегу [Электронный ресурс] -URL:  https://www.e-reading.club/chapter.php/1023234/11/Bodrihin_-_Velikie_letchiki_mira.html
  4. Значение фигур высшего пилотажа и их исполнение [Электронный ресурс] - URL:https://mansden.ru/
  5. Ляпин, А. Скорость, высота, маневр, огонь [Электронный ресурс] /А.Ляпин - URL: https://warspot.ru/1777-skorost-vysota-manevr-ogon.-8.10.2014.
  6. Крапелька, Ю. Мертвая петля - фигура высшего пилотажа [Электронный ресурс] / Ю. Крапелька - URL:http://fb.ru/article/146282/mertvaya-petlya---figura-vyisshego-pilotaja.-11.07.2014.
  7. Мёртвая петля: Министерство обороны Российской Федерации  [Электронный ресурс] - URL: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=8032@morfDictionary
  8. Нестеров, П. Жизнь «мертвой петли» [Электронный ресурс] /П.Нестеров - URL:- http://stihiya.org
  9. Петля Нестерова и полупетля: Санкт-Петербургская  авиашкола [Электронный ресурс] - URL http://lockon.spb.ru/dead_loop.html
  10. Работы Н.Е. Жуковского по теоретической аэродинамике [Электронный ресурс] URL:https://prosopromat.ru.- 31.05.2015.
  11. Сидорчик, А.  Небо Нестерова. История русского лётчика, изменившего авиацию / А.Сидорчик // Аргументы и факты.- 2017.- 27 февраля.
  12. Симонов, А.А. Заслуженные испытатели СССР [Текст] / А.А.  Симонов.– М: Фонд «Русские Витязи», 2015.- 408с.
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (13.01.2019) | Автор: Фадеев Владислав Алексеевич E W
Просмотров: 1705 | Рейтинг: 2.2/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2623)
Фурсов Максим (2025)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1965)
Егор Андреевич Попов (1708)
Штриккер Артур (1280)
Григорьев Павел Сергеевич (683)
Медведкин Иван (614)
Азарин Николай (561)
Трунов Артём Николаевич (492)
Ефимова Софья Алексеевна (471)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024