Четверг, 28.03.2024, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Завод стратегического назначения - вклад Казанского авиационного завода в Победу в Великой Отечественной войне

Автор:         Мухамедшин  Адель  Рустемович
Возраст: 14 лет
Место учебы: МБОУ "СОШ №35" 8а класс.

Город, регион: г.Казань, респ. Татарстан.

Историко-исследовательская работа "Завод стратегического назначения - вклад Казанского авиационного завода в Победу в Великой Отечественной войне. "

План:

1.  История Казанского авиационного завода до Великой Отечественной войны.

2.  ПЕ-2.

3.  ПЕ-8.

4.  Производственный кризис и реорганизация производства.

5.  Список используемой литературы.

 

1. Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова образовался в результате слияния двух авиационных заводов: Московского № 22 им. С.П. Горбунова и Казанского № 124 им. С. Орджоникидзе 26 декабря 1941 года. Летоисчисление объединения ведется со дня подписания Постановления Совета Труда и Обороны СССР от 14 марта 1927 года об организации завода № 22 в Москве – первенца отечественного цельнометаллического самолетостроения.           «Родителями» Казанского авиационного завода являются 2 предприятия: Московский авиационный завод №22, созданный  в 1927г., и авиазавод №124, строительство которого началось в Казани в 1932г.

           Казанский  авиазавод № 124, биография которого началась на 5 лет позже  московского, был объявлен  ударной стройкой пятилетки.  К 1934 году на месте пустырей и болот был  возведен   промышленный   комплекс по производству самолетов. Первенцем Казанского авиазавода  стал  спортивно – тренировочный   самолет КАИ-1, поднявшийся в небо в 1935 году. В 1938г. был  построен  АНТ–20бис – аналог знаменитого  самолета  «Максим Горький». К концу 30–х  гг. авиазавод № 124 дал путевку в   жизнь   многим   типам  самолетов:  скоростному бомбардировщику СБ, дальнему   бомбардировщику   ДБ-А, тяжелому  бомбардировщику Пе-8,  пассажирскому  Ли -2. 

           В  ноябре  1941г.  на территорию казанского  предприятия  был  эвакуирован завод   из  Москвы.   26 декабря  1941г.  Приказом  Наркомата  авиапромышленности  Московский авиазавод №22 и Казанский авиазавод № 124  были  объединены.  Предприятие получило название  Казанский авиационный  завод № 22  им. С.П.Горбунова.

           С первых дней  Великой Отечественной войны пикирующий  бомбардировщик  Пе-2  и дальний бомбардировщик Пе-8, производившиеся на заводе   стали  грозным  оружием в  борьбе   с  врагом.  Каждые  сутки   со  стапелей   завода  сходило  по  10 – 12  самолетов   Пе-2.  За  годы    войны  их  было  выпущено  более  10 тысяч.   В 1945г.   коллектив    завода  награжден  вторым  орденом – орденом Красного Знамени.

2. Пе-2 пикирующий  бомбардировщик.

Фото из архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

 

Небольшие размеры и чистота форм позволяли Пе-2 развивать скорость до 540 м/ч.

С 1941 года самолет строился в основном в следующих модификациях: Пе-2 пикирующий бомбардировщик. Пе-3бис  двуместный дальний истребитель-перехватчик и фоторазведчик.  Пе-2 ФТ («Фронтовое требование»)

Пе-2 выпускался с 1941-1945гг. Казанский авиационный завод выпустил 10162 самолета.

Характеристики:

Размах крыла, м   17.60

 Длина, м   12.60

 Высота, м   3.42

 Площадь крыла, м2   40.50

 Масса, кг   

   пустого самолета   6200

   нормальная взлетная   7775

   максимальная взлетная   8715

 Тип двигателя   2 ПД М-105

 Мощность, л.с.   2 х 1100

 Максимальная скорость , км/ч   

   на высоте   540

   у земли   432

 Крейсерская скорость , км/ч   412

 Практическая дальность, км   1500

 Практический потолок, м   9000

 Экипаж   3

 Вооружение:   два носовых 12.7-мм пулемета УБК и до четырех

 7.62-мм пулеметов ШКАС

  бомбовая нагрузка - нормальная - 500 кг, максимальная - 1000 кг .

3. ПЕ-8 дальний тяжелый бомбардировщик.

 

Фото из архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

 

Пе-8 несли по три тонны бомбовой нагрузки, то есть в несколько раз больше, чем двухмоторные дальние бомбардировщики. На них раньше, чем в Англии и США, были подняты 5-тонные бомбы, которые использовались в битве на Курской дуге.

В июле 1941 года из самолетов Пе-8 сформировали первое боевое соединение под командованием М.В. Водопьянова. Самолеты соединения уже в августе 1941 г. совершили налет на Берлин.

ПЕ-8 выпускался с 1936 г. За годы войны Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова выпустил 79 самолетов.

Модификация   Пе-8

 Размах крыла, м   39.10

 Длина, м   23.59

 Высота, м   6.20

 Площадь крыла, м2   188.68

 Масса, кг   

   пустого самолета   19986

   нормальная взлетная   27000

   максимальная взлетная   35000

 Тип двигателя   4 ПД Швецов АМ-35А

 Мощность, л.с.   4 х 1350

 Максимальная скорость , км/ч   

   у земли   347

   на высоте   443

 Практическая дальность, км   3600

 Скороподъемность, м/мин   352

 Практический потолок, м   9300

 Экипаж, чел   11

 Вооружение:   две 20-мм пушки ШВАК, два 12.7-мм пулемета УБТ и

  два 7.62-мм пулемета ШКАС.

  бомбовая нагрузка - нормально 2000 кг,

   максимально - 4000 кг бомб.

4. Производственный кризис.

В субботу вечером, 21 июня 1941 года, многие работники завода отправились на концерт эстрадного оркестра под управлением Кнушевицкого, строили планы на воскресенье. Однако планам этим не суждено было сбыться.

В ночь на 22 июня руководящие работники были срочно вызваны на завод и еще до официального сообщения проинформированы о вероломном нападении на Советский Союз фашисткой Германии, о необходимости перехода на режим военного времени. Началась новая, военная страница в истории Казанского авиационного завода.

Тысячи работников предприятия добровольно и по мобилизации отправились на фронт.

Согласно приказу Наркома авиационной промышленности СССР А. Шахурина 5 июля 1941 года директором завода № 124 был назначен Василий Андреевич Окулов, который в труднейшие годы военного лихолетья возглавил коллектив самолетостроителей и внес неоценимый вклад в становление и развитие завода. С приходом Окулова В.А. резко повысилась требовательность к руководителям цехов, отделов за сдачу базовой продукции в соответствии с утвержденными графиками. По каждому случаю срыва графика создавалась комиссия, которая внимательно изучала его причины, устанавливала виновников. А по-другому и нельзя было. Завод получил задание в два раза увеличить выпуск самолетов Пе-8. В два с половиной – самолетов Пе-2, конструкции В.М. Петлякова.

В первые дни войны руководство завода столкнулось с очень серьезной проблемой – нехваткой кадров. Квалифицированные, опытные рабочие, на которых до войны держалось производство, в большинстве своем ушли на фронт. В заводских цехах появились совсем молодые люди 14-18 лет, почти подростки, они составляли примерно треть работающих. Только 60% оставшихся на предприятии имели в среднем год рабочего стажа. Времени на подготовку достаточно профессиональной смены слесарей, станочников, рабочих других ведущих и вспомогательных профессий не было.

Но выход все же был найден. Десятки рабочих начали овладевать смежными профессиями, осваивать скоростные методы труда, включились в движение многостаночников. В цехе № 33 на участке мастера Пчелина все рабочие выполняли свои сменные задания не менее чем на 200 %. Вскоре опыт Пчелина освоили еще 29 мастеров завода. На заводе появились рабочие, выполнявшие план на 1000 %- так называемые тысячники.

Фото из архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

 

Война набирала обороты. Фашисты были уже на подступах к Москве. Правительством страны было принято решение об эвакуации в тыл многих предприятий оборонной промышленности. 2 октября 1941 года такое решение было принято относительно Московского авиационного завода № 22 им. С.П. Горбунова. Вначале речь шла об эвакуации половины состава предприятия и станков, а уже 12 октября было принято решение об эвакуации в Казань на территорию авиазавода всего московского предприятия.

Эвакуация огромного завода даже в мирное время непростая задача, во время войны сделать это в сто раз трудней: на счету каждый паровоз, каждый железнодорожный вагон. Для переброски завода в Казань потребовалось 3000 вагонов. В целом переброска завода заняла около двух месяцев.

В Казань прибыло свыше 30 000 москвичей. Для нормальной работы людям нужно было создать нормальные условия жизни, обеспечить их жильем, питанием. Были организованы эвакуационные пункты, которые разместились в клубе фабрики кинопленки, авиатехникуме, в кинотеатрах и других зданиях.

Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны от 28 декабря и Приказу Наркомата от 26 декабря 1941 года было произведено объединение завода № 22 и завода № 124 в один с присвоением новому заводу московского номера – Казанский      авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова.

Зима 1941 года было очень суровой: в отдельные дни температура на улице опускалась до минус 50 градусов. Можно себе представить, чего стоило многим рабочим, проживающим в отдельных от завода районах города, добираться на работу, тем более что единственный транспорт – трамвай ходил очень плохо. На работу за 10-14 километров люди шли пешком. Поэтому не редки были случаи обморожений.   

В течение первых месяцев 1942 года заводской коллектив успешно занимался организацией производственных цехов, освоением мощностей, строительством таких объектов, как склад цветных металлов, термического цеха, цеха покрытий, гаража, фабрики-кухни, строилась взлетно-посадочная полоса. Заводу нужно было взять небывалый темп. Для этого требовалась коренная реконструкция цехов. В.А. Окулов особое внимание при этом уделял на поточную организацию производства.

Круглосуточная работа в годы войны не была редкостью. Рабочие не выходили из цехов до тех пор, пока не сдадут своих суточных заданий, а инженеры и высококвалифицированные специалисты вообще находились на казарменном положении. Только так можно было добиться увеличения выпуска продукции.

Фото из архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

 

Каждые сутки завод строил по 10-12 самолетов Пе-2. Самолеты Пе-2 и Пе-8, изготовленные в Казани, громили врага под Москвой и под Сталинградом, на Курской дуге. Участвовали во всех наступательных операциях наших войск, вплоть до штурма Берлина. Но завод помогал фронту не только боевыми самолетами. Как и по всей стране, на заводе создавался фонд обороны, работники завода сдавали свои личные сбережения на создание боевой техники. Большой заботой заводчане окружали раненных в госпиталях, семьи фронтовиков.  Уже во второй половине 1941 года в фонд обороны на заводе было собрано свыше двух миллионов рублей. В 1942 году эта цифра увеличилась вдвое. Их было решено использовать на создание и оснащение боевой эскадрильи.

В первомайские дни 1943 года на казанском аэродроме выстроились полки 202-й бомбардировочной авиадивизии.  Труженики Татарии отдали  на боевое оснащение авиации десятки миллионов рублей из своих сбережений и передели этой дивизии 102 самолета Пе-2.

Коллектив завода принимал активное участие в сборе теплых вещей, подарков для фронтовиков. На заводе было налажено производство из остатков материалов товаров первой необходимости: чашки, ложки, кружки, сковородки, обувь, телогрейки, зажигалки. 

Для производства столь необходимых фронту боевых машин требовались не только знания, умение и трудовой энтузиазм, нужен был хлеб. Серьезным подспорьем для пополнения продовольственных ресурсов в условиях военного времени стали подсобные хозяйства при промышленных предприятиях и личные огороды рабочих. Например, в 1942 и особенно 1943 году все, что только можно было вскопать в Ленинском районе Казани, от улицы Восстания до Соцгорода и далее до завода, в том числе и весь заводской парк, был засажен картофелем.  

Большой вклад в дело разгрома врага вносили летчики-испытатели такие как А.Г. Васильченко, А.С. Пальчиков, Н.Н. Аржанов, П.Л. Рябченко давшие путевку в жизнь многим тысячам бомбардировщикам. Именно Васильченко испытывал в октябре 1943 года самолет Пе-2 с ракетным жидкостным ускорителем С.П. Королева. Скорость самолета увеличилась на 93 км/ч. В одном из полётов произошёл взрыв ракетного ускорителя, Королёв был ранен, но Васильченко смог посадить горящую и повреждённую машину.

Подготовка кадров для завода велась в ремесленных училищах. В феврале 1944 года было открыто ремесленное училище № 14, в котором могли обучаться до 1000 человек. Из стен этих училищ вышли десятки тысяч квалифицированных рабочих, большая часть которых пополнила цеха. Впоследствии училища были объединены в одно - № 3 базовое профессионально-техническое училище КАПО им. С.П. Горбунова. Сегодня это профессиональный лицей № 123, в котором готовят слесарей-сборщиков летательных аппаратов, операторов ЧПУ, электромонтажников, фрезеровщиков, токарей и др.

В годы войны перед руководством завода стояла проблема охраны здоровья рабочих и служащих. Как избежать тяжелых заболеваний, инфекционных прежде всего? Когда люди недоедают, недосыпают, часто не имеют возможности даже помыться горячей водой. Эти вопросы каждый день задавали себе и в заводской медсанчасти. С целью профилактики массовых эпидемиологических заболеваний в конце 1942 года на заводе в Соцгороде были построены санпропуски, в которых осматривались все прибывающие на завод рабочие. В середине 1942 года заводским медикам много хлопот доставила вспышка малярии – это было вызвано тем, что вокруг завода оставалось много заболоченных мест. Незамедлительно были приняты меры по локализации очага заболевания, произведена химическая обработка болот.

      Утром 9 мая 1945 года в цехе окончательной сборки состоялся митинг, который провел директор завода В.А. Окулов. Собрались тысячи рабочих и служащих завода, которые целый день гуляли по улице Баумана, где обнимали и целовали всех пришедших на столь долгожданный день – День Победы!

В. А. Окулов.

Фото из архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

С этого майского дня завод постепенно стал возвращаться к нормальной жизни. Суровый заводской уклад, сложившийся в военные годы, постепенно стал приобретать мирные черты. Приказом от 14 июня 1945 года на заводе были запрещены сверхурочные работы, уменьшилась продолжительность рабочего дня, установлен официальный перерыв на обед.

За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 года Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова был награжден орденом Красного Знамени. На вечное хранение было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года более 2000 рабочих, инженерно-технических работников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Особая гордость КАПО – заводчане, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной, люди, удостоенные за беззаветное мужество и отвагу высшей награды Родины – звание Героя Советского Союза: Асаф Кутдусович Абдрахманов, Рем Абзалович Абзалов, Петр Яковлевич Гурьянов, Алексей Николаевич Годовиков, Михаил Егорович Колчанов, Владимир  Михайлович Пивченков, Николай Петрович Пушкин, Михаил Васильевич Симонов, Георгий Филиппович Яшин.      

 

5.Список используемой литературы:

 

http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe8.html

http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe2.html

 

Материалы архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

 

 



Источник: http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe8.html http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe2.html
Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2016) | Автор: Мухамедшин Адель Рустемович E W
Просмотров: 4513 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 1
1 щур  
Вставка изображений
 Для вставки изображений используйте кнопку "Choose File" (выбрать файл). Ниже поля редактирования текста. Выбирайте файл на вашем компьютере и копируйте  код типа "$ IMAGE1 $" (код появится после загрузки файла). Изображение будет показано в том месте, куда вы вставите этот код.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1986)
Фурсов Максим (1765)
Егор Андреевич Попов (1346)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Эжиев Руслан Мухаммедович (425)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (344)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024