Автор: Нимец Олег Игоревич
Возраст: 14 лет
Место учебы: МБОУ "СОШ №35" 8а класс.
Город, регион: г.Казань, Республика Татарстан.
Историко-исследовательская работа "КАПО им. Горбунова завод стратегического назначения – Становление 1927 -1941 г.г."
План: 1. Обстановка в мире.
2. Московский авиационный завод №22, его история.
3. Самолеты, которые на нем производились
а) АНТ-2 и АНТ-3
б) АНТ-4 и АНТ-5
в) АНТ-6
г) АНТ-40
4. Казанский авиационный завод №124/27 им. Серго Орджонекидзе
5.Итог - военные годы
6 .Список используемой литературы.
1. Начало ХХ века и ХХ век в общем – время развивающихся технологий и индустриализации. Строились новые заводы, развивалась металлургия и машиностроение. В следствии развития науки и желания людей научиться летать – появилась авиация. В них сразу заинтересовались военные, что дало толчок в их развитии…Советский Союз. За плечами революция, новое правительство решает начать индустриальное и аграрное развитие страны. И имея зарубежные образцы, конструкторов, летавших на планерах и самолетах и способные создавать образцы не только не уступающие зарубежным, но и в чем-то превосходящие их, в 1927г. появился Московский авиационный завод №22.
2.После расторжения договора с немецкой фирмой Юнкерс, в 1927г. было принято решение отказаться от импорта и начать своё производство. Появился Государственный авиационный завод №22 в Филях, возглавил это предприятие Ф.С.Малахов, был директором с 1927-1930, выдающийся человек, был авиамехаником по образованию, участвовал Первой Мировой войне, в Революции. Под его руководством завод выполнил пятилетний план за 2,5 года. Первые шаги дались заводу нелегко. Завод представлял собой плохо оборудованные мастерские, расположенные в недостроенном корпусе, сборка самолетов и вовсе осуществлялась под открытым небом. В которое вскоре поднимется освоенный заводом «Туполевский» АНТ-3. А за ним последуют АНТ-5, АНТ-4. И все это плоды энтузиазма, самоотдачи руководства, их умения принимать правильные для развития завода и труда рабочих в очень тяжелых условиях. В самое трудный момент для завода пришел на завод молодой, но способный инженер военно-воздушной академии С.П.Горбунов, его способность быстро решать самые тяжелые задачи, эрудиция и организаторские способности сыграют большую роль в истории завода. В 1930г. Ф.С.Малахов был отправлен на работу во Всесоюзное авиационное объединение Главного управления металлопромышленности. И директором заслуженно становится Горбунов в возрасте 29 лет. За короткий срок в 2 года он сумел внести значительный вклад в развитие завода и авиастроения, обеспечения серийного производства самолетов. По отзывам хорошо знающих его людей, Горбунов был не только талантливым инженером и организатором, но и являлся человеком долга, высоких нравственных принципов, требовательным руководителем и вместе с тем очень чутким и отзывчивым товарищем. Поэтому на заводе был любим работниками. Ранее разрабатываемый самолет АНТ-6(ТБ-3) был испытан и запущен массовое производство в 1930г. и уже к 1932-му завод изготовил 61 самолет. Так же осваивался АНТ-7, после выпуска 45 машин, производство было передано в Таганрог. Завод стремительно развивался, инженеры набирались опыта, так же как и конструктора, к слову здесь работал известный и талантливый С.А.Лавочкин, конструктор таких самолетов как: Лагг-3 и Ла-5. За освоение строительства специальных типов самолетов в 1933г. предприятие было награждено первой правительственной наградой – орденом В.И. Ленина. В том же году Горбунова приглашают на завод №45 в Севастополе и во время перелета туда самолет, прижатый облачностью к земле разбивается. Причиной быликрайне плохие метеоусловия. 6 Сентября на траурном митинге, председатель ВСНХ СССР Куйбышев отметил, что это событие является ударом по всей стране. Газеты писали: «Не только коллектив авиационного завода, мы все понесли невосполнимую утрату…». По просьбам работающих, завод получил его имя. Директором завода стала Ольга Александровна Миткевич, бывшая на этой должности с 1933 по 1935г. К тому времени, в 1935 ТБ-1 и ТБ-3 начали устаревать и уступать по скорости зарубежным самолетам и требовалась замена. Завод пополнялся молодыми кадрами и был готов к новым и сложным проектам. И в том же году в серийное производство поступает революционный АНТ-40(СБ). Параллельно с ним производился ДБ- А Болоховитинова, который представлял собой ТБ-3 с гладкой обшивкой и улучшенным вооружением. Производства этих самолетов наложились друг на друга. От производства ДБ-А отказались. Директором завода стал Б.Н.Тарасеевич. Пробыв директором меньше года, был осужден, как враг народа и директором стал Семён Леонтьевич Марголин с 1935 по 1937. В 1937г. по доносу был расстрелян и директор снова сменился, им стал знаменитый конструктор Алексей Васильевич Сухарев, который занимал этот пост год по 1938г. Гордостью но только завода но и всей страны стали бомбардировщики Пе-2, сконструированные в КБ Туполева под руководством Петлякова, этот самолет был грозой для врага и основным фронтовым бомбардировщиком. Конструктором этой машины был Владимир Михайлович Петляков, конструктор, прочнист, на крыльях сконструированных им летали все самолеты Туполева. Высшее образование он получил в Московском Высшем техническом училище, окончив его в 1921 году. Руководителем дипломного проекта Петлякова был Андрей Николаевич Туполев. После защиты диплома, Владимира Михайлович начал свой путь в авиацию. Молодой инженер Петляков вошел в когорту конструкторской молодежи ЦАГИ, которые совершили в Советском самолетостроении подлинную революцию. На протяжении одиннадцати лет Петляков возглавлял в конструкторском бюро Туполева бригаду, проектировавшую крылья. Сталинские репрессии конца 30-х годов коснулись многих сотен тысяч инженерных специалистов того времени. В 1938 году был арестован и Владимир Петляков. Самолет, которому суждено было войти в историю Великой Отечественной войны как основной фронтовой бомбардировщик, обеспечивающий преимущество советской авиации в воздухе, создавался в это время за колючей проволокой. В так называемом ЦКБ-29 НКВД, КБ-100 под руководством В.М. Петлякова получила официальное задание на разработку нового самолета ВИ-100, в последующем переделанный во фронтовой бомбардировщик Пе-2. Скоро наступит война и завод будет эвакуирован в Казань, где продолжает свою работу и сейчас.
а) АНТ-2 и АНТ-3 Первые отечественные цельнометаллические самолеты.
АНТ-2 планировался в двух вариантах: пассажирский и разведчик, но появился только пассажирский, а военный вариант так и остался на бумаге. Экипаж 1 чел. и 2 пассажира. Было решено установить двигатель BristolLucifer, мощностью 100л.с. Размах крыла 10.45 м, а площадь 17.89м2 , длина самолета 7.6м. Масса пустого самолета 523 кг, взлетная масса составляла 837кг. Максимальная скорость 170км/ч (на высоте 250м), практический потолок 3300 м, дальность полета 750 км.
АНТ-3 (Р-3) – Первый советский серийный цельнометаллический самолет, построенный для проведения разведки с воздуха. Фюзеляж был взят у АНТ-2 обшит гофрированным кольчугалюминием. Имел бомбовую нагрузку из 8-ми малых бомб, 3 пулемета: 1 синхронный у пилота и 2 спаренных для стрелка- наблюдателя. Двигатель «Либерти» 400л.с.. Полностью отвечал требованиям к разведчикам тех лет. АНТ-3 (Р-3) выпускался с 1925 года. Всего выпущен 103 самолет.
б) В последующие 5 лет были освоены тяжелый бомбардировщик АНТ-4 и одноместный истребитель АНТ-5.
АНТ-5 (И-4) – цельнометаллический истребитель из того же гофрированного кольчугалюминия. По началу на него установили двигатель «Гном_Рон-Юпитер-VI» 420л.с., но заменен на более мощный М-22, мощностью 480л.с. Экипаж 1 человек. Создавался во многих модификациях: И-4бис-моноплан, И-4 с реактивными пушками ГДЛ и пушками Л.В.Курчевского. Серийный выпуск самолета начался с 1928 г. Всего было построено 369 самолетов АНТ-5.
АНТ-4 (ТБ-1) – первый тяжелый двухмоторный бомбардировщик со свободнонесущим крылом. Были установлены 2 двигателя BMV-VI суммарной мощностью 1000-1360л.с., Длина самолета 18 м, размах крыла 28.7 м, площадь 120 м2 . Экипаж 5-6 чел., макс. скорость 206км/ч и потолок 4920 м. Максимальная дальность полета 1500 км. В 1929 г. экипаж летчика С.А. Шестакова на самолете АНТ-4 «Страна Советов» совершил перелет по маршруту: Москва - Нью-Йорк, общей протяженностью 21242 км. В марте 1934 г на самолете АНТ-4 летчик А.В. Ляпидевский вывез с льдины в Северном ледовитом океане на материк первую группу челюскинцев. Использовался ТБ-1 для различных экспериментальных и опытных работ: для «Звена» Вахмистрова, для отработки заправки топливом в полете. Стартовых ускорителей. Дистанционного управления. АНТ-4 (ТБ-1) выпускался с 1925 года. Аэродинамическая схема ТБ-1 стала классической для тех лет. Всего было построено 216 самолетов различных модификаций.
в) От производства 2-х моторных самолетов завод перешел к выпуску 4-х моторных.
АНТ-6 (ТБ-3) являлся одним из самых больших самолетов на тот момент и вселял в иностранцев не только восхищение, но и страх. Имел суммарную мощность двигателей 2000 л.с., что позволило нести 5т бомб. Макс. масса самолета 22 т. Экипаж 8 человек. Является логическим продолжением ТБ-1 и намного больше его и намного превосходил его в размере и оборонительном вооружении, оно устанавливалось в носовой, средней и хвостовой части самолета. Так же имел огромное количество модификаций идоработок. Например: вариант «Антарктида», включающий в себя закрытую кабину (у ТБ-3 она была открытой), ТБ-3-4М-34Р с измененной хвостовой частью и более мощным двигателем, ТБ-3-4М-34РН установка новых двигателей позволила увеличить практический потолок. Участвовал в конфликтах в Финляндии и Халхин-Голе. Эти самолеты состояли на вооружении ВВС СССР более 10-ти лет, многие из них участвовали в Великой Отечественной войне.
г) АНТ-40(СБ) В 1935г. коллектив предприятия приступил к освоению скоростного бомбардировщика АНТ–40, бомбардировщик, которого не догоняли многие истребители того времени. Вооружался 4-мя пулеметами ШКАС и 2 бомбы по 250 или 6 по 100 кг. На авиационной выставке в Париже в 1937 г скоростной бомбардировщик АНТ-40 с гладкой обшивкой и потайной клепкой был удостоен золотой медали. Начало освоения серийного производства машины 1936 год. Всего было выпущено 6995 самолетов.
4. Казанский авиазавод № 124, биография которого началась на 5 лет позже московского, в 1932г., был объявлен ударной стройкой пятилетки. К моменту начала стройки не было ни кадров, ни электроэнергии, ни дорог, ни материалов, ни жилья для рабочих, но зато было огромное желание своими руками создать фундамент светлого будущего. Началось строительство, первый камень заложен 2 мая 1932 года. «Авиастрой» поставил на ноги Татарстан, был 2-ой по значимости революцией после Октябрьской в экономике Татарии. На строительство приезжали жители больших деревень, рабочие других заводов, фабрик, не только из Татарстана, но и со всей страны. Всего завод строило около 100 000 человек. К 1934 году на месте пустырей и болот был возведен промышленный комплекс по производству самолетов. Завод стремительно рос, развивался, с 1934-1935 началась интенсивная производственная деятельность. Первенцем завода стал КАИ-1, спроектированный в Казанском авиационном институте. В 1932г. родилась идея построить самолёт в честь А.М.Горького к его юбилею литературнойдеятельности, с целью агитации. Восьмитонный гигант «Максим Горький» был создан в короткие сроки, являлся самым больши самолётом на тот момент. К сожалению, в 1935 году он разбился. Позже двигатели заменили и уменьшили количество с 8-ми до 6-ти. В 1936г. заводом поучено задание на производство ДБ-А, на заводе его быстро прозвали Аннушкой. Однако позже он был снят с производства. Вместо него началось массовое производство скоростного бомбардировщика СБ. В 1938 году завод зарегистрирован как Казанский авиационный завод №124/27 им. Серго Орджоникидзе. Во второй половине того же года на завод прибыла группа ОКБ Туполева. В Казани в нее влились молодые выпускники КАИ, возглавил эту группу И.Ф.Незваль. В 1940 году заводу поручили самолет Ли-2, производящегося по лицензии компании «Дуглас» с использованием «плазово-шаблонного» метода. Незваль с группой конструкторов детально изучил конструкцию, чем облегчил выпуск машины.
5.В Советский Союз 22 июня 1941 года придет беда… Самая страшная, самая кровопролитная война. Но советский народ, работники обоих заводов были готовы защитить свою Родину! В ноябре 1941г. на территорию казанского предприятия был эвакуирован завод из Москвы. 26 декабря 1941г. Приказом Наркомата авиапромышленности Московский авиазавод №22 и Казанский авиазавод № 124 были объединены. Предприятие получило название Казанский авиационный завод № 22 им. С.П.Горбунова. Работникам предстояло преодолеть много трудностей – на фронт ушли 70% квалифицированных рабочих, была нехватка материалов, оборудования, питания, но общим трудом преодолели все невзгоды, новички пришедшие на завод вскоре стали мастерами своего дела, уважаемые не только на предприятии, но и за его пределами. В Казанском авиационном заводе № 22 им. С.П.Горбунова выпускались знаменитые, революционные машины – Пе-2, Пе-8. Завод в годы Войны стал лучшим авиапредприятием СССР, за что и получил множество наград. Его можно считать по праву Родиной российской стратегической авиации.
6. *rubrikator.info;
* liport.ru;
* all-pix.com;
* foto-transporta.ru;
*www.sovplane.ru;
*foto-transporta.ru;
* wreferat.baza-referat.ru;
*www.aftershock.su;
Материалы архива музея Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».
|