Автор: Черкасов Роман Юрьевич
Возраст: 15 лет
Место учебы: МКУ ДО «РСЮТ»
Город, регион: Ставропольский край Грачевский район с. Старомарьевка
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Черкасова Инна Викторовна, Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края (МКУ ДО «РСЮТ»)
Роль истребителей ОКБ им. Яковлева А.С.
в Победе в Велокой Отечественной войне
1. Введение
Проблема исследования
Самолёты, носящие наименование «Як», широко известны в нашей стране. Их все хорошо знают. Як — это первые две буквы фамилии авиаконструктора Яковлева.
Конструкторскую работу Александр Сергеевич Яковлев начал в 1923 году, в кружке авиамоделизма. Он страстно любил это дело. Вслед за моделями ему удалось построить планёр, потом самолёт... Яковлевым создано несколько десятков самолётов — спортивных, учебных, боевых. Як — основной советский истребитель в годы Великой Отечественной войны. Летчики, прежде чем сесть за штурвал боевого самолета, проходили через учебно-тренировочные машины Яковлева.
С интересом читая книги о самолетах, просматривая интернет – источники по этой теме, а также посещая детское объединение технической направленности, я заинтересовался моделями этого авиаконструктора и тем, какой вклад внес Яковлев в развитие военной авиации.
Актуальность исследования
Среди большого потока фальсифицированных фактов моему поколению все сложнее разобраться в истинной роли нашей страны и её народа в исходе Второй Мировой войны. Это стало поводом, для исследования вклада конкретного человека - авиаконструктора и его изобретений в победу нашего народа над фашизмом.
Объект исследования
Модификации истребителей ОКБ им. А. С. Яковлева.
Предмет исследования
Летно-технические характеристики различных моделей истребителей ОКБ им. А.С. Яковлева и их значение для обеспечения превосходства советской авиации.
Гипотеза исследования
Истребители ОКБ им. Яковлева А.С., созданные в период 1941-1945 годов, благодаря своим летно-техническим характеристикам, обеспечили превосходство советской авиации над противником в небе и сыграли значительную роль в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.
Цель исследования
Целью моего исследования стало изучение истребителей, созданных авиаконструкторами ОКБ им. Яковлева А.С. в 1941 – 1945 годы и определение их значения для победы нашей страны в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- изучение отличительных особенностей истребителей различных модификаций ОКБ им. Яковлева А.С.;
- изучение их летно-технических характеристик;
- рассмотрение вносимых конструкторами изменений в конструкции истребителей;
- сравнение истребителей ОКБ им. Яковлева А.С. с истребителями других авиаконструкторов периода 1941-1945 годов;
- исследование участия истребителей в боях во время Великой Отечественной войны
Методы исследования:
- поиск, анализ и синтез полученной информации;
- изучение и решение задач, которые могли решаться в годы войны.
2. Основная часть
1. Авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич
А. С. Яковлев – это советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957).
Работа ОКБ А. С. Яковлева по истребителям началась в 1939 г. Надо было дать истребители, скорости которых, по крайней мере, на 100 км/ч превышали бы скорость И-16 и достигали бы 600 км/ч на боевой высоте, превосходя тем самым достижения любых зарубежных истребителей. Объективные возможности для этого были. Уже имелись мощные двигатели, например М-105. И-26 – первый опытный истребитель А. С. Яковлева, прототип всех его последующих многочисленных поршневых истребителей, размеры, формы и конструкция которых повторяли в основном исходный тип.
2. Истребитель Як-1
Следующим этапом моего исследования стали модификации истребителей ОКБ им. А. С. Яковлева. И началось мое знакомство с истребителя Як-1.Сначала я изучил его технические характеристики.
И-26 (Як-1) создавался под руководством А.С. Яковлева и был выпущен на испытания в 1940 году. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Это один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес – 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Крыло деревянное площадью 17,15 квадратных метров, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения – дюралевый, обшивка – полотно. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.
Какие особенности выделяли именно этот самолет?
Особенностью этого самолета, кроме малого веса, является хорошая устойчивость и простота пилотирования. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей. В этом истребителе гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем Германии Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и во всех видах маневра. Однако с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны.
Что же надо было предпринять, чтобы улучшить летно-технические данные Як-1? И по инициативе КБ А.С. Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 года. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал по скороподъемности. В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Оказывается, что со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный пулемет УБ (12,7 мм). Затем усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика. Совершенствование самолета продолжалось параллельно с его выпуском — только в течение 1941 г. в его конструкцию было внесено свыше 7000 изменений. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.
Сравнение с аналогами.
Высокие боевые качества существенно отличали ЯК-1 от других истребителей. Например, от самолёта ЛаГГ-3 авиаконструкторов С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова. Планер ЛаГГ-3 целиком состоял из дерева. Цельнодеревянное крыло ЛаГГ-3 с фанерной обшивкой было аналогично крылу Як-1. Мотор М-105ПФ. Самолёт был инертным, медлительным и тяжёлым в управлении. Он плохо «слушался» пилота, с трудом выходил из пикирования и часто срывался в штопор, и по этой причине крутые виражи были невозможны. Не удивительно, что опытные летчики, которым довелось в самом начале войны воевать на ЛаГГ, выражали явное недовольство машиной.
Грузный ЛаГГ-3, заслуживший у пилотов прозвище "утюг", оказался гораздо хуже "Яка". В положительную сторону ЛаГГ-3 отличали от Яков – более высокая боевая живучесть, низкая воспламеняемость и комплектование радиоприемником.
Установка двигателя М-105ПФ позволила лишь ненамного повысить лётные данные. ЛаГГ-3 с таким мотором показал на испытаниях скорость 507 км/час у земли и 566 км/час на высоте 3850 метров. Взлётная масса машины с 2-мя бензобаками - 3160 кг.
Стало ясно, что в существующем виде истребитель бесперспективен, и при любых доработках он будет проигрывать "Яку", оснащённому тем же двигателем.
В дальнейшем авиаконструкторами на базе истребителя ЛаГГ-3 были разработаны: истребитель Ла-5, отличавшийся от предшественника силовой установкой; Ла-5ФН — один из сильнейших советских истребителей того времени, а затем и Ла-7 — самолет, по праву занявший место среди лучших истребителей второй мировой войны.
Участие в боевых действиях Як -1.
В марте 1942 г. газета «Красная звезда» сообщила о воздушном бое, проведенном в небе над Харьковом эскадрильей под командованием капитана Б. Еремина. 8 марта семерка Як-1 встретилась в воздухе с семеркой бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88 под прикрытием 18 Bf-109. Советским истребителям удалось сбить 5 «мессершмиттов» и 2 «юнкерса», не понеся потерь.
7 августа 1942 г. восьмерка Як-1 из состава 32-го ИАП атаковала группу из 36 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 10 истребителей Bf-109. Советские истребители сбили 11 немецких самолетов, потеряв два своих (оба летчика приземлились с парашютом).
Як-1 воевал и стоявший в штате ПВО единственный женский 586-й ИАП, летчицы которого уничтожили 38 самолетов люфтваффе. счету одной из самых известных советских летчиц, гвардии младшего лейтенанта Лидии Литвяк, погибшей в 1943 г., было 11 сбитых немецких самолетов, в том числе и истребители Fw-190A и Bf-109.
Несмотря на то, что вскоре был начат выпуск других типов истребителей конструкции Яковлева, Як-1 выпускался до лета 1944 г., оставаясь с осени 1942 г. и почти до конца войны самым распространенным истребителем советских ВВС.
3. Истребитель Як-3
Истребитель Як-3 создавался в 1943 году на базе Як-1, соединил в себе все преимущества своих предшественников и стал одним из лучших маловысотных легких истребителей. Поскольку в начале 1943 года новых мощных моторов еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеоусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция, обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь.
Получившийся самолет стал одним из самых легких — его взлетный вес равнялся всего 2690 кг, что почти на 200 кг меньше, чем у Як-1. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 ВК-105ПФ-2) пошел в серию. Оснащенный 1280-сильным двигателем ВК-105ПФ-2 истребитель развивал скорость до 646 км/ч и нес вооружение, состоящее из 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов УБС. Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 году на испытаниях Як-3 (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. С 1944 года самолет стали выпускать серийно, и он появился на фронте. Всего было построено 4848 самолетов Як-3.
Участие в боевых действиях.
С августа 1944-го на этой машине воевали истребители 18-го ГвИАП, уничтожившие 427 немецких самолетов при потере 49 своих. А 18 апреля 1945 г. пилоты 3-го истребительного авиакорпуса, проведя 84 воздушных боя, сбили 76 немецких самолетов. Всего на счету этого авиакорпуса за 2 года его существования числилось 1953 сбитых немецких самолета, а его командир — дважды Герой Советского Союза генерал-майор Е. Я. Савицкий — одержал 22 победы.
На Як-3 заканчивали войну и многие лучшие советские асы — дважды Герой Советского Союза П. Покрышев, одержавший 31 победу в воздухе, Герои Советского Союза С. Амет-Хан, В. Макаров, В. Денисенко, имевшие по 30 сбитых. Список этот можно было бы продолжить.
На истребителях Яковлева сражались не только советские летчики. В июле 1943 г. на территории СССР в составе 303-й ИАД был сформирован полк «Нормандия», в рядах которого воевали французские добровольцы. Своим оружием французы избрали именно истребители Яковлева, на которых 1-й ИАП «Нормандия—Неман» воевал до окончания войны, сбив 273 немецких самолета.
Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 г. принимал участие в наступательной Львовской операции. Вывод пилотов был однозначен: "На высотах до 5000 м (выше боев не проводилось) Як-3 превосходит и Me-109 и ФВ-190. Як-3 легко догоняет истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре".
Бесспорно, Як-3 – один из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны.
4. Истребитель Як-7
Самолет Як-7 разработан на заводе № 301 после начала войны по инициативе бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, на базе учебно-тренировочного самолёта Як-7УТИ. Выпуск Як-7 в варианте одноместного боевого самолета был начат в сентябре 1941 г. Всего эта машина производилась в 18 модификациях, включая учебные и боевые самолеты. Даже во время серийного производства самолет Як-7 непрерывно улучшался конструктивно и оснащался новым более мощным вооружением.
Наиболее многочисленная из модификаций Як-7Б — была оснащена 12,7-мм пулеметами УБС вместо 7,62-мм ШКАС и получила форсированный двигатель М-105ПФ. После замены пулеметов ШКАС на УБС по мощности огня Як-7Б стал более эффективным. Як-7Б с форсированным двигателем М-105ПФ являлся фронтовым истребителем и отличался от своего предшественника Як-7Б М-105ПА, главным образом, мощностью двигателя. Кроме установки форсированного двигателя на самолет Як-7Б (с 22-й серии) был предпринят ряд мер, направленных на улучшение аэродинамики и уменьшение полетной массы самолета.
Як-7 был прекращен в июле 1944-го (всего выпустили 6400 машин всех модификаций, из них около 5400 боевых).
Участие в боевых действиях.
Наиболее ожесточенные сражения советские летчики на Як-7 вели в период битвы за Сталинград. Немцами на этом участке фронта были брошены в бой такие асы, как эскадра JG53 «Пик ас» («Пиковый туз»). В ответ советское командование сформировало в составе 16-й воздушной армии несколько полков из наиболее опытных советских истребителей. Летчики только одного из них — 434-го ИАП под командованием майора И. И. Клещева — за 18 дней сбили 36 немецких самолетов.
С 20 августа 1942 г. в небе над Сталинградом сражалась и оснащенная Як-7Б 288-я истребительная авиационная дивизия (ИАД). Истребителями входящего в ее состав 4-го ИАП за период с 7 по 12 сентября было уничтожено 29 вражеских самолетов ценой потери 9 своих машин. Крупное воздушное сражение произошло 30 мая 1943 г. В этот день сорок пять Як-7Б вступили в бой с направлявшейся в сторону Ленинграда группой из сорока семи бомбардировщиков Не-111 и Ju-88 под прикрытием двадцати Fw-190 и Bf-109. Советскими летчиками было сбито 7 немецких бомбардировщиков и 11 истребителей; сами они потеряли 3 самолета.
5. Истребитель Як-9
Почему у истребителя Як – 9 было много модификаций? Чего хотели добиться авиаконструкторы, при создании истребителей, изменив летно-технические характеристики самолета?
Самолет истребитель Як-9 был создан в КБ А.С. Яковлева в конце 1942 года. За его основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ.
Як-9 имел лучшую скороподъемность и вертикальный маневр, чем Як-1 и Як-7Б, больше была и скорость. В целом Як-9 обладал существенно лучшей боеспособностью и мог с успехом бороться с лучшими истребителями противника.
Модификации Як-9
В 1943 году был создан и выпускался крупной серией Як-9Т, вооруженный пушкой калибра 37 мм, а в 1944 году вышел Як-9К с пушкой калибра 45 мм. Эти истребители предназначались для атак наземных целей и борьбы с бомбардировщиками противника.
В 1943 году на фронт пошли истребители Як-9Д, имевшие увеличенный запас топлива, а в 1944 году был создан и сверхдальний вариант – Як-9ДД, выпускавшийся небольшой серией. Если максимальная дальность полета Як-9 составляла 910 км, то у Як-9Д она была 1400 км, а Як-9ДД 1800 км. Небольшой серией выпускался и истребитель-бомбардировщик Як-9Б, в фюзеляже которого размещалось до 400 кг бомб. После создания и доведения до серии нового мощного мотора В.Я. Климова ВК-107А появилась редкая возможность резко повысить летные качества истребителя Як-9.
В самом конце 1943 года появилась новая модификация Як-9У. По сравнению с другими советскими серийными истребителями Як-9У имел самую большую скорость и великолепную скороподъемность. Як-9У отличался превосходной маневренностью, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. 1944 году Як-9У запустили в серийное производство, и самолеты пошли на фронт. По сочетанию своих данных самолет Як-9У оставался одним из сильнейших самолетов Советского Союза периода Великой Отечественной войны и имел превосходство над самолетами противника. Як-9У — получил новый высотный 1500-сильный двигатель К-107А и новый винт; вооружение состояло из 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов УБС. Водяные и масляные радиаторы из носовой части фюзеляжа были перемещены в крыло. Максимальная скорость самолета увеличилась до 670 км/ч на высоте 5000 м, скороподъемность равнялась 1000 м/мин. Тридцать два Як-9У приняли участие в 26 воздушных боях, сбив 28 немецких истребителей и потеряв лишь 2.
Одной из самых многочисленных модификаций стал выпускавшийся с мая 1944 г. Як-9М. На Як-9М были увеличена прочность фюзеляжа, предусмотрен аварийный сброс фонаря, установлен автомат регулирования температуры, воды, изменены органы управления радиостанцией, укорочена ее антенна. С октября 1944 г. устанавливался двигатель ВК-105ПФ-2 (1240 л. с.).
Сравнение с самолетами противника.
Сравнение технических характеристик истребителя Як-9 с основными немецкими машинами показывает преимущество в весе огневого залпа над Bf-109G-2, который применялся на Восточном фронте значительно чаще, чем самолет FW-190A-8. Немецкие машины имели большую скорость на высотах 6000 м и выше, но такие условия боев были характерны для боев над Европой, но никак не над СССР. Истребитель FW-190A-8, благодаря мощному вооружению, имеет больший вес залпа. Но маневренность немецкой машины ниже, чем у Як-9. И обзор назад из кабины Яка был лучше, чем у немецкого истребителя.
Як-9 обладал удачной конструкцией и высокими летно-техническими характеристиками. Всего было построено 16769 самолетов Як-9 в различных модификациях. Он стал началом для последующей самой большой серии истребителей в истории советского самолетостроения. В годы войны выпуском различных вариантов исполнения и модификаций этого самолета занимались три завода: московский завод №82; завод № 153 в Новосибирске; омский завод № 166 в Омске.
3. Заключение
Производство боевых самолетов новых конструкций к началу Великой Отечественной войны еще не было развернуто в необходимом количестве. Но преодолев трудности, вызванные нападением гитлеровской Германии, авиационная промышленность нашей страны с каждым днем наращивала темпы производства боевой техники. И к 1943 году наша авиация завоевала преимущество в воздухе, превзойдя авиацию противника, как по количеству самолетов, так и по их качеству.
В ходе исследования я пришел к выводу, что в плане тактического использования истребители Як не заменяли другие истребители с большей дальностью полетов и с мощным вооружением, а прекрасно дополняли их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины.
В период 1941-1945 годы в ОКБ А. С. Яковлева было разработано большое количество модификаций истребителей: Як-9 в 15 модификациях, Як-7 в 10 модификациях. За годы Великой Отечественной войны истребители ОКБ А. С. Яковлева сражались на разных фронтах, участвовали во многих битвах за нашу Родину.
Большинство изученных источников информации выделяют истребители Яковлева как основное оружие советской истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны. И это закономерно, ведь в годы Великой Отечественной войны коллектив ОКБ А.С. Яковлева трудился с колоссальным напряжением и исключительно плодотворно. Была создана целая гамма выдающихся самолетов, прежде всего – истребителей. "Яки" выпускались на 15 заводах. Слова «Як» и «истребитель» стали синонимами. Суммарный суточный выпуск истребителей доходил до 38 машин. «Яки» составляли две трети советской истребительной авиации. За 1941-1945 годы было построено более 40 000 самолетов "Як": 35 086 истребителей Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их вариантов и модификаций. Истребители Як превосходили количеством выпущенных единиц все другие марки истребителей.
В ходе исследования, был проведен детальный анализ летно-технических характеристик истребителей Як, изготовлены несколько моделей – копий истребителей Як, которые сейчас находятся в экспозиции школьного музея боевой славы. Это истребитель Як-7Б, истребитель Як-9ДД и истребитель Як-3.
Цель исследования достигнута. Предположение о том, что истребители ОКБ им. Яковлева А.С., созданные в период 1941-1945 годов, благодаря своим летно-техническим характеристикам, обеспечили превосходство советской авиации над противником в небе и сыграли значительную роль в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне подтверждено.
4. Литература
- Кацаф А., Самолеты, издательство «Балтийская книжная компания», 2007 г.
- Чумаков Я.Л., Военная авиация Второй мировой войны, Клуб семейного досуга, 2013 г
- Яковлев А.С., Рассказы конструктора. — М.: Воениздат МВС СССР, 1950.
- Яковлев А.С., Советские самолеты, издательство «Наука», Москва, 1975 г.
- Яковлев А.С., Цель жизни. – М.: Политиздат, 1970.
Интернет - источники
- http://www.zoroastrian.ru/node/818
- http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev-as/index.html
- http://www.otvoyna.ru/yaki.htm
- Википедия
- http://airaces.narod.ru/aces2.htm
- http://авиару.рф
|